Научная статья на тему 'Профессионально важные качества курсантов вуза гражданской авиации'

Профессионально важные качества курсантов вуза гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖ НЫЕ КАЧЕСТВА / СТАНОВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ / ФУНКЦИИ НА ПРАВЛЕНИЙ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALI TIES / FORMATION / LOCAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIRECTIONS OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE / FUNCTIONS OF THE DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин Сергей Николаевич, Бутузова Екатерина Александровна

Статья посвящена выявлению адекватной формы и оптимальной структуры воспитыва ющего воздействия на развитие личности кур санта в профессиональном направлении. Учи тывается специфика профессии, особенности контингента воспитуемых, особенности локаль ной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин Сергей Николаевич, Бутузова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally important qualities of cadets of higher education institution of civil aviation

The article is devoted to identification of an adequate form and optimum structure of bringing-up impact on development of the identity of the cadet in the professional direction. Specifics of a profession, feature of the contingent of cadets, features of the local educational environment are considered.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества курсантов вуза гражданской авиации»

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАцИЙ

EXPERIENCE OF PROFESSIONAL EDuCATIONAL ORGANIZATIONS

УДК / uDC 378.147 : 629.7 С. Н. Митин, Е. А. Бутузова

S. Mitin, E. Butuzova

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТОВ ВУЗА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАцИИ

PROFESSIONALLY IMPORTANT QuALITIES OF CADETS OF HIGHER EDuCATION INSTITuTION OF CIVIL AVIATION

Статья посвящена выявлению адекватной формы и оптимальной структуры воспитывающего воздействия на развитие личности курсанта в профессиональном направлении. Учитывается специфика профессии, особенности контингента воспитуемых, особенности локальной образовательной среды.

The article is devoted to identification of an adequate form and optimum structure of bringing-up impact on development of the identity of the cadet in the professional direction. Specifics of a profession, feature of the contingent of cadets, features of the local educational environment are considered.

Ключевые слова: профессионально важные качества, становление, образовательная среда, направления содействия, функции направлений.

Keywords: professionally important qualities, formation, local educational environment, directions of pedagogical assistance, functions of the directions.

Проявление исследовательского интереса к поискам частных педагогических путей положительного влияния на профессиональное становление личности в период вузовского или иного профессионального обучения обусловлено запросом общества на компетентного специалиста, способного эффективно, надежно функционировать в сфере своей професси-

ональной деятельности в современных условиях. Профессиональное становление, согласно установившимся воззрениям в психологии труда, начинается с представлений о профессиях, с профессиональных намерений и продолжается до завершения профессиональной биографии. В силу определенной близости, взаимообусловленности в понимании «развития», «становления», «формирования» наблюдается гибкий подход к понятию профессионального становления. Так, Э. Ф. Зеер в своих исследованиях под профессиональным становлением понимает «процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление» [5, а 29], при этом считая развитие явлением более общего характера и включая в становление развитие профессионально важных качеств (ПВК). Студент, осознанно выбравший свою будущую профессию, представляющий себя в этой профессии, в некоторой мере обладает задатками ряда одобряемых качеств, которые имеют потенциал развития, дотягивания до профессионально важных. На начальном этапе обучения в вузе актуальное состояние этих качеств либо недостаточно обеспечивает процессы преодоления трудностей учебно-профессиональной деятельности, либо в лучшем случае характеризует его как

хорошего студента безотносительно к его будущей профессиональной деятельности. Тогда осознанное изменение функционального проявления потенциально профессионально важных качеств от недостаточного начального до должного, приобретенного, имеющего относительно устойчивый характер, понятийно следует отнести к их становлению. При этом развитие сопровождает становление, является условием его. Действительно, по определению, приведенному Г М. Коджаспировой: «Становление — приобретение новых признаков и форм в процессе развития; процесс приближения к определенному состоянию» [8, с. 323]. В Современном философском словаре [7] находим, что «становление» — это понятие, указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений.

«Переходность состояния» и «процесс приближения» к ПВК на начальном этапе обучения в вузе побуждают нас говорить именно о становлении их. И конкретнее, о возможностях педагогического влияния на становление ответственности, уверенности, внимательности (ОУВ, «связки») как профессионально важных качеств курсантов вуза гражданской авиации. При этом под становлением ответственности, уверенности, внимательности как профессионально важных качеств курсантов в их будущей профессиональной деятельности мы понимаем процесс изменения отношения курсантов к этим качествам через осознание вклада их в результативность как учебно-профессиональной, так и будущей профессиональной деятельности; через осознанное стремление и осуществление курсантами регулярной практики проявления этих качеств в образовательной среде.

