УДК 377.015.3
И. А. Вилкова
Профессионально важные качества, определяющие успешность владения профессией
в структуре среднего профессионального образования
Материалы, представленные в статье, посвящены изучению профессионально важных качеств с помощью психологического исследования. С целью построения психологического эталона по каждой специальности использовался метод экспертной оценки. В работе интерпретируются результаты проведенного эмпирического исследования.
The materials presented in the article is devoted to the study of professionally important qualities with the help of psychological research. With the aim of building psychological benchmark for each specialty, we used the method of expert evaluation. In the work, interpreted the results of the empirical research.
Ключевые слова: задатки, способности, деятельность, профессионально важные качества, успешность владения профессией, адаптационный потенциал личности, экспертная оценка, психологическое исследование.
Key words: the makings, ability, activity, professionally important qualities, the success of knowledge of the profession, the adaptation potential of the personality, expert evaluation, psychological study.
Современное постиндустриальное общество, характеризующееся активным внедрением информационных и производственных технологий, испытывает потребность в специалистах высокой квалификации, способных к развитию своих профессиональных компетенций посредством непрерывного образования. Таким образом, на содержание образования сегодня влияют как объективные факторы (потребности социума, научно-технический прогресс, развитие бизнеса и др.), так и субъективные, зависящие от мобильности получающих образование людей [4]. Необходимо отметить, что в докладе международной комиссии по образованию XXI в. обращается внимание на то, что на сегодняшний день понятие «квалификация» во многих сферах деятельности человека уступает место таким понятиям, как «развивающаяся (эволютивная) компетенция» и «способность к адаптации».
Согласно концепции А. Г. Маклакова «Личностный адаптационный потенциал», адаптационные способности индивида зависят преимущественно от психологических особенностей личности [6]. Существует ряд профессий, в которых личностные свойства являются главными, поскольку влияют на успешность профессиональной
© Вилкова И. А., 2018
деятельности в целом. «Следовательно, способности, опосредованные свойствами личности (или преимущественно социально обусловленные способности), могут способствовать или препятствовать достижению успеха в профессиональной деятельности» [5, с. 215].
Таким образом, актуальность изучения социальных способностей личности в контексте ее успешности владения профессией не вызывает сомнения, но человек - существо биосоциальное, поэтому, исходя из функционально-деятельностного подхода (А. Г. Маклаков) в определении способностей, необходимо также говорить о способностях, обусловленных генетически. Эффективность профессиональной деятельности обеспечивается профессионально важными качествами, в структуре которых, кроме способностей (общих и специальных; преимущественно врожденных и преимущественно социальных), входят еще два основных компонента: социально-психологические характеристики личности, знания и навыки. Как отмечалось выше, психофизиологические качества и свойства личности, обусловливающие ее успешность в определенных видах профессиональной деятельности, наиболее значимы в данной структуре. Кроме того, способности являются основным источником информации о профессиональной пригодности человека, компенсировать отсутствие которых практически невозможно, в отличие, например, от компенсации каких-либо его социально-психологических характеристик [5].
В психологической науке до настоящего времени нет однозначного определения понятию «способности», что связано с различными подходами в объяснении данного феномена. В.Н. Дружинин выделяет такие основные проблемы в изучении способностей, как: природа их возникновения и развития; взаимосвязь общих и специальных способностей; формирование психодиагностических методов их измерения; проявление способностей в деятельности [1]. Вопрос о природе способностей является наиболее важным при решении задачи точности прогнозирования в отношении успешности владения выбранной профессией, поскольку ответ на данный вопрос определяет саму стратегию профессионального психологического отбора.
В отечественной психологии существует два основных подхода к изучению происхождения способностей: личностно-деятельност-ный и функционально-генетический [5]. С точки зрения деятельност-ного подхода, разработанного советскими психологами (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев и др.), психика развивается в процессе деятельности (жизнедеятельности).
