Научная статья на тему 'Профессиональная успешность как одно из направлений профессиональной карьеры'

Профессиональная успешность как одно из направлений профессиональной карьеры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1187
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / PROFESSIONAL ABILITIES / PROFESSIONAL POTENTIAL / PEDAGOGICAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY / THEORETICAL AND PRACTICAL COMPETENCES / PROFESSIONAL SUCCESS / PROFESSIONALISM OF PSYCHOLOGIST / PROFESSIONAL CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина А.А., Озерова А.В.

В данной статье рассматривается проблема поиска эффективных форм работы по развитию профессиональных способностей будущих психологов, формирование их профессионального потенциала, подготовке применения их знаний, умений и навыков в будущей педагогической и профессиональной деятельности. Статья посвящена комплексному исследованию понимания понятия успеха личности, которое следует рассматривать как целостный конструкт, многоаспектный в своих проявлениях, состоящий из следующих составляющих: ответственного выбора как «мерила качества» успеха; процесс в постановке цели и поэтапного соблюдения определенной цели; ценностной насыщенности процесса реализации жизненных потребностей. В статье идет речь о повышении уровня теоретических и практических компетенций к инновационно-образовательной среде школы, которая предусматривает стойкость творческой готовности и личностно-индивидуального стиля. Исходя из этого, одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования является развитие исследовательский и творческих умений. В статье анализируется процесс формирования профессиональной успешности, который связан с выполнением определенных условий, наличием определенных профессиональных признаков и соответствующих психологических характеристик в отношении к своей профессиональной деятельности, к людям и к самому себе. Статья подводит некоторые итоги изучения формирование высокого уровня профессиональных притязаний, осуществляемый под влиянием субъективных переживаний успеха или неудач. Это означает, что профессиональная деятельность психолога требует постоянных эмоциональных затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларина А.А., Озерова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SUCCESS AS ONE OF THE AREAS OF PROFESSIONAL CAREER

The article deals with the problem of finding effective forms of work on the development of professional abilities of future psychologists, the formation of their professional potential, the preparation of the application of their knowledge and skills in the future teaching and professional activities. The article is devoted to the complex research of understanding of the concept of personal success, which should be considered as an integral construct, multi-aspect in its manifestations, consisting of the following components: the form of the choice as a "measure of quality" of success; the process of setting a goal and the gradual implementation of a specific goal; value saturation of the process of realization of life needs. The article deals with raising the level of theoretical and practical competencies to the innovative educational environment of the school, which provides for the stability of creative readiness and individual style. Based on this, one of the most important tasks of the educational process in the educational organization of higher education is the development of research and creative skills. The article analyzes the process of formation of professional success, which is associated with the implementation of certain conditions, the presence of certain professional characteristics and relevant psychological characteristics in relation to their professional activities, to people and to himself. The article summarizes some of the results of the study of the formation of a high level of professional claims, carried out under the influence of subjective experiences of success or failure. This means that the professional activity of a psychologist requires constant emotional costs.

Текст научной работы на тему «Профессиональная успешность как одно из направлений профессиональной карьеры»

УДК 378

А.А. Ларина, А.В. Озерова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема поиска эффективных форм работы по развитию профессиональных способностей будущих психологов, формирование их профессионального потенциала, подготовке применения их знаний, умений и навыков в будущей педагогической и профессиональной деятельности. Статья посвящена комплексному исследованию понимания понятия успеха личности, которое следует рассматривать как целостный конструкт, многоаспектный в своих проявлениях, состоящий из следующих составляющих: ответственного выбора как «мерила качества» успеха; процесс в постановке цели и поэтапного соблюдения определенной цели; ценностной насыщенности процесса реализации жизненных потребностей. В статье идет речь о повышении уровня теоретических и практических компетенций к инновационно-образовательной среде школы, которая предусматривает стойкость творческой готовности и личностно-индивидуального стиля. Исходя из этого, одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования является развитие исследовательский и творческих умений. В статье анализируется процесс формирования профессиональной успешности, который связан с выполнением определенных условий, наличием определенных профессиональных признаков и соответствующих психологических характеристик в отношении к своей профессиональной деятельности, к людям и к самому себе. Статья подводит некоторые итоги изучения формирование высокого уровня профессиональных притязаний, осуществляемый под влиянием субъективных переживаний успеха или неудач. Это означает, что профессиональная деятельность психолога требует постоянных эмоциональных затрат.