Выбранная тройка качеств является небольшой частью системы ПВК оператора воздушного судна и сама функционирует как система в режиме взаимосодействия при наличии системообразующего фактора и в учебно-профессиональной, и в будущей профессиональной деятельности курсантов.

Возникает вопрос о форме педагогического влияния в заявленном направлении на курсанта, юношу на пороге взрослости. С. И. Са-мыгин, соотнося проблему развития личности студента с взглядом на него как на взрослого человека, подчеркивает: «Нельзя не считаться с тем, что первокурснику присуще обостренное чувство собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности нравственных требований, оценок, фактов,

событий, своего поведения. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание брать все на веру, что создает излишнее недоверие к старшим, в том числе к преподавателям вуза» [11, с. 458]. Такая отношенческая сторона поведения первокурсника усиливается для наших курсантов неординарностью выбранной профессии. Экстремальность будущей профессиональной летной деятельности курсантов порождает у некоторых из них «на первых порах» самомнение (преувеличенно высокое мнение о самом себе), ощущение собственной исключительности, занятие позиции, характеризующейся бытовым суждением «никто мне не указ». Это подтверждено нами эмпирически в исследовании мотивов учебной деятельности курсантов по методике А. А. Реана и В. А. Якунина. В анкетировании участвовал 71 курсант. Три мотива из пятнадцати связаны с осуждением, наказанием либо с поощрением со стороны окружающих. И именно они оказались в числе аутсайдеров по числу ответов, все три мотива в совокупности набирают порядка 4 % от общего количества ответов. Следовательно, прогнозируемое по рассмотренным причинам ожидание негативных реакций курсантов на прямое воздействие педагога и риск неприятия воспитуемым навязанного образа поведения требуют от воспитательной стороны педагогического процесса в вузе на начальном этапе обучения определенного «деликатного», опосредованного подхода. Тогда влияние педагога на становление ПВК предпочтительнее осуществлять в форме «педагогического содействия».

Подход к видению педагогического содействия в современных педагогических исследованиях, его функционированию зависит от характеристик объекта и предмета содействия, целей педагогического содействия, от среды, в которой оно осуществляется, и других факторов [1; 3; 6]. Мы полагаем, что содействие со стороны педагога должно быть спланировано стратегически так, чтобы опосредовано побуждало курсантов к стремлению саморазвития этих качеств. Такая позиция объясняется не только относительной «взрослостью» вос-питуемых, но и тем, что преломление внешних условий через внутренние, как краеугольный камень эффективности процесса воспитания личности, стало постулатом, главенствующей идеей в современных педагогических подходах к развитию личности благодаря исследованиям С. Л. Рубинштейна. Вариант побуждающего к саморазвитию в поле ПВК содействия мы ви-

дим при обращении к некоей образовательной среде, через которую педагог организует функционирование курсантов в этой среде так, что они осознают целесообразность собственного развития в указанном поле. То есть осознают, что учебно-профессиональные качества, переходящие в профессионально важные, в первую очередь востребованы образовательной средой, в которой происходит деятельность курсантов. В качестве аргумента в пользу этого нашего тезиса приведем трактование В. А. Ясвиным образовательной среды, которую он понимает как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [13, с. 14]. В рамках нашего исследования мы понимаем под «заданным образцом» образ идеала профессионала летного профиля в поле профессионально важных качеств (ПВК-образ идеала профессионала). Этот образ усматривается из исследований в области психологии труда авиаторов и схематично представлен в монографии Д. В. Гандера [4]. В исследовании А. И. Артюхиной образовательной среды как обобщенного фактора развития личности студента диапазон рассмотрения этого вопроса простирается от образовательной среды вуза до образовательной среды кафедры [2]. А. В. Петухова говорит о локальной образовательной среде дисциплины «инженерно-графическая подготовка» [10].