Следовательно, способности человека возникают, проявляются, развиваются и формируются именно в деятельности. До середины 80-х гг. прошлого века во многих педагогических и психологических трудах можно было найти идеи о том, что формирование личности не имеет границ и «... ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастит таким, каким его хотят видеть близкие взрослые» [3, с. 122]. Считалось, тем не менее, что «задатки способностей» являются врожденными. «Задатки - врожденные, частично обусловленные генетически, анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, выступающие в качестве природных предпосылок формирования способностей» [8, с. 129]. При этом подходе личностный компонент предполагает, что «в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости, основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности» [7, т. II, с. 102]. Теория личности при этом определяет место способностей в структуре личности. Согласно рассматриваемой точке зрения, под способностями следует понимать социально обусловленные свойства личности, формирующиеся на основе врожденных задатков в процессе развития индивида и оказывающие влияние на эффективность его деятельности. При этом деятельность является обязательным условием образования способностей (Б.М. Теплов, К.К. Платонов). Данный подход имеет ряд сложных вопросов, в решении которых мнения ученых расходятся. Например, способности - это отдельное свойство личности, или совокупность личностных качеств; какие именно свойства личности или ее особенности должны рассматриваться как способности? Каким образом можно объяснить механизм превращения задатков в способности и как определить наилучшее соответствие профессии: по имеющимся значительным задаткам, или с учетом опыта предшествующей деятельности?
Среди ведущих представителей функционально-генетического подхода к изучению способностей, в отечественной психологии выделяют Е.П. Ильина и В.Д. Шадрикова. С точки зрения данного подхода, способности считаются врожденными и генетически обусловленными, возникающими, таким образом, до деятельности [5]. Е.П. Ильин считает, что способности определяют различия между людьми в степени проявления качественных сторон (свойств) перцептивных, аттенционных, мнемических, интеллектуальных, двигательных функций [2]. По мнению В.Д. Шадрикова, индивидуальная мера выраженности отдельных психических функций проявляется в
деятельности, таким образом, между способностями и деятельностью имеется определенная связь. Помимо этого, «...для того, чтобы врожденные задатки и способности себя обнаружили и стали развиваться, необходимы социальные запросы, которые реализуются через соответствующую деятельность» [5, с. 145]. Так, А. А. Бодалев подчеркивает, что изучение соотношений между необходимостью социума в тех или иных способностях, условиями для их развития и конкретным их сформированием, является главной задачей социальной психологии [1]. Понимая под способностями эффективность деятельности, обусловленную имеющимися знаниями, умениями, опытом, врожденность способностей утверждать нельзя [2]. Таким образом, однозначного ответа на вопрос о природе способностей не дает и функционально-генетический подход.
Успешность предстоящей профессиональной деятельности возможно прогнозировать с позиции третьего, функционально-деятель-ностного подхода, предложенного А. Г. Маклаковым. С точки зрения этого подхода, «способности человека представляют собой совокупность индивидных и социальных свойств, проявляющихся в ряде психофизиологических и личностных функций, а также в успешности освоения и реализации деятельности» [5, с. 164].
Рассматриваемый подход отражает и биологическую, и социальную сущность человека, тем самым снимая противоречие в вопросе о происхождении способностей, структуру которых, при этом, определяют две группы: преимущественно врожденные способности и преимущественно приобретенные (социальные) способности.
Поскольку понятие «способности» является центральным в структуре профессионально важных качеств, то и критерий классификации этих качеств целесообразно определить применительно к данному понятию. При решении задачи профессионального психологического отбора, выявленные профессионально важные качества (далее ПВК) возможно объединить в группу общих (свойственных большинству людей) и частных (определяющих успешность в определенном виде деятельности), способностей. С позиции функцио-нально-деятельностного подхода, рассмотренного выше, его автор считает, что при классификации ПВК следует рассматривать два блока: индивидные и социально обусловленные качества. Таким образом, структура ПВК будет включать в себя группу общих, базовых способностей (индивидных и личностных), присущих подавляющему числу людей (хотя степень их выраженности будет разной) и специальных (частных) способностей (индивидных и личностных), которые могут рассматриваться в качестве самостоятельных [5].
Потребность объединения профессионально важных качеств в отдельные группы базируется, в основном, на необходимости определения наиболее оптимального перечня методик для выявления взаимосвязей значимых ПВК, что будет способствовать прогнозированию успешности владения профессией в структуре среднего профессионального образования, а также поиску относительно самостоятельных качеств для каждой специальности.
С целью выявления профессионально важных качеств, определяющих успешность владения профессией по различным направлениям обучения в структуре среднего профессионального образования (далее СПО), использовался метод экспертной оценки ПВК на основе заполнения психографического опросника (автор -Т.П. Зинченко). Данная методика позволила определить не только необходимые, но и недопустимые психологические качества для успешности профессиональной деятельности по соответствующей специальности [5].
