Научная статья на тему 'Профессионально-общественная аккредитация как механизм повышения эффективности и качества услуг в сфере профессионального образования'

Профессионально-общественная аккредитация как механизм повышения эффективности и качества услуг в сфере профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / РАБОТОДАТЕЛИ / PROFESSIONAL ACCREDITATION OF SOCIAL / EDUCATIONAL PROGRAM / EDUCATIONAL SERVICES / VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL SOCIETIES / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков П. Н.

Профессионально-общественная аккредитация является составной частью формируемой системы независимой оценки качества профессионального образования, важным организационно-экономическим элементом взаимодействия сферы труда и сферы профессионального образования. В проекте нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право работодателей, профессиональных сообществ и уполномоченных ими организаций осуществлять профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION AS A MECHANISM FOR IMPROVING THE EFFICIENCY AND QUALITY IN VOCATIONAL EDUCATION

Vocational and social accreditation as an important element of the system for independent assessment of the quality of vocational education and an integral part of interaction between the world of work and the world of vocational education. The Draft Law “On Education in the Russian Federation ” provides for the right of employers, professional societies and organizations authorized by them to carry out the accreditation of education programs.

Текст научной работы на тему «Профессионально-общественная аккредитация как механизм повышения эффективности и качества услуг в сфере профессионального образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новиков П.Н., д.п.н., профессор, начальник Научно-исследовательского отдела Всероссийской государственной налоговой академии

Министерства финансов Российской Федерации

Профессионально-общественная аккредитация является составной частью формируемой системы независимой оценки качества профессионального образования, важным организационно-экономическим элементом взаимодействия сферы труда и сферы профессионального образования. В проекте нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право работодателей, профессиональных сообществ и уполномоченных ими организаций осуществлять профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ.

Ключевые слова: профессионально-общественная аккредитация, образовательная программа, образовательная услуга, профессиональное образование, профессиональные сообщества, работодатели.

VOCATIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION AS A MECHANISM FOR IMPROVING THE EFFICIENCY AND QUALITY IN VOCATIONAL EDUCATION

Novikov P., doctor of Education, Professor, Head of the Research Department of the Tax Academy of the Finance Ministry Russian Federation

Vocational and social accreditation as an important element of the system for independent assessment of the quality of vocational education and an integral part of interaction between the world of work and the world of vocational education. The Draft Law "On Education in the Russian Federation ” provides for the right of employers, professional societies and organizations authorized by them to carry out the accreditation of education programs.

Keywords: professional accreditation of social, educational program, educational services, vocational education, professional societies, employers

Под образовательной услугой в сфере высшего профессионального образования в широком смысле понимается деятельность вуза по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы. Целью этой деятельности является формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, личностных качеств для осуществления предполагаемого вида трудовой деятельности с учетом требований соответствующего профессионального стандарта. Таким образом, результатом образовательной услуги является формирование или развитие интеллектуального и профессионального потенциала ее потребителя - выпускника вуза [1].

Одним из механизмов повышения эффективности и качества этих услуг является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (далее ПОА ОП), входящая в структуру системы независимой оценки качества профессионального образования, которая, в свою очередь, является компонентом формирующейся в нашей стране системы взаимодействия сферы труда и сферы профессионального образования [2].

В настоящее время в мире наблюдается тенденция повышения роли общественно-профессиональной оценки качества подготовки специалистов и приоритетного развития аккредитации образовательных программ, реализуемых высшими учебными заведениями, со стороны профессиональных сообществ [3].

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является особым механизмом обеспечения качества подготовки выпускников, не заменяя и не подменяя государственную аккредитацию. Задачей государственной аккредитации является, прежде всего, контроль качества со стороны органов управления образованием за образовательной деятельностью вузов и соответствием качества подготовки выпускников минимальным требованиям ФГОС ВПО. ПОА ОП акцентирует основное внимание на выявление соответствия содержания этих программ и результатов их реализации текущим и перспективным запросам работодателей, профессиональных сообществ, рынка труда.

Под профессионально-общественной аккредитацией понимается как процесс оценки качества образовательных программ по определенным критериям и процедурам, так и присвоение образовательной программе статуса, фиксирующего признание работодателями и профессиональным сообществом приемлемого для них уровня качества высшего профессионального образования.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ представляет собой (как это определено в проекте нового Закона «Об образовании в Российской Федерации») «признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей обра-

зовательную деятельность, отвечающей требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим, служащим соответствующего профиля».

Основными задачами профессионально-общественной аккредитации являются:

- выявление расхождений между требованиями к знаниям, умениям, в целом - профессиональным компетенциям, работников конкретной отрасли и возможностями соответствующей образовательной программы, ее требованиями к заявленным образовательным результатам - результатам реализации образовательных услуг;

- достижение более высокого уровня образовательных программ высшего образования, создание в вузах механизмов их непрерывного совершенствования путем постоянного формулирования и уточнения критериев эффективности и качества профессионального образования и рекомендаций по оценке результатов обучения;

- постоянное совершенствование содержания и результатов профессионального образования через внешние периодические проверки качества программ;

- обеспечение гарантии специалистам и работодателям соответствующей отрасли, что аккредитованные образовательные программы располагают достаточными ресурсами, чтобы достигать поставленных целей, выполнять свои задачи и добиваться запланированных результатов;

- оказание помощи педагогическим работникам при разработке, становлении и развитии программ при появлении новых требований рынка труда;

- поощрение инноваций и поиск новых технологий, форм, методов и средств обучения;

- обеспечение участия профессионального сообщества, работодателей в развитии и реализации программ;

- выявление передового опыта в подготовке специалистов, бакалавров, магистров и его распространение.

