Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учителя в современных условиях'

Профессиональная подготовка учителя в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
897
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА УЧИТЕЛЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗРАБОТАННОЙ СТРУКТУРЕ / TEACHER’S PERSONALITY STRUCTURE / IMPROVEMENT THE LEVEL OF TEACHER’S SKILLS / PROFESSIONAL TRAINING / TALENTED CHILD / RECOMMENDATIONS FOR A TEACHER ACCORDING TO THE DEVELOPED STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насакова Бальжин Жамсарановна, Малунова Галина Супруновна

В данной статье дается анализ научных подходов к профессиональной подготовке в вузах и системе дополнительного образования. Особое внимание уделяется проблеме подготовки педагогов по развитию творческих способностей у детей и выявлению одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насакова Бальжин Жамсарановна, Малунова Галина Супруновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S PROFESSIONAL TRAINING UNDER MODERN CONDITIONS

The analysis of scientific approaches to the professional training in universities and to the system of additional education is considered in the article. Special attention is paid to the problem of training teachers in the light of development creative abilities of children and revealing their talents.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учителя в современных условиях»

УДК 371.26

© Б. Ж. Насакова, Г.С. Малунова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В данной статье дается анализ научных подходов к профессиональной подготовке в вузах и системе дополнительного образования. Особое внимание уделяется проблеме подготовки педагогов по развитию творческих способностей у детей и выявлению одаренности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, одаренный ребенок, личностная структура учителя, повышение квалификации учителя, рекомендации для учителя по разработанной структуре.

B.Zh. Nasakova, G.S. Malunova TEACHER’S PROFESSIONAL TRAINING UNDER MODERN CONDITIONS

The analysis of scientific approaches to the professional training in universities and to the system of additional education is considered in the article. Special attention is paid to the problem of training teachers in the light of development creative abilities of children and revealing their talents.

Keywords: professional training, talented child, teacher’s personality structure, improvement the level of teacher’s skills, recommendations for a teacher according to the developed structure.

В современных условиях значительно меняются требования к подготовке и переподготовке педагогов. Гуманизация образования, смена целевых ориентаций, предоставление педагогам права на самостоятельность требуют специалистов нового типа, что влияет на изменение содержания и технологии образовательного процесса в вузах и системе постдипломного образования.

Профессиональная подготовка определяется как система организационных педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности, которая складывается как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности, стремящейся ее выполнять. Как видим, профессиональная подготовка имеет две составляющие: первая представляет систему мер, направленных на познание профессии и тех областей знания, которые образуют ее теоретическую основу; вторая составляющая - это система мер, направленных на познание студентом себя и на саморазвитие личности до обретения ею уверенности, позволяющей компетентно заняться избранной деятельностью.

Модернизация образования, переход вузов на стандарты нового поколения, введение бакалавриата и магистратуры согласно Болонскому договору позволили предоставить студентам право выбора курсов с учетом его возможностей, интересов и профилизации. В рамках реализации ПНПО образовательные учреждения изучают образовательные услуги вузов и оформляют социальный заказ. Конкурсная основа проведения торгов на оказание услуг позволяет вузам осуществлять повышение квалификации практических работников. Вместе с тем подготовка педагогов для работы с одаренными детьми осуществляется без учета потребностей образования. Данная проблема была обозначена известным русским педагогом А.Н. Острогорским в 1887 году и остается актуальной в современном образовании.

В своей статье «Учитель и даровитые ученики» он отмечает «... крупному таланту учитель может быть полезен лишь на этапе совершенствования, давая «средства образовать себя» и привлекая «к работе, которая может способствовать правильному росту и развитию таланта». Таланты меньшей силы педагог может пробудить в процессе обучения. К тому же не всякий учитель способен увидеть талант и оказать ему помощь. В этой связи самым ценным качеством учителя А.Н. Острогорский называет «филисофскую складку», под которой подразумевается не только широкий кругозор, но умение «тормошить мысль», «пробудить потребность добывать знание».

Проблеме подготовки учителя к работе с одаренными детьми обращались в 80-х годах исследователи одаренности Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Л.В. Попова, В.С. Юркевич.

В диссертационных исследованиях Л.Б. Ермолаева - Томина, К.Коларик, Н.Б. Шумакова отмечалось несоответствие реального общения учителя с одаренными детьми, обучающей и внеклассной деятельности технологиям развития творческой активности учащихся. Кроме того, такая реализация

происходит на уровне интуиции, а не сознательно, что влечет проявление неуверенности у учителя в выборе педагогических целей.

Исследования (Б.М. Ломов, А.М. Маркова) позволили определить личностную структуру учителя как фактора специфических типов деятельности и общения учителя.

Работа с одаренными детьми является для педагогов своеобразным испытанием его профессиональных, личностных и нравственных качеств. Педагогу необходимы соответствующие умения и определенные качества личности. Важным условием успешности учителя в работе с одаренными учащимися являются следующие качества:

- умение продуктивно реагировать на вызов;

- умение воспринимать критику;

- компетентный способ решать возникающие проблемы;

- готовность нести ответственность за принимаемые решения;

- заслуженное доверие;

- стремление к интеллектуальному совершенствованию.

Способность учителя к работе с одаренными детьми можно определить по специальному тесту. Нами проводилось тестирование учителей в нашей сельской школе в 2009-2010 годах.

