Научная статья на тему 'Инженерный открытый общедоступный форум "Розмыслы" - модель открытого профессионального сообщества'

Инженерный открытый общедоступный форум "Розмыслы" - модель открытого профессионального сообщества Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEBSITE / INTERNET PLATFORM / ENGINEERING FORUM / OPEN ACCESS / TRAINING / FORESIGHT / САЙТ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА / ИНЖЕНЕРНЫЙ ФОРУМ / ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП / ОБУЧЕНИЕ / ФОРСАЙТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Розин М.Д., Свечкарев В.П., Литвинов С.В.

Настоящая публикация продолжает представление результатов проекта создания первого в России Инженерного форума научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы», развивающего принципы открытой общедоступной междисциплинарной электронной среды. Раскрывается развитие новых коммуникационных технологий в рамках реализации образовательных проектов на платформе форума. Образовательные проекты позволяют осуществить вовлечение в научное инженерное знание ещё более широкого круга специалистов-практиков, инженеров-исследователей, молодых ученых, соискателей, аспирантов, студентов путем предоставления им возможности для дистанционного участия в образовательных проектах. Показано, что базовое преимущество достигается путем реализации принципа профессиональной социальной сети, являющейся своеобразным междисциплинарным научным и технологическим инженерным форумом. Проект «Инженерный открытый общедоступный форум научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы» Ростовского отделения Российской инженерной академии выполняется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Розин М.Д., Свечкарев В.П., Литвинов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering open public forum "Rozmysly" model of open professional community

The present publication continues the presentation of the results of the project of creation of Russia's first Engineering forum for scientific and technological activities, social and technological entrepreneurship "Rozmysly", developing the principles of open public interdisciplinary electronic environment. The development of new communication technologies in the framework of educational projects on the forum platform is revealed. Educational projects make it possible to involve in scientific engineering knowledge an even wider range of specialists-practitioners, research engineers, young scientists, applicants, graduate students, students by providing them with opportunities for remote participation in educational projects. It is shown that the basic advantage is achieved through the implementation of the principle of professional social network, which is a kind of interdisciplinary scientific and technological engineering forum.The project "Engineering open public forum of scientific and technological activities, social and technological entrepreneurship "Rozmysly" of the Rostov branch of the Russian engineering Academy is carried out using the grant of the President of the Russian Federation for the development of civil society, provided by the presidential grants Fund.

Текст научной работы на тему «Инженерный открытый общедоступный форум "Розмыслы" - модель открытого профессионального сообщества»

1К1 Инженерный вестник Дона. №2 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2y2018/5008

Инженерный открытый общедоступный форум «Розмыслы» - модель открытого профессионального сообщества

М.Д. Розин, В.П. Свечкарев, С.В. Литвинов

Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российская инженерная академия», Ростов-на-Дону

Аннотация: Настоящая публикация продолжает представление результатов проекта создания первого в России Инженерного форума научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы», развивающего принципы открытой общедоступной междисциплинарной электронной среды. Раскрывается развитие новых коммуникационных технологий в рамках реализации образовательных проектов на платформе форума. Образовательные проекты позволяют осуществить вовлечение в научное инженерное знание ещё более широкого круга специалистов-практиков, инженеров-исследователей, молодых ученых, соискателей, аспирантов, студентов путем предоставления им возможности для дистанционного участия в образовательных проектах. Показано, что базовое преимущество достигается путем реализации принципа профессиональной социальной сети, являющейся своеобразным междисциплинарным научным и технологическим инженерным форумом. Проект «Инженерный открытый общедоступный форум научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы» Ростовского отделения Российской инженерной академии выполняется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Ключевые слова: сайт, интернет-платформа, инженерный форум, открытый доступ, обучение, форсайт.

Настоящая публикация продолжает представление результатов проекта создания первого в России Инженерного форума научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы», развивающего принципы открытой общедоступной междисциплинарной электронной среды, начатого описанием предложения в статье к 10-летию научного журнала «Инженерный вестник Дона» [1], продолженного уже представлением самого проекта в [2] и материалами экспертного анализа проекта в [3].

Одним из базовых принципов реализуемого проекта является развитие инновационных интерактивных форм взаимодействия [3]. С появлением сетевых технологий и Интернета была предложена и реализована модель организации сообществ различных специалистов, совместно решающих

задачу в процессе коммуникации путем обмена сообщениями, и стал возможен обмен знаниями с целью их повторного и совместного использования. Модель реализует ряд важных тенденций, таких как открытый доступ [4], профессионализация [5], многоагентная организация [6], виртуализация структур [7]. И, что особенно важно, эти тенденции подпитывают единую модель организации профессионального сетевого сообщества.

Открытая общедоступная электронная среда [4, 8] формируется для профессиональных пользователей [5, 9], сетевыми услугами пользуются специалисты для установления и поддержания профессиональных контактов. Востребованность именно такого рода контактов и коммуникаций определяет неуклонный рост количества профессионально-ориентированных сетей. Более того, уже и популярные социальные сети сейчас часто используются как профессиональные сообщества, а блоги в них позиционируют себя как профессионально-ориентированные.

