Научная статья на тему 'Профессиональная специфика образа мира у специалистов различных профессий: взгляды отечественных психологов'

Профессиональная специфика образа мира у специалистов различных профессий: взгляды отечественных психологов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
526
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / СЛОИ ОБРАЗА МИРА / ЯДЕРНЫЙ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ / ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СЛОЙ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗНОТИПНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОФЕССИЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / IMAGE OF THE WORLD / LAYERS OF THE IMAGE OF THE WORLD / NUCLEAR / SEMANTIC / PERCEPTUAL LAYER / LIFESTYLE / PROFESSIONAL IMAGE OF THE WORLD / PROFESSIONAL ACTIVITY / DIVERSE PROFESSIONALS / REPRESENTATIVES OF PROFESSIONS OF AN EXTREME PROFILE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Люкшина Дарья Сергеевна

В статье представлен теоретический анализ и отражены взгляды отечественных психологов к пониманию профессиональной специфики образа мира специалистов различных профессиональных групп. Рассмотрены следующие группы специалистов, изученные отечественными авторами: моряки, находящиеся в рейсах разной длительности; инспектора рыбоохраны; военнослужащие; старатели; геологи; медики; медицинские работники станции скорой помощи и поликлиник; врачи скорой помощи, дежурные медсестры и охранники; врачи, занимающиеся восточными лечебными практиками; учителя; педагоги; директора школ; студенты; преподаватели вузов; психологи; бухгалтера; представители типа «Человек-Знак», «Человек-Человек», «Человек-Техника»; специалисты со сменным графиком и специалисты, работающие в стандартном режиме; специалисты, работающие в режиме вахтового, сезонного, полевого и сменного графика. Авторы, представленных исследований, концентрируют внимание на специфичности слоев образа мира на разных этапах личностно-профессионального становления специалистов, на взаимовлиянии слоев образа мира друг на друга. Обращают внимание, на тот факт, что ядерный слой образа мира придает избирательный и направленный характер семантическому слою, а семантический слой сообщает обобщенные отношения к объектам окружающего мира. Также на формирование профессионально специфичного образа жизни влияет стаж профессиональной деятельности. В работе выявлено, что с одной стороны образ мира определяет, формирует профессиональную деятельность, с другой может трансформироваться, обогащаться и видоизменяться под влиянием самой профессиональной деятельности, выполняемой длительный промежуток времени. Автором предложена идея теоретической модели для проведения дальнейшего эмпирического исследования: «профессиональный образ мира профессиональная деятельность личность представителей профессий экстремального профиля».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional specificity of the image of the world among specialists of different professions: the view of Russian psychologists

The article presents the theoretical analysis and reflects the views of Russian psychologists on the understanding of the professional specificity of the image of the world of specialists of various professional groups.The following groups of specialists studied by Russian authors are considered: sailors who are on voyages of different lasting; fish conservation inspectors; military personnel; prospectors; geologists; doctors; ambulance station and polyclinic health workers; emergency doctors, nurses on duty and security guards; Eastern medical practitioners; teachers; school principals; students; university professors; psychologists; accountant; representatives of the type "Man-Sign", "Man-Man", "Man-Technique"; specialists with a changeable schedule and specialists working in standard mode; specialists working in rotational, seasonal, field and shift schedules. The authors of the presented studies focus on the layers’ specificity of the image of the world at different stages of specialists’ personal and professional development, on the mutual influence of the layers of the image of the world on each other. Attention is drawn to the fact that the nuclear layer of the image of the world gives a selective and directional character to the semantic layer, and the semantic layer reports generalized attitudes towards the objects of the surrounding world. Also, the formation of a professionally specific lifestyle is influenced by professional experience. It was revealed that, on the one hand, the image of the world determines and forms professional activity, on the other, it can be transformed, enriched and modified under the influence of the professional activity itself performed for a long period of time. The author proposed the idea of a theoretical model for conducting further empirical research: “the professional image of the world professional activity the identity of representatives of professions of an extreme profile”.

