Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка специалистов сибирских строительных организаций в 1960-е гг'

Профессиональная переподготовка специалистов сибирских строительных организаций в 1960-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / СТРОИТЕЛИ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / SIBERIA / BUILDERS / ENGINEERING AND TECHNICAL EMPLOYEES / SPECIALISTS / ADVANCED TRAINING / STAFF RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долголюк Алексей Алексеевич

Рассматриваются формы повышения квалификации инженерно-технических работников и служащих строительных организаций Сибири в 1960-е гг. Оцениваются масштабы и качество их обучения. Проводится сравнение существовавшей системы переподготовки управленцев и специалистов с аналогичными структурами в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL RETRAINING OF SPECIALISTS OF SIBERIAN CONSTRUCTION ORGANIZATIONS IN 1960S

The article analyzes advanced training of engineering and technical employees and office workers of Siberian construction organizations in 1960s. The volume and quality of their training are assessed. The comparison of the existing system of managers and specialists' retraining with similar foreign structures are made.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка специалистов сибирских строительных организаций в 1960-е гг»

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 378(57)(09) A.A. ДОЛГОЛЮК

ББК 74.484.78(253) кандидат исторических наук Института истории СО РАН,

г. Новосибирск e-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СИБИРСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 1960-е гг.*

Рассматриваются формы повышения квалификации инженерно-технических работников и служащих строительных организаций Сибири в 1960-е гг. Оцениваются масштабы и качество их обучения. Проводится сравнение существовавшей системы переподготовки управленцев и специалистов с аналогичными структурами в зарубежных странах.

Ключевые слова: Сибирь; строители; инженерно-технические работники; специалисты; повышение квалификации; переподготовка кадров.

A.A. DOLGOLYUK

PhD in History, Institute of History SB RAS,

Novosibirsk e-mail: [email protected]

PROFESSIONAL RETRAINING OF SPECIALISTS OF SIBERIAN CONSTRUCTION ORGANIZATIONS IN 1960S

The article analyzes advanced training of engineering and technical employees and office workers of Siberian construction organizations in 1960s. The volume and quality of their training are assessed. The comparison of the existing system of managers and specialists' retraining with similar foreign structures are made.

Keywords: Siberia; builders; engineering and technical employees; specialists; advanced training; staff retraining.

По мере развития строительного производства требования к профессиональной подготовке руководителей, инженеров и техников неуклонно повышались. Изменения в технологии, в организации производства и труда определяли необходимость их учета в практической деятельности. С ускорением технического прогресса в строительной отрасли с начала второй половины XX столетия приобретенные ранее специалистами знания стали быстро устаревать. Их следовало систематически обновлять. Для этого необходимо было создать стройную общегосударственную систему повышения квалификации инженерно-технических работников и служащих. В первые послевоенные годы

ее практически не было. Разнопрофильные многочисленные курсы, создаваемые преимущественно при трестах и крупных управлениях строительства, полноценно не решали проблемы переподготовки инженеров и техников. В начале 1960-х гг. к существовавшим ранее добавились новые формы профессионального обучения инженерно-технических работников и служащих. Однако стройная система переподготовки кадров сложилась лишь к концу 60-х гг. Анализу данного процесса на протяжении десятилетия и посвящена настоящая статья.

В исследуемый период еще большие масштабы приняло заочное и вечернее обучение инженерно-технических работ-

* Работа выполнена при финансовой поддержке интеграционного проекта СО РАН (№ 67).

© АА. Долголюк, 2012

ников-практиков в вузах и техникумах. Его можно рассматривать, с одной стороны, как обучение профессии, а с другой — как расширение профессиональных знаний, полученных в процессе выполнения должностных обязанностей. Кадровая политика КПСС ориентировала партийные, советские и хозяйственные организации на всемерную поддержку всех трудящихся, желавших продолжать обучение без отрыва от производства. Студентам вечернего и заочного обучения законодательно предоставлялись немалые льготы. С каждым годом увеличивалась численность строителей Братскгэсстроя, обучающихся без отрыва от производства. На начало 1961 г. на заочных отделениях в институтах и техникумах училось 757 чел. К 1970 г. количество студентов-заочни-ков выросло почти в два раза и составило 1 41 1 чел. Инженерно-технические работники без высшего и среднетехнического образования составляли среди них более 10% [15, ф. 1, оп. 1, д. 315, л. 176; д. 1679, л. 8].

