Педагогика
УДК 371.13:373.3
ассистент кафедры методик начального и дошкольного образования Пожидаева Татьяна Викторовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОФИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования - формирование профессионально-профильной компетенции (способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов начального образования). Автор выделяет компоненты профессионально-профильной компетенции: содержательный, технологический и личностный компоненты. На основании выделенных компонентов разработана содержательная карта профессионально-профильной компетенции будущих педагогов. В статье проанализированы основные пути, формы и технологии формирования профессионально-профильной компетенции.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; компетентность; профессионально-профильная компетенция; будущие учителя начальных классов; индивидуальный образовательный маршрут.
Annotation. The article considers the actual problem of professional training of future teachers of primary education - the formation of specialized professional competency (the ability to design individual educational routes of future teachers of primary education). Based on monitoring the views of students, teachers and employers, there has been proposed professional specialized competence that includes content, technology and personal components. On the basis of the indentified components there has been developed the content map of future teachers' specialized professional competency. The article analyzes the main ways, forms and technologies of forming specialized professional competency.
Keywords: professional training; competency; specialized professional competency; future primary school teachers; individual educational route.
Введение. Система профессионального образования призвана обеспечить постепенное развитие личности обучающегося как субъекта целеполагания собственной деятельности, ориентированного на требования ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [13], содержание Профессионального стандарта педагога [8] и на требования работодателей. Реализация данных документов актуализировала ряд проблем, связанных с измерением новых образовательных результатов, заданных в форме компетенций. Анализ динамики развития современного профессионального образования показывает, что его целью является не формирование и воспитание, а поиск, поддержка, развитие личности, его механизмов самореализации, саморегуляции, адаптации, саморазвития, самовоспитания. Изменение современной образовательной парадигмы приводит к изменениям в подходах профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования, в частности требует пересмотра приоритетов, лежащих в основе содержания преподавания теоретических и практических учебных дисциплин. Как отмечает Н.А. Глузман, доминирующей на современном этапе и в прогнозируемом будущем развитии высшей профессиональной школы является парадигма личностно-ориентированного образования, концепции и модели ее реализации через компетентностный подход [4, с. 74]. В связи с чем, компетентностный подход выступает основополагающим в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Компетентностный подход нашел отражение в работах отечественных и зарубежных авторов В.А. Болотова, Н.А. Глузман, И.А. Зимней,
A. Эллис, Д. Фоутс, Ю. Коллер. Изучение понятий «компетенция» и «компетентность» представлено в трудах
B.И. Байденко, Н.Б. Иванцовой, Т.Б. Михеева, Н.Г. Ничкало, С.Д. Рулишина, Г.Л. Рурика, Л.А. Сивицкой, Л.Г. Смышляевой, А.В. Смышляева, Ю.Г. Татура, И.А. Фоменко.
Формулировка цели статьи. Актуальность проблемы исследования выдвигает следующую цель: изучить процесс формирования профессионально-профильной компетенции в рамках профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.
Изложение основного материала статьи. В педагогической науке широко используют два понятия: компетентность и компетенция, хотя до сих пор не существует единого подхода к определению содержания данных терминов. Понятие «компетентность» определяют, как производное от «компетенции», поскольку оно указывает на субъект как носителя компетенции. Компетентность, в отличие от компетенции, предполагает не только наличие соответствующих знаний и навыков, но и способность их творческого использования. По определению С.Д. Рудишина, компетенция - это процедурное умение (как делать?), а не знания (что делать?), ядром компетенции выступает совокупность способов деятельности. Компетентность, по мнению исследователя, - это совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в конкретной предметной области; личная способность специалиста выполнять определенный класс профессиональных задач [9, с. 71]. По мнению А.В. Хуторского, компетенция - это совокупность личностных качеств человека (знаний, умений, навыков, способов деятельности), связанных с соответствующим кругом предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия, а компетентность - это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащий личностное отношение к предмету деятельности [15, c. 58-64].
Соглашаясь с мнением Ю.Г. Татура, под компетенцией будем понимать «интегративное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной деятельности в определенной области» [14].
В отличие от компетенции, понятие «компетентность» более широкое. Н.Б. Иванцова определяет термин «компетентность» как «уровень осведомленности специалиста в своей профессиональной деятельности, результат профессионального опыта» [14, c. 17]. Согласно Т.Б. Михеевой, компетентность - это «способность к осуществлению практических деятельностей, требующая наличия понятийной системы и, следовательно, понимания соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» [7, с. 112].
