Научная статья на тему 'Кадры технической интеллигенции Якутии в контексте экономического развития'

Кадры технической интеллигенции Якутии в контексте экономического развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ / YAKUTIA / NATIONAL CADRES / TECHNICAL INTELLIGENTSIA / INDUSTRIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонов Егор Петрович

В статье проанализированы этапы формирования и характерные особенности технической интеллигенции Якутии в XX-XXI вв. Особое внимание уделено проблеме возникновения национальных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cadres of technical intelligentsia of Yakutia within the context of economic development

Stages of formation and peculiarities of Yakut industrial intelligentsia in the 20th 21th cc. are analysed in the article. Special attention is paid to the problem of national personnel.

Текст научной работы на тему «Кадры технической интеллигенции Якутии в контексте экономического развития»

УДК: 323.329 (571.56)

КАДРЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЯКУТИИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Егор Петрович АНТОНОВ,

кандидат исторических наук, заведующий сектором истории Якутии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск.

E-mail:Antonegor@Gmail.com

В статье проанализированы этапы формирования и характерные особенности технической интеллигенции Якутии в XX—XXI вв. Особое внимание уделено проблеме возникновения национальных кадров.

Ключевые слова: Якутия, национальные кадры, техническая интеллигенция, промышленное развитие.

Cadres of technical intelligentsia of Yakutia within the context of economic development. E. P. Antonov, Candidate of Historical Sciences, Chief of the Sector of Yakutia History, Institute of Humanitarian Studies and Problems of Minorities.

Stages of formation and peculiarities of Yakut industrial intelligentsia in the 20th — 21th cc. are analysed in the article. Special attention is paid to the problem of national personnel.

Key words: Yakutia, national cadres, technical intelligentsia, industrial development.

Якутские недра использовались местными жителями с незапамятных времён, но их широкомасштабное освоение началось лишь в начале XX в. В 1920-х гг. в Якутии практически не было промышленных рабочих и инженеров. В 1921 г. советская власть мобилизовала 2,5 тыс. якутов для добычи золота на Бодайбинских золотых приисках, но эта попытка провалилась, и к октябрю следующего года в верховьях Лены осталось всего 66 якутов. В Якутской АССР успешно действовала политика вовлечения коренного населения в промышленное производство. В 1926 г. в республике работало всего шесть инженеров, в 1939 г. их было уже 382, из которых почти 300 — якуты. В строительных организациях трудилось свыше 2100 якутов. На Алданских приисках формировались первые национальные инженерно-технические кадры: А.И. Львов, И.П. Лебёдкин, Г.Т. Семёнов, П.Г. Габышев, Г.Т. Корнилов, И.Н. Макаров и др., в 1937 г. на предприятии «Якутзолото» работало 11 горныхинженеров-якутов [1, с. 47—48; 3, с. 241—242].

Высокие темпы промышленного развития Якутской АССР настоятельно требовали создания многопрофильной базы подготовки специалистов. К началу первой пятилетки их подготовка в республике не удовлетворяла потребности социально-экономической и культурной модернизации общества. Так, в 1931 г. в Якутии насчитывалось 117 тыс. неграмотных в возрасте от 16 до 50 лет, проживавших в 12 тыс. населённых пунктов [4, с. 234].

Большинство новых работников в промышленности и на транспорте не имело индустриально-производственной квалификации, низкой была их общая грамотность. В связи с этим возникла проблема в кратчайшие сроки обучить каждого новичка, дать минимум технических знаний и промышленную квалификацию, повысить грамотность [5]. Подготовка высококвалифицированных кадров в годы первой пятилетки осуществлялось как с помощью их обучения в центральных вузах за счёт Якутии, так и привлечения недостающих кадров из-за пределов республики. За годы первой пятилетки выпуск специалистов центральными вузами и техникумами увеличился с 367 до 802 чел., т.е. на 218,5%, в том числе якутов со 172 до 460, — на 267,4%; женщин — с 44 до 177, т.е. на 402,2%. В дорожностроительном техникуме обучалось 19,2% аборигенов, речном — 19,8%, в финансово-экономическом — 38,2% [5].

