Учебные экскурсии для формирования лингвокультурологической компетенции курсантов
Маргарита Фаритовна Булычёва Университет общественной безопасности Национальной гвардии
Республики Узбекистан
Аннотация: Статья посвящена проведению учебных экскурсий, которые способствуют решению поставленных познавательных и педагогических задач, так как любая экскурсия предоставляет преподавателю возможность наблюдать курсантов непринуждённой обстановке, где быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях занятия.
Ключевые слова: лингвокультурологический подход, познавательная активность, внеаудиторные формы работы, учебная экскурсия, неформальная обстановка.
Study tours for the formation of linguocultural competence of
cadets
Margarita Faritovna Bulycheva Public Security University of National Guard of Republic of Uzbekistan
Abstract: The article is devoted to conducting educational excursions that contribute to the solution of the cognitive and pedagogical tasks, since any excursion provides the teacher with the opportunity to observe cadets in a relaxed atmosphere, where those personality traits that are not immediately and not always possible to identify in class conditions are more quickly manifested.
Keywords: linguoculturological approach, cognitive activity, extracurricular forms of work, study tour, informal environment.
В обучении иностранному языку часто опираются на лингвокультурологический подход. Чтобы заинтересовать курсантов изучением иностранного языка можно использовать внеаудиторные формы работы с аудиторией для усвоения исторического, краеведческого, культурологического и учебного материала, такие как учебные экскурсии, которые успешнее реализуют поставленные задачи, так как внеаудиторная работа направлена именно на развитие языковых навыков общения в неформальной обстановке.
www.openscience.uz / ISSN 2181-0842
808
Общеизвестно, что залог наиболее глубокого усвоения материала находится в тесной взаимосвязи аудиторных и внеаудиторных форм работы.
Внеаудиторная работа является хорошим стимулом познавательной активности курсантов, так как знакомит их с различными событиями, связанными с прошлым и настоящим города, в котором они сейчас проходят обучение. Высокая результативность экскурсии по решению поставленных познавательных и педагогических задач напрямую зависят от личности преподавателя, его организаторских способностей, педагогического такта и умения завладеть вниманием курсантской аудитории. Кроме того, любая экскурсия предоставляет преподавателю возможность изучить свих курсантов. Известно, что в естественной и непринуждённой обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях занятия.
Учебная экскурсия - сложная форма учебно-воспитательного процесса. Сложность организации и проведения экскурсии, значительные её отличия от традиционного занятия требуют специальной подготовки, что нередко отпугивает преподавателей от этой эффективной формы обучения. Кроме того, обладая профессиональными знаниями и достаточной для данного вида занятия краеведческой компетентностью, преподаватель часто не знаком с экскурсоведческой этикой и приёмами экскурсионной методики (например, приёмами зрительного анализа, зрительной реконструкции, локализации событий). Чтобы избежать этих просчётов, рекомендуется использовать специальные пособия по основам экскурсионной методики.
Экскурсионная работа является важной составной частью всего учебно-воспитательного процесса и позволяет курсантам получить более глубокие и разнообразные культурологические знания, помогает им преодолевать адаптационные барьеры, снимает трудности, связанные с проживанием и обучением в незнакомой социокультурной среде. Такая работа способна вызвать дополнительный интерес курсантов к изучаемому иностранному языку.
Задачами учебных экскурсий являются:
- обогащение знаний курсантов (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактического материала);
- установление связей теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;
- развитие творческих способностей курсантов, их самостоятельности, организованности и воспитании взаимопомощи друг другу;
- обогащение эстетических чувств;
- развитие наблюдательности, памяти, мышления и эмоциональной составляющей личности;
www.openscience.uz / issn 2181-0842 809 lmiü^ei
- активизация познавательной и практической деятельности;
- воспитание любви к природе и родному краю.
