Научная статья на тему 'Профессиональная рефлексия и ценностные ориентации медиа-специалистов'

Профессиональная рефлексия и ценностные ориентации медиа-специалистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
530
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / JOURNALISM / VALUABLE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нескрябина О. Ф., Зорин К. А.

В статье рассматриваются особенности профессионального самосознания журналистов, в котором наблюдается тенденция противопоставления себя аудитории. Приспосабливаясь к исполнению определенной социальной роли, для которой характерна определенная театральность, журналисты часто демонстрируют гипертрофированное чувство собственной значимости, и в то же время стремление переложить ответственность за содержание СМИ на других, в том числе аудиторию. Наблюдается противоречивость требований, предъявляемых к личности журналиста и его творчеству со стороны общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional reflection and values of media professionals

The features of journalists' professional identity, in which there is a tendency contrasting themselves to audiences, are considered in this article. Adjusting to the execution of a particular social purpose, which is characterized by certain theatricality, journalists often display an exaggerated sense of self worth, and at the same time desire to shift responsibility for the content on other media, including the audience. There are contradictory requirements for the journalist personality and his work in the community

Текст научной работы на тему «Профессиональная рефлексия и ценностные ориентации медиа-специалистов»

О. Ф. Нескрябина, д-р филос. наук, профессор, К. А. Зорин, соискатель, старший преподаватель, кафедра журналистики, Сибирский государственный университет, г. Красноярск, Россия, 1опп kirill@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЕДИА-СПЕЦИАЛИСТОВ

Эмоционально--когнитивный комплекс, называемый ценностными ориента-циями специалиста, включает профессиональное самосознание. Профессионально-ценностные ориентации проявляются в том, как индивид отвечает на главные вопросы о назначении своей профессии и своем личном в ней участии.

К числу наиболее актуальных вопросов можно отнести следующие:

— Может ли профессионал оправдывать качество своего труда ссылкой на вкусы и запросы аудитории?

— Какие права и обязанности свобода слова налагает на творчество журналиста?

— Каковы возможности влияния СМИ на аудиторию?

— Считает ли журналист себя единым целым со своей аудиторией, или он склонен мыслить в категориях «Мы» — журналисты и «Они» — публика?

Самосознание журналиста отражается в его представлении о своей аудитории. Можно сказать, что это взаимозависимые данности — образ профессии и образ публики. В психологии давно установлен факт асси-метрии между тем, что и как человек думает о себе, и что и как он думает о других. «Я так не думаю, но считаю, что это вполне логично, и значит, так думают многие». «Я-то так не подумаю, но другие, скорее всего, подумают». Эти и иные возможные варианты имеют психологические основания и ограничения, которые надо знать медиа-специалисту, чтобы точнее представлять связь меж-

ду собой и своей аудиторией. Подстановка своего сознания на место другого столь же проблематична, сколь и естественна.

Неравенство в отношении «корреспондент — респондент» проявляется в том, что зритель и читатель предстает в качестве объекта, а журналист — в творческой роли субъекта медиаобщения. У такого взгляда есть свои резоны, поскольку ролевые различия существуют, но это именно различия, а не антиномия: активный субъект — пассивный объект воздействия.

«Мы и Они» — неравенство журналистов и аудитории проявляется в том, что психическая деятельность коммуникатора и коммуниканта описывается по-разному. Коммуникатор взаимодействует «со стороны личностных характеристик, особенностей самоотношений и самоактуализации в общении... телевизионная аудитория со стороны ее индивидуальных особенностей восприятия и процессов понимания целей и содержания передачи.»1.

В некоторых случаях в противопоставлении «Мы — Они» можно предположить неосознаваемый перенос собственных мотивов на аудиторию: «публика хочет это видеть», вместо того, чтобы признать: «мне самому это интересно». Данное предположение не поддается строгой проверке, оно является результатом наблюдений (в том числе самонаблюдений) и выводом из теоретических представлений о мотивации поведения человека и особенностях его объяснения.

