Научная статья на тему 'Профессионально-педагогические качества учителя в контексте ментально-миссионного подхода в образовании (по материалам научных исследований А. С. Белкина)'

Профессионально-педагогические качества учителя в контексте ментально-миссионного подхода в образовании (по материалам научных исследований А. С. Белкина) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ УЧИТЕЛЯ / МЕНТАЛИТЕТ УЧИТЕЛЯ / МЕНТАЛЬНО-МИССИОННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / TEACHER'S MISSION / TEACHER'S MENTALITY / MENTAL-MISSION APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазурчук Нина Ивановна

В условиях нового, антропоцентрического гуманизма важным видится сохранение в структуре профессионально-педагогических качеств учителя тех, которые в философии технократизма были несправедливо забыты, но позволяют нам рассматривать учителя как носителя миссионного начала в образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's professional and pedagogic qualities in a contest of mental-mission aproach in education (based on research of A.S. Belkin)

In the conditions of a new anthropocentric humanism it is important to preserve such professional pedagogic qualities of a teacher which were forgotten in the era of technocratic philosophy, but still let us see a teacher as a bearer of a mission in education

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогические качества учителя в контексте ментально-миссионного подхода в образовании (по материалам научных исследований А. С. Белкина)»

НАУЧНАЯ ШКОЛА А. С. БЕЛКИНА

УДК 371.124

Н. И. Мазурчук Екатеринбург

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ МЕНТАЛЬНО-МИССИОННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ А. С. БЕЛКИНА)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миссия учителя; менталитет учителя; менталь-но-миссионный подход в образовании.

АННОТАЦИЯ. В условиях нового, антропоцентрического гуманизма важным видится сохранение в структуре профессионально-педагогических качеств учителя тех, которые в философии технократизма были несправедливо забыты, но позволяют нам рассматривать учителя как носителя миссионного начала в образовании.

N. I. Mazurchuk

Yekaterinburg

TEACHER'S PROFESSIONAL AND PEDAGOGIC QUALITIES IN A CONTEST OF MENTAL-MISSION APROACH IN EDUCATION (BASED ON RESEARCH OF A.S. BELKIN)

^Y WORDS: teacher's mission; teacher's mentality; mental-mission approach in education.

ABSTRACT. In the conditions of a new anthropocentric humanism it is important to preserve such professional pedagogic qualities of a teacher which were forgotten in the era of technocratic philosophy, but still let us see a teacher as a bearer of a mission in education.

Жизнь любой страны, тем более такой, как Россия, немыслима без опоры на исторический опыт. Сего— дня наступило время, когда в наших силах восста— новить утраченную связь, воскресить забытые тра— диции. Мы можем — а потому обязаны — это сде— лать, чтобы строить новую Россию на фундаменте, заложенном нашими предками.

А. С. Белкин

Понятия «миссия» и «ментали- еще не осмыслены до конца. Но ясно

тет» снова входят в оборот рос- только одно: именно образование наи-

сийской педагогики и образования. Они более полно и интегративно содержит

практически все дефиниции понятия «миссия», а сущность реализации всех функций данной категории условно определяется как ментально-миссионное направление.

Ментально-миссионное направление отражает генеральную цель образования и конечный смысл деятельности учителя, структуры его профессиональнопедагогических качеств — определенной совокупности черт и свойств, раскрывающих менталитет — интегральную характеристику учителя, которая позволяет описать своеобразие видения им организации педагогической деятельности на основе национальной идеи «служения».

Акценты в структуре профессионально-педагогических качеств учителя смещаются в зависимости от кардинальных преобразований, происходящих в обществе. Глубокие политические и социально-экономические преобразования происходят в России. В этой ситуации принципиально важно, чтобы в отечественной концепции «модернизации» наряду с другими доминировали положения, отражающие гуманистическую, демократическую, альтруистическую сущность образования, обеспечивающие поступательное и прогрессивное развитие общества.

Итак, УЧИТЕЛЬ!? Какие профессионально-педагогические качества его характеризуют? Прежде всего он гносио-носитель, т. е. источник научного знания. Во-вторых, коммуникатор, т. е. преобразователь знания в образовательных целях; в-третьих, транслятор знания, т. е. его передатчик. Это его прямая обязанность, его поле деятельности, возможность проявления искусства.

