Научная статья на тему 'Профессионально-личностные качества специального педагога (исторический аспект)'

Профессионально-личностные качества специального педагога (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3125
778
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностные качества специального педагога (исторический аспект)»

Т.А. Гузикова

кандидат педагогических наук, доцент, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Профессионально-личностные качества специального педагога

(исторический аспект)

Представления о необходимых для специального учителя (олигофренопедагога) личностных качествах складывались постепенно и первоначально формулировались как отдельные требования. Так, Эдвар Сеген одним из первых признал, что педагог должен проявлять терпение, такт, обладать глубокими знаниями, оптимистическим настроем, энтузиазмом, верить в действенность воспитания. Б. Меннель, а вслед за ним и Ж. Демор писали, что учителю следует научиться довольствоваться даже небольшими успехами воспитанников.

Большое значение свойствам личности педагога-дефектолога придавал В.П. Кащенко. Особенности его характера, его поведения влияют и на детей, и на весь коллектив работников учебного заведения.

Л.Г. Оршанский полагал, что воспитателям и преподавателям вспомогательной школы потребуется основательное знакомство со специальными методиками воспитания и преподавания, а затем и долгая кропотливая работа с детьми.

О значении оптимистического настроя в работе с умственно отсталыми детьми, об умении наблюдать, искать и находить «обходные» пути их развития, о способности проникать в душевный мир ребёнка и, понимая его состояние, оказывать ему помощь - обо всём этом неоднократно говорили и Е.К. Грачёва, и Л.С. Выготский.

В начале ХХ в. появились экспериментальные работы, связанные с исследованием личностных качеств, необходимых человеку в профессиональной деятельности. А.С. Шафранова впервые изучала профессию сурдопедагога (1925). В ее исследовании указано на необходимость и возможность формирования значимых для сурдопедагога личностных качеств в процессе профессионального обучения.

В исследовании А.И. Живиной (1975) были рассмотрены требования к профессионально-педагогической подготовке учителя-дефектолога, которые включали знания в области педагогики, неврологии и психопатологии, специальной психологии, специальных методик обучения и воспитания аномальных детей, а также практическую подготовку, направленную на формирование профессионально-педагогических качеств учителя-дефектолога.

Одним из показателей профессиональной квалификации олигофренопедагога А.Н. Граборов, а вслед за ним и В.Ф. Мачихина считали способность к эффективной воспитательной деятельности.

Характерологические особенности олигофренопедагога, его личностные качества, такие как педагогический такт, темп речи, логичность, выразительность мимики и жестикуляции всегда становились предметом

84

наблюдения и изучения в период педагогической практики у студентов (Забрамная С.Д., Перова М.Н., 1982; Забрамная С.Д., 1984).

С.Д. Забрамная [1] особое внимание уделяет способности олигофренопедагога к длительному психолого-педагогическому изучению умственно отсталого ребёнка. Наблюдения на уроках, переменах, в иные часы позволяют получить максимальные сведения о ребёнке. Материалы наблюдений должны последовательно отражать фактические события, и только в этом случае они станут источником сведений, которые могут помочь в выявлении и анализе особенностей умственно отсталого ребёнка.

На необходимость изначального формирования у студентов-дефектологов организаторских способностей личности, собранности и навыков к самостоятельной работе указывали многие видные олигофренопедагоги и учёные: Х.С. Замский, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, К.И. Туджанова, В.А. Щербакова. В процессе учебной подготовки студенты учатся определять цели работы, планировать свою деятельность, рационально использовать время, избирать целесообразные формы работы, осуществлять самоконтроль.

К середине 70-х гг. прошедшего столетия были введены профессиональные профили учителей-дефектологов. По поводу этого Х.С. Замский подчёркивал, что формирование профессионально-педагогических качеств учителя-дефектолога возможно лишь в условиях высшего педагогического заведения.

