Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка и разработка технологических карт для выполнения физических упражнений в зависимости от характеристики видов труда на сельскохозяйственных предприятиях'

Профессионально-прикладная физическая подготовка и разработка технологических карт для выполнения физических упражнений в зависимости от характеристики видов труда на сельскохозяйственных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL HEALTH / PHYSICAL TRAINING / EXERCISE / TECHNOLOGICAL CHART / DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES / PROFESSIONAL TRAINING / PERFORMANCE / HEALTH STATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липкович Игорь Эдуардович, Пятикопов Сергей Михайлович, Ковалева Светлана Александровна,

Данная статья нацелена на создание у работодателей правильного мировоззрения в плане организации системы физической культуры на производстве. Правильное применение физических упражнений повышает и стабилизирует работоспособность персонала, что в свою очередь прямым образом влияет на качество и производительность труда. В статье дается анализ производительности труда разных групп, работающих в зависимости от использования ими физических упражнений. Для разработки технологических карт с соответствующими комплексами физических упражнений приведены группы различных профессий в зависимости от вида двигательной активности персонала. В технологических картах приводятся психофизические качества и соответствующие им физические упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липкович Игорь Эдуардович, Пятикопов Сергей Михайлович, Ковалева Светлана Александровна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional-applied physical preparation and development of process maps to perform physical exercises depending on the characteristics of jobs on farms

This article aims to create the right worldview with employers in terms of organizing a system of physical culture in the workplace. Proper use of physical exercises increases and stabilizes the working capacity of staff, which in turn directly affects the quality and productivity of labor. The article analyzes the labor productivity of different groups of workers, depending on their use of physical exercises. For the development of process maps with corresponding complexes of exercise, are groups of different occupations depending on the type of motor activity of the personnel. In process maps are psychophysical qualities and their corresponding physical exercises. The article also describes the exercises for general, strength, speed endurance, speed, agility and coordination of movement, flexibility, which will allow managers of relevant production sites to select the appropriate exercises.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка и разработка технологических карт для выполнения физических упражнений в зависимости от характеристики видов труда на сельскохозяйственных предприятиях»



LH

s ^

ü LH

*

76

8. Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность е общей й педагогической психологии. М. - Воронеж, 2001. - 448 с.

9. Мете H.A., Митрофанова ОД., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. М. : Рус. ЯЗ., 1981. - 140с.

10. Мухаммад. Л.П. Описательный дискурс в условиях учебной межкультурной коммуникации И Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации г сборник статей XV Всероссийской нзучно-прак-(ической конференции молодых ученых с международным участием, - М.: Российский университет Дружбы народов, 2014. - С. 22-31.

11. Орехова И.А. Обучающий потенциал русской языковой среды в формировании лингвокульту-рологической компетенции иностранных уча-

щихся : автореф. ... доктора педагог, наук. - М„ 2004,

12. Ушинский К. Д, Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Москва-Яе нинград, - 1950. - 777 с,

13. Чжан Шаньчжи, В.в. Шмелькова. Иероглифический знак как символ реализации когнитивного аспекта в процессе обучения русскому языку китайских учащихся {начальный этап обучения) ! /Международныйаспирантский вестник. Русский язык за рубежом. - №2. - 2018. - С. 17 20.

14. Muhammad LP., N.V. Tatannova, O.N. Khaleeva. Modeling a methodology for teaching a foreign language on the principles of anthropological linguodidactics (initial stage of learning). Herald NAMSCA. No 1,2019. Pp. 115- 121.

< a.

