Научная статья на тему '«Профессионально - техническое образование как перспективное направление реализации социально - экономической политики оккупационных властей в 1941 - 1944 гг. (на примере генерального округа «Киев»)'

«Профессионально - техническое образование как перспективное направление реализации социально - экономической политики оккупационных властей в 1941 - 1944 гг. (на примере генерального округа «Киев») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / КИЕВСКАЯ И ПОЛТАВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "ФОЛЬКСДОЙЧЕ" / ОРГАНЫ ОККУПАЦИОННОЙ ВЛАСТИ / ГОРОДСКАЯ УПРАВА / НОРМАТИВНО ПРАВОВОЙ АКТ / "FOLKSDOYCHE" / GENERAL DISTRICT OF KYIV AND POLTAVA REGION / VOCATIONAL TECHNICAL EDUCATION / REGULATORY LEGAL ACT / THE OCCUPATION GOVERNMENT / CITY GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Главацкий М.В.

В статье на основе архивных документов раскрываются актуальные проблемы профессионально технического образования как отдельный перспективное направление реализации социально экономической политики оккупационных властей в 1941 1944 гг., на примере генерального округа «Киев» автор раскрывает систему образовательной политики оккупационных власти нормативно правового регулирования, специфику подготовки специалистов по национальному принципу, что в течение 1942 1943 рр. является необходимостью обеспечения успеха на фронтах и в тылу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Главацкий М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Профессионально - техническое образование как перспективное направление реализации социально - экономической политики оккупационных властей в 1941 - 1944 гг. (на примере генерального округа «Киев»)»

Главацкий М.В. ©

Аспирант, кафедра Истории Украины Института исторического образования Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова (г. Киев, Украина)

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ОККУПАЦИОННЫХ ВЛАСТЕЙ В 1941 - 1944 гг. (НА ПРИМЕРЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО

ОКРУГА «КИЕВ»)

Аннотация

В статье на основе архивных документов раскрываются актуальные проблемы профессионально - технического образования как отдельный перспективное направление реализации социально - экономической политики оккупационных властей в 1941 - 1944 гг., на примере генерального округа «Киев» автор раскрывает систему образовательной политики оккупационных власти нормативно - правового регулирования, специфику подготовки специалистов по национальному принципу, что в течение 1942 - 1943 рр. является необходимостью обеспечения успеха на фронтах и в тылу.

Ключевые слова: генеральный округ, Киевская и Полтавская область, профессионально -техническое образование, «фольксдойче», органы оккупационной власти, городская управа, нормативно - правовой акт.

Keywords: general district of Kyiv and Poltava region, vocational - technical education, "folksdoyche", the occupation government, city government, regulatory - legal act.

Проблема подготовки кадров, становления системы образования, правовое регулирование гуманитарной политики и сегодня остаются актуальными и недостаточно изученными в украинской историографии. Вопросы профессионально - технического образования в период Великой Отечественной войны являются важной составляющей образовательной политики немецкой оккупационной власти в течение 1941 - 1944 гг.

Попытка переосмысления событий Второй мировой войны была начата М.Ковалем в исследованиях I пол. 90 - х гг. [1, 38; 2, 26] и обобщена в монографии «Вторая мировая война» (1939 - 1945 гг.) Историософские заметки». В публикациях этого исследователя появляются новые темы для изучения - уничтожение и ограбление нацистами культурных ценностей украинского народа, состояние образования, науки и культуры, деятельность «Просвиты» и др. [3, 37; 4, 138]. Продолжается изучение этих вопросов на страницах учебного пособия И.Дробота, В.Кучера и П.Чернегы «Украина во Второй мировой войне» [5, 57].

Первой попыткой глубокого изучения образовательной политики немецких оккупантов в Украине в годы войны является статья исследовательницы В.Ленськой [6, 82]. Автор доказывает, что школьная политика оккупантов на захваченных территориях была одним из средств поставить украинский народ в положение духовного крепостничества. Украинский историк А. Потыльчак в своих исследованиях глубоко изучает вопрос введения «нового порядка» на оккупированных территориях [7, 101], решение языкового вопроса во времена оккупации [8, 11], а также эксплуатацию трудовых ресурсов Украины в пользу Германии [9, 13]. Публикация «Профессиональное обучение и подготовка трудовых резервов в Украине» [10, 15] раскрывает особенности организации и функционирования начальных профессиональных школ, техникумов, училищ, курсов, факультетов и вузов.