Текст научной работы на тему «Профессиональная специфика образа мира у специалистов различных профессий: взгляды отечественных психологов»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/102PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 20.02.2019; опубликована 11.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Люкшина Д.С. Профессиональная специфика образа мира у специалистов различных профессий: взгляды отечественных психологов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/102PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Liukshina D.S. (2019). Professional specificity of the image of the world among specialists of different professions: the view of Russian psychologists. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/102PSMN119.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.29

Люкшина Дарья Сергеевна

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Владивосток, Россия

Старший преподаватель E-mail: danyasergeevna@gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=731739

Профессиональная специфика образа мира у специалистов различных профессий: взгляды отечественных психологов

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ и отражены взгляды отечественных психологов к пониманию профессиональной специфики образа мира специалистов различных профессиональных групп. Рассмотрены следующие группы специалистов, изученные отечественными авторами: моряки, находящиеся в рейсах разной длительности; инспектора рыбоохраны; военнослужащие; старатели; геологи; медики; медицинские работники станции скорой помощи и поликлиник; врачи скорой помощи, дежурные медсестры и охранники; врачи, занимающиеся восточными лечебными практиками; учителя; педагоги; директора школ; студенты; преподаватели вузов; психологи; бухгалтера; представители типа «Человек-Знак», «Человек-Человек», «Человек-Техника»; специалисты со сменным графиком и специалисты, работающие в стандартном режиме; специалисты, работающие в режиме вахтового, сезонного, полевого и сменного графика.

Авторы, представленных исследований, концентрируют внимание на специфичности слоев образа мира на разных этапах личностно-профессионального становления специалистов, на взаимовлиянии слоев образа мира друг на друга. Обращают внимание, на тот факт, что ядерный слой образа мира придает избирательный и направленный характер семантическому слою, а семантический слой сообщает обобщенные отношения к объектам окружающего мира. Также на формирование профессионально специфичного образа жизни влияет стаж профессиональной деятельности.

В работе выявлено, что с одной стороны образ мира определяет, формирует профессиональную деятельность, с другой - может трансформироваться, обогащаться и видоизменяться под влиянием самой профессиональной деятельности, выполняемой длительный промежуток времени. Автором предложена идея теоретической модели для проведения дальнейшего эмпирического исследования: «профессиональный образ мира -

профессиональная деятельность - личность представителей профессий экстремального профиля».

Ключевые слова: образ мира; слои образа мира; ядерный, семантический, перцептивный слой; образ жизни; профессиональный образ мира; профессиональная деятельность; разнотипные профессионалы; представители профессий экстремального профиля

Феномен профессиональной специфики «образа мира» в отечественной психологии изучается с конца 80-х годов прошлого века. Так как в последние 10-15 лет он активно изучается в отечественной психологии, мы решили провести теоретический анализ и рассмотреть работы посвященные изучению данного феномена.

В.А. Шиман под образом мира, как и многие отечественные авторы (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, В.П. Серкин, С.Д. Смирнов), понимала, «целостную многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о самом себе и своей деятельности, наиболее адекватно передающую субъективный, активный и целостный характер презентации мира человеку» [1; 2; 3].

Доказано, что принадлежность к определенной профессии накладывает отпечаток на процесс жизнедеятельности человека: восприятие времени, окружающего пространства, людей, семейную и социальную жизнь, восприятие и оценку событий. Без образования профессиональной специфичности образа мира, формирование нужных трудовых качеств (профессионализация) иногда попросту невозможна. Например, это касается работников военных структур, а также многих профессий типа «человек-человек». В.П. Серкин обозначил эту специфичность как «профессиональная функциональная подструктура образа мира». В соответствии с этим можно утверждать, что профессиональная деятельность влияет на особенности восприятия человека, его систему отношений, ценностей и мотивов. Профессионал включает трудовую деятельность в свой опыт, преобразовывая тем самым свое видение мира.

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева, одним из первых о профессиональной специфике образа мира стал говорить Е.А. Климов. Рассматривая специалистов разнотипных профессий, он выявил различия, непосредственно связанные с этими типами. И выделил 7 планов в структуре образа мира профессионалов: дальний, общий, средний - интересуемая меня часть общего плана. Первые три - это общий план образа мира. А первый, крупный, план деталей, оперативный план детализации - это уже непосредственно планы профессиональной деятельности. Таким образом, он пытался типизировать индивидуальные образы мира. Е.А. Климову удалось выделить различия не только в самих образах мира, но и в описании различных объектов, особенностях гнозиса и так далее. Тем не менее, малоизученным, по мнению автора, остается вопрос о том, как образ мира влияет на выбор профессиональной деятельности, или профессиональная деятельность на формирование образа мира [4].

