Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the departmrnt of the theory of physical culture, Buryat State University.
УДК: 796.83+796.5
© О.В. Алексеева, В.А. Стрельников, Г.Я. Г алимов ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ВИДАМ СПОРТА
Процесс познавательного обучения студента определен на профессиональное спортивное образование (учитель, тренер) и воспитание стремления обучающегося к непрерывному самообразованию в избранной специальности и специализации в частности.
Ключевые слова: деятельность, деятельный подход, профессия, профессиональная деятельность, профессиональная квалификация, профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, проблемная ситуация, проблемное обучение, техника, тренер, студент, условные обозначения, финт, антипация, ударные движения, защитные действия, разминка.
O.V. Alexeeva, V.A. Strelnikov, G.Ya. Galimov
THE PROFESSIONAL AND ACTIVITY ORIENTED APPROACH TO THE PROCESS OF STUDENTS’ TRAINING IN KINDS OF SPORT
The process of students ’ cognitive teaching is aimed at professional sports education (a coach, a teacher) and at upbringing of students ’striving for continuous self-education in the chosen major and specialization in particular.
Keywords: activity, activity oriented approach, profession, professional activity, professional qualification, professional competence, professional training, problem situation, problem education, technique, coach, student, symbolic notation, feint, anticipation, impact movements, protective acts, warming-up.
Обучение студентов в спортивных вузах нашей страны сориентировано на профессиональнодеятельностный подход в подготовке молодых специалистов, способствующий не только получению обширных теоретических знаний, но и практических навыков,которые определяют позыв индивида к инициативному поиску для приложения и развития полученных компетенций по освоению направлений подготовки в его практической деятельности.
Студент-спортсмен, активно занимаясь по избранной специализации, имеет тягу к познанию как учебного предмета, так и спортивных дисциплин, побудим постоянным интересом к познанию и освоению нового, современного, что в конечном итоге себя существенно оправдывает, как в достижении личных спортивных высот, так и в успешной тренерской работе по воспитанию подопечных: будущих победителей и чемпионов.
Теоретическое исследование вопроса подготовки спортивных кадров показало, что решение ряда существующих проблем по обучению студентов в этом направлении возможно с помощью профессионально-деятельностного подхода. Однако для того чтобы получить ответ на вопрос об этом феномене, как научной проблеме подготовки студентов, необходимо осмыслить понятия: «деятельность», «деятельностный подход», «профессия», «профессиональная деятельность», «профессиональная квалификация», «профессиональная компетентность», «профессиональные компетенции», «профессиональная подготовка», «проблемная ситуация», «проблемное обучение».
Перед тем как приблизиться к пониманию профессионально-деятельностного подхода в процессе подготовки студентов, как научной проблемы, возникает необходимость осмысления понятия «проблема».
В качестве исходного понятия «проблема» для видения профессионально-деятельностного подхода в обучении мы будем придерживаться мнения, высказанного В.И. Никифоровым (1988, с. 178) о том, что «проблема - это упорядоченная система вопросов, между которыми имеют отношение субординации; имеется корректность постановки проблемы, которая зависит от последовательности, а структура вопросов предопределяет условия их корректной постановки».
На наш взгляд, понятие «проблема» может рассматриваться как теоретическая система знаний в своем операциональном аспекте и способна реализовывать методологическую функцию.
Представляется полезным также выявить закономерности общественно-исторического развития понятия «деятельность». Считается, что деятельность человека является предметом рассмотрения и анализа философии, социологии, педагогики и других антропологических наук, а также доказано, что деятельность человека является первоосновой существования и развития общества, всех его ценностей, источником жизни, развития и формирования его как личности.
Л.С. Выготский вводит понятия цели, мотива и условия самой деятельности, разрабатывает и сопоставляет такие понятия, как «деятельность», «действие», «операция», которые в данной концепции структуры деятельности выступают не как «отдельности», а как переходящие одно в другое и неразрывно соединенные между собой функциональные образования. Происходит совпадение цели и мотива, что побуждает действовать.
