Научная статья на тему 'Профессиональная успешность как ключевая цель системы повышения квалификации учителя'

Профессиональная успешность как ключевая цель системы повышения квалификации учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
864
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / ДИССЕМИНАЦИЯ / COMPETENCE / PROFESSIONAL SUCCESS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MAINTENANCE / SUPPORT / INNOVATIVE EXPERIENCE / DISSEMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занина Лариса Витольдовна

В статье рассматриваются научно-методические основы обеспечения профессиональной успешности учителя в системе повышения квалификации. Профессиональная успешность учителя рассматривается как субъектно-личностное состояние учителя, обеспечивающее достижение успеха в педагогической деятельности в изменяющихся социальных условиях. Примером таких изменений являются расширенные критерии оценки деятельности учителя в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В этих условиях появляется дополнительная функция системы повышения квалификации учителей – диссеминация, которая рассматривается как способ распространения инновационной образовательной практики, а иногда и развития различных элементов инновационной авторской разработки или инновационной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная успешность как ключевая цель системы повышения квалификации учителя»

Научные сообщения

УДК 378.091.398

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

Л. В.Занина

Аннотация. В статье рассматриваются научно-методические основы обеспечения профессиональной успешности учителя в системе повышения квалификации. Профессиональная успешность учителя рассматривается как субъектно-личностное состояние учителя, обеспечивающее достижение успеха в педагогической деятельности в изменяющихся социальных условиях. Примером таких изменений являются расширенные критерии оценки деятельности учителя в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В этих условиях появляется дополнительная функция системы повышения квалификации учителей - диссеминация, которая рассматривается как способ распространения инновационной образовательной практики, а иногда и развития различных элементов инновационной авторской разработки или инновационной системы в целом.

ne article examines the scientific and methodological bases of the professional success of teachers in the training system. Professional success as a teacher is considered as a subjective-personal status of teachers, ensuring success in teaching activities in the changing social conditions. Examples of such changes include the extended criteria evaluation of teachers in the framework of the priority national project “Education ”. In these circumstances, there is an additional feature of teacher training - dissemination, which is considered as a way to spread the innovative educational practices, and sometimes the development of various elements of the innovation or innovative authoring system.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная успешность, повышение квалификации, сопровождение, поддержка, инновационный опыт, диссеминация.

Competence, professional success, professional development, maintenance, support, innovative experience, dissemination.

Одним из основных направлений модернизации российской системы образования категория «успешность» ученика и учителя в обучении и творчестве. Критериями успешности в обучении и творчестве, соответственно являются уровень информированности здоровой, социально устойчивой, мобильной личности учащегося, ее способности к проектированию собственной стратегии образования и жизнедеятельности в меняющихся жизненных ситуациях. Категория «успешность» в характеристиках профессиональной компетентности учителя в педагогической теории и практике рассматривается в следующих аспектах:

- как характеристика высокого уровня профессионализма, профессиональной компетентности (Н. Л. Киселева, В. В. Московский и др.);

- как совокупность психолого-педагогичес-ких характеристик учителя. В этом контексте успешность учителя тождественна понятию продуктивности его педагогической деятельности (С. А. Дружилов, Е. В. Ерофеева, А. К. Маркова, Г. И. Михалевская и др.);

- как характеристика динамического развития профессионально значимых качеств личности (Л. Н. Лазаренко, Л. И. Новиков, А. В. Петровский и др.);

- как способность человека добиваться успеха в течение длительного времени (О. И. Кру-шельницкая).

Анализ приведенных теоретических подходов к рассмотрению характеристик категории «успешность учителя» позволяет рассматривать успешность с позиции непрерывности его про-

Научные сообщения

ЧИППКРО

фессионального становления и компетентности. Поясним свою позицию. Профессиональная успешность рассматривается как субъектно-личностное состояние учителя, обеспечивающее достижение успеха в педагогической деятельности в новых социально меняющихся условиях и отражающее динамику развития личностнопрофессиональных качеств, а также мотивационно-ценностного, эмоционально-оценочного отношения к результатам педагогической деятельности.

