УДК 159
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СУДОВОДИТЕЛЯ ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
О.К. Митракова, Дальрыбвтуз, Владивосток
На основе данных эмпирического исследования верифицирован и дополнен перечень профессионально важных психологических характеристик судоводителя рыбопромыслового флота. Работа имеет значение в сфере теоретических изысканий профессиографии, а также в теории и практике образовательной подготовки будущих судоводителей.
Управление современным морским судном является одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности, так как помимо выполнения напряженных функций оператора в системе «человек-машина» судоводитель выступает в роли управленца (руководителя судового коллектива), которая обусловлена спецификой функционирования системы «человек-человек» в условиях длительной частичной социальной изоляции [5, 6]. Кроме того, сегодня технический прогресс в судоходстве и судостроении фактически усложнил работу судоводителей за счет высокой интенсивности труда, значительного прироста информационных потоков, расширения деловых и межличностных контактов, изменения их характера [1]. Вызванные этим усложнением психологические перегрузки отрицательно сказываются на эффективности и безопасности деятельности судоводителей. Соответственно существенно ужесточаются требования к психологическим свойствам и качествам личности, задействованным в процессе выполнения судоводителями профессиональных задач, к уровню их профессионализма. Повышаются также требования к качеству конечной цели образования специалистов данного профиля, которые помимо профессиональной образованности и обученности должны иметь профессионально-психологическую подготовленность, что подчеркивается целым рядом специалистов как в области психологии труда [3, 6], так и в сфере морского транспорта [2]. Этим определяется актуальность настоящей работы, которая проводилась в направлении выявления, верификации и, по возможности, дополнения психологических характеристик, значимых в профессии судоводителя рыбопромыслового флота, во многом обусловливающих эффективность его профессиональной деятельности.
Методика исследования
Для определения перечня профессионально важных качеств (ПВК) личности судоводителя в настоящей работе использовался широко
применяемый в профессиографических исследованиях метод экспертной оценки.
Экспертный опрос проводился среди двух групп экспертов:
- первая группа - работающие в настоящее время квалифицированные судоводители (штурманы и капитаны) со стажем работы не менее 15 лет (возраст 39-50 лет) в количестве 20 человек;
- вторая группа - преподаватели Дальрыбвтуза, бывшие судоводители (капитаны, старпомы) со стажем работы в море от 20 и более лет (возраст 59-70 лет) в количестве 15 человек. Значительная часть экспертов данной группы - должностные лица в сфере управления и эксплуатации флота.
После обработки и анализа результатов экспертизы был составлен перечень профессионально важных качеств личности (психограмма) судоводителя.
Полученные от экспертов результаты подвергались статистической обработке: согласованность мнений экспертов (по каждой группе) оценивалась с помощью коэффициента конкордации, характеризующего связи между несколькими признаками, измеряемыми в порядковой шкале [4].
Для определения коэффициента конкордации проводились следующие операции:
1. Каждый эксперт ранжировал все качества.
2. Вычислялась сумма рангов каждого качества по формуле:
т
Е®?.
У=1
где а!]- ранг /-го качества у]-го эксперта, т - число экспертов.
3. Определялись отклонения от средней суммы рангов по формуле:
т
Л/ = ]Га//'-Т, (1)
где Т - 1 - средняя сумма рангов;
т п + 1
Т = т-----,
2
где п - число качеств.
4. Подсчитывалась сумма квадратов отклонений:
л2
Б = ХЛ/. (2)
1= 1
5. Вычислялся коэффициент конкордации по формуле:
W = -
19S
п
причем 0 < № < 1.
№ = 0 - согласованность в мнениях экспертов отсутствует.
1/У = 1 - согласованность в мнениях экспертов полная.
6. Определялись значения весовых коэффициентов профессионально важных качеств:
1-й ранг - 1; 2-й ранг - 0,9 и т.д. 9-й ранг - 0,2; 10-й ранг - 0,1.
7. На основании анализа полученных при парном сравнении значений весовых коэффициентов составлялся ранжированный по степени важности перечень профессионально важных качеств с полным их названием.
