Профессионально-ориентированное обучение русскому языку курсантов юридического профиля на основе интерактивной программы
Индира Рустам кизи Наркулова Университет общественной безопасности Республики Узбекистан
Аннотация: В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение русскому языку курсантов юридического профиля на основе интерактивной программы "Русский язкк для военных юристов", а также особенности и отличия данной программы от других.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, РКИ, курсанты юридического профиля, интерактивная программа
Professionally-oriented teaching of the Russian language to cadets of a legal profile based on an interactive program
Indira Rustam kizi Narkulova University of Public Security of the Republic of Uzbekistan
Abstract: The article discusses the professionally oriented teaching of the Russian language to legal cadets on the basis of the interactive program "Russian Language for Military Lawyers", as well as the features and differences of this program from others.
Keywords: professionally oriented education, Russian as a foreign language, legal cadets, interactive program
В мире существует большое количество компьютерных обучающих программ, так как обучение языку включает множество аспектов, уровней и профилей подготовки. В связи с этим количество критериев и оснований для их классификации достаточно большое. В нашей диссертационной работе мы проанализировали такие программы, как «Падежный детектив», «Русский клуб», «Тайна 6-ти сундуков», «1С: Репетитор. Русский как иностранный», «Учите русский (уровень для начинающих)», «Учите русский (уровень Intermediate)», «Учите слова». Обучающие программы помогают менять способы изложения учебного материала в зависимости от изменения внешних и внутренних условий обучения (степени и скорости усвоения предыдущего материала и др.). С учетом они способны повысить эффективность обучения.
WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 1348 LMJ^^^B
Обучающая интерактивная программа включает в себя многообразие способов предъявления учебного материала (видео, анимация, аудио и т.д.), использование различных видов тренировочных упражнений и заданий, гипертекстовую форму организации всей информации, наличие гипертекстового словаря, возможность сохранения сведений о проделанной работе. Описанные обучающие программы просты в использовании, но их сложно отнести к учебным, поскольку они носят игровой, развлекательный характер. В данных программах отсутствует комплексный подход к обучению речевой деятельности. Существенным недостатком практически любой компьютерной обучающей программы является то, что она ориентирована на базовое овладение русским языком.
В учебном процессе и во время самостоятельной подготовки курсантов мы используем все виды инновационных педагогических технологий, в том числе и применение информационно-коммуникационных технологий. Использование обучающих программ помогает курсантам усвоить теоретический материал в развлекательной, игровой форме. Но так как данные обучающие программы ориентированы только на базовое овладение русским языком и не являются профильными, мы пользуемся ими только на начальном этапе обучения. На основе этих программ мы создали свою интерактивную Программу «Русский язык для военных юристов» для курсантов, обучающихся по направлению «Правовое обеспечение безопасности». Отличительной чертой нашей интерактивной Программы является то, что содержательный аспект данной Программы - это язык специальности (юриспруденция, право).
Интерактивная Программа «Русский язык для военных юристов» основана на взаимосвязанном обучении. Она может использоваться как в аудитории, так и в процессе самостоятельной работы. Задачами интерактивной программы являются следующие: повышение качества знаний по русскому языку; формирование коммуникативных навыков и их отработка; восприятие и оценивание информации на русском языке; формирование умений и навыков самостоятельной работы; организация и развитие диалогового общения; предоставление курсантам возможности работать индивидуально; стимулирование познавательной активности и самостоятельности курсантов; повышение интереса к будущей профессиональной деятельности.
Целью обучения русскому языку на основе интерактивной Программы «Русский язык для военных юристов» является совершенствование у курсантов профессиональной компетентности в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебно-профессиональную деятельность на русском языке, что требует освоение курсантами учебно-научного и профессионального русского языка как на начальном, так и на продвинутом этапе обучения.
