ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 378
Б01: 10.17223/19996195/52/8
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНО-СЕТЕВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
А.А. Вербицкий, Э.П. Комарова, С.А. Бакленева, А.С. Фетисов
Аннотация. Анализируются проблемы профессионально-предметного развития педагога, способного продуктивно работать в условиях здоро-вьесберегающей образовательной среды. Формирование таких качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды, задаваемом в системе повышения квалификации школьного педагога, будет успешным при условии реализации интегральной педагогической модели, которая опирается на единство принципов и технологий из трех источников: 1) теории контекстного образования; 2) сетевого обучения и 3) некоторых принципов андрагогики. Кратко характеризуются сущность и принципы каждого из этих подходов, взаимодополняющие друг друга. Отмечается, что основной идеей контекстного образования является наложение усваиваемых обучающимся теоретических знаний на «канву» предстоящей студенту или уже выполняемой повышающим квалификацию педагогом социальной по своей сути профессиональной деятельности. Утверждается, что одними из наиболее адекватных цели исследования являются принципы последовательного моделирования в образовательной деятельности слушателей содержания, форм и условий целостной деятельности педагога физической культуры и принцип ведущей роли совместной деятельности и диалогического общения слушателей, а андрагогики - использование жизненного, социального, образовательного и профессионального опыта в качестве дополнительного источника содержания обучения. Приводятся также принципы и педагогические технологии сетевого обучения; показаны его обучающие и развивающие возможности. Охарактеризованы этапы подготовки и экспериментальной реализации интегративной педагогической модели формирования в структуре дополнительного образования профессиональных качеств педагога, способного эффективно работать в условиях здоро-вьесберегательной образовательной среды школы: стратегический, мо-тивационно-стимулирующий, познавательный, технологический и рефлексивный. Описанная контекстно-сетевая педагогическая технология не только обеспечивает формирование профессиональных качеств педагога физической культуры, необходимых ему для успешной работы в условиях здоровьесберегающей образовательной среды школы, но и выполняет функции обучения, воспитания и развития личности педагога в их единстве.
Ключевые слова: здоровьесберегательная образовательная среда; профессионально-предметное развитие педагога; педагог физической культуры; профессиональные качества педагога; повышение квалификации
педагога; педагогическая технология; интегративная педагогическая модель; контекстное образование; сетевое обучение; андрагогика; контекстно-сетевая технология.
Введение
В связи с модернизацией российского образования стратегическими ориентациями его развития являются формирование новой генерации высококвалифицированных профессионалов с инновационным креативным типом мышления. Стратегия образования на период до 2020 г. обеспечивает формирование национальной модели образования, ориентированной на подготовку творческой личности, накопление интеллектуального потенциала, переход от модели «образование для всех» к модели «образование для каждого». В связи с интеграцией России в мировое образовательное пространство меняются подходы, формы, средства и методы подготовки педагога нового формата и его профессиональных качеств.
Последние десятилетия характеризуются ухудшением психического и физического здоровья обучающихся, в связи с этим была разработана стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г., положение которой получили отражение в федеральных государственных образовательных стандартах.
Одним из приоритетных направлений данной стратегии выступает проблема подготовки и повышения квалификации педагога, формирования его профессиональных качеств, адекватных требованиям здо-ровьесберегающей образовательной среды, которую еще необходимо создать. Ее влияние на развитие профессиональных качеств педагога также не получило обоснованного теоретико-методологического и конкретного педагогического анализа.
Современное образование характеризуется динамичностью и стремлением к постоянному обновлению. Именно поэтому формирование профессиональных качеств педагога в процессе его подготовки и повышения квалификации подвержено постоянному изменению. В научных исследованиях этот процесс характеризуется поликонцепту-альностью как по форме, так и по содержанию. Все это обусловливает необходимость анализа различных теорий, концепций, подходов, потребности в их интеграции. Опираясь на «принцип открытости научного знания» (М.В. Богуславский), можно считать, что такое понятие, как «формирование профессиональных качеств педагога», невозможно рассматривать в рамках одной технологии.
Проблема, которая ставится и решается в статье, связана с аргументацией и обоснованием технологии образования, ее принципов и внедрением в систему повышения квалификации педагога. Цель статьи - разработка принципов, этапов формирования профессиональных
качеств педагога нового формата в рамках использования контекстно-сетевой педагогической технологии.
Задачи статьи: 1) анализ существующих технологии и принципов: контекстного образования, сетевого обучения и образования взрослых; 2) разработка контекстно-сетевой технологии и ее внедрение в образовательный процесс повышения квалификации педагога. Статья базируется на исследованиях поставленной проблемы как отечественных, так и зарубежных ученых (А.Н. Богомолов, А.А. Вербицкий, М.Т. Грамкова, С.И. Змеев, И.А. Нагаева, М. Ноулз).