О необходимости рассмотрения профессиональной деятельности человека как фактора, который особенно влияет на видение окружающего мира, отношения к окружающим объектам и явлениям, а также на восприятие действительности говорили М.М. Абдуллаева, Е.Ю. Артемьева, И.Б. Ханина [2; 5; 6; 7]. И.Б. Ханина назвала этот феномен профессиональным видением мира и обозначила его как «систему отношений специалиста-профессионала с объектами мира», образованный профессионально обусловленными смыслами, видением ситуации, восприятием межличностных отношений и коммуникацией [6; 7].

В образ мира профессионала также включены особенности восприятия пространства и времени и осуществление деятельности в соответствии с ними. О.А. Истомина в своей работе

исследовала эти параметры у моряков, находящихся в рейсах разной длительности. Было выявлено, что пространственно-временные представления моряков претерпевают изменения, связанные с длительностью рейса и выполняемой субъектом деятельности в нем, а также влияют на их эмоциональное состояние и отношение ко времени и пространству. Для них характерны нарушение ритмов, пространственное смешение зон работы и быта, временные рамки труда и отдыха, что значимо отражается на их образе мира [8].

Репрезентацию времени в образе мира профессионалов исследовала Т.Н. Денисова, выявив ее зависимость от типа профессии: представители типа «Человек-Знак» при оценке времени ориентируются на механизмы и прочие неживые объекты, в то время как профессионалы типа «Человек-Человек» - на живые объекты и опираются на интуицию и эмоции [9, с. 153-154].

А И.И. Черемискина исследовала «профессиональный хронотоп» у разнотипных профессионалов, как целостную совокупность взаимосвязанных пространственно-временных характеристик труда. Она отметила, что наиболее качественными для исследования являются психосемантические и проективные методы, и выявила различия в представлениях о «профессиональном хронотопе» у представителей разнотипных профессий, связанных с предметом, условиями, средствами и временной организацией труда. Наиболее выраженные и согласованные представления о «профессиональном хронотопе» доминируют у представителей профессий типа «человек-техника» [10].

Также разнотипных профессионалов исследовала В.А. Шиман, говоря о необходимости изучения образа мира у них для самореализации, самоопределения, профессионального и личностного роста. Она выделила профессиональную специфику образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками. Мышление и стиль профессиональной деятельности данных специалистов, основанный на восточной философии и медицине, обладает особой восточной врачебной спецификой, и часто не тождественен современной научной медицине [1].

В.А. Склейнис, изучая специфику развития образа мира у разнотипных профессионалов, отмечает следующие изменения в слоях образа мира. В ядерном слое у преподавателей вузов более выражены ценностные ориентации, а у бухгалтеров выявлены значимые различия в уровне субъективного контроля. В семантическом слое выявлена закономерность, чем больше стаж профессиональной деятельности, тем больше количество и вес профессионально значимых признаков в семантических универсалиях. В перцептивном слое происходят изменения в сторону его увеличения и насыщения с увеличением стажа [11].

О.А. Гаранина исследовала особенности организации времени специалистов, работающих в сменном графике. Выборку составили специалисты со сменным графиком (врачи скорой помощи, дежурные медсестры и охранники) и специалисты, работающие в стандартном режиме (восемь часов в день, пять дней в неделю), в качестве группы сравнения. Ею было выявлено, что у специалистов со сменным графиком есть своя специфическая концепция организации времени, формирование которой связано с перестройкой своей рабочей и внерабочей деятельности под нестандартный временной цикл, который отличается от общепринятого. Они организуют свою жизнь в условиях «социального десинхроноза», который, проявляется как во внутриличностном плане, так и во внешнесоциальном, т. е. проявляется расхождение временной концепции специалиста с концепцией близких ему людей, работающих в обычном режиме. Организация времени специалистов в сменном графике имеет следующие специфические черты: цикл «работа-отдых» укорочен; более актуальным для них является краткосрочное планирование; при организации нерабочего времени они выбирают те виды деятельности, которые наименее связаны с общением. Все это заставляет их использовать различные способы совладания для минимизации ситуации десинхроноза. Такие специалисты

https://mir-nauki.com

в большинстве своем стараются самостоятельно преодолеть ситуацию десинхроноза, при осуществлении деятельности наиболее часто выбирая ориентацию непосредственно на актуальную ситуацию «здесь и сейчас», т. е. по обстоятельствам. Наименее часто они для решения этой проблемы прибегают к помощи своего ближайшего социального окружения [12].

