Ермолаева И.А.
студент Цихончик Н.В. старший преподаватель САФУ имени М.В. Ломоносова Россия, г. Архангельск ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ КАК ПАРАМЕТР СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Зрелые люди являются вполне сформировавшимися субъектами профессиональной деятельности, и их профессиональная продуктивность является уже достаточно стабильным фактором их повседневной жизни. Эмпирическое исследование на выборке 60 человек в возрасте 30 - 50 лет показывает, что удовлетворенность трудовой деятельностью является основой социального благополучия человека и во многом влияет на удовлетворенность жизнью.
Ключевые слова: профессиональная продуктивность, социальная стабильность, зрелый возраст, трудовая мотивация, удовлетворенность трудом.
Исходя из теоретических оснований концепции возраста Л.С.Выготского [1], концепции возрастного развития Э.Эриксона [4], в качестве исходного тезиса мы рассматриваем продуктивность как основную задачу и основное новообразование зрелого возраста (от 25 до 60 лет). Профессиональная продуктивность - это результат деятельности человека, который включает такие характеристики процесса труда, как полезность результатов, доходы и степень удовлетворения от содержания выполненной работы.
Для зрелого человека трудовая и профессиональная деятельность, наряду с семейными отношениями, является:
1. одной из важных сфер самореализации личности;
2. основанием для оценки профессионала на рынке труда и в отрасли;
3. основой обретения материального благосостояния.
Профессиональная продуктивность обусловлена как личностными
характеристиками, так мотивацией и удовлетворенностью трудом, в основе которых лежит процесс удовлетворения потребностей работника, отражающих нужды человека. Зрелость личности обычно является предпосылкой того, что человек состоялся и как профессионал. Гармоничное сочетание личностного и профессионального развития создает условия для наиболее полной самореализации человека, удовлетворенности своей жизнью. В связи с этим профессиональная продуктивность может являться параметром социальной стабильности зрелого человека.
Социальную стабильность личности в данном контексте мы рассматриваем как устойчивое положение конкретного человека в системе
профессиональных, экономических, социальных связей и отношений, основанное на перманентном персональном развитии и интеграции результатов роста во всех сферах жизни. Другими словами, положение человека в социуме может быть охарактеризовано как стабильное, если он:
• наращивает свою профессиональную компетентность (вертикальная либо горизонтальная карьера), создает цепочку воспроизводства профессионального опыта;
• финансово обеспечен;
• реализует себя в семейных отношениях и создает семейные традиции;
• вовремя осознает назревающие перемены и реализует удачные шансы;
• удовлетворен своей профессией, рабочим местом, семьей, жизнью в целом.
Таким образом, социальная стабильность человека отнюдь не предполагает неизменности, остановки в росте и развитии, застоя и умиротворенности. Социальная стабильность - это скорее прогнозируемый устойчивый постепенный рост человека в различных сферах самореализации в интересах самой личности, коллектива, семьи и общества в целях продления максимальной продуктивности и избегания деградации.
О социальной стабильности человека можно, таким образом, судить по внешним, объективным и внутренним, субъективным показателям. Внешними показателями могут быть постоянное место работы, карьерные продвижения, рост материального благосостояния, устойчивое семейное положение, роль в коллективах коллег и друзей, место в профессиональных сообществах, реализация хобби, участие в деятельности общественных организаций и т.д.
Субъективные маркеры социальной стабильности личности связаны, скорее всего, с удовлетворенностью человека занимаемым местом в данной системе связей и отношений и осознанием степени «маневра» в рамках данной системы.
Профессиональная продуктивность как параметр социальной стабильности зрелого человека может, таким образом, быть рассмотрена через эффективность профессионального развития личности и степень соответствия профессиональной деятельности требуемым задачам и показателям (внешние критерии) [2], а также через удовлетворенность индивида трудовой и профессиональной деятельностью, способностью к прогнозированию и интеллектуальной гибкостью (внутренние критерии).
В данном исследовании мы предприняли попытку исследовать профессиональную продуктивность как параметр социальной стабильности в зрелом возрасте через анализ внутренних показателей - удовлетворенность трудом и трудовую мотивацию.
В качестве методического инструментария исследования использовались: тест Герцберга на определение трудовой мотивации, тест «Интегральная удовлетворенность трудом», тест диагностики удовлетворенности жизнью, основанный на концепции Р.Х. Шакурова.
В исследовании приняло участие 60 человек в возрасте от 30 до 50 лет, 30 респондентов мужского пола и 30 - женского, которые занимаются трудовой деятельностью. Также респонденты были разделены по возрасту: первая возрастная группа от 30 до 40 лет, вторая от 41 до 50 лет.
Частные задачи, решаемые в данном исследовании, следующие:
1. сравнить показатели трудовой мотивации и удовлетворенности трудом в возрастных группах 30-40 лет и 41-50 лет;
2. сравнить показатели трудовой мотивации и удовлетворенности трудом у мужчин и женщин;
3. описать взаимосвязи удовлетворенности трудом и жизнью в целом в различных половозрастных группах.
Анализ данных о мотивах трудовой деятельности зрелых людей, полученных с помощью теста «Двухфакторная теория мотивации», разработанного Ф. Герцбергом, показал, что:
- У мужчин и женщин преобладающими мотивами трудовой деятельности являются «финансовые мотивы», «содержание работы», «достижение личного успеха» и «карьера».
- В группе 30-40-летних профессионалов наибольшую значимость имеют мотивы: «финансовые мотивы», «достижение личного успеха» «содержание работы» и «карьера»; в группе 41 -50-летних - «финансовые мотивы», «содержание работы», «ответственность работы» и «карьера».
