Методология педагогики музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-9-28
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Е. В. Николаева,
Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119435
Аннотация. В статье представлена характеристика разработанной автором системы профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих музыкантов-педагогов. Специальное внимание уделяется её зарождению и дальнейшему становлению. Раскрываются целевая направленность, целостный концептуальный и личностно ориентированный подходы к определению содержания и организации учебного процесса. Подчёркивается особое значение, которое придаётся развитию историко-педагогического мышления обучающихся. Обосновывается необходимость проблемности в изложении учебного материала и диалогических форм общения; ориентации студентов на трёхвекторный анализ изучаемого исторического феномена в интонационном, парадигмально-педагоги-ческом и цивилизационном аспектах; нахождения в исторических источниках идей для размышления, прослеживания их генезиса и педагогической интерпретации целесообразности адаптации применительно к решению актуальных для настоящего времени проблем. Показано, что ориентирами, которыми могут руководствоваться студенты в своей деятельности, являются: понятная им цель и необходимый инструментарий в виде представлений о периодизации истории музыкального образования; об исследовательских методах; о содержании, структуре и способах осуществления историко-педагогического анализа. Отмечается значимость формирования положительного эмоционально-ценностного отношения обучающихся к историко-педагогической подготовке. Даётся предельно краткое описание её содержания и пирамидальной структуры, охватывающей все уровни вузовского образования.
Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, профессионально ориентированная историко-педагогическая подготовка, содержание, целостный
9
© Николаева Е. В., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 3 2021, vol. 9, no. 3
концептуальный подход, личностно ориентированный подход, направленность на развитие эмоционально-ценностного отношения и историко-педагогического мышления, пирамидальная структура.
Благодарности: Автор благодарен своему первому учителю истории в общеобразовательной школе № 221 г. Москвы Анатолию Константиновичу Орлову (1928-1991) за уроки, которые запомнились на всю жизнь своим метапредмет-ным, художественно-образным подходом к раскрытию исторических проблем и интереснейшими творческими заданиями на развитие исторического мышления, а также доктору педагогических наук, профессору, научному консультанту Эдуарду Борисовичу Абдуллину (1940-2020), который вдохновил на разработку нового подхода к изучению истории музыкального образования и ценными советами и практической помощью способствовал созданию системы профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки на факультете музыкального искусства МПГУ.
Для цитирования: Николаева Е. В. Профессионально ориентированная историко-педагогическая подготовка будущих музыкантов-педагогов: содержание, структура, особенности реализации // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 3. С. 9-28. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-9-28.
DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-9-28
PROFESSIONALLY ORIENTED HISTORICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING FUTURE MUSICIANS-TEACHERS: CONTENT, STRUCTURE, IMPLEMENTATION FEATURES
10
Elena V. Nikolaeva,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435
Abstract. The article presents the system of professionally oriented historical and pedagogical training future musicians-teachers developed by the author. Special attention is paid to its origin and further development. The article reveals the target orientation, holistic conceptual and personality-oriented approaches to determining the content and organization of the educational process. The special importance attached to the development of historical and pedagogical thinking of students is emphasized. The necessity of clearly articulated problems in the presentation of educational material and dialogical forms of communication is substantiated; orientation of students to a three-dimensional analysis of the studied historical phenomenon in intonation, paradigm-pedagogical and civilizational aspects; finding ideas for reflection in historical sources, tracing their genesis and pedagogical interpretation of the expediency
of adaptation in relation to solving current problems. It is shown that the guidelines that students can be guided by in their activities are: a clear goal and the necessary tools in the form of ideas about the periodization of the history of music education; about research methods; about the content, structure and methods of historical and pedagogical analysis. The importance of forming a positive emotional and value attitude of students to historical and pedagogical training is noted. An extremely brief description of its content and pyramidal structure, covering all levels of university education, is presented.
Keywords: musical and pedagogical education, professionally oriented historical and pedagogical training, content, holistic and conceptual approach, personality-oriented approach, focus on the development of emotional and holistic attitude and historical and pedagogical thinking, pyramid structure.
Acknowledgements: The author is grateful to his first history teacher at the secondary school No. 221 in Moscow, Anatoly K. Orlov (1928-1991) for the lessons that were remembered for a lifetime for their meta-subject, artistic and imaginative approach to the disclosure of historical problems and interesting creative tasks for the development of historical thinking, as well as Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Scientific Consultant Eduard B. Abdullin (1940-2020), who inspired the development of a new approach to the study of the history of music education and, with his valuable advice and practical help, contributed to the creation of a system of professionally oriented historical and pedagogical training at the Faculty of Musical Art of Moscow Pedagogical State University.
For citation: Nikolaeva E. V. Professionally Oriented Historical and Pedagogical Training Future Musicians-Teachers: Content, Structure, Implementation Features. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, vol. 9, no. 3, pp. 9-28 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-9-28.
11
Введение
«Педагогическая мудрость Прошлого есть вечное воззвание в Будущее».
К. И. Салимова [1, с. 23]
Столь лаконичное и вместе с тем чрезвычайно ёмкое по содержанию высказывание Кадрии Салимовой призывает каждого, кто ставит перед собой цель стать профессионалом в выбранном для себя виде деятельности, изучать историю как источник рождения новых плодотворных идей для её совершенствования и дальнейшего развития. Именно обращение
к истории способно приоткрыть для начинающего осваивать новую профессию процесс её становления и развития; вскрыть механизмы, оказывающие воздействие на происходящие в ней преобразования; воспламенить воображение новым взглядом на её современное состояние и перспективы дальнейшего развития в опоре на опыт своих предшественников. Не исключением в этом отношении являются и те будущие музыканты-педагоги, которые стремятся проникнуть в сокровенные глубины музыкального искусства, оценить его роль в жизни человека, проследить эволюцию музыкально-педагогических
воззрений на содержание и особенности трансляции музыкального опыта от одного поколения к другому, наметить стратегическую линию своего вхождения в профессию как активного деятеля музыкальной культуры и образования.
Вместе с тем ретроспективный анализ собственного отношения к истории музыкального образования и многолетние наблюдения за отношением к ней студентов, только приступающих к овладению музыкально-педагогической деятельностью, показывают, что понимание значимости её изучения для музыканта-педагога приходит далеко не сразу.
