Научная статья на тему 'Профессиональная социальная сеть «Сообщество пользователей уникальным научным оборудованием»'

Профессиональная социальная сеть «Сообщество пользователей уникальным научным оборудованием» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
267
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ УНИКАЛЬНЫМ НАУЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / НАУЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / МНОГОАГЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Литвинов Сергей Вячеславович

В 2009 году с целью реализации инновационно-ориентированного сценария развития Юга России исполнительной дирекцией Программы развития Южного федерального университета была создана профессиональная социальная сеть ученых и исследователей Южного федерального округа: Сетевое сообщество пользователей уникальным научным оборудованием. Основной целью портала Сетевого сообщества пользователей является организация процессов взаимодействия и кооперации ученых, исследователей, инженеров Южного федерального университета, Ассоциации «Высокие технологии», Ассоциации «Северный Кавказ» и Инженерной академии. Целевой аудиторией портала являются также представители Центров коллективного пользования Южного федерального университета, представители ВУЗов ЮФО, представители предприятий ЮФО, ученые и исследователи Юга России. Наиболее подходящим инструментом решения поставленных задач социализации и коммуникации представителей научного сообщества явилась концепция профессиональной социальной интернет-сети, позволяющая пользователям активно взаимодействовать друг с другом. Процедуры коммуникации пользователей были реализованы с помощью модели многоагентных систем, т.е. систем, образованных несколькими взаимодействующими агентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Литвинов Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социальная сеть «Сообщество пользователей уникальным научным оборудованием»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «СООБЩЕСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ УНИКАЛЬНЫМ НАУЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ»

Литвинов С.В.

В 2009 году с целью реализации инновационно-ориентированного сценария развития Юга России исполнительной дирекцией Программы развития Южного федерального университета была создана профессиональная социальная сеть ученых и исследователей Южного федерального округа: Сетевое сообщество пользователей уникальным научным оборудованием.

Основной целью портала Сетевого сообщества пользователей является организация процессов взаимодействия и кооперации ученых, исследователей, инженеров Южного федерального университета, Ассоциации «Высокие технологии», Ассоциации «Северный Кавказ» и Инженерной академии для обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с использованием уникального научного оборудования, закупленного в рамках Программы развития ЮФУ, а также высокотехнологичного оборудования предприятий Южного федерального округа. Целевой аудиторией портала являются также представители Центров коллективного пользования Южного федерального университета, представители ВУЗов ЮФО, представители предприятий ЮФО, ученые и исследователи Юга России [1].

Основные задачи, которые позволяет решать портал Сетевого сообщества пользователей, таковы:

1. Создание единой социальной сети для ученых и исследователей ЮФО;

2. Организация взаимодействия и ускоренного решения вопросов использования научного оборудования, а также прочих научных проблем;

3. Повышение капитализации ЮФУ путем привлечения инженеров, технологов и ученых на портал как единую технологическую платформу и вовлечения их в коммерческое сотрудничество с ЮФУ.

Наиболее подходящим инструментом решения поставленных задач социализации и коммуникации представителей научного сообщества является концепция социальной интернет-сети, позволяющая пользователям активно взаимодействовать друг с другом [2].

Социальной сетью называется социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними. На сегодняшний день наблюдаются определенные тенденции развития социальных сетей в Интернете, характеризующиеся следующими моментами [3]:

1. Требование социализации профессиональных сайтов (практически от любого современного сайта требуются механизмы, обеспечивающие хотя бы минимальный социальный функционал);

2. Развитие так называемых нишевых социальных сетей;

3. Повышение технологизации уже существующих сетей;

4. Внедрение социальных сетей в бизнес;

6. Объединение и обмен информацией.

В настоящий момент можно наблюдать лавинообразное рождение новых сетей, причем в последнее время популярность набирают так называемые нишевые, то есть тематические социальные сети (к которым, в частности, относится и разработанное Сетевое сообщество пользователей уникальным научным оборудованием). Это закономерная тенденция, спровоцированная насыщением рынка стандартными сетями с общим функционалом, не ориентированным на конкретные социальные или профессиональные группы. Определенная доля таких проектов со временем исчезнет, но те из них, которые отвечают потребностям пользователей, останутся на рынке.

Рассмотрим причины, обуславливающие необходимость дифференциации сетей, вследствие которых не представляется целесообразным использовать уже существующие сети с общим функционалом (такие как «В Контакте», «Одноклассники», «Мой круг» и т.п.) с целью создания сетевого сообщества исследователей и ученых как эффективной площадки для заключения коммерческих договоров на использование высокотехнологичного оборудования.

