Психология
УДК 37.015.3
кандидат педагогических наук, доцент Зотова Наталья Георгиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье актуализируются вопросы профессионального долголетия педагогов на основе исследования возможностей восстановления и сохранения у них психофизического здоровья необходимого для решения профессиональных задач. В статье обоснована необходимость определения психологических резервов личности педагога для выявления критериев оценки перспектив профессиональной работоспособности и продуктивности труда педагога предпенсионного и пенсионного возраста.
Ключевые слова: профессиональное долголетие, педагог, психофизическое здоровье, педагогическая деятельность, ценностно-смысловая регуляция деятельности, психологические резервы личности.
Annotation. Relevant questions of professional pedagogues' longevity are examined in the article on the basis of research of reserves and recovery possibilities and preserving the psycho-physical health that is necessary for the productive resolution of professional issues.
Keywords: professional longevity, psycho-physical health, pedagogical activity, value-semantic activity regulation.
Исследование проводится на основе реализации научного проекта №18-013-00712 «Ценностно-смысловые основы профессионального долголетия педагога» поддержанного Российским фондом
фундаментальных исследований (РФФИ)
Введение. Вопросы психологического обеспечения эффективной профессиональной деятельности в период зрелости и продуктивного долголетия актуализированы на современном этапе паритетами и реалиями развития общества и государства. И речь не только о перспективах использования различных форм повышения квалификации для лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Важной составляющей жизни личности в данном возрасте является сохранение психофизических возможностей наряду с достижением профессионально значимых результатов. Желание продлить период профессионального долголетия выказывают 75% опрошенных респондентов, принявших участие в нашем исследовании. Среди причин, которые называются в качестве определяющих такой посыл, необходимость сохранения социального статуса, поддержания материального положения и привычного образа жизни, возможность сохранения комфортных условий труда и отдыха и т.д.
Профессиональное долголетие является актуальной проблемой для многих профессиональных областей. В некоторых профессиях активная деятельность заканчивается выходом на пенсию достаточно рано, когда происходят существенные изменения в структуре операциональных и личностных свойств, влияющих на успешность профессиональной деятельности и определяющих снижение ее качества. Исследования многих авторов по данной проблематике показывают, что некоторый спад ряда сенсорно-перцептивных функций наблюдается в период уже после 30 лет и продолжает прогрессировать с возрастом. Снижаются: острота зрения, способность к цветоразличению, вкусовая и обонятельная чувствительность, а время реакции на неожиданные раздражители и пороги слуховой чувствительности, наоборот повышаются. Конечно, приходится признать, что продолжать трудиться в тех видах деятельности, где безопасность жизни и здоровья человека тесным образом коррелируют с психофизическим потенциалом возраста, не представляется оправданным и здравомыслящим решением.
Но остается возможность продолжить работать в качестве педагога - наставника или найти применение своим способностям в других видах деятельности, где инволюция сенсорно-перцептивных функций не приводит к негативных последствиям. Смена которых признается многими исследователями полезной для психологической устойчивости людей зрелого и пожилого возраста.
Изложение основного материала статьи. Вопросы сохранения бодрости, здоровья психологического и физического, эффективного решения сложных задач на протяжении многих лет жизни в профессиональной деятельности педагога рассматриваются на современном этапе с позиции востребованности и социальной потребности в проведении научных изысканий в этом направлении. В чем же их актуальность? Приведем некоторые данные, имеющие отношение к обсуждаемой проблеме. Международное исследование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в фокусе внимания которого находятся учебная среда и условия работы учителей в общеобразовательных организациях, установило, что возраст педагогов в среднем по России приближается к 50 годам (предпенсионный возраст), (TALIS, или Teaching and Learning International Survey, 2017). Кроме того, профессиональная деятельность учителя отличается высоким уровнем психического и физического напряжения, что ведет к утрате жизненной энергии, эмоциональному неблагополучию и выгоранию.
Насыщенность профессии кризисными факторами дополняется экзистенциальными проблемами личности данного возрастного этапа, что неизменно сопровождается снижением ее социальной и когнитивной активности.
Многочисленные исследования показывают, что кульминационные наиболее продуктивные моменты в различных областях профессиональной деятельности располагаются между 30 и 45 годами. Нас интересуют условия, обеспечивающие активную творческую деятельность учителей в возрасте от 50 лет и до этапа свертывания ими своих трудовых функций. Закономерности этого периода, специфическое действие факторов заключительной фазы продуктивной деятельности, выявление психологических резервов личности педагога для использования их в профессиональной деятельности, заслуживают самого серьезного изучения.