Методы исследования: анализ философской, педагогической и психолого-педагогической литературы, анализ и синтез научных категорий и эмпирических явлений, теоретическое моделирование структурных и содержательных основ исследуемого процесса, обобщение инновационного и собственного педагогического опыта, систематизация, классификация и конкретизация данных, контент-анализ.
Методология
В связи с тем что наблюдается ухудшение состояния физического и психического здоровья учащихся к окончанию школы (на медицинском учете состоят около 50% учеников), стоит проблема создания в школе здоровьесберегающей образовательной среды. Не менее важна проблема формирования качеств педагога физической культуры, способного эффективно работать в условиях такой среды как в педагогическом вузе, так и в системе повышения педагогической квалификации.
Мы исходим из предположения, что формирование профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды, задаваемом в системе повышения квалификации педагога, будет успешным посредством реализации интегральной педагогической модели с использованием комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих методологических подходов:
1) на философском уровне, позволяющем представить составляющие профессионально-предметного развития педагога на основе контекстно-сетевой технологии;
2) на общенаучном уровне:
- системный подход, позволяющий представить составляющие профессионально-предметного развития педагога как целостную совокупность;
- синергетический подход, основанный на идеях открытости, эмерджентности, нелинейности, позволяющих рассматривать процесс формирования профессиональных качеств педагога как открытую самоорганизующуюся систему;
3) на конкретно-научном уровне:
- личностно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать процесс формирования профессионально важных качеств слушателей как целенаправленную деятельность;
- полисубъектный (диалогический) подход, раскрывающий личностный потенциал человека, его неограниченные творческие возможности;
- акмеологический подход, позволяющий изучать закономерности и технологии формирования профессиональных качеств педагога с целью достижения вершин в его целостном развитии (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан);
- компетентностный подход, направленный на создание условий для развития профессиональных качеств и способностей педагога, составляющих суть его профессиональных компетенций;
- контекстный подход, который опирается на единство принципов и технологий из трех источников: 1) теории контекстного образования (А.А. Вербицкий [1-3] и его научная школа); 2) сетевого обучения (А.Н. Богомолов [4], Г. Сименс [5], И.А. Нагаева [6, 7] и др.); 3) некоторых принципов андрагогики (М. Ноулз [8]).
Такое единство, являющееся органичной составной частью указанной педагогической модели, представляет собой контекстно-сетевую технологию формирования профессиональных качеств педагога физической культуры при ведущей роли педагогических технологий контекстного образования и сетевого обучения взрослых.
Педагогическая технология рассматривается при этом как реализованный на практике проект совместной деятельности субъектов образовательного процесса, разрабатываемый и реализуемый в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучающегося и деятельности педагога, а также с учетом логики развертывания научного знания и его использования как ориентировочной основы практической деятельности [1, 2, 9, 10].
Теория и технологии контекстного образования базируются на интегративном единстве трех источников: 1) деятельностной теории усвоения социально-культурного опыта, накопленного в стране и в мире; 2) обобщении с позиций этой теории многообразного эмпирического опыта педагогических инноваций, накопленного педагогами-практиками, и моделей обучения, разработанных в научных лабораториях («лабораторные модели»); 3) психологической и педагогической категории «контекст», которая выполняет смыслообазующую функцию, обеспечивая перевод значений (учебной информации) в личностные смыслы обучающихся, в знания [1].
Основной идеей контекстного образования является наложение усваиваемых обучающимся теоретических знаний на «канву» предстоящей студенту или уже выполняемой повышающим квалификацию пе-
дагогом социальной по своей сути профессиональной деятельности. В этих условиях усвоение теоретических знаний и формирование практических компетенций в разнообразных формах образовательной деятельности обучающегося осуществляются в социальном, предметно-технологическом и морально-нравственном контекстах последовательно моделируемых ситуаций реальной деятельности педагога.
Внешним контекстом выступают при этом теоретическое содержание и технологии профессиональной деятельности специалиста; внутренним - особенности и потенциал личности студента и педагога (слушателя и преподавателя), актуализирующиеся в процессе их межличностного взаимодействия и диалогического общения. В нашем случае внешний контекст задается моделью здоровьесберегающей образовательной среды как фактором развития не только профессиональных качеств обучающихся, но и преподавателя, своего рода движущей силой развития обоих этих субъектов образовательного процесса.
К числу основных принципов контекстного образования относятся следующие [2, 10]:
- принцип педагогического обеспечения личностного включения обучающегося в образовательную деятельность;
- принцип единства обучения и воспитания личности обучающегося в одном потоке его образовательной деятельности;
- принцип последовательного моделирования в образовательной деятельности обучающихся целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;
- принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе;
- принцип адекватности форм организации образовательной деятельности обучающихся целям и содержанию образования;
- принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса;
- принцип педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;
- принцип учета «встречного» смыслообразующего влияния на восприятие и понимание поступающей информации кросс-культурных особенностей обучающихся, сложившихся в его жизни и образовании: психологических, национально-культурных, морально-нравственных, религиозных, гендерных и др.
