94
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
УДК 37.01+796.8
З.Р. Тшшева, К.А. Носков
Z. Tanaeva, V. Noskov
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В статье рассматривается специфика занятий по физической культуре у студентов, обучающихся по специальности Правоохранительная деятельность, в плане профессиональной направленности учебного процесса и раскрывается примерная структура и содержание рабочей программы по учебной дисциплине «Физическая культура».
Ключевые сюва: физическая культура, профессиональная ориентированность, правоохранительная деятельность.
PROFESSIONALLY ORIENTED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS MAJORING IN LAW ENFORCEMENT
The article discusses the specific character of the physical training lessons with the students majoring in Law Enforcement in terms of professional orientation of the educational process and reveals an exemplary structure and contents of the working program for Physical Training.
Keywords: physical training, professional orientation, law enforcement activity.
В условиях продолжающихся реформ правоохранительной системы в современных условиях необходимо учитывать тот факт, что эффективная деятельность сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность, во многом зависит от их умения быстро реагировать, смело и решительно действовать в условиях высокоинтенсивных нагрузок, протекающих при повышенном психоэмоциональном напряжении. Такие нагрузки часто приводят к повышению утомляемости и, как следствие, к снижению работоспособности, ухудшению состояния здоровья.
Мы у беждены в том, что в повышении профессиональной подготовленности специалистов существенную роль могут и должны сыграть занятия по физической ку льтуре в общей структуре подготовки специалистов в условиях вуза, позволяющие активно воздействовать на такие факторы, как состояние здоровья, высоку ю психологическую, физическую и функциональную готовность к деятельности. Кроме того, система профессионального образования в современных условиях в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения переориентирована на компстснтностно-ориснтированный подход. Так, федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 031001 Правоохранительная деятельность в числе основных компетенций бу ду щего юриста выделяет способность выпу скника организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического
воспитания для повышения адаптационных резервов организма и у крепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13) [3]. Таким образом, необходимость переориентации целей, смысла и содержания физического воспитания в юридическом ву зе в плане прикладной направленности продиктована формированием готовности сту дентов к эффективной самореализации в профессиональной деятельности.
На актуальность и значимость данной проблемы у казывает принятая федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой акцентиру ется внимание на выполнении прикладных нау чных исследований и экспериментальных разработок научно-методического обеспечения, повышающего эффективность решения задач Программы в части у чета специфики привлечения к занятиям физической ку льтурой и спортом граждан [2].
Анализ научной литературы показал, что вопросам физической подготовки, связанным с освоением будущей профессии, уделяли внимание многие отечественные исследователи (А.М. Гендин, ТА. Зснкова, НЛ. Иванова, С.С. Коровин, В.В. Титов и другие ученые). С точки зрения Т А. Зснковой, «методика профессионально ориентированного физического воспитания студентов, будущих специалистов, бу дет эффективной и педагогически оправданной,
95
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
если на этапах профессионального обучения физическое воспитание будет представлять собой целостную систем}', включающую академические занятия (теоретические, методические, практические), обеспечивающие широкое использование средств профессионально-прикладной физической культуры, учитывающих специфик} производственной деятельности» [I, с. 4]. В.В. Титов считает, что «продуктивность профессионально-прикладной физической подготовки специалистов зависит от уровня сформированное™ у них личностной физической культуры, способствующей становлению устойчивой и долгосрочной установки на здоровый образ жизни и созданию условий для развития важных для них физических и психофизиологических качеств и умений» [4, с. 8]. Таким образом, эффективность профессионально-ориентированной физической подготовки в вузе значительно повысится, если методика профилированной подготовки будущих специалистов будет базироваться как на развитии профессионально значимых свойств и качеств, так и на формировании личностной физической культуры, обусловливающей стойкий интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, создавая тем самым предпосылки для профессионального становления и развития личности.
Физическая культура на факультете Подготовки сотрудников правоохранительных органов по специальности «Правоохранительная деятельность» представлена как самостоятельная учебная дисциплина и важнейший компонент профессионального мастерства сотрудника, осуществляющего правоприменительную и правоохранительную деятельность. Являясь составной частью боевой подготовки сту дентов факультета, она призвана содействовать подготовке высококвалифицированных специалистов для работы в правоохранительных органах в части обеспечения готовности к успешному выполнению служебных обязанностей по охране правопорядка и борьбе с преступностью.