Немаловажным отрицательным фактором является ориентированность большинства сегодняшних социальных сетей на неформальное общение. Многие люди, общаясь в социальных сетях, подобных «Facebook» или его отечественному аналогу «В Контакте», заполняют свои профили личной информацией, выкладывают фотографии, видео и так далее. Таким образом, активные пользователи сети неизбежно формируют определенный имидж, мнение о них других пользователей той же сети. В этом случае ведение профессиональной деятельности в рамках той же сети выступает сдерживающим фактором и заставляет пользователя постоянно фильтровать свою информацию с тем, чтобы не нанести урон деловому имиджу. Это, естественно, ограничивает возможности для общения с друзьями и близкими. В том же случае, когда пользователь регистрируется в сети, направленной на деловое профессиональное общение, такой проблемы не возникает.

Вторым аргументом против ведения профессиональной деятельности в общих социальных сетях выступает их открытость для посторонних, что негативно сказывается на деловой активности посетителей. В этом случае имеется риск утечки информации, наполнение сайта «мусорным» контентом (рекламные спам-сообщения) и так далее. Известно, что в условиях современной информационной войны социальные сети активно используются для добычи самой разной информации о людях или организациях, для конкурентной разведки. Поэтому в профессиональных сетях целесообразно ограничивать доступ в портал посторонних пользователей. Помимо этого, каждый пользователь сам должен иметь возможность ограничивать доступ к своим материалам различным категориям посетителей сайта.

В качестве следующей причины необходимо упомянуть развивающуюся в некоторых социальных сетях тенденцию монетизации услуг, при которой пользователю необходимо оплачивать значительную часть своих действий в сети, что отрицательно отражается на пользовательской активности.

Самой же существенной причиной является недостаточность функционала, предназначенного для выполнения общих задач обеспечения коммуникации и «не заточенного» под решение конкретных профессиональные вопросов. Рассмотрим это на примере Сетевого сообщества пользователей уникальным научным оборудованием.

Как правило, уникальное оборудование используется при работе с особыми категориями технологий, отраслей промышленности и изделий, которые получили название «наукоемких» или «высокотехнологичных». Поэтому в большинство процедур должны быть вовлечены специалисты высокой квалификации, соответствующей уровню технологии, причем часто возникает и необходимость в проведении комплексных исследований, предполагающих использование нескольких единиц научного оборудования. Это, в свою очередь, требует принципиальной возможности изменения состава группы, перечня оборудования, используемых методов и технологий. Разнообразная и динамическая природа запроса, разноуровневые требования к ресурсам ведут к многовариантности решений: от выполнения отдельных исследовательских операций и предоставления доступа к новейшим методикам на уникальном оборудовании до формирования комплексных проектов.

Поэтому целесообразно реализовать процедуры коммуникации пользователей с помощью модели многоагентных систем (МАС, _en. Multi-agent system), т.е. систем, образованных несколькими взаимодействующими агентами. Многоагентные системы могут быть использованы для решения таких проблем, которые сложно или невозможно решить с помощью одного агента или монолитной системы. МАС также относятся к самоорганизующимся системам, так как в них ищется оптимальное решение задачи без внешнего вмешательства. Под оптимальным решением понимается решение, на которое потрачено наименьшее количество энергии в условиях ограниченных ресурсов. И, наконец, главное достоинство МАС - это гибкость. Многоагентная система может быть дополнена и модифицирована в соответствии с изменяющимися требованиями или условиями выполнения конкретного проекта. Также эти системы обладают способностью к самовосстановлению и обладают устойчивостью к сбоям, благодаря достаточному запасу компонентов и самоорганизации.

С появлением сетевых технологий и Интернет была предложена и реализована модель разработки проектов как сообществ различных специалистов, совместно решающих задачу в процессе коммуникации путем обмена сообщениями, и стал возможен обмен знаниями с целью их повторного и совместного использования.

Таким образом, решение задачи создания устойчивых внешних связей с потенциальными потребителями уникального научного оборудования и повышение эффективности его коммерческого использования, целесообразно осуществлять на основе модифицированной модели контрактной сети. При этом все участники сетевого сообщества смогут использовать широкие коммуникативные возможности для обсуждения условий предоставления услуг [2].

Модель Сетевого сообщества пользователей может быть представлена кортежем вида

Б=<Ъ, Р, А, Я, I, Т>, где: Ъ - множество (структура) целей, включающая Ъ1 множество (структура) целей создания в Южном федеральном округе (ЮФО) сильного в научном, методическом, имущественном, финансовом, управленческом, социальном и кадровом плане университета качественно нового типа; Ъ2 - множество (структура) целей повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Южного федерального округа на российском и международном рынках;

Р - множество задач, которые позволяет решать портал Сетевого сообщества пользователей: Р1 - организация процессов взаимодействия и кооперации ученых, исследователей и инженеров ЮФО, АВТ, АСК и ИА; Р2 - создание единой социальной сети для ученых и исследователей ЮФО; Р3 - организация ускоренного решения вопросов использования научного оборудования, а также прочих научных проблем; Р4 - повышение капитализации ЮФУ путем привлечения инженеров, технологов и ученых на портал как единую технологическую платформу и вовлечения их в коммерческое сотрудничество с ЮФУ;