Не будет преувеличением сказать, что, вступая на стезю посвящения себя музыкальной профессии, подавляющее большинство абитуриентов, поступающих в музыкально-педагогические вузы, в первую очередь стремятся стать музыкантами, поскольку общение с музыкальным искусством является одним из главных смыслов их жизненных устремлений. Лишь немногие из них уже изначально хотят быть музыкантами-педагогами и видят в этом своё призвание, поэтому считают для себя важным не только освоение собственно музыкальных дисциплин, но и постижение основ педагогического мастерства. Однако этого нельзя сказать по отношению к изучению истории музыкального образования. За редким исключением историко-педаго-гическая деятельность их не привлекает, так как в годы обучения в школе у них сложился устойчивый стереотип об истории как науке о прошлом, которая мало что может дать для будущей профессии. В лучшем случае такие студенты, поступив в вуз, находят для себя полезным познакомиться с трудами выдающихся музыкантов-педагогов в той области музыкального исполнительства, которая выбрана ими как приоритетная. Вот почему
формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к исто-рико-педагогической подготовке в недрах вузовской системы музыкально-педагогического образования становится одной из первостепенных задач. Её решение, как показывает опыт такой подготовки на факультете музыкального искусства Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета, в значительной мере зависит от раскрытия значимости обращения студентов к истории музыкального образования для будущей профессиональной деятельности и обращённость к развитию их творческого потенциала.
Зарождение, становление и утверждение профессионально ориентированной системы вузовской историко-педагогической подготовки будущих музыкантов-педагогов
Обращаясь к истокам зарождения и становления воззрений на историю музыкального образования как компонент вузовской подготовки, необходимо отметить, что введение отдельных исторических свидетельств в содержание музыкально-педагогического образования в России впервые было осуществлено О. А. Апраксиной на основе проведённого ею первого в стране фундаментального исследования процесса становления и развития музыкального воспитания в России в общеобразовательной школе [2; 3]. В свой авторский курс «Методика музыкального воспитания в школе» Ольга Александровна включила целый ряд тем историко-педагогической направленности [4], которые с 1987 года были выделены в программе данной учебной дисциплины в специальный раздел «История становления музыкального воспитания в школе». В центре внимания
обучающихся оказалась, главным образом, зависимость целей, содержания и методов общего музыкального воспитания в светских учебных заведениях в России от тех задач, решение которых стояло перед музыкантами-педагогами, начиная со второй половины XIX века до 80-х годов ХХ столетия. Наличие раздела, посвя-щённого музыкальному образованию в ХХ веке за рубежом, делало возможным сравнение подходов отечественных и зарубежных музыкантов-педагогов к решению отдельных актуальных для того времени музыкально-педагогических проблем.
Для широкого внедрения в педагогическую практику введённого О. А. Апраксиной исторического аспекта в вузовское музыкально-педагогическое образование большое значение имело то, что в качестве дополнения к материалу в авторском пособии были опубликованы и первые образцы учебно-методического оснащения, ориентированные на его углублённое изучение [5; 6 и др.]. Включённые в них данные значительно расширяли представления о воззрениях отдельных музыкантов-педагогов и организации общего музыкального образования в различных учебных заведениях, сложившиеся в России в рассматриваемый исторический период.
Дальнейший вклад в развитие обозначенного аспекта вузовской подготовки внесли первые программы историко-пе-дагогической направленности: спецкурс Елены Андреевны Бодиной «История музыкально-эстетического воспитания школьников» (1987 г.) [7] и программа комплексной учебной дисциплины «История и теория музыкальной педагогики», разработанная Наталией Алексеевной Терентьевой (1992 г.) [8], а также учебное пособие к ней «История и теория музыкальной педагогики и образования» (1994 г.) [9].
В программе Е. А. Бодиной основной акцент сделан на воспитательном аспекте музыкально-педагогических воззрений на общее музыкальное образование и их эволюции в контексте той или иной художественно-исторической эпохи развития европейской культуры, начиная от античности до 80-х годов ХХ столетия. В программе Н. А. Терентьевой в центре внимания оказался процесс исторического развития музыкально-педагогических воззрений в широком культурологическом контексте - «во взаимосвязи с общефилософскими, художественно-эстетическими течениями, особенностями музыкальной культуры и искусства в различные исторические эпохи» [8, с. 3]. К тому же впервые в отечественной системе музыкально-педагогического образования специальное внимание уделялось цивилизациям Древнего Востока; становлению и развитию профессионального музыкального образования на примере зарубежных и отечественных исполнительских школ.
Тем самым в программах Е. А. Боди-ной и Н. А. Терентьевой были обозначены два основных вектора изучения истории музыкального образования с ориентацией, соответственно, на общее или профессиональное музыкальное образование, а также доказаны возможность и целесообразность значительного расширения тех временных и пространственных координат, в которых она может быть включена в учебный материал.
Стимулом для дальнейшего совершенствования историко-педагогической подготовки музыкантов в 90-е годы ХХ столетия стало фундаментальное исследование Эдуарда Борисовича Абдуллина «Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования» [10]. Представленная в нём модель формирования методологической культуры
будущих музыкантов-педагогов, а также принципиально новый для педагогики музыкального образования научный инструментарий в виде методологического анализа послужили ориентирами для разработки автором статьи концептуальных основ учебной дисциплины «История отечественного музыкального образования (с древнейших времён до начала ХХ столетия)» [11]. Целесообразность её обособления в качестве одной из самостоятельных вузовских учебных дисциплин была поддержана музыкально-педагогическим сообществом в 1999 году на международной научно-практической конференции «История музыкального образования как наука и как учебный предмет» [12]. В 2000 году данная дисциплина в доработанной и расширенной версии [13] вошла в федеральный компонент общеобразовательных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030700 - Музыкальное образование (квалификация -учитель музыки) [14].
С этого времени развитие историко-л л педагогической подготовки будущих музыкантов-педагогов получило новый импульс и осуществлялось в контексте тех процессов реформирования вузовского образования, которые происходили в стране в связи с вступлением в Болон-ский процесс, а также с учётом результатов внедрения данной дисциплины в педагогическую практику.
К настоящему времени разработана и успешно апробирована система профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих музыкантов-педагогов, предусматривающая последовательное, всё более полное и многогранное её воплощение в изучаемых студентами методолого-мето-дических дисциплинах педагогической
направленности. Рассмотрим заложенные в ней основополагающие концептуальные положения.
Концептуальные основания профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки музыкантов-педагогов
Цель разработанной системы заключается в её ориентации на формирование готовности обучающихся к историко-пе-дагогической преподавательской и исследовательской деятельности в системе общего и дополнительного музыкального образования, среднего специального и высшего музыкально-педагогического образования.