Все большее распространение получала практика открытия при крупных стройках и отдельных трестах строительных техникумов, учебно-консультативных пунктов и даже филиалов институтов. Такие техникумы были созданы при многих трестах и управлениях, в том числе при Кузнецктяжстрое, Ангарском управлении строительства № 16, в ряде организаций Министерства энергетики и электрификации СССР. В городах Братске, Ангарске, Дивногорске, Красноярске, Чите, Черемхово, Усолье-Сибирском, Железногорске стали действовать филиалы Иркутского политехнического, Новосибирского и Томского инженерно-строительных институтов [1, с. 223; 16, с. 74].

Со второй половины 1950-х гг. руководством строительных министерств и отдельных трестов было затрачено немало усилий для открытия специальных курсов по переподготовке специалистов при вузах и техникумах. Однако в ходе реформ конца 1950-начала 1960-х гг. сеть таких курсов стала сокращаться. В 1960 г. в строительных организациях, подведомственных Иркутскому совнархозу, на курсах повышения квалификации прошли обучение лишь 29 чел. [2, ф. 403, оп. 1,

д. 1187, л. 136].

Почувствовав изменение отношения к данной проблеме со стороны государствен-

ных органов, меньшее внимание ей стали уделять и руководители вузов и техникумов. Так, трест «Сибтеплоизоляция» в 1962 г. выполнил план повышения квалификации инженерно-технических работников лишь на 32%, что объяснялось тем, что Новосибирский строительный институт значительно сократил свою деятельность в сфере повышения квалификации специалистов [Там же, ф. 417, оп. 1, д. 1317, л. 104].

Лишь через пять лет стало очевидным, что подобная практика ведет к негативным последствиям, особенно в деле переподготовки руководящих кадров [9]. Признание данного факта в передовой статье «Правды» — главной партийной газете — уже в скором времени помогло несколько выправить положение. Значение курсового обучения в переподготовке кадров вновь стало нарастать. И все же основными по массовости видами переподготовки инженерно-технических работников и служащих являлись всевозможные семинары, школы, курсы и лектории, организуемые при трестах и управлениях, как постоянно действующие, так и возникающие по мере необходимости в повышении квалификации определенных профессиональных групп.

Большое внимание уделялось совершенствованию профессиональных знаний самой многочисленной категории руководящих работников — мастеров. Их обучение в первые послевоенные пятилетки проходило в основном в одногодичных школах, специально созданных для обучения руководителей низшего звена. В ноябре 1962 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об организации трехгодичных школ мастеров» [12, с. 457]. В соответствии с ним этот вид учебных заведений стал создаваться и при крупных строительных организациях.

В 1963 г. с целью повышения общеобразовательного уровня, а также профессионально-технических знаний инженерно-технических работников-практиков, бригадиров и опытных высококвалифицированных рабочих такая школа была организована в Братск-гэсстрое. По окончании школы мастеров ее выпускники вместе со средним образованием получали специальность мастера по промышленному и гражданскому строительству, санитарно-техническим работам, ремонту строительных и дорожных машин и

некоторые другие. В течение 1966-1970 гг. трехгодичную школу окончили 180 чел. [15, ф. 1, оп. 1, д. 1900, л. 49].

Со второй половины 1960-х гг. в СССР был осуществлен комплекс мероприятий, призванных усовершенствовать систему повышения квалификации инженерно-технических работников и служащих. Решающее значение принадлежало принятому Советом Министров СССР 6 июня 1967 г. постановлению «О совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли», определившему основные направления расширения профессиональных знаний специалистов [10, с. 404-408]. В качестве основной задачи повышения квалификации указанных категорий работников постановление определило систематическое изучение новейших достижений отечественной и зарубежной науки, техники, эффективных методов планирования и экономического стимулирования, научной организации труда и управления, использования вычислительной техники, средств механизации и автоматизации.