Деятельностный подход, т.е. определение профессии как вида трудовой деятельности, до сих пор является наиболее распространенным. В последнем издании экономического словаря профессия также определяется как род трудовой деятельности, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и трудового опыта (Экономический словарь. М.,2001. С. 458.).
А.Н. Леонтьев прямо связывает его природу с «теми же особенностями человеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно-предметном, продуктивном характере». Поэтому «профессиональная деятельность» как процесс отражения и преобразования в сознании обучающегося явлений объективной действительности должна осуществляться с учетом особенностей мышления, присущих определенной профессиональной деятельности.
Выдвигаются приоритетные задачи профессионального спортивного образования в современных условиях (на примере спортивной специализации туризм):
-воспитание и практическая подготовка свободного, функционально грамотного специалиста в сфере туристской профессиональной деятельности, гражданина России, способного к творческому и продуктивному сотрудничеству;
-воспитание интереса и стремления к овладению высотами профессионального мастерства в том или ином направлении туристской деятельности: экологическом, научном, краеведении, спортивном туризме, в развитии отечественной индустрии туризма и непрерывном самообразовании;
-развитие инициативы, продуктивной творческой активности обучающихся.
В рамках личностного подхода категории «профессия» и «профессиональная деятельность» соотносятся следующим образом: профессия определяется как готовность к выполнению
общественно-целесообразной деятельности, преобразующей предметный мир и максимально раскрывающей творческий, интеллектуальный и духовный потенциал личности. Профессиональная деятельность более чем какой-либо другой вид деятельности человека вовлекает в себя личность, которая является одновременно и продуктом, и регулятором деятельности. В качестве признака под профессиональными умениями и навыками следует рассматривать ограничение и дифференциацию людей по возможности овладения профессиональной деятельности на основе общих способностей и прежде всего мышления, уровня интеллекта.
Считается, что альтернативой гностическому подходу является деятельностный, сообразно которому главной целью образования является развитие у студентов способности к инициативному труду во всех его формах (Давыдов В.В., 1996; Новиков А.М., 1986, 1996).
Кроме того, важным вопросом является объяснение статуса понятия «проблемная ситуация» (часто в многочисленных публикациях является чрезмерно узким и потому не приемлемым). Исследования советских психологов С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева показали,
что проблемная ситуация является отношением не только между представлениями субъекта и задачей, но и между субъектом и объективной реальностью. Данная трактовка сущности проблемной ситуации является более приемлемой и правильной, однако требует уточнения. В.Е. Никофоров считает, что всякое отношение между субъектами и объективной реальностью может существовать не иначе как в форме практической деятельности субъекта.
Существует еще один важный принцип обучения в вузе - связь теории и практики обучения с жизнью. Как выяснилось, сегодня это один из «болевых» вопросов отечественного вузовского образования, в том числе при подготовке специалистов по спортивно-оздоровительному туризму. К
большому сожалению,образование слишком ориентировано на абстрактно-теоретические конструкты знания и отрывочные их приложения в будущей профессиональной деятельности студента.
Интегрируя результаты исследований отечественных ученых, таких как Н.А. Алексеев, С.А. Батышев, В.Ф. Бесараба, В.П. Беспалько, Н.Н. Булынский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский,
Э.Ф. Зеера, Н.В. Ипполитова, П.В. Картамышев, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, С.Е. Матушкин,
В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков и др., по вопросам профессионального образования необходимо заметить следующие тенденции в развитии взглядов на подготовку студентов:
1) глубокое осознание каждого образовательного уровня как органической части системы профессионального образования;
2) создание педагогических технологий, адекватных современному уровню общественного знания и потребностям подготовки специалистов:
- переход от знаниевого подхода к динамически структурированным системам умственных действий профессиональной направленности;
- развитие способностей к творческому решению профессиональных проблем;
- всемерное усиление практической составляющей профессионального обучения, обеспечение реальной готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности;
- использование адекватных целям и задачам профессиональной подготовки методов, приемов, средств и форм организации обслуживания;
3)подход к обучению и воспитанию с позиции становления личности.