Однако переход к новому типу общества требует смещения акцентов в образовании с уровня обученности и социа-лизированности в сторону учебной самостоятельности, инициативности детей в организации совместных действий с учи-

телем и учениками. Главными в образовательной парадигме XXI в. являются гуманизированные, личностно ориентированные культурные ценности. Прежде всего, изменяется цель образования, которая теперь заключается не столько в передаче знаний, «попутном» воспитании и освоении социального опыта, сколько в содействии саморазвитию, самоопределению, самоактуализации личности, в ее подготовленности и готовности к исполнению своей главной миссии. Это утверждение базируется на изменении отношения к ребенку как сложной многофакторной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. В условиях нового, антропоцентрического гуманизма важным видится сохранение в структуре профессионально-педагогических качеств учителя тех, которые в философии технократизма были несправедливо забыты, но позволяют нам рассматривать учителя как носителя миссионного начала в образовании.

В сложившейся ситуации УЧИТЕЛЬ не только носитель научного знания. У него есть и свой жизненный опыт, свое представление об окружающем мире и свое видение образования. Чем глубже его витагенный (жизненный) опыт, тем выше вероятность того, что он скорее поймет потребность своих воспитанников, предупредит и успешно преодолеет возникающие трудности, ошибки. Опора на личный опыт делает учителя Учителем, т. е. духовным наставником.

УЧИТЕЛЮ, чтобы стать духовным наставником молодежи, надо обладать таким богатством, которым можно делиться, не боясь оскудения этих запасов, надо постоянно пополнять, обогащать и развивать их.

УЧИТЕЛЬ не может бесстрастно делиться знаниями с учениками, не может равнодушно передавать им свои навыки и умения. Само по себе знание всего лишь полуфабрикат, набор исходных

материалов. В силу, преобразующую мир, в инструмент преобразования мира и человека их превращает глубокая убежденность, эмоциональная взволнованность, горение Учителя.

В этом контексте важно также учесть, что меняется отношение «знание — реальность». Знание понимается прагматично, оно не отражает или описывает реальность, а формирует и конкретизирует ее, всякая практика становится интеллектуально насыщенной, т. е. значимым становится применение комплекса знаний, позволяющее успешно решить конкретную проблему с позиции голографического подхода. В сложившихся условиях повышается уровень ответственности учителя, возникают новые этические регулятивы его деятельности. Он должен уметь формулировать свою точку зрения, выяснять точки зрения своих учеников, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя противоречия в плоскость личных отношений, быстро принимать ответственные и гибкие решения в локальной ситуации, уметь проектировать свою деятельность в ситуации разнообразия и конфликта ценностей.

Настало время вспомнить еще об одном профессионально-педагогическом качестве учителя, позволяющем реализовать миссионную направленность его деятельности, — об эмоциональной культуре. Она присуща или, точнее, должна быть присуща любому воспитанному, а тем более интеллигентному человеку. Ее нельзя считать чисто профессиональным проявлением педагогического труда. Для того чтобы она нашла свое проявление в мастерстве учителя, нужно еще одно важнейшее качество — психологическая зоркость. Образно говоря, психологическая зоркость — это растение, которое вырастает на почве эмоциональной культуры. Не всякий эмоционально воспитанный человек

психологически зорок, но всякий психологически зоркий — эмоционально воспитан.

Психологическая зоркость — концентрированное проявление эмоциональной культуры человека вообще, а учителя-мастера в особенности. Это алгебра эмоциональной жизни учителя, она направлена на решение сложных проблемных ситуаций, в которых среди большого количества вариантов следует избрать самый верный, опираясь не только на доводы разума, но и на мудрость чувств. Такой учитель готов и подготовлен не просто работать, а именно служить в самом высоком и благородном смысле этого слова. Он может помочь ребенку оказавшемуся в ситуации выбора, принять верное решение, уйти от конфликта.

Нет необходимости еще раз доказывать, что на смену предметно-онтологической модели обучения повсеместно приходит гносеологическая модель, при которой основу предмета учебной дисциплины составляет методология и история изучаемой науки, ее познавательные средства и технологии. Она формирует у обучающихся способность самостоятельной выработки целостной системы решения профессиональных проблем, стимулирует потребности продуктивного творческого характера.