UJ

PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATIONAND DEVELOPMENT OF PROCESS MAPSTO PERFORM PHYSICAL EXE ROSES DEPENDING ON THE CHA RA C TERfS TICS OF JOBS ON FA RMS

Lipkovich Igor Eduardo vich, DSC of Technical sciences. Professor

Pyatikopov Sergey Mikhaifovich, PhD of Technical sciences, Associate Professor

Kovaleva Svetlana Aleksandrovna, Senior Lecturer

Azovo-Chemomorsky Engineering Institute, Don State Agrarian University, Zernograd

This article aims to create the right worldview with employers in terms of organizing a system of physical culture in the workplace. Proper use of physical exercises increases and stabilizes the working capacity of staff, which in turn directly affects the quality and productivity of labor. The article analyzes the labor productivity of different groups of workers, depending on their use of physical exercises. For the development of process maps with corresponding complexes of exercise, are groups of different occupations depending on the type of motor activity of the personnel. In process maps are psychophysical qualities and their corresponding physical exercises. The article also describes the exercises for general, strength, speed endurance, speed, agility and coordination of movement, flexibility, which will allow managers of relevant production sites to select the appropriate exercises.

Keywords; physical education; professional health; physical training; exercise; technological chart; development of physical qualities; professional training; performance; health status.

УДК 378

ВАК РФ 13,00,04

У Липкович И.З., 2019 3 Пятмкопов С.М., 2019 3 Ковалева СЛ., 2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ТРУДА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Данная статья нацелена на создание у работодателей правильного мировоззрения в плане организации системы физической культуры на производстве. Правильное применение физических упражнений повышает и стабилизирует работоспособность персонала, что в свою очередь прямым образом влияет на качество и производительность труда. В статье дается анализ производительности труда разных трупп, работающих е зависимости от использования ими физических упражнений. Для разработки технологических кар г с соответствующими комплексами физических упражнений приведены труппы различных профессий в зависимости от вида двигательной активности персонала. В тех нологических каргах приводятся психофизические качества и соответствующие им физические упражнения.

Ключевые слова: физическая культура; профессиональное здоровье; физическая подготовка; физические упражнения; технологическая карта; развитие физических ка честв; профессиональная под го товленность; рабо тоспособнос ть; состояние здоровья.

Сельскохозяйственное производство России интенсивно развивается. Количество предприятий данной отрасли на сегодняшний

день неуклонно растет и в них заняты более 5 миллионов человек. Производительность труда и качество выполняемой работы прямым образом зависят от состояния профессионального здоровья, поддерживающееся физической культурой на производстве {рис. Т и 2).

% 16 14 12 10 8 6 4 2 0

14,3

I группа (30-48 лет) 11 группа (29-38 Ш группа (19-28

пет) пет)

■физкультурники пне физкультурники

Рисунок 1 - Изменение производительности труда в зависимости от занятий физической культурой (по Г.Н. Васильевой)

|[ группа (39-48 пет) II группа (29-38 пет } (III группа (19-28 пет)

Острые простудные заболевания

Рисунок 2 Заболеваемость среди рабочих, занимающихся

и не занимающихся физической культурой (А - не физкультурники;

Б - физкультурники)

В связи с этим физическая культура, поддерживающая здоровье людей на производстве, является одним из приоритетных направлений деятельности руководителей сельскохозяйственных предприятий [1].

Для быстрого и эффективного внедрения физической культуры, помимо конкретного улучшения консультативной и организаци-онно-методической работы, инструкторам физической культуры, работающим на предприятии, в сельскохозяйственных объединениях и в офисах, важен рациональный опыт организации физкультурно-оздоровительной работы среди персонала предприятий и необходимы теоретические занятия в этом направлении.

Анализ исследования и результаты их обсуждения. Применение физической культуры в трудовом процессе определяется его закономерностями и логикой построения. Нормирования физических нагрузок должны способствовать повышению производительности и эффективности трудовых процессов. Исходя из этого, от особенностей трудового процесса в наибольшей мере зависят выбор и

СП

о си

0-

ш щ

1-X

о

си

со

со х

=7&.

V

Ё

77

ЛИПКОВИЧ Игорь Эдуардович, доктор технических наук, профессор

ПЯТИКОПОВ Сергей Михайлович, кандидат технических наук, доцент

КОВАЛЕВА Светлана Александровна, старший преподава толь

Азов о- Черноморский инженерный институт, Донской государственный аграрный университет, Зерноград

UJ

S ^

О UJ

< a.

