Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЖАЗОВОГО ПИАНИСТА НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЖАЗОВОГО ПИАНИСТА НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
трансформация / джаз / профессиональная подготовка / фортепианное исполнительство / жанрово-стилевые особенности / классическая академическая подготовка / методы / ритм / гармония

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бекмухамедов Бекен Мажитович, Шиндаулова Раушан Байсеитовна, Абибуллаева Назгум

Профессиональная подготовка пианиста имеет глубокие исторические корни, веками отшлифованные в разных странах традиции и школы. Пианистическое искусство, как правило, характеризуется в искусствоведении как направление классического исполнительства. Но наряду с классическим (академическим) фортепианным исполнительством, сейчас особое значение приобретает джазовое фортепианное исполнительство. Этому явлению в немалой степени поспособствовала популярность джазового искусства в целом: стилистика его языка, разнообразие жанрового арсенала, импровизационная сущность его бытования, дающая все виды творческого роста и самовыражения личности, демократичность форм реализации в деятельности и др. Но само по себе увлечение джазовым искусством недостаточно для свободного владения его основными методами и формами исполнительской самореализации. Этому виду искусства также необходимо обучаться на профессиональной основе, как и в целом, классическому фортепианному исполнительству. В связи с этим, в статье поднимается вопрос о путях трансформации профессиональной подготовки классического пианиста в джазового исполнителя. Трансформация, как процесс, собственно, переподготовки, требует особых условий ее реализации. К ним можно отнести: концептуальные подходы, использование имеющегося багажа, методы, способы и приемы обучения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЖАЗОВОГО ПИАНИСТА НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

УДК 7.071.2

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЖАЗОВОГО ПИАНИСТА НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

БЕКМУХАМЕДОВ БЕКЕН МАЖИТОВИЧ

Д.п.н., профессор кафедры Инструменты эстрадного оркестра КазНАИ им. Т. Жургенова, Алматы, Республика Казахстан

ШИНДАУЛОВА РАУШАН БАЙСЕИТОВНА

Д.филос.н., профессор кафедры Эстрадный вокал КазНАИ им. Т. Жургенова, Алматы,

Республика Казахстан

АБИБУЛЛАЕВА НАЗГУМ

Студентка 4 курса кафедры Инструменты эстрадного оркестра КазНАИ им. Т. Жургенова, Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: Профессиональная подготовка пианиста имеет глубокие исторические корни, веками отшлифованные в разных странах традиции и школы. Пианистическое искусство, как правило, характеризуется в искусствоведении как направление классического исполнительства. Но наряду с классическим (академическим) фортепианным исполнительством, сейчас особое значение приобретает джазовое фортепианное исполнительство. Этому явлению в немалой степени поспособствовала популярность джазового искусства в целом: стилистика его языка, разнообразие жанрового арсенала, импровизационная сущность его бытования, дающая все виды творческого роста и самовыражения личности, демократичность форм реализации в деятельности и др. Но само по себе увлечение джазовым искусством недостаточно для свободного владения его основными методами и формами исполнительской самореализации. Этому виду искусства также необходимо обучаться на профессиональной основе, как и в целом, классическому фортепианному исполнительству. В связи с этим, в статье поднимается вопрос о путях трансформации профессиональной подготовки классического пианиста в джазового исполнителя. Трансформация, как процесс, собственно, переподготовки, требует особых условий ее реализации. К ним можно отнести: концептуальные подходы, использование имеющегося багажа, методы, способы и приемы обучения и т.д.