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В одном из эфиров программы «Апокриф» (телеканал «Россия — Культура») обсуждалась тема =

клипового сознания. Участники говорили о разорванности, мозаич-ности и т. п. признаках сознания человека эпохи массовых коммуникаций. Возникает вопрос: о чьем сознании шла речь? Кто-нибудь =

из дискутантов свое сознание считает клиповым? Смеем утверждать, что нет, не считает.

Неравенство позиции «журналист-аудитория» проявляется в том, что журналист дистанцируется от своего произведения. Он говорит и пишет не о себе и не для себя. Само отъединение от текста осознается журналистом, а его степень и психологическая подоплека, похоже — нет.

В дискурсе, посвященном массовым коммуникациям, можно заметить тенденцию отождествлять информацию с ее восприятием. Однако если верно, «что средство есть сообщение», то из этого еще не следует, что «сообщение есть прочтение». Клиповая подача информации не обязательно имеет следствием возникновение клипового сознания. Активный характер психического проявляется в отсутствии тождества между информацией «на входе» и результатами ее обработки субъектом.

Самосознанию журналиста присуще преувеличение своих возможностей влияния на аудиторию. Встречается мнение, что жур-

налисты «фактически занимают место "пророка" или "оракула" во взаимоотношениях индивидуального и кол-

Неравенство в отношении «корреспондент-респондент» проявляется в том, что зритель и читатель предстает в качестве объекта, а журналист -в творческой роли субъекта медиаобщения.

лективного сознания»2. И это при том, что на отечественных телеэкранах роль оракула закреплена за представителями совсем иных сфер.

Одним из парадоксов психики является то, что часто лгущий человек не свободен от излишней доверчивости. У журналиста вполне может существовать иллюзия, что его-то не обманешь, поскольку он считает себя специалистом в области манипуляции. Самоуверенность, и как следствие утрата осторожности, одна из причин профессиональных ошибок в разных видах деятельности. Медиа-профессия не составляет исключения.

О том, что самосознание тележурналистов часто не адекватно, пишут и говорят многие. И. Логвинов в беседе с Л. Володарским, озаглавленной «Телевизор бьет в голову» (Л Г) по этому поводу выразился так: «Работа на ТВ меняет людей, причем не в лучшую сторону. Многие, видя свое изображение на экране, начинают считать себя властителями дум...». С чем согласился его собеседник: «Люди, которые часто появляются на экране и поэтому считают себя властителями дум, мне кажется, заблуждаются кардинальным образом»3.

Самосознание работников СМИ проявляется в том, какие теории медийной коммуникации популярны в профессиональной среде. Упомянутый выше тезис М. Макклюена читается так, что медиа являются не посредником, а творцом содержания информации, что в них делаются открытия и формулируются основные идеи об окружающей нас действительности. Нельзя сказать, что данное утверждение — полная неправда, но это очень сильное преувеличение. Самое интересное и глубокое знание обычно рождается в иных средах. Кажется, что это очевидно, но именно очевидности часто выпадают из поля зрения профессиональной рефлексии.

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

Журналистская рефлексия изобилует психологическими защитами и оправданиями, которые выдаются за объяснения. Один из вариантов защиты — объяснение качества журналистики потребностями аудитории, которые проявляются в рейтингах программ. Есть в этом мнении доля истины, но есть и доля лукавства.

Когда речь заходит о рейтингах СМИ, надо иметь в виду, что объективные измерения предпочтений аудитории не отвечают на вопрос о причинах выбора и об отношении респондентов к факту собственного выбора. Высказывания людей, отражающие их сиюминутные предпочтения, не совпадают с их общим мнением, не привязанным к конкретной ситуации.

Недовольство информационной политикой СМИ — массовое явление в нашем обществе, и в то же время эта политика строится на предпочтениях аудитории. Отчасти это парадокс. Ничего удивительного, психика человека как раз то место, где рождаются парадоксы!