Применительно к особенностям повышения квалификации педагога физической культуры в контексте требований здоровьесберегаю-щей образовательной среды особенно значимыми являются принципы: 1) последовательного моделирования в образовательной деятельности слушателей содержания, форм и условий целостной деятельности педа-
гога физической культуры; 2) адекватности форм организации образовательной деятельности слушателей целям и содержанию повышения квалификации; 3) ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса.
Содержание контекстного образования отбирается из трех источников: 1) теоретического содержания учебных дисциплин; 2) содержания профессиональной деятельности педагога - описания его профессиональных функций, проблем и задач; 3) норм морали и нравственности, которые существуют в обществе и которыми он должен овладеть как человек, личность, профессионал и гражданин своей страны [1].
Инновационные педагогические технологии контекстного образования (формы, методы и средств обучения и воспитания), системно используемые вместе с научно обоснованными традиционными и «лабораторными», получают новый «статус» - превращаются из эмпирически возникших в теоретически обоснованные с позиций основных положений и принципов контекстного образования.
В контекстном образовании реализуются три базовых типа деятельности обучающихся, последовательно переходящих один в другой: 1) деятельность академического типа с ведущей конкретной формой традиционной лекции; 2) квазипрофессиональная деятельность -«кейс-стади», ролевая, деловая игра, другие имитационно-игровые формы; 3) учебно-профессиональная деятельность, где обучающийся осуществляет реальные исследовательские или практические действия и поступки при подготовке реферата, курсовой, выпускной квалификационной работы, участии в НИР, выполнении реальных работ на учебных практиках и др.
Промежуточными, переходными от одного базового типа деятельности обучающегося к другому, выступают любые традиционные и новые формы деятельности обучающихся (в нашем случае повышающих квалификацию педагогов): проблемные лекции, семинары-дискуссии, групповые лабораторно-практические занятия, анализ конкретных ситуаций, спецсеминары, спецкурсы и т.п. [1].
Сущность, основные идеи, принципы и технологии сетевого обучения, дистанционного по своей сути, основываются на идеях массового сотрудничества, открытых образовательных ресурсов в сочетании с сетевым взаимодействием участников [11]. Основная цель сетевого обучения - создать широкие возможности для усвоения содержания обучения, формирования необходимых компетенций, профессиональных качеств педагогов; стимулировать формирование способностей к исследовательской и проектной деятельности.
В сетевом взаимодействии нескольких образовательных организаций обучающиеся имеют возможность осваивать учебные програм-
мы, используя ресурсы всех этих организаций. Сетевое взаимодействие реализует систему горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающих доступность качественного обучения для всех категорий граждан, его вариативность, открытость образовательных организаций, использование современных цифровых технологий.
Сетевое взаимодействие позволяет: распределять ресурсы; опираться на инициативу каждого обучающегося; осуществлять прямой контакт участников друг с другом; выстраивать многообразные пути движения к общей цели; использовать общий ресурс сети для нужд каждого участника [4, 6, 7]. Интенсивно развивающиеся цифровые образовательные ресурсы и сетевые социальные сервисы позволяют успешно организовать принципиально новый формат обучения слушателей.
В отличие от традиционной педагогики сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» учебной деятельности и взаимного обучения, т.е. учения и обучения по модели «равный - равный». Важно при этом понимать, что основой эффективной деятельности сети является педагогическое сообщество, которое ее использует, а ресурсы выполняют роль средства деятельности его участников. Только совокупный потенциал личных знаний составляет сеть, которая поддерживает развитие педагогического сообщества, развивается сама и развивает обучающихся [5-8, 12-15].
Сетевое обучение представлено в виде дистанционных автономных курсов. Программное обеспечение дистанционных автономных курсов размещено в сети «Интернет» и в виде виртуальных центров. Для его функционирования создается информационно-дидактическая среда с возможностью диалогового обмена информацией между субъектами образовательного процесса [4].
А.Н. Богомолов называет три формы организации деятельности участников системы дистанционного сетевого обучения: 1) индивидуальная работа со средой обучения без помощи преподавателя; при этом система осуществляет контроль выполнения заданий, дает контекстные подсказки и рекомендации; 2) работа с тьютором, выступающим в роли консультанта или координатора, включая диалоговый обмен с ним информацией; 3) работа в мини-группе с тьютором в виртуальной аудитории; обучающийся взаимодействует со средой обучения, с преподавателем, выступающим в роли консультанта или координатора, и другими обучающимися [4].