Ключевые слова: профессиональные способности, профессиональный потенциал, педагогическая и профессиональная деятельность, теоретические и практические компетенции, профессиональная успешность, профессионализм психолога, профессиональная успешность, профессиональная карьера.

UDC 378

A.A. Larina, A.V. Ozerova

PROFESSIONAL SUCCESS AS ONE OF THE AREAS OF PROFESSIONAL CAREER

Voronezh Institute of Law and Economics

Abstract: the article deals with the problem of finding effective forms of work on the development of professional abilities of future psychologists, the formation of their professional potential, the preparation of the application of their knowledge and skills in the future teaching and professional activities. The article is devoted to the complex research of understanding of the concept of personal success, which should be considered as an integral construct, multi-aspect in its manifestations, consisting of the following components: the form of the choice as a "measure of quality" of success; the process of setting a goal and the gradual implementation of a specific goal; value saturation of the process of realization of life needs. The article deals with raising the level of theoretical and practical competencies to the innovative educational environment of the school, which provides for the stability of creative readiness and individual style. Based on this, one of the most important tasks of the educational process in the educational organization of higher education is the development of research and creative skills. The article analyzes the process of formation of professional success, which is associated with the implementation of certain conditions, the presence of certain professional characteristics and relevant psychological characteristics in relation to their professional activities, to people and to himself. The article summarizes some of the results of the study of the formation of a high level of professional claims, carried out under the influence of subjective experiences of success or failure. This means that the professional activity of a psychologist requires constant emotional costs.

Key words: professional abilities, professional potential, pedagogical and professional activity, theoretical and practical competences, professional success, professionalism of psychologist, professional success, professional career.

В современных условиях педагог-психолог должен обладать способностью к творческому мышлению и инновационной деятельности, самостоятельности и нестандартности решений профессиональных проблем, интеллектуальной компетентностью. Поэтому важнейшей задачей, вставшей перед образовательными организациями высшего образования, на сегодняшний день является поиск эффективных форм работы по развитию профессиональных способностей будущих психологов, формирование их профессионального потенциала, подготовке применения их знаний, умений и навыков в будущей педагогической и профессиональной деятельности. Будущий специалист в области психологии должен ориентироваться динамичном информационном и педагогическом пространстве, готов внедрять инновационные технологии, осуществлять интегративное обучение школьников. Такая профессиональная

подготовка должна быть важным компонентом профессионального становления будущих психологов.

В основе нашего исследования особое значение приобретают философско-методологические аспекты подготовки педагога - психолога к профессиональной деятельности (В.А. Андрущенко, И.Д. Зязюн, В.В. Краевский, М.Е. Сысоева и др.), основные позиции в психологии об особенностях педагогической деятельности психолога (Г.И. Балл, В.С. Лазорев и т.д.), особенности профессиональной подготовки будущего психолога в образовательных организациях высшего образования (Л.В. Абдалина, П.С. Гуревич, Г.Н. Филонов, В.И. Шахов и др.) [11].

В процессе подготовки будущих психологов необходимо обратить должное внимание на учет особенностей личности и качества личности человека, среди которых: направленность на самореализацию; желание достичь цели, когда профессиональная успешность становится смыслом жизни; самостоятельность и независимость мысли и суждений; открытость и искренность личности, ее аутентичность; оригинальность решения проблемы, инициативность и гибкость личности; вера в собственные силы и их адекватная оценка; высокий уровень самоанализа, рефлексии; открытость опыту, восприятию необычного, новому, оригинального в окружающей образовательной среде [9; 15].

Термин «профессиональная успешность» тесно связан с такими дефинициями, как «способности» и «карьера». Под способностями ученые понимают индивидуально -психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способности» не сводится к выработанным у человека знаниям, умениям, навыкам (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) [9]. В процессе становления профессиональной карьеры, обучающиеся направления подготовки «Психология» должны почувствовать свободу самовыражения. Только при профессиональной свободе возможна эффективная организация процесса профессионального роста будущего специалиста, является своеобразным поиском своего пути, обретения собственного «голоса», собственного «почерка», собственного педагогического мастерства. Педагог, обладающий свободой самовыражения, умеет управлять собственным развитием, может направить свои творческие силы на поиск новых путей обучения и воспитания учащихся и построения своей профессиональной карьеры.