Использование локальной математической образовательной среды для влияния педагога на становление ОУВ как профессионально важных качеств оправдано тем, что в этой среде имеется масса возможностей для системного функционирования этих качеств в режиме взаимосодействия. В понимании выбранной локальной образовательной среды мы исходим из того, что она включает в себя всех участников образовательного процесса в их взаимодействии между собою и специфическим пространственно предметным и информационным окружением. Изменяющаяся и целенаправленно изменяемая педагогом во времени, пространстве, смыслах с воспитательной целью конфигурация математической образовательной среды оказывает опосредованное воздействие на личность курсанта, создавая жизненные ситуации, в которых воспитатель варьирует мерой свободы и необходимости, возможностью выбора и интересом, моделирует ситуацию, прогнозируя поведение курсанта в направлении, способствующем развитию того

или иного из предназначенных к становлению профессионально важных качеств.

Такое целенаправленное изменение используемой воспитывающей среды в некоторой мере носит характер управления этой средой в целях педагогического содействия, а не прямого воспитательного воздействия на курсантов. Выделим из трактований в педагогических исследованиях содействия через помощь, поддержку, сопровождение, способствование последний вариант — через способствование как более соответствующий объекту содействия. Учтем, что в жизненной практике «оказать содействие в делах» — значит способствовать продвижению к цели в деталях этих дел, не подменяя деятельности продвигающегося.

Тогда в силу вышерассмотренного педагогическое содействие становлению профессионально важных качеств курсантов вуза гражданской авиации, становлению ПВК «связки», включающей в себя ответственность, уверенность и внимательность, концептуально мы будем понимать как специально организованный целенаправленный процесс, который: способствует осознанию ими профессиональной необходимости обладания этими качествами и осознанию взаимообусловленности проявления этих качеств в учебной и профессиональной деятельности; способствует выбору курсантом позиции активного проявления этих качеств в преломлении к локальной образовательной среде; приводит к накоплению курсантами позитивного опыта результативности проявления «связки» ПВК в отношении к учебной деятельности; поддерживает рефлексию курсантов, направленную на самооценку «Я-актуального» в поле профессионально важных качеств, подлежащих становлению.

Необходимость стратегически оптимально распределить деятельность педагога по осуществлению содействия обязывает нас выделить главные его направления, определить функции содействия, отвечающие каждому направлению. Такими основными направлениями педагогического содействия нам представляются: организационно-деятельностное, аксиологическое, коммуникативное, психотерапевтическое. Обоснуем необходимость и раскроем содержание, которое мы вкладываем в понимание каждого из представленных направлений в стратегии педагогического содействия становлению ПВК курсантов учебного заведения авиационного профиля.

Педагогическое содействие в аксиологическом направлении предусматривает форми-

рование представлений о профессионально важных качествах как ценностях профессионального сообщества. Представления ценностного характера способствуют переводу их в личностные ценности, осознанию курсантами необходимости и потребности стремления к развитию ОУВ до уровня ПВК. В тактическом плане деятельность педагога в аксиологическом направлении может быть реализована через содержание бесед, диалогов, совместных обсуждений, полемику о профессионально важных качествах авиаторов; в обсуждениях летных происшествий, приводимых в средствах массовой информации; обсуждении понимания «человеческого фактора» в обеспечении безопасности полетов; через просветительскую работу педагога по донесению до курсантов результатов исследований в области авиационной психологии. Основной функцией содействия в аксиологическом направлении является мотивирующая, поскольку осознание курсантом смысла ПВК, их ценности мотивирует его на самоконтороль и поддержание должного уровня проявления развиваемых качеств в значимой деятельности.

Коммуникативное направление педагогического содействия предусматривает налаживание позитивного общения курсантов между собой по темам, относящимся к значению ПВК в будущей деятельности, а также общения в положительном ключе при обсуждении эффективности продвижения к учебной цели курсантов, эффективности, обусловленной тройкой развиваемых качеств. Общения с акцентированием на позицию типа «внимателен — не совсем внимателен» нежели с позиций «знаешь — не знаешь». При этом компенсируя незнание активизацией окружающих курсантов на оказание знаниевой помощи. Известно, что значительное влияние на самооценку человека (самооценку своих ПВК курсантом) играет оценка его окружающими или мнимое им представление об этой оценке. Самооценка начинающего курсанта осложняется адаптацией к условиям образовательной среды вуза, осложняется тем, что перед другими в лице сокурсников он еще мало себя проявил. Поэтому публичность с обсуждением процесса преодоления возникающих учебных проблем благотворна для становления ОУВ. Коммуникативное направление предполагает побуждение курсанта к публичности в учебной деятельности (решение на доске, выступление с сообщением и т. д.). При такой публичности педагог способствует переходу от диалогового общения к более широко-