Содержание дисциплины включает в себя легкоатлетическую подготовку, силовые упражнения. обеспечение личной безопасности и приемы самообороны, тактические и правовые основы применения боевых приемов борьбы, взаимодействие с напарником при обезвреживании правонарушителя и его сопровождении. Свои образовательные, воспитательные и развивающие функции физическая подготовка наиболее полно осуществляет в рамках специализированной системы обучения, предусматривающей профилирование занятий применительно к оперативно-служебной
и служебно-боевой деятельности сотрудников правоохранительных органов. Такое профилирование предусматривает не только формирование прикладных двигательных умений и навыков, но и обучение эффективному и правомерном} решению задач правоохранительной деятельности (длинный поиск или быстрое преследование правонарушителя на местности: задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление, силовое единоборство с вооруженным или невооруженным правонарушителем и т. д ). Таким образом, основной целью дисциплины выступает формирование профессионально важных физических качеств - готовности выпускника факультета к задержанию невооруженного или вооруженного правонарушителя с помощью специальных средств или боевых приемов борьбы, в том числе на фоне повышенной физической и психической нагрузки; формирование необходимых интеллектуальных, психологических и профессионально-нравственных качеств личности (уверенность в правоте своих действий, гуманность, самодисциплина, память, внимание, самообладание, добросовестность, настойчивость и т. п ). Успешное решение поставленных задач осуществляется за счет обеспечения в учебном процессе контекста целей и содержания будущей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов: выполнение различных заданий в условиях, приближенных к реальным; решение различных вводных по тактике правомерного применения физической силы, специальных средств и боевых приемов борьбы и тактике личной безопасности .
В результате освоения дисциплины студент должен знать о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; способы самоконтроля за состоянием здоровья: тактик} силового задержания и обезвреживания противника, самозащиты без оружия. Кроме этого он должен уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; самостоятельно поддерживать общую и специальную физическую подготовку; применять правомерные действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей и владеть навыками профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности.
Следует отмстить, что эффективность занятий во многом зависит от дидактически целесообразного
96
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
подбора средств, методов и форм обучения, надлежащей подготовки учебно-материальной базы и обеспечения должного контроля за выполнением учебной программы. Необходимым условием эффективной организации физической подготовки студентов также является их обучение навыкам самостоятельной работы. Задача педагога в данном случае заключается в том, чтобы сформулировать задание таким образом, чтобы оно вызвало бы у студентов интерес и стремление выполнить ее как можно лучше. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов придаст физической подготовке
осмысленный, целенаправленный характер и способствует более успешному выполнению поставленных задач.
Таким образом, дисциплина «Физическая культура», пред} смотренная учебным планом по специальности Правоохранительная деятельность, способствует формированию устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни, умений использования средств и методов физической культуры, достижению высокого уровня профессионально значимых качеств сотрудника правоохранительного органа уже в период обучения в высшем учебном заведении.
----X----
Примечания
1. Зснкова Т. А. Методика профессионально ориентированного физического воспитания студентов по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте» : авторсф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград. 2013.
2. О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 5. - Ст. 810.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»): приказ Минобрнауки РФ от 14 января 2011 г. № 20 (рсд. от 31 мая 2011 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - № 23.
4. Титов В. В. Формирование физической культуры у курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза в процессе профессионально-прикладной физической подготовки : авторсф. дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2013. - 24 с.
ТАНАЕВА Замфира Рафисовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (НИУ).
E-mail: zamfira-tfty andex.ru
НОСКОВ Виктор Алексеевич, преподаватель кафедры социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (НИУ).
E-mail: noskovva'r/jsusu.ru
TANAEVA Zamfira, Doctor of Pedagogics. Head of the Chair of Social Subjects and Administration, Faculty of Law Enforcement Officers" Training, South Ural State University (NRU).
E-mail: zamfira-Lc/yandcx ru
NOSKOV Viktor, lecturer, Chair of Social Subjects and Administration, Faculty of Law Enforcement Officers" Training. South Ural State University (NRU).
E-mail: noskovva#,susu.ru