Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СТРАТЕГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ: ЦЕНА АДАПТАЦИИ И ПРОГНОЗ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СТРАТЕГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ: ЦЕНА АДАПТАЦИИ И ПРОГНОЗ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / функциональное состояние / центральная нервная система / вегетативная нервная система / гемодинамика / функциональная эффективность / профессиональное долголетие / социальная сфера / аdaptation / functional state / central nervous system / autonomic nervous system / haemodynamics / functional efficiency / professional longevity / social sphere / the North

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Попова Марина Алексеевна, Щербакова Александра Эдуардовна, Чистова Виктория Васильевна

В статье представлен ретроспективный анализ авторских исследований по вопросам адаптации, функциональной эффективности и профессионального долголетия работников социальной сферы (педагогов, врачей) в стратегически значимом северном регионе при различных вариантах организации трудового процесса очном и дистанционном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Попова Марина Алексеевна, Щербакова Александра Эдуардовна, Чистова Виктория Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL LONGEVITY AND FUNCTIONAL EFFECTIVENESS OF SOCIAL SECTOR WORKERS IN STRATEGICALLY IMPORTANT NORTHERN REGIONS: THE PRICE OF ADAPTATION AND FORECAST

The article presents a retrospective analysis of the author's research on adaptation, functional efficiency and professional longevity of social workers (teachers, doctors) in the strategically important northern region under different variants of labour process organization – face-to-face and remote.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СТРАТЕГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ: ЦЕНА АДАПТАЦИИ И ПРОГНОЗ»

УДК: 613.646

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СТРАТЕГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ: ЦЕНА

АДАПТАЦИИ И ПРОГНОЗ

ПОПОВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» Сургутского государственного педагогического университета, Сургут, Российская Федерация ОИСЮ 1Ю 0000-0003-0193-7973

ЩЕРБАКОВА АЛЕКСАНДРА ЭДУАРДОВНА кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета, Сургут, Российская Федерация ОИСЮ 1Ю 0000-0002-0863-8127

ЧИСТОВА ВИКТОРИЯ ВАСИЛЬЕВНА аспирант кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета, Сургут, Российская Федерация ОНСЮ Ю 0000-0002-9788-1865

АННОТАЦИЯ

В статье представлен ретроспективный анализ авторских исследований по вопросам адаптации, функциональной эффективности и профессионального долголетия работников социальной сферы (педагогов, врачей) в стратегически значимом северном регионе при различных вариантах организации трудового процесса очном и дистанционном.

Ключевые слова: адаптация, функциональное состояние, центральная нервная система, вегетативная нервная система,

гемодинамика, функциональная эффективность, профессиональное долголетие, социальная сфера, Север

PROFESSIONAL LONGEVITY AND FUNCTIONAL EFFECTIVENESS OF SOCIAL SECTOR WORKERS IN STRATEGICALLY IMPORTANT

NORTHERN REGIONS: THE PRICE OF ADAPTATION AND

FORECAST

POPOVA MARINA ALEKSEEVNA Doctor of Medical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Laboratory of Healthy Lifestyle and Health Protection, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russian Federation

ORCID ID 0000-0003-0193-7973 SHCHERBAKOVA ALEXANDRA EDUARDOVNA Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Biomedical Disciplines and Life Safety, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russian Federation

ORCID ID 0000-0002-0863-8127 CHISTOVA VIKTORIA VASILIEVNA Postgraduate student of the Department of Biomedical Disciplines and Life Safety, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russian

Federation ORCID ID 0000-0002-9788-1865 ABSTRACT

The article presents a retrospective analysis of the author's research on adaptation, functional efficiency and professional longevity of social workers (teachers, doctors) in the strategically important northern region under different variants of labour process organization - face-to-face and remote.