Стержневыми основаниями данной системы являются два взаимодополняющих методологических подхода к определению её содержания и организации учебного процесса: целостный концептуальный и личностно ориентированный.
Целостный концептуальный подход к профессионально ориентированной историко-педагогической подготовке предполагает рассмотрение процесса становления и развития музыкального образования с древнейших времён до наших дней как совокупности трёх основных направлений: народной, религиозно-духовной и светской ориентации с позиции интонационного, пара-дигмально-педагогического и цивилиза-ционного методов изучения [15, с. 22-39]. Поскольку этот подход уже получил освещение в научных публикациях автора [16; 17 и др.] и в вузовской программе к курсу «История музыкального образования» [18], ограничимся далее кратким перечислением лишь некоторых его характеристик и их аргументации.
Педагогическая целесообразность такого подхода обусловлена несколькими
факторами. Прежде всего - это представленность в музыкальной культуре, а следовательно, и в музыкальном образовании трёх направлений, которые принципиально отличаются мировоззренческими установками, содержанием и организацией трансляции музыкального опыта от одного поколения к другому. А это значит, что в историко-педагогиче-ской подготовке эволюция музыкально-педагогической мысли и образовательной практики не может прослеживаться исключительно в недрах музыкального искусства светской ориентации, как это было ранее. По мере всё большего возрастания интереса россиян к народному музыкальному творчеству и востребованности в религиозном образовании перед вузами встаёт задача подготовить обучающихся и для работы в данных образовательных сферах. Для этого им необходимо понимать не только процесс становления и развития каждого из обозначенных направлений, но и характер их сопряжения на разных исторических этапах. Тем самым они смогут избежать грубейших ошибок в своей педагогической деятельности, которые неизбежно возникают, если в содержании и методах обучения не учитывается специфика осваиваемого музыкального материала. Таковы, к примеру, широко применяемые в современной практике способы разучивания образцов древнерусского певческого искусства на основе их перевода на привычную для нашего времени пятилинейную нотацию, вне учёта присущего знаменной системе духовного толкования каждого её элемента; разучивание народных песен аналогично тому, как и произведений так называемой «опус-музыки» (термин Т. В. Чередниченко [19]) и тем самым игнорирование способов и приёмов, исторически сложившихся в недрах традиционной музыкальной культуры.
Не меньшее значение имеет то, что целостный концептуальный подход создаёт оптимальные условия для формирования готовности обучающихся находить нестандартные решения для тех проблем, которые встают перед музыкантами-педагогами в наше время в опоре на интерпретацию педагогических воззрений, оформившихся в историческом опыте предшествующих поколений, а также прогнозировать на этой основе перспективы развития отечественного музыкального образования.
Характеризуя данный методологический подход, особо следует отметить его направленность на развитие историко-педагогического мышления обучающихся. Предваряя раскрытие данного принципа уместно вспомнить слова Владимира Ивановича Вернадского: «Мыслящий и работающий человек есть мера всему. Он есть огромное планетное явление» [20, с. 65]. Вот таким «планетным явлением» для педагогики музыкального образования может стать будущий музыкант-педагог, если уже в годы учёбы пробудить у него желание мыслить как педагог и исследователь, изучать процесс зарождения, становления и развития музыкального образования, понимать его движущие силы и, в меру своих возможностей, содействовать его дальнейшему развитию.
Не могу не привести в связи с этим и совет Готхольда Эфраима Лессинга своим читателям в XVIII веке: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, да сами» [20, с. 118]. Этот пламенный призыв и сегодня актуален. Он обращён не только к обучающимся. Соответствующие выводы необходимо сделать и преподавателям истори-ко-педагогических дисциплин, поскольку до сих пор во многих руководствах по истории музыкального образования преобладает описательный метод изложения
учебного материала. Это неминуемо ведёт к тому, что студенту остаётся лишь понять прочитанное и более или менее полно его пересказать. Исключение представляют собой отдельные вопросы и задания для самостоятельной работы, которые предлагаются по завершении прохождения каждой учебной темы. Но этого явно недостаточно.
Дабы побудить студентов размышлять, преподавателю предстоит так построить лекционный материал, чтобы в нём кроме изложения необходимого для освоения той или иной темы исторического контента была заложена проблем-ность. С этой целью целесообразно включение в него сравнительного анализа различных точек зрения на одни и те же исторические события, явления, факты. Важно также повышение роли проблемного изложения в формулировках вопросов и заданий для самостоятельной работы. Хорошие результаты показывает выполнение обучающимися музыкально-педагогических эссе на предложенную историко-педагогическую проблему, поскольку при их написании требуются знание и применение историко-педагоги-ческого глоссария, продуманность формулировок, умение обосновать систему доказательств правомерности или, наоборот, неправомерности рассматриваемого положения.
Но главное - необходима ориентация студентов на нахождение в учебном материале идей для размышления. Как утверждал Виссарион Григорьевич Белинский, «В науке должно искать идеи. Нет идеи, нет и науки! Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без идей - сор для голов и памяти» [20, с. 110].
При этом нахождение идеи в анализируемом материале - только начало её осмысления обучающимися. Им предстоит
встроить рассматриваемую идею в постоянно расширяющуюся и углубляющуюся систему сложившихся у них исторических представлений. Но для этого у студентов должны быть ориентиры, которыми они будут руководствоваться в своей деятельности: понятная им цель и необходимый инструментарий в виде представлений о периодизации истории музыкального образования; об исследовательских методах; о содержании, структуре и способах осуществления истори-ко-педагогического анализа.
Цель историко-педагогической деятельности при анализе студентами изучаемого феномена - характеристика идеи, которая лежит в его основании, начиная с того конкретно-исторического времени, к которому она относится, с последующим прослеживанием её генезиса (в рамках материала, осваиваемого на соответствующем уровне вузовского образования), и далее - с позиции современности (в виде своей педагогической интерпретации целесообразности или нецелесообразности её адаптации применительно к решению актуальных для настоящего времени проблем).