Профессионально-педагогическая подготовка будущего педагога - психолога имеет свои особенности и предусматривает двоякую цель: во-первых, развить творческие способности будущих специалистов и стимулировать их творческую самореализацию через поиск средств учебной, внеучебной, научно-исследовательской и самостоятельной работы. Во-вторых, вооружить будущих педагогов методами, приемами, технологиями развития потенциала школьников в процессе учебной и внеклассной работы [11; 16].

Одним из важнейших сторон модернизации профессиональной подготовки будущих специалистов в области психологии является повышение уровня теоретических и практических компетенций к инновационно-образовательной среде школы, которая предусматривает стойкость творческой готовности и личностно-индивидуального стиля. Исходя из этого, одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования является развитие исследовательский и творческих умений.

Феномен успеха не является новым понятием в психологии, однако на сегодняшний день не существует единого подхода не только к пониманию природы механизма достижения успешности, а также в подходе к определению объема и содержания соответствующего понятия. Характерной особенностью исследования проблемы успеха является то, что научные взгляды ограничиваются двумя тенденциями: внутренней (субъективно-ценностной) и внешней (объективно-поведенческой). Другими

словами - ценности, смысло-жизненные ориентиры рассматриваются как аксиопсихологичное ядро успеваемости. Внешне периферию ядра успеха составляют мотивационные, поведенческие конструкты, инструментальные ценности, типология выбора (в повседневной жизни), гедонистические ориентиры и др. Таким образом, комплексное понимание понятия успеха личности позволяет рассматривать его как целостный конструкт, многоаспектный в своих проявлениях, состоящий из следующих составляющих: 1) ответственного выбора как «мерило качества» успеха; 2)процесс в постановке цели и поэтапного соблюдения определенной цели; 3) ценностной насыщенности процесса реализации жизненных потребностей. Следовательно, указанные составляющие - это определенные маркеры, по которым можно отслеживать процесс достижения личностью определенного успеха. Исследователи (Ф. Хайдер, Г. Келли, Б. Вайнер) выделяют следующие показатели успеха: 1) настойчивость; 2) интернальность / экстернальность; 3) выбор адекватных задач; 4) энергичность, инициативность в работе [11].

Многовекторность осознанных и неосознанных потребностей, сопровождающая стремлением к успеху, не в последнюю очередь, связана с прошлыми возрастными этапами личности. Отмечается, что культурные нормы отдельной семьи служат основой для укоренения традиций, которые со временем превращаются в константы и ценности. В макромасштабах они формируют национальное представление о том или ином феномене. «У людей различных культур - разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних», совсем неэкзотических факторов вряд ли получится предсказать поведение личности [8]. Существует настоятельная потребность в исследовании психологических основ профессиональной успешности с точки зрения согласования личностных и общественных требований, профессионального и личностного развития преподавателей высшей школы, ведь достижения преподавателями профессиональной успешности является залогом качественной подготовки будущих специалистов.

Такие исследования требуют системного анализа наработок ученых с целью их дальнейшего переосмысления и создания современной концептуальной модели профессиональной успешности преподавателя высшего учебного заведения.

Анализ позволяет выделить направления научного исследования, способствующие разработке проблемы профессиональной успешности преподавателя высшего учебного заведения [17; 20].

Значительное место среди таких исследований занимает психологическое осмысление проблемы профессиональной деятельности (И.Д. Беха, А.И. Бондарчук, Н.Ю. Волянюк, А.Л. Журавлева, Л.М. Карамушка, Г.В. Ложкина, В.Г. Панка, С.А. Смирнова, Д. Фельдштейн и др.), в том числе готовности освоения новых областей знаний, личностного и профессионального развития [3].

Значительный научный интерес вызывают исследования психологии профессионализма, в частности: психология труда как общетеоретическая проблема (А.И. Бондарчук, Н.Ю. Волянюк, Г.В. Ложкин, М.П. Лукашевич, Н.С. Пряжников, В. Толочек и др.); психология карьеры и профессионального развития (Г.А. Балл, А.И. Бондарчук, А.А. Деркач, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Карамушка, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Н. Митина, Л.Г. Никифоров, Ю.П. Поваренков, Ю.Н. Швалб и др.); психологические аспекты профессиональной идентичности (Г.А. Балл, Н.Ю. Волянюк, Г.В. Ложкин и др.); самосовершенствования как психологическая проблема развития профессионализма (Г.А. Балл, Л.М. Карамушка, С.Д. Максименко, Т.М. Титаренко, Н.В. Чепелева и др.); другие аспекты (уровни, критерии, функции) профессиональной деятельности (Г.С. Батищев, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.) [2].