Историк И.Ветров исследовал вопросы экономического ограбления народного хозяйства и населения Украины [11, 167]. Автор раскрыл реализацию различных методов грабежа. В его труде отражена оккупационная экономическая политика в развитии, в зависимости от

©© Главацкий М.В., 2014 г.

положения на немецко - советском фронте, анализируется положение в регионах. Уделил внимание И.Ветров и социальной политике, анализируя жестокий период оккупации, тяжелый труд подростков и т.д.

В основу этой публикации положены источники Государственного архива Киевской области (ГАКО), Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины (ЦГАВО Украины) и др.

Система профессионального образования стала важным направлением реализации планов немецкого командования для быстрой победы в войне. Был создан экономический штаб особого назначения «Ольденбург» или «Экономический штаб Ост», который в свою очередь разработал комплекс директив по экономической составляющей на территории СССР - так называемую «Зеленую папку» Г.Геринга. Это был тактический план экономического грабежа оккупированных территорий, в том числе генеральной области "Киев", рассчитанный на период войны. В январе 1940 г., по приказу Г.Гиммлера, начата работа над долгосрочным, стратегическим генеральным планом «Ост», который предусматривал превращение на оккупированных территориях за 20 - 30 лет.

Гитлер считал, что все школьное образование должно быть упрощенно к тому, чтобы : «...научить туземцев, например украинских, немного читать и писать по-немецки, такие предметы, как арифметика и т.д., в этих школах ни к чему» [12, 453].

В период оккупации на территории Украины издавались специальные издания, содержащие нормативно - правовые документы для решения вопросов культурно -образовательной сферы. Так, с осени 1941 г. до 1 мая 1942 г. рейхскомиссар Украины Эрих Кох выдавал сборники «Официальных сообщений» [13, л. 92]. Эти материалы издавались в форме Вестника на украинском и немецком языках. Они печатались в каждой генеральной области РКУ. Так, в г. Киеве вопросами печати занималась Киевская Городская Управа. Кроме вышеуказанных документов, на территории рейхскомиссариата «Украина» также выдавался «Вестник постановлений рейхскомиссара», в котором печатались документы об открытии учебно - воспитательных заведений, о наборе населения на работу в Германию, систему образования на территории РКУ [14, л. 3]. В документах за 1942 г. отмечалось о необходимости создания системы профессионально - технического образования на территории генеральной области «Киев» для выполнения планов экономической политики немецких оккупантов.

С 1 мая 1942 г. в Рейхскомиссариате «Украина» выдается «Центральный бюллетень Рейхскомиссара для Украины», предназначавшийся только для внутреннего пользования учреждений и организаций РКУ. Он содержал также инструкции подготовки квалифицированных специалистов с целью дальнейшей работы в Германии. При содействии Президиума Киевской городской управы 13 октября 1941 г. было принято решение о печати «Сборника постановлений и распоряжений Киевской управы», что должен был печататся каждую неделю [15, л. 44].

Полностью охватить все сферы жизни общества в таких Сборниках было невозможно. Именно поэтому властные структуры позволяют выпуск различных отраслевых Сборников нормативных актов, которые должны регулировать все направления общественно -экономической жизни региона. В частности выдавался «Имперский министерский бюллетень для подготовки квалифицированных кадров для Германии», что должно было обеспечить достаточное количество людей, которая работала бы на благо оккупантов [16, л. 17].

Нужно отметить, что образование «фольксдойче» было регламентировано «Временной директивой по созданию сельскохозяйственных средних профессиональных и специальных учебных заведений для фольксдойче» [17, 88]. Министерством восточных оккупированных территорий 13 октября 1941 было издано постановление «Об обязательном обучении в народных школах детей немецкой национальности, проживающих в оккупированных восточных областях». Этим документом вводилось всеобщее обязательное обучение детей «фольксдойче» в течение 8 лет (неполное среднее образование). За нарушение требований этого постановления из родителей - немцев взимался штраф в размере 150 рейхсмарок, а иногда дело могло закончиться и арестом [18, л. 130].