Данная проблема решалась с разных позиций. Например, с позиции функционального подхода -измерения, изучения, тренировки психических функций, особых состояний, психологических свойств личности, способностей педагога. Акмеологический подход постулировал анализ естественных возможностей и ограничений человека, находящегося на разных этапах расцвета и достижения «акме» -
высших точек развития, прежде всего - профессионального (А.А.Деркач и др.). В настоящее время в психологическую проблематику профессионального развития прочно вошли такие категории, как: «понимание» (В.В.Знаков); «психические состояния» (А.О.Прохоров);
«личностное и социальное самоопределение» (М.Р.Гинзбург, А.Б.Купрейченко);
«жизненные планы» (К.А. Альбуханова, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К.В. Карпинский, Н.А. Логинова и др.).
В современной науке актуальными направлениями исследования проблематики работоспособности личности можно считать «модели сверхнормативной активности» (В.И.Ясвин), идея «побочного, преобразующего деятельность продукта» (Я.А.Пономарев), «интеллектуальной инициативы» (Д.Б. Богоявленская), природы «целеобразования» (О.К.Тихомиров), сущности «личностного выбора» (Д.А. Леонтьев) и др.
Тем не менее, вне поля научных изысканий процессов регуляции субъектом своей жизни, остается проблема исследования механизмов ценностно-смысловой регуляции и организации человеком своей жизни и деятельности на заключительных этапах профессионализации. Однако, при рассмотрении феномена профессионального долголетия важно понимание психологического механизма профессионального самоопределения личности. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути личности. Это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, определяемый содержанием смыслообразующих мотивов деятельности. (2). И то что в значительной степени характеризует опытного успешного педагога - его вклад в фонд материальных и духовных ценностей общества, высокая работоспособность, надежность и продуктивность труда, его жизнестойкость, оптимизм и выраженная субъектная позиция, т.е. те психологические резервы, которые помогают преодолевать трудности и чувствовать себя здоровыми, наполненными жизненными силами, энергичными, активными, уверенными...., не появились вдруг в одночасье, на закате профессиональной карьеры.
К продуктивному долголетию в профессии педагог приходит через длительный процесс профессионального становления, посредством понимания предназначения профессии, осознания своих возможностей овладения ею и оценку своих актуальных и потенциальных профессиональных способностей. Кроме того, преодолевая трудные ситуации профессиональной деятельности, педагог убеждается в своем профессиональном соответствии, степени, в которой человек подходит, в психологическом (физическом) плане, для своей работы.
Профессионально значимыми признаками профессии педагога могут быть признаны многие слагаемые индивидуальности личности, имеющие значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности. И действительно, достаточно познакомиться с эссе студентов педагогического вуза на тему «За что я благодарен своим учителям?». Одни отмечают наличие принципиальности, твердости, приверженности авторитарному стилю сопровождения процесса обучения и вклада педагога в качество полученного образования, другие выделяют тактичность, доброжелательность и тонкую настройку учителя при решении сложных ситуаций взаимодействия в школе, его готовность прийти на помощь.
Профессия - как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни, конечно, имеет свою индивидуальность через своеобразие личности и может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая.
Приоритетной ценностью в жизни и деятельности человека, особенно с увеличением возраста, является здоровье. «Здоровье - есть выбор такого образа жизни, при котором человек получает удовольствие от своего состояния здоровья, а его устойчивое наличие обеспечивает социальное благополучие и долголетие с высоким уровнем душевного комфорта» (Н.М. Амосов).
Возрастная динамика значимости здоровья также несомненна. Его приоритетная роль традиционно актуализируется у представителей среднего и старшего поколения. Но есть одна проблема, не в меньшей степени предопределяющая природу профессионального долголетия - это проблема барьеров, препятствующих человеку осуществлять в процессе своей жизнедеятельности здоровое поведение. Она органично сочетается с вопросами образа жизни и отношения человека к собственному здоровью (3). На сегодняшний день общепринятым является положение о том, что определяющая роль в обеспечении здоровья человека принадлежит его образу жизни. Здоровый образ жизни состоит из полноценного сна, своевременного питания, отказа от вредных привычек, наличия физической активности и удовлетворенности работой и т.д. Большинство исследователей определяют здоровый образ жизни как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, методов труда и отдыха.
Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с разными явлениями окружающей действительности, способствующими или, напротив, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния (4). Проведенное нами анкетирование предполагало выявление различий в представлениях педагогов разного возраста о состоянии своего здоровья и факторах его определяющих.
Опрос педагогов 9 образовательных учреждений (227 респондентов) показал, что в качестве причин затрудняющих качественное выполнение профессиональных задач чаще всего называются:
большие нервно-психические нагрузки, отсутствие эмоциональной разрядки, необходимость быть все время в форме;
гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты; повышенная раздражительность, недовольство, беспокойство, головные боли, боли в позвоночнике, повышенная утомляемость, снижение иммунитета;
негативные установки по отношению к воспитанникам, учащимся, работе, к коллегам, руководителям; снижение качества работы и коммуникаций, неконструктивные и неэффективные модели поведения; утрата интереса к профессиональной деятельности, наличие состояний эмоциональной опустошенности, депрессии, ангедонии.
