Научная статья на тему 'Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии'

Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4146
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / АМБИЦИОЗНОСТЬ / КОНКУРЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / БИЗНЕСМЕНЫ / УПРАВЛЕНЦЫ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АТРИБУТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ФЕНОМЕН / СПОСОБНОСТИ / ДИСПОЗИЦИИ / ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ УСПЕХА / ЦЕННОСТНЫЕ СТРУКТУРЫ / ОЦЕНКА / СОЗНАНИЕ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / НОРМЫ / ЦЕННОСТИ / СТАНДАРТЫ / ЛИЧНЫЕ УСИЛИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧ / СУБЪЕКТ / SUCCESS / REFLECTION / PSYCHOLOGY / AMBITIOUSNESS / COMPETITIVENESS / SOCIAL GROUPS / ENTREPRENEURS / BUSINESSMEN / MANAGERS / VITAL ACTIVITY / ATTRIBUTE / ACTIVITY / PERSONALITY / SELF-REALIZATION / PHENOMENON / ABILITY / DISPOSITION / ACHIEVEMENT / MOTIVATION / SUCCESS MOTIVATION / VALUE STRUCTURES / EVALUATION / CONSCIOUSNESS / GOAL ORIENTATION / BEHAVIOR / NORMS / VALUES / STANDARDS / PERSONAL EFFORT / SATISFACTION / INTERNALITY / CONTROL / SELF-ESTEEM / ASPIRATION LEVEL / AVOIDANCE-MOTIVATED BEHAVIOR / SUBJECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Геворкян Г.Г.

В статье показано, что достижение успеха в различных видах деятельности представляет собой устойчиво проявляемую потребность человека, которая проявляется в различных ситуациях и носит генерализованный характер. Задачей субъекта является приведение в соответствие своих возможностей и ограничений с требованиями и условиями деятельности. Автор связывает успешность с такими психическими характеристиками человека как: уровень притязаний личности, мотивации достижения, характер целей деятельности, локус контроля, стремление проявить способности, усилия, трудолюбие, со стремлением уменьшить существующую неопределенность и получить больше информации о себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional success as an object of scientific reflection in foreign and national psychology

The article shows that achieving success in different activities is a lasting human need, which reveals in a variety of situations and has generalized characteristics. The aim of the subject is to correspond his abilities and limitations with the job requirements and conditions. The author relates success with such human mental characteristics as the personality’s aspiration level, success-oriented motivation, activity objectives characteristics, locus of control, the striving for displaying the abilities, efforts, ambitiousness, combining the urge to reduce the uncertainties and get more information about themselves.

Текст научной работы на тему «Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Геворкян Г.Г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУчНОй РЕФЛЕКСИИ В

зарубежной и отечественной психологии

Тотальное стремление россиян быть успешными во многих областях жизнедеятельности стало одной из явных и проявляемых тенденций нашего времени. По всей вероятности, это является следствием усиления амбициозности и конкурентности представителей различных социальных групп (предпринимателей, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и рангов и др.). В результате личная и профессиональная успешность стала расцениваться человеком как неотъемлемый атрибут и компонент его пребывания в этом мире. Это стало одной из детерминант усиления интереса исследователей к проблематике профессиональной успешности специалистов конкретных сфер деятельности. Среди наиболее значимых оказались: психологические основания профессионального успеха; выявление механизмов регуляции деятельности и поведения успешного профессионала; психологическое содействие личности в решении проблем профессиональной и личностной самореализации и др. [1].

Исследования успешности не являются принципиально новыми для психологической науки. В течение длительного времени проблемы профессиональной успешности находились в центре внимания зарубежных ученых (Фридриха В., Хофмана А., Bhogle S. Murthy V. Bremer T.H. Witting M.A. Fried-Buchalter; Fleming J., Horner M. и др.), хотя и в отечественной психологии предпринимались попытки изучения профессиональной успешности, ее детерминант, поиск характеристик успешного человека (Ефремова О.И., Орлов Ю.М., Ковалёв С.В, Харчев А.Г., Голод С.И. и др.).