Характеристика рассматриваемой идеи в её историческом развитии предполагает ориентацию на периодизацию истории отечественного музыкального образования, включающую пять основных этапов развития:
• первый этап (с древнейших времён до обращения Руси к православной христианской религии в конце Х века) характеризует наличие предпосылок зарождения и становления музыкального образования народной ориентации в недрах языческой культуры;
• второй этап (с признания христианства официальной государственной религией и до середины XVII столетия) -обособление в музыкальном образовании
двух основных направлений в зависимости от ориентации на православное богослужебное пение или на традиционную народную культуру, каждое из которых развивается по своим внутренним законам и вместе с тем находится в диалектической взаимосвязи с другим;
• третий этап (вторая половина XVII - первая треть XIX века) - развитие музыкального образования под влиянием западноевропейской музыкальной культуры и образования; сосуществование трёх основных направлений, включающих и музыкальное образование светской ориентации с характерным для него отношением к музыке как искусству;
• четвёртый этап (со второй трети до конца XIX столетия) - постепенная переориентация музыкантов-педагогов на теоретическую разработку и внедрение в широкую педагогическую практику музыкально-педагогических концепций и технологий, учитывающих новейшие достижения западноевропейской педагогики и в то же время отвечающих специфике русской национальной музыкальной культуры;
• пятый этап (с начала XX столетия и до наших дней включительно) - новые тенденции в развитии музыкального образования в соответствии с особенностями вхождения России в мировое сообщество в разные исторические периоды; с развитием системы общего и профессионального музыкального образования в стране; с поливариантностью взглядов на воспитательные и образовательные возможности музыкального искусства; со всё более явно выраженной направленностью на интонационное постижение музыки и изучение её влияния на развитие личности; с возрастающими контактами с зарубежными музыкантами-педагогами и вхождением России в международное музыкально-педагогическое сообщество.
Данная периодизация с первых занятий в бакалавриате выстраивается в предельно схематическом виде самими обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя, на основе имеющихся у них музыкально-исторических знаний о музыке и музыкальной культуре, а также их собственного музыкально-слухового и музыкально-исполнительского опыта. Принимая участие в её структурировании, они получают первое системное представление о логике разворачивания историко-педагогического процесса в сфере музыкального образования. Такое представление уже изначально отвергает возможность его линейного рассмотрения, а по мере изучения истории музыкального образования на разных уровнях вузовского образования всё более обогащается конкретными свидетельствами о музыкальном образовании как в России, так и в других странах мира.
Основополагающими исследовательскими методами изучения историко-педагогического феномена являются интонационный, парадигмально-педа-гогический и цивилизационный методы. Они ориентируют обучающихся на лщ рассмотрение его в музыковедческом, педагогическом, историческом, культурологическом ракурсах [16, с. 16-22]. Приобретение опыта их реализации осуществляется на всех уровнях образования, при этом полнота и глубина его возрастают по мере обогащения формирующейся в представлении обучающихся картины становления и развития музыкального образования в России и за рубежом.
Содержание, структуру и способы осуществления историко-педагогиче-ского анализа определяет их направленность на реализацию целостного концептуального подхода к изучению истории музыкального образования.
Ориентиром для обучающихся становится трёхвекторный анализ исторического явления, события, факта в интонационном, парадигмально-педагогическом и цивилизационном аспектах. Он может осуществляться, начиная с того или иного ракурса, но с непременным последующим переходом к другим. Его ядром является прослеживание соответствия между музыкальной составляющей характеризуемого историко-педагогиче-ского феномена и теми педагогическими системами, с позиции которых он рассматривается. Такой анализ отличает универсальность, поскольку его применение возможно при работе с любыми источниками, содержащими прямые, косвенные или опосредованные данные об истории музыкального образования. В зависимости от уровня образования он может быть в более лаконичной (в бакалавриате) или в более развёрнутой (в магистратуре и тем более аспирантуре) форме.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что целостный концептуальный подход к изучению истории музыкального образования ориентирован на то, чтобы научить студентов мыслить категориями музыкальной историко-педаго-гической науки; овладеть профессионально ориентированным анализом различных типов и видов источников; понимать многомерность и движущие силы, оказывающие влияние на преобразования в сфере музыкального образования; обосновывать своё видение перспектив его дальнейшего развития и свои возможности в их реализации.
Являясь одной из стратегических линий при определении содержания вузовской историко-педагогической подготовки и его структурирования, данный подход нацелен на освоение обучающимися её базового компонента. Единый в своей основе для всех студентов, он
постепенно обогащается с переходом от одного уровня вузовского образования к другому.
Личностно ориентированный подход к профессионально ориентированной историко-педагогической подготовке находит своё воплощение в её вариативности: в зависимости от направленности профильного образования в программах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; в соответствии с профессиональными интересами конкретного состава учебной группы; с учётом индивидуальных возможностей каждого студента.
Общим для всех уровней образования является направленность на формирование положительного эмоционально-ценностного отношения обучающихся к историко-педагогической исследовательской и преподавательской деятельности.
Специальное внимание данному стратегическому направлению подготовки обусловлено пониманием того, что от сфор-мированности у студентов мотивации к изучению истории музыкального образования как личностно значимого для них компонента вузовского образования будет зависеть их готовность к применению приобретённых знаний и умений в своей будущей деятельности. И, что особенно ценно, их стремление к самостоятельному поиску ответов на актуальные для них вопросы в педагогическом наследии предшествующих поколений.
В связи с этим в содержании истори-ко-педагогической подготовки специальное внимание уделяется приведению конкретных примеров, наглядно демонстрирующих студентам, как важны исторические знания для музыканта-педагога. Многолетний преподавательский опыт убеждает в том, что наиболее сильное воздействие на обучающихся производят
те из них, которые приводит сам преподаватель и которые показывают, как могут измениться представления о хорошо знакомых всем музыкальных явлениях, событиях, фактах под влиянием ранее неизвестных исторических свидетельств.
Чтобы не быть голословной, приведу только один пример из своей практики, который произвёл на меня ошеломляющее впечатление. Через много лет после разработки системы интонационно опорных вех для освоения певцами хоровой музыки второй половины ХХ столетия с ярко выраженными чертами новаторства и, в частности, комплекса специальных упражнений на развитие интервального мелодического слуха [21], я прочитала труд инока Христофора «Ключ знаменной», написанный в 1604 году [22]. Ознакомившись с предлагаемыми в нём методическими приёмами, мне стало ясно, что подобная система уже давным-давно создана (!). Она была ориентирована на овладение искусством знаменного пения, поэтому в интонационном отношении имела иное выражение, но в своих подходах - направленности на формирование интонационно-слуховых эталонов и их закрепление в процессе певческого интонирования - идентична тому, что было предложено спустя четыре столетия. Вот так новаторская для того времени идея Христофора оказалась актуальной и для педагогики ХХ столетия, что побудило меня к более активному изучению древнерусских исторических источников.