Ключевые слова: трансформация, джаз, профессиональная подготовка, фортепианное исполнительство, жанрово-стилевые особенности, классическая академическая подготовка, методы, ритм, гармония

Abstract: Professional training of a pianist has deep historical roots, traditions and schools polished over centuries in different countries. Pianistic art, as a rule, is characterized in art history as a direction of classical performance. But along with classical (academic) piano performance, jazz piano performance is now gaining special importance. This phenomenon is largely due to the popularity of jazz in general: the stylistics of its language, the diversity of its genre arsenal, all-round democracy in its performance, its improvisational essence, which germinates all types of creative growth and self-expression of an individual, etc. But mere aspiration for jazz is insufficient in order to master its basic methods and forms of its authentic performance. This type of art also needs to be trained on a professional basis, inasmuch as classical piano performance in general. In this regard, our research paper addresses the issue of transforming a classical pianist into a jazz performer under the professional training. Transformation, as a process of retraining per se, requires special conditions for its implementation. These include: conceptual approaches, utilization of background, methods and techniques of teaching, etc.

Key words: transformation, jazz, professional training, piano performance, genre and style features, classical academic training, methods, rhythm, harmony.

Введение. Знаменитые мировые школы фортепианного исполнительского искусства сейчас мало кого могут удивить принципиально новыми методами обучения и воспитания. Эти методы уже хорошо известны в мировой фортепианной практике. Однако процессы, которые происходят в современном фортепианном искусстве, демонстрируют и другие стороны, свойственные нашему времени: это тенденции безудержного роста человеческих возможностей в плане технической оснащенности, и с другой стороны, - выход за пределы собственно академического исполнительства, что дает возможность экспериментировать и создавать новые формы и виды творческого музицирования на базе существующих школ.

Свидетельством первого момента являются уникальные выступления детей дошкольного и младшего школьного возраста, исполняющие сложнейшие произведения мировой фортепианной классики, которые подчас неподсилу даже взрослым опытным пианистам. Подобные примеры в большом количестве можно найти на YouTube-канале. Сюда же можно отнести выступления современных молодых пианистов из Китая, США, Канады, Южной Кореи, Японии, чья уникальная техника поражает супервиртуозностью.

Другая сторона новых веяний в фортепианном исполнительстве, - это сочетание академической подготовки с потребностями идти в ногу со временем. То есть современное фортепианное исполнительство «в отличие от безупречности и устойчивости классического искусства, - воспринимается как живая, постоянно развивающаяся материя. Она ищет новые формы, создаёт новые направления и отваживается смешивать разные жанры и стили в единое целое» [1, 147]. Одно из таких направлений связано с желанием и стремлением многих молодых классических исполнителей научиться играть джаз.

Сегодня многие пианисты, обучающиеся в образовательных учреждениях искусств РК, обладая хорошим исполнительским потенциалом (крепкий пианистический аппарат, музыкальный слух и отличная память, обширный репертуар и т.д.), самостоятельно изучая приемы джазового исполнительства, сталкиваются с большим количеством трудностей. Зачастую это связано с неспособностью трансформировать (перестроить) свои сформированные и уже хорошо развитые пианистические навыки и умения в русло иного стиля, где основным внутренним импульсом и критерием качественного исполнения будет являться не грамотно исполненный нотный текст (со всеми его интерпретаторскими вариантами), а умение свинговать и импровизировать. Получается, что навыки и умения джазового исполнительства приходят к пианисту не сами по себе, а их следует формировать на серьезной профессиональной основе, - чем раньше, тем лучше.

Но история музыкального образования и воспитания в СССР до середины ХХ в. показывает, что отношение к джазу со стороны государства было неоднозначным. Так, идеологи и культурологи того времени определяли джаз как «буржуазную музыку», «музыку толстых», «музыкальный дурман» [2, 13]. Это не могло не сказаться на популяризации и развитии джазового фортепианного искусства в период расцвета социализма. Конечно, в этом смысле, сегодняшняя ситуация в постсоветском пространстве, иная. Джаз уверенно прокладывает свой путь на профессиональную исполнительскую сцену. И все же, этот момент отложил свой негативный отпечаток на том, что мы имеем сегодня: недостаточно четко разработанную методологическую базу, разрозненность методов обучения, отсутствие полноценных национальных джазовых школ по республикам, невостребованность потенциала традиционного народного творчества в развитии джазового исполнительского искусства и т.д.

