УДК 94:377-053.67-22(571.56-17)"197/198"
https://doi.org/10.24158/fik.2018.12.24
Егоров Петр Михайлович
Egorov Pyotr Mikhaylovich
кандидат политических наук, научный сотрудник отдела истории и этносоциологии Арктики Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОЙ ЯКУТИИ В 1970-1980-Е ГГ.
PhD in Political Science, Research Fellow, Arctic History and Ethnic Sociology Department, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
VOCATIONAL EDUCATION OF RURAL YOUTH IN NORTHERN YAKUTIA IN THE 1970S-1980S
Аннотация:
В статье рассматривается развитие профессионального технического образования в арктических районах Якутии в 1970-1980-х гг. В 1960-х гг. в Якутской АССР образовательный уровень работающей молодежи, особенно в арктических сельских поселениях, был очень низок. Традиционные отрасли сель-ского хозяйства Якутии нуждались в притоке молодежи. Однако молодые люди неохотно шли работать в оленеводческие стада. Советское руководство уделяло пристальное внимание задачам дальнейшего подъема сельского хозяйства и ставило перед профессионально-техническими учебными заведениями Якутии задачу обеспечения планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства. Было признано необходимым создание сельских средних профтехучилищ на базе крупных передовых совхозов, предприятий сельхозтехники. С расширением сети профессионально-технических училищ в 1970-1980-х гг. произошло качественное обновление состава трудовых ресурсов агропромышленного комплекса за счет представителей молодого поколения.
Ключевые слова:
сельская молодежь Арктики, Якутия, профессиональная подготовка, профессионально-техническое училище, молодежная политика.
Summary:
The study discussed the development of vocational education in the Arctic regions of Yakutia in the 1970-1980s. In the 1960s, the educational level of working youth was very low in the Yakut ASSR, especially in the Arctic rural settlements. The traditional agricultural industry in Yakutia was in need of inflow of young people. However, the youth was reluctantly involved in the reindeer-herding sector. The Soviet leader paid close attention to the tasks of further agricultural development and set Yakut vocational schools the task of training systematically skilled workers for all sectors of the national economy. It was necessary to create rural secondary vocational schools based on advanced state farms and large agricultural machinery enterprises. The increase in the number of vocational schools in the 1970-1980s led to the qualitative renewal of agro-industrial staff by involving young people in this sector.
Keywords:
Arctic rural youth, Yakutia, vocational education, vocational school, youth policy.
Профессиональная ориентация является одним из самых важных и в то же время сложных решений в жизни молодого человека. С каждым годом выбор специальности становится все труднее ввиду того, что некоторые из них со временем становятся менее актуальными и востребованными, на смену им приходят новые профессии, отвечающие требованиям экономики страны в настоящем и будущем [1, c. 1037]. Профессиональное образование играет основополагающую роль при подготовке молодого поколения к труду, обретении профессиональных навыков, что, несомненно, влияет на рынок труда [2, p. 11]. В советский период вопрос профориентации коренной сельской молодежи Севера также остро стоял на повестке дня.
Изучение проблемы подготовки сельскохозяйственных кадров в республике в 1970-1980-е гг. нашло отражение в исследованиях ряда ученых. Развитие сельскохозяйственных учебных заведений и сложности подготовки специалистов аграрного сектора в указанный период рассмотрены в сборнике научных трудов «Профессиональное образование молодежи в Якутской АССР» [3]. Стоит отметить статью С.Н. Горохова и Н.П. Шамаевой, в которой показано состояние народного образования и науки в условиях развитого социализма [4].
Вопросу подготовки квалифицированных местных кадров из числа малочисленных народов Севера в рассматриваемый период посвящены работы В.И. Бойко и Н.В. Васильева [5], У.А. Винокуровой [6], О.Н. Птицыной [7]. Авторы подробно проанализировали проблемы подготовки специалистов из числа местного населения по отраслям сельского хозяйства.