Н.Г. Ничкало отмечает, что компетентность охватывает не только профессиональные знания, навыки и опыт в специальности, но и отношение к делу, положительные склонности, стремления и интересы, способность эффективно использовать знания, умения и личностные качества для создания необходимого результата в условиях конкретной рабочей ситуации на конкретном рабочем месте [5, с 96].
Таким образом, компетентность является фундаментом профессионального мастерства, которая формируется в процессе конкретной деятельности. Компетентность - это также способность субъекта принимать конкретные решения в определенной области деятельности и нести ответственность за их последствия. Главным показателем уровня квалификации любого современного специалиста, в том числе учителя начальных классов, является его профессиональная компетентность. Существуют различные подходы к определению сущности и структуры профессиональной компетентности.
Как отмечает Н.Г. Ничкало, приоритетной задачей профессионального обучения на современном этапе является подготовка «квалифицированных, конкурентно-способных кадров с высоким уровнем профессиональных знаний, умений, навыков и мобильности, которые соответствуют требованиям научно-технического прогресса и рыночным отношениям в экономике, воспитание социально активных членов общества, формирование у них научного мировоззрения, творческого мышления, лучших человеческих качеств, национального сознания» [5, с. 11].
Профессиональную компетентность определяют, как профессиональную подготовку (теоретическую и практическую) и способность специалиста выполнять определенные задачи и обязанности, как критерий соответствия специалиста требованиям профессиональной деятельности, а также как самый высокий уровень профессионального мастерства, предоставляющая возможности достигать высоких результатов в определенной профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность учителя, по определению Г .Л. Рурика, - это интегративное личностное образование на основе теоретических знаний, практических умений, личностных качеств и опыта, обусловливающие готовность учителя к выполнению педагогической деятельности и обеспечивают высокий уровень ее самоорганизации [14, с. 348].
Профессиональная подготовка будущих педагогов является направленной, организованной, планомерной, содержательной и динамической системой деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в высшем педагогическом заведении, цель которой - формирование у будущих педагогов всех видов компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности [3, с. 67].
В структуре профессиональной компетенции обучающегося выделяют аналитический, проектировочный, информационный, организаторский и коммуникативный компоненты.
Н.Б. Иванцова определяет следующие компоненты профессиональной компетенции будущего учителя: знания (логическая построенная система знаний о внутреннем и окружающем мире человека, зафиксированная в его сознании), умения (психические образования, заключающиеся в усвоении человеком навыков и способов деятельности), навыки (действия, сформированные в процессе многократного повторения и доведены до автоматизма), профессиональная позиция (совокупность сложившихся ориентаций и установок, оценок и отношений окружающего и личностного опыта), перспектив и реальности, а также требований, определяющих характер поведения, действий [14, с. 20-21].
По мнению С.И. Якименко и П.В. Якименко, структура профессиональной компетенции педагога включает следующие компоненты: содержательный (знание теоретических и методологических основ предметной области образования, психолого-педагогических основ современного образования и требований, предъявляемых к современному учителю), технологический (методические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные, креативные, оценочные, информационные умения), личный (ценностное отношение к профессии, событиям и людям, готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшего профессионального роста) [14, с. 29].
Компетентность как составляющая профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы заключается в формировании профессиональных теоретических и практических навыков и умений, мотивов деятельности, личностных качеств, наличия опыта профессиональной деятельности, умений творчески мыслить, в развитии творческого потенциала, ценностных ориентаций, которые позволяют самостоятельно и эффективно реализовывать цели педагогического процесса.
Формирование профессиональной компетенции будущего педагога начального образования осуществляется через содержание образования и представляет собой процесс овладения устойчивыми, интегрированными, системными знаниями по педагогике, психологии, методикам обучения, умениями применять их в новых нестандартных ситуациях, предполагает развитие личностных качеств и свойств и обеспечивает способность личности к продуктивной профессиональной деятельности.
Согласно ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [13], в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. ФГОС ВО и ООП ВО предполагает и формирование профессионально-профильных компетенций.