В зарубежной психологии понятие «успешность» рассматривается преимущественно в контексте исследования феномена личности. Согласно В. Фридриху и А. Хофману, поведение человека, направленное на успех, определяется не только способностями, но и диспозициями к достижениям, мотивами. По их мнению существенную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности, оценка достигнутого. В любой сфере человеческой жизнедеятельности направленность человека на успех представляет собой осознанное

и целенаправленное поведение, ориентированное на реализацию общественных требований (норм, ценностей, стандартов).

Н. Фетер и Т. Роттер указывают, что результат деятельности приобретает для личности положительный или отрицательный знак лишь в той мере, в какой он имеет значение для собственного достижения. То есть результат деятельности становится психологически значимым и трактуется в качестве успешного в том случае, если он приписывается личным усилиям человека. Удовлетворенность же успехом и неудовлетворенность неудачей растут пропорционально степени интернальности контроля.

Исследователи Дж. Аткинсон, У Джеймс, Т. Дембо, К. Левин, Д. Мак-Клел-ланд, Г. Мюррей, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе, М. Хорнер и др. делают акцент на изучении таких психологических компонентов профессиональной успешности как: самооценка, уровень притязаний, мотивация достижения успеха или избегания неудачи [10].

Достижение успеха в различных видах деятельности представляет собой устойчиво проявляемую потребность субъекта, которая проявляется в любой ситуации независимо от конкретного ее содержания (Мюррей Г.) и носит генерализованный характер (Мак-Клелланд Д.). Характерной задачей субъекта при этом становится приведение им в соответствие своих возможностей и ограничений с требованиями и условиями деятельности.

В течение длительного времени способность человека к успехам объяснялась развитием интеллекта (Верунг Д., Кретов И.С., Макримман А., Ровен Дж., Шредер Г.). Так, по мнению американских ученых, достижение успеха связано не с прилагаемыми стараниями, а с различиями в способностях, знаниях, умениях и навыках. Для успешного поведения и деятельности у человека должна быть развита мотивация компетентности, сводимая не просто к накоплению и усвоению знаний, а представляющая собой потенциальную готовность человека решать поставленные задачи со знанием дела.

Развитию данной позиции послужила концепция Д. Гольмана, в которой успех определяется развитием эмоционального коэффициента, рассматриваемого как способность личности слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, уметь принимать правильные решения в сложной ситуации. В исследованиях Д. Гольмана было выявлено, что лучшими являются не сотрудники, имеющие самый высокий Щ, а те, кто имеет высокое EQ, обеспечивающее хорошее владение коммуникативными навыками и выстраивание эффективных отношений с другими людьми.

Позже причинное поле успешности составили и другие психические характеристики человека: уровень мотивации, характер целей деятельности и др. Было установлено, что успешность человека напрямую зависит от наличия в его личностной сфере мотивации достижения, которая трактуется психологами по-разному: как стремление проявить высокую степень собственных способностей и усилий при достижении успеха (Ф. Маклелланд); как способность испытывать

гордость за свое трудолюбие при успехе (Дж. Аткинсон); как стремление уменьшить существующую неопределенность (В.У. Майер); как стремление получить больше информации о себе (Б. Вайнер) и др.

Дж. Аткинсон объясняет успешность в поведении и деятельности человека различными личностными моделями мотивации достижения. В отличие от других авторов, он рассматривает мотив успеха как автономную потребность, которая почти не связана с остальной структурой личности и ее ценностными ориентациями.

В экспериментальном исследовании А. Тиллегена было доказано, что жажда успеха, честолюбие и склонность добиваться цели на 46 % обусловлены генами, а потребность в достижении - социогенными потребностями.

В исследованиях К. Левина и его школы были получены следующие данные: после успеха уровень притязаний повышается, а после неуспеха - снижается; что достижение одного и того же результата одни личности воспринимают как успех, другие - как неуспех, т.е. уровень притязаний личности определяет ее отношение к результату.

Р. Роттер считает, что одним из психологических компонентов успеха является локус контроль - склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно либо во внешней среде («экстернальность»), либо в себе самой («интернальность) [9].