UJ

*

78

порядок использования средств и методов физической культуры. Для удобства все виды труда разобьем на группы [2].

1-я группа. Различные профессии умственного труда. Для данных профессий свойственна напряженная нагрузка на центральную нервную систему.

2-я группа. Профессии, при которых работа выполняется в вынужденной позе сидя, мелкими движениями пальцев рук и ног, двигая рычагами управления машин, характеризуется значительной нервно-психической напряженностью, напряженностью зрительного анализатора и средних физических усилий на протяжении рабочего дня. К данной группе относятся такие виды труда: водители автомобилей; трамваев; железнодорожного транспорта; машинисты кранов; бульдозеристы,

3-я группа. К данной группе относятся профессии, связанные с ремонтом и монтажом оборудования (электромонтеры; слесари; монтажники и т.д.). Их работа выполняется в неудобной позе (согнувшись; лежа; в положении сидя), иногда с пребыванием на высоте.

4-я группа. Виды труда; в которых необходимы быстрые и высокоточные движения пальцев рук; рабочие операции выполняются стоя или медленно передвигаясь. К этой группе относятся представители различных профессий текстильщиц (ткачих; прядильщиц; мотальщиц; тростильщиц; красильщиц и др.), а также станочники различных профессий (токари; шлифовальщики; фрезеровщики; сверловщики}.

5-я группа. Представители этой группы выполняют многие виды работ в пищевой, обувной, химической промышленности, машиностроении и в других видах производства. Это в основном сборщики конвейерного производства.

Для успешной идлительной работы на конвейере необходимо развивать быстроту, координацию движений и общую выносливость,

6-я группа. Включает те профессии, в которых работа отличается повышенной точностью выполнения пальцами рук мелких операций.

7-я группа. Представители данной группы подразделяются на несколько подгрупп: по особенностям гигиенических условий труда (пониженная или повышенная температура; влажность воздуха); работа в воде; работа над или под землей (шахтеры и верхолазы); работа на свежем воздухе (как правило, это строители, монтажники), Данная группа труда характеризуется нестандартными условиями и характером труда. Работа, как правило, физически тяжелой и средней категории.

В связи с изложенным, для эффективного развития необходимых физических качеств работников различных видов труда важным является составление комплексов физических упражнений и методических рекомендаций по их применению [3; 4].

Для развития профессионально важных качеств необходимо учитывать специфику труда в конкретных условиях, рабочую позу, нагрузку на различные органы и системы и необходимый уровень общей и специальной физической подготовленности (Например, характеристики мышечной деятельности работников зависимости представлены на рисунках 3-6) [2].

О 25 50 75 100

Уровень напряжений спины от максимального усилия.°ь

Рисунок 3 Диапазон значение переносимости мышц спины при различных позах наклоненного вперед туловища

Расстояние но горизонтали, си.

3-50

0 5 10

Масса I р> i;i, улержнваемого рукой. Н

Рисунок 4 Среднее время до наступления значительного утомления (сильная боль) плечевой мышцы для различных положений при протягивании руки вперед

о 5 10

Масси I |п м. улиржня»смо1 о рукоП, Н

Рисунок 5 - Среднее время до наступления значительного утомления (сильная боль) плечевой мышцы для различных положений согнутой руки

о с

20

и ^

«А

1 я 15

2 3

И лГ,

I ^ 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с е>

о —

г; —

= 1* ^

о. а

ч |

Сч С

Й

Распрям-лсннос

20 40

ьо

ко юо

Масса груза, удерживаемо! о рукой. 11

Рисунок 6 Среднее время до наступления значительного утомления мышц плеча и руки для различных положений при локте на опоре

Для развития ведущих психофизических качеств нами разработана технологическая карта, где приводятся комплексы физических упражнений, на которые желательно ориентироваться при профессионально-прикладной физической подготовке [4; 5; 6].