Профессионально-общественная аккредитация может проводиться путем оценки, которая в целом представляет собой аналитический инструмент или процедуру, предназначенную для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации программ. Одной из основных форм оценки образовательных программ является программная (специализированная) экспертиза.

Экспертиза образовательной программы - аналитический инструмент проведения профессионально-общественной аккредитации, позволяющий признавать профессиональным сообществом соответствие уровня и гарантий качества высшего профессиональ-

ного образования, оказанных образовательных услуг требованиям работодателей.

При проведении профессионально-общественной аккредитации должна быть охвачена вся образовательная программа как единое целое, так как именно реализация этой целостности обеспечивает заданные образовательные результаты, формирует и развивает квалификации и профессиональные компетенции выпускников программы, необходимые для эффективной трудовой деятельности в соответствующей отрасли экономики.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ предполагает участие в ней представителей групп, имеющих различное отношение и интересы к образовательной деятельности и ее результатам. К основным субъектам ПОА ОП относятся: государственные структуры, курирующие вопросы труда и занятости, в частности, территориальные органы по труду и занятости; представители работодателей, профессиональных объединений; представители образовательного сообщества; потребители; представители разработчика.

В рамках системы независимой оценки качества профессионального образования ведущими субъектами ПОА ОП являются представители профессионального сообщества и крупных работодателей. Учитывая возможности и ограничения взаимодействия работодателей и образовательных учреждений в нашей стране в настоящее время, а также имеющийся опыт, целесообразно привлечение для проведения процедур аккредитации специализированных (аккредитационных) уполномоченных организаций (агентств, центров оценки качества и т.д.). Для учета мнения разработчика образовательной программы (представителя высшего учебного заведения) должны быть предусмотрены процедуры ее самообследо-вания и самооценки.

Перечислив основные субъекты ПОА ОП, подчеркнем, что ее объектом являются сами образовательные программы высшего профессионального образования, разработанные с учетом профессиональных стандартов.

Можно выделить следующие критерии и соответствующие им показатели, используемые при профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования:

1. Востребованность программы

• Востребованность данной программы на рынке образовательных услуг по сравнению с аналогичными программами,

• Потенциальная востребованность выпускников, прошедших подготовку по данной программе, на рынке труда, перспективность квалификаций на рынке труда,

• Возможность трудоустройства выпускников (по профилю программы) в течение одного года после окончания обучения,

• Соответствие образовательных результатов ожиданиям работодателей.

2. Способность образовательной программы обеспечить высокую профессиональную готовность выпускника

• Сбалансированность теории и практики,

• Возможность прохождения обучающимися практики (стажировки) на базе профильных организаций, предприятий,

• Обеспеченность образовательной программы, кадровыми, материально-техническими и информационными ресурсами, направленными на формирование профессиональных компетенций,

• Способность программы обеспечить успешное прохождение выпускниками сертификации полученных квалификаций в независимых Центрах (агентствах) оценки и сертификации квалификаций, уполномоченных профильными работодателями, их союзами, объединениями (перспективное требование).

3. Гибкость программы, ее способность к изменениям и согласованиям

• Точность определения потребителя (целевые группы) программы,

• Наличие и эффективность инструментов самооценки,

• Наличие, уровень и полнота методических рекомендаций для обучающихся,

• Возможность программы к оперативной модификации в ситуации изменения внутренних (МТБ, кадры и т.д.) и внешних (развитие тенденций в соответствующей отрасли) условий ее реализации,

• Соответствие изучаемых профессиональных объектов современным требованиям к содержанию и средствам трудовой деятельности в соответствующей отрасли.

4. Обоснованность расчетов стоимости реализации образовательной программы

• Наличие обоснованных расчетов себестоимости программы,

• Соответствие стоимости образовательной программы существующим нормам,

• Соотносимость стоимости программы аналогичным программам.

• Инвестиционная привлекательность программ для соответствующей отрасли. (Этот критерий и показатели содержат возможные перспективные требования к оценке программ при проведении профессионально-общественной аккредитации).

Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и права, предоставляемые вузу, реализующему аккредитованную образовательную программу, и (или) выпускникам, освоившим такую аккредитованную программу, определяются проводящим ее объединением работодателей (работодателем), профессиональным сообществом.

В целом, успешная профессионально-общественная аккредитация образовательной программы свидетельствует, с одной стороны, о соответствии данной программы критериям аккредитации, а с другой - о том, что в вузе успешно работает система непрерывного совершенствования программы в соответствии с требованиями профессионального сообщества, повышая эффективность и качество оказываемых образовательных услуг.

Литература:

1. Зуев В.М., Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е. Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования/ Под науч. ред. д-ра экон. наук П.Ф. Анисимова.

- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.

2. Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Президентом Российского союза промышленников и предпринимателей 27 июля 2009 г. и Министром образования и науки Российской Федерации 31 июля 2009 г.).

3. Чучалин А.И., Боев О.В. и др. Аккредитация образовательных программ как средство интеграции в международное образовательное сообщество// Международное образование: итоги и перспективы: материалы международной науч.-прак. конф. В 3-х т. -Т.2. - М.: Ред.-изд. Совет МОЦ МГ, 2004.

4. Современное российское профессиональное образование: словарь-справочник/ авт.-сост.: В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков - М.: Федеральный институт развития образования. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.