Профессиональная подготовка основывается на значительном массиве учебного материала, который реализуется через учебные предметы.
Профессиональная направленность личности (ПНЛ) формируется в том случае, если имеются достаточно сильные профессиональные интересы. ПНЛ включает профессиональные призвание и намерение; потребность в профессиональной деятельности и ценностные ориентации, которые являются основой мотивов этой деятельности; цель как предвидение результатов деятельности; профессиональные установки; удовлетворенность выбранной профессией и результатами профессиональной деятельности; потребность в постоянном самосовершенствовании (Хозяинов Г.И., 2007).
А.К. Макарова выделяет следующие их группы мотивов профессиональной деятельности как одного из видов побуждения:
а) мотивы осознания и понимания назначения профессии;
б) мотивы профессиональной деятельности:
- деятельностно-процессуальные;
- деятельностно-результативные;
в) мотивы профессионального общения:
- престиж профессионального общения;
- социальное сотрудничество в профессии;
- межличностное общение в профессии;
г) мотивы проявления личности в профессии:
- развитие и самореализация личности в профессии;
- развитие индивидуальности в профессии.
Поэтому вслед за А.А. Вербицким считаем, что в качестве одного из ключевых направлений перестройки профессионального образования можно выделить интеграцию образования, науки и профессиональной деятельности (производство), при этом должен происходить переход к новым принципам их взаимодействия, а конкретно в педагогическом процессе. Такая интеграция требует разработки моделей в теоретической форме, задающих систему перехода от учебной деятельности к профессиональной, что побуждает обучающегося к активности. На основе этого задача будет состоять в том, что под профессионально-деятельностным подходом в педагогическом процессе может также пониматься включение студентов в разнообразные виды активной деятельности в целях обучения, воспитания, развития и участия его в процессе познания и овладения профессиональной деятельностью.
Ученые Н.В. Романов и А.А. Хван отмечают, что в рамках одной профессии фиксируются различные виды деятельности. Как показали исследования, профессия специалиста по спортивно-
оздоровительному туризму может быть «насыщена» из-за величины объекта деятельности. Для определения ее сущности нужно учитывать ряд условий, которые мы предлагаем рассматривать в следующей логической последовательности: общественная необходимость профессии - исторически сложившийся способ удовлетворения социальной потребности в особых трудовых функциях -взаимосвязь с другими профессиями - связь овладения профессией с процессом профессиональной подготовки - интеграция различных специальных видов деятельности в одной профессии.
Профессия приобретается только в квалификационной реально-практической деятельности, которая должна быть развиваемой (самостоятельной, творчески преобразуемой, а не только репродуктивной).
Подводя итог вышесказанному, считаем, что профессионально-деятельностный подход можно рассматривать с позиции интеграции содержания образования, науки и профессиональной деятельности, а также моделирования системы традиционных и активных форм, методов и средств обучения предметного и социального содержания будущей деятельности, где единицей будет выступать проблемная профессиональная ситуация.
Осознав эффективность восприятия познаваемого с вышеотмеченных позиций в студенческие годы, молодой специалист продолжает активно использовать наработанные навыки и в дальнейшей самостоятельной педагогическо-тренировочной деятельности, где проходит всесторонняя и особо техническая подготовка занимающихся.
Техника избранной спортивной специализации является основой спортивного и педагогического мастерства студентов, будущих учителей, тренеров, наставников.
Технический арсенал любой спортивной специализации многообразен (в качестве примера приводим специализацию «бокс»):
Воспитать боксера-силовика легче, чем воспитать искусного боксера. Грубый бокс заключается в отсутствии кропотливой педагогической работы тренера. У бокса валового, основанного на естественном отборе, сломя голову, бегущего, куда попало бьющего, бездумного и бездушного, будущего нет и быть не может.
В то же время известна истина - неправильное первоначальное освоение технических приемов сказывается на росте результативности выступления боксера в соревнованиях.