- При анализе возрастных различий статистически достоверные различия обнаружены по шкале «ответственность работы» (критерий и Манна-Уитни (р=0,004). Это может свидетельствовать о том, что люди в возрасте 41-50 лет относятся более ответственно к выполнению своей работы, а также в силу профессиональной компетентности, возможно, они более способны и готовы принять на себя ответственность за свою работу и других людей.
На основании отдельных шкал теста «Интегральная удовлетворенность трудом» у испытуемых был вычислен общий показатель удовлетворенности трудом. Сравнив его в группах мужчин и женщин, было выявлено, что у женщин он составляет 22,9 баллов, а у мужчин - 21,8 баллов, т.е. женщины в целом несколько более удовлетворены своей трудовой деятельностью (однако, выявленные различия не достоверны статистически).
Как мужчины, так и женщины в большей степени удовлетворены такими параметрами трудовой деятельности, как «удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами», «интерес к работе», «удовлетворенность
взаимоотношениями с руководством» и «удовлетворенность достижениями в работе».
В возрастных группах (30-40 и 41-50 лет) ведущими факторами удовлетворенности являются «удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами», «удовлетворенность взаимоотношениями с руководством», «интерес к работе» и «удовлетворенность достижениями в работе», а меньшую роль в удовлетворенности трудом играют такие факторы, как «профессиональная ответственность» и «предпочтение выполняемой работы заработку» (рис.1).
5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0
130-40 лет 141-50 лет
хо" Ж
/¿о'
^ ^ «Г Л? ^ ¿Р
.</ о/ * Л?
^ь'
Рисунок 1. Параметры удовлетворенности трудом у зрелых людей
разного возраста.
Статистически значимые различия (по критерию и Манна-Уитни) обнаружены по шкалам «интерес к работе» (р=0,03) и «удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами» (р=0,03). Респонденты в возрасте 30-40 лет удовлетворенны взаимоотношениями с коллегами и интерес к работе более высок, чем в возрасте от 41-50 лет. Данные различия предположительно могут быть связаны с тем, что в 30-40 лет происходит ускоренное продуктивное развитие себя как личности средствами профессии, чем в 41-50 лет. Также в этот период все еще происходит накопление социальных связей, в том числе и с коллегами, тогда как в 41 -50 лет некоторые связи ослабевают.
На следующем этапе анализа данных мы интерпретировали результаты «Теста диагностики удовлетворенности жизнью» (рис. 2).
Рисунок 2. Показатели удовлетворенности жизнью мужчин и женщин.
У мужчин наиболее выражена удовлетворенность жизнью в таких сферах, как «профессиональная сфера», «семейная жизнь», «отдых, увлечения», «социальные контакты», «любовь», «динамичность и разнообразие в жизни», «повышение уровня удовлетворенности потребностей». У женщин ведущими параметрами удовлетворенности жизнью являются «образование, обучение», «семейная жизнь», «дружеские отношения», «социальные контакты», «любовь», «динамичность и разнообразие в жизни», «повышение уровня удовлетворенности потребностей». Статистически достоверные различия между гендерными группами (по критерию и Манна-Уитни) обозначены на рисунке звездочками. Данные различия могут быть связаны с тем, что мужчины отдают более высокое предпочтение профессиональной сфере для повышения своего благосостояния и своей семьи, а женщины в период зрелости продолжают накапливать социальные контакты в различных сферах деятельности.
Взаимосвязь удовлетворенности трудом и жизнью в целом в различных половозрастных группах была изучена при помощи процедуры корреляционного анализа.
В гендерных группах и в группах по возрасту часто встречается взаимосвязь достижений личного успеха и саморазвития, ответственности в работе, предпочтения работы заработку и образованием, удовлетворенности
условиями труда и содержанием работы. При этом, у женщин профессиональная сфера прямо коррелирует с «ответственностью в работе», но находится в отрицательной взаимосвязи с «финансовыми мотивами» и «отношением к руководству». Тогда как у мужчин системообразующим фактором является «ответственность в работе», коррелирующая с образованием, неэкономией ресурсов и достижением личного успеха. Как мы видим, многие параметры относятся к профессиональной продуктивности зрелого человека, которые ведут к оптимальному удовлетворению потребностей в жизни.
Таким образом, в целом анализ трудовой мотивации зрелых людей показывает, что мужчины и женщины, а также люди в возрасте 30-40 и 41-50 лет мало различаются по параметрам мотивации труда. Зрелые люди являются вполне сформировавшимися субъектами профессиональной деятельности, и их профессиональная продуктивность является уже достаточно стабильным фактором их повседневной жизни.
Сочетание стабильности общественного развития с индивидуальным развитием и гармоничным совершенствованием личности дает в большинстве случаев, как показывают исследования [3], следующие образцы социального поведения человека: социально-активная, взвешенная позиция; профессиональный рост; достижение высоких показателей; сохранение существующих социальных отношений и контактов; групповой уровень идентичности; взаимопонимания в общении, попытки решать проблемы путем обсуждения, анализа, изучения, диалога; рефлексивное поведение; активность личности в поиске нужной информации и др. А в конечном итоге, удовлетворенность трудовой деятельностью является основой социального благополучия человека и во многом влияет на удовлетворенность жизнью.
Использованные источники:
1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
2. Поваренков Ю.П. Основные положения системогненетической концепции профессионального становления человека // Вестник Омского университета. Серия «Психология». Тема номера «Психология профессионализации личности». - 2004. - № 4. - С. 4-25.
3. Селезнева И.Г. Стабильность и государственная политика в России: взаимосвязь, проблемы и перспективы // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2010. - № 7. - С. 51-55.
4. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. - М.: Когито-центр, 1996. - 289 с.