С.А. Калашникова рассматривала ценностно-смысловую составляющую образа мира медицинских работников станции скорой помощи и поликлиник. Условия их профессионального труда относила к особым условиям деятельности, под которым понимала «специфический профессиональный образ жизни, определяемый образом мира профессионала». И отмечала, что данные условия работы в постоянном психическом и физическом напряжении, чрезмерных нагрузках, способствуют развитию профессионального выгорания, так как количество личных психологических и физиологических ресурсов, гораздо выше, чем в обычных условиях профессиональной деятельности. Профессиональное выгорание у данных сотрудников выступает как психологический защитный механизм -ресурсосберегающего поведения [13].

Н.В. Бондарчук изучая старательский труд, выявила негативное отношение у сотрудников к старательскому труду и образу жизни. Экстремальные условия труда, утомление, напряжение, эмоциональное возбуждение, низкий уровень субъективного контроля у старателей, направленность на задачу и на себя, отстранение от эмоциональных контактов, информационную и групповую изоляцию, монотонность, финансовую ненадежность, отсутствие отдыха и неудовлетворенность жизнью в рабочий сезон [14].

С.В. Шунькова исследовала профессиональную специфику образа мира и образа жизни у геологов. Ею были выявлены особенности на всех трех слоях образа мира: ядерный -отношение к окружающим людям и природе, высокая осмысленность жизни, ценностные расстановки; семантический - позитивное семантическое оценивание («активный», «подвижный», «насыщенный»); перцептивный - внимательность к деталям, развитая ориентация в пространстве. Также, она отмечает, что данные изменения образа мира начинаются еще в процессе обучения, происходя в первую очередь в перцептивном слое, а затем в семантическом. Образ жизни геологов характеризуется: высокой напряженностью труда, большими физическими нагрузками, жесткой временной регламентированностью, полевыми условиями, адаптацией к полевым условиях и реадаптацией после, трудностями организации совместной деятельности и отдыха, специализированным коллективом с особенностями профессиональной и межличностной коммуникации, фрустрацией биологических потребностей [15].

Е.А. Манчилина в своем исследовании частично подтвердила факт влияния образа мира профессии на развитие личности студентов в учебной деятельности [16].

Д.А. Медведев выделил критерии для построения типологии образа мира: эмоциональная установка и направленность ценностных ориентаций. Исходя из критериев, выделил и описал 4 типа образа мира: позитивный и негативный альтруистический, позитивный и негативный индивидуалистический. Включил в процесс профессионального обучения студентов педагогического профиля, занятия на развитие образа мира, позволяющее оптимизировать восприятие и придающее альтруистическую направленность, проявляющуюся в диалогической направленности на восприятие окружающей действительности [17].

На примере учителей профессиональную специфичность образа мира и образа жизни также выявила С.В. Пивоварова. Исследуя молодых специалистов, учителей со стажем 7-10 лет и со стажем выше, она пришла к выводу, что изменения в личности профессионала происходят и коррелируют со стажем профессиональной деятельности. И наиболее заметно это становится у учителей со стажем более 15 лет [18].

https://mir-nauki.com

П.Р. Юсупов выявил психологические особенности профессионального образа мира у директоров школ Алтайского края в зависимости от уровня мотивации достижения. При высоком уровне, руководителям свойственны такие качества, как: инициативность, способность ставить цели, умение сплачивать коллектив, реализовывать намеченное, умение презентовать полученные результаты и делиться опытом. При низком уровне, важны следующие характеристики: жесткий, но справедливый руководитель, не проявляющий инициативу, но опытный организатор, умелый и рисковый добытчик средств из бюджета, не заинтересованный в самопрезентации результатов деятельности школы. Так же он определил иерархию ценностей профессиональных целей у директоров школ: благоприятный психологический климат и условий для обучения, высокий уровень сплоченности коллектива, инновационное развитие учреждения [19].