Согласно общему положению о системе образования на территории оккупированной Украины, учебно - воспитательные заведения делились на следующие типы: дошкольное воспитание, средние школы, высшие школы. К типу средних школ принадлежали гимназии гуманитарного и реального направления, различного рода профессиональные школы (средне -технические школы, коллегии, семинарии и т.п.). Гуманитарные гимназии готовили абитуриентов для гуманитарных, физико - математических, медицинских и юридических факультетов высших учебных заведений, а реальные гимназии занимались подготовкой кадров техническим, индустриальных, сельскохозяйственных вузов. Задача средней школы типа гимназии состояла в предоставлении фундаментальных и общеобразовательных знаний в подготовке к вступлению в высшую школу. В гимназиях учились дети в возрасте от 10 до 12 лет , ребята учились отдельно. К первому классу принимались дети, окончившие не менее четыре класса начальной школы. Обучение в гимназиях было платным.

В профессиональные средние школы зачислялись дети по результатам экзаменов, которые закончили общую школу, не менее четырех классов гимназии или ремесленную школу. Название профессиональной школы зависело от соответствующей специальности, например, агрономические и сельскохозяйственные школы. Продолжительность обучения составляла 3-5 лет.

Предполагая возможность профессионального обучения украинской молодежи, немецкие оккупанты исходили из интересов более или менее стабильного обеспечения квалифицированной рабочей силой собственных нужд в Украине. Еще 19 ноября 1941 А.Розенберг направил Коху документ, в котором обращал внимание на необходимость разрешения профессионального образования в специальных школах, которые должны были готовить учеников для работы в сельском хозяйстве и ремесленных мастерских. Эти указания стали санкцией для частичного восстановления низшего звена профессионального образования на оккупированных территориях Украины и, в частности, в рейхскомиссариате «Украина» [10, 6].

Политика в отношении профессионального образования отмечалась непоследовательностью, связанной с существующими противоречиями среди представителей оккупационной администрации. В частности, рейхскомиссар Украины Э.Кох открыто саботировал решение своего непосредственного шефа А.Розенберга относительно определенных уступок в сфере профессионального образования в Украине. Позиции Коха поддерживали руководители оккупационных властей на местах.

Тем не менее местная украинская администрация создала довольно разветвленную, как для условий, сеть профессиональных школ. В конце 1941 г. начинается подготовка к открытию профессиональных учебных заведений двух уровней: двухлетних подготовительных школ, которые обеспечивали получение неполного среднего образования и предварительную профессиональную подготовку, а также трехлетних средних профессиональных школ, училищ, техникумов различных направлений. В феврале - марте 1942 г. с согласия немецких властей или на основе ее непосредственных распоряжений местная украинская техническая и педагогическая интеллигенция взялась за конкретную организацию начальных профессиональных школ разных направлений. Утверждались учебные программы и открывались двухлетние подготовительные профессиональные школы. Обучение в профессиональной подготовительной школе должно было продолжатся 2 года, в течение которых усваивались курсы общеобразовательных и специальных дисциплин [10, 8].

На территории гебитскомиссариата Полтавщины в 1942 году было открыто 22 профессиональные школы для подготовки специалистов из разных отраслей хозяйства. В Киеве по состоянию на 10 июня 1942 г. было 8 ремесленных школ. Профессиональные школы, как правило, использовали материальную базу и помещения подобных учебных заведений, которые функционировали при советской власти, а также корпуса закрытых общеобразовательных школ.

Нацистское руководство желало за короткий период времени получить как можно больше квалифицированной и одновременно дешевой рабочей силы. Следствием такой поспешности стало подписание Коха по инициативе министерства по делам оккупированных восточных областей 30 сентября 1942 приказа «Об учебные мастерские на промышленных

предприятиях» [10, 9]. В соответствии с ним, на действующих промышленных предприятиях и в ремонтных мастерских открывались учебные курсы и мастерские по подготовке молодых рабочих, срок обучения которых составлял 18 месяцев (как исключение - 2 года).

Ответственность за надлежащий уровень профессиональных знаний ученика полностью возлагалась на преподавателя. Руководство и надзор за обучением находились в руках немцев. Ученик до окончания учебы был связан с преподавателем учебной соглашением, заключалась после испытательного срока. Испытательный срок не должен был превышать 6 недель.

