Научная статья на тему 'Профессионально важные качества личности судоводителя по данным экспертной оценки'

Профессионально важные качества личности судоводителя по данным экспертной оценки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1958
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митракова О. К.

На основе данных эмпирического исследования верифицирован и дополнен перечень профессионально важных психологических характеристик судоводителя рыбопромыслового флота. Работа имеет значение в сфере теоретических изысканий профессиографии, а также в теории и практике образовательной подготовки будущих судоводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества личности судоводителя по данным экспертной оценки»

УДК 159

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СУДОВОДИТЕЛЯ ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

О.К. Митракова, Дальрыбвтуз, Владивосток

На основе данных эмпирического исследования верифицирован и дополнен перечень профессионально важных психологических характеристик судоводителя рыбопромыслового флота. Работа имеет значение в сфере теоретических изысканий профессиографии, а также в теории и практике образовательной подготовки будущих судоводителей.

Управление современным морским судном является одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности, так как помимо выполнения напряженных функций оператора в системе «человек-машина» судоводитель выступает в роли управленца (руководителя судового коллектива), которая обусловлена спецификой функционирования системы «человек-человек» в условиях длительной частичной социальной изоляции [5, 6]. Кроме того, сегодня технический прогресс в судоходстве и судостроении фактически усложнил работу судоводителей за счет высокой интенсивности труда, значительного прироста информационных потоков, расширения деловых и межличностных контактов, изменения их характера [1]. Вызванные этим усложнением психологические перегрузки отрицательно сказываются на эффективности и безопасности деятельности судоводителей. Соответственно существенно ужесточаются требования к психологическим свойствам и качествам личности, задействованным в процессе выполнения судоводителями профессиональных задач, к уровню их профессионализма. Повышаются также требования к качеству конечной цели образования специалистов данного профиля, которые помимо профессиональной образованности и обученности должны иметь профессионально-психологическую подготовленность, что подчеркивается целым рядом специалистов как в области психологии труда [3, 6], так и в сфере морского транспорта [2]. Этим определяется актуальность настоящей работы, которая проводилась в направлении выявления, верификации и, по возможности, дополнения психологических характеристик, значимых в профессии судоводителя рыбопромыслового флота, во многом обусловливающих эффективность его профессиональной деятельности.

Методика исследования

Для определения перечня профессионально важных качеств (ПВК) личности судоводителя в настоящей работе использовался широко

применяемый в профессиографических исследованиях метод экспертной оценки.

Экспертный опрос проводился среди двух групп экспертов:

- первая группа - работающие в настоящее время квалифицированные судоводители (штурманы и капитаны) со стажем работы не менее 15 лет (возраст 39-50 лет) в количестве 20 человек;

- вторая группа - преподаватели Дальрыбвтуза, бывшие судоводители (капитаны, старпомы) со стажем работы в море от 20 и более лет (возраст 59-70 лет) в количестве 15 человек. Значительная часть экспертов данной группы - должностные лица в сфере управления и эксплуатации флота.

После обработки и анализа результатов экспертизы был составлен перечень профессионально важных качеств личности (психограмма) судоводителя.

Полученные от экспертов результаты подвергались статистической обработке: согласованность мнений экспертов (по каждой группе) оценивалась с помощью коэффициента конкордации, характеризующего связи между несколькими признаками, измеряемыми в порядковой шкале [4].

Для определения коэффициента конкордации проводились следующие операции:

1. Каждый эксперт ранжировал все качества.

2. Вычислялась сумма рангов каждого качества по формуле:

т

Е®?.

У=1

где а!]- ранг /-го качества у]-го эксперта, т - число экспертов.

3. Определялись отклонения от средней суммы рангов по формуле:

т

Л/ = ]Га//'-Т, (1)

где Т - 1 - средняя сумма рангов;

т п + 1

Т = т-----,

2

где п - число качеств.

4. Подсчитывалась сумма квадратов отклонений:

л2

Б = ХЛ/. (2)

1= 1

5. Вычислялся коэффициент конкордации по формуле:

W = -

19S

п

причем 0 < № < 1.

№ = 0 - согласованность в мнениях экспертов отсутствует.

1/У = 1 - согласованность в мнениях экспертов полная.