Key words: аdaptation, functional state, central nervous system, autonomic nervous system, haemodynamics, functional efficiency, professional longevity, social sphere, the North

STRATEGIK MUHIM SHIMOLIY MINTAQLARDAGI IJTIMOIY SOHA ISHCHILARINING KASBIY UZOQ ISHLASHI VA FUNKSIONAL SAMARADORLIGI: MOSLASHISH BAHOSI VA PROGNOZ

POPOVA MARINA ALEKSEEVNA

tibbiyot fanlari doktori, professor, Surgut davlat pedagogika universiteti "Sog'lom turmush tarzi va salomatlikni muhofaza qilish" laboratoriyasi bosh ilmiy xodimi, Surgut, Rossiya Federatsiyasi

ORCID ID 0000-0003-0193-7973 SHERBAKOVA ALEKSANDRA EDUARDOVNA biologiya fanlari nomzodi, Surgut davlat pedagogika universiteti biotibbiyot fanlari va hayot xavfsizligi kafedrasi dotsenti, Surgut, Rossiya

Federatsiyasi ORCID ID 0000-0002-0863-812 CHISTOVA VIKTORIYA VASILYEVNA, Surgut davlat pedagogika universiteti biotibbiyot fanlari va hayot xavfsizligi kafedrasi aspiranti, Surgut, Rossiya Federatsiyasi

ORCID ID 0000-0002-9788-1865 ANNOTATSIYA

Maqolada strategik ahamiyatga ega shimoliy mintaqada ijtimoiy xodimlarning (o'qituvchilar, shifokorlar) moslashuvi, funksional samara-dorligi va kasbiy uzoq ishlash masalalari bo'yicha muallifning mehnat jarayonini to'liq va masofaviy tashkil etishning turli xil variantlari bo'yicha olib borgan tadqiqotlarining retrospektiv tahlili keltirilgan.

Kalit so'zlar: moslashuv, funksional holat, markaziy asab tizimi, vegetativ asab tizimi, gemodinamika, funksional samaradorlik, kasbiy uzoq umr ko'rish, ijtimoiy soha, Shimol.

Актуальность. Проблема профессионального долголетия работников социальной сферы в промышленных северных регионах является крайне важной для реализации «Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности

до 2035 года», в которой наряду с амбициозными планами добычи углеводородов, поставлена цель повышения качества жизни населения выше среднероссийского уровня - [1]. Социальная сфера -совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь) - [2]. Профессиональное долголетие специалиста -это характеристика его способности на высоком уровне решать профессиональные задачи в течение всего периода времени, отведенного социумом для профессиональной деятельности - [3]. Предлагаемые пути повышения профессионального долголетия в социальной сфере наиболее разработаны в образовании и включают медицинские - [4], экономические - [5] и психологические - [6] аспекты, реализация которых на практике затруднена ответственностью различных не связанных между собой административно структур.

В результате анализа многолетних психофизиологических и инструментальных физиологических исследований работников образования в северном регионе нами разработана концепция функциональной эффективности педагогов (ФЭ). Функциональную эффективность педагогов мы определяем, как удовлетворительную и хорошую работоспособность при сохранении удовлетворительного уровня функционирования физиологических систем организма и низкого уровня эмоционального выгорания - [7; 8]. Оценка ФЭ в полной мере применима для работников социальной сферы, которые занимаются интеллектуальной деятельностью.

Цель и задачи исследования сравнительный анализ функционального состояния организма работников социальной сферы в стратегическом северном регионе Российской Федерации при

различных формах организации трудового процесса; перспективы использования оценки функциональной эффективности для планирования профилактических мероприятий, направленных на сохранение профессионального долголетия.

Материал и методы исследования

Комплексное функциональное и психофизиологическое обследование работников образования и здравоохранения проведено в северном нефтегазодобывающем регионе России - Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Использовали компьютерно-диагностические системы «Поли-Спектр-8», «Нейро-Спектр-1», «НС-Психотест» (Нейрософт, Россия) в 2013-2023 гг. Гемодинамические показатели: центральное систолическое аортальное (цСАД) и периферическое артериальное давление (АД) определяли аппаратом A-PULSE-CASPal (HealhtSTATS, Singapore).