В 1982 г. в Министерстве высшего образования СССР был разработан документ «Квалификационная характеристика учителя-дефектолога по специальности “Дефектология” (31 декабря 1982 г., № 1320). В нём указывались требования к профессиональному образованию будущих олигофренопедагогов на дефектологических факультетах 16 педагогических вузов страны. Наряду с требованиями к знаниям и умениям учителя-олигофренопедагога содержался также перечень нравственных качеств, которыми должен обладать выпускник-дефектолог.

В конце 90-х гг. прошедшего столетия, согласно исследованиям В.И. Лубовского, Л.И. Солнцевой, Л.И. Тиграновой и многих отечественных учёных, ребёнок с нарушениями в психофизическом развитии является субъектом учебно-воспитательного процесса, активно взаимодействующим с окружающим миром. Идея «достоинства и самоценности личности», закреплённая в Конвенции ООН «О правах ребёнка», поддержанная и реализуемая Н.Н. Малофеевым, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Е.Г. Речицкой и другими видными современными учёными, ориентирует специальных педагогов на личность ребёнка.

Большое значение для развития представлений о профессионализме специального педагога, в частности сурдопедагога, а также для обоснования направлений совершенствования подготовки кадров для системы специального образования имеет исследование Н.М. Назаровой (1993). В нём автор чётко указывает на профессионально значимые характеристики сурдопедагога: нравственно-этическую, волевую, эмоциональную сферы личности, формирование и становление которых основаны на оптимистической уверенности в возможности интеграции

85

неслышащих благодаря созданию компенсаторных условий коррекционного развития. Профессионально значимыми Н.М. Назарова признаёт такие качества, как сострадание, милосердие, человеколюбие, терпение, доброта, стремление помогать слабым, больным людям, обделённым судьбой или природой, отсутствие предубеждений против них, деонтологический менталитет дефектолога [2].

Последнее десятилетие XX в. характеризовалось активизацией гуманистической направленности по отношению к детям с нарушениями интеллекта. Н.А. Строгова выделяет профессионально значимые качества олигофренопедагога посредством объединения их в группы. Об эмпатии, как о необходимом качестве личности специального педагога, указывали Р.О. Агавелян, В.А. Генкина, Н.М. Назарова, Н.А. Строгова. И.В. Галанова изучала специфические особенности профессионального мышления олигофренопедагога.

Олигофренопедагог должен обладать качествами психотерапевта в целях глубокого понимания особенностей его развития, своеобразия его характера и личностных качеств, знания причин неуспеваемости и отклонений в поведении. (Б.И. Айзенберг, Н.П. Вайзман, Д.С. Гуровец, Л.В. Кузнецова и др.).

Качества учителя, по мнению К. Гиллербрандта, О. Шпека, проявляются в зависимости от его личных представлений и от ситуативных условий. Такие свойства личности, как эмоциональная стабильность, позитивный настрой, заинтересованность, увлечённость, целеустремлённость, гибкость и интеллигентность, положительно влияют на решение сложной педагогической ситуации.

Современными исследованиями доказано, что профессиональная компетентность олигофренопедагога представляет собой единство ценностно-смысловой сферы человека, его профессионально-личностных качеств (ПЛК) и профессиональных компетенций, определяющее готовность к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции людей с нарушениями интеллектуального развития, а также к сопровождению семей, их воспитывающих (И.М. Яковлева).

Профессионально-личностные качества олигофренопедагога мы объединили в четыре блока: эмоциональный, нравственный, интеллектуальный, волевой. К профессионально-личностным качествам относятся, например, такие как сострадание, милосердие к людям с умственной отсталостью; способность понимать состояние умственно отсталого ребёнка; соблюдение этических норм по отношению к умственно отсталому человеку; профессиональное мышление; способность определять и формулировать приоритетные задачи обучения, воспитания и развития и другие качества.

Список литературы

1. Забрамная С.Д., Романова Л.И. Об организации изучения учащихся вспомогательной школы // Дефектология. - 1978. - № 5. - С. 34-37.

2. Назарова Н.М., Пенин Г.Н. Специальная педагогика // Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М Назаровой. - М., 2007, 2008. Т. 1. - 352 с. - Т.2. - 348 с. - Т. 3. - 398 с.

3. Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: моногр. - М.: Спутник+, 2009. - 220 с.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.