Принципами дистанционного сетевого обучения, сформулированными И. А. Нагаевой [6, 7], являются следующие:
- «коллективный контекст в движении»: содержание обучения, способствующее самообразованию обучающихся, пополняется и изменяется ими самими;
- «мета-учение как источник знания»: полученная информации используется для прогнозирования успеваемости обучающихся;
- «все равны, но все разные» - в полученный образовательный опыт включаются разные точки зрения, объединяющие мнения обучающихся и преподавателей;
- «учебная деятельность распределена и не линейна»: определяется собственная траектория обучения каждого в сетевой среде;
- «реализация цели и переход к следующей цели»: оцениваются результаты совместной деятельности, осуществляется переход к реализации следующей цели [7].
Несмотря на то, что формулировка этих принципов носит во многом метафорический характер, они содержат в себе рациональное зерно. Обучающийся самостоятельно определяет время и место обучения; самостоятельно изучает теоретический материал и выполняет практические задания. Сетевое взаимодействие реализуется в формах чатов, форумов, общения посредством электронной почты и др. Проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль усвоения содержания обучения посредством использования системы педагогических тестов.
Рассмотрим теперь влияние некоторых принципов андрагогики на организацию процесса и результаты формирования профессиональных качеств школьных педагогов - слушателей организации по повышению квалификации, способных эффективно работать в условиях здоровьесберегающей образовательной среды.
Андрагогика понимается как область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей (сформированности черт личности, имеющегося жизненного опыта, культурных, образовательных и профессиональных запросов, преобладания самообразования и самовоспитания и др.) в системе непрерывного образования [11].
Дополнительное профессиональное образование ближе к жизни и более оперативно реагирует на ее запросы. Повышающий квалификацию взрослый относится к образованию прагматически: полученные знания, умения, навыки нужны ему сразу по возвращении к своим профессиональным функциям, задачам и проблемам. Содержание и педагогические технологии повышения квалификации должны отвечать этому запросу в современных быстро меняющих условиях жизни и профессиональной деятельности [Там же].
Зарубежные и отечественные последователи андрагогического подхода М.Ш. Ноулз [8], С.И. Змеев [16], М.Т. Громкова [17] справедливо утверждают, что преподавателям нужно обращаться с повышающим квалификацию взрослым как с коллегой, использующим свой богатый жизненный, социальный, профессиональный и образовательный опыт, иметь возможность обсуждать с преподавателями содержание и
педагогические технологии повышения квалификации, консультироваться с ними. Необходимо строить взаимоотношения слушателя и преподавателя на основе принципа диалогического общения, обмена идеями и сотрудничества [1, 2, 9].
Для повышающего квалификацию специалиста (взрослого) основная цель - не только получение новых знаний, а прежде всего обогащение общей и профессиональной культуры, повышение эффективности своей профессиональной деятельности. Знания нужны ему не как самоцель, а как средство повышения эффективности этой деятельности по возвращении на производство [3] или, как в нашем случае, в школу.
В образовании взрослых реализуются следующие принципы [8]:
1) приоритетность самостоятельного обучения;
2) совместная деятельность слушателей и преподавателей;
3) использование имеющегося у слушателя жизненного, социального, образовательного и профессионального опыта в качестве дополнительного источника содержания обучения;
4) преодоление и коррекция устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению нового содержания обучения;
5) индивидуальный подход к обучению каждого слушателя;
6) свобода выбора слушателем целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценки его результатов;
7) рефлексивность принимаемых слушателем решений, хода и результатов обучения;
8) востребованность полученных слушателем результатов обучения его практической деятельности;
9) принцип системности обучения.
Реализация этих принципов, особенно второго, третьего, седьмого и девятого, направлена в том числе на формирование у взрослых способностей осознанного согласования своих действий с такими профессиональными качествами, как толерантность, терпимость к другому, понимание общепринятых норм общения, коммуникативная компетенция.
Как видим, принципы андрагогики в чем-то сходны, коррелируют с принципами контекстного образования и сетевого обучения. Разница в том, что андрагогические принципы - результат эмпирических поисков, принципы сетевого обучения пока четко не сформулированы, а принципы контекстного образования имеют под собой строгую теоретическую основу. В этой связи ведущими в нашем теоретико-экспериментальном исследовании являются принципы контекстного образования.
Проведенный теоретический анализ показал, что в процессе экспериментальной реализации интегральной педагогической модели формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоро-
вьесберегающей образовательной среды в организации по повышению квалификации педагога целесообразно опираться на интегративное единство принципов теории контекстного образования, сетевого обучения и андрагогики.