Разработанный нами способ оценки ФЭ включает определение возраста в годах, времени простой зрительно-моторной реакции (время ПЗМР, мс), эмоционального истощения по опроснику профессионального выгорания MBI (ЭИ, балл), исследование вариабельности ритма сердца (ВРС) с определением отношения мощности спектра низкочастотных колебаний к мощности спектра высокочастотных колебаний ритма сердца (LF/HF, у.е.), измерение центрального систолического аортального давления неинвазивным методом (цСАД, мм рт. ст.) и определение отклонения реального цСАДр от должного цСАДд, соответствующего максимальной половозрастной норме. Вычисление индекса функциональной эффективности (ИФЭ): ИФЭ = 1,83 +0,10402*возраст + 0,10512*время ПЗМР + 0,11003*ЭИ + 0,11876*LF/HF + 0,10276*(цСАДр-цСАДд). Оценка ФЭ: удовлетворительная при значении ИФЭ менее 30,5; пограничная при ИФЭ 30,5-40,4; неудовлетворительная пр ИФЭ 40,5 и более [8].

Результаты исследования и их обсуждение

В северном регионе при традиционной очной форме преподавания среди наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье и профессиональную эффективность преподавателей высшей школы выделены профессиональное выгорание (62% женщин и 65% мужчин) и снижение функционального состояния ЦНС. По оценке ПЗМР нормальная работоспособность была зарегистрирована у 49% женщин и 43% мужчин, незначительно сниженная у 41% женщин и 52% мужчин, значительно сниженная у 10% женщин и 5% мужчин -[9]. При эмоциональном выгорании у 59% женщин и 56% мужчин-педагогов выявлен низкий функциональный уровень системы (ФУС), низкий уровень устойчивости реакции (УР) в 31 и 22% и уровня функциональных возможностей (УФВ) ЦНС в 34 и 22% соответственно. Вероятность развития соматической патологии по физиологической реакции на стресс при эмоциональном выгорании отмечена в 45% случаев у женщин и 67% мужчин -[10].

Гендерные различия выявлены и среди другой категории работников социальной сферы - врачей стационаров окружной больницы, наряду с плановой работой, оказывающих экстренную помощь во время дежурств. В условиях профессионального стресса врачи-мужчины имели более высокие показатели скорости психомоторных реакций, ФУС, УР и УФВ, чем врачи-женщины. По результатам исследования низкий уровень функциональных резервов в условиях стресса зарегистрирован у врачей обоих полов, при этом неудовлетворительное (низкое и патологическое) текущее функциональное состояние отмечено у 26% мужчин и 42% женщин-врачей. Адаптационные возможности организма, обусловленные вегетативной регуляцией, у большинства врачей сохранны, тем не менее пограничная и патологическая реакция на активную

ортостатическую пробу выявлена среди врачей у 21% мужчин и 28% женщин - [11].

В период локдауна, связанного с пандемией COVID-19, изменение стереотипа профессиональной деятельности по-разному влияло на функциональное состояние преподавателей различного пола. Преподаватели-женщины оказались лучше адаптированы к дистанционному формату преподавания в отличие от преподавателей мужчин, ФЭ которых была выше при очной форме работы - [12]. Психологическая адаптация к изменению стереотипа профессиональной деятельности по-разному протекала у педагогов мужского и женского пола. Доля педагогов-женщин с эмоциональным истощением после дистанционной работы снизилась с 40 до 20%, среди мужчин сохранилась на уровне 37%. Также с 40 до 20% уменьшилось число педагогов-женщин с высоким уровнем агрессивности, у мужчин высокий уровень агрессивности не был зарегистрирован и наблюдалась статистически незначимая тенденция к уменьшению лиц со средним уровнем агрессивности. Средний уровень тревожности у женщин и мужчин не имел существенных различий (40% и 50%) при очном характере работы и при смене стереотипа профессиональной деятельности на дистанционное преподавание существенно не изменился (40% и 38%) - [13].