Огромное значение для изучения молодежи Якутии 1970-1980-х гг. представляют работы И.А. Аргунова [8], которые позволяют в общих чертах изобразить социальный портрет молодого человека села Якутии конца 1970-х гг. и проанализировать его образ жизни. Также определенный вклад в исследование темы внесли научные работы М.Н. Борисова [9], Н.Н. Тихонова [10]. В их
трудах показаны социально-экономические проблемы якутской деревни, в том числе касающиеся подготовки кадров в средних специальных учебных заведениях республики.
В 1970-1980-х гг. роль сельской молодежи возрастала, она активно участвовала в социально-экономических процессах, происходящих в сельских районах, и представляла собой основной ресурс пополнения рабочей силы сельскохозяйственного сектора экономики. Советское руководство уделяло пристальное внимание задачам дальнейшего подъема сельского хозяйства, понимая, что модернизация производства возможна не только экстенсивным путем - через увеличение числа работников механизированного труда, но и интенсивным - в результате значительного изменения их качественной структуры. Новый этап развития сельского хозяйства был немыслим без систематической подготовки квалифицированных кадров преимущественно из числа молодежи. На каждом этапе социалистического строительства профессионально-техническая подготовка должна была выполнять свойственные определенному периоду задачи. На XXVII съезде партии подчеркивалось, что в связи с изменениями в характере и содержании труда в условиях коренной перестройки социалистической экономики, ускорения научно-технической революции возрастают требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке людей [11, с. 48].
В 1960-х гг. в Якутской АССР был очень низок образовательный уровень работающей молодежи. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в 1963 г. из 539 человек в пяти наслегах четырех северных районов (Арылахском Верхнеколымского района, Олеринском и Халарчинском -Нижнеколымского, Селенняхском - Усть-Янского, Улахан-Чистайском - Момского) только 10 человек имели высшее образование, 101 - среднее специальное и общее, 173 - неполное среднее образование, 158 - начальное, малограмотные - 97 жителей. Особенно низким был образовательный уровень молодых людей, занятых в материальном производстве: оленеводстве, охоте, рыболовстве [12, с. 55]. Поэтому постановлением Совета министров ЯАССР от 20.08.1964 г. было решено организовать в сельскохозяйственных районах учебные комбинаты для обучения работающей молодежи, в арктических районах - кочующие учебные комбинаты [13, с. 104]. Перед профессионально-техническими учебными заведениями Якутии была поставлена задача обеспечения планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства.
В 1975 г. в Якутии работало 11 сельских ПТУ с охватом 2 599 учащихся. С 1970 по 1975 г. они подготовили для Министерства сельского хозяйства 5 890 квалифицированных молодых рабочих, в том числе 3 241 механизатора [14, с. 26].
В феврале 1975 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы» [15]. В нем были обозначены меры по дальнейшему совершенствованию и расширению подготовки квалифицированных рабочих в средних сельских профтехучилищах. Признано необходимым создание сельских средних профтехучилищ на базе крупных передовых совхозов, предприятий сельхозтехники и комплексов, включающих учебные, лабораторные и общественно-бытовые корпуса. Развитие трехгодичных сельских профтехучилищ, дающих среднее образование, содействовало дальнейшему повышению общеобразовательной подготовки и культурно-технического уровня сельских рабочих, закреплению молодежи на селе.
Названные меры позволили расширить и углубить содержание учебных планов и программ. В них стало больше уделяться внимания не только овладению умениями и навыками, производственному обучению, но и теоретической, научно-технической подготовке, общему развитию учащихся. В планы были введены новые предметы - обществоведение, эстетическое воспитание, экономика производства, унифицированы по содержанию и объему учебных часов специальные предметы. В учебный процесс все шире стали внедряться технические средства преподавания.
Составной частью учебно-педагогической деятельности стало производственное обучение, в ходе которого учащиеся овладевали практическими знаниями, учились работать эффективно и высокопроизводительно. Профессиональное техническое образование было неотделимо от трудового воспитания. По сравнению с общеобразовательной школой профтехучилища имели гораздо больше возможностей для реализации трудового компонента непосредственно в процессе производственного обучения и практики, учащиеся ПТУ вместе с рабочими активно участвовали в выполнении народно-хозяйственных планов.