В работах К. Роджерса, Р. Чалдини, Д. Карнеги, Н. Хилла, К. Хорни и др. были предложены различные психологические техники успешности. Заслугой названных авторов можно считать не столько предложенные ими техники, которым пытались безоговорочно следовать многие, сколько пропагандирование тезиса, что автором успеха-неуспеха является сам человек - субъект деятельности, познания и общения. Попытки разработок различных техник достижения успеха показали, что этот феномен поддается произвольному управлению, а успех является авторским продуктом своего обладателя.

В настоящее время проблема успешности стала интенсивно разрабатываться в отечественной философии, культурологи, социологии, психологии и педагогике, приобретя статус маргинальной (Агапов В.С., Андреев В.И., Батурин Н.А., Бондаревская Е.В., Власова Н.Н., Воронин А.Н., Гончаров В.С., Денисов В.Н., Деркач А.А., Джанерьян С.Т., Кузьмина Н.В., Шаповалов В.К.и др.) [2;3].

Если первоначально исследовательский интерес отечественных ученых был сосредоточен на проблемах успешности в различных сферах деятельности: производственной (Загайнов P.M., Зазыкин В.Г., Кузнецов В.Н.), военной (Корчемный П.А., Лаптев Л.Г., Михайловский В.Г., Селезнев В.Н.), организаторской (Перминова И.В.), спортивной (Ильина Н.Л., Кричевский Р.Л., Рыжак М.М.), брокерской (Корнилова Т.В., Булычкина В.Г., Корнилов А.П.), то затем исследовательский акцент был смещен. Стали изучаться вопросы, связанные с психологической природой успешности, определяющими ее факторами, со спецификой карьерной успешности (Котова И.Б., Канаркевич О.С., Мигель А.А.,

Геворкян Г.Г.)

А.Г. Асмолов рассматривает успех как «лакмусовую бумажку ценности целей» независимо от масштаба субъекта: будь то цели той или иной личности или цели той или иной социальной группы в культуре. Успех выступает своеобразной формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает одобрение или признание со стороны общества.

Профессиональная успешность личности предполагает наличие обратной связи, которая проявляется в подтверждении (или отрицании) этой успешности (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Леонтьев А.Н., Петровский В.А., Петренко В.Ф., Шмелев А.Г. и др.). Она может выступать в виде оценок окружающими результатов и способов активности личности, в виде обращенности к личности ожиданий, требований, а также в виде её собственной оценки удачных (неудачных) способов самовыражения.

Несмотря на изученность многочисленных факторов, которые способны повлиять на качество деятельности человека (мотивы, способности, характерологические особенности личности, особенности системы саморегуляции и другие структуры), до настоящего времени в психологии отсутствует однозначное понимание предпосылок успешности профессиональной деятельности субъекта. Разные авторы (Сыманюк Э.Э., Творогова Н.Д., Иванова Е.М., Кашапов М.М., Климов Е.А.) увязывают ее с разными факторами, имеющими биологический, социальный, психологический характер. Так Б.М. Теплов указывает на зависимость успешности профессиональной деятельности от индивидуальных способностей человека. Е.А. Климов считает индивидуальный стиль деятельности важнейшим фактором успешности деятельности. В контексте детерминант личностной и профессиональной успешности рассматривается мотивация достижений, которая трактуется как уровень притязаний и увязывается с проявлением иных личностных качеств. Обращаясь к данной проблематике, Ю.М. Орлов характеризует профессиональную успешность как фундаментальную социальную потребность, которая не наследуется, а формируется под влиянием ряда социогенных факторов [7;8].

И.Б. Котова полагает, что диспозиции к достижению успеха складываются под воздействием группового влияния, которые затем «перешагивают» границы групповой принадлежности. О.И. Ефремова, разделяя данную точку зрения, отмечает, что конкуренция и соревнование, складывающиеся в рамках социального окружения, повышают индивидуальную готовность к успеху [5;6].

Исследование факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности с позиций личностного подхода, получило свое отражение в трудах Б.Ф. Ломова, Г.М. Зараковского, Е.А. Милеряна, К.М. Гуревича, В.А. Бодрова, Л.Г. Дикой, М.А. Котика, В.А. Пономаренко и др. Выявлено, что субъект трудовой деятельности характеризуется определенной специфической совокупностью личностных образований, в которую входят мотивы, установки, иерархическая система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры,

определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности.