В когорте преподавателей, перенесших COVID-19, работоспособность была значительно снижена в 45,9% (40% мужчин, 41,2% женщин), оптимальная работоспособность регистрировалась только в 8,2% (10,0% мужчин, 5,9% женщин) - [14]. Психоневрологические проявления (головная боль, головокружение, слабость, утомляемость, бессонница и др.) регистрировались в 75,6% случаев. По результатам электроэнцефалографии (ЭЭГ) отмечено снижение представленности, амплитуды и частотности a-ритма, изменение реакции на функциональные пробы, по ПЗМР - более выраженное

снижение скорости ПЗМР, УФВ и работоспособности по сравнению с преподавателями, не перенесших коронавирусную инфекцию - [14].

Среди педагогов, перенесших ООУЮ-19, 32,9% в анамнезе имели артериальную гипертензию (АГ). В раннем постковидном периоде отмечена тенденция к снижению периферического АД и цСАД у женщин с АГ и без АГ в анамнезе - [15]. Гендерные различия выявлены в отношении направленности изменений пульса: у женщин молодого и среднего возраста без АГ было выявлено уменьшение частоты пульса в постковидном периоде, при наличии АГ - тенденция к увеличению частоты пульса, в то время, как у мужчин с АГ и без АГ в этих возрастных группах пульс существенно не изменился - [15].

После COVID-19 средней тяжести отмечена тенденция к повышению цСАД и систолического АД, повышение диастолического АД выявлено только у женщин-педагогов. В постковидном периоде у мужчин повышение цСАД и САД отмечено на фоне симпатической активации, в то время как для женщин характерно повышение цСАД, САД и ДАД на фоне вегетативного равновесия и повышения парасимпатической активности - [16]. В постковидном периоде отмечены увеличение компонента очень низких частот, снижение общей мощности спектра, снижение текущего функционального состояния, адаптационных резервов и уровня функционирования физиологической системы, высокая частота патологических реакций на активную ортостатическую пробу, что свидетельствует о незавершенности компенсаторных процессов - [16].

Профессиональное выгорание зарегистрировано среди педагогов до пандемии коронавирусной инфекции в 30,8% (25,0% у мужчин, 40,0% у женщин), после окончания локдауна - в 69,2% случаев (75,0% у мужчин, 60,0% у женщин) - [17]. Психофизиологическое состояние педагогов, перенесших COVID-19, проявилось повышением уровня тревожности, фрустрированности и ригидности,

а также тенденцией к снижению агрессивности. Тревожность до пандемии в когорте педагогов выявлена в 65,4% (3,8% высокая; 61,5% средняя), в постковидном периоде в 76,9% (26,9% средняя; 50,0% высокая). Повышение тревожности после COVID-19 в большей степени выражено у педагогов-мужчин, чем у женщин. Фрустрирован-ность и ригидность в постковидном периоде увеличились преимущественно у педагогов-женщин. Фрустрированность до пандемии выявлена в 23,1% (средняя), в постковидном периоде в 50,0% (7,7% высокая; 42,3% средняя). Ригидность нервных процессов до пандемии отмечена у 53,8% педагогов (3,8% высокая, 50,0% средняя), в постковидном периоде в 69,2% случаев (11,1% высокая, 61,1% средняя). Показатели агрессивности после COVID-19 существенно не изменились - с 38,5% до 34,6%, но отмечена тенденция к снижению высокого уровня агрессивности с 15,4% до пандемии до 11,3% в постковидном периоде за счёт уменьшения высокого уровня агрессивности у педагогов-женщин - [17].