8. В случаях низкой согласованности мнений групп экспертов о значимости всех профессионально важных качеств определялась согласованность мнений экспертов по каждому качеству отдельно с помощью коэффициента вариации по формуле:
х/ ’
где а - среднеквадратическое отклонение групповой экспертной оценки /-го качества, х / - среднее значение групповой экспертной оценки /-го качества.
9. При анализе полученных результатов для определения степени согласованности мнений экспертов использовались следующие значения коэффициента вариации:
V - 0,10 - согласованность высокая;
V - 0,11-0,15 - согласованность выше средней;
V - 0,16-0,25 - согласованность средняя;
V - 0,26-0,35 - согласованность ниже средней;
V - 0,36 - согласованность низкая.
Процедура исследования проводилась в три этапа.
Первый этап. Представителям первой экспертной группы в ходе свободного интервью было предложено назвать и записать на листе бумаги 10 личностных качеств, значимых в профессиональной деятельности инженера-судоводителя. Затем на основании частоты выборов отдельных ПВК экспертами был составлен специальный их перечень, который предъявлялся каждому эксперту этой же группы с целью ранжирования ими этих качеств.
Второй этап. Составленный на основании данных ранжирования первой группой экспертов перечень профессионально важных личностных качеств судоводителя в целях верификации и уточнения
ранговых оценок был предъявлен для ранжирования второй группе экспертов.
Третий этап. Проводился сравнительный анализ результатов ранжирования качеств перечня, составленного первой и второй группами экспертов, а также высчитывались значения статистической достоверности различий между оценками однотипных показателей членами первой и второй групп экспертов (по ^критерию Стьюдента).
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно мнению представителей первой группы экспертов, к профессионально важным для специалиста судоводителя
психологическим качествам относятся: ответственность и
профессиональные знания, выдержка и дисциплинированность,
коммуникативные способности, моральные установки и трудолюбие, заинтересованность в работе, настойчивость и умение принять решение, а также скорость мышления.
Психологическое содержание каждого качества, указанного в перечне, представлено в табл. 1.
Все указанные в данном перечне качества имеют тенденцию к группировке по различным основаниям. Так, по данным ранжирования, первое место в нем распределено между требованиями к
ответственности (чувство долга, умение отвечать за свои поступки, обязательность) и ЗУН (специальные знания, умения и навыки по профессии).
Второе и третье места разделились между такими качествами, как выдержка (самообладание, сдержанность в проявлении чувств, самоконтроль и самоорганизация) и дисциплинированность (умение подчиняться, самодисциплина). На третьем же месте оказались качества: настойчивость (упорство в достижении целей, способность не отступать перед трудностями) и умение принять решение (решительность, способность обоснованно и самостоятельно действовать в необычных ситуациях).
Таблица 1
Психологическое содержание ПВК инженеров-судоводителей в перечне, составленном на основе оценок экспертов первой группы
№ п/п ПВК Содержание понятия
1 Ответственность Чувство долга, умение держать слово и отвечать за свои поступки, обязательность
2 Профессиональные ЗУН Знания, умения и навыки по предметам специальности
3 Выдержка Самообладание, сдержанность в проявлении чувств, самоконтроль и самоорганизация, терпение в длительных и кропотливых
делах, сила воли
4 Дисциплиниро- ванность Исполнительность, умение подчиняться, собранность, подтянутость, самодисциплина, следование предписаниям, распорядку дня
5 Скорость мышления Умение быстро, четко ориентироваться и действовать в меняющихся условиях, быстрота принятия решения и действий
6 Моральные качества Совесть, справедливость, принципиальность, чувство долга, гуманность, признание правовых норм
7 Коммуникативные способности Умение ориентироваться в незнакомой социальной среде, чувствовать ситуацию, оценивать обстановку, коллективизм, способность понять чужую точку зрения
8 Умение принять решение Решительность, способность действовать самостоятельно, своевременно, смело и обоснованно в необычных ситуациях, умение идти на риск
9 Настойчивость Упорство в достижении целей, способность не отступать перед трудностями, умение настоять на своем
10 Интерес к работе Трудолюбие, стремление к эффективности, выносливость, работоспособность
Четвертое место заняли «коммуникативные способности», под которыми подразумеваются, прежде всего, умение ориентироваться в незнакомой социальной среде, чувствовать ситуацию, правильно оценивать обстановку, а также коллективизм, способность понять чужую точку зрения, уравновешенность и другие качества, отражающие в целом возможности личности строить продуктивные взаимоотношения с людьми, в том числе, управлять ими. На предпоследнем - 9-м - месте оказались «моральные установки личности», включившие понятия чувства долга, справедливости, принципиальности, вежливости и тактичности. И на последнем пятом месте - «заинтересованность в работе», представленная как трудолюбие, стремление к эффективности в работе, выносливость и работоспособность (табл. 2).