В учебной соглашении указывалась профессия, срок обучения, требования к ученику. По мере овладения профессией ученики должны сдавать два промежуточных экзамены, а по окончании обучения - профессиональный экзамен на подмастерья. Усердному ученику после сдачи экзамена на подмастерье и отличной практики предоставлялась возможность составить полный экзамен на мастера. В случае неудачно сданного экзамена на подмастерье, срок обучения продлевался еще на полгода. В случае неудачного второго испытания ученик считался неквалифицированным рабочим. Сделка могла быть разорвана учителем в случае неспособности ученика к обучению, но о причине увольнения ученика необходимо было сообщать гебитскомисара или штадткомисара.

Оккупационная власть обеспечивала подготовку специалистов не только для промышленности, но и для сельского хозяйства. В течение весны - лета 1942 г. на местах создавались курсы по подготовке управленческих кадров среднего звена для села. Профессиональную подготовку специалистов сельского хозяйства осуществляли как агрономические и сельскохозяйственные школы, так и машинно - тракторные станции.

Чтобы избежать депортации в Германию, молодежь охотно шла учиться в учебные заведения, то ли училищ разного профиля, то ли курсов повышения кваливкации и других учебных заведений. Со временем, чтобы предотвратить неконтролируемые миграции молодежи, нацистские оккупанты ввели определенный порядок приема учащихся к сельскохозяйственным школ: каждое заявление абитуриента проходила проверку в сельскохозяйственного руководителя района. В конце концов, возможность вступления городской молодежи в сельскохозяйственных профессиональных школ была почти исключена.

Подготовка специалистов в профессиональных и ремесленных школах, на курсах не удовлетворяла потребность промышленности и сельского хозяйства в специалистах среднего и высшего квалификации. С этой целью в конце 1941 г. начали открываться средние профессиональные учебные заведения.

На 1 января 1942 г. в Киеве действовало 14 низших и средних профессиональных школ, которые готовили механиков, геологов, фельдшеров, ремесленников и других. Продибного рода учебные заведения открывались тогда по всей оккупированной территории рейхскомиссариата «Украина».

Разрешалось открывать профессиональные средние школы и техникумы в отраслях с острым дефицитом кадров: медицине, промышленности, сельском хозяйстве. Так, 28 августа 1941 А.Розенберг издал приказ о подготовке агрономов в связи с тем, что сельское хозяйство нуждается около 3 тыс. агрономов и других специалистов. « Эта потребность может удовлетвориться за счет открытия 20-25 соответствующих специальных школ. После принятия в свое подчинение Полтавской области, я обнаружил, что только в пределах одного гебитскомиссариата этой области насчитывается 22 таких школы» [19, л. 123].

Полтавщина стала одним из тех регионов Украины, где на первых порах оккупационные власти начали организацию специализированных профессиональных школ и техникумов. Так, в Новосанжарском районе в феврале 1942 г. было открыто 4 средних училища для подготовки специалистов в области торговли, сельского хозяйства, лесного и мелиоративного дела, животноводства, садоводства и овощеводства. В Козельском районе Полтавской области власти также открыла школу земледелия и животноводства [20, 96].

Анализ учебных планов и программ средних специальных учебных заведений, позволяет установить определенные тенденции: приоритет отдавался общетехническим, профессиональным и специальным дисциплинам. Подготовка специалистов среднего звена проходила в трехлетних средних профессиональных училищах, которые значительно уступали

техникумам, но они должны были обеспечить достаточное профессиональную подготовку средних специалистов. Так, Новосанжарский район Полтавской области открыли Дорожноэксплуатационный, лесомелиоративный, торговое средние училища.

Подготовка специалистов со средним специальным образованием была рассчитана на достаточно длительное время, а ее уровень был достаточно высок. Это не устраивало оккупантов. Пополнение слоя высокообразованных людей среди местного населения было для захватчиков явлением «нежелательным» и «политически опасным».

24 октября 1942 г. Э.Кох издал распоряжение, которым запретил обучение молодежи в возрасте от 15 лет и старше. Все юноши и девушки, начиная с этого возраста, подлежали общей трудовой повинности и могли быть отправлены в Германию. В это время началось массовое закрытие средних школ, училищ, техникумов, вузов.