Наблюдения за обучающимися показывают, что подобные примеры, если они отобраны преподавателем с учётом особенностей студенческой аудитории, её профессиональными интересами, способны «заразить» обучающихся эмоциональным отношением к истории. Они побуждают их иным взором посмотреть на
то, что ранее было привычным и понятным, расширить свои представления о звуке/звучании, об отношении к музыке, об исторически оформившихся способах и приёмах трансляции музыкального опыта и др.; обогатить свой педагогический багаж интереснейшими фактами, трактовкой исторических событий и т.п. К примеру, понять причины, по которым на протяжении длительного времени музыкальные занятия в школе назывались уроками пения, музыки и пения, музыки; узнать об особом толковании термина «лад» в традиционной музыкальной культуре, сокровенный смысл которого раскрывает пословица: «Песня поётся не как придётся, а надо лад знать»; по достоинству оценить уникальность станичной организации церковного хора в Древней Руси, которая обеспечивала возможность «сворачивания» или «разворачивания» его состава до нужного формата, в зависимости от стоящих перед ним певческих задач; в новом ракурсе посмотреть на отношение Петра I к музыке, который овладел «барабанной наукой» на профессиональном (!) уровне и др.
Стимулировать творческую активность студентов помогают также диалогические формы общения, ибо хорошо известно, что без столкновения мнений, без дискуссий в науке, в том числе и в педагогике музыкального образования, нет движения вперёд. Они необходимы и для качества освоения обучающимися учебного материала, поскольку при изучении истории музыкального образования высказывание различных, зачастую прямо противоположных, позиций - процесс закономерный. Ведь характеризуемый музыкально-исторический феномен, за редким исключением, может рассматриваться с разных мировоззренческих, культурологических, общепедагогических, музыкально-педагогических, музыковедческих,
музыкально-исполнительских и иных парадигм. Это обусловливает правомерность сосуществования разных точек зрения даже при его обсуждении в рамках одной студенческой группы.
Следовательно, необходимо создание на занятиях такой творческой атмосферы, которая стимулировала бы обучающихся высказывать своё мнение и аргументировать его. А преподаватель выступал бы как один из равных участников дискуссии, поскольку любой диктат с его стороны неминуемо загубит свободу высказываний студентов. Хорошо понимая, что могут быть правомерны разные точки зрения, ему нужна убедительная аргументация своей позиции, которая сможет раскрыть возможные трактовки рассматриваемого феномена в контексте того или иного направления музыкального образования, с ориентацией на его преобразования в процессе историко-педагогической эволюции, возможность разных интерпретационных решений относительно его адаптации к решению современных музыкально-педагогических проблем.
Стоит упомянуть и о том, что преподаватели профессионально ориентированных историко-педагогических дисциплин, как правило, относятся к более возрастной категории, по сравнению со своими учениками. Поэтому в некоторых современных направлениях развития музыкального образования, главным образом в сфере эстрадного искусства, они могут оказаться менее знающими, и им тоже есть чему поучиться у студентов.
Личностно-ориентированный подход находит своё претворение и в том, что обучающиеся получают возможность в определённых границах варьировать содержание и способы усвоения учебного материала. Тем самым создаются благоприятные условия, для того чтобы каждый студент смог осознать себя причастным
к созданию оптимальной для себя, ориентированной лично на него, системы исто-рико-педагогической подготовки.
С этой целью, например перед началом изучения новой учебной дисциплины, устанавливается круг интересующих студентов профессиональных проблем и имеющийся у них к этому времени опыт обращения к историко-педагогическим источникам. Полученные данные учитываются при расстановке соответствующих акцентов в содержании лекционных и семинарских занятий: при обращении преподавателя к уже известным учащимся свидетельствам и более глубоком рассмотрении проблем, отмеченных студентами.
При выстраивании комплекса вопросов и заданий для самостоятельной работы предусматривается сочетание инвариантной (обязательной для всех) и вариативной частей. В первую из них входят задания, направленные на формирование у обучающихся базовых истори-ко-педагогических знаний и умений, имеющих определяющее значение для целостного концептуального осмысления ими процесса зарождения, становления и развития музыкального образования. Во вторую - задания, из числа которых каждому студенту предлагается выбрать несколько по своему усмотрению. Их цель - обогащение получаемых ими историко-педагогических знаний в наиболее интересующем каждого из них направлении. К тому же они могут выбрать для себя наиболее доступные им по степени сложности задания, а также ориентированные на тот или иной способ усвоения изучаемого материала.
Построенная таким образом истори-ко-педагогическая деятельность направлена на раскрытие творческого потенциала студентов, готовности их к работе с историческими источниками, к выдвижению и обоснованию своих позиций
относительно возможности и целесообразности интерпретации музыкально-педагогических идей, оформившихся в процессе становления и развития музыкального образования, применительно к нашему времени и определению дальнейших перспектив его развития.
Пирамидальная структура вузовской историко-педагогической подготовки музыкантов-педагогов
«Углубление в науку может быть бесконечным».
Марк Тулий Цицерон [20, с. 192]
Действующая в настоящее время система профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки охватывает все три уровня вузовского музыкально-педагогического образования. Охарактеризуем её в самых общих очертаниях. Подобное ограничение допустимо, так как рассмотренные концептуальные основания едины для всех уровней подготовки и, в соответствии с концентрическим принципом выстраивания всей системы, отличаются только полнотой, глубиной и многогранностью их претворения в содержании и организации учебного процесса на каждом из них.
В бакалавриате целевая направленность историко-педагогической подготовки заключается в ориентации на профессиональную деятельность учителя музыки и педагога музыкальных дисциплин в системе дополнительного образования. При этом предусматривается последовательное изменение её ракурса в соответствии с прохождением студентами вузовских методолого-методических дисциплин.
Их первое знакомство с этим видом деятельности происходит при освоении «Теории музыкального образования» -
дисциплины, с которой начинается введение первокурсников в будущую профессию [23]. Основная установка, заложенная в учебном материале, - спо собствовать пониманию обучающимися цели музыкальных занятий в системе общего образования, сформулированной Д. Б. Кабалевским: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [24, с. 7].
Совершенно очевидно, что эта цель не может быть реализована вне исторического взгляда на становление и развитие музыкального искусства и культуры. Следовательно, студенты получают начальное представление об историко-педагоги-ческой деятельности как обязательном атрибуте их будущей профессии и её междисциплинарном характере, а также о необходимости в процессе обучения привлекать весь комплекс знаний и практических умений, полученных в собственной музыкальной деятельности, в том числе в довузовском музыкально-исполнительском, музыкально-историческом и музыкально-теоретическом образовании.