Профессионально-профильные компетенции разных профилей по направлению подготовки «Педагогическое образование» отличаются друг от друга, т.к. существуют различия в профессиональной деятельности учителей. Профессионально-профильные компетенции будущего педагога начального образования имеют свои специфические особенности, которые в базовой части стандарта не отражены. Таким образом, конкретизация требований к освоению студентами ООП вуза должна осуществляться путем уточнения списка компетенций, представленных в ФГОС ВО, и расширения его за счет включения профессионально-профильных компетенций с учетом специфики профиля подготовки. Поэтому будем рассматривать понятие «профессионально-профильная компетенция будущего педагога начального образования» (ППК), как интегративное свойство личности обучающегося, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал для успешной деятельности в качестве учителя начальных классов.
В контексте современных требований к уровню педагогической подготовки будущих педагогов начального образования актуален вопрос о процессе формирования профессионально-профильных компетенций обучающихся и управлении этим процессом в рамках реализации ОПОП.
В результате мониторинга актуальности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования среди обучающихся, работодателей, профессорско-преподавательского состава приходим к выводу, что в качестве
профессионально-профильной компетенции необходимо выделить компетенцию - способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов начального образования.
Для успешного формирования у обучающихся направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиля подготовки «Начальное образование» необходима разработка содержательной карты профессионально-профильной компетенции будущих педагогов начального образования, состоящей из содержательного, технологического и личного компонента, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1
Содержательная карта профессионально-профильной компетенции будущих педагогов
начального образования
ППК-1. Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов начального образования
Компонент компетенции Характеристика компонента компетенции обучающегося
Содержательный компонент Знает: - сущность понятия «индивидуальный образовательный маршрут», структуру индивидуальных образовательных маршрутов; - теоретические и методологические основы предметной области образования, психолого-педагогические основы современного образования и требования, предъявляемые к современному педагогу начального образования; - уровень повышения профессиональной категории, основы профессионального и личностного становления в процессе профессиональной подготовки.
Технологический компонент Умеет: - ставить задачи самообразования и осуществлять их в соответствии с собственным проектированием образовательного маршрута профессиональной подготовки; - проектировать индивидуальные образовательные маршруты младших школьников.
Личный компонент Владеет: - мотивацией к самообразованию, проектированию образовательных маршрутов профессиональной карьеры; - ценностным отношением к профессии, событиям и людям, готовностью к проявлению личной инициативы.
Стоит отметить, что мониторинг уровня сформированности данной компетенции должен проводится в рамках профессиональной подготовки обучающихся в высшем учебном заведении на протяжении всего периода обучения. Для успешного контроля за уровнем сформированности компетенции необходима разработка фондов оценочных средств по дисциплинам ОПОП. Таким образом, предлагаем осуществить проектирование фонда оценочных средств, предназначенного для оценивания всех компонентов профессионально-профильной компетенции обучающихся в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Отметим, что при формировании фонда оценочных средств уровня сформированности профессионально-профильной компетенции должно быть обеспечено его соответствие: ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование; учебному плану профиля подготовки «Начальное образование»; рабочей программе учебной дисциплины/профессионального модуля.
Результаты, полученные в ходе диагностики профессионально-профильных компетенций студентов являются информационной основой принятия коррекционных и управленческих решений, направленных на совершенствование методического обеспечения мониторинга, на оптимизацию процесса профессиональной подготовки обучающихся, повышение уровня профессионально-профильных компетенций.
Профессионально-профильная компетенция может быть сформирована в процессе изучения учебных дисциплин базовой части: «Педагогика», «Психология», «Профессиональная этика»; вариативной части: «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования», «История педагогики и образования», «Основы педагогического мастерства», «Введение в педагогическую деятельность», «Теория обучения и воспитания детей младшего школьного возраста», «Современные педагогические технологии в начальной школе», «Педагогическая поддержка младшего школьника» и при прохождении практик: «Учебная практика: ознакомительная», «Учебная практика: организация образовательной деятельности», «Производственная практика: летняя педагогическая», «Производственная практика: педагогическая», «Преддипломная практика».
Основные пути, методы и технологии формирования компетенции ППК-1: лекционные и семинарские занятия; дискуссии, ролевые игры, беседы, коллоквиумы, тренинги; выполнение письменных работ (доклады, сообщения, эссе); решение профессиональных задач; метод проектов (исследовательские, информационные, межпредметные, личностные, групповые и др.), представление результатов; учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы; система заданий, выполняемых на учебных и производственных практиках; выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.
