Список литературы
1. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук . - Тамбов, 2011. - 523 с.
2. Свердлова Н.А. Адаптивность контактирующих языковых систем в условиях билингвизма // В сборнике: Актуальные вопросы русской филологии в поликультурном пространстве I Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Ататюркский университет, Отделение русского языка и литературы. 2013. С. 247250.
3. Вербина Г.Г. Введение в психоанализ. - Чебоксары, 2010. - 230
с.
4. Свердлова Н.А. Особенности процесса интерференции в коммуникации "человек-машина-человек" // В сборнике: Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет материалы V Международной научной конференции. Redakcia naukowa Ludmila Szypielevicz. 2012. С. 1201-1205.
5. Искандарова Г.Р., Хуснутдинова Ф.А. Лексико-грамматическое тестирование в обучении немецкому языку в юридическом вузе // В сборнике: Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку и переводу в ВУЗе Материалы Пятой ежегодной международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. 2010. С. 218-220.
6. Свердлова Н.А. Методологические особенности лингвистической концепции Отто Есперсена // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Иркутск, 2004. - 180 с.
Николаев А.В., Мягков В.А., Дубровский А.С.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ
ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: офицер-воспитатель, профессионально-значимые качества, профессиональная компетентность.
Аннотация: В статье рассматриваются профессионально-личностные качества офицера-воспитателя, определяющие эффективность ее
профессиональной деятельности и личностного развития.
Key words: officer-educator, professionally significant qualities, professional competence.
Abstract: The article examines the professional and personal qualities of the officer-educator, determining the effectiveness of her professional activities and personal development.
Современный этап развития Вооруженных Сил РФ ставит серьезные задачи по воспитанию военнослужащих, предъявляет особые требования к профессиональной подготовке офицера-воспитателя. Знание профессионально-личностных качеств, являющихся сегодня наиболее предпочтительными, позволяет будущему офицеру-воспитателю соотносить имеющийся личностный профиль с «нормативным», своевременно вносить коррективы в планы, связанные с профессиональным выбором и дальнейшей траекторией движения в рамках избранной профессии [1].
Анализ литературных источников позволяет выявить нечеткость классификации профессионально-личностных качеств офицера-воспитателя. Учитывая многообразие видов деятельности военного педагога-психолога, следует признать, что на сегодняшний день не существует универсальных критериев успешности его работы. Это затрудняет выработку «оптимальной модели» личности офицера-воспитателя. Психологический анализ его профессиональной деятельности предполагает выделение и рассмотрение двух взаимосвязанных групп факторов: объективных и субъективных.
Первая группа факторов составляют социальные, организационные, нормативные характеристики его профессиональной деятельности. Их можно определить как требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии по отношению к офицеру-воспитателю.
Вторая группа факторов - это имеющиеся у профессионала-воспитателя задатки и способности, мотивация и уровень притязаний, свойства личности, самооценка и психологическая защита и т.д. [2].
Нормативные требования, предъявляемые к профессиональной компетентности офицера-воспитателя, позволяют выделить в его подготовке три уровня.
Первый уровень формируют ключевые компетенции, свидетельствующие об уровне общей культуры и подготовке офицера-воспитателя, его мировоззрении, нравственных идеалах, кругозоре и эрудиции.
Второй уровень это базовые компетенции, необходимые для выполнения основных видов профессиональной деятельности (информационно-пропагандистская, управленческая, социально-педагогическая (преподавательская), культурно-просветительская, коррекционно-развивающая) и поэтому в целом привязаны к организации всего комплекса воспитательной работы в подразделении. Военно-профессиональная компетенция офицера-воспитателя раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность различных качеств и действий, которые соотносятся с функциями психолого-педагогической деятельности.
Третий уровень образуют специальные компетенции, которые помогают решать задачи предметной подготовки, т.е. обеспечивают привязку офицера-воспитателя к конкретному предмету профессиональной деятельности. Специальная подготовка офицера-воспитателя требует наличия у него специальных военных, предметных и прикладных знаний, морально-боевых и психологических качеств, профессиональных навыков и умений организации морально-психологического обеспечения подразделения.
Исходя их специфики организации морально-психологического обеспечения, в авиационно-технических частях было опрошено 65 экспертов, заместителей командиров подразделений по работе с личным составом на предмет определения наиболее значимых профессионально-личностных качеств военного профессионала-воспитателя. Из названных респондентами 37 качеств 10 наиболее приоритетных расположились в следующем порядке:
- авторитетность среди личного состава части и подразделения;
- конкретная забота о личном составе, его интересах и проблемах;
- организаторские способности;
- доброжелательность и открытость;
- коммуникативность, культура педагогического общения;
- ответственность, верность своим словам и убеждениям;
- эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции;
- стремление и готовность к самосовершенствованию и саморазвитию;
- способность к сопереживанию;
- настойчивость в достижении цели, терпимость, выдержка.
По мнению экспертов, офицер-воспитатель может эффективно влиять на подчиненных при условии, если он способен занять благоприятную позицию в системе межличностных отношений в коллективе и тесно сотрудничать с ним, заслужить уважение, доверие, симпатии подчиненных, развивать их инициативу и активность в
решении стоящих задач, поддерживать у них оптимистическое настроение.
Он должен обладать такими социально-психологическими качествами, как [3-6]:
- умение «разбираться в людях» (способность быстро и правильно оценивать их психологические особенности, сильные и слабые стороны);
- близость и чуткость к подчиненным (доброжелательность, справедливость, умение замечать в людях положительное, простота и доступность, такт, общительность);
- инициативность (способность поддержать подчиненных в трудную минуту, найти выход в сложной ситуации, готовность на нестандартные решения, способность взять на себя ответственность за решение задач);
- умение убеждать, увлекать за собой.
Приведенный перечень качеств не является исчерпывающим и, несомненно, может быть дополнен. Систему профессионально-важных качеств офицера-воспитателя следует рассматривать как сложную структуру, в иерархии которой личностная составляющая занимает одно из приоритетных мест.
Список литературы
1. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.
2. Самоукина М.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 2000. - 280 с.
3. Александров А.Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 7-13.
4. Кулагина О.В., Енина К.И. Формирование маркетинговой концепции рынка образовательных услуг в высших учебных заведениях // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.
5. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Содержание естественнонаучного образования как основа формирования метапредметных результатов. - М.: АПК и ППРО, 2016. -118 с.
6. Свердлова Н.А. Лингвокультурная интерференция в коммуникативном поведении билингвов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332). С. 89-94.