Научная статья на тему 'Профессионально-социальная культура как нравственная основа деятельности врача'

Профессионально-социальная культура как нравственная основа деятельности врача Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
308
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL AND SOCIAL CULTURE / ETHICAL PRINCIPLE / SOFT SKILLS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарески И.В.

Данная статья посвящена вопросу формирования профессионально-социальной культуры студентов медицинских вузов. Автор анализирует профессиональную составляющую работы врача. В статье подчеркивается роль и значение продуктивного общения между врачом и пациентом. Автор приходит к выводу, что именно на уровне профессионально социальной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND SOCIAL CULTURE AS ETHICAL PRINCIPLE OF DOCTOR''S ACTIVITY

This article is devoted to the problem of professional and social culture development of medical students. The author analyzes occupational components of such a profession as a doctor. Special attention is given to the role of constructive communication between the doctor and a patient. The author comes to the conclusion that human personality of a medical specialist can be expressed just at the level of professional and social culture.

Текст научной работы на тему «Профессионально-социальная культура как нравственная основа деятельности врача»

УДК 614.254 © Гарески И.В., 2016

© Gareski I.V.,2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

PROFESSIONAL AND SOCIAL CULTURE AS ETHICAL PRINCIPLE OF DOCTOR S

ACTIVITY

Аннотация. Данная статья по- Abstract. This article is devoted

священа вопросу формирования to the problem of professional and

профессионально-социальной social culture development of

культуры студентов медицинских medical students. The author

вузов. Автор анализирует про- analyzes occupational compo-

фессиональную составляющую nents of such a profession as a

работы врача. В статье подчер- doctor. Special attention is given

кивается роль и значение про- to the role of

дуктивного общения между врачом и пациентом. Автор приходит к выводу, что именно на уровне профессионально-

социальной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля.

constructive communication between the doctor and a patient. The author comes to the conclusion that human personality of a medical specialist can be expressed just at the level of professional and social culture.

Key words: professional and so-Ключевые слова: профессио- cial culture; ethical principle; soft нально-социальная культура; skills; socialization. нравственная основа; социальная компетенция; социализация.

Медицина служит связующим звеном между наукой и обществом. Действительно, применение научных знаний для поддержания здоровья человека является одним из важнейших аспектов клинической практики. Врач является одним из первостепенных агентов, через которого выражается это научное пони-

мание. Но медицина - это намного больше, чем сумма всех знаний о болезни. Медицина касается переживаний, чувств человека зачастую в экстраординарные моменты страха, тревоги и сомнения. В таком крайне уязвимом положении, именно медицинский профессионализм может укрепить доверие общества к врачу [6, р.58].

Профессия врача предъявляет не только определенные требования к его личности, но и в некотором смысле определяет личностные стратегии и картину мира в его дальнейшей профессиональной деятельности. Специфика врачебной практики предполагает знание характерного свода этических требований, запретов и ограничений, которые должны приниматься теми, кто неизбежно по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека. Подготовка медицинских специалистов в наши дни требует не только профессиональной компетентности, как одной из главных составляющих, но и формирование профессионально-социальной культуры специалиста.

Все более остроактуальным становится вопрос выявления личностных качеств, основных тенденций, своеобразия профессионализации на этапе обучения в высшей медицинской школе. В условиях модернизации структуры высшего образования представляется невозможным лишь транслировать накопленные медицинские знания. Необходимо формировать социальную компетентность, социальный интеллект студентов медицинских вузов, профессиональную идентичность как тип организационного поведения будущего врача. Профессионально-социальная культура должна пронизывать все аспекты его профессиональной деятельности. Профессионально-социальную культуру врача можно определить как совокупность знаний, умений, а также интеграцию личностных качеств, основанных на толерантных, гуманистических, этических и зиждительных принципах в процесс коммуникации с пациентами. Именно на уровне профессионально-социальной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля. Компетентность и об-

разованность человека проявляются в системно-ценностном подходе в процессе подготовки специалиста.

Прогресс в науке и технике стимулирует общество на поиск новых аксиологических оснований высшего образования и формирование педпроцесса медицинских вузов с учетом эффективности организации профессионально-социальной ответственности студентов-медиков в контексте актуальных достижений биоэтики. Нравственный императив ответственности человека за жизнь на Земле предполагает включение в контекст морально-этических ориентиров и регулятивов современного общества мировоззренческой установки биоцентризма, утверждающей уникальность бытия всего живого и формирование на этой основе новой системы обеспечения социально-антропологической безопасности. В профессиональной деятельности врача понятие ответственности носит правовой и этический аспект. По мнению И.И. Косарева и А.В. Сах-но: «отличие моральной ответственности от правовой состоит в том, что в первом случае в виде внешней санкции выступает общественное мнение, а в качестве своеобразной «внутренней» - совесть» [3, с. 9]. В современном энциклопедическом словаре по Этике отмечается, что «Ответственность, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением -как обязанность» [2, с. 342]. Это может означать, что индивидуум (специалист) вынужден относиться к фактам своего бытия определенным образом и строить модели своего поведения не только на основании индивидуальной ответственности, но и в масштабах ответственности коллектива, сообщества, объединенного общими социально-профессиональными конвенциями, законами, инструкциями.

В этом контексте наиболее актуальной представляется социализация с точки зрения деятельностного подхода, характеризующаяся как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей,

с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [5, с. 109]. Деятельностный подход в педпроцессе высшей медицинской школы актуализирует потребность в создании условий для взаимодействия двух сторон социализации: усвоение студентом медиком социального опыта и его воспроизводство. Это возможно при активном использовании в педагогическом процессе высшей медицинской школы воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для ее приобщения к истокам русской культуры [1, с. 60].

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия и сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. <...> Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» [4].

Реализация национального проекта в области здравоохранения актуализировала вопрос о повышении качества медицинской помощи. Это обусловлено повышением запросов пациентов и высокими требованиями в обществе к уровню материально-технического оснащения медицинских учреждений, использованию современнейших биомедицинских технологий и наличию нравственной составляющей в профессионально-социальной культуре медицинских работников. Создание оптимальных условий для технического обеспечения лечебного

процесса в медицинском учреждении не гарантирует качества оказываемой медицинской помощи, так как все это может быть обесценено некомпетентностью, недоброжелательностью, индифферентностью, нарушением правовых и моральных норм профессионального общения медперсонала. Социально-практическая компетентность врача, его нравственная и этически-правовая зрелость - важнейший фактор качества оказываемой медицинской помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 31: сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. - с. 57 - 61.

2. Апресян Р.Г. Ответственность // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М., 2001.

3. Косарев И.И., Сахно А.В. Нравственная ответственность врача в современном мире. М., 1987.

4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173 (дата обращения 06.06.2016).

5. Шаповал Г.Н. Гуманитарный аспект медицинского образования как неотъемлемая составляющая обучения иностранных студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. №33: сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. - с. 108 - 112.

6. Hilton SR, Slotnick HB. Proto-professionalism: how professionalisation occurs across the continuum of medical education. Med Educ 2005. - p.58.

7. Калинин Р.Е., Яковлева Н.В., Сочивко Д.В., Фролов А.И., Яковлев В.В., Разживина М.И. Опыт исследования направленности личности и здорового образа жизни студентов региональных вузов [Электронный ресурс] / Р.Е.Калинин, Н.В.Яковлева, Д.В.Сочивко, А.И.Фролов, В.В.Яковлев, М.И.Разживина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 4 (11). Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ra/art&id=173 (дата обращения: 6.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.