На этой почве произошел конфликт между Э.Кохом и А.Розенбергом. Речь шла о разное видение подчиненным и шефом путей и методов колониальной экспансии в Украину [9, 18]. Этот конфликт выявил намерения немецкого руководства по эксплуатации украинской молодежи в Германии, потому что, во-первых, нацистскому руководству необходима была бесплатная рабочая сила, которая работала бы на Рейх, во-вторых, уровень профессиональной подготовки украинских специалистов не отвечал уровню подготовленных немецких специалистов.

Итак, начальные профессиональные школы стали первичным звеном созданной нацистами системы профессионального обучения молодежи. Было открыто торговые, сельскохозяйственные, дорожностроительные, лесные и мелиоративные школы, школы садоводства и овощеводства, ремесленные подготовительные школы.

Одним из наиболее актуальных и одновременно наиболее проблемных вопросов для оккупационных властей было образование «фольксдойче». С одной стороны, их статус требовал полноценной немецкой образования, а с другой - это учебный процесс трудно было организовать из причин военного времени.

В годы оккупации немецкие этническое меньшинство «фольксдойче» получило от гитлеровцев значительные преимущества над другими народностями, которые проживали на территории Украины. Пытаясь использовать фольксдойче как вспомогательную силу в своих колониальных планах, они проводили среди них активную просветительскую работу, пытаясь перевоспитать их на национал - социалистических началах.

Обучение в образовательных учреждениях для немцев проходило в двухлетний срок. Во время первого года главное внимание уделяли практической подготовке. В министерском приказе об этом говорилось так: «Ученики должны изучать все сферы деятельности предприятия и поэтому должны работать посменно в отдельных филиалах предприятия некоторый промежуток времени. За свою работу они должны получать заработную плату. Кроме этого , на подсобных школьных хозяйствах, должны постоянно работать наемные рабочие, потому что дети не могут полностью заменять рабочую силу» [21, л. 17]. На второй год проводилось теоретическое обучение по плану немецких сельскохозяйственных школ. Планировалось во второй год подготовить учебную поездку в Германию, чтобы показать учащимся примерные сельские хозяйства. Немцы хотели из таких детей школ воспитать «настоящих национал - социалистов и молодых крестьян, которые поймут высокие задачи немецкого крестьянства на Востоке. Ведь после обучения они должны самостоятельно управлять отдельными сельскими хозяйствами и только таким способом смогут получить в частную собственность земельный надел» [20, 11].

В соответствующие заведения принимались, как отмечалось в объявлениях, крепкие, здоровые, политически зрелые юноши в возрасте от 16 лет, немецкого происхождения, желательно крестьяне. Одним из главных условий вступления было удостоверение «чистокровного» немецкого происхождения. Обучение, проживание и питание в школах было бесплатным, в отличие от украинских профессиональных школ, где за эти услуги нужно было платить. Фольксдойче возрасте старше 18 лет при желании зачислялись на второй курс при условии, что они имеют достаточно практических навыков [17, 87].

Оккупанты планировали в будущем реформировать сельское хозяйство на немецкий лад, в котором молодые фольксдойче играли бы роль частных земельных собственников, или управленцев, которых не хватало отрасли. В свою очередь, украинское население использовалось бы как дешевая рабочая сила.

Кроме сельского хозяйства, «новая власть» в РКУ пыталась улучшить ситуацию с отсутствием специалистов в других производственных отраслях (промышленности, медицине).

В своей образовательной политике по немецкому населению в РКУ оккупанты столкнулись с рядом проблем. Перед вступлением вермахта советская власть уничтожила много книгохранилищ со школьными учебниками, поэтому преподаватели были не в состоянии поддерживать необходимый режим занятий. Во многих школах не хватало учителей, поскольку их привлекли к работе переводчиками. Кроме того, имеющиеся немецкие образовательные кадры из фольксдойче в подавляющем большинстве имели только среднее образование народной школы, недостаточно знали немецкий язык, владели слабыми методическими знаниями.