В соответствии с постановлением в стране быстрыми темпами создавалась широкая сеть учебных заведений для повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Она включала институты повышения квалификации при министерствах и ведомствах, их филиалы, межотраслевые институты, факультеты повышения квалификации при высших учебных заведениях, курсы повышения квалификации при министерствах и ведомствах со сроком обучения до двух месяцев с отрывом от производства. Общее методическое руководство системой повышения квалификации инженерно-технических работников и служащих осуществлялось Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Новая система создавала условия для более систематической и дифференцированной учебы кадров. Уже в 1968 г. в данном направлении в СССР работало 22 института, 50 факультетов, 340 курсов повышения квалификации. В последующие годы их сеть еще более расширилась [9, с. 72; 13, с. 55]. В строительных организациях стали составляться перспективные планы переподготовки инженерно-технических работников и служащих.

Одной из самых эффективных форм обучения руководящих работников производственных подразделений стали Высшие инженерные курсы Госстроя СССР. В 1968 г. для подготовки руководящих работников (преимущественно управляющих и главных инженеров трестов) при Московском инженерно-строительном институте имени

B. Куйбышева открылся межотраслевой институт повышения квалификации. Занятия в нем проводились в течение двух месяцев. А еще через два года в целях повышения квалификации руководителей высшего звена в области научных методов управления, организации производства и планирования в Москве был организован Институт управления народным хозяйством со сроком обучения до трех месяцев. Некоторые строительные министерства создавали собственные учреждения для переподготовки руководящих кадров. Так, Министерство промышленного строительства СССР готовило руководителей управлений и трестов на факультете организаторов промышленного производства при Московском инженерно-экономическом институте имени

C. Орджоникидзе. Обучение в нем велось в течение достаточно продолжительного срока — 10 месяцев. По окончании занятий слушатели защищали дипломные работы. Очень многие из выпускников уже вскоре выдвигались на руководящую работу [14, с. 14-16].

Широкое распространение получила организация факультетов и курсов при вузах. При этом строительные организации направляли своих представителей для учебы не только в строительные институты, но и в экономические, политехнические и другие с учетом специализации, организуемых на них курсов. Подобные формы обучения создавались и в средних учебных заведениях. Они превращались в центры, где свои знания могли пополнить прорабы, мастера, нормировщики, сметчики, бухгалтера.

Между строительными организациями и отдельными вузами устанавливались тесные взаимосвязи. Так, Главвостоксибстрой очень тесно контактировал с Иркутским институтои народного хозяйства, Иркутским политехническим институтом, с Сибирским технологическим институтом, а также с техникумами, расположенными в Восточной

Сибири. В 1970 г. в Главке повысили квалификацию 1 529 инженерно-технических работников и служащих (150% к плану). Из них прошли обучение на факультетах и курсах повышения квалификации при министерствах и ведомствах 72 чел. (4,7%), на факультетах повышения квалификации при вузах — 168 чел. (11,0%), на курсах при предприятиях, организациях и техникумах — 1 289 чел. (84,3%) [11, ф. 31, оп. 1, д. 984, л. 99, 100]. Как видим, основная масса специалистов проходила переподготовку на курсах при стройках, заводах и учебных заведениях. На предприятиях и организациях строительной отрасли Новосибирской области в 1970 г. в них повысили квалификацию 78,6% от общей численности обученных, что соответствовало общим показателям по СССР [7, с. 31].

Совершенствование системы повышения квалификации инженерно-технических работников и служащих в направлении расширения сети стационарных форм обучения происходило с одновременным развитием системы хорошо зарекомендовавших себя экономических школ, работающих на общественных началах.