Данный опрос свидетельствует о том, что указанные выше причины, препятствующие продуктивному выполнению педагогом профессиональных функций, прямо или косвенно указывают на состояние их психофизического здоровья в зависимости от ранга затруднения и его «вклада».
Диагностика участников исследования на психосоматический тип личности и выявление тенденций ее здоровья дала возможность у становить взаимосвязь психических состояний и физического здоровья, а также зависимость уровня здоровья от возраста не только физического, но и психологического. (Тест Анн Шварцвебер). Кроме того, 63% опрошенных педагогов предпенсионного возраста констатировали отсутствие физической активности в их жизни, и соответственно определили уровень своего психофизического здоровья ниже среднего.
Выводы. Одна из причин пассивного отношения к здоровью кроется в недостатке необходимых знаний о нем, о способах его формирования, сохранения и укрепления.
Существует возрастная динамика значимости здоровья. Поэтому стратегии на ведение здорового образа жизни (повышение физической активности) необходимо формировать у лиц зрелого возраста, выказывающих неудовлетворенность уровнем своего здоровья.
Уровень здоровья оценивается выше при наличии более низкого (чем паспортный) психологического возраста, который зависит от оптимистического настроя и степени удовлетворенности личностью своим трудом.
Результаты проведенного нами исследования носят констатирующий характер, отражая определенные различия в представлениях респондентов о тех факторах, которые, по их мнению, затрудняют или поддерживают стратегии осуществление продуктивной профессиональной деятельности.
Для того чтобы выявить факторы и условия, способствующие длительному эффективному функционированию личности в педагогической профессии, нами на этапе постановки проблемы, предпринята попытка поиска и обоснования критериев профессионального долголетия, обеспечивающих работоспособность, надежность и продуктивность труда педагога и связанных с актуализацией психофизических резервов личности педагога.
Мы предполагаем, что использование на начальном этапе реализации данного научно-исследовательского проекта опросных методов позволит выявить и описать ценностно-смысловые механизмы способствующие или препятствующие профессиональному долголетию педагога и определить дальнейшие пути научного поиска содержания ключевых индикаторов, отражающих искомые факторы ценностно-смысловой регуляции долголетней профессиональной продуктивности личности.
Литература:
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. Человек и общество. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Изд-во « Сталкер», 2003.
2. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
3. Никифоров Г.С., Августова Л.И. Представления о критериях здоровья человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. 2013. Вып. 4. С. 4-13.
4. Никифоров Г.С. Барьеры, препятствующие здоровому поведению. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология 2016. Том 1. № 4
5. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
Психология
УДК: 159.922; 159.923
аспирант кафедры общей и педагогической психологии Каракетова Маргарита Хаджибиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат психологических наук, доцент Урусов Азрет Абукович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Принципы построения целостной индивидуальности человека; интегральная индивидуальность-целостная характеристика индивидуальных свойств человека; субъектно-объектный подход к индивидуальности; структурно-функциональный подход к целостной индивидуальности; структуры интегральной индивидуальности, из изучение в зависимости от детерминации: внутренней или внешней; изучение иерархических уровней интегральной индивидуальности; индивидуальность выражается в неповторимой психологической атмосфере; индивидуальные особенности психологических процессов; индивидуально-неотъемлемая характеристика сущности личности; специальная теория индивидуальности; уровни интегральной индивидуальности: нейродинамический, психодинамический, личностный, социально-психологический, их свойства; t-критерий Стьюдента; опросник структуры темперамента В. М. Русалова; опросник свойств нервной системы Я. Стреляу; опросник свойств личности Р.Б. Кеттелла; опросник свойств социально-психологического уровня К.Н. Томаса; этнические различия групп; сплав биологического и социального; математико-статистическая обработка.
Ключевые слова: структура интегральной индивидуальности; нейродинамический уровень; психодинамический уровень; личностный уровень; социально - психологический уровень; целостная характеристика; темперамент; нервная система; дифференциальная психология; эмпирический материал.
Annotation. Principles for constructing holistic individuality of a person; Integral individuality is holistic characteristics of individual properties of a person subject-object approach to the individuality structural-functional approach to holistic individuality; Study of the structures of integral individuality depending on external and internal determination hierarchical levels of integral individuality; Individuality is expressed inimitable psychological atmosphere; individual features of psychological processes; Individuality Integral characteristics of person's essence; special theory of individuality; qualities of psychodynamic level of integral individuality; properties of the personal