В данном случае проявляются следующие психические закономерности. Первая: у большинства людей не совпадают сиюминутные мотивы и долгосрочные. Как часто можно встретить ситуацию: человек поставил цель бросить курить, но это — в будущем, а в данный момент он закуривает сигарету. Это касается и потребления медиа-продукции. Телезритель нередко думает примерно так: «Хорошо бы на ТВ было больше образовательных программ, но сейчас я устал и посмотрю боевик». Вторая: эффект массы или «мой голос ничего не решает». Многие зрители недовольны присутствием насилия в СМИ. _ И при этом они создают рейтинг агрессивному ТВ, включая определенный канал. Эффект тут точно такой же, как в отношении выборов. Происходит растворение ответственности в массе, и в сумме вы ходит общая ее нехватка. И третья особен

Недовольство информационной

политикой СМИ - массовое явление в нашем обществе, и в то же время эта политика строится на предпочтениях аудитории.

ность психического реагирования: эффект «Я — это другое дело». На вопрос, оказывают ли СМИ отрицательное воздействие на моральное и правовое сознание общества, многие отвечают уверенное «Да», исключая себя из абстрактного множества «сознание общества». Самосознание аудитории не менее и не более адекватно, чем профессиональное медийное самосознание.

Чтобы оценить отношение аудитории к СМИ, недостаточно одних рейтингов. Надо задавать людям вопросы: довольны ли они своим досугом, состоянием культуры, общественной моралью, наконец.

Приведенные соображения рассчитаны на то, что профессионалов медиа действительно интересуют мнения людей. Но даже если им важен только рейтинг передачи, эти соображения не бесполезны. Всегда стоит задумываться над тем, как со стороны выглядят объяснения и оправдания. Если работник медиа заявляет, что показывает публике то, что она желает смотреть, то это звучит столь же малоубедительно, как объяснение продавца, что он продает плохой продукт, зато дешево, и других продуктов на этом рынке все равно нет. Все другие аргументы — в лучшем случае самообман, и _ обман — в худшем.

Выше говорилось о том, что в самосознании журналиста есть тенденция противопоставлять себя аудитории. Однако дело не в противопоставлении как таковом,

а в том, по каким параметрам оно проводится. Психическая деятельность коммуни-

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

катора и реципиента, конечно, отличаются. Различия эти, преимущественно, ролевые, а это значит, что они функциональны и существуют в рамках соответствующего процесса. Если коммуникатор и реципиент поменяются местами, то и психические процессы будут протекать по-другому, в соответствии с играемой в данный момент ролью. В этом месте надо сделать поправку на то, что исполнять роль можно по-разному, и что профессиональная роль играется людьми несколько по-иному, нежели не связанная с профессией.

Давно стало общим местом сравнивать жизнь человека с игрой. «Человек играющий» — книга И. Хейзинги признана философской классикой, естественно, что и журналистская рефлексия старается определиться в этой системе понятий. В. Третьяков в учебном пособии «Как стать знаменитым журналистом» представил СМИ как карнавал, который не ограничен временем и местом, а «превратился в постоянную реальность»4. Авторы «Психологии телевизионной коммуникации» считают, что СМИ превращают в игру не только медиа, но и другие пространства. «Глобальная театрализация образа жизни человека» — так, по их мнению, можно идентифицировать формы телевизионной коммуникации современных информационных технологий5.

Едва ли верно, что ТВ делает жизнь людей более театральной. В режиме несерьезной игры с медиа общается аудитория. Естественно, ведь это не сама жизнь, это только часть, причем не самая главная. Иное дело — роль коммуникатора. Она требует большей личностной вовлеченности, потому что коммуникатор — это профессия, и работник СМИ играет свою роль серьезно. Нам

представляется, что подобные оценки реальности являются результатом переноса на других интенций, свойственных своей социальной роли. В данном случае мы имеем дело с тенденцией, противоположной той, о которой говорилось выше — тенденцией противопоставления медиа-специалиста своей аудитории.

Приспосабливаться к обстоятельствам своей профессиональной деятельности естественно для человека. Не обязательно, но случается, что адаптация идет с некоторым перекосом. Тогда говорят о профессиональной деформации личности. Отличие профессиональной деформации от адаптации к профессии состоит в утрате критичности и произвольности поведения. Если профессионал подстраивается под реципиента соответственно своим конкретным коммуникативным задачам — одна ситуация. Если же он не осознает и не контролирует процесс подстройки, то это уже не тактический прием, а стереотипная реакция. Она проявляется в утрате гибкости, произвольности поведения, в субъективизме. Профдеформацию отличают крайности растворения личности в профессии либо, наоборот, отстранения от нее. В первом случае отсутствует самокритика, во втором случае появляется цинизм. Профдеформацию отличает также приоритетность корпоративных интересов и норм. Частная правовая норма, как известно, не может главенствовать над общей.