Несмотря на то, что движения боксера в бою ацикличны, для техники бокса характерны последовательность и взаимообусловленность движений, то есть одно движение как бы вытекает из другого и продолжает его (рациональная последовательность действий, защита, удар и т.д.) в различных сочетаниях применительно к различным ситуациям, где умение полноценно, эффективно и экономично использовать моторный потенциал для достижения успеха составляет сущность спортивно-технического мастерства занимающихся.
Одной из сторон такого поиска является наработка краткости и четкости письменной фиксации техники спортивной специализации, включающей в себя как детали азов технических боевых действий начинающего, арсенал наиболее распространенных и применяемых в практике бокса ударов и серий; наработку сугубо личного (излюбленного) арсенала занимающегося, а так и «коронные» наработки элиты мирового бокса.
Многообразие технического арсенала любой спортивной специализации определяет поиск сокращенной (кодированной) записи изучаемого технического многообразия.
Технический арсенал боксера включает: одиночные удары с передней и задней рук (прямые, боковые и снизу) легкие и сильные; серии ударов; обманные движения; защиты и передвижения.
Условные обозначения для письменной фиксации технических действий боксера:
«Бо.» - боковой удар;
«Вн.» - внутрь (уклон, нырок, отход и т.д.);
«Вс.» - встречный (удар);
«За.» - задняя (рука, нога);
«Им.» - имитация;
«ИП.» - исходное положение;
«Ко.» - контрработа;
«Кр.» - кроссовый (перекрестный удар);
«На.» - наружу (уклон, нырок, отход и т.д.);
«Ни.» - снизу (удар);
«Но.» - нога;
«Ны.»- нырок;
«От.» - отход;
«Пе.» - передняя (рука, нога);
«По.» - подставка (защита);
«Пр.» - прямой (удар);
«С-С.» - слайд-степ (защита/активная);
«Ту.» - по туловищу (прямой удар);
«Ук.» - уклон (защита); -
«3» - количество ударов;
. - окончание действия;
( )удар или действие;
[ ] - акцентированный удар;
(Примечание: кроме ударов в голову, остальные удары уточняются). «Фи.» - финт (обманное движение).
Финты являются неотъемлемым компонентом в бою для любого боксера от новичка до мастера спорта. Финтом может быть взгляд, мимика, начало движения туловища, головы, рук или изменение ритма движения, если они создают впечатление подготовки действия. Финтом может также служить любое соревновательное упражнение, если его задача отвлечь внимание противника от подготавливаемого действия. Они позволяют легче и уверенней добиваться цели, т.к. их наличие в три раза увеличивает эффективность применения основных соревновательных действий.
Особенно финты необходимы при встрече равных противников. Боевая энтропия усыпляет бдительность противника, дезорганизует и держит его в напряжении, а также способствует в подготовке личной атаки или контратаки, навязывая конкуренту невыгодные и неудобные соревновательные положения.
Сочетая и комбинируя обманные движения с подлинными нацеленными ударами, боксер создает энтропию действий, выматывает противника, приводит его в такое состояние, в котором тот уже не улавливает границы между действительным и ложным действиями, заставляет его делать все новые ошибки, что в конечном итоге, как правило, ведет к поражению, а также повышает зрелищность и красоту боксерского поединка.
Искусство финта - сложное и трудное техническое действие. По структуре своего движения ложное действие должно быть точной копией настоящего, иначе противник в его достоверность не поверит.
В боксе сколько ударов, столько и финтов. Противник знаком с ударами - значит, реагирует на них.
В финтах наиболее эффективны "двухэтажные" комбинации (показ в голову - удар по туловищу или наоборот), а также удары одной или двумя руками в одноэтажном, одноударном, многоударном и разноударном исполнении.
Финт выполняется на 1/3 длины полного правильного исполнения предлагаемого противнику удара (время, относящееся к оставшимся 2/3 длины обманного удара, определено на нанесение основного удара в намеченную цель следующего за обманным движением). Переориентировка противника имеет запаздывающий эффект, достаточный для достижения ударной рукой намеченной цели.