На основании многофакторного регрессионного анализа всего массива психофизиологических и функциональных данных нами были определены предикторы снижения работоспособности у работников социальной сферы, занимающихся преимущественно интеллектуальной деятельностью в северном регионе. Функциональными предикторами высокого риска снижения работоспособности по результатам наших исследований являются увеличение возраста, повышение LF/HF при фоновой записи кардиоритмограммы, увеличение ДцСАД и эмоционального истощения - [18]. Интегра-тивный индекс функциональной эффективности педагогов (ИФЭ) позволяет оценить цену адаптации организма при профессиональной деятельности и прогнозировать профессиональное долголетие. При очном формате преподавания удовлетворительная функциональная эффективность (ФЭ) в 2,2 раза чаще выявлена у

преподавателей-мужчин, чем у женщин, неудовлетворительная ФЭ -в 2,7 раз чаще у преподавателей-женщин, чем у мужчин. После дистанционного формата преподавания число женщин с удовлетворительной ФЭ увеличилось в 1,72 раза, и в 2,3 раза уменьшилась частота встречаемости женщин с неудовлетворительным уровнем ФЭ. Среди мужчин-преподавателей после периода дистанционного преподавания в 2,4 раза уменьшилось число преподавателей с удовлетворительной ФЭ и в 2 раза увеличилась доля с пограничными значениями ФЭ - [18].

При пограничном уровне ИФЭ рекомендовано изменение режима нагрузок и нефармакологическая коррекция факторов риска, при неудовлетворительном - консультация специалистов с целью диагностики патологии и адекватной фармакологической коррекции -[11]. Наш опыт использования систематических физических нагрузок на рабочем месте показывает значимое улучшение психофизиологических характеристик и показателей функционального состояния регуляторных систем организма - [19].

Выводы. Мониторирование функциональной эффективности может быть положено в основу планирования рациональных управленческих и медико-биологических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья и профессионального долголетия работников социальной сферы. В северных регионах, помимо интенсивных рабочих нагрузок, на функциональное состояние организма и профессиональную эффективность наряду с другими гипокомфортными климатическими условиями влияют короткая продолжительность светового дня, постоянная работа при искусственном освящении и низкой влажности воздуха в помещениях.

Оценка функционального состояния отдельных систем организма и психических функций отражает показатели в момент

измерения, но не позволяет определить резервы организма и прогноз, влияющий на профессиональную эффективность и профессиональное долголетие. При профессиональном (эмоциональном) выгорании функциональное состояние жизнеобеспечивающих систем может быть удовлетворительным, и, наоборот, существенное снижение функциональных резервов не всегда сопровождается значимым изменением психических функций, влияющих на умственную работоспособность.

Цена адаптации организма работников, занимающихся интеллектуальным трудом может быть определена интегративным показателем - индексом функциональной эффективности, учитывающим возраст и функциональные предикторы снижения умственной работоспособности, определенные при комплексном обследовании, включающем состояние центральной и автономной (вегетативной) нервной системы, центральной и периферической гемодинамики, а также самооценки психических функций.

При пограничном уровне ИФЭ рекомендовано изменение режима рабочих нагрузок и нефармакологическая коррекция факторов риска, при неудовлетворительном - консультация специалистов с целью диагностики соматической патологии и адекватной фармакологической коррекции.

Своевременные персонифицированные профилактические мероприятия будут способствовать сохранению профессионального долголетия компетентных работников социальной сферы, занимающихся интеллектуальным трудом, что особенно экономически значимо для эффективного развития стратегически значимых северных регионов России.

Список литературы:

1. Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения

национальной безопасности до 2035 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 26 октября 2020 года №645. http://www.scrf.gov.ru/security/economic/Arctic_stratery/

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь Изд. 2-е, перераб. и доп. Москва: Книжный мир, 2006. 543 с. Режим доступа: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274981

(дата обращения: 12.05.2024).

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики. 2005. 269 с.