му общению. Одобрение группой проявленной курсантом ответственности весомее диалогового одобрения. Коммуникативное общение в локальной образовательной среде учебной дисциплины обусловливается когнитивной нагрузкой, заданной этой дисциплиной. Поэтому в качестве основы для коммуникативного взаимодействия педагогу следует ориентировать курсантов на ясные достижимые образовательные цели. Обсуждение информационных источников, путей достижения цели, поиски согласия в выборе пути — каждый из этих моментов является будирующим для курсантов в коммуникативном проявлении себя. Проявляя себя, он проявляет на том или ином уровне и свои качества, из выбранных нами к становлению. Соответственно имеет признаки оценки их окружающими. Коммуникативное взаимодействие при его позитивном характере ориентировано на получение эффекта фасилитации при проявлении ОУВ курсантом. Поэтому основной функцией содействия в этом направлении является фасилитирующая.

Организационно-деятельностное направление педагогического содействия предусматривает активизацию учебной деятельности курсантов, способствует осознанному выбору курсантами деятельностных стратегий и тактик их поведения с ориентацией на успех деятельности. В результате чего происходит накопление курсантом опыта ответственного, уверенного поведения, опыта проявления внимательности в деятельности. По Н. Е. Щурковой, « ... любая деятельность может быть организована педагогом и стать сильнейшим фактором воспитания, если она наполнена воспитательным содержанием» [12, с. 52]. Рассматриваемое направление педагогического содействия — наиболее важное «практическое» содействие становлению ОУВ. Это объясняется тем, что изучение функционирования ПВК в исследованиях по инженерной психологии привело к пониманию того, что развитие конкретного профессионально важного качества определяется его участием в системе деятельности, а также тем, в совокупности с какими качествами оно взаимодействует. В жизненной практике важность этого направления усматривается в суждении о способе стать таким, каким хочешь: «Поступай как должно, и ты будешь таким, как твои поступки». Деятельность педагога в этом стратегическом направлении состоит в активизации учебной деятельности курсантов. В широком вовлечении их в такой процесс решения подобранных педагогом учебных задач, проб-

лем, который запускает механизм системного функционирования тройки качеств в режиме взаимосодействия. Задач, содержащих обособленные этапы решения или предполагающих вариативность его. Широта вовлечения означает вовлечение всей аудитории в явно и публично проявляемую учебно-профессиональную деятельность. «Коллективный смысл событий», в нашем случае через аудиторные, средовые связи, по мысли автора исследования [14], обуславливает признание «коллективной компетентности» с одной стороны инструментом эффективности деятельности, с другой — признаком некой общности, объединенной целью деятельности. Тогда активизация учебно-профессиональной деятельности курсантов видится и в содействии преодолению возникающих трудностей у некоторых из них в процессе решения задач через привлечение «коллективной базы знаний» других курсантов. Основной функцией содействия в организационно-деятельностном направлении является активизирующая.

Психотерапевтическая направленность педагогического содействия предусматривает создание педагогом атмосферы доброжелательности, комфортных психологических условий для проявления курсантами стремления к развитию профессионально важных качеств «связки». Проявление стратегии содействия в этом направлении характеризуется обязательностью профилактики возникновения коммуникативных и других конфликтных ситуаций, профилактикой негативных состояний курсантов, своевременностью формирования педагогом позитивных установок на преодоление объективно возникающих затруднений. В деятельности педагога в рассматриваемом направлении через поддержку, когнитивные методы, изменение поведения, выражение эмоций мы ориентируемся на концепцию психотерапевтического подхода, изложенную в монографии [9]. Необходимость этого направления содействия актуальна также с позиций учета двух особенностей контингента курсантов Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. Первая особенность: проведенное нами исследование мотивов выбора будущей профессии показало, что из девяти мотивов в качестве наиболее значимого мотива «романтику профессии» указали 65 % респондентов в условиях анонимности анкетирования. Столкновение реальной объективной трудности освоения фундаментальных дисциплин с ожиданием романтики может быть при-