В указанный период в республике постепенно расширялась сеть профтехучилищ. Так, в 1980 г. в Якутии насчитывалось 25 подобных заведений, где обучалось 6,5 тыс. человек, т. е. соответственно в 2,5 и 3,0 раза больше, чем в 1965 г. [16, с. 47]. На 01.01.1988 г. в Якутской АССР имелось 25 дневных профессионально-технических училищ, в которых получало образование 8 988 человек. Количество учащихся в СПТУ региона ежегодно возрастало, в связи с этим увеличивался и выпуск квалифицированных молодых рабочих. Однако, несмотря на это, СПТУ покрывали только 17,6 % потребности отраслей народного хозяйства республики в квалифицированных рабочих кадрах (по расчетам Госкомитета профессионально-технического образования Якутской АССР) [17, с. 31].
Кроме того, большинство средних профессиональных технических училищ располагались в центральной части Якутии, куда многим молодым людям из северных районов было сложно добираться ввиду дороговизны авиабилетов. Еще более значимой преградой выступал дефицит ресурсов на обеспечение проживания и питания вдали от дома. При этом на Севере Якутии работали всего два средних профессиональных учебных заведения, которые никак не могли принять всех желающих.
Первым в 1964 г. на Севере Якутии в Усть-Янском районе было открыто СПТУ № 25. Весной 1965 г. училище было перебазировано в пос. Сангар Кобяйского района и переименовано в Сангарское ГПТУ-9. Заведение первоначально готовило по профессиям «тракторист-бульдозерист», «слесарь-сантехник», «водитель III класса». С появлением необходимости в подготовке кадров для предприятий нефтегазгеологии ГПТУ-9 сменило профиль на подготовку по специальностям «помощник бурильщика», «высокомонтажник», «дизелист буровых установок» [18, с. 150].
В 1973 г. в Нижнеколымском районе ЯАССР основано Черское среднее СПТУ-21. Это было единственное в СССР училище, которое готовило квалифицированных рабочих по профессиям «оленевод младший» «ветфельдшер-радист», «охотник - механизатор - водитель вездехода», «докер-механизатор III класса». Организация за 10 лет выпустила 400 оленеводов высокой квалификации. В 1985 г. здесь обучалось 32,5 % всех учащихся системы профессионально-технического образования в Якутии. Однако, как отмечали в статье Р.А. Кузьмина и В.Н. Харитонова, СПТУ-21 испытывало ежегодные трудности при наборе учащихся в группы охотников и оленеводов [19, с. 41]. Исследователи объясняли данную ситуацию комплексом следующих факторов:
- во-первых, значительным отсевом школьников из сельских школ Севера, в частности недостаточной укомплектованностью 8-х классов школ в оленеводческих районах республики;
- во-вторых, низким уровнем престижа системы профтехобразования вообще по сравнению с другими видами образования - школьным, средним специальным и т. д.;
- в-третьих, трудностями адаптации учащихся народностей Севера к условиям среднего профтехучилища;
- в-четвертых, слабой материально-технической базой профтехучилища [20, с. 43].
За годы советской власти коренным образом изменилась жизнь народностей Крайнего Севера. Перемены коснулись всех сторон их жизнедеятельности, в том числе устоявшихся видов занятости. Улучшение условий жизни, механизация труда, появление новых профессий затронули и оленеводство. Одной из главных проблем этой традиционной отрасли народного хозяйства стал дефицит квалифицированных пастушеских кадров.
Оленеводство нуждалось в притоке молодежи. Однако молодые люди неохотно шли работать в оленеводческие стада. Произошло отчуждение ее некоторой части от исконных видов труда народностей Севера. Исследователи отмечали, что человеку, выросшему в поселке, трудно привыкнуть к экстремальным условиям тундры. Адаптация к новым условиям проходила медленно и сложно, так как физической и психологической подготовкой молодежи никто не занимался.