4. Шкарин В.В., Воробьев А.А., Аджиенко В.Л., Андрющенко Ф.А. Профессиональное долголетие - пути и способы достижения // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2022. Т.19., №2. С. 19-26.

5. Zotova N.G., Peredelskaya S.A., Tikhomirov M.Y. Professional Longevity as a Problem of the Value-Semantic Regulation of Teacher Activity // Behav. Sci. (Basel). 2019 Dec 10;9(12):151. DOI: 10.3390/bs9120151.

6. Горб В.Г. Профессиональная эффективность и качество деятельности преподавателя высшей школы // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 53-68. DOI: 10.26170/po20-06-06.

7. Попова М.А., Щербакова А.Э. // Инновационные технологии сохранения здоровья и повышения профессиональной эффективности педагогов в условиях неопределенности модернизации образования /Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского международного конгресса (Москва, 18 августа 2022 г.). - Москва: Издательство Инфинити, 2022. С. 44-61.

8. Патент на изобретение №2013036. Способ оценки функциональной эффективности педагогов / Попова М.А., Щербакова А.Э., Чистова В.В., Регистрационный номер в Роспатенте 09.04.2024. Приоритет от 05.06.2022.

9. Попова М.А., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Факторы, влияющие на здоровье и профессиональную деятельность преподавателей высшего учебного заведения // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2019. Т. 11. №3-2. С. 58-65.

10. Щербакова А.Э., Попова М.А., Чистова В.В. Функциональное состояние центральной нервной системы и физиологические реакции на стресс у педагогов с признаками эмоционального выгорания (на примере преподавателей педагогического вуза) // Журнал медико-биологических исследований. 2020. №4. С. 419-426.

11. Попова М.А., Щербакова А.Э., Каримов Р.Р. Функциональное состояние центральной и вегетативной регуляции у врачей экстренной помощи молодого возраста в северном регионе // Журн. медико-биологических исследований. 2021. Т. 9. №4. С.374-384.

12. Попова М.А., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Функциональное

состояние педагогов северного университета при переходе к дистанционному формату работы // Журн. мед.-биол. исследований. 2023. Т. 11, № 1. С. 41-53.

13. Попова М.А., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Психологическое состояние педагогов северного вуза до и после дистанционной работы в первую волну COVID-19 // Международный научный журнал «Вестник психофизиологии». 2021. №4. С.91-98.

14. Попова М.А., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Электроэнцефалографические показатели и функциональное состояние центральной нервной системы у педагогов северного университета, перенесших COVID-19 // Международный научный журнал «Вестник психофизиологии». 2021. №3. С. 72-84.

15. Попова М.А., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Показатели пульса, центрального и периферического артериального давления у педагогов северного университета, перенесших COVID-19 в период дистанционной работы // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. Т. 13, №4. С. 175-192.

16. Попова М.А., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Вариабельность ритма сердца и гемодинамические реакции у педагогов, перенесших COVID-19. // Современные вопросы биомедицины. 2022. Т.6, №3. С.193-204. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_03_22

17. Попова М.А., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Психологическое состояние и профессиональное выгорание у педагогов северного университета, перенесших COVID-19 // Международный научный журнал «Вестник психофизиологии».2022. №.2. С. 105-113.

18. Попова М.А., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Функциональные предикторы снижения работоспособности преподавателей высшей школы при изменении стереотипа профессиональной деятельности в северном регионе // Современные вопросы биомедицины. 2023. Том 7. №2 DOI: 10.51871/2588-0500_2023_07_02_19

19. Попова М.А., Чистова В.В. Электроэнцефалографические показатели у преподавателей высшей школы при очном и дистанционном обучении: гендерные различия // Современные вопросы биомедицины. - 2024. - Т. 8. - № 1. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_01_16

20. Попова М.А., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Влияние комплексных оздоровительных физических нагрузок на функциональное состояние вегетативной и центральной нервной системы преподавателей высшего учебного заведения // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020. Т. 12. С. 53-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.