Переход строительного дела на новый качественный уровень потребовал практически от всех специалистов понимания хотя бы основ экономики производства. Помимо хозяйственных руководителей вопросами распространения экономических знаний стали заниматься партийные организации, нацеленные на массовое вовлечение инженерно-технических работников и служащих в экономическую учебу. Поэтому система экономического образования вышла на новый, более высокий, чем ранее уровень. Впечатляющих успехов в этом отношении достигли в специальном строительном управлении Братскгэсстрой. Еще в период подготовки к переходу на новые условия планирования и экономического стимулирования в марте 1966 г. руководством Братскгэсстроя и ректоратом Иркутского политехнического института была организована двухгодичная экономическая школа. Ее возникновение диктовалось необходимостью обеспечить высокий уровень экономических знаний руководящих кадров и специалистов, а также подготовкой пропагандистов. Обучение в школе проводилось по 400-часовой программе с двухгодичным и по 180-часовой про-

грамме с одногодичным сроками обучения. За 1966-1970 гг. в школе прошли обучение около 500 чел. В последующие годы масштабы подготовки еще более возросли. Повысив уровень своих экономических знаний, выпускники школы часто попадали в резерв на выдвижение на более высокие должности [3, с. 173, 174; 15, ф. 1, оп. 1, д. 1650, л. 107].

Подготовка инженерно-технических работников и служащих к внедрению в строительство новых методов планирования и управления проводилась в данный период во всех строительных организациях. В Главсиб-промстрое и Главвостоксибстрое, подведомственных Министерству промышленного строительства СССР, были созданы постоянные комиссии по внедрению новой экономической реформы, проводились экономические конференции, ведущие специалисты выезжали в другие города на семинары по экономическим вопросам и для обмена опытом. Вопросы, связанные с переходом строительных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования, повсеместно включались в программы повышения квалификации инженерно-технических работников и служащих. Например, большое внимание данной проблеме уделялось в университете конкретной экономики треста «Тюменьжилстрой». В другом тресте — «Тюменьгорстрой» организовали школу экономических знаний для прорабов, мастеров, экономистов, сметчиков. Многие работники плановых и сметно-договорных отделов приняли участие в семинарах, на которых обсуждался порядок внедрения новой экономической реформы [11, ф. 31, оп. 1, д. 64, л. 195; д.1032, л. 189, 190].

Другой формой повышения квалификации специалистов на общественных началах являлись институты и университеты технического прогресса, народные университеты. Они способствовали повышению технических знаний слушателей, а кроме того помогали решению технико-экономических проблем конкретных предприятий и строек. В рефератах, которые готовились в процессе обучения, содержались рекомендации по техническому совершенствованию производства и организации труда. С большой эффективностью работал организованный в 1963 г. университет технического прогресса в Ангарском управлении строительства. По-

началу занятия в нем посещали 248 чел., а в 1970 г. численность слушателей выросла до 935 чел. Работой университета руководил совет во главе с главным инженером управления. Совет утверждал учебно-тематические планы и программы, заслушивал отчеты руководителей факультетов, решал вопросы организационной, учебно-воспитательной, методической и научно-исследовательской работы. Преподавателями являлись специалисты Иркутского политехнического института и Иркутского института народного хозяйства, высококвалифицированные инженерно-технические работники управления [4, с. 201-203].

Немалую пользу специалисты извлекали из посещения занятий университетов правовых знаний, культуры и здоровья, а также из лекций самой различной тематической направленности. Они организовывались партийными комитетами и проводились в разнообразных аудиториях, в том числе и поблизости от рабочих мест. Например, в 1965 г. в Братскгэсстрое для инженернотехнических работников было прочитано 36 лекций по истории СССР; 46 — научноатеистической, 79 — военно-патриотической, 270 — научно-тематической, 325 — экономической направленности; 33 лекции прочитаны по международному положению СССР, 95 касались литературы и искусства, 34 — теории государства и права, 25 — важнейших решений партии и правительства [15, ф. 1, оп. 1, д. 924, л. 107].

