Научная статья на тему 'Профессионально-значимые особенности менеджеров и администраторов как фактор проектирования безопасной образовательной среды'

Профессионально-значимые особенности менеджеров и администраторов как фактор проектирования безопасной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Г. В., Ступаков В. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-значимые особенности менеджеров и администраторов как фактор проектирования безопасной образовательной среды»

© 2006 г. Г.В. Соловьева, В.Я. Ступаков

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ И АДМИНИСТРАТОРОВ КАК ФАКТОР ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Психологические факторы безопасности образовательной среды, рассматриваемые в современных психолого-педагогических науках, анализируются, в основном, в векторе факторности (значимости влияния) с точки зрения таких компонентов безопасности образовательной среды, как особенности субъектов образовательного процесса, влияние их психологических особенностей на специфику безопасности моделируемого пространства. Проблема психологической безопасности среды и личности в образовательном пространстве в современной педагогике и педагогической психологии занимает одно из центральных мест. Многочисленные концепции, модели и системы операцио-нализации по прогнозироанию и обеспечению психологической безопасности школьников в условиях образовательного пространства можно типологизиро-вать по трем уровням: общий (уровень системы образования), частный (уровень процесса обучения) и единичный (уровень конкретной дисциплины).

Особый раздел в проблеме безопасности образовательной среды, наряду со здоровьем и психологическим состоянием учащихся - раздел, посвященный изучению влияния педагогов (тех, кто непосредственно является организатором структурных и функциональных компонентов процесса обучения) на особенности и специфические проявления среды обучения, развития и саморазвития учащихся разных возрастных групп [1, 2]. В настоящий период существует достаточно большое количество исследований, посвященных изучению различных аспектов педагогической деятельности и особенностей личности учителя, так или иначе влияющих на безопасность формирования образовательной среды (требования к личности учителя, педагогические способности, индивидуальные стили, функции педагогической деятельности, педагогический такт и его структура и т.д.). Достаточно большое количество работ посвящены проблеме, как основные компоненты педагогической деятельности - конструктивный, организаторский, коммуникативный - влияют на рассматриваемые особенности образования.

Однако при анализе педагогической и психолого-педагогической литературы наблюдается очевидный дефицит исследований, как стиль (или, точнее, способ) руководства учебным заведением влияет на особенности безопасности образовательной среды. Чаще всего они носят фрагментарный характер и рассматривают лишь отдельные, частные вопросы. Они выявляют, что на данном этапе развития современных школьных организаций к менеджерам в образовании предъявляются слишком повышенные требования компетентности и оперативно -сти, физических, моральных, психических качеств и способностей. Такие требования влекут за собой повышение нервно-психических нагрузок, которые отрицательно сказываются и на работоспособности человека, и на его отношении к труду, и на социально-психологическом климате в коллективе. В рамках существующих

подходов [2, 6] рассматриваются психофизиологические (безопасная психомоторика - необходимый уровень развития психомоторики для обеспечения безопасного уровня эмоционально-психологической устойчивости, способность преодолевать состояния, отрицательно влияющие на психомоторику) и психологические факторы (психические состояния, индивидуально-психологические факторы, самоконтроль, поведение в экстремальной ситуации) безопасности труда менеджера в образовании. Это позволяет более детально изучить ограничения личностного травмотогенного фактора от технико-организационных особенностей, соотнести успешность и безопасность труда, синтезировать личностный трав-мотогенный фактор в системе «человек-человек». Разрабатывая на научной основе специальные профилактические мероприятия, включенные в структуру обучения, воспитания, профориентации, психологической подготовки в области управления, необходимо ориентироваться на то, что на успешность менеджера в образовании влияют следующие особенности [5]:

- критическая оценка соотношения между успешностью и безопасностью труда;

- способность не рисковать в обычной управленческой деятельности, соблюдая при этом инструкции, нормативно-правовые акты;

- способность пойти на риск в экстремальной ситуации, обеспечивая при этом успешность и безопасность труда;

- бестравматический и безаварийный подходы к работе с творческим содержанием;

- предвидение вариантов действия источников опасности;

- различение слабых сигналов, предвестников опасности;

- способность к безопасной организации труда.

