Научная статья на тему 'Профессионально направленный процесс физического воспитания учащихся на основе эвенкийских народных традиций'

Профессионально направленный процесс физического воспитания учащихся на основе эвенкийских народных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3729
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNOPEDAGOGICS / ТРАДИЦИОННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / TRADITIONAL PHYSICAL TRAINING / НАРОДНЫЕ ИГРЫ И САМОБЫТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ORIGINAL PHYSICAL EXERCISES / NATIONAL GAMES AND COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Северьянова Марианна Ильинична, Портнягин Иосиф Иосифович

Рассматриваются результаты педагогического эксперимента по включению традиционных средств физической подготовки в процесс физического воспитания учащихся. Обоснована эффективность внедрения в вариативную часть программы по физическому воспитанию эвенкийских народных игр и упражнений, направленных на повышение уровня физической подготовки учащихся.The article results of pedagogical experiment on inclusion of traditional means of physical training in the process of physical training of schoolchildren are presented. Efficiency of introduction in a program part by variants on physical training of Evenki national games and the exercises directed on increase of level of physical readiness of schoolchildren is experimentally proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально направленный процесс физического воспитания учащихся на основе эвенкийских народных традиций»

УДК 397

М.И. Северьянова, И.И. Портнягин,

Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Профессионально направленный процесс физического воспитания учащихся на основе эвенкийских народных традиций

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, предъявляют новые требования к педагогической теории и практике, подготовке подрастающего поколения к сознательному участию в производственной деятельности в условиях формирования новых общественных отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема профессиональной подготовки школьников к традиционным промыслам.

Демографическая ситуация в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, ухудшение условий их жизни и рост безработицы резко обострили проблему профессиональ-

ной подготовки специалистов для традиционных промыслов, где наблюдается острая нехватка людей, способных заниматься охотой, рыболовством, оленеводством и быстро адаптироваться к экстремальным условиям профессионально-производственной среды. Одним из решений этой проблемы, на наш взгляд, является введение в школах, где обучаются представители коренных малочисленных народов Севера, профессионально направленного физического воспитания учащихся, основанного на народных традициях.

Анализ научно-методической литературы по этой проблеме приводит нас к мысли о необходимости коренного изменения

задач физического воспитания в общеобразовательных школах. Поиск наиболее оптимальной региональной модели физического воспитания подрастающего поколения народов Севера, опирающейся прежде всего на народные традиции воспитания, кажется нам наиболее перспективным и обнадеживающим.

Традиционное физическое воспитание подрастающего поколения у народов Севера было направлено не только на воспитание физически крепкого и закаленного человека, но и на обучение его с детства сезонным традиционным промыслам и различным хозяйственным занятиям. Физическое и трудовое воспитание у народов Севера - это единый воспитательный, образовательный и оздоровительный процесс, назначение которого - подготовка молодого поколения к будущей трудовой деятельности.

Традиционные отрасли хозяйства (оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы) в настоящее время и в обозримой перспективе будут служить экономической основой жизни народностей Севера. В этих традиционных промыслах, в частности в родовых общинах, нужны подготовленные кадры, а выпускник нашей общеобразовательной школы профессионально не подготовлен ни к новым, ни к традиционным видам трудовой деятельности.

Для решения этой проблемы необходимо: во-первых, ввести

© Северьянова М.И., Портнягин И.И., 2014

МАРИАННА ИЛЬИНИЧНА СЕВЕРЬЯНОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сфера научных интересов: этнопедагогика физического воспитания, педагогика спорта. Автор 18 публикаций

ИОСИФ ИОСИФОВИЧ ПОРТНЯГИН

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сфера научных интересов: спортивная педагогика. Автор более 100 публикаций

Рассматриваются результаты педагогического эксперимента по включению традиционных средств физической подготовки в процесс физического воспитания учащихся. Обоснована эффективность внедрения в вариативную часть программы по физическому воспитанию эвенкийских народных игр и упражнений, направленных на повышение уровня физической подготовки учащихся.

Ключевые слова: этнопедагогика, традиционное физическое воспитание, народные игры и самобытные физические упражнения.

The article results of pedagogical experiment on inclusion of traditional means of physical training in the process of physical training of schoolchildren are presented. Efficiency of introduction in a program part by variants on physical training of Evenki national games and the exercises directed on increase of level of physical readiness of schoolchildren is experimentally proved.

Key words: ethnopedagogics, traditional physical training, national games and competitions, original physical exercises.