6. Определялись значения весовых коэффициентов профессионально важных качеств:

1-й ранг - 1; 2-й ранг - 0,9 и т.д. 9-й ранг - 0,2; 10-й ранг - 0,1.

7. На основании анализа полученных при парном сравнении значений весовых коэффициентов составлялся ранжированный по степени важности перечень профессионально важных качеств с полным их названием.

8. В случаях низкой согласованности мнений групп экспертов о значимости всех профессионально важных качеств определялась согласованность мнений экспертов по каждому качеству отдельно с помощью коэффициента вариации по формуле:

х/ ’

где а - среднеквадратическое отклонение групповой экспертной оценки /-го качества, х / - среднее значение групповой экспертной оценки /-го качества.

9. При анализе полученных результатов для определения степени согласованности мнений экспертов использовались следующие значения коэффициента вариации:

V - 0,10 - согласованность высокая;

V - 0,11-0,15 - согласованность выше средней;

V - 0,16-0,25 - согласованность средняя;

V - 0,26-0,35 - согласованность ниже средней;

V - 0,36 - согласованность низкая.

Процедура исследования проводилась в три этапа.

Первый этап. Представителям первой экспертной группы в ходе свободного интервью было предложено назвать и записать на листе бумаги 10 личностных качеств, значимых в профессиональной деятельности инженера-судоводителя. Затем на основании частоты выборов отдельных ПВК экспертами был составлен специальный их перечень, который предъявлялся каждому эксперту этой же группы с целью ранжирования ими этих качеств.

Второй этап. Составленный на основании данных ранжирования первой группой экспертов перечень профессионально важных личностных качеств судоводителя в целях верификации и уточнения

ранговых оценок был предъявлен для ранжирования второй группе экспертов.

Третий этап. Проводился сравнительный анализ результатов ранжирования качеств перечня, составленного первой и второй группами экспертов, а также высчитывались значения статистической достоверности различий между оценками однотипных показателей членами первой и второй групп экспертов (по ^критерию Стьюдента).

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно мнению представителей первой группы экспертов, к профессионально важным для специалиста судоводителя

психологическим качествам относятся: ответственность и

профессиональные знания, выдержка и дисциплинированность,

коммуникативные способности, моральные установки и трудолюбие, заинтересованность в работе, настойчивость и умение принять решение, а также скорость мышления.

Психологическое содержание каждого качества, указанного в перечне, представлено в табл. 1.

Все указанные в данном перечне качества имеют тенденцию к группировке по различным основаниям. Так, по данным ранжирования, первое место в нем распределено между требованиями к

ответственности (чувство долга, умение отвечать за свои поступки, обязательность) и ЗУН (специальные знания, умения и навыки по профессии).

Второе и третье места разделились между такими качествами, как выдержка (самообладание, сдержанность в проявлении чувств, самоконтроль и самоорганизация) и дисциплинированность (умение подчиняться, самодисциплина). На третьем же месте оказались качества: настойчивость (упорство в достижении целей, способность не отступать перед трудностями) и умение принять решение (решительность, способность обоснованно и самостоятельно действовать в необычных ситуациях).

Таблица 1

Психологическое содержание ПВК инженеров-судоводителей в перечне, составленном на основе оценок экспертов первой группы

№ п/п ПВК Содержание понятия

1 Ответственность Чувство долга, умение держать слово и отвечать за свои поступки, обязательность

2 Профессиональные ЗУН Знания, умения и навыки по предметам специальности

3 Выдержка Самообладание, сдержанность в проявлении чувств, самоконтроль и самоорганизация, терпение в длительных и кропотливых

делах, сила воли

4 Дисциплиниро- ванность Исполнительность, умение подчиняться, собранность, подтянутость, самодисциплина, следование предписаниям, распорядку дня

5 Скорость мышления Умение быстро, четко ориентироваться и действовать в меняющихся условиях, быстрота принятия решения и действий

6 Моральные качества Совесть, справедливость, принципиальность, чувство долга, гуманность, признание правовых норм

7 Коммуникативные способности Умение ориентироваться в незнакомой социальной среде, чувствовать ситуацию, оценивать обстановку, коллективизм, способность понять чужую точку зрения