Теоретический анализ работ по профессиональной успешности (Бодров В.А., Маркова А.К., Осницкий А.К., Зеер Э.Ф., и др.) позволяет выделить ряд критериев ее оценки: внешние (результативность работы; эффективность взаимодействия с людьми в процессе труда; инициативность в деятельности) и внутренние (удовлетворенность субъекта труда своей профессиональной деятельностью). Конкретный вид деятельности должен иметь свои критерии успешности. По мнению Н.В. Самоукиной, успех в профессиональной деятельности проявляется в достижении значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих данной цели [1].

Уровень успешности зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, развития ее аффективно-волевой сферы, познавательных способностей, уровня развития самосознания, отношения к «Я», меры доверия к миру и к себе, характера системы оценок и самооценок, уровня притязаний, мотивации достижения, интернальности или экстернальности локуса контроля, системы ценностных ориентаций, коммуникативных навыков, уверенности в себе, развития способностей к самоутверждению.

В.П. Каширин и В.А. Сластенин указывают на обусловленность профессиональной успешности уровнем притязаний. При этом важно, чтобы мотивация достижения была системно связана с волевыми качествами личности и, в частности, детерминирована интернальным локусом контроля и личностной каузальности, позволяющими личности брать ответственность за достижение успеха в поведении и деятельности на себя, а не полагаться на случай, везение и т.д. Данная идея близка позиции Р. Роттера, о которой уже говорилось ранее.

А.К. Маркова установила, что для достижения успеха в профессиональной деятельности важно, какие смыслы вкладывает субъект, из каких ценностных ориентаций исходит, ради чего занимается данным делом, какие внутренние ресурсы вкладывает в свой труд.

Профессиональная успешность может трактоваться в нескольких формах. Во-первых, как признание, популярность человека в том или ином профессиональном сообществе. В данной форме фокусируется признание способностей человека, степень его одаренности и таланта [8]. Достижение такого успеха требует и определенных личностных усилий. Как отмечал Э. Фромм, каждый должен уметь предложить особый тип личности, который независимо от различий должен удовлетворять одному условию - пользоваться спросом. Обозначенная форма ориентации на успех-популярность характерна для конкурентной личности.

Во-вторых, профессиональная успешность может рассматриваться как форма признания авторитетными «значимыми другими». При этом речь идет о избирательности личности, важности успеха и признания только для нее самой. Осознание значимости успеха в таком случае выступает реальной силой, которая побуждает к деятельности.

Третьей разновидностью успеха является успех-преодоление и самопреодоление, выступающие значимым условием развития личности. Для ее достижения требуется самопреодоление, самостановление, определенное творчество личности. В свою очередь, получаемый в ходе приобретения успеха опыт преодоления сложных проблем становится ценным личностным багажом, благодаря которому личность демонстрирует способность осознавать, оценивать и осваивать собственные силы.

Также разновидностью успеха является успех-призвание, который характерен для «достигающей» личности. Самоосуществление и самореализация личности происходит тогда, когда важен не только результат деятельности, но и ее процесс.

Регуляторная функция субъективного критерия успеха личности заключается в установлении границ, допустимых с точки зрения субъекта деятельности, расхождений между реальными и запланированными результатами, в отношении любых конкретных параметров, признаваемых их существенными. Если результаты не выходят за эти границы, то деятельность считается исполнителем успешной, либо подлежит коррекции, направленной на устранение чрезмерного рассогласования, либо пересматриваются критерии, либо деятельность прекращается, а цель считается нереализованной. Конкретный вид деятельности должен иметь свои критерии успешности. Не случайно в каждой многопрофильной профессии происходит закономерный процесс - определение границ своей профессиональной сферы, своей максимальной и продуктивной компетенции, то есть выбора более узкой, конкретной специализации.

Исследования отечественных и зарубежных психологов позволяют заключить, что профессиональная успешность или неуспешность зависят от ряда факторов: адаптивности субъекта профессиональной деятельности (Митина Л.М., Толочек В.А., Ананьев Б.Г., Андреева М.Г.), профессиональной пригодности (Климов Е.А., Гуревич К.М., Бодров В.А., Ананьев Б.Г.), профессионального здоровья личности (Кантер, Динер, Селигман, Варр), наличия профессиональной компетентности (Маркова А.К., Равен Дж., Асмолов А.Г., Атласова О.М., Бандура О.О., Митина Л.М., Елканов С.Б.), выраженности мотивации профессиональной деятельности (Маслоу А., Адамс А., Майлс Г., Скиннер Б., Врум), активности самой личности (Маслоу А., Эриксон Э., Роттер Дж., Деркач А.А.).