Календарный график и возможные траектории формирования компетенции ППК-1:
В формировании компетенции ППК-1 «Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов начального образования» можно выделить 3 этапа.
Первым этапом (1-3 семестр) формирования является изучение дисциплин «Педагогика», «Психология», «Введение в педагогическую деятельность», «История педагогики и образования», в результате которого обеспечивается:
- знание основных характеристик индивидуальных образовательных маршрутов и их видов, теоретических и психолого-педагогических основ организации учебно-воспитательного процесса;
- умение самостоятельно изучать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу в соответствии с поставленными задачами в процессе профессиональной подготовки;
- владение мотивацией к самообразованию, повышению уровня знаний, умений, навыков и профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки.
Вторым этапом (4-5 семестр) формирования является изучение дисциплины «Теория обучения и воспитания детей младшего школьного возраста», прохождения практик: учебная практика (ознакомительная и организация образовательной деятельности), выполнение курсовой работы, в результате чего обеспечивается:
- знание сущности понятия «индивидуальный образовательный маршрут», структуры индивидуальных образовательных маршрутов; теоретических и методологических основ предметной области образования, психолого-педагогических основ современного образования и требований, предъявляемых к современному педагогу начального образования;
- умение ставить задачи самообразования и осуществлять их в соответствии с заданным проектом образовательного маршрута в процессе профессиональной подготовки;
- владение способностью проектировать дальнейшие образовательные маршруты, определять личностные способности и возможности в процессе профессиональной подготовки.
На третьем этапе (6-8 семестр) в ходе изучения дисциплин «Профессиональная этика», «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования», «Основы педагогического мастерства», «Современные педагогические технологии в начальной школе», «Педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста», прохождения производственной и преддипломной практики и выполнения выпускной квалификационной работы, актуализируются и совершенствуются знания, умения и навыки, сформированные на втором этапе, и достигаются:
- знание сущности понятия «индивидуальный образовательный маршрут», структуры индивидуальных образовательных маршрутов; теоретических и методологических основ предметной области образования, психолого-педагогических основ современного образования и требований, предъявляемых к современному педагогу начального образования; уровней повышения профессиональной категории, основ профессионального и личностного становления в процессе профессиональной подготовки;
- умение ставить задачи самообразования и осуществлять их в соответствии с собственным проектированием образовательного маршрута и профессиональной карьерой, проектировать индивидуальные образовательные маршруты младших школьников;
- владение мотивацией к самообразованию, проектированию образовательных маршрутов профессиональной карьеры, ценностными отношениями к профессии, событиям и людям, готовностью к проявлению личной инициативы.
Таким образом, по завершении указанных этапов у обучающихся должен быть сформирован продвинутый уровень компетенции ППК-1 «Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов начального образования».
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций и необходимые оценочные средства для проверки сформированности компетенции ППК-1 «Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов начального образования» представлены следующим образом: устный опрос, тестирование, собеседование, написание научной статьи, выступление с докладом/сообщением на конференции, контрольные работы, выступления на семинарских занятиях, наблюдение и анализ учебно-воспитательной деятельности обучающегося во время прохождения учебной и производственной практик, проведение уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе, составление портфолио, зачет, экзамен.
Данный фонд оценочных средств позволяет непрерывно отслеживать динамику формирования профессионально-профильных компетенций обучающихся, своевременно выявлять отклонения от заданных требований стандарта, что в дальнейшем позволит выработать коррекционные меры и принять управленческие решения.
Выводы. В современной практике профессиональной подготовки по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, должна проводится целенаправленная работа по формированию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, в том числе профессионально-профильной компетенции будущих педагогов начального образования - способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты будущих педагогов начального образования.
Литература:
1. Адольф В. А., Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т. - 2005. - 214 с.
2. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода [Competence: the development of competence-based approach] / В.И. Байденко // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - С. 25-30.
3. Васильева М.П. Культуролопчний шдхвд до процесу професшно! тдготовки майбутнього педагога / М.П. Васильева // Педагогка i психолопя творчо! особистостк проблеми i пошуки: зб. наук. праць. Вип. 47. -Запорiжжя. - 2007. - С. 67.
4. Глузман Н.А. Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов / Н.А. Глузман // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 3 (104). - С. 73-80.