в школьную программу по физическому воспитанию раздел профессионально-прикладной физической подготовки на основе традиционных средств и методов воспитания; во-вторых, при разработке этого раздела программы следует учитывать специфические факторы, влияющие на содержание профессионально-прикладной физической подготовки (формы, условия, режим труда и отдыха и др.); в-третьих, чрезвычайно важно учитывать климатогеогра-фические факторы региона при подборе средств физического воспитания.

Эвенки - одна из малочисленных народностей Крайнего Севера. На территории Российской Федерации проживают 29,9 тыс. эвенков. В Республике Саха (Якутия) насчитываются 14,4 тыс. эвенков. Около 20 тыс. представителей этой народности проживают в Китае и Монголии [7].

У эвенков издавна сложилась своеобразная по содержанию,

формам и методам система народной педагогики, которая помогала им не только выживать в экстремальных условиях Крайнего Севера, но и с успехом продолжать свой род и создавать уникальные материальные и духовные ценности [10].

Одним из традиционных средств физического воспитания эвенков, как и у других народов, являются игры. Они были связаны в основном с охотой, рыболовством и оленеводством, которые требовали большой физической силы, ловкости, быстроты и выносливости (В.Ф. Афанасьев, А.Г. Базанова, В.Г. Богораз, Г.М. Василевич, В.П. Красильни-ков, В.И. Прокопенко, А. Рейн-сон-Правдин, И.А. Худяков и др.) [1-3, 5, 6, 10-12].

На основе изучения, обобщения и анализа исторической, этнографической и фольклорной литературы можно сделать вывод о том, что у эвенков издревле существовали традиции трудового и

физического воспитания подрастающего поколения, которые отражают богатый педагогический опыт народа и могут быть эффективно использованы в учебно-воспитательном процессе в современной национальной школе.

Этнопедагогика физического воспитания подрастающего поколения, составляющая большой пласт народной культуры, имеет глубокие исторические корни. Потребность же в ее возрождении и внедрении в современный процесс физического воспитания народов Севера в наше время огромна [8].

Несмотря на многочисленность опубликованных работ по этнопе-дагогике, практически не освещенным остается важный компонент культуры малочисленных народов Севера - содержание физического воспитания с учетом национальных традиций и обычаев. Проведенный нами анализ научных исследований по изучению деятельности общеобразовательных школ, где обучаются представители малочисленных народов Севера, привел нас к выявлению различных противоречий в их жизнедеятельности, в частности к выводу о том, что проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения на народных традициях остаются практически не исследованными.

В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной нами на базе Кутанинской эвенкийской национальной средней школы Алданского района Республики Саха (Якутия), нами были отобраны, описаны и классифицированы педагогически содержательные эвенкийские физические упражнения, игры, развлечения и виды спорта, которые способствуют развитию у будущих охотников физической подготовленности и профессиональных умений и навыков. Большое внимание уделялось изучению народных традиций эвенков, освоению основных движений в состязаниях.

В самобытных физических упражнениях (метании аркана, камня на дальность, прыжках через нарты, беге с палкой и др.) владению профессиональными умениями и навыками охотника (установке петель, капканов, палатки, стрельбе из огнестрельного оружия, разжиганию костра, приготовлению пищи на костре, определению следов животных, разделыванию дичи, рыбы, туш мясных животных, сниманию шкур с пушных зверей и др.) и общей физической подготовке (воспитанию таких физических качеств, необходимых в настоящей охоте, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость) уделялось особое внимание. Большое значение придавалось также морально-волевой подготовке будущих охотников и оленеводов на основе народной традиционной промысловой этики, морального кодекса охотника, запретов-оберегов и 18 заповедей эвенков иты.

Эвенкийские национальные упражнения, игры и виды спорта в тесном сочетании с охотничьими традициями, обычаями, обрядами, а также с теоретической и практической подготовкой будущих охотников значительно ускоряют темпы развития профессионально-прикладных, морально-волевых и физических качеств учащихся как надежного резерва промыслового охотоводства и оленеводства в районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Разработанная нами модель профессиональной подготовки школьников состоит из трех блоков: образовательного, профессионального и оздоровительного. Они способствуют развитию профессионально необходимых качеств будущих охотников и оленеводов.

Определенные педагогические условия, критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных умений и навыков будущих охотников позволяют ре-

ально оценить готовность к профессии охотника и оленевода.

Целью исследования явилось экспериментальное обоснование эффективности использования эвенкийских народных игр и состязаний в процессе профессионально направленного физического воспитания школьников.

В исследовании применялся комплекс исследовательских методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования: устные методы (беседы, интервью, опрос), анкетирование, наблюдение, тестирование физической подготовленности, использование математической статистики.

Исследование проводилось в три этапа в виде опытных уроков физической культуры с полным составом занимающихся.