Следующая дисциплина, в рамках которой уделяется внимание историко-педагогической деятельности, наряду с другими видами деятельности музыканта-педагога, - «Методика музыкального образования» [25]. Характеристику методического аспекта, традиционно изложенную в учебнике в текстовом формате, дополняют видеозаписи фрагментов открытых уроков с международного конкурса «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского, которые демонстрируют методические подходы к включению исторического аспекта в содержание
общего музыкального образования. Их анализ позволяет обучающимся составить более полное представление о педагогическом руководстве данным видом деятельности и тем самым обогатить свой методический инструментарий.
В своей совокупности теоретические и методические знания, приобретаемые в двух рассмотренных дисциплинах об исторической составляющей профессиональной деятельности музыканта-педагога, формируют тот первоначальный остов, который необходим для целенаправленного изучения истории музыкального образования как самостоятельной учебной дисциплины.
С включением в содержание вузовского музыкально-педагогического образования дисциплины «История музыкального образования» профессионально ориентированная историко-педагогиче-ская подготовка обучающихся переходит на новый базовый уровень. Она начинает осуществляться в двух взаимодополняемых ракурсах: преподавательском и исследовательском с приоритетом первого из них. Это объясняется тем, что цель её изучения заключается в формировании профессиональной компетентности будущего музыканта-педагога, направленной на применение музыкально-педагогических исторических знаний и умений в сфере общего и дополнительного музыкального образования, культурно-просветительской деятельности. Вместе с тем уже в рамках данной дисциплины предусмотрено овладение обучающимися некоторыми элементами исследовательской деятельности, например такими, как выявление взаимосвязи между развитием музыкально-педагогической мысли и особенностями музыкальной культуры и искусства в различные исторические эпохи; осуществление сравнительного анализа целевой направленности и
содержания отечественного музыкального образования народной, религиозно-духовной и светской ориентации на разных этапах его становления и развития, музыкально-педагогических концепций отечественных и зарубежных музыкантов-педагогов и др.
Овладение элементами исследовательской деятельности предваряет изучение обучающимися основ методологического инструментария в дисциплине «Исследовательская деятельность в области музыкального образования»,
которой завершается в бакалавриате освоение методолого-методических дисциплин.
В магистратуре целевая направленность историко-педагогической подготовки заключается в ориентации на профессиональную деятельность педагога в системе среднего специального и высшего музыкально-педагогического образования. Обучающиеся получают более полное представление об этом виде деятельности при изучении двух учебных дисциплин. В первой из них - «Теория и методика преподавания музыкально-педагогических и музыкально-психологических дисциплин в системе среднего специального и высшего образования» - историко-педаго-гическая деятельность, как и другие виды музыкальной деятельности педагога-музыканта - теоретическая, методическая, психолого-педагогическая, - рассматривается исключительно в преподавательском ракурсе. Вторая дисциплина - «Историко-педа-гогическая исследовательская деятельность педагога-музыканта» - целиком посвящена исследовательской деятельности. Таким образом преподавательский и исследовательский ракурсы находятся на этом уровне вузовского образования в паритетном соотношении.
Принципиально новое качество в магистратуре получает трактовка принципа
личностно-ориентированной историко-педагогической подготовки, который перерастает в принцип индивидуальной сопричастности к процессу совершенствования отечественной системы музыкального и/или музыкально-педагогического образования на основе педагогической интерпретации исторического опыта предыдущих поколений. Это означает, что овладение основами профессионально ориентированной истори-ко-педагогической деятельности осуществляется на методологическом уровне и направлено не только на реализацию результатов проведённой исследовательской работы в виде гипотетического прогнозирования перспектив развития отечественной системы образования, как это было в бакалавриате, но и на их теоретическое обоснование и проверку в своей опытно-поисковой работе по внедрению предлагаемых новаций в педагогическую практику.
По окончании изучения каждого из двух обозначенных направлений все магистранты демонстрируют результаты проведённой работы в виде двух авторских электронных образовательных ресурсов - педагогической и исследовательской направленности. В процессе их презентации они получают необходимый опыт, который предуготавливает их к предстоящей защите данного аспекта своей выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации.
В аспирантуре целевая направленность историко-педагогической подготовки будущих музыкантов-педагогов -исследователей заключается в овладении обучающимися методологией профессионально ориентированной историко-педагогической деятельности. На этом -высшем - уровне образования данный вид деятельности составляет содержание модуля «История науки», входящего
в учебную дисциплину «История и философия науки». Качественно новым для обучающихся становится рассмотрение в историческом модуле процесса становления и развития истории музыкального образования как науки, которая имеет свой предмет, проблемное поле, методологический инструментарий. Специальное внимание уделяется характеристике сложившихся в педагогике музыкального образования отечественных научных школ.
Вариативность содержания и организации учебного процесса заключается в том, что при написании заключительного научного реферата каждому аспиранту предоставляется возможность выбрать из двух векторов профессионально ориентированной историко-педагогической деятельности - преподавательского и исследовательского - тот, который в наибольшей мере отвечает проблеме его исследования и предполагаемому авторскому подходу к её решению.
В качестве дисциплины по выбору обучающимся предлагается предмет «История высшего профессионального музыкального образования», поскольку по окончанию аспирантуры получаемый ими статус музыканта-педагога - исследователя даёт право преподавания музыкальных дисциплин и в высших учебных заведениях.
Заключение
Рассмотренная в статье система профессионально ориентированной ис-торико-педагогической подготовки музыкантов-педагогов, функционирующая в Московском педагогическом государственном университете, доказала свою эффективность и целесообразность внедрения в более широкую педагогическую практику. Благодаря целому ряду курсовых, выпускных квалификационных
работ в бакалавриате, магистерских и кандидатских диссертационных исследований, в которых рассматривались историко-педагогические проблемы музыкального образования, в содержание историко-педагогического компонента в рассмотренном комплексе учебных дисциплин за прошедшие годы были внесены существенные коррективы и обогащён исследовательский инструментарий.