В основе взаимодействия пользователей Интернета, по сути, лежит принцип соборности. Соборность понимается как живое единение, свободная общность, совместная деятельность людей, направляемая общими ценностями, в том числе, профессиональными. Это такое единство, когда каждая индивидуальность (монада) считается со свободой и уникальностью других монад и самоценностью универсума не потому, что это необходимо или выгодно, но потому, что резонанс, эмпатия, единство для такой монады — столь же сильная и первоначальная потребность, как и свободная самореализация [10]. Применительно к процедурам инженерной деятельности системы, реализующие принцип соборности, должны быть гибкими относительно быстро меняющегося окружения и способными обеспечивать персонифицированную поддержку пользователей с различными уровнями компетенции и требований к получаемым знаниям. В

нашем случае формируется сетевое инженерное сообщество. А уже внутри его пользователи могут активно взаимодействовать друг с другом, используя механизмы друзей и сообществ по интересам. Активность взаимодействия и, более того, его эффективность обеспечивается созданием под конкретный проект (мероприятие) «виртуального офиса», обеспечивающего необходимое взаимодействие команды проекта в режиме территориальной распределённости членов команды проекта [8]. Такая сетевая структура позволит пользоваться едиными сервисными средствами, едиными хранилищами статей, монографий и т.п., вести единый учет участников проектов, контроль, мониторинг работ по проекту, проводить видеоконференции, телекоммуникационные совещания в реальном режиме времени или в режиме электронной коммуникации.

Таким образом, модель организации профессиональных сообществ может быть представлена кортежем вида

5 = <7, Р, А, Я, I, Т>, где: 2 - множество целей, которые ставит перед собой сообщество; Р -множество задач, которые позволяет решать портал сообщества (например, Р1 - организация процессов взаимодействия и кооперации ученых, исследователей и инженеров для реализации проектов; Р2 - создание единой социальной сети ученых и исследователей РИА для организации форсайтов; Р3 - организация решения вопросов обучения и повышения квалификации); А - множество агентов, представленных персональными аккаунтами (А1 -администраторы; А2 - пользователи; А3 - менеджеры проектов; А4 -преподаватели; А5- исполнители); Я - множество отношений между агентами (Я1 - профессиональные отношения агентов; Я2 - юридические отношения агентов; Я3 - объединение пользователей в группы; Я4 - организации совместных проектов; Я5 - распределение прав доступа к информации); I -множество информационных потоков, (II - документооборот; 12- переписку с

помощью внутренней почты; 13 - сообщения на форумах; 14 - комментарии к статьям, блогам и т.п.; 15 - загруженные документы, презентации и т.п.; 16 -запросы и предложения; 17 - информацию об актуальных новостях, конференциях и т.п.; 18 - служебные сообщения системы); Т - множество временных интервалов (Т1 - регистрация пользователей; Т2 - поиск и налаживание связей с другими агентами; Т3 - коммуникация с другими агентами; Т4 - объединения в проектах, программах обучения, мероприятиях; Т5 - обсуждение; Т6 - документооборот).

Для примера рассмотрим реализацию в настоящее время на сайте проекта «Розмыслы» образовательного проекта: дополнительная образовательная программа «Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Программа была подготовлена и аттестована в Южном федеральном университете (приказ №693 от 20.04.2018). Программа предназначена для лиц, имеющих высшее образование, рассчитана на 16 учебных часов. В результате освоения материала программы слушатель овладеть компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий в образовании, в том числе, связанными с новыми методами исследования и обучения, в том числе смежных областях знания, способствующих повышению профессионального уровня. С целью предварительного ознакомления и привлечения слушателей организовано размещение информационных и методических материалов в открытом доступе на сайте проекта «Розмыслы», в том числе в хранилище монографий, а также, в новостной ленте электронного научного журнала «Инженерный вестник Дона» и на его зеркалах в социальных сетях. На странице сайта «Форум» объявлен указанный проект повышения квалификации и открыта запись слушателей. Тем самым и осуществляется формирование «команды» проекта из числа слушателей на странице его «виртуального офиса». Каждый

слушатель проходит процедуру аутентификации. После ее прохождения система допускает слушателя к мероприятиям и материалам программы на странице «Проекты». В противном случае доступ запрещен, пользователю должно быть выведено сообщение о невозможности доступа в закрытый раздел. В процессе реализации программы слушателей ознакомили с видео презентацией, предложили методические материалы из Хранилища Монографий (учебное пособие), провели контрольную работу. Всего обучение по программе успешно прошли 122 слушателя. В настоящее время запускается следующий образовательный проект: 16 - часовая программа повышения квалификации для инженеров промышленных предприятий и организаций «Использованию электронных научно-информационных ресурсов в организации инженерной деятельности».