Результаты проведенного нами исследования организации самостоятельной работы с помощью интерактивной Программы «Русский язык для военных юристов» позволили нам констатировать, что самостоятельная работа - это форма организации учебной деятельности, сутью которой является решение учебно-познавательных творческих задач, способствующих формированию познавательного интереса и мотивации учения, развитию познавательной самостоятельности, личностно-профессиональных качеств: самостоятельности, ответственности, что наилучшим образом достигается с помощью использования интерактивной Программы «Русский язык для военных юристов».
С помощью интерактивной Программы «Русский язык для военных юристов» мы сможем обеспечить четкую организацию целенаправленной системы оптимального управления учебными действиями, при выполнении которых состояние знаний и умений курсантов приближается к требуемым, управлять познавательной деятельностью курсантов в процессе самостоятельной работы с помощью компьютера и способствовать повышению уровня познавательной самостоятельности. Использование интерактивной Программы во время самостоятельной подготовки обеспечит управляемость самостоятельной работой, разнообразие условий тренировки, вариаций объема, порядка и условий предъявления учебного материала, возможность многократного повторения выполнений строгой последовательности операций по усвоению грамматики, улучшение условий для запоминания лексики, терминологии и грамматики благодаря использованию наглядности, учет возрастных и индивидуальных особенностей, повышение мотивации к изучению грамматики, воссоздание обстановки профессиональной деятельности, организацию индивидуальной самостоятельной работы курсантов.
Интерактивная Программа «Русский язык для военных юристов» поможет сформировать устойчивые умения использования компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий для дальнейшего самоконтроля, саморазвития и самообразования.
Использованная литература
1. Закирова А. О., Наркулова И. Р. К. Роль русского языка в работе сотрудников органов внутренних дел //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 1. - С. 737-740.
2. Наркулова, Индира Рустам Кизи СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ // ORIENSS. 2022. №Special Issue 28. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/svoystva-glagolov-
aktivnogo-vospriyatiya-v-sovremennom-russkom-yazyke (дата обращения: 03.02.2023).
3. Narkulova I. R. PROJECT TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING THE INDIVIDUALITY OF CADETS //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2023. - Т. 3. - №. 1.
4. Наркулова, Индира Рустам Кизи СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ // ORIENSS. 2022. №Special Issue 28. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/svoystva-glagolov-aktivnogo-vospriyatiya-v-sovremennom-russkom-yazyke (дата обращения: 03.02.2023).
5. Закирова А. О., Наркулова И. Р. К. Роль русского языка в работе сотрудников органов внутренних дел //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 1. - С. 737-740.
6. Наркулова И. Р. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2022. - Т. 2. - №. 7.
7. Наркулова И. Р. К. ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВОЕННЫХ ЮРИСТОВ» КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН) //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 225-233.
8. Ёкубова И. Р. Роль синтаксической сочетаемости глаголов восприятия при изучении русского языка в высших военных учебных учреждениях //International scientific review. - 2019. - №. LXIV. - С. 77-81.
9. Наркулова И. Р. К. СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2022. - Т. 2. - №. Special Issue 28. - С. 421-423.16:48
10. Ёкубова И. Р. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТА В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ С ГЛАГОЛАМИ ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //LBC 72 Modern science International scientific journal, № 04, Vol. I, 2019. - 2019. - С. 307.
11. Narkulova I. R. VERBS OF PERCEPTION IN RUSSIAN AND THE WAYS OF THEIR TEACHING TO CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2022. - Т. 2. - №. 8.
12. Наркулова И. Р. К. Реализация межпредметных связей через бинарные занятия (на примере дисциплин «Русский язык» и «Гражданское право») //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 11. - С. 932-935.
13. Наркулов А. К. У. "Алгоритмизация как эффективный метод оптимизации патрулирования." Science and Education 4.1 (2023): 1165-1168.
14. Наркулов А. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ К ПРИМЕНИЮ СИЛОВЫХ СПОСОБОВ ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ //Образовательные исследования в универсальных науках. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 117-122.
15. Наркулов А. К. У. Патрулирование основа обеспечения общественного порядка //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - No. 11. - С. 1334-1339.
16. Наркулов А. К. У. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - No. 3. - С. 217-224.