Улучшить положение с нехваткой педагогов оккупанты предусматривали также за счет открытия в октябре 1942 г. в Киеве немецкого института имперского комиссара Украины (Е. Коха), для подготовки учителей - фольксдойче. Согласно программе, обучение предполагалось проводить на двух курсах - краткосрочном (2 года), где должны улучшать свои знания учителя, и полном (5 лет), для детей от 14-15 лет. Студенты должны были обеспечиваться общежитием и бесплатным питанием [3 , 436]. Однако документы, которые могли бы объяснить работу соответствующего института в Киеве, отсутствуют, а это дает основания утверждать, что заведение так и не начал функционировать.

Проблемным вопросом посещение детьми занятий, особенно в зимний период. Основная причина - тяжелое материальное положение родителей, вследствие чего дети не имели необходимого зимней одежды и обуви. В одном из отчетов сотрудника команды Штумп за 1942 г. речь шла, что в генеральном округе в многодетных семьях дети спали часто совсем голые. Из-за отсутствия одежды и обуви только 75 % детей могли ходить в школу [4, 40]. Причем, из отчета видно, что такая ситуация наблюдалась практически во всех регионах РКУ [22, 160].

Отметим, что данные проблемы насущными были и в функционирующих украинских школах. Впрочем, решать их оккупационные власти, в отличие от образовательных проблем фольксдойче, не спешила. Украинская образовательная отрасль находила выход из затруднительных положений собственными силами или за счет платного обучения и материальной помощи родителей (ремонт школьных помещений, обеспечение топливом, продовольствием и т.д.). Зато проблемы в обучении фольксдойче немцы пытались решать практически сразу, о чем свидетельствует один из оккупационных документов за август 1942 г., касающийся культурного развития их соотечественников в РКУ и адресовался А. Розенбергу. «Перед приходом немецких солдат были уничтожены не только библиотеки, но почти все учебники. Учителя были неспособны нормально проводить занятия, во многих школах отсутствовали учительские кадры, они были привлечены вермахтом к работе переводчиками. Там, где занятия проводились регулярно, чаще всего дети не могут школу посещать вообще из-за отсутствия одежды и обуви. Об этих проблемах было сообщено в Берлин. Министерство пошло нам навстречу помощью, и буквально сразу нам было отправлено учебные материалы... Сначала в некоторых областях учителям фольксдойче приходилось голодать, теперь ситуация исправлена к лучшему» [23, л. 44].

Важной составляющей экономической экспансии на территории Украины были так называемая «Коричневая папка» - распоряжение и указы имперского министра Г.Геринга в отношении гражданского управления на территории рейхскомиссариата «Украина». На территорию Украины предполагалось отправить значительное количество квалифицированных специалистов из Германии для обеспечения высокого качества производства на местах. Работники из Германии должны были консультировать, помогать населению в сферах продовольствия и реализации сырьевых запасов в пользу Германии. Зарплата людей была в 10 -15 раз выше, чем у местного населения.

Итак, на оккупированной территории была создана система профессионального образования: для местного населения в форме учебных мастерских и курсов, но уровень подготовки специалистов в этих образовательных учреждениях оказался низким, и для этнических меньшинств «фольксдойче», которых власти пыталась использовать как вспомогательную силу в своих планах, открывая профессиональные школы для качественной подготовки.

Наблюдается трансформация правового блока регулирования образовательной системы, от ситуации отсутствия правовых норм в регулировании отношений между работником и нанимателем к созданию Отраслевых сборников Городских управ по урегулированию образовательной сферы на территории исследуемого региона.

Отметим, что система подготовки специалистов с образованием среди местного населения так и не была налажена. Нацистское руководство рассматривало Украину прежде всего как источник продовольствия, сырья, дешевой рабочей силы, а в условиях стремительного стратегического наступления советской армии по всей линии фронта, нацисты вообще отказались от запланированных мероприятий по подготовке специалистов высшей квалификации из местного населения. Все учебные заведения открывались с целью -удовлетворить потребность в квалифицированной рабочей силе, а именно: в специалистах технических, медицинских, педагогических, сельскохозяйственных специальностей. Если в середине 1941 г. образование не было доминирующим в планах оккупантов на территории РКУ, то в конце 1941 - нач. 1942 гг. происходит изменение стратегических планов, использование образовательного квалифицированного ресурса в пользу Германии, экономическая экспансия регионов Украины.

