Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка управленческих кадров в сфере образования'

Профессиональная переподготовка управленческих кадров в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / COMPETENCE APPROACH / ADMINISTRATIVE STAFF / RETRAINING AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасов Александр Михайлович

Предложено и обосновано формирование управленческих компетенций и основ педагогического менеджмента в системе переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров в технических вузах. Определены принципы, разработан комплекс педагогических условий формирования управленческих компетенций на основе компетентностного и личностного подходов в системе переподготовки и повышения управленческих кадров. Эффективность формирования управленческих компетенций и основ педагогического менеджмента подтверждена результатами экспериментального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL RETRAINING OF MANAGERIAL STAFF IN EDUCATION SPHERE

Formation of administrative competences and bases of pedagogical management in system of retraining and improvement of professional skills of the administrative staff in technical colleges is offered and is proved. Principles are determined; the complex of pedagogical conditions of formation of administrative competence on a basis of competence and personal approaches in system of retraining and increase of the administrative staff is developed. Efficiency of formation administrative competence and bases of pedagogical management is confirmed with results of experimental training.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка управленческих кадров в сфере образования»

УДК 37.08

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Александр Михайлович Некрасов

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия, доцент кафедры ИБМ-6, e-mail: [email protected]

Предложено и обосновано формирование управленческих компетенций и основ педагогического менеджмента в системе переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров в технических вузах. Определены принципы, разработан комплекс педагогических условий формирования управленческих компетенций на основе компетентностного и личностного подходов в системе переподготовки и повышения управленческих кадров. Эффективность формирования управленческих компетенций и основ педагогического менеджмента подтверждена результатами экспериментального обучения.

Ключевые слова: компетентностный подход; управленческие компетенции; переподготовка и повышение квалификации; педагогический менеджмент.

Процесс модернизации российского образования определяет необходимость качественных преобразований в системе переподготовки специалистов, которые стали руководителями в различных государственных и коммерческих структурах. Специалист, владеющий управленческими компетенциями, способен стратегически мыслить, свободно ориентироваться в стремительно обновляющемся информационно-коммуникационном пространстве, развивать инновационные подходы к организации деятельности трудового коллектива, обеспечивать эффективность использования современных технологий, использовать оптимальную управленческую позицию и владеть личностными качествами, соответствующими высоким этическим стандартам [1-3].

В настоящее время одним из главных направлений деятельности ведущих университетов страны становится организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов различных профилей подготовки, и прежде всего своих выпускников, в целях повышения их профессионализма в новых видах деятельности.

Для подготовки квалифицированных управленческих кадров первостепенное значение имеет овладение ими знаниями и умениями в области управленческой деятельности на основе модели формирования соответствующих компетенций. Решению этой задачи способствует целенаправленная разработка и внедрение в процесс профессиональной переподготовки методической сис-

темы формирования управленческих компетенций, обеспечивающей качественную подготовку менеджеров.

При компетентностном и личностном подходах в системе переподготовки управленческих кадров в технических вузах меняются образовательные приоритеты: стратегическую роль приобретают вопросы управления информацией и организации эффективных коммуникаций; опора на современные теории в организации менеджмента, активизация инновационной деятельности. Образовательный процесс в системе профессиональной переподготовки специалистов призван содействовать расширению познавательной деятельности слушателей, активизации их интеллекта и культурных и нравственных ценностей и норм поведения, становлению личности современного руководителя. Для преодоления ошибок в управлении при выполнении должностных обязанностей руководителем любого ранга и для осуществления высокого уровня управленческой деятельности нам представляется целесообразным разработать модель формирования управленческих компетенций.

Научная проблема сущности компетент-ностного подхода получила развитие в отечественной педагогике в построении содержания образования (В .И. Байденко, Г.Э. Белинская, И.А. Зимняя, В.Н. Куницына, О.В. Филатова, Т.И. Шамова, Е.Н. Ягодкина и др.). Исследователи начинают не только изучать компетенции, но и строить на их основе процесс обучения и формировать конечный ре-

зультат процесса образования (А.К. Маркова, Л. А. Петровская). Проблемы формирования компетенций в системе профессиональной подготовки специалистов также получили серьезное внимание со стороны российской науки (Э.Ф. Зеер, Н.М. Ворышко, Е.В. Ве-режнова, В.П. Тарантей, А.М. Карманчиков, В.П. Рындак, Л.В. Елагина, Ю.В. Гарагуля, Н.Ю. Шлейкова, А.В. Хуторской и др.).

