Anna Vladimirovna Rastegaeva,
postgraduate student of the department of history, philosophy, political science and sociology, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 316.334.2
Анна Владимировна Растегаева,
аспирантка кафедры истории, философии, политологии и социологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ДИСБАЛАНС КАК ФАКТОР ПРЕКАРИЗАЦИИ ТРУДА
В статье рассматриваются проблемы и виды дисбаланса рынка труда, его влияние на развитие и рост пре-кариата. Показана связь профессионального образования и эффективной профориентации с прекаризацией. Представлена важная социальная проблема - депрофессионализация среди молодых специалистов. Дано подробное описание профессионально-квалификационного дисбаланса. Результаты исследования могут быть применены с целью стабилизации системы трудовых отношений и снижения прекаризации.
Ключевые слова: прекариат, прекаризация, дисбаланс рынка труда, профориентация, депрофессионализация.
PROFESSION-QUALIFICATION IMBALANCE AS A FACTOR OF LABOR PRECARIZATION
The article examines major issues and types of imbalance in the labor market as well as its role in the growth of precariat. Correlation between vocational education, effective vocational guidance and precarization is revealed. The author examines an important social problem of de-professionalization among young specialists and provides a detailed description of profession-qualification imbalance. The results of the study can be used to stabilize the system of labor relations and reduce precarization.
Keywords: precariat, precarization, imbalance of the labor market, vocational guidance, de-professionalization.
Структурные преобразования рынка труда стали толчком для развития проблемы дисбаланса между имеющимися профессиями (специальностями) и уровнями квалификации ищущих работу по отношению к
требованиям работодателей, а также несоответствия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Дисбаланс на рынке труда становится ключевым фактором развития и роста прекариата.
Специалистами выделяются территориальный, отраслевой, профессионально-квалификационный и социально-демографический дисбаланс [3]. Территориальный дисбаланс является результатом неравномерного размещения и распределения производственных и сырьевых ресурсов, разницы в темпах развития трудовых ресурсов и экономики. Отраслевой дисбаланс формируется под влиянием отличающихся рыночных темпов преобразований в промышленности, экономике и сфере услуг. Профессионально-квалификационный дисбаланс проявляется по причинам совокупного воздействия демографического, территориального и отраслевого дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом проблем, связанных с полномерным регулированием процессов воспроизводства и распределения профессиональных кадров. Социально-демографический дисбаланс появляется в результате заниженной конкурентоспособности некоторых групп населения: инвалидов, женщин, молодежи.
В результате этих проявлений дисбаланса на рынке труда зарождается критическая ситуация, когда, во-первых, не удовлетворяются потребности организаций в квалифицированной рабочей силе, затормаживается рост объемов производства продукции и услуг, происходит снижение конкурентоспособности предприятий, а во-вторых, формируются определенные группы незанятого населения, например молодежь, увеличивается социальная напряженность в обществе, интеллектуальный и трудовой потенциал страны используется не в полной мере, происходит рост класса прекариата.
Дисбаланс объемов, профилей и структуры подготовки рабочих кадров, проявляющийся в учебных заведениях профессионального образования, и дисбаланс структуры спроса на рабочую силу - это одна из причин формирования дисбаланса спроса и предложения на рынке труда [3].
Современные технологические процессы находятся в постоянной динамике, в связи с этим профессиональное образование может быть качественным только при условиях глубокой интеграции с реальной практической сферой [5].
Рынок труда создает конкуренцию между учреждениями профессионального образования, благодаря которой со временем происходит их самоорганизация, возникают стимулы, повышающие эффективность работы, вырабатываются механизмы, приводящие объем и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями экономики. Данная закономерность была установлена в теории Фишера, в которой поясняются причины повышения устойчивости природы и любой биологической популяции по мере роста их генетического разнообразия. Но на практике в социальных системах, в которых действуют факторы воли и разума, сознательного и субъективного выбора (например, выбора профессии), самоорганизация носит крайне сложный характер. У человека всегда есть свои намерения, желания, а порой и профессиональное самоопределение.
Это является спецификой социальных систем, которые наряду с определенной внутренней структу-
рой обладают жестко заданным внешним окружением, с которой эта система обменивается энергией и информацией. Эволюция таких систем находится в зависимости от человеческого поведения, взаимодействующего с условиями окружающей среды. К таким условиям можно отнести и рынок труда. На сферу образовательных услуг влияют субъективные образовательные потребности населения, которые являются также одним из важнейших факторов, формирующих потенциальный спрос на рынке образования и возможный показатель предложения на рынке труда. Зачастую на профориентацию влияют беспочвенные и некорректные представления о том, насколько престижны те или иные специальности и профессии. Такой выбор зачастую не отвечает потребностям и интересам работодателей и наемных работников, но может значительно определять структуру образовательной сферы, что в дальнейшем способствует проблемам трудоустройства и эффективной занятости молодежи [2].