Необходимо также использовать научно обоснованную систему технологий контекстного образования и сетевого обучения, названную нами контекстно-сетевой. Цель ее разработки и реализации - формирование профессиональных качеств педагога физической культуры в процессе повышения его квалификации. Поскольку формирование таких качеств педагога организуется в контексте здоровьесберегающей образовательной среды, ведущей теоретической основой реализации контекстно-сетевой технологии выступают принципы контекстного образования.
Исследование и результаты
Чтобы, опираясь на отмеченные принципы, наложить усвоение слушателями теоретических знаний на «канву» усваиваемой ими деятельности педагога физической культуры, способных эффективно работать в условиях здоровьесберегающей образовательной среды, необходимо последовательно моделировать в разнообразных формах их образовательной деятельности предметно-технологическое, социальное и морально-нравственное содержание педагогической деятельности школьного педагога физической культуры с целью не только формирования необходимых профессиональных качеств, но и развития всех субъектов образовательного процесса как творческих личностей, повышения их духовного, интеллектуального и профессионального потенциала.
Посредством реализации интегративной системы указанных выше принципов и педагогических технологий контекстного образования вместе с формами, методами и средствами сетевого обучения создаются возможности диалогического субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и слушателей (школьных учителей физкультуры), направленные на формирование профессиональных качеств педагога, необходимых ему для успешной практической деятельности в условиях здоровьесберегающей образовательной среды, саморазвития и самосовершенствования.
Для достижения целей исследования посредством педагогического эксперимента была реализована в дополнение к содержанию обычных курсов повышения квалификации педагогов в четырех организациях повышения квалификации дополнительная образовательная программа «Формирование профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды» в объеме 66 часов.
Проектирование, организация и экспериментальная реализация образовательной деятельности слушателей - повышающих квалификацию школьных педагогов, проходили в пять этапов: стратегическом, мотивационно-стимулирующем, моделирующем, технологическом, рефлексивно-оценочном. Кратко охарактеризуем каждый из них.
1. На стратегическом этапе слушатели усваивают: а) знание требований федеральных государственных образовательных стандартов к формированию профессиональных качеств педагога; б) перечень и требования к выделенным нами профессиональным качествам педагога физической культуры, необходимым для его успешной работы в условиях здоровьесберегающей образовательной среды; в) информацию относительно особенностей организации образовательной деятельности слушателей в контексте условий здоровьесберегающей образовательной среды.
2. Мотивационно-стимулирующий этап обеспечивает освоение слушателями в процессе их диалогического общения и взаимодействия с преподавателями педагогических и психолого-педагогических закономерностей формирования профессиональных качеств педагога, требующих опоры на знание структуры учебной и профессиональной деятельности, начиная с потребностей и мотивов и заканчивая оценкой полученных результатов.
На этом этапе посредством организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся по целеполаганию и ценностно-смысловому самоопределению выявляются возможности каждого слушателя, создаются конкретные условия формирования его профессиональных качеств. Роль педагога в процессе целеполагания состоит как в организации этого процесса, так и в осмыслении влияния своих действий и содержания обучения на формирование профессиональных качеств слушателей. Необходимо найти ответы на вопросы: какие личностные качества педагога способствуют его формированию как профессионала; какие педагогические и материально-технические ресурсы обеспечивают успешность такого формирования.
Для получения ответов на эти вопросы необходимы: диагностика имеющихся профессиональных качеств педагога; выделение «проблемных точек» на пути формирования недостающих профессиональных качеств; оценка реальных возможностей формированию таких качеств; определение логических рамок исследования; осознание ограничений -целевых, временных, ресурсных; принятие решения о начале проекта и привлечении сетевых партнеров.
Мотивационно-стимулирующий этап призван обеспечить эмоциональную вовлеченность слушателя в образовательный процесс посредством использования педагогических технологий, направленных на актуализацию эмоционально-смысловой составляющей субъектной по-
зиции педагога, совместной с преподавателями оценки процесса формирования профессиональных качеств слушателя.
3. Познавательный этап предполагает овладение слушателем педагогической деятельностью в контексте требований, условий и логики функционирования здоровьесберегающей образовательной среды как процессом движения его познавательной деятельности от собственно учебной (академического типа) через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности. Посредством этого простраиваются предметно-технологический и социальный (включая морально-нравственный) компоненты педагогической деятельности повышающего квалификацию педагога (слушателя). Получая опыт реализации такой деятельности, слушатель формирует у себя необходимые профессиональные качества.
Познавательный этап включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации, разработку стратегии и принципов развития профессиональных качеств слушателя; уточнению целей, задач и условий формирования таких качеств.
4. Технологический этап предполагает научное обоснование, выбор и реализацию педагогических технологий из арсенала контекстного образования и сетевого обучения, адекватных содержанию и условиям повышения квалификации педагогов, направленных на формирование их профессиональных качеств.