Во время учебных экскурсий преподаватель выполняет ещё и вторую функцию - он становится гидом. Такое совмещение позволяет ему продумать и методически подготовить все этапы нестандартного занятия, начиная с предварительной лексико-грамматической работы и заканчивая заключительными письменными работами по итогам экскурсии (изложением увиденного, рецензией по просмотру экспонатов музея и т.д.), имеющими целью тренировку не только речевых, но и связанных с ними гностических, конструктивных и проектировочных умений. Задания по этой форме опроса могут предусматривать обращение курсантов к дополнительной художественной, энциклопедической или справочной литературе. Можно поощрять и использование фактов, найденных в журналах, газетах и других средствах массовой информации.
Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении и конкретизации знаний, полученных на занятиях, в применении знаний умений на практике. Наглядность - существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности курсанты быстрее усваивают знания, которые затем на занятиях становятся фактически опорным материалом при восприятии новой темы и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у курсантов знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными.
Перечислим основные цели использования учебных экскурсий в повседневной работе преподавателя РКИ:
- приобретение коммуникативных навыков;
- обогащение лексического запаса;
- повышение активности курсантов;
- индивидуализация обучения;
- наглядность обучения;
- интенсификация познавательного интереса к стране и городу, где проходит обучение;
- самостоятельное приобщение к историко-культурным ценностям;
- расширение кругозора.
Учебные экскурсии имеют своё деление на типы в зависимости от теоретического и практическое значение. Правильно организовать проведение экскурсии можно, выделив для решения поставленных задач наиболее
www.openscience.uz / ISSN 2181-0842
810
подходящий её тип. В педагогике учебные экскурсии подразделяют на основании определённых признаков на:
- программные (рекомендованные по программе изучения дисциплины) и непрограммные (выходящие за рамки программы изучения дисциплины),
- тематические (однотемные и многотемные) и комплектные (обзорные),
- вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии по времени проведения относительно изучаемого на занятиях учебного материала и по содержанию.
Проведение экскурсий требует большой и серьёзной подготовки, которая порой оказывается сложнее, чем подготовка к занятию или семинару. К организации и проведению экскурсии предъявляются определённые организационные, дидактические и воспитательные требования. Преподавателю необходимо разработать технологическую карту экскурсии, включающую в себя тему экскурсии, продолжительность, протяжённость и содержание (участки передвижения по маршруту, места остановок, объекты показа, время, основное содержание экскурсии, организационные и методические указания).
Учебная экскурсия зависит от тщательной подготовки. Преподаватель должен внимательно изучить экскурсионный объект, выяснить его образовательные и воспитательные возможности, определить цели и задачи, тип и структуру экскурсии, подготовить проблемные вопросы и задания для курсантов, установить основные и дополнительные источники информации, выбрать оптимальное сочетание методов и приёмов, составить план, ознакомиться на месте с экскурсионным объектом, наметить маршрут передвижения, подготовить дополнительные наглядные пособия (схемы, таблицы, фотографии) и необходимое оборудование (блокноты, карандаши, альбомы), провести организационную беседу с курсантами, во время которой сообщается дата, место, цель и задачи экскурсии, разъясняются правила безопасности и поведения на мероприятии, кратко характеризуется экскурсионный объект, даются советы, как и что следует осматривать, за чем следует наблюдать, как и что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту.
По своей результативности экскурсии имеют большое значение для закрепления знаний, их обобщения и систематизации. После экскурсии во время обмена мнениями уже на традиционном занятии курсанты воспроизводят ход данного мероприятия, объясняют увиденное, коментируют факты, с которыми познакомились, выделяют главное, существенное во всём потоке информации; получают задания подготовить рефераты, оформить отчёты или альбомы, подготовить презентацию или написать эссе. На занятиях необходимо как можно чаще использовать собранные на экскурсии материалы с целью дальнейшей
www.openscience.uz/ISSN2181-0842 811 [МШ^И
мотивации к изучению иностранного языка, актуализации знаний и чувственного опыта курсантов, создания положительного эмоционального фона.