А - множество агентов, представленных персональными аккаунтами: А1 -администраторы; А2 - пользователи; А3 - менеджеры; А4 - подрядчики; А5-исполнители; А6 - брокеры;

Я - множество отношений между агентами, включающее Я1 - профессиональные отношения агентов; Я2 - юридические отношения агентов; Я3 -объединение пользователей в группы; Я4 - организации совместных проектов; Я5 - распределение прав доступа к информации; Я6- связи с порталом Центра инсорсинга [1];

I - множество информационных потоков, включающее в себя 11 - документооборот; 11- переписку с помощью внутренней почты; 12 - сообщения на форумах; 13 - комментарии к статьям, блогам и т.п.; 14 - загруженные документы, презентации и т.п.; 15 - запросы на исследования с помощью высокотехнологичного оборудования; 16 - информацию об актуальных новостях, конференциях и т.п.; 17 - служебные сообщения системы;

Т - Множество временных интервалов: Т1 - регистрация пользователей; Т2 -поиск и налаживание связей с другими агентами; Т3 - коммуникация с другими агентами; Т4 - поиск оборудования с помощью портала Центра инсорсинга; Т5 - обсуждение использования оборудования; Т6 - документооборот.

На сегодняшний день интернет-портал Сетевого сообщества пользователей уникальным научным оборудованием предоставляет своим пользователям следующие возможности:

1. Результативное взаимодействие ученых и исследователей путем самоорганизации в тематические группы и обсуждения различных тем на форуме;

2. Возможность организации совместных проектов на базе групп пользователей;

3. Создание связей с коллегами с помощью механизма «добавления друзей» обеспечивает эффективное общение в современных условиях недостатка времени для очных встреч и транспортных проблемах (таких, как пробки на дорогах);

4. Информирование научного сообщества о предстоящих конференциях и прочих мероприятиях с помощью механизма регистрации на события;

5. Возможность самопрезентации путем загрузки на сервер статей и ведения персонального блога, в котором может описываться текущая работа ученого, проблемы, с которыми он сталкивается, а также обсуждаться пути их решения;

6. Эффективные инструменты коммуникации (внутренняя почта, подписки и т.д.);

7. Оперативный обмен технической и деловой документацией.

Профессионализация социальных сетей со временем будет экспоненциально нарастать; этот рост можно видеть уже сегодня, но особенно яркого всплеска следует ожидать в самое ближайшее время, когда закончится количественное насыщение. С повышением уровня технологий у пользователей появляются все новые и новые запросы к сетевым инструментам, что, в свою очередь, стимулирует развитие сетевых технологий. В дальнейшем планируется расширение функциональности портала путем организации видеофорума, позволяющего проводить конференции, семинары, лекции при значительном территориальном распределении субъектов.

В заключение, в качестве примера дальнейшего развития профессиональных сетей научно-образовательного плана приведем проект создания социальной сети, направленной на формирование среды реализации региональной учебно-методической политики ЮФУ, призванной инициировать и координировать методические и образовательные мероприятия, связанные с интеграционными и инновационными процессами во всех вузах и образовательных учреждениях ЮФО в рамках стратегии развития ЮФУ. На портале будет размещена база учебно-методической продукции ЮФУ с многоуровневым интерфейсом доступа. Функциональность данной профессиональной сети учебно-методических услуг ЮФУ будет заключаться в следующих возможностях:

1. Консультационные и консалтинговые услуги учебно-методического характера;

2. Прием, оформление и реализация заказов на разработку учебнометодической продукции;

3. Формирование совместных учебно-методических проектов с ВУЗами РО и ЮФО;

4. Маркетинг рынка учебно-методических материалов;

5. Выполнение функций регионального учебно-методического объединения Минвуза РФ;

6. Поддержка и развитие базы учебно-методической продукции и базы знаний.

С целью коммерциализации в портал планируется интегрировать электронный магазин учебно-методической продукции ЮФУ.

Литература:

1. Свечкарев В.П., Носко В.И., Литвинов С.В.Информационная среда инфраструктуры взаимодействия исследователей Южного федерального университета и Южного федерального округа //Инженерный вестник Дона, 2008. №4. http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2008/100/ (доступ свободный) — Загл. с экрана. — Яз. рус.

2. Свечкарев В.П. Модели и механизмы взаимосвязи и взаимодействия участников высокотехнологичных инноваций: от проектного управления к многоагентному сообществу //Инженерный вестник Дона, 2009. №1. http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/116/ (доступ свободный) — Загл. с экрана. — Яз. рус.

3. Н. Семенов. Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации // иА ’^ЕВ-2008 http://www.seonews.ru/analytics/detail/6878.php (доступ свободный) — Загл. с экрана. — Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.