В результате анализа литературных источников, многочисленных бесед, интервью нами было собрано несколько десятков эвенкийских народных игр и упражнений, а также традиций и обычаев, которые после педагогической апробации вошли в содержание вариативного компо-

нента программы физического воспитания.

Большинство знатоков народных традиций (82%) отмечают связь традиционных средств физического воспитания с традиционными промыслами (охотой, рыбной ловлей, оленеводством). Они подчеркивают, что физическое воспитание занимало главное место в процессе традиционного воспитания подрастающего поколения (78%). Основными его средствами они называют подвижные и состязательные игры, элементы видов спорта и национальные танцы «Дэвэ», «Мончо-рай». В процессе этих бесед и интервью мы узнали, что спортивный инвентарь изготовлялся из кожи, дерева и кости.

На основе изучения исторической, этнографической и фольклорной литературы,собственных полевых исследований нами была разработана классификация традиционных средств физического воспитания эвенков, а также вариативная часть программы по физическому воспитанию, основанная на народных играх и упражнениях.

Для определения начального уровня физической подготовленности учащихся мы использовали ряд тестов, широко известных в практике. Все тестовые задания выполнялись установленное количество раз, в зависимости от характера тестового задания выводилась средняя оценка или учитывался лучший показатель по результатам тестирования физической подготовленности юношей контрольных и экспериментальных групп. В исходных данных статически достоверных различий не наблюдалось.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы подтвердили предположение о важности и необходимости совершенствования физического воспитания малочисленных народов Севера в школах и обогащения его традиционными играми, упражнениями и видами спорта при подготовке будущих охотников. Все это позволило получить эффективные предпосылки для следующего этапа исследования.

Всего в исследовании приняли участие 50 учащихся 9-11-х классов. В контрольных группах уроки физической культуры проводились в соответствии с комплексной программой физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. А в экспериментальных группах уроки велись по комплексной программе, включающей разработанный нами вариативный компонент.

В первом и во втором периодах формирующего этапа исследования были проведены контрольные срезы для определения эффективности предложенной экспериментальной программы, результаты которых показали, что 72% учащихся экспериментальных групп достигли среднего уровня подготовленности.

На контрольном этапе исследования средства и методы занятий остались прежними - традиционные физические упражнения, игры и национальные виды спорта. На уроках физической культуры увеличилось число состязательных упражнений, во внеклассной работе - соревнований.

Показатели физической подготовленности в экспериментальных группах в конце контрольного этапа исследования значительно улучшились. В развитии силы (подтягивании на перекладине) испытуемые превосходили юношей, занимающихся по общепринятой программе. При этом прирост показателей в экспериментальных группах составил 20,2%, а в контрольных - 6,9%. Улучшились также показатели общей выносливости в беге на 1000 метров: в экспериментальных группах на 5,4%, а в контрольных - 3,2%. Результаты в скоростно-силовых упражнениях (в прыжках в длину с места) в экспериментальных группах были несколько выше, чем в контрольных. Показатели времени быстроты движений (в беге на 30 метров) у испытуемых экспериментальных групп были лучше. Данные координационных способностей (челночный бег) показали, что в экспериментальных группах времени на это потрачено меньше, чем в контрольных. Величина наклона туловища вперед в положении сидя больше в экспериментальной группе, чем в контрольной.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в результате реализации разработанной программы физического воспитания значительно повысился уровень физической подготовленности учащихся в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами.

Литература

1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. С. 154-170.

2. БазановА.Г., Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего Севера Л.: Учпедгиз, 1949. 72 с.

3. Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера: сб. музея антропологии и этнографии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Т.11. С. 237-254.

4. Варламов А.Н. Традиционные игры и состязания эвенков. Якутск: Северовед, 1997. 12 с.

5. Василевич Г.М. Игры тунгусов // Этнограф-исследователь. 1927. № 1. С. 30-43.

6. Красильников В.П. Этнопедаго-гические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. 19 с.

7. Максимова О.А. Эвенкийские игры и состязания для учащихся национальной школы коренных народов Республики Саха (Якутия): учеб. пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. 76 с.

8. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. Якутск, 1999. 136 с.

9. Павлова М.И. Физическое воспитание как средство подготовки школьников к будущей трудовой деятельности (на основе эвенкийских народных традиций). М.: Academia, 2006. 144 с.

10. Прокопенко В.И., Порото-ва А.Л., Гуляев М.Д. Игры для учащихся начальной школы коренных народов Республики Саха (Якутия): учеб. пособие. Мирный: Мирнин. город. тип., 2005. C. 118.

11. Рейнсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Советская этнография. 1949. № 3.

12. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. М., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.