Наиболее полно изучены вопросы профессиональных компетенций в профессиональной подготовке педагогов. Анализ общих подходов к вопросам профессиональной компетентности специалистов осуществлен в работах Н.В. Кузьминой, О.И. Лебедева, Ю.В. Варданян, А.И. Щербакова. Рассмотрению различных аспектов профессионального образования специалистов посвящены работы Л.Н. Анисимовой, С.Я. Батышева, А.А. Деркач, Д.Ц. Дугаровой, Э.Ф. Зеер, В.В. Кузнецова, Г.В. Мухаметзянова, Э.Д. Новожилова, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, Г.Д. Хороша-виной, Г.М. Шевченко, К.Г. Эрдынеевой и др.

Анализ педагогической практики формирования управленческих компетенций инженерных кадров в области бизнеса и менеджмента в системе переподготовки специалистов в техническом вузе позволяет выявить противоречия:

- между современными требованиями к усилению потенциала руководящих кадров и отсутствием теоретической основы, методических подходов к обучению слушателей на факультетах переподготовки кадров в вузах;

- между необходимостью развития системы переподготовки и повышения квалификации руководителей на основе реализации компетентного и личностного подходов и существующими дидактическими установками традиционной системы переподготовки и повышения квалификации, сдерживающими применение инновационных технологий обучения.

Преодоление противоречий было осуществлено в системе переподготовки и повышения квалификации кадров в МГТУ им. Н.Э. Баумана на факультете «Инженерный бизнес менеджмент» на основе формирования управленческих компетенций. В данном исследовании решена научно-педагогическая задача - формирование профессиональных управленческих компетенций в

процессе переподготовки управленческих кадров.

Обоснована и разработана совокупность принципов, регулирующих формирование управленческих компетенций управленческих кадров в области: принцип качественности профессионального переподготовки инженерных кадров (необходимость повышения качества профессиональной переподготовки и уровня требований к квалификации профессиональных управленческих кадров); принцип личностной направленности и мотивации обучения (удовлетворение потребности слушателя в качественной образовательных услуге по формированию управленческих компетенций); принципа интеграции обучения и его взаимодействия с другими общепедагогическими принципами обучения: научности, преемственности, этапно-сти и последовательности, индивидуализации обучения.

Определен комплекс педагогических условий формирования управленческих компетенций и педагогического менеджмента, которые обеспечивают высокое качество переподготовки кадров. К ним относятся:

- формирование специальных знаний и умений в области управления на основе их интеграции с имеющимися фундаментальными знаниями и умениями (применение модульных технологий с учетом специфики различного профиля подготовки слушателей);

- приоритетность личности в выборе и построении своей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, потребностями, своей позицией;

- преимущественное использование активных методов и форм работы по формированию управленческих компетенций руководителей в контексте инновационных программ обучения;

- развитие личностных и профессиональных качеств, соответствующих квалификационной характеристике специалиста-управленца (включая усвоение опыта самоорганизации, владение своей личностью, управление поступками).

Теоретические положения, полученные результаты опытно-экспериментальной работы и выводы исследования стали основой для разработки конкретных методических рекомендаций, внедренных в практику перепод-

готовки инженерных кадров в области ме- 2.

неджмента в МГТУ им. Н.Э. Баумана, что обеспечило формирование высокого уровня профессиональных компетенций специали- 3

стов-выпускников технических вузов, работающих руководителями в различных государственных и коммерческих структурах.

l. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2QQl.

UDC 37.08

PROFESSIONAL RETRAINING OF MANAGERIAL STAFF IN EDUCATION SPHERE

Aleksander Mikhailovich Nekrasov, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman, Moscow, Russia, Associate Professor of IBM-6VPO Department, e-mail: [email protected]

Formation of administrative competences and bases of pedagogical management in system of retraining and improvement of professional skills of the administrative staff in technical colleges is offered and is proved. Principles are determined; the complex of pedagogical conditions of formation of administrative competence on a basis of competence and personal approaches in system of retraining and increase of the administrative staff is developed. Efficiency of formation administrative competence and bases of pedagogical management is confirmed with results of experimental training.

Key words: competence approach; administrative staff; retraining and improvement of professional skill; pedagogical management.

Рындак В.Г., Алехина Н.В., Власюк И.В. [и др.]. Педагогика / под ред. проф. В.Г. Рындак. М., 2006.

Петров А. Основные концепты компетентно-стного подхода как методологической категории // Вестник высшей школы. М., 2005. № 2. С. 54-58.

Поступила в редакцию 29.Q8.2QlQ г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.