Критерием реализации новой образовательной модели становится, как мы уже отметили выше, опережающее отражение или степень «познания будущего». Диалог, полилог, сотрудничество («ученик — его Я», «ученик — ученик», «ученик — группа», «ученик — коллектив», «ученик — носитель социальных ролей», «ученик — учитель»), творческая деятельность становятся основными дидактическими средствами, гарантирующими высокий уровень личностного развития.

Диалоговые технологии предполагают наличие в структуре профессиональ-

но-педагогических качеств учителя важнейшей составляющей — культуры общения, под которой с педагогических позиций подразумевается такая организация педагогического взаимодействия, при которой его участники испытывают состояние комфорта, каждому из них создаются условия для коммуникативной самореализации, успешно координируются совместные усилия для достижения заданных или ожидаемых результатов. Важно подчеркнуть, что одновременно идет и процесс когнитивного духовно-нравственного взаимообогаще-ния.

Культура общения неразрывно связана с такой сложной и профессионально значимой категорией, как педагогический такт.

Педагогический такт — это не столько культура поведения, сколько воспитанное качество: способность соблюдать меру во всем.

Следует сразу же признать, что понятие мера носит общий, неопределенный характер. Ее не выразить в каких-либо единицах, она часто не поддается подведению к общему знаменателю, а тем более, не может считаться универсальной в любых педагогических ситуациях. Нужно «чутье» и разумный подход к любым рекомендациям.

Очень важная мысль: необходимо внести в педагогическую терминологию такое понятие, как «педагогический предел допустимого» — ППД.

Педагогический предел допустимого в педагогике намного труднее определить, чем в других областях общественной и государственной жизни, потому что он теоретически не определен.

Знание ППД могло бы многое предупредить, смягчить нежелательные или опасные последствия. Эти знания прочитать в учебниках нельзя. Их можно искать, переживать, соотнося свой жизненный опыт, опыт других людей с вита-генным опытом ребенка.

Пределы допустимого невозможно навязать, их можно только выращивать в сознании и чувствах человека. Это процесс самопознания, самоусовершенствования, самоконтроля.

В педагогическом такте интегрируется профессиональная компетентность, психологическая зоркость и педагогическая техника.

Труд учителя никогда не ограничивается чисто профессиональными рамками. Его деловые качества неразрывно связаны с человеческими, личностными. Поэтому и в педагогическом такте находит проявление общая культура учителя, его идеологическая, социальная зрелость, постоянная работа по самосовершенствованию.

Нередко педагогический такт понимают как культуру поведения, как вежливое обращение с окружающими, с воспитанниками. Это житейский, не научный, а следовательно, и некорректный подход.

Культура поведения — основа педагогического такта; форму его проявления обычно называют тактичностью.

Тактичность учителя — это не только проявление педагогического такта, но и психологическое свойство его личности. Она свидетельствует о том, что в основе поведения учителя, в основе его отношений с окружающими лежат не только общепризнанные требования, нормы, правила, но и устойчивая, глубоко сформировавшаяся потребность, определяющая поведение, настроение учителя. Тактичность в подлинном своем значении свидетельствует не столько о том, что педагог хочет находить меру во всех своих отношениях с окружающими, сколько о том, что он не может быть другим.

Педагогический такт по своей природе психологичен. Невозможно владеть его нормами без таких, например, качеств как эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание, сосредото-

ченность внимания и концентрация воли.

Особую роль играет психологическая установка, т. е. готовность поступать тем или иным образом в ситуациях, когда идет борьба мотивов, когда сознание еще не в полной мере оценивает характер сложившихся условий. Нетрудно догадаться, что психологически установки каждого из педагогов различны и определяются их эмоциональным состоянием и нравственно-этическим содержанием личности. Потому так трудно отделить социальное от чисто психологического в тактичности педагога, а его личностные качества от профессиональных.

Проявления педагогического такта разнообразны, сложны, но в конечном итоге они обнаруживаются в характере отношений учителя с людьми, прямо или косвенно участвующими в учебновоспитательном процессе. Чем выше уровень педагогического такта, тем и выше культура общения, и наоборот. Одно неразрывно связано с другим.

С позиции ментально-миссионного направления в образовании диалоговые технологии неразрывно связаны и с понятием «педагогическая доброта».