Для проведения психографического исследования, которое осуществлялось на базе Выборгского института (филиала) ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», в качестве экспертов были приглашены преподаватели в количестве 16 человек (со стажем работы не менее пяти лет), обучающие студентов по различным направлениям СПО. Исследование проходило в индивидуальном порядке. Полученная информация, содержащая ответы на 161 вопрос опросника, подвергалась математико-статистическому анализу, с помощью которого определялись наиболее значимые ПВК, обусловливающие успешность предстоящей профессиональной деятельности по различным специальностям СПО, а именно: «Социальная работа», «Дошкольное образование», «Физическая культура», «Преподавание в начальных классах», «Земельно-имущественные отношения», «Прикладная информатика (по отраслям)», «Право и организация социального обеспечения».
Обработка ответов экспертов, на вопросы упомянутого выше психографического опросника, осуществлялась с помощью компьютерной программы Excel из пакета Ms Office по алгоритму, предложенному А.Г. Маклаковым. При этом определялось среднее значение оценок экспертов, характеризующее их общее мнение в отношении необходимости определенного профессионального качества. Чем выше среднее значение, тем более значимо какое-либо профессиональное качество для успешного выполнения работы по определенной специальности. Далее оценивался разброс вариантов ответов, т. е. степень расхождения во мнениях экспертов, которую обозначает стандартное отклонение. Следовательно, необходимо было выделить максимальные показатели средних значений при минимальных
показателях стандартного отклонения. Рассматривались средние значения от 2,5 и выше, а также от - 2,5 и меньше [5].
В результате проведенного анализа статистической обработки данных, полученных с помощью психографического опросника, были определены наиболее значимые профессиональные качества для каждой специальности СПО.
В табл. 1 представлены полученные результаты для специальности «Социальная работа».
Таблица 1
Наиболее значимые качества социального работника
Профессионально важные качества X Б
Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного 2,57 0,53
решения
Способность к длительному взаимодействию с другими членами 2,57 0,53
группы
Способность найти подход к подчиненным 2,29 0,76
Уравновешенность, самообладание 2,14 0,38
Соблюдение моральных норм поведения 2,43 0,79
Соблюдение общепринятых норм поведения 2,43 0,79
Стремление к обострению конфликта -2,14 0,90
Склонность к ожесточенным дискуссиям и провоцированию конфликтов -2,43 0,53
X - среднее значение, Б - стандартное отклонение
На данном этапе исследования предполагается возможным объединение выявленных качеств в группы по содержательному признаку, а именно:
1) свойства познавательных психических процессов;
2) моторные свойства (качества психомоторики, речи, физического развития);
3) личностные качества профессионала:
- качества профессионала как индивида (физическая выносливость, энергетическая обеспеченность деятельности, свойства нервной системы, эмоциональная устойчивость);
- как субъекта деятельности (свойства психомоторики, чувствительность, свойства внимания, памяти, мышления, речи)
- как личности (наблюдательность, воля, самостоятельность, тревожность, смелость, дисциплинированность, эмпатия и др.) [5].
Как видно из приведенной выше таблицы, в ходе анализа ответов экспертов на вопросы опросника были выделены восемь наиболее значимых качеств для студентов, обучающихся по направлению СПО «Социальная работа». Следует отметить, что все они относятся к так называемым личностным качествам, в том числе и те, которые имеют отрицательный знак и являются нежелательными.
Таблица 2
Наиболее значимые качества воспитателя образовательной организации
Профессионально важные качества X Б
Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного 2,75 0,46
решения
Способность к длительному взаимодействию с другими 2,63 0,52
членами группы
Соблюдение моральных норм поведения 2,63 0,74
Соблюдение общепринятых норм поведения 2,25 0,71
Неуравновешенность и чрезмерная жестокость по -2,75 0,71
отношению к другим людям
X - среднее значение, Б - стандартное отклонение
Анализируя данные, полученные для специальности «Дошкольное образование» (табл. 2), можно свидетельствовать о том, что личностные характеристики профессионала являются главными.
Таблица 3
Наиболее значимые качества преподавателя начальных классов
Профессионально важные качества X Б
Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного решения 2,78 0,44
Способность к длительному взаимодействию с другими членами группы 2,78 0,44
X - среднее значение, Б - стандартное отклонение
Аналогичный вывод можно сделать по результатам, представленным в табл. 3, для специальности «Преподавание в начальных классах».
Табл. 4 содержит психологический эталон для специальности «Физическая культура».