Выбираются и используются различные формы контекстно-сетевой технологии: информационные лекции, проблемные, лекции вдвоем, лекции-визуализации, семинар-дискуссия, ролевая игра, деловая игра, тренинг, практикум, творческая лаборатория, коллоквиум, метод проектов, кейс-метод, выездная школа, телеконференция, форум, видеоконференция и др.
Технологический этап - наиболее сложный и ответственный в процессе формирования необходимых профессиональных качеств педагога. Важно при этом подчеркнуть, что формирование таких качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды обеспечивается взаимодействием между ее условиями и внутренними ресурсами слушателей как субъектами образовательного процесса.
5. Рефлексивный этап, в процессе которого оцениваются основания принимаемых в совместной деятельности слушателей и преподавателей решений, промежуточные и конечный результаты формирования профессиональных качеств педагога физической культуры. Используются методы анализа, самооценки; проводится педагогическое тестирование, измеряется уровень сформированности профессиональных качеств педагога, осуществляется сравнительный анализ полученных в формирующем эксперименте результатов с показателями исходной диагностики.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что кратко описанная в статье контекстно-сетевая педагогическая технология не только обеспечивает формирование в системе повышения квалификации профессиональных качеств педагога физической культуры, необходимых ему для успешной работы в условиях здоровьесберегающей образовательной среды школы, но и выполняет функции обучения, воспитания и развития личности педагога в их единстве [17-19].
Заключение
В современных условиях цифровизации системы повышения квалификации педагогов актуальным является поиск, форм, методов и средств организации образовательного процесса с целью подготовки и переподготовки педагога нового формата. На основе представленных в исследовании данных установлено, что выявленные противоречия в процессе переподготовки педагога нового формата взаимосвязаны и выполняют функцию движущих сил, инициирующих системные преобразования в системе повышения квалификации, в частности в процессе формирования профессиональных качеств слушателей в контексте здоро-вьесберегающей образовательной среды. Проведенный теоретический анализ мировой философской и психолого-педагогической литературы, касающейся формирования профессиональных качеств слушателей повышения квалификации, помог обосновать контекстно-сетевую технологию, выявить и уточнить специфические особенности системы подготовки, переподготовки слушателей повышения квалификации.
Интегративное единство принципов: теории контекстного образования (А.А. Вербицкий); сетевого обучения (А.Н. Богомолов, И.А. Нагаева); идей андрагогики (Н.Т. Громкова, С.И. Змеев, М. Ноулз); кластеров контекстно-сетевой технологии в цифровом образовании (формы контекстного образования, средства цифровой грамотности, средства технологии визуальной коммуникации, средства сетевого взаимодействия, игровые образовательные технологии), обеспечивает педагогическую инструментировку механизмов межличностного взаимодействия субъектов образования в контексте здоровьесберегаю-щей образовательной среды и гарантирующее формирование профессиональных качеств слушателей. Контекстно-сетевая технология предусматривает алгоритм формирования профессиональных качеств в контексте здоровьесберегающей образовательной среды с разработкой следующих этапов: стратегического, мотивационно-стимулирующего, познавательного и технологического.
Таким образом, на основе разработанных принципов контекстно-сетевой технологии нами были выявлены особенности формирования профессиональных качеств педагога, которые стратегически связаны с
нововведениями, происходящими в профессиональной подготовке педагога физической культуры.
Литература
1. Вербицкий А А Теория и технологии контекстного образования : учеб. пособие. М. :
МПГУ, 2017. 268 с.
2. Вербицкий А.А Контекстное образование в вузе: теория и технологии // Профессио-
нальное и высшее образование: вызовы и перспективы развития / авт.-сост. С.Т. Чистякова и др. М. : Экон-Информ, 2018. 275 с.
3. Вербицкий А.А Психолого-педагогические основы образования взрослых: кон-
текстный подход. Статья 1 // Новые знания. 2001. № 1. С. 12-15.
4. Богомолов АН. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе //
Русский язык за рубежом. 2006. № 1. С. 36-44.
5. Сименс Г. В. Введение в патологию наследственности человека: Руководство для
студентов и врачей / пер. с 2-го перераб. и доп. нем. изд. В.А. Павлова, Л.А. Андреева. Л. : Гос. изд-во, 1927. 248 с.
6. Нагаева И.А Инновационные информационные технологии в образовательных си-
стемах : учеб. пособие. М. : Изд-во МГОУ, 2013. 224 с.
7. Нагаева И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития // Научное
обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3. С. 31-37.
8. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против пе-
дагогики. М. : Изд. отдел НМС СПО, 1998. 248 с.