8 Умение принять решение Решительность, способность действовать самостоятельно, своевременно, смело и обоснованно в необычных ситуациях, умение идти на риск

9 Настойчивость Упорство в достижении целей, способность не отступать перед трудностями, умение настоять на своем

10 Интерес к работе Трудолюбие, стремление к эффективности, выносливость, работоспособность

Четвертое место заняли «коммуникативные способности», под которыми подразумеваются, прежде всего, умение ориентироваться в незнакомой социальной среде, чувствовать ситуацию, правильно оценивать обстановку, а также коллективизм, способность понять чужую точку зрения, уравновешенность и другие качества, отражающие в целом возможности личности строить продуктивные взаимоотношения с людьми, в том числе, управлять ими. На предпоследнем - 9-м - месте оказались «моральные установки личности», включившие понятия чувства долга, справедливости, принципиальности, вежливости и тактичности. И на последнем пятом месте - «заинтересованность в работе», представленная как трудолюбие, стремление к эффективности в работе, выносливость и работоспособность (табл. 2).

Таблица 2

Сводные результаты статистической обработки данных экспертной оценки (первая группа экспертов)

№ п/п ПВК Весовой коэффициент Коэффициент вариации Коэффициент конкордации

1 Ответственность 0,94

2 Профессиональные ЗУН 0,90 0,10

3 Выдержка 0,75 0,20

4 Дисциплинированнос ть 0,73 0,08

5 Скорость мышления 0,61 0,16

6 Настойчивость 0,49 0,10

7 Умение принять решение 0,48 0,05

8 Коммуникационные способности 0,25 0,28

9 Моральные качества 0,23 0,22

10 Заинтересованность в работе 0,14 0,16

Как можно видеть, согласованность мнений экспертов первой группы о значимости названных ими профессионально важных качествах судоводителей высокая: значение коэффициента конкордации близко к единице.

На втором этапе исследования - предъявление составленного перечня ПВК для оценки экспертами второй группы - приоритеты в нем, несколько изменяются (табл. 3).

Как показывают данные табл. 3, практически во всех рассмотренных случаях (за исключением позиций 1, 9 и 10) различия в приоритете двух смежных показателей статистически недостоверны.

Результаты третьего этапа исследования, представленные в таблицах 4, 5 и 6, показывают, что в целом по большинству показателей различия в оценках экспертов двух первых групп мало существенны.

Таблица 3

Сводные результаты статистической обработки данных экспертной оценки (вторая группа экспертов)

№ пп Наименование ПВК Весовой коэффицие нт Коэффициен т вариации Коэффициен т конкордации

1 Профессиональные ЗУН 0,94 0,23 0,71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Ответственность 0,87 0,16

3 Дисциплинированность 0,75 0,62

4 Выдержка 0,74 0,65

5 Умение принять решение 0,54 0,57

6 Настойчивость 0,53 0,25

7 Скорость мышления 0,38 0,42

8 Заинтересованность в работе 0,36 0,24

9 Моральные качества 0,32 0,68

10 Коммуникационные способности 0,22 0,54

Таблица 4

Сравнительная характеристика результатов ранжирования ПВК судоводителей первой и второй группами экспертов

№ п/п Первая группа экспертов Вторая группа экспертов

Наименование ПВК Весовой коэффициент Наименование ПВК Весовой коэффициент

1 Ответственность 0,96 Профессионал ьныеЗУН 0,94

2 Профессиональные ЗУН 0,90 Ответственност ь 0,87

3 Выдержка 0,75 Дисциплиниров анность 0,75

4 Дисциплинированно сть 0,73 Выдержка 0,74

5 Скорость мышления 0,61 Умение принять решение 0,54

6 Настойчивость 0,49 Настойчивость 0,53

7 Умение принять решение 0,48 Скорость мышления 0,38

8 Коммуникационные способности 0,25 Заинтересованн ость в работе 0,36

9 Моральные качества 0,23 Моральные качества 0,32

10 Заинтересованност ь в работе 0,14 Коммуникационн ые способности 0,22

Таблица 5

Значимость различий между оценками однотипных показателей первой и второй группами экспертов (среднее арифметическое и дисперсия для каждой выборки)