Таблица 4
Наиболее значимые качества преподавателя физической культуры
Профессионально важные качества X Б
Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного 2,71 0,49
решения
Способность к длительному сохранению высокой 2,57 0,79
активности
Умение согласовывать свою работу с работой других 2,43 0,53
Способность действовать в экстремальных (чрезвычайных) 2,43 0,79
ситуациях
Способность быстро принимать решения при изменении 2,57 0,53
ситуации
Способность ускорять при необходимости темп работы 2,43 0,79
Высокая степень тренируемости в различного рода 2,57 0,79
движениях и их смене
Способность брать за себя ответственность в сложных 2,57 0,53
ситуациях
Способность объективно оценивать свои достижения, силы 2,43 0,53
и возможности
Терпение, способность медленно и верно двигаться к цели 2,57 0,53
Способность к величайшему напряжению внимания в 2,29 0,76
определенные моменты
Соблюдение моральных норм поведения 2,71 0,49
Склонность к ожесточенным дискуссиям и провоцированию конфликтов -3,00 0,00
Неуравновешенность и чрезмерная жестокость по -3,00 0,00
отношению к другим людям
X - среднее значение, Б - стандартное отклонение
Анализируя набор качеств, представленных в данной таблице, можно сделать вывод о том, что значительное их количество относится к свойствам личности, имеющим первоочередное значение для эффективной адаптации к различным условиям профессиональной деятельности. Кроме этого, эксперты отметили значимость свойств познавательных психических процессов (характеристик внимания) и моторных свойств (качества психомоторики).
Для специальности «Земельно-имущественные отношения» значимы профессиональные качества, приведенные в табл. 5.
Таблица 5
Наиболее значимые качества специалиста, занимающегося земельно-имущественными отношениями
Профессионально важные качества X Б
Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного 2,40 0,55
решения
Способность к быстрому распознаванию небольших 2,20 0,45
отклонений от заданной формы
Неуравновешенность и чрезмерная жестокость по -2,20 0,79
отношению к другим людям
X - среднее значение, Б - стандартное отклонение
В данном случае эксперты, помимо качеств профессионала как личности, выделили его качество как субъекта деятельности (необходимость развития перцептивных свойств).
Профессионально значимые качества для специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» содержит в себе табл. 6.
Таблица 6
Наиболее значимые качества специалиста по информатике
Профессионально важные качества X Б
Способность охватить суть основных взаимосвязей, 2,40 0,55
присущих проблеме
Способность к обучению, переучиванию 2,80 0,45
Способность находить новые и необычные решения 2,40 0,55
Способность разрешать конфликты, т.е. находить выход из конфликтной ситуации 2,20 0,45
Способность выделять в ситуации ее наиболее 2,20 0,45
существенные, а не более заметные черты
Умение выбирать из большого объема сведений те, которые 2,20 0,45
необходимы для решения данной задачи
Способность оперировать образной информацией (изображения, символы): сравнивать, находить аналогии, 2,40 0,89
устанавливать закономерности
X - среднее значение, Б - стандартное отклонение
Можно сделать вывод о том, что для данной специальности, кроме личностных характеристик, важными являются свойства познавательных психических процессов (определенный уровень интеллектуального развития).
В табл. 7 приведены результаты, полученные для специальности «Право и организация социального обеспечения».
Таблица 7
Наиболее значимые качества юридического работника
Профессионально важные качества X Б
Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного решения 2,88 0,35
Способность охватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме 2,50 0,53
Способность понимать людей, причины их поступков, роль каждого человека в группе и взаимоотношения между ними 2,50 0,53
Способность разрешать конфликты, т. е. находить выход из конфликтной ситуации 2,50 0,53
Способность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей 2,38 0,74
Уравновешенность, самообладание 2,50 0,53
Соблюдение моральных норм поведения 2,88 0,35
X - среднее значение, Б - стандартное отклонение
Анализируя мнения экспертов, можно выделить значимость свойств личности (в частности, такой социальной способности человека, как эмпатия), а также свойств познавательных психических процессов (определенный уровень интеллектуального развития).
Обобщая итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что адаптационный потенциал личности является главным фактором, обеспечивающим успешность владения профессией для всех направлений обучения в рамках СПО. Можно предположить, что требования к уровню его развития для каждой из специальностей могут быть разными. Необходимо отметить, что важным является и уровень интеллектуального развития специалистов. Полученные результаты дают основание определить, прежде всего, задачу развития адаптационных способностей, а также свойств познавательных психических функций студентов, в процессе их обучения.
Список литературы
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.
- 701 с.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера, 2001. - 464 с.
4. Лосев К.В. К проблеме исследования психологических детерминант создания и проектирования инновационной среды вуза // Психология XXI века. Психология и современные проблемы образования / ред.-сост. В.Н. Скворцов. -СПб., 2014. - С. 14-18.
5. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.
6. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001.
- Т. 22. - №1. - С. 16-24.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
8. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2008. - 512 с.
Статья поступила: 11.04.2018. Принята к печати: 11.05.2018