Ташкент является культурной столицей Узбекистана и насчитывает множество музеев, театров и выставочных центров. В рамках изучения учебной дисциплины "Русский язык как иностранный" курсанты Университета общественной безопасности могут совершить такие экскурсии: Обзорная экскурсия по городу, Государственный музей истории Темуридов, Музей вооружённых сил, Ташкентский политехнический музей, музей искусств Узбекистана, музей прикладного искусства Узбекистана, Мемориальный дом-музей Урала Таксынбаева, музей железнодорожной техники, музей истории связи Узбекистана, Музей геологии, Дом-музей Сергея Бородина, Государственный музей памяти жертв репрессий, Дом-музей Юнуса Раджаби, Дом-музей Абдуллы Каххара, Дом-музей Мухтара Ашрафи, Музей-квартира Сергея Есенина, Мемориальный дом-музей Айбека, Дом-музей Гафура Гуляма, Государственный музей природы Узбекистана и многие другие. Безусловно, каждый преподаватель выбирает маршруты для проведения учебных экскурсий, ориентируясь на интересы курсантов в группах.
Таким образом, во время учебной экскурсии одновременно осуществляются образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения, тем самым формируя лингвокультурологическую и лингвострановедческую компетенции, так как лингвокультурологическая компетенция представляет собой совокупность системных знаний о культуре, находящей своё непосредственное отражение в языке, готовность интерпретировать языковые и экстралингвистические факты, а также аналитические и коммуникативные умения при знакомстве с национальными культурными ценностями страны. Целями лингвокультурологической компетенции является формирование способности интерпретировать факты и события; формировать навыки и умения, необходимые для успешного общения на межкультурном уровне; воспитание языковой личности, которая способна к межкультурному взаимодействию.
Использованная литература
1. Боровиков П.Ю. Концепция формирования лингвокультурологической компетенции студентов на основе аудиотекстов при обучении иностранному языку // Молодой учёный. - 2016. -№9.1. - с.7-9
2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании РКИ. - М., 20015
3. Глякова М.Д. Учебные экскурсии как средство развития познавательной активности молодёжи. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Минск, 1995
www.openscience.uz / issn 2181-0842 812 lmiü^ei
4. Наркулова И. Р. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2022. - Т. 2. - №. 7.
5. Наркулова И. Р. К. Реализация межпредметных связей через бинарные занятия (на примере дисциплин «Русский язык» и «Гражданское право») //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 11. - С. 932-935.
6. Наркулова, Индира Рустам Кизи СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ // ORIENSS. 2022. №Special Issue 28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoystva-glagolov-aktivnogo-vospriyatiya-v-sovremennom-russkom-yazyke (дата обращения: 13.01.2023).
7. Ёкубова И. Р. Роль синтаксической сочетаемости глаголов восприятия при изучении русского языка в высших военных учебных учреждениях // International scientific review. 2019. №LXIV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sintaksicheskoy-sochetaemosti-glagolov-vospriyatiya-pri-izuchenii-russkogo-yazyka-v-vysshih-voennyh-uchebnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 08.12.2022).
8. Ёкубова И. Р. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТА В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ С ГЛАГОЛАМИ ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //LBC 72 Modern science International scientific journal, № 04, Vol. I, 2019. - 2019. - С. 307.
9. Наркулова, И. Р. к. (2022). СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА). INTERNATIONAL CONFERENCES, 1(10), 7-9. Retrieved from http://erus.uz/index.php/cf/article/view/407
10. Наркулов А. К. У. Патрулирование основа обеспечения общественного порядка //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 11. - С. 1334-1339.
11. Наркулов А. К. У. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 217-224.
12. НАРКУЛОВА И. THE USE OF COMPUTER LINGUODIDACTICS IN THE PROCESS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE //Social sciences.
13. Narkulova I. R. VERBS OF PERCEPTION IN RUSSIAN AND THE WAYS OF THEIR TEACHING TO CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2022. - Т. 2. - №. 8.
www.openscience.uz / ISSN 2181-0842
813