ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА, КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ
ТРАНСПОРТЕ
М.Ю. Золотова, магистрант
С.В. Марихин, д-р пед. наук, канд. психол. наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10304
Аннотация. В статье была рассмотрена необходимость эффективной профессиональной и психологической подготовки сотрудников гражданской авиации России. Влияние качества профессиональной подготовки летного состава на уровень безопасности подтверждается статистическими данными. Были рассмотрены особенности работы авиационных кадров и определены важные составляющие для безопасности на воздушном транспорте.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, авиационный персонал, воздушный транспорт, совершенствование, безопасность.
В настоящее время человек является главным звеном авиационной системы. Важное требование ИКАО: вся авиационная система должна отвечать, как за успех в деятельности, так и в неудачах персонала. «К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство), а также осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полётов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения», согласно Воздушному кодексу Российской Федерации.
Как известно, безопасность на ВТ зависит от большого количества элементов, которые связанны с техническими, климатическими, психологическими факторами. Многочисленные исследования показывают, что снижение влияния человеческого фактора на авиационные происшествия возможен путем постижения поведения человека, его психологических, психофизиологических возможностей. Затраты на подготовку и поддержание квалификации персонала, занимающихся руководством
полетов насчитываются до 20% текущих расходов структуры.
По нашему мнению, они в полной мере обоснованы, так как в 60-80% случаев уровень причинности авиационных происшествий обусловлен личностным фактором специалистов из числа летного состава, причина которых - недостаточная подготовка летного состава и ошибки в технике пилотирования при управлении воздушными судами.
Высокая квалификация деятельности авиационного персонала имеет высокие требования к их профессиональной надёжности, в которую входит стабильность объединения мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных, физических составляющих, психофизиологических, направленных на успешное обеспечение профессиональных функций. Приведенные нами структурные элементы закладываются ещё в момент профессионального самоопределения и наиболее активное развитие получают во время обучения в высшем учебном заведении.
Реализация и сохранение профессиональной надёжности требует поиска новейших путей и ресурсов профессиональной подготовки, целесообразно отражающих специфику труда авиационных специалистов. На потребность поиска средств, которые обеспечивают наиболее
эффективную профессиональную и психологическую подготовку будущих сотрудников гражданской авиации, указывает многообразие факторов.
Во-первых, особенность работы авиационных кадров определяет требования к состоянию здоровья, физическому воспитанию, эмоциональной устойчивости, умению работать в необходимом темпе.
Во-вторых, человек должен владеть высоким уровнем развития требуемых знаний, профессиональных умений и навыков, прекрасно усваивать новую информацию.
В-третьих, в условиях, связанных с увеличенной психофизиологической нагрузкой, они склонны к стрессу. Для стрессо-устойчивости необходимо знать, какими средствами и способами обретается оптимальное психофизиологическое состояние, иметь опыт саморегуляции в чрезвычайных ситуациях.
Совершенствование компьютерных технологий открыло широчайшие перспективы для улучшения технических средств обучения, в особенности тренажеров, как для моделирования динамики полета, так и для обеспечения реального воссоздания внекабинного пространства. Прогрессивность технических средств, необходимых для поддержания необходимого уровня профессиональной подготовки авиационных специалистов, становится характерным компонентом процесса обучения.
Повысить эффективность и оценку качества профессиональной подготовки авиационных специалистов можно при помощи применения инновационных комплексных учебно-тренировочных систем нового поколения, которые значительно повлияют на снижение количества ошибок авиационных специалистов в своей деятельности.
В соответствии со статистикой автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов в ГА в большей степени все авиационные события происходят в зоне аэродрома во время руления, взлета, захода на посадку, а также посадки самолетов. Примерно 14% от всего числа летных происшествий состав-
ляют выкатывания воздушного судна за пределы в ВПП. Около 8% от общего количества авиационных инцидентов наблюдается вследствие недостаточной подготовки ВПП. Происходит 6% инцидентов, при которых ВС совершает посадку или касается поверхности земли в стороне от намеченной зоны посадки. До 3% событий происходят в результате столкновения ВС с объектами в зоне аэродрома, например с ограждениями, животными, сугробами, свалками, аэродромными транспортными средствами, аэродромными устройствами. На сегодняшний день большая часть авиапроисшествий соотносится с влиянием человеческого фактора. Авиационная статистика определяет «человеческий фактор» на три четверти всех авиапроисшествий.
Согласно материалам расследований авиационных событий в аэродромной зоне появляются в разделе «фактор» следующие нарушения: неудовлетворительная работа руководителей, нарушения установленных правил выполнения работ, часто формальное отношение персонала к своим обязанностям, отсутствие четкой системы устранения недостатков, выявленных в ходе проверок по безопасности полетов. Но в действительности все эти факторы рано или поздно выливаются в катастрофы.
Частые тренировки на тренажере является одним из видов обучения и профессиональной подготовки и управления полетами, дающие возможность поддерживать квалификацию пилотов и авиационного персонала отрабатывать различные виды подготовок [3].
Таким образом, установлено, что результативность применения тренажеров для повышения уровня профессиональной подготовки авиационного персонала развивается с совершенствованием программ, методов применения тренировок. Также не стоит забывать и об уровне подготовленности руководителей занятий. Согласно этому рекомендуется использовать методику оценки профессиональной деятельности для разных видов обучения, подготовки и переподготовки, соответствующих технических средств обучения, тренажеров.
Библиографический список
1. Динамов Б.С. Структура модели деятельности авиаспециалиста // Интенсификация обучения в вузах гражданской авиации: Межвузовский тематический сборник научных трудов. - М.: МИИГА, 1986. - С. 49
2. Белов С.В. Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности», 2004. - С. 50.
3. Федоренко В.С., Галушка С.А. К вопросу об оценке профессиональной подготовки авиационного персонала с применением технических средств обучения // Фундаментальные исследования, 2015.- С. 26.
PROFESSIONAL TRAINING AVIATION PERSONNEL, AS AN IMPORTANT COMPONENT OF SAFETY ON THE AIR TRANSPORT
M.Yu. Zolotova, Graduate Student
S.V. Marikhin, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Saint Petersburg State University of Civil Aviation (Russia, Saint Petersburg)
Abstract. In this article we considered the need of effective professional training and psychological training of civil aviation employees. Influence the quality of professional training of flight personnel at the level of safety is confirmed by statistical data. Were consideredfeatures of the work of aviation personnel and identified important components for the safety of air transport.
Keywords: professional training, aviation personnel, air transport, improvement, safety.