№ п/п ПВК Первая группа экспертов Вторая группа экспертов Общая

хср Б2 хср Б2 хср Б2

1 Ответственность 1,3 26,9 2,3 27,6 1,8 26,9

2 Профессиональные ЗУН 2,0 35,6 1,6 29,0 1,8 32,6

3 Выдержка 3,0 34,8 5,1 36,2 4,0 35,2

4 Дисциплинированность 3,7 38,9 4,1 35,6 3,9 37,2

5 Скорость мышления 4,9 34,2 7,7 38,5 6,2 36,5

6 Настойчивость 6,1 35,7 5,7 37,5 5,9 36,6

7 Умение принять решение 7,0 29,3 5,1 33,2 6,0 31,5

8 Коммуникационные способности 8,5 28,9 8,8 28,7 8,6 28,8

9 Моральные качества 8,9 34,1 8,0 31,5 8,5 32,9

10 Интерес к работе 9,6 38,4 7,6 33,6 8,6 35,9

Таблица 6

Значимость различий между оценками однотипных показателей первой и второй группами экспертов (1-критерий Стьюдента)

№ п/п ПВК Значения {эмп Степени свободы Значения tэмп при р = 0,05 Значимос ть различия

1 Ответственность 0,126 30 2,04 -

2 Профессиональные ЗУН 0,168 30 2,04 -

3 Выдержка 0,023 30 2,04 -

4 Дисциплинированно сть 0,269 30 2,04 -

5 Скорость мышления 0,159 30 2,04 -

6 Настойчивость 0,178 30 2,04 -

7 Умение принять решение 0,139 30 2,04 -

8 Коммуникационные способности 0,098 30 2,04 -

9 Моральные качества 0,163 30 2,04 -

10 Интерес к работе 0,179 30 2,04 -

Заключение

Таким образом, все эксперты сошлись во мнении, что ведущим значимым качеством в профессии судоводителя является «ответственность», которую следует рассматривать как содержательную, ценностную подструктуру характера. На первое место в иерархии ПВК судоводителей экспертами двух первых групп были поставлены также «профессиональные ЗУН». Различия между последними и «ответственностью» статистически недостоверны, что свидетельствует, на наш взгляд, о высокой значимости этого блока качеств, но, поскольку в настоящей работе не ставилась цель их изучения, ограничимся лишь констатацией данного факта.

Следующим в ряду иерархии все группы экспертов (с некоторыми, статистически незначимыми различиями) ставят комплекс качеств,

которые характеризуют инструментальную (волевую) сферу личности. Так, у экспертов первой и второй групп эти качества занимают соответственно второе и третье места. Воля традиционно понимается, как способность человека контролировать свою деятельность и сознательно направлять ее на достижение поставленных целей, вопреки трудностям. Основными качествами воли являются решительность, умение владеть собой, настойчивость. По данным экспертной оценки, специалистам судоводителям должны быть присущи многие волевые качества, а именно: выдержка,

дисциплинированность, настойчивость, умение принять решение, -являющиеся функциональными психологическими инструментами, с помощью которых личность удовлетворяет свои потребности и реализует свои возможности, определяемые преимущественно терминальными ценностями.

Дальнейший анализ материалов экспертной оценки показывает, что следующий комплекс ПВК, представленный коммуникативными способностями, по данным оценок экспертов первой группы, занимает в иерархическом ряду третье, а по оценкам второй группы экспертов -четвертое места, что обосновано статистически.

Кроме того, представителями обеих групп экспертов (в большей мере второй), участвовавших в оценке ПВК судоводителей, подтверждено значение в их профессиональной деятельности моральных качеств личности: совести, справедливости, принципиальности, признанию правовых норм и ряда других.

Библиографический список

1. Лобастов В.М. Психологические основы безопасности судовождения: Уч. пос. Владивосток: ДВВИМУ, 1980. 52 с.

2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., измененная конференцией 1995 г. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1996. 551 с.

3. Сахарова В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики. Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Хабаровск, 2003. 184 с.

4. Статистический словарь / Под ред. М.А. Ковалева. М.: Финансы и статистика, 1989. 623 с.

5. Страхов А.П. Адаптация моряков в океанических плаваниях. М.: Медицина, 1976. 128 с.

6. Якунин В.А. Педагогическая психология: Уч. пос. СПб.: Полиус, 1998. 639 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.