Журналистская профессия относится к творческим, и на нее распространяются профессиональные «вредности», присущие этим видам деятельности. Одна из них — ревностное отношение к собственной одаренности. Отсюда проистекает стремление демонстрировать те личностные качества, которые во мнении публики ассоциированы с талантом. Внешняя экстравагантность, радикальность оценок, подчеркнутая экстравертность, артистизм, самоуверенность — таковы некоторые черты профессионального имиджа, которые вызывают негативную реакцию, если их демонстрируют неталантливо.

Самосознание журналиста складывается под воздействием профессиональных особенностей медиапознания. У журналиста часто нет обратной связи с информатором, и нет возможности

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

проверить свою правоту. Ему важно доверять способностям быстрого реагирования и интуиции, чтобы не застревать на тревожных ощущениях неуверенности. Когнитивная самоуверенность служит средством психологической защиты, она про- = является в переоценке значимости первого впечатления и вере в профессиональную интуицию.

В современной психологической литературе приобрел популярность термин «интернальность». Несмотря на методологические претензии к этому концепту, он является частью современной теории индивидуальности и может быть полезным для оценки профессионального самосознания. Интернальная личность берет ответственность на себя, объясняя события, происходящие в ее жизни, собственными решениями, характером или способностями. Если же человек склонен приписывать ответственность за события своей жизни внешним причинам, то такая позиция называется экстернальной. В роли внешних причин могут выступать другие люди, судьба или случай.

Главный принцип, который должен работать в оценке смысла интернальности-экстернальности — принцип объективности. Позицию интернальности следует выбирать там, где ситуация действительно зависит от субъекта, а не от внешних причин. В противном случае «интернальность» является психологической защитой, как и «экс-тернальность». Невротическое стремление всегда брать вину на себя может служить защитой от чувства несправедливости. Такая интернальность свидетельствует не о силе, а о слабости личности. В конечном счете, профессионал сам выбирает позицию. Он может принять установку на истинное и глубокое самосознание, а может предпочесть оборону, созданную из защитных механизмов психики. Пожалуй, некоторым сегментам отечественной журналистики стоит перестать перекладывать ответственность за качество СМИ на потребителя или на объективные обстоятельства.

Самосознание журналистской профессии представляет собой сложное единство

Отличие профессиональной деформации от адаптации к профессии состоит в утрате критично сти и произвольности поведения.

противоречивых установок. С одной стороны, присутствует гипертрофированное чув-_ ство собственной значимости, с другой стороны, легковесное представление о роли убеждающего слова. Установка на развлекательную журнали-= стику — следствие коммерциализации СМИ — снижает чувство ответственности, поскольку предполагается, что массмедийная информация всерьез никем не воспринимается.

Выявленные противоречия профессиональной рефлексии отчасти объясняются разнонаправленностью присущих журналистике ценностных ориентаций. Совмещение в тексте объективности и увлекательности, оперативности и глубины анализа, рациональной убедительности и эмоциональной вовлеченности — сложная задача, требующая не только профессиональных умений, но и эмоциональной устойчивости. Психологические защиты, присущие профессии, возникают в ситуации несоответствия между ценностями, декларируемыми в обществе, и реальными ценностными ориента-циями. В настоящее время мы вынуждены констатировать противоречивость требований, предъявляемых к личности журналиста и его творчеству со стороны общества. В такой ситуации находятся не только работники медиа-сферы, и уровень профессиональной рефлексии медиа-специалиста не выше и не ниже уровня самосознания многих других профессиональных групп. Смысл разговора не в том, чтобы дать оценку, а в том, чтобы разобраться в особенностях рефлексии, причинах этих особенностей и следствиях для развития творческого потенциала профессии. 'V

1. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002. С. 39.

2. Там же. С. 35.

3. Логвинов И. Телевизор бьет в голову // Литературная газета. 2006. № 30-31.

4. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004. С. 216.

5. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002. С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.