Результатом влияния различных факторов стал дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Сегодня на одну вакансию приходятся несколько соискателей. Подобная ситуация существует во многих регионах РФ, в которых происходит слабое взаимодействие рынка труда, которому присущ жесткий закон спроса и предложения рабочей силы, и рынка образовательных услуг, ориентированного на конъюнктурные запросы разных групп населения.
Сфера профессионального образования и рынок труда являются формами адаптации социальных систем, соответственно, им необходимо общественное и государственное регулирование. Механизм регулирования подразделяется на государственное регулирование, рыночное саморегулирование и систему социального партнерства. При этом необходимо учесть, что роль этих элементов зависит от региональных специфик и темпов социально-экономических реформ. Государственная политика, регулирующая процессы обучения кадров в учреждениях профессионального образования, опирается на процесс развития системы профессионального образования, переподготовку и повышения квалификации, в том числе и среди безработного населения, внутрифирменное обучение, непрерывное профессиональное образование, способствующее адаптации молодежи в изменяющихся условиях спроса на рабочую силу и позволяющее работодателям получать необходимую квалифицированную рабочую силу, разработку целевых программ, воздействующих на спрос, объем и структуру предложения рабочей силы. Это возможно путем непосредственного создания и сохранения рабочих мест или косвенным стимулированием предпринимательства, способного создавать новые рабочие места, а также формированием организованного сегмента рынка труда, повышением эффективности работы региональных служб занятости, улучшением информационного обеспечения населения, повышением качества образовательных услуг.
Сегодня наблюдается дисбаланс на рынке труда, проявляющийся в нехватке работников определенных профессий и перепроизводстве специалистов, спрос
на которых региональная экономика уже удовлетворила. Уменьшение объемов доли производства и услуг, деформация структуры спроса на специальности и профессии спровоцировали дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг. Возникший дисбаланс имеет объективный характер. Это объясняется тем, что необходимо время для создания новых профессий, при этом образовательная сфера вынуждена учитывать и конъюнктурные потребности в образовании своих студентов. Таким образом, образовательные учреждения не успевают быстро реагировать на изменения потребностей рынка труда, что вызывает обострение несоответствия между потребностями работодателей и молодыми рабочими кадрами.
Важной социальной проблемой становится проявление угрозы роста прекариата среди выпускников, их депрофессионализации. Следует также отметить финансовую проблему, суть которой заключается в низкой эффективности использования финансовых средств, необходимых на подготовку и переподготовку кадров.
Сегодня в РФ встала задача мониторинга показателей рынка труда с целью определения объемов спроса и предложения рабочей силы, обоснования рациональной структуры подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях. Это помогает сбалансировать рынок труда и рынок образовательных услуг, определить планы учебных заведений по подготовке и содействию в трудоустройстве выпускников. Подобная практика уже применяется в нескольких субъектах РФ (Саратовская, Воронежская, Липецкая, Тверская, Астраханская области и др.).
Исследуя потребности в получении профессионального образования и мотивации трудоустройства молодежи, региональные службы занятости и образовательные учреждения проводят опросы среди различных молодежных групп. Особое внимание обращается на изучение структуры потребностей в образовании, ориентируясь на тип учебного заведения, вид и уровень профессионального образования, сферу дальнейшего трудоустройства. Важным условием для повышения качества подготовки и эффективности трудоустройства кадров является содействие сотрудничеству образовательных учреждений, а также службам занятости и работодателям. В настоящее время учебные заведения меняют принцип подготовки с отраслевого на территориальный, учитывая потребности экономики в регионах.
Для повышения показателей эффективного трудоустройства среди выпускников разработана система подготовки специалистов с заключением контрактов, суть которой заключается в том, что подготовка кадров по специальностям, имеющим наибольшие перспективы, производится за счет государственного бюджета по заказу. Во многих вузах создают специализированные центры занятости, оказывающие содействие по трудоустройству выпускников. Для тех выпускников, которые не смогли трудоустроиться и стали безработными, государственные службы занятости оказывают поддержку с помощью психологической поддержки, профориентации, переподготовки, молодежных практик, оказание содействия при трудоустройстве.
Важно учитывать, что хороший специалист - это не только показатель уровня образования учебного заведения, но и человек с определенным набором личностных качеств.