9. Комарова Э.П., Бакленева С. А. Теоретический аспект интегрированной предметно-
языковой подготовки курсантов в военном вузе // Антропоцентрические науки в образовании : коллективная монография по материалам X Междунар. науч.-практ. конф. (Россия, Великобритания). Воронеж : Научная книга, 2019. 240 с.
10. Психология и педагогика контекстного образования / под науч. ред. А.А. Вербицкого. М. ; СПб. : Нестор-История, 2018 416 с.
11. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высш. шк., 2004. 512 с.
12. Корнели Д., Данофф Ч.Д. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности / пер. И. Травкина. URL: http://upload.wikimedia.org/ wikiversity/en/6/60/Paragogy-final.pdf (дата обращения: 12.12.2018).
13. Mak Gregor D. Human Side of Enterprise. New York : McGrows Hill Bock Company, 1960.
14. Патаракин Е.Д. Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 278 с.
15. ДилтсР., Халлбом Т., Смит С. Убеждения и привычки. Как изменить? / пер. с англ. А. Стативка. 2-е изд. М. : Питер, 2013. 219 с.
16. Змеев С.И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2002. 128 с.
17. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
18. Фетисов А. С., Комарова Э. П. Личностное и профессионально-предметное развитие педагога физической культуры: теоретический аспект // Мир образования - образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 139-143.
19. Фетисов А.С., КомароваЭ.П., МышовскаяЛ.П. Формирование профессиональных качеств педагога в условиях цифрового образования // Перспективы науки. 2019. № 2 (113). С. 196-200.
Сведения об авторах:
Вербицкий Андрей Александрович - академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия). E-mail: asson1@rambler.ru
Комарова Эмилия Павловна - профессор, доктор педагогических наук, Воронежский государственный технический университет (Воронеж, Россия). E-mail: vivtkmk@mail.ru Бакленева Светлана Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (Воронеж, Россия). E-mail: Svetlana_bakleneva@mail.ru
Фетисов Александр Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет правосудия (Воронеж, Россия). E-mail: asfet-2011@mail.ru
Поступила в редакцию 12 ноября 2020 г.
PROFESSIONAL - SUBJECT DEVELOPMENT OF A TEACHER BASED ON CONTEXT-NETWORK TECHNOLOGY
Verbitskiy A.A., D.Sc. (Education), Professor, Academician of REA (Russian Education Academy, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia). E-mail: as-son1 @rambler.ru
Komarova E.P., D.Sc. (Education), Professor, Voronezh State Technical University (Voronezh, Russia). E-mail: vivtkmk@mail.ru
Bakleneva S.A., Ph.D. (Education), Associate Professor, Military Educational and Scientific Center of the Air Force "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh, Russia). E-mail: Svetlana_baklene@mail.ru
Fetisov A.S., Ph.D. (Education), Associate Professor, Central Branch of Russian State University of Justice (Voronezh, Russia). E-mail: asfet-2011@mail.ru
DOI: 10.17223/19996195/52/8
Abstract. The paper analyzes the problems of professional - subject development of a teacher who is able to work productively in a health-saving educational environment. The authors suppose that the formation of such qualities of a teacher in the context of a health-saving educational environment, specified in the system of continuing education of a school teacher, will be successful provided an integral pedagogical model is implemented that relies on the unity of principles and technologies from three sources: 1) theory of contextual education, 2) network learning 3) some principles of andragogy. The essence and principles of each of these approaches are mutually complementary. It is noted that the main idea of contextual education is the imposition of theoretical knowledge acquired by the student on the "canvas" of the upcoming student or already being carried out by a continuing education teacher of socially essential professional activity. It is argued that one of the most adequate goals of the research is the principles of consistent modeling in the educational activity of students of the content, forms and conditions of the holistic activity of a physical culture teacher and the principle of the leading role of joint activity and dialogue of students. In the field of andragogy such principles as using of life, social, educational and professional experience as an additional source of learning content. The principles and pedagogical technologies of network education are also given; Its educational and developmental capabilities are shown. The stages of preparation and experimental implementation of an integrative pedagogical model of the formation of professional qualities of a teacher in the structure of additional education are developed. As for physical culture teacher is able to work effectively in the health-saving educational environment of the school. The strategic, motivational, stimulating, cognitive, technological and reflective stages are described. The context-based pedagogical technology described in the paper ensures the formation the professional qualities of the physical culture teacher. These
professional qualities of the physical culture teacher are necessary for him in order to work successfully in the health-saving educational environment of the school. Keywords: health-saving educational environment; teacher's professional - subject development; physical education teacher; professional qualities of a teacher; pedagogical technology; integrative pedagogical model; contextual education; network training; andragogy; context-network technology.
References
1. Verbitskiy A.A. Teoriya i tekhnologii kontekstnogo obrazovaniya: ucheb. posobiye / A.A. Verbitskiy. Moskva: MPGU. 2017. 268 s.