Пример записи простейших обманных ударных действий с последующим акцентированным ударом:
1) (Фи. Пе. Пр.); Ре. Пр.]. 5) (Фи. За. Пр.); [За. Пр.].
2)(Фи. Пе. Пр.); [Пе. Пр. Ту]. 6) (Фи. За. Пр.); [За. Пр. Ту].
3)(Фи. Пе. Пр. Ту); Ре. Пр. Ту]. 7) (Фи. За. Пр. Ту); [За. Пр. Ту].
4)(Фи. Пе. Пр. Ту); [Пе. Пр.]. 8) (Фи. За. Пр. Ту); [За. Пр.].
В спорте высших достижений одним из непременных условий эффективности техникотактических действий является способность боксера к антиципации действий противников. Высокий уровень ее развития дает возможность боксеру не только эффективно контролировать свои действия, но и прогнозировать действия противника, а также своевременно разгадывать их в ходе соревновательного боя. Статистика утверждает, что количество случаев правильного распознавания финтов у мастеров спорта достоверно больше, чем у разрядников.
Различие финтов от основных действий увеличивает период времени реакции на основное действие противника, в конечном итоге замедляет общее время реакции на атакующий удар.
Пример записи очередности освоения «разминочных» серий:
1. Три прямых удара передней рукой (3 Пе.Пр.). Предлагаемые три прямых удара в голову наносятся без силы и скорости в среднем темпе. Правильность действия исходит из подъема локтя исполняющей удары руки вверх / обеспечивается защита головы во время исполнения отмеченных ударов /.
2. Обманное движение (финт).
3. Использование основной серии с акцентированным ударом: передней прямой, задней прямой, передней прямой (Пе.Пр.); [За.Пр.] ;(Пе.Пр.).
4. Защитное действие - уклон наружу (Ук.На.).
5. Исполнение дополнительной серии с акцентированным ударом: передней прямой, задней прямой, передней снизу (Пе.Пр.); (За.Пр.); [Пе.Ни.].
6. Защита (Ук.На).
7. Безинтервальная работа: передней прямой, задней прямой, передней прямой, задней прямой, передней снизу, задней снизу, передней боковой, задней боковой (Пе.Пр.); (За.Пр.); (Пе.Пр.); (За.Пр); (Пе.Ни); (За Ни); (Пе.Бо.); (За.Бо.).
8. Защитное действие (Ны.Вн.).
9. При выходе из нырка три лекгих прямых удара передней рукой (З.Пе.Пр.).
10. Имитационные движения (Им.).
Передняя рука согнута в локтевом суставе под углом 90о - 100о, кисть
находится на расстоянии 15 - 20 см от собственной головы. Локоть на счет
один, два поднимается вверх до уровня плеча (глубокий вдох) и на счет три, четыре опускается вниз до положения вертикально опоре (глубокий выдох).
Данное двигательное действие дает возможность:
- во-первых, расслабиться и отдохнуть;
- во-вторых, позволяет продлить для противника состояние опасности, влекущее за собой задержку расслабления, способствующего восстановлению, тем самым требует от противника лишних энергозатрат, так необходимых для продолжения боя;
- в-третьих, определяет на четкие последующие соревновательные, чаще всего атакующие, действия.
В то же время описываемые имитационно-ударные действия в серийной работе также способствуют повышению активности боевых действий боксера, что в свою очередь хорошо воспринимается специалистами бокса и положительно оценивается судьями.
В конечном итоге разминочная серия имеет следующий блок записи: 1-
(З.Пе.Пр); 2-(Фи.За.Ту); З-(Пе.Пр ); [За.Пр.]; (Пе.Пр ); 4-(Ук.На ); 5-(Пе.Пр ); (ЗаЛр.); [Пе.Ни.]; 6-(Ук.На); 7-(Пе.Пр ); (За.Пр ); (Пе.Пр ); (За.Пр ); (Пе.Ни ); (За.Ни); (Пе.Бо ); (За.Бо ); 8-(На.Вн); 9-(З. Пе.Пр); 10- (Им.).