Таблица 2
Сводные результаты статистической обработки данных экспертной оценки (первая группа экспертов)
№ п/п ПВК Весовой коэффициент Коэффициент вариации Коэффициент конкордации
1 Ответственность 0,94
2 Профессиональные ЗУН 0,90 0,10
3 Выдержка 0,75 0,20
4 Дисциплинированнос ть 0,73 0,08
5 Скорость мышления 0,61 0,16
6 Настойчивость 0,49 0,10
7 Умение принять решение 0,48 0,05
8 Коммуникационные способности 0,25 0,28
9 Моральные качества 0,23 0,22
10 Заинтересованность в работе 0,14 0,16
Как можно видеть, согласованность мнений экспертов первой группы о значимости названных ими профессионально важных качествах судоводителей высокая: значение коэффициента конкордации близко к единице.
На втором этапе исследования - предъявление составленного перечня ПВК для оценки экспертами второй группы - приоритеты в нем, несколько изменяются (табл. 3).
Как показывают данные табл. 3, практически во всех рассмотренных случаях (за исключением позиций 1, 9 и 10) различия в приоритете двух смежных показателей статистически недостоверны.
Результаты третьего этапа исследования, представленные в таблицах 4, 5 и 6, показывают, что в целом по большинству показателей различия в оценках экспертов двух первых групп мало существенны.
Таблица 3
Сводные результаты статистической обработки данных экспертной оценки (вторая группа экспертов)
№ пп Наименование ПВК Весовой коэффицие нт Коэффициен т вариации Коэффициен т конкордации
1 Профессиональные ЗУН 0,94 0,23 0,71
2 Ответственность 0,87 0,16
3 Дисциплинированность 0,75 0,62
4 Выдержка 0,74 0,65
5 Умение принять решение 0,54 0,57
6 Настойчивость 0,53 0,25
7 Скорость мышления 0,38 0,42
8 Заинтересованность в работе 0,36 0,24
9 Моральные качества 0,32 0,68
10 Коммуникационные способности 0,22 0,54
Таблица 4
Сравнительная характеристика результатов ранжирования ПВК судоводителей первой и второй группами экспертов
№ п/п Первая группа экспертов Вторая группа экспертов
Наименование ПВК Весовой коэффициент Наименование ПВК Весовой коэффициент
1 Ответственность 0,96 Профессионал ьныеЗУН 0,94
2 Профессиональные ЗУН 0,90 Ответственност ь 0,87
3 Выдержка 0,75 Дисциплиниров анность 0,75
4 Дисциплинированно сть 0,73 Выдержка 0,74
5 Скорость мышления 0,61 Умение принять решение 0,54
6 Настойчивость 0,49 Настойчивость 0,53
7 Умение принять решение 0,48 Скорость мышления 0,38
8 Коммуникационные способности 0,25 Заинтересованн ость в работе 0,36
9 Моральные качества 0,23 Моральные качества 0,32
10 Заинтересованност ь в работе 0,14 Коммуникационн ые способности 0,22
Таблица 5
Значимость различий между оценками однотипных показателей первой и второй группами экспертов (среднее арифметическое и дисперсия для каждой выборки)
№ п/п ПВК Первая группа экспертов Вторая группа экспертов Общая
хср Б2 хср Б2 хср Б2
1 Ответственность 1,3 26,9 2,3 27,6 1,8 26,9
2 Профессиональные ЗУН 2,0 35,6 1,6 29,0 1,8 32,6
3 Выдержка 3,0 34,8 5,1 36,2 4,0 35,2
4 Дисциплинированность 3,7 38,9 4,1 35,6 3,9 37,2
5 Скорость мышления 4,9 34,2 7,7 38,5 6,2 36,5
6 Настойчивость 6,1 35,7 5,7 37,5 5,9 36,6
7 Умение принять решение 7,0 29,3 5,1 33,2 6,0 31,5
8 Коммуникационные способности 8,5 28,9 8,8 28,7 8,6 28,8
9 Моральные качества 8,9 34,1 8,0 31,5 8,5 32,9
10 Интерес к работе 9,6 38,4 7,6 33,6 8,6 35,9
Таблица 6
Значимость различий между оценками однотипных показателей первой и второй группами экспертов (1-критерий Стьюдента)
