Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка в технологическом университете'

Профессионально-прикладная физическая подготовка в технологическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиров Т. Р.

Рассматриваются основные современные проблемы профессионально-прикладной физической подготовки в технологическом университете. В усло-виях вуза она должна способствовать формированию личной физической куль-туры студента, выступая его интегральным качеством, как условие и предпо-сылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель са-моразвития и самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка в технологическом университете»

Т. Р.Закиров

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассматриваются основные современные проблемы профессиональноприкладной физической подготовки в технологическом университете. В условиях вуза она должна способствовать формированию личной физической культуры студента, выступая его интегральным качеством, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) в технологическом университете представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. В современных условиях всеобщей компьютеризации всех сфер трудовой деятельности выпускников ППФП должна быть направлена в первую очередь на овладение студентами инновационными методиками планирования самостоятельных занятий по физической культуре, способами и средствами мониторинга физического состояния.

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение.

Одна из основных проблем методики ППФП вытекает из необходимости обеспечить адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к функциональным возможностям организма, с постепенным превышением уровня этих требований. Здесь есть свое противоречие [1]. Ясно, что наиболее точно и полно воспроизвести эти требования можно лишь путем выполнения трудовых действий в режиме и условиях, характерных для профессионального труда. Но если профессиональный труд сам по себе предъявляет сравнительно невысокие по интенсивности и узкие требования к физической дееспособности (что, как уже отмечалось, характерно для многих видов современного профессионального труда), то точное моделирование их в процессе ППФП не позволит обеспечить необходимую действенность модельных упражнений как факторов увеличения функциональных возможностей. Именно поэтому моделирование требований профессиональной деятельности при построении ППФП оправдано постольку, поскольку оно обеспечивает эффективность используемых средств подготовки, и должно происходить с определенными вариациями, способствующими не только адаптации к профессиональному труду, но и увеличению его результативности [2].

Наиболее важной причиной недостаточно высокой эффективности физического воспитания студентов в технических вузах РТ, на наш взгляд, является несовершенство сложившейся системы реализации различных направлений двигательной активности (физического воспитания, спортивной, рекреационной, реабилитационной и профессиональ-

но-прикладной физической подготовки), обусловленное комплексом проблем социальнопсихологического, методологического, ресурсного, кадрового и информационного обеспечения учебно-образовательного процесса, ограничивающих разработку и внедрение персонифицированных креативных моделей физического совершенствования студенческой молодежи, которые оптимально соответствовали бы требованиям социальноэкономических условий жизнедеятельности.

В настоящее время физическое воспитание в вузах осуществляется на основе учебной программы дисциплины «Физическая культура», которая рекомендована Федеральным агентством по образованию и соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по соответствующим направлениям. Однако ее содержание ориентировано прежде всего на решение задачи общей физической и двигательной подготовки. Содержание же раздела профессионально-прикладной физической подготовки передано для самостоятельной разработки кафедрам физического воспитания вузов (Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для студентов вузов, 2000).

Преобразование физического воспитания в технологическом университете должно осуществляться как по традиционному пути, т.е. включением известных специальностей, имеющихся в соответствующем классификаторе направлений и специальностей высшей школы [3], так и созданием новых специальностей, вытекающих из направления физической культуры, а также новых междисциплинарных специальностей (адаптивная физическая культура, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, рекреация и досуговая деятельность, двигательная реабилитация и физиотерапия и др.)

Совершенствование системы образования требует разработки новой концепции о месте кафедры физического воспитания в структуре вуза и учебно-воспитательного процесса. Реальное воплощение данной концепции в физическом воспитании связано с разработкой современной технологии преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый уровень профессиональной психофизической готовности специалистов, выпускаемых вузами. Технологический подход к ППФП студентов в высших учебных заведениях должен обеспечивать формирование в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов, прикладных знаний, умений и навыков, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условиям, повысить уровень профессиональной надежности. Повышение качества подготовки специалистов различных областей деятельности возможно путем активного использования научного и учебного потенциалов вузов при широком применении современных педагогических технологий. Совершенствование преподавания по новым технологиям и внедрение их в процесс обучения позволят студентам играть более активную роль в процессе образования, а преподавателям - иметь обратную связь.

Модернизация системы физического воспитания в технических вузах Татарстана должна быть построена на принципах и положениях личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности, ориентации преподавателя на принятие субъективной позиции студента, свободный выбор им вида физкультурно-спортивной активности, организованной с учетом физического состояния, мотивации, интересов, а также целевой направленности на формирование физической и спортивной культуры студенческой молодежи [4]. Здоровье студентов, их образ жизни и мысли нуждаются в научном подходе в масштабах ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодёжных организаций, научных учреждений. Это позволит определить цель и объекты социального и гуманитарного планирования на разных уровнях, облегчит разработку эф-

фективных методов достижения поставленной цели, даст возможность найти критерий эффективности и тем самым получить положительный и обнадёживающий результат. Проблема здоровья студентов должна привлекать большее внимание и приобретать теоретическую и практическую значимость во всех сферах жизни общества.

Литература

1. Ильинич, В.И. Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов / В.И. Ильинич // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 3. - С.40 - 43.

2. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие для техн. вузов / Р.Т. Раевский. - М., 1985.

3. Сторчевой, Н.Ф. Особенности физического воспитания с профессиональной направленностью в технических вузах / Н.Ф. Сторчевой, С.М. Косарев // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы: мат. конф. - Казань, 2007. С.63.

4. Давиденко, Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / Д.Н.Давиденко // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 2 - 6.

© Т. Р. Закиров - ст. преп. каф. физического воспитания КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.