А.Н. Гусев и А.С. Дубчук, исследуя взаимосвязь ядерного и семантического слоев образа мира, отмечают выявленную специфику. У психологов по сравнению с педагогами приоритетной жизненной ценностью выступает активность. В сематическом слое психологи согласованнее педагогов оценивают изображение лиц по критерию энергичности и независимости, и чаще приписывают им такие характеристики, как активность и общительность. Авторы доказывают взаимовлияние этих слоев друг на друга. Ядерный придает избирательный и направленный характер семантическому слою. А семантический сообщает «синтезированные отношения к объектам действительности» [20, с. 22-23].

Также Н.В. Козлова и Ю.В. Овчинникова, говорят о том, что ценностные ориентации личности входящие в состав ядерного слоя образа мира могу качественно трансформироваться для наиболее благоприятной адаптации, чаще всего в кризисных ситуациях. И на основании проведенного исследования выделили следующие типы организации ядерного слоя, критерием послужил фактор успешности личностно-профессионального становления: успешные, ориентированные, не определившиеся [21].

Ю.В. Овчинникова утверждает, что на разных этапах личностно-профессионального становления слои образа мира специфичны. Семантический слой характеризует специфику образа жизни и деятельности человека. Ядерный слой обладает структурно-содержательной организацией и может быть типологизирован [22].

Таким образом, без формирования профессиональной подсистемы образа мира осуществление длительной трудовой деятельности становится невозможным. Во всех описанных выше исследованиях профессиональная деформация образа мира является целесообразной и обоснованной для успешного осуществления конкретной деятельности. Чем больше стаж профессиональной деятельности, тем профессионально специфичнее становится образ жизни. На разных этапах личностно-профессионального становления слои образа мира специфичны. Существует взаимовлияние слоев образа мира друг на друга. Ядерный придает избирательный и направленный характер семантическому слою, семантический - сообщает «синтезированные отношения к объектам действительности». Автор согласен с мнением В.П. Серкина о том, что даже экстремальные условия профессиональной деятельности, в образе мира субъекта могут выступать как положительные, если специалист находит смысл пребывания в данных условиях [3].

Образ мира позволяет строить желаемую действительность, проходя через различные герменевтические круги, находя новый смысл и видение в прежде знакомых ситуациях и приближаясь к смысловому контексту профессиональной деятельности. С одной стороны образ мира определяет, формирует профессиональную деятельность, с другой стороны он может

Выводы

трансформироваться, обогащаться и видоизменяться под влиянием самой профессиональной деятельности, выполняемой длительный промежуток времени. А.Н. Леонтьев предлагал модель «психология образа - психология деятельности - психология личности», вместо триады «деятельность - сознание - личность» [23, с. 22]. В контексте проведения дальнейшего эмпирического исследования данная модель может быть представлена как «профессиональный образ мира - профессиональная деятельность - личность представителей профессий экстремального профиля».

ЛИТЕРАТУРА

1. Шиман, В.А. Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / В.А. Шиман. - Хабаровск, 2005. - 299 с.

2. Артемьева, Е.Ю., Вяткин, Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий [Текст] / Е.Ю. Артемьева, Ю.Г. Вяткин // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 127-133.

3. Серкин, В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / В.П. Серкин. - М., 2005. - 356 с.

4. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

5. Абдуллаева, М.М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.М. Абдуллаева. - М., 1993. - 21 с.

6. Ханина, И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира [Текст] / И.Б. Ханина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1990. -№ 3. - С. 42-49.

7. Ханина, И.Б. Образ мира и профессиональный мир [Текст] / И.Б. Ханина // Мир психологии. - 2009. - № 4. - С. 179-187.

8. Истомина, О.А. Пространственно-временные компоненты образа мира моряков в длительном рейсе [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / О.А. Истомина. -Владивосток, 2005. - 199 c.

9. Денисова, Т.Н. Время в образе мира профессионалов типов "Человек - Человек" и "Человек - Знак" [Текст] / Т.Н. Денисова // Научно-практический журнал "Апробация". - Махачкала: НИЦ "Апробация", 2015. - 211 С.