Результаты обработки данных позволяют определить потенциальные возможности испытуемых учителей, насколько они способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

Тестирование было проведено с 75-ю учителями двух сельских школ. Результаты позволили определить у 11-ти учителей большую склонность к работе с одаренными детьми, их умение стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся. У 38 учителей склонность есть к работе с одаренными детьми , но они требуют дополнительных желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Однако 26 педагогов показали меньшие результаты теста способностей к работе с одаренными детьми. Проведенное исследование актуализируют имеющуюся проблему. Заниматься с одаренными детьми должны заинтересованные и квалифицированные педагоги, которые вместе с родителями, социальными педагогами, психологом могут с помощью тестирования и диагностики выявлять способности учащихся, обучать и развивать их.

Кроме того, нами были выявлены проблемы по работе с одаренными детьми: психологические, обусловленные множеством противоречивых подходов к проблеме развития одаренности и чрезвычайно малым числом подготовленных специалистов. К тому же современное образование становится вариативным с 2011 года в период перехода начальной школы на обеспечение новых стандартов. Указанные причины требуют создания целостной системы для работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения. На наш взгляд, в процессе реализации основной общеобразовательной программы необходимо в работе с одаренными детьми начиная с начальных классов создать целостную систему со следующими характеристиками: целевые, содержательные (нормативноправовые документы, учебные программы сквозные и связанные с внеучебной деятельностью, учебники, программы переподготовки учителей); инструментальные (методы, средства, технологии).

Одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является организация исследовательских объединений, дающих возможность выбора учащимися не только направления научной работы, но и индивидуального темпа в продвижении в предмете. Исследовательская деятельность, проводимая в предметных центрах нашей школы, в рамках организации профильного обучения способствует повышению уровня системности получаемых знаний.

Созданы предметные центры, профильные классы, в которых исследовательская деятельность в нашем районе, регионе позволяет учащимся попробовать свои силы, раскрыть свои способности и раньше найти себя, развивать активность, нетрадиционное собственное понимание мира, интерес, умения и навыки, воспитывать эмоциональную восприимчивость, саморегуляцию поведения, трудолюбие, самостоятельность.

Педагог, имея четкие представления о потенциале развития, выстраивает в соответствии с действиями ребенка свои, педагогические действия, с помощью которых он будет решать задачу образования. Учитель, воспитатель, учитывая реальную ситуацию развития и задачи предстоящего образования, выстраивает систему отношений с ребенком, чтобы изменить его отношение к окружающему миру, создавая, таким образом, условия для осуществления развития его индивидуальности.

Построение событийной общности педагога и учащихся через блокирование статусно-ролевых функций, принцип совместного коллективного обсуждения проблем, стимулирование высказываний и оценка различных точек зрения, наличие общей мотивации, погружение ребенка в интеллектуальную среду - есть создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала и одаренности.

Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя - это системное, интегративное качество, основанное на эмпатии, проявляющееся в способности учителя к диалогу, а также в чутком, уважительном и справедливом отношении к ученикам.

Литература

1. Острогорский А.Н. «Учитель и даровитые ученики» // Педагогический сборник, 1989. - СПб., № 1-3. -С. 1-28, 197-219.

2. Проектирование основной общеобразовательной программы образовательного учреждения. - М.: Ака-дем-книга, 2010. - С. 183.

3. Смирнова С.А. Гуманистическая направленность как профессионально значимая характеристика личности педагога, работающего с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2010. - №4. - С. 52-56.

Насакова Бальжин Жамсарановна, учитель русского языка и литературы Дульдургинской СОШ Забакаль-ского края.

Малунова Галина Супруновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского государственного университета.

Nasakova Balzhin Zhamsaranovna, teacher of Russian language and literature, Duldurga secondary comprehensive school, Zabaikalsky territory.

Malunova Galina Suprunovna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogics of elementary and pre-school education, Buryat State University.

УДК 82: 37.01 © Е.И. Целикова

АНТРОПОЛОГИЯ ТОЛСТОГО И ДОСТОЕВСКОГО:

СЕМЬЯ И ЕЕ ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ

В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на семью и семейное воспитание, духовные основы которого связаны с национальным архетипом, представлениями русского народа о нравственности.

Ключевые слова: духовные основы семьи, национальный архетип, русская национальная традиция.

E.I. Tselikova

THE ANTHROPOLOGY OF TOLSTOY AND DOSTOEVSKY:

A FAMILY AND ITS SPIRITUAL BASES

In the article L.N. Tolstoy and F.M. Dostoevskiy points of view on family and family upbringing are considered. Its spiritual bases concern the national archetype, the notions of the Russian people on morality.

Keywords: family spiritual bases, national archetype, Russian national tradition.

Интерес к духовным основам русской семьи обусловлен усиливающимся западным влиянием на школу, поиском в этой связи прочного национального фундамента. Истинную духовность в человеке способна воспитать родная культура, ее национальные корни. Семейное воспитание только тогда является эффективным, когда приемы и средства формирования у школьников представлений о духовных основах семьи будут базироваться на национальном духовном архетипе. Такие стороны русского представления о духовности, как нравственность, чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу, ответственность за свои поступки, свобода и творчество, отрицание «лжи и зла, эгоизма», «инстинктивное правосознание», вера в возможность новой духовности, богочеловеческой (духовность не христианская, если в ней исчезает чувство любви к ближнему), а также в то, что в каждом человеке изначально есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.