5. Государственные стандарты профессионального образования: теория и методика: монография / под ред. Н.Г. Ничкало. - Хмельницкий: ТУП, 2002. - 396 с.
6. Дедюхина А.А. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов / А.А. Дедюхина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. -С. 280-284.
7. Михеева Т.Б. «Компетенция» и «Компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании / Т.Б. Михеева // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2011. -№ 5. - С. 110-114.
8. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н. - Режим доступа: Ьйр://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/
9. Рудишин С.Д. Системний шдхвд до вищо! освт в Укра'шк освiченiсть, компетентшсть, нацюнальш цiнностi / С. Д. Рудишин // Педагопка i психолопя: Вiсник НАПН Украши. 2013. - № 3 (80). - С. 69-75.
10. Садовая В.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы в информационно-образовательной среде / В.В. Садовая // КПЖ. 2013. - №2 (97). - С.27-32.
11. Сивицкая Л.А., Смышляева Г.Г., Смышляев А.В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей / Л.А. Сивицкая, Г.Г. Смышляева, А.В. Смышляев // Вестник ТГПУ. - 2010. - №12. - С. 52-55.
12. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография / Т.М. Сорокина. - Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 168 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1426. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
14. Формування професшно! компетентност майбутнього вчителя в умовах вищого навчального закладу: науковий поЫбник / тд заг. ред. проф. С.1. Якименко. - К.: Видавничий Дiм «Слово», 2011. - 464 с.
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
Педагогика
УДК: 378.14.015.62
кандидат педагогических наук Раскалинос Валерия Николаевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
Аннотация. Статья посвящена характеристике особенностей подготовки студентов направления «Образование и педагогические науки» к психолого-педагогическому сопровождению в условиях высшего образования. Для определения специфических характеристик данного процесса была проанализирована тематика и результаты диссертационных исследований по указанной проблематике. Описаны требования ФГОС ВО к результатам подготовки выпускников, освоивших соответствующую программу, по критерию психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: компетенция, сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение. Annotation. The article is devoted to the characteristic features of students' training in «Education and pedagogical sciences» to psychological and pedagogical support in higher education. In order to determine the specific characteristics of this process, the subjects and the results of dissertations on these issues were analyzed. The article describes requirements of the FSES HE to the results of training of graduates who have mastered the appropriate program according to the criterion of psychological and pedagogical support. Keywords: competence, support, psychological and pedagogical support.
Введение. Современный этап изменений высшего образования характеризуется направленностью на преодоление несоответствия подготовленности студентов социальному запросу и потребностям личности. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса выступает в данном случае эффективным инструментом развития и саморазвития всех его участников, способствуя их самосовершенствованию. При его реализации в образовательных организациях основная мысль, определяющая деятельность специалистов, заключается в смещении акцентов с целенаправленного внешнего личностного развития обучающихся на согласованное взаимодействие всех субъектов, направленного на достижение единой цели. Результативное осуществление комплексного, системного психолого-педагогического сопровождения, направленного на создание максимально благоприятных условий реализации образовательного процесса, требует содержательного наполнения подготовки обучающихся в условиях высшего образования.
Формулировка цели статьи. Целью статьи является описание особенностей подготовки студентов направления «Образование и педагогические науки» к психолого-педагогическому сопровождению.
Изложение основного материала статьи. Для определения степени изученности исследуемой проблемы были выбраны два основных направления:
- диссертационные работы, характеризующие современную систему организации психолого-педагогического сопровождения и подготовки к нему;
- анализ ФГОС ВО, позволяющий определить основные требования к результатам профессиональной подготовки будущих специалистов к психолого-педагогическому сопровождению.
Проблематика организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения отражена в научных трудах значительного количества авторов. Специфические особенности и теоретические положения его организации, практические рекомендации по реализации данного процесса неоднократно анализировались в различных работах, как исследователей-теоретиков, так и специалистов-практиков. Остановимся на новых психолого-педагогических исследованиях - диссертационных работах ученых последних пятнадцати лет.
В значительном массиве работ особый интерес приставляют диссертации, где в той или иной степени отражена проблема психолого-педагогического сопровождения и подготовки к нему. Среди них: формирование профессиональных компетенций в ходе психолого-педагогического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» (А.С. Скороход), психолого-педагогическое