№ п/п ПВК Значения {эмп Степени свободы Значения tэмп при р = 0,05 Значимос ть различия
1 Ответственность 0,126 30 2,04 -
2 Профессиональные ЗУН 0,168 30 2,04 -
3 Выдержка 0,023 30 2,04 -
4 Дисциплинированно сть 0,269 30 2,04 -
5 Скорость мышления 0,159 30 2,04 -
6 Настойчивость 0,178 30 2,04 -
7 Умение принять решение 0,139 30 2,04 -
8 Коммуникационные способности 0,098 30 2,04 -
9 Моральные качества 0,163 30 2,04 -
10 Интерес к работе 0,179 30 2,04 -
Заключение
Таким образом, все эксперты сошлись во мнении, что ведущим значимым качеством в профессии судоводителя является «ответственность», которую следует рассматривать как содержательную, ценностную подструктуру характера. На первое место в иерархии ПВК судоводителей экспертами двух первых групп были поставлены также «профессиональные ЗУН». Различия между последними и «ответственностью» статистически недостоверны, что свидетельствует, на наш взгляд, о высокой значимости этого блока качеств, но, поскольку в настоящей работе не ставилась цель их изучения, ограничимся лишь констатацией данного факта.
Следующим в ряду иерархии все группы экспертов (с некоторыми, статистически незначимыми различиями) ставят комплекс качеств,
которые характеризуют инструментальную (волевую) сферу личности. Так, у экспертов первой и второй групп эти качества занимают соответственно второе и третье места. Воля традиционно понимается, как способность человека контролировать свою деятельность и сознательно направлять ее на достижение поставленных целей, вопреки трудностям. Основными качествами воли являются решительность, умение владеть собой, настойчивость. По данным экспертной оценки, специалистам судоводителям должны быть присущи многие волевые качества, а именно: выдержка,
дисциплинированность, настойчивость, умение принять решение, -являющиеся функциональными психологическими инструментами, с помощью которых личность удовлетворяет свои потребности и реализует свои возможности, определяемые преимущественно терминальными ценностями.
Дальнейший анализ материалов экспертной оценки показывает, что следующий комплекс ПВК, представленный коммуникативными способностями, по данным оценок экспертов первой группы, занимает в иерархическом ряду третье, а по оценкам второй группы экспертов -четвертое места, что обосновано статистически.
Кроме того, представителями обеих групп экспертов (в большей мере второй), участвовавших в оценке ПВК судоводителей, подтверждено значение в их профессиональной деятельности моральных качеств личности: совести, справедливости, принципиальности, признанию правовых норм и ряда других.
Библиографический список
1. Лобастов В.М. Психологические основы безопасности судовождения: Уч. пос. Владивосток: ДВВИМУ, 1980. 52 с.
2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., измененная конференцией 1995 г. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1996. 551 с.
3. Сахарова В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики. Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Хабаровск, 2003. 184 с.
4. Статистический словарь / Под ред. М.А. Ковалева. М.: Финансы и статистика, 1989. 623 с.
5. Страхов А.П. Адаптация моряков в океанических плаваниях. М.: Медицина, 1976. 128 с.
6. Якунин В.А. Педагогическая психология: Уч. пос. СПб.: Полиус, 1998. 639 с.