Следует отметить, что в современной образовательной ситуации существует целый ряд нормативных документов, актуализирующих стремление учителя к профессиональной успешности. Можно в качестве примера привести факт расширения критериев в оценке деятельности учителя в рамках приоритетного национального проекта «Образование», включающих: свидетельства, подтверждающие общественное признание высоких учебных результатов (критерий 1); общественную оценку деятельности педагога по реализации авторской образовательной программы (критерий 2); социальную значимость разработанных педагогом проектов, признанных на муниципальном и региональном уровнях и освещенных в СМИ, на сайтах и форумах (критерий 3); характеристику индивидуальной модели профессиональных компетенций (Я-концепция), сообразно которой педагог осуществляет собственное профессиональное развитие (критерий 6). Особого внимания заслуживает критерий 5 «Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе», показателями которого служат: система представления целостного опыта профессиональному сообществу; эффективность использования в массовой педагогической практике; диссеминация опыта на региональном и федеральном уровнях; публикации; наличие международных грантов в области образования. Опыт экспертизы представленных учителями работ позволяет говорить о том, что большинство из приведенных характеристик критериев составляет значительное затруднение для учителей.

Формирование профессиональной успешности учителя связано с обеспечением необходимого уровня его профессиональной компетентности, которая рассматривается как целостная система, включающая методологиче-

скую, предметную, психолого-педагогическую и методическую компетентности. Значимым для рассмотрения проблемы успешности учителя является то, что категория «профессиональная компетентность» выражает личностные возможности, позволяющие учителю самостоятельно и достаточно эффективно реализовывать профессионально-педагогические задачи; является характеристикой его способности к мобилизации собственных знаний и умений для воплощения целей профессиональной деятельности, является показателем теоретической и практической готовности учителя к успешной самореализации в течение его жизнедеятельности. Если речь идет о непрерывности как характеристике успешности учителя в процессе становления его профессиональной компетентности, то логичным будет определить в этом ряду позицию и значение системы повышения квалификации.

Система повышения квалификации учителей как целенаправленный процесс их непрерывного образования выполняет развивающую, обучающую, информационную, исследовательскую, экспертную функции, содействует продуктивному самосовершенствованию и саморазвитию специалистов образования. При этом следует отметить, что система повышения квалификации учителей, обладающая мощным образовательным потенциалом, мало внимания уделяет профессиональной успешности как ресурсному источнику развития личности учителя. В этом направлении система повышения квалификации учителей, прежде всего, может и должна актуализировать мотивацию успеха учителей, поскольку мотивация успеха и профессиональная мотивация являются внутренними движущими факторами развития профессиональной успешности учителя.

С потребностью учителя добиваться успеха связана мотивация достижения, которая проявляется как стремление к повышению уровня собственных возможностей. Мотивация достижения побуждает учителя к совершенствованию своих действий и определяет внутренние процессы становления личности в деятельности, ее направленность на педагогический успех. Устойчивость мотивации достижения обеспечивает динамику развития профессиональной успешности учителя. Одним из важнейших условий, способствующих достижению успеха

в профессиональной деятельности, профессиональной самореализации является высокий уровень сформированности профессионального самосознания, составным компонентом которого является позитивное самоотношение. В отечественной педагогике сущность позитивного самоотношения определяется как качество личности, характеризующееся устойчивым отношением, избирательной положительной активностью поведения, деятельности и переживаний к самому себе.

Теоретические подходы к рассмотрению характеристик успешности учителя определяют внешние и внутренние условия в отечественном образовательном пространстве ставят учителя перед необходимостью демонстрировать результативность собственной профессиональной деятельности, подкрепляя их примерами социального признания и пр. В сложившейся ситуации следует вести речь о модели организационно-педагогического сопровождения непрерывного процесса становления профессиональной успешности учителя, органичной составляющей которого является система повышения квалификации учителей. В основе такой модели может быть определение сущностной характеристики профессиональной успешности учителя, которая включает категориальные, функциональные, структурно-содержательные, типологические аспекты, в основе выделения которых определяется единство ценностномотивационного, интеллектуально-познавательного, эмоционально-волевого и действеннопрактического компонентов. Организационнопедагогические условия, стимулирующие процесс формирования профессиональной успешности учителя в системе повышения квалификации, включают: создание успешной образовательной среды; системное обучение формированию профессиональной успешности учителей в системе повышения квалификации; его комплексное программно-методическое обеспечение; кадровые ресурсы системы повышения квалификации; специально отобранные технологии обучения (информационные, само-развивающие, коллективные, имитационно-моделирующие); педагогический мониторинг и диагностика уровней формирования профессиональной успешности учителей; активизацию самообразовательной деятельности и самостоятельной работы учителей по проектированию

отдельных элементов педагогического процесса; раскрепощение творческого потенциала педагогов через становление их рефлексивной позиции.