Исследуя тему профессиональной подготовки джазового пианиста на основе трансформации классической школы, правомерно осветить следующие очень важные вопросы: 1) хорошо ли разработана данная тема в искусствоведческой литературе в целом? 2) как решается данная проблема в профессиональном фортепианном исполнительстве

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

современного Казахстана? 3) какие вопросы, касающиеся данной проблемы, еще недостаточно исследованы в науке?

Нельзя сказать, что проблема трансформации из классики в джаз не разработана вообще, поскольку западные мировые исполнительские школы имеют в этом смысле определенный опыт. Например, в книге Марка Харрисона «Jazz Piano: A Complete Guide to Jazz Theory and Improvisation» [3; 4; 5] на комплексной основе рассмотрены основы теории джаза, структуры композиционных форм, техники импровизации и др. Также основы развития джазовой гармонии, мелодии, ритма, техники звукоизвлечения и музыкальной формы, раскрыты в книге Марка Левина «The Jazz Piano Book» [6]. Скотт Ривс в своей книге «Creative Jazz Improvisation Paperback» [7] обращает свое внимание на развитие практических навыков игры в джазе. Здесь разработаны различного рода упражнения на технику, развитие импровизации и стилевых разнообразий. Книга Миши Стефанюка «Jazz Piano for the Young Beginner» [8] посвящена начинающим пианистам, содержит основные теоретические сведения по освоению джазовой игры на фортепиано.

Все указанные книги - это лишь небольшая часть литературы, предназначенная для стремящихся преодолеть барьер перехода из классического исполнительства на фортепиано в джазовое. Кроме указанных выше, существуют и другие виды методической помощи начинающим пианистам и тем, кто хочет перейти от классического исполнительства к джазовому. Они посвящены анализу различных аспектов теории джаза, импровизации, гармонических прогрессий, ритмического своеобразия. Необходимо понимать, что при имеющихся методических ориентирах, они не учитывают индивидуальных способностей обучающихся, и каждый музыкант должен знать уровень своей подготовленности и свои слабые стороны в конкретном случае.

Таким образом, можно сказать, что данная проблема в общих чертах уже освещена в современной западной искусствоведческой литературе. Но по отношению к отечественному и, в частности, казахстанскому, искусству она на официальном уровне только назревает и заслуживает особого внимания со стороны исследователей.

Необходимо подчеркнуть, что оба направления в фортепианном исполнительстве - и классика, и джаз, уникальны по многим параметрам: это и традиции, и разнообразие стилей, и различные исполнительские техники. Но с другой стороны, есть множество точек соприкосновения, где эти два направления тесно переплетаются и взаимно влияют друг на друга.

Анализ показывает, что методологическая основа гармонии, структуры, форм, ритмических, жанровых особенностей, несмотря на стилевые различия, также имеют общие принципы развития. Учитывая сказанное, вполне уместна мысль, что сама трансформация (перестройка) - это где-то выдуманное, искусственно созданное явление. Перед профессиональным пианистом не должна стоять проблема трансформации т.к. он, владеющий этими основами, всеми перечисленными знаниями, умениями и навыками, не должен испытывать никаких затруднений. И вполне резонно тогда обратить внимание на значимость предварительной подготовки пианиста и спросить: «способствует или мешает академическая подготовка пианиста в овладении джазом?». Возможно, обучаться джазу легче и эффективнее без предварительной академической подготовки, т.к. моторно-двигательные пианистические навыки, годами сформированные и развитые путем многочасовых репетиций и составляющие монолит его пианистического аппарата, очень сложно перестроить?

Методы. Сегодня существуют различные музыкальные джазовые школы, где обучают игре на фортепиано: New England Conservatory (Бостон, США), Berklee College of Music (Беркли, США), The Juilliard School (Нью-Йорк, США), Conservatorium van Amsterdam (Амстердам, Нидерланды), Royal Conservatoire of Scotland (Глазго, Шотландия). Это лишь часть музыкальных учебных заведений, в которых обучают джазовому фортепианному искусству. Абсолютно каждое учебное заведение имеет свои особенности и требования к

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

обучающимся. Они направлены на определенную музыкальную подготовку в джазовой манере исполнительства (технические навыки, ритмическое развитие, знания в области джазовой гармонии, стилевые особенности и т. д.). Ряд обучающих программ также предусматривают совмещение классического и джазового исполнительства.