В первые послевоенные годы лишь незначительная часть инженерно-технических работников и служащих имела возможность повысить свою квалификацию. В 1960-х гг. масштабы переподготовки резко возросли. Важно и то, что к этому времени в лучшую сторону изменилось отношение руководителей министерств, предприятий и организаций к данной проблеме. В Главсибпромстрое количество специалистов, прошедших переподготовку, увеличилось с 633 в 1967 г. до 1 659 чел. в 1970 г. При этом планы обучения стали стабильно перевыполняться, иногда в 1,5—2,0 раза. В Главкрасноярскстрое через различные формы повысили квалификацию 6 тыс. руководителей и инженерно-технических работников. Существенный рост наблюдался повсеместно. В Новосибирской области в 1970 г. на предприятиях и в организациях

строительства прошли подготовку 2 167 чел., что было примерно в три раза больше, чем в 1960 г. [7, с. 74; 11, ф. 31, оп. 1, д. 103, л. 29; д. 1032, л. 111; 16, с. 93].

Возрастание внимания к проблеме повышения квалификации специалистов имело место и в других сферах общественного производства. Поэтому, несмотря на то, что с 1960 по 1969 г. численность инженерно-технических работников и служащих строительства, прошедших переподготовку, выросла в 3,5 раза, доля строителей, повысивших квалификацию в общей численности обученных в целом по народному хозяйству в РСФСР сократилась с 10,4 до 6,5% [2, ф. 374, оп. 34, д. 284, л. 1].

Система повышения квалификации инженерно-технических работников и служащих во второй половине 1960-х гг. имела много общего с практикой переподготовки кадров в развитых капиталистических странах, таких как США, ФРГ и Япония.

В Федеративной республике Германия повышение квалификации специалистов с высшим образованием осуществлялось в вузах, центрах подготовки компаний и фирм, на курсах при различных профессиональных союзах и объединениях, в Академии руководящих кадров. Основной целью переподготовки и повышения квалификации являлось систематическое ознакомление специалистов с новейшими техническими, технологическими новинками, более совершенными методами организации труда и производства, отбор наиболее способных кандидатов и их подготовка для замещения руководящих должностей. Сроки обучения на курсах повышения квалификации, как правило, были более продолжительными, чем в СССР. Учеба продолжалась не менее 6 месяцев. Курсы являлись как бы второй ступенью в подготовке квалифицированных специалистов, которые получали дополнительное специальное образование, имеющее непосредственное отношение к сфере производственной деятельности фирмы или компании. Помимо курсов широкое распространение имели краткосрочные семинары [6, с. 38, 39].

В Соединенных Штатах Америки в эти же годы переподготовку кадров осуществляли инженерно-технические общества, колледжи, институты, фирмы. Существовали и

долгосрочные курсы для отдельных категорий специалистов. Программы их обучения разрабатывались Советом профессионального развития инженеров.

Особенно большое внимание в развитых капиталистических странах уделялось переподготовке работников управления. Наибольшее развитие получила система американского менеджмента. В США каждые пять лет работники по управлению проходили переподготовку. После окончания высшего учебного заведения менеджеры периодически обучались на втором, третьем и четвертом циклах повышения квалификации, для чего в 600 учебных заведениях действовали специальные курсы [5, с. 140, 141].

В развитых странах не экономили средства на повышении квалификации специалистов и руководителей, поскольку знания, полученные практиками в ходе переподготовки, сразу же применялись на производстве и давали быстрый эффект.

Следует признать, что в деле повышения квалификации руководителей строительного производства в этих странах было больше системности. В программы обучения включалось лишь то, что способствовало росту профессионального уровня и могло быть использовано в практической деятельности. В этом отношении они выгодно отличались от программ обучения специалистов в социалистических странах, в которых при переподготовке кадров, в том числе и строителей, много времени отводилось так назы-

ваемому повышению политического уровня работников. Например, в ГДР так же, как и в СССР, при переподготовке руководящих работников много учебного времени отводилось изучению проблем марксизма-ленинизма, философии и политэкономии, актуальных проблем стратегии и тактики партии в различных сферах общественной жизни, анализу развития мировой социалистической системы и т.п. [Там же, с. 139].