Общая выносливость

Рекомендуемые комплексы упражнений. Переменный бег с ходьбой от 30 до 120 мин; непрерывный бег; повторный бег на отрезках 800-1000 м - 3-4 раза. Фартлек (гаЬа\ма Ыедо\та). Скандинавская ходьба. Длительное плавание. Спортивные игры (футбол; баскетбол; регби); подвижные игры ("Сумей догнать"; Тонка с выбыванием" и др.). Передвижение на лыжах до 60 мин; бег на лыжах 5-10 км. Велоза-езды - с изменяемым усилием (рост интенсивности; удлинение дистанции;увеличением

времени) в естественных условиях по пересеченной местности. Занятия на беговой дорожке, Прыжки на двух ногах через скакалку с изменением длительности; интенсивности и интервалом отдыха. Боксджампинг Сила и силовая выносливость Рекомендуемые комплексы упражнений. Подтягивания на перекладине в висе - прямым хватом; обратным хватом; разнохват. Приседания с собственным весом- на двух ногах; ноги накрест; на одной ноге с опорой и без опоры; приседания на одной ноге с последующим отталкиванием; со штангой на спине. Прыжки -вверх из полного приседа; со сменой положения ног. Подпрыгивания вверх с опорой на гимнастическую стенку. Бёрпи - 3 приседания со штангой; 15 приседаний с выпрыгиванием вверх; 50 прыжков на скакалке. Бег - на месте; высоким подниманием бедра; в наклоне с опорой; подъем бедра до груди. -Двигательно-координационные движений Рекомендуемые комплексы упражнений. Прыжки на одной ноге. Броски мяча в стойке на одной ноге. Ласточка. Челночный бег. Ходьба по гимнастическому бревну. Одновременное ведение двух мячей. Ведение мяча с последующей остановкой и выполнением прыжков с поворотом на ЗО^. Выполнение кувырков на месте и в движении; с мячом и без мяча. Подбрасывание теннисного мяча и ловля.

Смелость; эмоциональная устойчивость; решительность.

Рекомендуемые комплексы упражнений. Спортивные (гандбол; регби; баскетбол; волейбол и др.); подвижные игры; эстафеты требующие проявления смелости; решительности. Упражнения на гимнастическом бревне. Прыжки через препятствия; в глубину; на батуте (прыжок на спину - прыжок на ноги - прыжок на живот - прыжок на ноги; сальто вперед).

Способность действовать точно и умело в условиях психофизического напряжения.

Рекомендуемые комплексы упражнений. Легкоатлетические упражнения: метание гранаты; прыжки через барьеры. Полоса препятствий (бег по бревну-метание набивного мяча - силовая подготовка (отжимания) - прыжки через скакалку - два кувырка вперед). Воен-но-спортивные игры - пейнтбол. Спортивные игры (настольный теннис; бадминтон; дартс; боулинг).

Настойчивость и инициативность Рекомендуемые комплексы упражнений. Занятия баскетболом; волейболом; футболом.

СП

о си

0-

ш щ

1-X

о

си

со

со х

Ё

79

LU

s sc о

LU

< ct

LU

*

SO

Вестибулярная устойчивость; равновесие Рекомендуемые комплексы упражнений: Упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическом бревне; на разновысотных брусьях). Гимнастические и акробатические упражнения с быстрыми поворотами туловища; вращения ми и наклонами головы. Разновидности ходьбы (обычным; приставным; переменным шагом; с закрытыми глазами; с отягощением). Прыжки на одной и на двух ногах; с поворотом на 90s; 180" и 360°. Перекаты и кувырки вперед; назад. Повороты и равновесия на одной и двух ногах сдвижениями рук и туловища. Быстрые движения головой в различных направлениях; повороты и наклоны головы вперед и назад; налево; направо; влево и вправо в темпе 1-2 движения в секунду. Круговые движения; повороты; наклоны головы в различных направлениях. Повороты; вращения туловищем в различных плоскостях. Устойчивость и распределение внимания Рекомендуемые комплексы упражнений. Спортивная игра с мячом - волейбол. Эстафетный бег; бег между препятствий. Прыжки в длину с разбега, больные гимнастические упражнения. Передвижения на лыжах по пересеченной местности. Выполнение комплексных действий с преодолением препятствий.