Перечисленные компоненты профессиональной успешности имеют внешнюю или внутреннюю природу. Внешними факторами являются: организация профессионального пространства (Иванова Н.Л., Конева Е.В., Кашапов М.М., Исмагилова Ф.С., Климов Е.А., Маркова А.К.); оплата труда (Кей, Мейер, Френч); характеристики самой работы (Хэкман, Олдхэм, Кэмпион, Фицджералд, Бергер); социальные факторы (Творогова Н.Д.).

К внутренним факторам могут быть отнесены: владение специальными знаниями, специальными умениями, наличие специальных качеств личности и свойств характера (Кузьмина Н.В., Деркач А.А.); выраженная психологическая

готовность к деятельности, самосовершенствованию (Коломинский Я.Л., Кричев-ский Р.Л.); характер субъективного контроля, индивидуальный стиль деятельности, самооценка, Я - концепция (Роттер Дж., Столин В.С., Петровский А.В., Ананьев Б.Г., Климов Е.А., Маркова А.К., Деркач А.А., Ситников А.П., Моросанова В.И., Леонтьев А.Н., Мерлин В.С., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С.); мотивированность деятельности (Маслоу А., Леонтьев А.Н., Братусь Б.С., Портер Л., Адамс Дж., Врум В., Скиннер Б., Деркач А.А.), а так же наличие в структуре мотивации творческих потребностей в самоэффективности, персонализации, самоактуализации (Бернс Р., Маслоу А., Петровский А.В., Орлов А.Б., Роджерс К.); личностный потенциал и внутренние резервы человека (Бодалев А.А., Сухов А.Н., Егорова Т.Е., Деркач А.А.); развитая аутопсихологическая компетентность (Деркач А.А., Ситников А.П., Бодалев А.А., Казанцев В.Н., Сухов А.Н., Егорова Г.Е.).

В качестве факторов, способствующих достижению успешности, могут выступать как индивидуально-психологические (интеллектуальные и эмоциональные способности, мотивационная сфера), так и психотипологические (половой диморфизм, возраст, культурная принадлежность) особенности субъекта [5;7].

Профессиональная успешность зависит от отношения к ней самого субъекта, а также от отношения окружающих его лиц. При этом во всех культурах успешность вызывает чаще всего неоднозначное отношение. Данные исследований свидетельствуют о том, что образ успешности на уровне обыденного сознания личности, независимо от социокультурных детерминант, воспринимается как амбивалентный: «сильный», но при этом «эмоционально далекий». Таким образом, можно заключить, что проблема профессиональной успешности по-прежнему остается достаточно востребованной как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Являясь высоко генерализованным качеством личности, поведение, ориентированное на успех, проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности личности - социальной, личностно-семейной, профессиональной и т.д. В связи с этим профессиональная успешность может проявляться в различных формах, предполагая действие разнообразных психических механизмов (идентификации, проекции, авансирования, принятия и др.). Обладая как общими, так и частными особенностями своего проявления, проблема профессиональной успешности по-прежнему требует детального изучения в зависимости от своего предметного содержания.

литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511с.

2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336с.

4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382с.

5. Корнилова Т.В., Булычкина В.Г., Корнилов А.П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал. - 1993. - №1. -С.56-63.

6. Котова И.Б. Жизненный ресурс личности как предпосылка ее социальных амбиций и ее эмоционального самочувствия // Интегративная антропология, когнитивная психология, этнопсихология и экопсихология. Симпозиум XI. Материалы IV Международного Конгресса 2004 г. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - С.71-77.

7. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 456с.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308с.

9. Bhogle S., Murthy V. Fear of Success in Indian Context // J. of Personality and Clinical Studies. 1990. V.6 (1).

10. Fleming J., Horner M. The Motiv to Avoid Success // Motivation and Personality: Handbook of Thematic Content Analysis. N.Y. 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.