Не следует путать понятия «доброта педагога» и «педагогическая доброта». В первом случае речь идет о чисто человеческом качестве, о черте характера, которой может обладать каждый человек. Во втором — имеется в виду важнейшее профессиональное качество, которое может и не быть его чертой характера! Парадоксально?

Ничего не поделаешь, в педагогике немало парадоксального. В этом, наверное, и состоит ее огромная диалектич-ность.

Педагогическая доброта, в отличие от общечеловеческой, имеет свою специфику. Что такое доброта с точки зрения этики? Это стремление человека приносить добро (благо) другим людям. Проявления такой доброты безграничны. Но

мы, однако, знаем, что не всякое проявление доброты является в конечном итоге благом. Иногда оно оборачивается злом, приводит к противоположным от ожидаемого результатам.

Бездумная, бесконтрольная «доброта» либо слепа, либо глупа, либо безнравственна по своим последствиям.

Педагогическая доброта — это способность учителя осознанно строить свои отношения с воспитанниками, опираясь на оптимистическую перспективу их развития, на их лучшие качества, преследуя благородные цели и добиваясь их достижения только благородными средствами — служить своему профессиональному долгу.

Это и есть ментально-миссионный подход в образовании. Но ментально-миссионный подход — это направление, а педагогическая доброта — его воплощение, его материализованная суть. Указанный подход может осуществлять кто угодно, а педагогическая доброта реализуется профессионально, подчиняясь определенным закономерностям, правилам, специальным приемам.

В данном контексте следует обратить особое внимание на тот факт, что учитель выступает не только как «гносионо-ситель» (владеющий научными знаниями), но и как «блокиратор», не допускающий опасную, нежелательную, искаженную информацию к учащимся.

Речь идет не об учебной информации и не о познавательной вообще. Школа живет в социуме. «Жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя» — известное высказывание классика, которое еще никто не сумел опровергнуть.

Школа — не место для политических, идеологических баталий. Школа — не место и для утверждения религиозных взглядов различных конфессий, а тем более, для доказательства приоритета любой из них.

Учитель, как и любой гражданин нашего государства, обладает конституци-

онной свободой совести, т. е. свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но он не только может, а морально обязан противодействовать проникновению в школьную среду информации, связанной с деятельностью различного рода тоталитарных сект, экстремистских групп, сомнительных объединений.

Это в полной мере относится и к информации криминального, националистического, шовинистического, нацистского характера...

Итак, учительская профессия — это государственная миссия, предназначение которой — создание условий для развития личности как носителя активной, инициативной, ответственной, творческой позиции; самоопределения личности в культуре для служения своему гражданскому, профессиональному и семейному долгу, своему призванию.

Безусловно, с этих позиций можно было провести более четкую дифференциацию профессионально-педагогических качеств учителя, но мы не сочли

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БЕЛКИН, А. С. Витагенное образование. Голографический подход / А. С. Белкин. — Екатеринбург, 2009.

2. БЕЛКИН, А. С. Основы возрастной педагогики // А. С. Белкин ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2009.

3. БЕЛКИН, А. С. Педагогическая компетентность / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. — Екатерин-

бург : Центр «Учебная книга», 2003.

4. БЕЛКИН, А. С. Ситуация успеха — путь к сотрудничеству / А. С. Белкин. — Екатеринбург,

2005.

5. БЕЛКИН, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителей / А. С. Белкин. — М. :

Просвещение, 1991.

Получено 0 3.06.10 © Мазурчук Н. И., 2010

подобную «селекцию» целесообразной, так как идеология статьи предполагает иное целеполагание — актуализацию идей выдающегося деятеля отечественного образования А. С. Белкина о профессионально-педагогических качествах учителя на различных этапах его научного становления.

Банк передовых педагогических идей о профессионально-педагогических качествах Учителя А. С. Белкина рожден усилиями самого акционера, вкладчика, капитал которого не лежит, как в копилке, а производит новый капитал, творит новое творчество.

Нет, он не ждет, что кто-то его заметит, оценит, начнет пропагандировать. Нет, он сам дает оценку своим находкам, сам предлагает внести их в общий вклад кафедры, института, университета, сам раскрывает свои «секреты».

Он рассчитывает, что его коллеги тоже внесут свой вклад, поделятся своими изюминками, а вместе они станут богаче. О большем трудно и мечтать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.