Научная статья на тему 'Профессионально-личностные качества как условие профессиональной компетентности офицера-воспитателя'

Профессионально-личностные качества как условие профессиональной компетентности офицера-воспитателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕР-ВОСПИТАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / OFFICER-EDUCATOR / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев А.В., Мягков В.А., Дубровский А.С.

В статье рассматриваются профессионально-личностные качества офицера-воспитателя, определяющие эффективность ее профессиональной деятельности и личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the professional and personal qualities of the officer-educator, determining the effectiveness of her professional activities and personal development.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностные качества как условие профессиональной компетентности офицера-воспитателя»

Список литературы

1. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук . - Тамбов, 2011. - 523 с.

2. Свердлова Н.А. Адаптивность контактирующих языковых систем в условиях билингвизма // В сборнике: Актуальные вопросы русской филологии в поликультурном пространстве I Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Ататюркский университет, Отделение русского языка и литературы. 2013. С. 247250.

3. Вербина Г.Г. Введение в психоанализ. - Чебоксары, 2010. - 230

с.

4. Свердлова Н.А. Особенности процесса интерференции в коммуникации "человек-машина-человек" // В сборнике: Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет материалы V Международной научной конференции. Redakcia naukowa Ludmila Szypielevicz. 2012. С. 1201-1205.

5. Искандарова Г.Р., Хуснутдинова Ф.А. Лексико-грамматическое тестирование в обучении немецкому языку в юридическом вузе // В сборнике: Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку и переводу в ВУЗе Материалы Пятой ежегодной международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. 2010. С. 218-220.

6. Свердлова Н.А. Методологические особенности лингвистической концепции Отто Есперсена // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Иркутск, 2004. - 180 с.

Николаев А.В., Мягков В.А., Дубровский А.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ

ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: офицер-воспитатель, профессионально-значимые качества, профессиональная компетентность.

Аннотация: В статье рассматриваются профессионально-личностные качества офицера-воспитателя, определяющие эффективность ее

профессиональной деятельности и личностного развития.

Key words: officer-educator, professionally significant qualities, professional competence.

Abstract: The article examines the professional and personal qualities of the officer-educator, determining the effectiveness of her professional activities and personal development.

Современный этап развития Вооруженных Сил РФ ставит серьезные задачи по воспитанию военнослужащих, предъявляет особые требования к профессиональной подготовке офицера-воспитателя. Знание профессионально-личностных качеств, являющихся сегодня наиболее предпочтительными, позволяет будущему офицеру-воспитателю соотносить имеющийся личностный профиль с «нормативным», своевременно вносить коррективы в планы, связанные с профессиональным выбором и дальнейшей траекторией движения в рамках избранной профессии [1].

Анализ литературных источников позволяет выявить нечеткость классификации профессионально-личностных качеств офицера-воспитателя. Учитывая многообразие видов деятельности военного педагога-психолога, следует признать, что на сегодняшний день не существует универсальных критериев успешности его работы. Это затрудняет выработку «оптимальной модели» личности офицера-воспитателя. Психологический анализ его профессиональной деятельности предполагает выделение и рассмотрение двух взаимосвязанных групп факторов: объективных и субъективных.

Первая группа факторов составляют социальные, организационные, нормативные характеристики его профессиональной деятельности. Их можно определить как требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии по отношению к офицеру-воспитателю.

Вторая группа факторов - это имеющиеся у профессионала-воспитателя задатки и способности, мотивация и уровень притязаний, свойства личности, самооценка и психологическая защита и т.д. [2].

Нормативные требования, предъявляемые к профессиональной компетентности офицера-воспитателя, позволяют выделить в его подготовке три уровня.

Первый уровень формируют ключевые компетенции, свидетельствующие об уровне общей культуры и подготовке офицера-воспитателя, его мировоззрении, нравственных идеалах, кругозоре и эрудиции.

Второй уровень это базовые компетенции, необходимые для выполнения основных видов профессиональной деятельности (информационно-пропагандистская, управленческая, социально-педагогическая (преподавательская), культурно-просветительская, коррекционно-развивающая) и поэтому в целом привязаны к организации всего комплекса воспитательной работы в подразделении. Военно-профессиональная компетенция офицера-воспитателя раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность различных качеств и действий, которые соотносятся с функциями психолого-педагогической деятельности.

Третий уровень образуют специальные компетенции, которые помогают решать задачи предметной подготовки, т.е. обеспечивают привязку офицера-воспитателя к конкретному предмету профессиональной деятельности. Специальная подготовка офицера-воспитателя требует наличия у него специальных военных, предметных и прикладных знаний, морально-боевых и психологических качеств, профессиональных навыков и умений организации морально-психологического обеспечения подразделения.

Исходя их специфики организации морально-психологического обеспечения, в авиационно-технических частях было опрошено 65 экспертов, заместителей командиров подразделений по работе с личным составом на предмет определения наиболее значимых профессионально-личностных качеств военного профессионала-воспитателя. Из названных респондентами 37 качеств 10 наиболее приоритетных расположились в следующем порядке:

- авторитетность среди личного состава части и подразделения;

- конкретная забота о личном составе, его интересах и проблемах;

- организаторские способности;

- доброжелательность и открытость;

- коммуникативность, культура педагогического общения;

- ответственность, верность своим словам и убеждениям;

- эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции;

- стремление и готовность к самосовершенствованию и саморазвитию;

- способность к сопереживанию;

- настойчивость в достижении цели, терпимость, выдержка.

По мнению экспертов, офицер-воспитатель может эффективно влиять на подчиненных при условии, если он способен занять благоприятную позицию в системе межличностных отношений в коллективе и тесно сотрудничать с ним, заслужить уважение, доверие, симпатии подчиненных, развивать их инициативу и активность в

решении стоящих задач, поддерживать у них оптимистическое настроение.

Он должен обладать такими социально-психологическими качествами, как [3-6]:

- умение «разбираться в людях» (способность быстро и правильно оценивать их психологические особенности, сильные и слабые стороны);

- близость и чуткость к подчиненным (доброжелательность, справедливость, умение замечать в людях положительное, простота и доступность, такт, общительность);

- инициативность (способность поддержать подчиненных в трудную минуту, найти выход в сложной ситуации, готовность на нестандартные решения, способность взять на себя ответственность за решение задач);

- умение убеждать, увлекать за собой.

Приведенный перечень качеств не является исчерпывающим и, несомненно, может быть дополнен. Систему профессионально-важных качеств офицера-воспитателя следует рассматривать как сложную структуру, в иерархии которой личностная составляющая занимает одно из приоритетных мест.

Список литературы

1. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.

2. Самоукина М.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 2000. - 280 с.

3. Александров А.Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 7-13.

4. Кулагина О.В., Енина К.И. Формирование маркетинговой концепции рынка образовательных услуг в высших учебных заведениях // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

5. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Содержание естественнонаучного образования как основа формирования метапредметных результатов. - М.: АПК и ППРО, 2016. -118 с.

6. Свердлова Н.А. Лингвокультурная интерференция в коммуникативном поведении билингвов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332). С. 89-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.