10. Черемискина, И.И. Пространственно-временной аспект образа мира у представителей разнотипных профессий [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / И.И. Черемискина. - Владивосток, 2008. - 243 с.

11. Склейнис, В.А. Специфика развития образа мира в разнотипных профессиях [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / В.А. Склейнис. - Магадан, 2011. - 264 c.

12. Гаранина, О.А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / О.А. Гаранина. - Магадан, 2006. - 160 с.

13. Калашникова, С.А. Адекватность профессионального самоопределения и ее проявление в развитии синдрома "профессиональное выгорание" в особых

условиях деятельности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / С.А. Калашникова. -Чита, 2004. - 206 с.

14. Бондарчук, Н.В. Психологическое содержание старательского труда [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Бондарчук. - Магадан, 2007. - 295 с.

15. Шунькова, С.В. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни геологов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / С.В. Шунькова. - Магадан, 2011. -218 с.

16. Манчилина, Е.А. Динамика ценностно-смысловой сферы студентов в зависимости от образа мира профессии (на примере профессии человек/знаковая система и человек/человек) [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Манчилина - Хабаровск, 2006. - 19 с.

17. Медведев, Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Д.А. Медведев. -Ставрополь, 1999. - 206 с.

18. Пивоварова, С.В. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни учителей с различным педагогическим стажем [Текст] / С.В. Пивоварова // Вестник ЧГПУ. - 2008. - № 6. - С. 83-94.

19. Юсупов, П.Р. Психологические особенности профессионального образа мира личности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / П.Р. Юсупов. - Барнаул, 2003. -169 с.

20. Гусев, А.Н., Дубчук, А.С. Связь различных слоев образа мира с профессиональным опытом личности [Текст] / А.Н. Гусев, А.С. Дубчук // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 11-26.

21. Козлова, Н.В., Овчинникова, Ю.В. Особенности образа мира личности на разных этапах личностно-профессионального становления [Текст] / Н.В. Козлова, Ю.В. Овчинникова // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 62. - С. 96-112.

22. Овчинникова, Ю.В. Образ мира личности на разных этапах личностно-профессионального становления [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Овчинникова. - Томск, 2017. - 150 с.

23. Фроловская, М.Н. Профессиональный образ мира как универсалия педагогической культуры [Текст] / М.Н. Фроловская // Известия Алтайского университета. - 2010. - № 2 (2). - С. 18-25.

Liukshina Daria Sergeevna

«Pacific state medical university» of the ministry of healthcare of the Russian Federation, Vladivostok, Russia

E-mail: danyasergeevna@gmail.com

Professional specificity of the image of the world among specialists of different professions: the view of Russian psychologists

Abstract. The article presents the theoretical analysis and reflects the views of Russian psychologists on the understanding of the professional specificity of the image of the world of specialists of various professional groups.The following groups of specialists studied by Russian authors are considered: sailors who are on voyages of different lasting; fish conservation inspectors; military personnel; prospectors; geologists; doctors; ambulance station and polyclinic health workers; emergency doctors, nurses on duty and security guards; Eastern medical practitioners; teachers; school principals; students; university professors; psychologists; accountant; representatives of the type "Man-Sign", "Man-Man", "Man-Technique"; specialists with a changeable schedule and specialists working in standard mode; specialists working in rotational, seasonal, field and shift schedules.The authors of the presented studies focus on the layers' specificity of the image of the world at different stages of specialists' personal and professional development, on the mutual influence of the layers of the image of the world on each other. Attention is drawn to the fact that the nuclear layer of the image of the world gives a selective and directional character to the semantic layer, and the semantic layer reports generalized attitudes towards the objects of the surrounding world. Also, the formation of a professionally specific lifestyle is influenced by professional experience. It was revealed that, on the one hand, the image of the world determines and forms professional activity, on the other, it can be transformed, enriched and modified under the influence of the professional activity itself performed for a long period of time. The author proposed the idea of a theoretical model for conducting further empirical research: "the professional image of the world - professional activity - the identity of representatives of professions of an extreme profile".

Keywords: image of the world; layers of the image of the world; nuclear, semantic, perceptual layer; lifestyle; professional image of the world; professional activity; diverse professionals; representatives of professions of an extreme profile

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.