В рассматриваемый период основным поставщиком квалифицированных кадров для оленеводства являлась общеобразовательная школа, где в 8-10-х классах преподавались основы ветеринарии, оленеводства, механизации и экономики оленеводческого производства. В годы IX пятилетки была решена задача завершения перехода к всеобщему среднему образованию. В одном из докладов на XXV съезде КПСС в 1976 г. обозначено, что 98 % выпускников 8-го класса продолжают обучение. По данным республиканского комитета по труду к началу XII пятилетки в регионе 60 % совхозных механизаторов и 75 % животноводов составляла молодежь до 30 лет [21, c. 167].
Именно в эти годы расширялись возможности получения среднего образования. Если с 1950-х гг. бытовало представление, что источником образования должна быть только средняя школа, то в 1970-е гг. значительная часть выпускников осваивала школьные общеобразовательные программы в профессионально-технических училищах [22].
Связанные с преобразованием колхозов в совхозы концентрация и механизация производства, гарантированная оплата труда, уменьшение чрезмерной трудовой нагрузки, регламентация бюджета рабочего времени положительно сказались на закреплении трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Продолжавшееся до начала 1970-х гг. сокращение количества сельскохозяйственных рабочих в республике было приостановлено, наблюдалась стабилизация численности сельскохозяйственного населения. С расширением сети профессионально-технических училищ произошло качественное обновление состава трудовых ресурсов агропромышленного комплекса за счет молодежи.
Следует отметить, что создание профессионально-технических училищ в арктических районах Якутии, несмотря на все недостатки, положительно отразилось не только на жизни молодежи Арктики, но и в целом на экономике Якутии.
Ссылки:
1. Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1037-1040.
2. Learning for Jobs [Электронный ресурс] : Synthesis Report of the OECD Reviews of Vocational Education and Training // OECD. 2010. 220 p. URL: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/Learning%20for%20Jobs%20book.pdf (дата обращения: 13.12.2018).
3. Профессиональное образование молодежи в Якутской АССР : сборник научных трудов. Якутск, 1989. 98 с.
4. Горохов С.Н., Шамаева Н.П. Развитие народного образования и науки // Якутская АССР в условиях развитого социализма: исторический очерк. Якутск, 1982. 179 с.
5. Бойко В.И., Васильев Н.В. Социально-профессиональная мобильность эвенков и эвенов Якутии. Новосибирск, 1981. 175 с. ; Васильев Н.В. Характер и тенденции социально-профессиональных перемещений эвенской и эвенкийской молодежи // Сельская молодежь Якутии. Якутск, 1976. С. 37-51.
6. Винокурова У.А. Воспитание и образование народов Севера. Якутск, 1997. 107 с.
7. Птицына О.Н. Ранняя профессиональная ориентация на традиционные виды трудовой деятельности народностей Севера // Профессиональное образование молодежи в Якутской АССР. Якутск, 1989. С. 34-41.
8. Аргунов И.А. Социальная сфера образа жизни в Якутской АССР. Якутск, 1988. 232 с. ; Его же. Социальное развитие якутского народа. Новосибирск, 1985. 319 с.
9. Борисов М.Н. Социальное развитие сельского населения Якутской АССР. Якутск, 1984. 103 с.
10. Тихонов Н.Н. Социально-экономические проблемы якутской деревни. Якутск, 1980. 152 с.
11. Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986. 352 с.
12. Данилов Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной сети. Якутск, 1973. 240 с.
13. Николаева А.Д., Савинов Т.Т. Система общего образования в Якутии: историко-педагогический аспект. М., 2010. 224 с.
14. Сосин А.А. Из истории развития системы профессионально-технического образования в республике // Профессиональное образование ...
15. О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы : постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 янв. 1975 г. № 82 // Ленинская правда. 1975. 25 февр.
16. Народное хозяйство Якутской АССР за 60 лет (1922-1982 гг.). Якутск, 1982.
17. Павлова А.Н. Проблемы развития профессионально-технического образования Якутской АССР // Профессиональное образование ... С. 31-34.