Во второй разминочной серии в третьем ударном действии добавляются [За. Пр.]; (Пе. Пр.).
В третьей разминочной серии в третьем ударном действии еще добавляются [За.Пр.]; (Пе.Пр.]; [За.Пр.]; (Пе. Пр.).
Выводы
Письменная фиксация технического арсенала помогает занимающимся:
• лучше понять методику освоения предлагаемого к изучению технического арсенала;
• одновременно обрабатывать два ударных поля (этажа) / голову и туловище;
• выделять акцентированные удары;
• держать в напряжении противника;
• регулировать энерготраты отработанными приемами и расслаблением.
Литература
1. Навасардов А. Хорош удар - спасибо лапе // Бокс: Ежегодник - М.: ФиС: 1982. - С. 41-42.
2. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. - М.: ФиС, 1984. - 143с.
Алексеева Ольга Владимировна, кафедра социальных технологий, кандидат педагогических наук, доцент Национального государственного университета физической культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Легафта.
Alexeeva Olga Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, P.F.Leegaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg, department of social technologies.
Стрельников Валерий Александрович, кафедра спортивных дисциплин ФФКСиТ Бурятского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, академик ПАНИ, МСМК по боксу, Email: strelnikov09@mail.ru
Strelnikov Valery Aleksandrovich, department of sports disciplines, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University, academician PANI, MSMK in boxing.
Галимов Геннадий Яковлевич, кафедра теории физической культуры, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of the theory of physical culture, Buryat State University.
УДК 378.091.8-052:613.6
© Г.Я. Галимов, В.А. Садовский ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Уровень физического развития, как один из составляющих соматическое здоровье учащейся молодежи, отвечает за профессиональную готовность к будущей производственной деятельности. Исследованиями показано, что безопасный уровень двигательной активности студентов носит индивидуальный характер и в среднем должен составлять не менее 7-8 часов в неделю.
Ключевые слова: понятие здоровья, профессиональное здоровье, физическая культура, соматическое здоровье студента, психофизическая готовность студента.
G.Ya. Galimov, V.A. Sadovsky FORMATION OF PROFESSIONAL HEALTH OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF PHYSIAL EDUCATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The level ofphysical development as one of the components of students ’ somatic health is responsible for the professional readiness to the future productive activity. Studies have proved that a safe level of students ’ motor activity has individual character and on average it should be at least 7-8 hours a week.
Keywords: concept of health, professional health, physical culture, student’s somatic health, student’s psycho-physical readiness.
Введение
Здоровье профессионального работника является величайшей социально-экономической ценностью общества.
Профессиональное здоровье является основным условием для выполнения человеком его биологических, социальных и главным образом профессиональных функций, фундаментом самореализации личности. Здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с состоянием физического, психического и социального благополучия. За последние годы понятие «здоровье» неоднократно дополнялось и уточнялось, существует более 200 различных вариантов понятия здоровья. Многие авторы связывают здоровье человека со способностью адаптации организма к изменяющимся условиям и производственным факторам внешней среды. При этом выделяют три группы факторов риска, влияющих на профессиональное здоровье человека: 1 - профессиональные; 2 - социальногигиенические условия труда; 3 - психологические взаимоотношения в производственных условиях. Однако мы склоняемся к мнению академика Н.М. Амосова (2002), который сформулировал понятие здоровье как составляющую «количества здоровья» и «резервных мощностей» функциональных систем организма. В свою очередь, резервные мощности следует выразить через «коэффициент резерва», как максимальное количество функции, соотнесенное к ее нормальному уровню покоя, говоря о цене адаптативных реакций организма к внешней среде.
Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к внешним условиям. Так, по мнению В.П. Казначеева, Р.М. Баевского и В.П. Берсенева (1980), здоровье - это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психофизических функций человека. Приня-