Процесс формирования профессиональной успешности связан с выполнением определенных условий, наличием определенных профессиональных признаков и

соответствующих психологических характеристик в отношении к своей профессиональной деятельности, к людям и к самому себе.

Определение специфики профессиональной успешности требует проявления соответствующих условий. Условиями достижения профессиональной успешности преподавателя высшего учебного заведения можно считать определенные внешние и внутренние факторы, способствующие достижению определенных профессиональных результатов. Психологи обычно выделяют внешние и внутренние условия, связанные с реализацией профессиональной деятельности [2]. Внешние условия вытекают из самой сущности профессиональной деятельности, а затем включают цели и задачи деятельности, определенные стандарты и профессиональные требования, общественные запросы, корпоративную культуру и тому подобное. Внутренние условия целиком зависят от личности, отражают ее мотивационную, когнитивную и ценностную направленность.

Собственно, личность преподавателя является системообразующим фактором для обеспечения условий профессиональной научно-педагогической деятельности и достижения профессиональной успешности.

Следует заметить, что формирование внешних условий, в частности, целей профессиональной деятельности, связано с личностными устремлениями и надеждами, направленными на определенный результат, а также с системой профессиональных требований к преподавателю и системе общественных требований к данной профессиональной деятельности. При этом профессиональная успешность определяется уровнем реализованной поставленных целей, существенно влияет на уровень профессиональной самореализации преподавателя, позволяет ему самоидентифицироваться как профессионалу, и побуждает его к дальнейшему профессиональному развитию.

Для психологического анализа внешних условий профессиональной успешности преподавателя представляется целесообразной схема «человек - профессия - общество», предложенная А.С. Ермолаевым [10]. Благодаря выявлению указанных взаимодействий можно понять общественную и личностную значимость преподавательской деятельности, изучив ожидания и требования социума (качество предоставляемых социальных услуг); профессионального сообщества (уровень выполнения профессиональных функций); субъекта профессиональной деятельности (перевод социальных и профессиональных требований психологической структуры профессиональной деятельности конкретной личности как средства самореализации, самоуважения, социального признания и т.п.). Сегодня психологическая наука оперирует многочисленными теориями и концепциями мотивации: бихевиоризм, когнитивная психология, развитие динамических теорий. Мотивации служат весомым методологическим основанием для изучения психологических особенностей профессиональной успешности.

Вместе с тем, важны концепции мотивации достижения или мотивации успеха -личностные теории мотивации: теория самоактуализации (А.Г. Маслоу, К.К. Роджерс и др.) [3]; концепция фукциональной автономии мотивов; теория волевой регуляции, самоэффективности (А.Н. Бандура, Ж. Нюттен, Х.Р. Хекхаузен) [4]; теория внутренней мотивации и самодетерминации (Р. Райан и др.) [5].

Мотивация достижения по своей сути направлена на качественное выполнение профессиональных функций, результативность и, в конце концов, на профессиональную успешность. Наибольшее значение мотивация достижения приобретает при изучении успешности в сферах деятельности, ориентированных на результат (в частности, педагогическая и научная деятельность). По Х.Р. Хекхаузену, такая деятельность: 1) должно быть результативной; 2) должна оцениваться качественно или количественно; 3) требования к оцениваемой деятельности должны быть адекватными, то есть деятельность не обязательно будет успешной, но потребует определенных физических и

духовных сил; 4) для оценки результатов такой деятельности должна существовать определенная сравнительная шкала и определенный нормативный уровень, который считается общепризнанным; 5) деятельность должна быть желанной, а ее результат -собственным результатом субъекта деятельности [7].

Целесообразно подчеркнуть важность каждого компонента мотивации для достижения профессиональной успешности преподавателя [18]. Когнитивный компонент мотивации опосредует влияние внешних условий (требований к научно-педагогической деятельности), обуславливая своеобразие активности преподавателя, что увеличивает вероятность его профессиональной успешности.

Формирование высокого уровня профессиональных притязаний осуществляется под влиянием субъективных переживаний успеха или неудач. Это означает, что профессиональная деятельность преподавателя требует постоянных эмоциональных затрат. Для успешного выполнения преподавательской деятельности важным является умение распределять эмоциональные нагрузки.