чиной негативных состояний курсантов — адептов профессионального становления. Вторая особенность связана с тем, что абсолютное большинство курсантов прибыли для обучения из отдаленных по отношению к Ульяновску регионов. Предпринятый нами обзор сведений о местах жительства, непосредственно предшествующих периоду обучения в летном вузе, показал, что из 93 курсантов первого курса только 10 прибыли из нашего региона. Более того, немало курсантов из столь отдаленных точек, как Магадан, Хабаровск, Минеральные Воды, Армения, Казахстан и т. д. Родные, среда малой родины по природе своей даже контактом с ними оказывали прежде положительное психотерапевтическое воздействие на нашего обучаемого и воспитуемого. Отсутствие этого прямого непосредственного общения также эпизодически влечет негативные состояния курсанта, которые необходимо купировать педагогу, прежде чем говорить о профессионально важных качествах. На тоску по дому как один из факторов стресса для студентов при переходе в университет указывают британские исследователи [15]. Психотерапевтическое направление ориентировано нами на систематическую «профилактику» — исключение или смягчение неблагоприятных психологических состояний курсантов, поэтому основной функцией содействия в этом его направлении является профилактическая.

В заключение отметим, что выявленные структурные единицы предпринимаемого нами педагогического содействия, необходимые для обеспечения его эффективности, имея специфические для каждого из них задачи, вместе с тем не являются изолированными друг от друга. Управляя локальной образовательной средой, создавая в воспитательных целях ту или иную ее конфигурацию или используя для этих целей возникающие ситуации, педагог может отдать предпочтение тому или иному направлению. Однако содействие в русле его, как правило, не обходится без привлечения элементов тактики иного направления. Так, создание атмосферы доброжелательности как элемента содействия психотерапевтической направленности благоприятствует в педагогическом содействии организационно-деятельностной направленности. И, наконец, обсуждая направления педагогического содействия, мы подразумеваем целостность этого процесса. Она состоит в том, что при любом оперировании педагогом элементами направлений эффективность педагогического содействия

определяется результативностью одного процесса — становления выбранных профессионально важных качеств курсантов вуза гражданской авиации.

1. Акопян О. В. Реализация педагогического содействия становлению готовности студентов младших курсов к научным исследованиям // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2010. — № 12. — С. 79-85.

2. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. ... д-ра пед. наук:

13.00.08. — Волгоград, 2006. — 71 с.

3. Игнатова В. В., Барановская Л. А. Содействие как педагогическая стратегия // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 14. — С. 44-52.

4. Гандер Д. В. Профессиональная психопедагогика. — М.: «Воентехиздат», 2007. — 336 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. — 4-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2006. — 336 с.

6. Зуева Ф. А. Педагогическое содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования:

автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Челябинск, 2011. — 48 с.

7. Кемеров В. Е. Современный философский словарь. — Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; Москва; Минск: ПАНПРИНТ, 1998. — 1064 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. — 448 с.

9. Митин С. Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход. — М.; Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2002. — 246 с.

10. Петухова А. В. Инженерно-графическая подготовка студентов в профессионально-ориентированной образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук:

13.00.08. — Новосибирск, 2009. — 27 с.

11. Самыгин С. И. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.

12. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.

13. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

14. Boreham N. A. Theory of Collective Competence: Challenging The Neo-Liberal Individualisation of Performance at Work // British Journal of Educational Studies. — 2004. — Vol. 52, № 1. — P. 5-17.

15. Denovan A., Macaskill A. An interpretative phenomenological analysis of stress and coping in first year undergraduates // British Educational Research Journal. — 2013. — Vol. 39, № 6. — P. 1002-1024.

УДК / uDC 378:008 И. С. Кочеткова

I. Kochetkova

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНцИЙ

у студентов сервисных специальностей

(ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»)

FORMATION OF GENERAL CuLTuRAL COMPETENCE AMONG STuDENTS OF SERVICE SPECIALITIES (EXPERIENCE IN TEACHING THE SuBJECT «wORLD CuLTuRE AND ART»)

Рассмотрены особенности преподавания предмета «мировая культура и искусство» студентам сервисных специальностей. Изложены некоторые примеры использования артефактов как содержательной части функций искусства для формирования общекультурных компетенций студентов различных специализаций.

The features of teaching the subject «World Culture and Art» to the students of service specialties are considered. The author presents some examples of the use of artifacts as a substantial part of the functions of art for the formation of common cultural competence among students of various specializations.

Ключевые слова: мировая культура, история искусства, артефакты, функции искусства, общекультурные компетенции.

Keywords: world culture, art, artifacts, functions of art, general cultural competence.

Учебный курс «Мировая культура и искусство» знакомит студентов первого курса сервисных специальностей с процессом культурной эволюции человечества и признанными шедеврами мирового искусства, что является важной составляющей в формировании интеллектуального багажа специалиста с высшим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.