Профессиональная компетентность - это система научно-практических знаний и умений, которая формируется в процессе обучения и самообразования. Она оказывает влияние на качественный процесс решения профессиональных задач и развитие лич-ностно-профессиональных качеств, проявляющихся в деловых и партнерских отношениях с людьми и в процессе решения их жизненных проблем [6].
Дисбаланс социально-профессиональной стратификации специалистов в первую очередь вызваны процессом депрофессионализации населения. Данный научный термин ввел в оборот профессор А.Н. Кочетов на II социологическом конгрессе. По его мнению, депрофессионализация - это в первую очередь утрата профессии или уровня квалификации, а не только снижение спроса на высококвалифицированные профессии. При увеличении числа людей, приобретающих профессию, на которую не имеется достаточного спроса, увеличивается и показатель депрофессионализации [3].
Число безработных людей с высшим образованием в общем числе экономически активных специалистов с вузовскими дипломами - один из самых важных показателей невостребованности. При этом главный ее показатель - число работающих не по специальности или ниже своей квалификации. По оценкам разных исследователей, данный показатель близок к 70% в общем числе молодых специалистов.
Начало трудовой деятельности при отсутствующей адаптивности у выпускников зачастую проходит в сопровождении наивных ожиданий от выхода на рынок труда и профессиональной карьеры. Встреча с реальной ситуацией на рынке труда приводит к разочарованиям и неоправданным социальным ожиданиям, а также к тревожному и депрессивному психологическому состоянию. Нередко столкновение с такой реальностью влечет профессиональную переориентацию или разрушение системы профессиональных ценностей.
По результатам социологических исследований профессиональных целей и предпочтений школьников и выпускников становится очевидным, что большинство, а именно 85%, ориентированы получить высшее и среднее образование, а 5% планируют получить рабочие профессии [1].
Негативным явлением можно назвать то, что большое число молодых людей не представляют, каков реальный спрос на рынке труда на профессиональные кадры. Поэтому они отдают предпочтение профессиям, кажущимся им привлекательными, не зная о их невостребованности у работодателей. В результате многие промышленные предприятия ощущают дефицит квалифицированных работников, хотя страна обладает вполне достаточным количеством трудовых ресурсов, способных обеспечивать экономические и социальные потребности населения.
Дисбаланс рынка труда связан во многом с тем, что возникает несоответствие между требуемым для выполнения работы уровнем квалификации и уровнем
профессионального образования работника. Завышенный спрос на работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование со стороны многих работодателей, является одним из проявлений подобного несоответствия, что особенно заметно в частном секторе. Высшее образование все чаще становится одним из обязательных требований к претендентам на места, где нужно выполнять относительно несложные функции, например секретари, продавцы, операционисты в банке и т.д.
Главным показателем дисбаланса социально-профессиональной стратификации занятости населения является то, что специалисты с высшим образованием вытесняют с рабочих мест с низким уровнем квалификации, на которых не требуются особые знания, работников с более низким образованием [4].
Все привычнее стало работать не по специальности, это становится нормой под влиянием «эффекта привыкания». Но это не простое формальное несоответствие между квалификацией, полученной в вузе и реальным характером труда, а проявление более глубокого процесса формирования особого социального слоя, обозначающегося как «люмпен-специалисты».
Депрофессионализация населения - это прямое и логическое следствие того, как формировался и развивался рынок образовательных услуг в системе стационарного профессионального образования России последние 15-20 лет. Сложившиеся отношения между российским рынком образовательных услуг и рынком труда нельзя назвать согласованными. Кон-
цепция взаимодействия этих рынков изначально была ошибочной, так как она оказывала влияние на профессиональное образование, не учитывая особенности функционирования рынка труда. Рынком образовательных услуг создается ложный спрос. Он способен подменять спрос на рабочие места ростом потребности молодежи в дипломах о высшем образовании, который увеличивается из-за сложившейся в обществе престижности профессий и занятости. Таким образом, структура профессионального образования подвергается деформациям, а на рынке труда спрос противоречит предложению, что и является одним из ключевых факторов развития прекаризации.
1. Бухалков М.Н. Рынок труда: прогнозы и реальность // Человек и труд. 2008. № 9. С. 56-67.
2. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития // Экономист. 2009. № 12. С. 48.
3. Кочетов А.Н. Занятость специалистов: феномен невостребованности: историко-социологический аспект. Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2013.
4. Кочетов А.Н. Основные признаки деформаций в системе занятости населения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2 (41). С. 167-171.
5. Наумов С.Ю., Константинова Л.В., Яшин Н.С. Воспроизводство кадров для реального сектора экономики: социально-управленческий контекст // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 72-76.
6. Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. М.: РЭА, 2009.