Модель поддержки и стимулирования профессиональной успешности учителя включает: достойное вознаграждение, микроклимат в коллективе, новизну деятельности, возможность повышения квалификации, позитивное отношение со стороны коллег, администрации школы, интерес к выполняемой работе, удовлетворенность основными аспектами жизнедеятельности, педагогическую поддержку, причастность к общему делу, решению общественно-значимых задач; потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других, удовлетворение от самого процесса и результата работы, формирование позитивного самоотношения, саморазвитие.

В сложившейся социально-образовательной ситуации следует обратиться к содержанию повышения квалификации учителей, в характеристиках которого возможны определенные смысловые «сдвиги», позволяющие, на наш взгляд, обеспечить профессиональную успешность учителя, акцентировав внимание на вопросах общественного и профессионального признания результатов его деятельности. Вряд ли в этом ряду могут быть результативными тренинги успешности - слишком непродолжительные курсы повышения квалификации призваны выполнять поставленные задачи в соответствии с программой. Но, независимо от содержания курсов повышения квалификации учителей следует в каждой из них разрабатывать инвариантный модуль, позволяющий учителю быть успешным в конкретной отдельно взятой образовательной проблеме. В сущности, в этом заключается компетентностный подход к повышению квалификации учителей, ориентированный на результативность деятельности и ориентирующий учителя на результативность, а значит - на его профессиональную успешность.

В сложившейся практике образования появляется дополнительная функция системы повышения квалификации учителей - диссемина-ция, сущность которой рассматривается как особый способ распространения и освоения опыта, адекватного конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выра-

Научные сообщения

ЧИППКРО

щивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом; это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссе-минации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими. Рассматривая контексты дис-семинации, подчеркнем, что это процесс, разворачивающийся в конкретном пространстве-времени, здесь и теперь. В этом отношении важен как ближайший конкретно-исторический контекст, так и более широкий контекст (распространение нового в различных сферах).

Актуальность диссеминации заключается в том, что инновационная практика достаточно автономна, самодостаточна и в силу этого замкнута, несмотря на то что распространение и тиражирование присуще самой инновации. Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников.

Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта - является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации: 1) информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающей о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет; 2) коммуникационные

- профессиональные события; 3) обучающие -организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения; 4) экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.

Таким образом, перед системой повышения квалификации учителей стоит дополнительная архитектурная функция по формированию дис-семинационной сети, которая включает следу-

ющие действия: 1) по локализации инновационного опыта - описание опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики; 2) по мультипликации инновационного опыта - мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети пилотных и стажерских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику; 3) по консультированию субъектов инновационного опыта - оказание им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта.

Под сетью понимается возможность непосредственного или опосредованного установления контактов (связей) формирующихся позиций и содержания между всеми субъектами диссеминационного процесса с целью достижения необходимых результатов. Сеть - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений. Он основан на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, так называемых неиерархических связей и «узлов», т. е. мест решения различных вопросов между учреждениями. По этим связям между учреждениями происходит обмен недостающими ресурсами. Каждая школа, включенная в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает свои собственные возможности. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствуют повышению качества образования. Благодаря сетевому взаимодействию, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как сетевые системы обладают множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов.

Для успешного продвижения инновационного педагогического опыта необходимы условия, создание которых возможно в системе повышения квалификации: а) представить опыт в форме наглядной, технологичной и доступной для восприятия и реализации в конкретных условиях; б) вызвать заинтересованность учителей в овладении инновационным опытом, актуализировать в них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике с целью достижения еще более высокого уровня профессиональной успешности и обеспечения успешности своих учеников.

Литература

1. Жемухова, Л. З. Успешность учителя как педагогическая проблема / Л. З. Жемухова // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2009. -№ 109.- С. 103-108.

2. Занина, Л. В. Методология дополнительного профессионального образования в постиндустриальном обществе / Л. В. Занина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2011. - № 1(6). - С. 5-12.

3. Моисеев, А. М. Диссеминация образовательных ресурсов, созданных в ходе осуществления Мегапроекта «Развитие образования в

России» (Среднее образование) : метод. реком. / А. М. Моисеев. - М. : Изд-во МГОУ, 2003.

4. Старикова, О. Г. Инновационные стратегии в образовании / О. Г. Старикова // Культурная жизнь Юга России. - 2010. - № 1(35).

5. Ильясов, Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров / Д. Ф. Ильясов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2 (92). - С. 30-35.

6. Информационно-консультационный центр АПК и ППРО [Электронный ресурс]. -иКЬ : http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-га^а/52-2-1.Мш! [дата обращения: 12.02.2013].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.