2. Verbitskiy A.A. Kontekstnoye obrazovaniye v vuze: teoriya i tekhno-logii/ Professional-
noye i vyssheye obrazovaniye: vyzovy i perspektivy raz-vitiya: kollektivnaya monografi-ya / A.A. Verbitskiy; avt.-sost.: S.T. Chistyakova i dr. M.: Izd-vo «Ekon-Inform». 2018. 275 s.
3. Verbitskiy A.A. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy obrazovaniya vzroslykh: kontekstnyy podkhod. Statia 1 / A.A. Verbitskiy // Novyye znaniya. 2001. № 1. S. 12-15.
4. Bogomolov A.N. Setevoye obucheniye i formy ego realizatsii v uchebnom protsesse //
Russkiy yazyk za rubezhom. 2006. № 1. S. 36-44.
5. Simens G.V. Vvedeniye v patologiyu nasledstvennosti cheloveka: Rukovodstvo dlya stu-
dentov i vrachey / G.V. Simens; Per. s 2-go pererabot. i dopoln. nemetsk. izd. V.A. Pavlova i L. A. Andreyeva. Leningrad: Gos. izd-vo. 1927 (L.: tip. Pechatnyy dvor). 248 s.
6. Nagayeva I.A. Innovatsionnyye informatsionnyye tekhnologii v obrazovatelnykh siste-makh: uchebnoye posobiye / I.A. Nagayeva; M-vo obrazovaniya Moskovskoy obl. Gos. obrazovat. uchrezhd. vyssh. prof. obrazovaniya «Moskovskiy gos. obl. un-t». Moskva: Izd-vo MGOU. 2013. 224 s.
7. Nagayeva I.A. Setevoye obucheniye: stanovleniye i perspektivy razvitiya // Nauchnoye
obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2013. № 3. S. 31-37.
8. Noulz M.Sh. Sovremennaya praktika obrazovaniya vzroslykh. Andragogika protiv peda-
gogiki / M.Sh. Noulz. M. Izd. otdel NMS SPO. 1998. 248 s.
9. Komarova E.P., Bakleneva S.A. Teoreticheskij aspekt integrirovannoj predmetno-yazykovoj podgotovki kursantov v voennom vuze / Antropocentricheskie nauki v obra-zovanii: kollektivnaya monografiya po materialam X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Rossiya, Velikobritaniya) / S.A. Bakleneva i dr. Voronezh: Iz-datel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaya kniga», 2019. 240 s.
10. Psikhologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya: Kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. A.A. Verbitskogo. M.; SPb. : Nestor-Istoriya. 2018. 416 s.
11. Polonskiy V.M. Slovar po obrazovaniyu i pedagogike / V.M. Polonskiy. M.: Vysshaya shkola. 2004. 512 s.
12. Korneli D., Danoff Ch.D. Paragogika: sinergiya samostoyatelnoy i organizovannoy uchebnoy deyatelnosti / perevod I. Travkina [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://upload.wikimedia.org/wikiversity/en76/60/ Paragogy-final.pdf (data obrashcheniya: 12.12.2018).
13. Mak Gregor D. Human Size of Enterprise (1960).
14. Patarakin E. D. Realizatsiya tvorcheskikh i vospitatelnykh vozmozhnostey informatiki v setevykh soobshchestvakh: dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.02 / Evgeniy Dmitriyevich Pata-rakin. M., 2006. -78 s.
15. Dilts R. Ubezhdeniya i privychki. Kak izmenit? / R. Dilts. T. Khallbom. S. Smit; per. s angl. A. Stativka. 2-e izd. M.: Piter. 2013. 219 s.
16. Zmeyev S.I. Tekhnologiya obucheniya vzroslykh: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy / S.I. Zmeyev. M.: Izd. tsentr «Akademiya». 2002. 128 s.
17. Огошкоуа М.Т. Psikhologiya i pedagogika рго£е881опа1поу deyatelnosti / М.Т. Огош-коуа. М.: УиШП-БЛЫЛ 2003. 415 s.
18. Fetisov Л.Б. Lichnostnoye i pгofessiona1no-pгedшetnoye гazvitiye pedagoga fizicheskoy ku1tuгy: teoгeticheskiy aspect / Л.Б. Fetisov. Е.Р. Koшaгova // Мгг obгazovaniya -obгazovaniye v шiгe. 2018. № 1(69). Б. 139-143.
19. Fetisov Л.Б. Foгшirovaniye pгofessiona1nykh kachestv pedagoga v us1oviyakh tsifгovogo obгazovaniya / Л.Б. Fetisov. Е.Р. Koшaгova. L.P. Myshovskaya // Perspektivy nauki. 2019. № 2 (113). Б. 196-200.
Кееегуей 12 МоуешЬег 2020