Основным методом, принятым, например, в Berklee College of Music (Беркли, США), является специализация в опоре на новейшие неакадемические направления. Комплексный подход предполагает изучение современных и исторических стилей, включая рок, хип-хоп, регги, сальса, хэви-метал. Джазовое обучение на фортепиано в колледже Беркли (Berklee College of Music) имеет ряд особенностей, которые делают его уникальным и эффективным, например, акцент на импровизацию. Это является главной характеристикой джазового обучения на фортепиано в Беркли. Студенты учатся сочинять собственные аранжировки и мелодии. Исполняют как соло, так и аккомпанементы к другим инструментам, например, банджо, мандолина, бас-ритм-гитары. Популярны камерные составы, исполнение джазовых стандартов и музыки к фильмам. Студенты изучают различные гармонические прогрессии, мелодические шаблоны и ритмические фигуры, чтобы развивать свою творческую импровизационную способность. К методам джазового фортепианного обучения в обязательном порядке относятся гармонический анализ, ритмическая гибкость, а также сотрудничество и импровизационные сессии.

Дискуссии. Следует отметить, что, несмотря на недостаточную методическую разработанность проблемы переподготовки в казахстанском искусствоведении, тем не менее, существуют множество отдельных источников информации, по которым наши пианисты могут самостоятельно выучиться этому искусству. Сейчас в интернете можно обнаружить множество различных подходов (приложений) к обучению джазовому фортепиано. Возможно, понятие «джазовое» не совсем отражает специфику всех методов обучения, но беря во внимание основные принципы, можно в дальнейшем сориентироваться в данном направлении. К этим приложениям можно отнести: Flowkey - много-платформенное приложение для обучения игре на фортепиано; Simply Piano - одно из наиболее широко используемых приложений для обучения игре на пианино; Chordana Play - еще одно популярное приложение для того, чтобы научиться играть на пианино или освежить уже имеющиеся знания [9]. Это, скорее всего, мини-методы для самостоятельного обучения игре на фортепиано взрослых, не имеющих предварительной музыкальной подготовки. Кроме того, заслуживает внимания «Онлайн школа фортепиано Юлии Шишкиной» [10], которая будет очень полезной для подготовленных пианистов, начинающих играть джаз.

Результаты и выводы. В Республике Казахстан одним из центральных вузов искусств, где ведется профессиональная подготовка джазовых пианистов, является Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова. Все пианисты, поступающие на специальность 6В021 «Искусство эстрады», по специализации «Артист эстрадного оркестра», должны иметь предварительную средне-специальную подготовку по специальности «джазовое фортепиано». Основная проблема заключается в том, что все исполнительские навыки и умения в основном сконцентрированы на классической школе и поэтому студенты зачастую испытывают трудности в плане перестройки от классики к джазу. Из этого следует, что основным препятствием для эффективной перестройки из одного исполнительского стиля в другой, являются: зависимость от нотного текста, неумение элементарного музицирования (подбор по слуху мелодии с аккомпанементом; элементарная импровизация), общая имплицитная ритмическая пульсация рук, характеризующая нерасчлененность работы обоих полушарий мозга.

Организация перестройки обучения, по нашему мнению, должна предусматривать реорганизацию самой методологии образования, органично сочетающую в себе проблемы психофизиологии, психологии и педагогики.

Анализ показал, что рефлексия сложившейся ситуации может обеспечить безболезненный и плавный переход при условии осознания: 1/ мотивации на успех; 2/ отхода от старых установок и привычек; 3/ регулярной практики и упражнений.

То есть, в плане мотивации это: позитивная самооценка; уверенность в своих способностях; не быть «зависимым учеником» всю жизнь, а самому продвигаться вперед. Здесь также можно использовать методы аутотренинга и аффирмаций.