Подводя итоги анализу развития системы повышения квалификации инженерно-технических работников и специалистов, следует констатировать, что в 1960-х гг. в стране сложилась действенная система переподготовки специалистов, включавшая в себя как многообразные стационарные формы повышения квалификации инженерно-технических работников и служащих, так и действующие на общественных началах. Она позволила укрепить хорошо подготовленными кадрами важнейшие участки строительного производства, заменить «практиков» способными молодыми специалистами. Эффективность функционирования сложившейся системы переподготовки кадров могла бы быть еще большей, если бы квалификационный рост работников лучше стимулировался морально и материально. В практической жизни инициативность и результативность деятельности людей по овладению новыми знаниями и навыками поощрялись явно недостаточно, продвижение людей по служебной лестнице не всегда увязывалось с их квалификационным ростом.

Список использованной литературы

1. Алексеев В.В. Электрификация Сибири. Новосибирск, 1976. Ч. 2. 1951-1970 гг.

2. Государственный архив Российской Федерации.

3. Долголюк А.А. Формирование трудовых коллективов Братско-Усть-Илимского ТПК. 1955-1980. Новосибирск, 1988.

4. Лукьяненко В.И. Города, рожденные волей партии. Иркутск, 1973.

5. Новгородский Ю.Ф., Оттенберг Н.Н., Хайкин Н.М. Технический прогресс и совершенствование подготовки кадров. М., 1973.

6. Подготовка и использование кадров специалистов в ФРГ. М., 1980.

7. Подготовка и повышение квалификации кадров по Новосибирской области за 1970-1974 годы. Новосибирск, 1975.

8. Правда. 1965. 19 окт.

9. Резник С.Д. Трудовые ресурсы в строительстве. Социально-экономические проблемы. М., 1982.

10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968. Т. 6.

11. Российский государственный архив экономики.

12. Справочник партийного работника. М., 1963. Вып. 4.

13. Суворов И.Ф. Инженерно-технические кадры — опора партии в борьбе за технический прогресс. М., 1973.

14. Формы и методы повышения квалификации инженерно-технических работников. М., 1970.

15. Центральный архив Братскгэсстроя.

16. Шилов Н.С. Деятельность КПСС по развитию капитального строительства в Восточной Сибири в условиях развитого социализма. Красноярск, 1981.

References

1. Alekseev V.V. Elektrifikatsiya Sibiri. Novosibirsk, 1976. Ch. 2. 1951—1970 gg.

2. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii.

3. Dolgolyuk A.A. Formirovanie trudovykh kollektivov Bratsko-Ust'-Ilimskogo TPK. 1955—1980. Novosibirsk, 1988.

4. Luk'yanenko V.I. Goroda, rozhdennye volei partii. Irkutsk, 1973.

5. Novgorodskii Yu.F., Ottenberg N.N., Khaikin N.M. Tekhnicheskii progress i sovershenstvovanie podgotovki kadrov. M., 1973.

6. Podgotovka i ispol'zovanie kadrov spetsialistov v FRG. M., 1980.

7. Podgotovka i povyshenie kvalifikatsii kadrov po Novosibirskoi oblasti za 1970—1974 gody. Novosibirsk, 1975.

8. Pravda. 1965. 19 okt.

9. Reznik S.D. Trudovye resursy v stroitel'stve. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy. M., 1982.

10. Resheniya partii i pravitel'stva po khozyaistvennym voprosam. M., 1968. T. 6.

11. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki.

12. Spravochnik partiinogo rabotnika. M., 1963. Vyp. 4.

13. Suvorov I.F. Inzhenerno-tekhnicheskie kadry — opora partii v bor'be za tekhnicheskii progress. M., 1973.

14. Formy i metody povysheniya kvalifikatsii inzhenerno-tekhnicheskikh rabotnikov. M., 1970.

15. Tsentral'nyi arkhiv Bratskgesstroya.

16. Shilov N.S. Deyatel'nost' KPSS po razvitiyu kapital'nogo stroitel'stva v Vostochnoi Sibiri v usloviyakh razvitogo sotsializma. Krasnoyarsk, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.