Наряду с положительными результатами, нельзя не отметить и отдельные трудности, которые приходится преодолевать в процессе осуществления истори-ко-педагогической подготовки будущих музыкантов-педагогов. Это, главным образом, неподготовленность студентов, которые переводятся из других учебных
заведений, к изучению историко-педагоги-ческих дисциплин на обозначенных в статье концептуальных основах. Не имея опыта таким образом организованной деятельности, им приходится самостоятельно восполнять пробелы в своих знаниях и практических умениях в данной области. Поэтому одним из перспективных направлений дальнейшей работы по совершенствованию рассматриваемой системы является создание учебно-методического оснащения историко-педагогической деятельности, предусмотренной в профессионально ориентированных вузовских методолого-методических дисциплинах, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Этот процесс находится ещё только в самом начале.
24
БИБЛИОГРАФИЯ
1. История педагогики как учебный предмет (Международный опыт) / под ред. К. И. Салимо-вой. М.: Рос. пед. агентство, 1996. 230 с.
2. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. Москва-Ленинград: изд-во и тип. Акад. пед. наук РСФСР, 1948 (Москва). 148 с.
3. Апраксина О. А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: дис. ... доктора пед. наук. 13.00.00. М., 1971. 432 с.
4. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. 221 с.
5. Апраксина О. А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для пед. институтов по специальности: № 2119 («Музыка») / сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. 270 с.
6. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. 206 с.
7. Бодина Е. А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учебное пособие к спецкурсу для студентов III-V курсов музыкально-педагогического факультета и II-III курсов факультета подготовки учителей начальных классов. М.: МГЗПИ, 1989. 81 с.
8. Программа курса «История и теория музыкальной педагогики» / Автор-составитель Н. А. Терентьева. С.-Петербург: Образование, 1992. 63 с.
9. Терентьева Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. Санкт-Петербург: Образование, 1994. 148 с.
10. Абдуллин Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: дис. ... доктора педагогических наук. Специальности: 13.00.02 - Методика преподавания музыки; 13.00.01 - Теория и история педагогики. М., 1991. 433 с.
11. Николаева Е. В. История отечественного музыкального образования (с древнейших времён до начала ХХ столетия) // Программы. Для специальности 030700 - Музыкальное образование и программа подготовки выпускников высших учебных заведений для получения дополнительной квалификации «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы» в области музыкального образования / отв. ред. Э. Б. Абдуллин. М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997. С. 54-104.
12. История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы V международной научно-практической конференции 1-2 декабря 1999 года. / отв. ред. Э. Б. Абдуллин, В. Г. Агафонников, Е. В. Николаева. М.: Прометей, 1999. 397 с.
13. Николаева Е. В. История музыкального образования // Музыкальное образование: Методо-лого-методическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин по специальности 030700 - Музыкальное образование для педагогических университетов и институтов / отв. ред. Э. Б. Абдуллин. М.: Флинта, 2000. С. 81-145.
14. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 - Музыкальное образование (квалификация - учитель музыки). М., 2000. URL: https://eduscan.net/standart/050601 (дата обращения 11.06.2021).
15. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: дис. ... доктора педагогических наук. Специальности: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка); 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. М., 2000. 393 с.
16. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Монография. 2-е изд. испр. и доп. М.: Ритм, 2009. 408 с.
17. Николаева Е. В. Сущность целостного концептуального подхода к исследованию истории музыкального образования // Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдуллина: Коллективная монография / под научн. ред. Э. Б. Абдуллина. Изд. 3-е. испр. и доп. М.: Граф-Пресс, 2010. C. 223-231.
18. Николаева Е. В. Примерная программа дисциплины «История музыкального образования. Рекомендована Министерством образования и науки РФ для специальности 030700 - Музыкальное образование. М.: Прометей» МПГУ, 2004. 51 с.
19. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством. В двух выпусках. Вып. 2. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. 175 с.
20. Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Кн. Вторая / сост., автор предисловия к главам Е. С. Лихтенштейн. 2-е изд., испр. и доп. М.: Знание, 1986. 288 с.
21. Николаева Е. В. Педагогические условия освоения современной музыки в детских и молодёжных хоровых коллективах: дис. ... канд. пед. наук. Специальность: 13.00.01 - Теория и история педагогики. М., 1986. 231 с.
22. Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9: Христофор Ключ знаменной, 1604 / публ., пер.: М. Бражников, Г. Никишов. М.: Музыка, 1983. 293 с.
23. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 2020. 502 с.
24. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского / Программу для I класса разработали: И. В. Кадобнова, В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Программу для II-VIII классов разработали: Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер,
25
Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов, А. Е. Трушин
под научным руководством Д. Б. Кабалевского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2006. 225 с. 25. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: Учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений. М.: МПГУ 2006; М.: Институт новых технологий, 2006. 334 с.
Поступила 20.06.2021; принята к публикации 30.08.2021.
Об авторе:
Николаева Елена Владимировна, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (ул. Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация, 119435), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
26
1. Istoriya pedagogiki kak uchebnyj predmet (Mezhdunarodnyj opyt) [The History of Pedagogy as an Educational Subject (International Experience)]. Edited by K. I. Salimova. Moscow: Russian Pedagogical Agency Publ., 1996. 230 p. (in Russian).
2. Apraksina O. A. Muzykal'noe vospitanie v russkoj obshheobrazovatel'noj shkole [Musical Education in the Russian Comprehensive School]. Moscow-Leningrad: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1948 (Moscow). 148 p. (in Russian).
3. Apraksina O. A. Stanovlenie i razvitie muzykal'nogo vospitaniya v sovetskoj obshheobrazovatel'noj shkole [Formation and Development of Musical Education in the Soviet Comprehensive School]: Thesis for a Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 1971. 432 p. (in Russian).
4. Apraksina O. A. Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole [Methods of Musical Education at School]: A Textbook for Students of Pedagogical Sciences. Institutes in the Specialty 2119 "Music and singing". Moscow: Prosveshhenie Publ., 1983. 221 p. (in Russian).
5. Apraksina O. A. Khrestomatiya po metodike muzykal'nogo vospitaniya v shkole [Textbook on the Methods of Musical Education at school]: Textbook. Manual for Pedagogical Institutes in the Speciality 2119 ("Music"). Moscow: Prosveshhenie Publ., 1987. 270 p. (in Russian).
6. Iz istorii muzykal'nogo vospitaniya [From the History of Music Education]: a Reader. Ed. by O. A. ApraksiM. Moscow: Prosveshhenie Publ., 1990. 206 p. (in Russian).
7. Bodina E. A. Istoriya muzykal'no-esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov [History of Musical and Aesthetic Education]: a Training Manual for the Course for the Students of III - V Rates of Musical and Pedagogical Faculty and II - III Courses of the Faculty for the Training of Primary School Teachers. Moscow: State Correspondence Pedagogical Institute, 1989. 81 р. (in Russian).