Таким образом, сайт инженерного открытого общедоступного междисциплинарного форума «Розмыслы» продолжает формирование сообщества участников проекта «Розмыслы». И если на первом этапе отрабатывались и развивались процедуры организации публикационной части проекта, апробация сервисов, шаблонов и форматов публикации препринтов и монографий, алгоритмов и форматов размещения их в Хранилище, то на втором - апробируется запуск и реализация проектов. Первая группа сформирована из представителей ВУЗов Ростовской области, участников Ростовского отделения Российской инженерной академии (РО РИА), далее предлагается привлечение сотрудников предприятий Ассоциации «Высокие технологии» и предприятий Ростовской области. Все позволило определить сформировать научно-консультативный Совет инженерного форума и хранилища «Розмыслы», утвердить политику и этику функционирования сайта. Наконец, завершить формирование секций совета из участников РО РИА, в том числе ведущих ВУЗов Ростовской области,

IВЦ Инженерный вестник Дона. №2 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2y2018/5008

предприятий Ассоциации «Высокие технологии», предприятий и учебных заведений различного уровня.

Проект «Розмыслы» Ростовского отделения РИА «Инженерный открытый общедоступный форум научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства» выполняется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Литература

1. Розин М.Д., Свечкарев В.П. К 10-летию научного журнала «Инженерный вестник Дона»: концепция, результаты, перспективы // Инженерный вестник Дона, 2017, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4248

2. Розин М.Д., Свечкарев В.П., Тумакова Ж.А., Ходорич И.А., Мощенко И.Н., Иванов А.В., Андросова С.В., Литвинов С.В. Инженерный открытый общедоступный форум научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы» // Инженерный вестник Дона, 2017, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4455

3. Розин М.Д., Свечкарев В.П. Анализ принципов формирования общедоступного интернет пространства в сфере инженерной деятельности // Инженерный вестник Дона, 2018, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2018/4750

4. Joshi A.N., Vatnal R.M., Manjunath G.A. Open Access Initiatives: A Boon to Academic. Libraries Library Philosophy and Practice (e-journal). University of Nebraska. Lincoln, 2012. URL: digitalcommons.unl.edu

IH Инженерный вестник Дона. №2 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2y2018/5008

5. Aichner, T. and Jacob, F. (March 2015). Measuring the Degree of Corporate Social Media Use. International Journal of Market Research. 57 (2): pp.257-275.

6. Свечкарев В.П. Модели и механизмы взаимосвязи и взаимодействия участников высокотехнологичных инноваций: от проектного управления к многоагентному сообществу // Инженерный вестник Дона, 2009, №1 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/116/

7. Панич А.Е., Свечкарев В.П., Олишевский Д.П. Модели и механизмы интеграции учебно-научно-инновационно-технологических комплексов. Ростов на Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. 180 с.

8. Свечкарев В.П., Носко В.И., Литвинов С.В. Информационная среда инфраструктуры взаимодействия исследователей Южного федерального университета и Южного федерального округа // Инженерный вестник Дона, 2008, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2008/100/

9. Литвинов С.В. Профессиональная социальная сеть «Сообщество пользователей уникальным научным оборудованием» // Инженерный вестник Дона, 2010, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1e2010/172

10. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: Философия, психология, информатика. М.: Изд-во Едиториал УРСС, 2002. 352 с.

References

1. Rozin M.D., Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4248

2. Rozin M.D., Svechkarev V.P., Tumakova Zh.A., Khodorich I.A., Moshchenko I.N., Ivanov A.V., Androsova S.V., Litvinov S.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4455

3. Rozin M.D., Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2018, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2018/4750

4. Joshi A.N., Vatnal R.M., Manjunath G.A. Open Access Initiatives: A Boon to Academic. Libraries Library Philosophy and Practice (e-journal). University of Nebraska - Lincoln, 2012. URL: digitalcommons.unl.edu

5. Aichner, T. and Jacob, F. (March 2015). Measuring the Degree of Corporate Social Media Use. International Journal of Market Research. 57 (2): pp.257-275.

6. Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2009, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/116/

7. Panich, A.E., Svechkarev, V.P., Olishevskiy, D.P. Modeli i mekhanizmy integratsii uchebno-nauchno-innovatsionno-tekhnologicheskikh kompleksov [Models and mechanisms of integration of educational, research and innovation-technological complexes]. Rostov na Donu: Izd-vo YuFU, 2008. 180 p.

8. Svechkarev V.P., Nosko V.I., Litvinov S.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2008, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2008/100/

9. Litvinov S.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2010, №2. URL: URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1e2010/172

10. Tarasov V.B. Ot mnogoagentnykh sistem k intellektual'nym organizatsiyam: Filosofiya, psikhologiya, informatika. [From multi-agent systems to intellectual organizations: Philosophy, psychology, computer science.] M.: Izd-vo Editorial URSS, 2002. 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.