18. Юность избирает героику труда. Якутск, 1984. 168 с.
19. Кузьмина Р.А., Харитонова В.Н. Проблемы подготовки кадров для отраслей хозяйства народностей Севера // Профессиональное образование ... С. 41-45.
20. Там же. С. 43.
21. Трудовые ресурсы Якутской АССР. Якутск, 1967.
22. Данилов Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. Якутск, 1969. 143 с.
References:
Argunov, IA 1985, Social Development of the Yakut People, Novosibirsk, 319 p., (in Russian).
Argunov, IA 1988, Social Sphere of Lifestyle in the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic, Yakutsk, 232 p., (in Russian). Borisov, MN 1984, Social Development of the Rural Population of the Yakut ASSR, Yakutsk, 103 p., (in Russian). Boyko, VI & Vasiliev, NV 1981, Social and Occupational Mobility of the Yakut Evenks and Evens, Novosibirsk, 175 p., (in Russian).
Danilov, DA 1969, Educational Arrangements of Secondary Schools in the Far North, Yakutsk, 143 p., (in Russian). Danilov, DA 1973, Social and Educational Foundations of the School Network Arrangement, Yakutsk, 240 p. (in Russian). Gorokhov, SN & Shamaeva, NP 1982, 'The Development of Public Education and Science', Yakutskaya aSsR v usloviyakh razvitogo sotsializma: istoricheskiy ocherk, Yakutsk, 179 p., (in Russian).
Kuzmina, RA & Kharitonova, VN 1989, 'Problems of Personnel Training for Economic Sectors of the Peoples of the North', Professional'noye obrazovaniye molodezhi v Yakutskoy ASSR: sbornik nauchnykh trudov, Yakutsk, pp. 41-45, (in Russian). Labor Resources of the Yakut ASSR 1967, Yakutsk, (in Russian).
'Learning for Jobs: Synthesis Report of the OECD Reviews of Vocational Education and Training 2010', OECD, 220 p., viewed 13 December 2018, <http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/Learning%20for%20Jobs%20book.pdf>.
Mitina, NA & Nurzhanova, TT 2014, 'The System of Career Guidance of Young People on Education Science', Molodoy uchenyy, no. 4, pp. 1037-1040, (in Russian).
National Economy of the Yakut ASSR for 60 Years (1922-1982) 1982, Yakutsk, (in Russian).
Nikolaeva, AD & Savinov, TT 2010, The System of General Education in Yakutia: Historical and Educational Aspect, Moscow, 224 p., (in Russian).
Pavlova, AN 1989, 'Problems of Vocational Education Development of the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic', Professional'noye obrazovaniye molodezhi v Yakutskoy ASSR: sbornik nauchnykh trudov, Yakutsk, pp. 31-34, (in Russian). Proceedings of the XXVII Congress of the CPSU 1986, Moscow, 352 p., (in Russian).
Ptitsyna, ON 1989, 'Early Career Guidance on the Traditional Labor Activity of the Peoples of the North', Professional'noye obrazovaniye molodezhi v Yakutskoy ASSR, Yakutsk, pp. 34-41, (in Russian).
Sosin, AA 1989, 'Historical Backgrounds to the System of Vocational Education in the Yakut Republic', Professional'noye obrazovaniye molodezhi v Yakutskoy ASSR: sbornik nauchnykh trudov, Yakutsk, (in Russian).
Tikhonov, NN 1980, Social and Economic Problems of the Yakut Village, Yakutsk, 152 p., (in Russian). Vasiliev, NV 1976, 'Nature and Tendencies of Social and Occupational Movements of the Even and Evenk Youth', Sel'skaya molodezh' Yakutii, Yakutsk, pp. 37-51, (in Russian).
Vinokurova, UA 1997, Education of the Peoples of the North, Yakutsk, 107 p., (in Russian).
Vocational Education of Young People in the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic 1989, collection of studies, Yakutsk, 98 p., (in Russian).
Young People Choose to Work Hard 1984, Yakutsk, 168 p., (in Russian).