В плане отхода от старых установок и привычек это: не быть зависимым от нотного текста (что написано, то и играю), он должен быть лишь источником творческого материала для будущих импровизаций; не зацикливаться на общеизвестных классических жанрах - сонаты,, токкаты, ноктюрны, фуги, скерцо и т.д., а ориентироваться на блюз, рэгтайм, буги-вуги, би-боп, свинг, мейнстрим, страйд, кул, слоу и т.д.

Что касается практической части, то здесь важно:

- регулярное развитие функциональной асимметрии обоих полушарий головного мозга, так как это необходимо при одновременном исполнении различных ритмических рисунков в обеих руках;

- гармонические прогрессии с использованием основных 6 видов септаккордов и их обращений;

- накопление в репертуаре популярных джазовых стандартов и регулярное их повторение.

Таким образом, профессиональная подготовка джазовых пианистов на основе трансформации классической школы, представляет собой актуальную проблему в системе обучения студентов музыкальных колледжей и вузов искусств. В казахстанском искусствоведении, как области специального исследования она заслуживает особого внимания в плане реорганизации методологии образования и разработки методов обучения на основе междисциплинарных подходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Околович, М. Г., Гулевич-Линькова, О.В. Маркеры современного искусства // Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (Е18СКТ), 2023, 2 (3). - С.144-161.

2. Рыбакова, Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России. - Автореф. дисс. Доктор культурологии. - Санкт-Петербург, 2007. - 42 с.

3.URL: https://www.amazon.com/Contemporary-Jazz-Piano-Complete-Keyboard/dp/1423468996/ref=pd_sim_d_sccl_3_1/144-6290267-8559913?pd_rd_w=UR4oy&content-id=amzn1.sym.552090e4-055d-4721-9dec-3ab260a2aa3f&pf_rd_p=552090e4-055d-4721-9dec-

3ab260a2aa3f&pf_rd_r=EGBMYYJECKC87P4D6SG9&pd_rd_wg=s4OsC&pd_rd_r=c844d639-036a-4cc1-909c-c203cd770d44&pd_rd_i=1423468996&psc=1

4.URL: https://www.amazon.com/Jazz-Blues-Piano-Complete-Leonard-Keyboard/dp/0634062247/ref=pd_sim_d_sccl_3_2/144-6290267-8559913?pd_rd_w=UR4oy&content-id=amzn1.sym.552090e4-055d-4721-9dec-3 ab260a2aa3 f&pf_rd_p=552090e4-055 d-4721 -9dec-

3ab260a2aa3f&pf_rd_r=EGBMYYJECKC87P4D6SG9&pd_rd_wg=s4OsC&pd_rd_r=c844d639-036a-4cc1-909c-c203 cd770d44&pd_rd_i=0634062247&psc=1

5.URL: https://www.amazon.com/Blues-Piano-Leonard-Keyboard-Instruction/dp/0634061690/ref=pd_sim_d_sccl_3_3/144-6290267-8559913?pd_rd_w=UR4oy&content-id=amzn1.sym.552090e4-055d-4721-9dec-3ab260a2aa3f&pf_rd_p=552090e4-055d-4721-9dec-

3ab260a2aa3f&pf_rd_r=EGBMYYJECKC87P4D6SG9&pd_rd_wg=s4OsC&pd_rd_r=c844d639-036a-4cc 1-909c-c203cd770d44&pd_rd_i=0634061690&psc=1

6. Levine, Mark. The Jazz Piano Book Spiral-b ound - Sher Music Co.; First Edition (January 1, 1989)1989.- 306 p.

7. Scott Reeves. Creative Jazz Improvisation // Prentice Hall; 2nd edition (January 1, 1994) -332 р.

8. Misha V. Stefanuk. Jazz Piano for the Young Beginner // Mel Bay Publications, Inc.; Pap/Psc edition (July 30, 2015). - 48 р.

9. URL: https://muzzone.kz/top-5-prilozheniy-dlya-obucheniya-igre-na-fortepiano.html

10. URL: https://playitschool.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.