Необходима эмоциональная устойчивость - функциональное, динамичное, интегративное свойство, обеспечивающее успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциогенной ситуации, которое позволяет гибко реагировать на нее (ситуацию) с сохранением внутреннего эмоционального баланса [11]. В противном случае на преподавателя подстерегает опасность синдрома «профессионального выгорания», возникающее в результате накопления негативных эмоций без соответствующего «освобождения» от них. Таким образом, эмоциональный компонент мотивации служит предпосылкой профессиональной успешности преподавателя.

Итак, мотивация является одновременно и внутренним условием, и основой, и фактором достижения профессиональной успешности, однако, сама мотивация еще не гарантирует успеха профессиональной деятельности преподавателя. С мотивацией личности нужно приобрести профессионально важные качества, компетенции, опыт, задействовать все индивидуальные ресурсы, реализация которых позволит выйти на уровень профессиональной успешности. В данном контексте профессиональную успешность следует рассматривать как интегральную систему полученных и сформированных личностных качеств.

Отсюда, профессиональная успешность - это структурное и функциональное единство психологических условий, факторов и показателей, направленных на достижение и определение результатов профессиональной деятельности; процесс согласования социальных, профессиональных требований к личностным целям, потребностям и ценностям с целью формирования эффективной системы психологических стимулов для совершенствования педагогической и научной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

Условиями достижения профессиональной успешности преподавателя высшего учебного заведения можно считать определенные внешние (цели и задачи профессиональной деятельности, система профессиональных требований, общественные запросы, корпоративная культура) и внутренние (потребности, мотивация, уровень притязаний, способности и т.д.) факторы, способствующие достижению определенных профессиональных результатов [19].

Психологическая структура профессиональной успешности преподавателя высшего учебного заведения требует уточнения, поэтому дальнейшие исследования будут нацелены на углубленный анализ и выяснение системы составляющих профессиональной успешности преподавателя высшего учебного заведения.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 32-41.

2. Адольф В.А.Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Монография - Красноярск: 2013. С. 145.

3. Деркач А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. С. 205-326.

4. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. -М.: Национальное образование, 2015. С. 148-152.

5. Леньков С.Л. Основания и принципы интегративно- типологического подхода к сопровождению профессионального самоопределения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015.№ 1. С. 140-155.

6. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. // Вопр. психологии. 2001. № 1. С. 57 - 66.

7. Писарева С.А. Система обеспечения подготовки кадров высшей квалификации. // Человек и образование. 2010. № 4. С. 35-38.

8. Поляков А. В. Проблема социально-психологической адаптации преподавателей вузов к современной системе образования. // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2010. Т. 13.Вып. 1. С. 99-102.

9. Рубцова Н.Е. Интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2014. С. 389-489.

10. Тряпицына А.П. Подготовка педагогических кадров и задачи современной школы. // Вестник Герценовского университета. 2010. № 11. С. 16-18.

11. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов. // Справочник старшего воспитателя 2014. №3. С.4.

12. Chakraborty A. The concept of man and its significance in contemporary philosophy // Bull, of the Ramakrishna mission Inst, of culture. -Calcutta, 2003. Vol. 54. N 9. P. 400-403.

13. Malpas J. The dualities of work : Self-consumption and self-creation // Philosophy today. - Chicago, 2005. Vol. 49. N 3. P. 256-263.

14. Mills С. The child's right to an open future? // J. of social philosophy. - Maiden (MA), 2003. Vol. 34. N 4. P. 499-509.

15. Берман Н.Д. Информационная культура как основа профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 6-2. С. 354-358.

16. Довбыш С.Е. Индивидуальная траектория профессионального роста педагога: постановка проблемы // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 2 (30). С. 5-10.

17. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

18. Кулагина О.В., Енина К.И. Формирование маркетинговой концепции рынка образовательных услуг в высших учебных заведениях // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 65-72.

19. Сорокоумова Г.В. Теоретические подходы к развитию профессионализма педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 3. С. 175-187.

20. Щербакова Т.Н., Щербакова Е.В. Имиджелогия для современного педагога. -Москва, 2012. - 192 с.

Информация об авторах:

Information about authors:

Ларина Аэлита Александровна,

кандидат психологических наук, доцент, Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия

Larina Aelita Aleksandrovna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Voronezh Institute of Economics and Law, Voronezh, Russia

Озерова Анжелика Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия

Ozerova Anzhelika Valeryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Voronezh Institute of Economics and Law, Voronezh, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.