Изложенный подход позволяет получить представление о том, какая работа менеджера в образовании содержит в себе элементы опасности (психологические и социологические), но он в основном ориентирован на те аспекты безопасности образовательной среды, которые связаны с эффективностью профилактики нарушений требований безопасности деятельности. Однако при этом не акцентируется внимание на особенностях личности руководителя школы, которые непосредственно влияют на психологическое здоровье школьников и педагогического коллектива, обеспечивающего состояние «психологического комфорта» для всех участников педагогического процесса.

Происходящие социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными только тогда, когда школа сможет подготавливать личность, способную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, не ущемляющего прав и свобод другого человека, социального доверия и толерантности. Основы такой смысловой стратегии формируются в повседневном принятии решений в процессе школьной жизни, основанных на психологической грамот-

ности, компетентности, культуре участников образовательной среды. Проблема формирования безопасной образовательной среды может быть решена только с учетом личностных особенностей педагогов-руководителей. В качестве наиболее важных составляющих этой проблемы можно выделить следующие:

1. Противоречия между требованиями образовательной среды и реальными психологическими возможностями и особенностям учащихся разрешаются на локальном уровне через создание безопасной образовательной среды конкретного образовательного учреждения. В свою очередь безопасная образовательная среда предоставляет учащимся и педагогам возможность выбора различных образовательных технологий и форм деятельности, обеспечивающих удовлетворение потребности общества и самих учащихся в их гармоничном обучении, развитии и возрастной социализации.

2. Традиционная субъект-объектная модель обучения между учителем и учащимся, имея фиксированные правила распределения прав и обязанностей, создает определенный уровень психологической безопасности в силу стереотипности и унифицированности социальных схем, включенных в образовательный контекст. В становлении субъект-субъектной парадигмы ресурс безопасности, поступающий из прошлого, пропадает, сменяясь ресурсом из будущего - от потребностей к новым формам организации общения. Таким образом, у участников педагогического процесса должна быть сформирована потребность во взаимопонимании, взаимной концентрации мыслей и интересов.

3. В безопасной образовательной среде конкретно -го образовательного учреждения смысложизненные стратегии педагогов-руководителей выступают важнейшей составляющей их профессиональных и социальных компетентностей как совокупности базовых качеств педагога, основы достижения успеха в организации различных сфер педагогической реальности. Смысложизненные стратегии педагогов-руководителей существенно влияют на способ педагогического управления образовательным процессом и определя-

Ростовский государственный университет

ют характер межсубъектных отношений в образовательном пространстве.

4. Обусловливая психологические особенности теоретического проектирования, моделирования и опера-ционализации (воплощения на практике) психологической безопасности образовательной среды, смысложиз-ненные стратегии педагогов-руководителей соответствуют целям обучения, приоритетам в выборе дидактических технологий, особенностям контингента детей и педагогического коллектива, виду учебного заведения, пространственно-предметной специфике школы.

5. Смысложизненные стратегии педагогов-руководителей влияют на специфику проявлений деструктивных форм психического насилия в образовательной среде, оказывая непосредственное влияние на создание различных общностей между учащимися и педагогами и между самими учащимися на основе включения их в различные виды совместно-раздельной учебной, коммуникативной, исследовательской и иных видов деятельности, необходимых для социализации учащихся, в соответствии с их возрастным периодом развития, актуализацией их зоны ближайшего развития [3, 5].

Литература

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов н/Д, 2003.

2. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С. 239-249.

3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). СПб., 1992.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

6. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

7. Зняков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 1999.

8. Теория и практика формирования безопасной образовательной среды в полиэтническом муниципальном пространстве // Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д, 2006.

6 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.