8. Program of the Course "History and Theory of Music Pedagogy". Author-compiler N. A. Terentieva. Saint-Peterburg: Obrazovanie Publ., 1992. 63 p. (in Russian).
9. Terentieva N. A. Istoriya i teoriya muzykal'noj pedagogiki i obrazovaniya [History and Theory of Music Pedagogy and Education]. Textbook: In 2 vols. Vol. 1. Saint-Petersburg: Obrazovanie Publ., 1994. 148 p. (in Russian).
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 3 2021, vol. 9, no. 3
10. Abdullin E. B. Soderzhanie i organizatsiya metodologicheskoj podgotovki uchitelya muzyki v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Content and Organization of Methodological Training of Music Teachers in the System of Higher Pedagogical Education]: Thesis for a Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 1991. 433 p. (in Russian).
11. Nikolaeva E. V. Istoriya otechestvennogo muzykal'nogo obrazovaniya (s drevnejshikh vremyon do nachala XX stoletiya) [The History of Russian Musical Education (from Ancient Times to the Beginning of the Twentieth Century)]: Programs. For the Specialty 030700 - Music Education and Training Programs for Graduates of Higher Educational Institutions for Obtaining Additional Qualifications "Teacher", "Teacher of Higher School" in the Field ofMusic Education. Ed. by E. B. Abdullin. Moscow: Ministry of General and Vocational Education of the Russian Federation, 1997, pp. 54-104 (in Russian).
12. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya kak nauka i kak uchebnyj predmet [The History of Music Education as a Science and as an Academic Subject]: Materials of the VInternational Scientific and Practical Conference on December 1-2, 1999. Ed. by E. B. Abdullin, V. G. Agafonnikov, E. V. Nikolaeva. Moscow: Prometej, 1999. 397 p. (in Russian).
13. Nikolaeva E. V. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya [History of Music Education]. Muzykal'noe obrazovanie: Metodologo-metodicheskaya podgotovka uchitelya muzyki [Music Education: Methodological and Methodical Training of a Music Teacher]: Programs of Disciplines in the Specialty 030700 - Music Education for Pedagogical Universities and Institutes. Ed. by E. B. Abdullin. Moscow: Flinta Publ., 2000, pp. 81-145 (in Russian).
14. State Educational Standard of Higher Professional Education. Requirements for the Mandatory Minimum Content of the Main Educational Program for Training a Music Teacher in the Specialty 030700 - Music Education (qualification-music teacher). Moscow, 2000. Available at: https:// eduscan.net/standart/050601 (accessed: 11.06.2021) (in Russian).
15. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: istoriko-teoreticheskij i pedagogicheskij aspekty [Music Education in Russia: Historical, Theoretical and Pedagogical Aspects]. Thesis for a Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 2000. 393 p. (in Russian).
16. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: istoriko-teoreticheskij i pedagogicheskij aspekty [Music Education in Russia: Historical, Theoretical and Pedagogical Aspects]. Monograph. 2nd ed., revised and enlarged: Moscow: Ritm Publ., 2009. 408 p. (in Russian).
17. Nikolaeva E. V. Sushhnost' tselostnogo konceptual'nogo podkhoda k issledovaniyu istorii muzykal'nogo obrazovaniya [The Essence of a Holistic Conceptual Approach to the Study of the History of Music Education]. Metodologiya pedagogiki muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnaya shkola E. B. Abdullina [Methodology of Pedagogy of Music Education. Scientific School of E. B. Abdullin]. Collective Monograph. Under the scientific editorship of E. B. Abdullin. 3rd ed., revised and enlarged. Moscow: Graf-Press, 2010, pp. 223-231 (in Russian).
18. Nikolaeva E. V. Primernaya programma distsipliny "Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya" [The Approximate Program of the Discipline "History of Music Education]. Recommended by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for the specialty 030700 (Music education). Moscow Prometej Publ., MPGU, 2004. 51 p. (in Russian).
19. Cherednichenko T. V. Muzyka v istorii kul'tury [Music in the History of Culture]. A Course of Lectures for Non-Musical Students, as Well as for Anyone Interested in the Art of Music. In two issues. Issue 2. Dolgoprudny, Allegro-Press, 1994. 175 p. (in Russian).
20. Slovo o nauke: Aforizmy. Izrecheniya. Literaturnye tsitaty [Word about Science: Aphorisms. Sayings. Literary Quotes]. Book Two. Comp., author of the Preface to the chapters
27
E. S. Lichtenstein. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: Znanie Publ., 1986. 288 p. (in Russian).
21. Nikolaeva E. V. Pedagogicheskie usloviya osvoeniya sovremennoj muzyki v detskikh i molodezhnykh khorovykh kollektivakh [Pedagogical Conditions for the Development of Modern Music in Children's and Youth Choral Groups]. PhD Thesis (Pedagogy). 1986. 231 p. (in Russian).
22. Pamyatniki russkogo muzykal'nogo iskusstva. Vyp. 9: Hristofor Klyuch znamennoj [Monuments of Russian Musical Art. Issue 9: Christopher. Klyuch Znamennoy], 1604. publ., trans.: M. Brazhnikov, G. Nikishov. Moscow: Muzyka Publ., 1983. 293 p. (in Russian).
23. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya [Theory of Music Education]: Textbook for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions. 3rd ed., revised and enlarged. Moscow: Prometej Publ., 2020. 502 p.
24. Programs of General Education Institutions. Music. 1-8 classes. The Program for the First Class Was Developed by I. V. Kadobnova, V. O. Usacheva, L. V. Shkolyar. The Program for Classes II-VIII Was Developed by E. B. Abdullin, T. A. Beider, T. E. Vendrova, I. V. Kadobnova, E. D. Kritskaya, G. P. Sergeeva, G. S. Tarasov, A. E. Trushin under the scientific supervision by D. B. Kabalevsky. 3rd ed., Moscow: Prosveshhenie Publ., 2006. 225 p. (in Russian).
25. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Metodika muzykal'nogo obrazovaniya: [Methods of Music Education]: Textbook for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions. Moscow: MPGU, 2006; Moscow: Institute of New Technologies, 2006. 334 p. (in Russian).
Submitted 20.06.2020; revised 30.08.2020.
About the author:
Elena V. Nikolaeva, Professor at the Department of Methodology and Technology of Music Education of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, [email protected]
28
The author has read and approved the final manuscript.