Оккупанты стремились наладить систему обучения и воспитания фольксдойче, надеясь в будущем получить в лице подрастающего молодого поколения политически лояльный социальный элемент, на который они могли опереться при проведении оккупационных мероприятий. Воспитательный и учебный процесс нового поколения немцев осуществляли в соответствии с идеями нацизма. Эта система должна была работать с раннего детства и в соответствии с ее требованиями дети немецкого происхождения, в отличие от украинских, подлежавших общеобязательному обучению, сроком в восемь лет. Ответственность за образование возлагалась на немецкое оккупационное руководство. Учебный процесс в среднетехнических учебных заведениях сельскохозяйственного направления проходил таким образом, чтобы по завершении заведения немецкая молодежь, получив землю в частное пользование, могла самостоятельно управлять сельскими общественными хозяйствами.

Литература

1. Коваль М.В. «Просвита» в условиях «нового порядка» (1941 - 1944 гг. ) // Украинский исторический журнал. - 1995. - № 2. - С. 37 - 41.

2. Коваль М.В. Судьба украинской культуры в период «нового порядка» (1941 - 1944) / / Украинский исторический журнал. - 1993. - № 11 - 12. - С. 15 - 38.

3. Коваль М.В. Украина во Второй мировой и Великой Отечественной войне (1939 - 1945 рр.) : попытка современного концептуального видения. - М.: Высшая школа, 1994. - 58 с.

4. Коваль М.В. Украина 1939-1945 гг.: Малоизвестные и непрочитанные страницы истории. - М.: Высшая школа, 1995. - 194 с.

5. Дробот И.И., Кучер В.И., Чернега П.М. Украина во Второй мировой войне: учебное пособие. - М.: ИЗИН, 1998. - 124 с.

6. Ленская В.В. Фашистская школьная политика на оккупированной территории Украины // Украинский исторический журнал. - 1990. - № 10. - С. 81 - 86.

7. Потыльчак А. «Новый порядок» в оккупированной Украине (1941 - 1944 рр. ) // Память веков. -1999. - № 11. - С. 98 - 102.

8. Потильчак А. Языковой вопрос в политике нацистской оккупационной власти в Украине // История в школе. - 1998. - № 12. - С. 10 - 13.

9. Потильчак А.В. Эксплуатация трудовых ресурсов Украины гитлеровской Германией в годы оккупации: Автореф. дис ... канд. истор. наук: 07.00.01 / Институт истории Украины НАН Украины. - К., 1999. - 20 с.

10. Потильчак А. Профессиональное обучение и подготовка трудовых резервов в Украине в период немецко - фашистской оккупации (1941 - 1944 рр. )- М.: Международная финансовая агентство, 1998. - 36 с.

11. Ветров И.Г. Экономическая экспансия третьего рейха в Украине. - К.: Четвертая волна, 2000. - 232 с.

12. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера: Пер. с нем. И.В. Розанова. - Смоленск: «Русич», 1993. - 496 с.

13. Государственный архив Киевской области (ГАКО). - Ф.Р. - 2412. - Оп.2. - Спр.1. - Арк. 92.

14. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВО Украины). - Ф. 2077. - Оп. 1. - Спр. 10. - Арк. 1 - 4.

15. ЦГАВО Украины. - Ф. 3206. - Оп. 6. - Спр. 3 - Арк. 43 - 45.

16. ЦГАВО Украины. - Ф. 3206. - Оп. 6. - Спр. 1. - Арк. 17 - 18.

17. Иванов А.Ф. Иваньков И.В. Политика нацистского режима в отношении этнических немцев Украины // Украинский исторический журнал. - 2005. - № 3. - С. 83-95.

18. ЦГАВО Украины. - Ф. 3206. - Оп. 1. - Спр. 51. - Арк. 130.

19. ЦГАВО Украины. - Ф. КМФ -8. - Оп. 1. - Спр. 12. - Арк. 123.

20. Ревегук В.Я. Полтавщина в годы Второй мировой войны (1939 - 1945). - Полтава, 2004 . - 288 с .

21. ЦГАВО Украины. - КМФ -8. - Оп. 2 . - Спр. 456. - Арк. 17.

22. Евтух Б. Чирко Б. Немцы в Украине (1920 -е - 1990- е годы). - К., 1994. - 182 с.

23. ГАКО. - Ф.Р - 2412 - Оп. 2 . - Спр. 5 . - Арк. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.