В заключение, на основании вышеизложенного, можно сказать следующее. Профессионально-прикладная физическая подготовка проводится в основном в двух формах: в занятиях групп профессионально-прикладной физической подготовки и занятиях прикладными видами спорта [5; 7; 8].

Группы профессионально-прикладной физической подготовки формируются по исходным профессиям или по производственным бригадам. В методике проведения занятий учитываются различия в функциональной и двигательной подготовленности, и индивидуальные особенности занимающихся [7; 8; 9; 10].

Выбор средств; форм и видов занятий осуществляется с учетом профессиональной деятельности большинства рабочих. Это занятия всей бригадой в группах профессионально-прикладной физической подготовки, в секциях и индивидуально.

Примечания:

1. Липкович Н.Э.; Егорова И.В. Обучение навыкам здорового образа жизни и охране труда. - Зер-ноград : АЧИИ. - 2017.

2. Шабанов Н.И. Эргономика и психофизиологические основы безопасности труда в агроинже-нерной сфере / Шабанов Н.И., Пятикопов СМ., Липкович ИЗ., Петренко Н.В., Пикалов А.В., Егорова И.В., Гайда А.С. РО и ОП Азово- Черноморского инженерного института ФГБОУ ВПО ДГАУ в г, Зер-нограде. - 2018. - 265 с.

3. Барчуков И.С. Физическая культура : учебник для сгуд. учреждений высш. проф. образования / И.С. Барчуков; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 7-е изд.; стер, - М.: Академия, 2013. - 528 с.

4. Davies C.T.LI.and A,V. Knihbs. The training stimulus. The effects of intensity; duration and frequency of effort on maximum aerobic power output// int. Z. angew. Physiol.-2011. - V. 29. - P. 299-305.

5. Berggren G.; Christensen Er.H. Heart raie and body temperature as Indices of metabolic rate during work// Arbeits-physiol. - 2010. -V. 14. •■■ P. 253.

6. Мудлер А.Б. Физическая культура : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Б. Мудлер, H.G Дядичкина, Ю А Богащенко, АЮ. Бл из-невский, С.К. Рябинина. - М,: Юрайт, 2018. - 424 с.

7. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева,-б-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. -304с.

8. Виленский М.Я. Физическая культура : учебник / М,Я Виленский, А.Г, Горшков. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС,2016.-214с.- (Среднее профессиональное образование).

9. Adolph Б.P. Some Physiological Regulations illustrated In exercise and sport// Science and medicine of exercise and sports. - N.Y.: Edit; by Johnson W.O.; 2012.

10.Andrew 0.ТЛ.; Gusman CA.; Becklate M.fi. Effect of athletic training on exercise cardiac output;// J.Appl. Physio!. - 2011. V, 21. - P. 603-608,

THE FORMATION OF THE COMMUNICATIVE INTERACTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN AN INCLUSIVE CLASSROOM: THE PATH OF CONVERGENCE

Lyskova Guzal Tagirovna, Postgraduate student, Perm State Humanitarian Pedagogical University, director, Autonomous Non-Commercial Organization "City of Beautiful Speech", Perm

The article analyzes the problems of integration of children with disabilities in educational institutions from the point of view of organizing communicative interaction with classmates. Communicative interaction is a determining factor for good student relationships, acceptance, friendship, psychological well-being and quality of life for children with disabilities. The specificity of the organization of the communicative interaction of younger schoolchildren by a teacher in a classroom in an inclusive classroom is analyzed.

Keywords; inclusive education; communicative interaction; children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.