В начале 1933 г. на Алдане около 95% ИТР окончили учебные заведения в советское время, причём 60% из них в 1930—1932 гг. Хотя потребность в технических специалистах по-прежнему не удовлетворялась в полной мере из-за расширения производства и инфраструктуры, увеличения механизации работ, значительной доли в составе ИТР практиков, текучести кадров, однако острота кадровой проблемы заметно снизилась [6, с. 191,193]. Культурная отсталость, унаследованная от патриархально-феодального прошлого, сдерживала интенсивный рост мобильности якутского населения. К тому же следует учитывать, что с началом коллективизации привлечение сельских жителей к работе на промышленных предприятиях в 1930-е гг. стало ограниченным. Например, если в 1934 г. в Алданзолоте работало 772 якута, то в 1937 г. их осталось 224 [1, с. 61].

С 1937 г. начались аресты членов так называемой контрреволюционной вредительской организации в тресте «Якутзолото». Жертвами необоснованных репрессий стали первый руководитель золотопоисковой партии В. П. Бертин, заместитель управляющего трестом П.Г. Габышев, главный геолог И.П. Лебёдкин, заведующий Лебединской рудной фабрикой Н.Г. Рысаков, заместитель управляющего трестом А. С. Куприянов, управляющий конторой Якутзолототранса И. М. Левин и сотни других работников отрасли. Массовые репрессии нанесли ощутимый удар по технической интеллигенции, прервали процесс формирования национальных кадров и культивировали «спецеедство» и неуважение к старым кадрам ИТР [6, с. 207].

В 1945—1991 гг. число якутов-специалистов, занятых в промышленности, оставалось недостаточным. Причина подобной ситуации была втом, что промышленные центры подчинялись союзным ведомствам. Система привлечения и обучения национальных кадров не совершенствовалась, не улучшались условия жизни и труда работников промышленности. Существовавшая разница в оплате труда между привлечёнными и местными специалистами сдерживала рост якутской технической интеллигенции. В районах развития промышленности не было национальных образовательных, культурно-просветительных и прочих учреждений, что создавало морально-психологический дискомфорт. К тому же существовала такая порочная практика, когда толковым представителям технической интеллигенции из коренных жителей не давали пройти необходимые для формирования полноценного специалиста профессиональные ступени, выдвигая их на партийные, комсомольские руководящие должности. В результате в 1944 г. в промышленности, связи, на транспорте работало всего 30 техников-якутов. В ряде отраслей, таких как золотодобывающая, угольная, лесная и др., не было ни одного специалиста-якута [2, с. 48].

Численность технической интеллигенции стала увеличиваться с возникновением алмазодобывающей промышленности и строительством Вилюйской гидростанции в 1950—1960-х гг.: в 1955 г. инженерно-технических работников Якутии было 1,3 тыс. чел., в 1970 г. — 6,8, в 1980 г. — 16,5, в 1989 г. — 26,3 тыс. чел., т.е. увеличилось в 20 раз [7, с. 88—89; 1, с. 112—113; 8, с. 25]. Среди них были и свои геологи-якуты: А. Емельянов, Н. Давыдов, Н. Горохов, И. Михайлов, М. Васильев, прораб и лауреат Государственной премии СССР К. Ноговицын. В коллективе алмазодобытчиков выросли такие кадры, как Герой Социалистического Труда директор «Якутзолото» Т. Г. Десяткин, инженеры А. Степанов, И. Кычкин, А. Яковлев, Д. Петрова и др. В 1958 г. удельный вес якутов в золотодобывающей промышленности составлял 1,3%, алмазодобывающей —26,1%, оловодобывающей —4,8%, слюдяной — 0,9%, угольной — 5,1%, лесозаготовительной и деревообрабатывающей — 10,1%. Значительное участие местных кадров в алмазодобывающей промышленности объяснялось близостью расположения её к сельским районам, имевшим сравнительно избыточные трудовые ресурсы [1, с. 119, 122; 2, с. 49].

Одним из центров подготовки технических кадров стал Якутск, где находились Якутский государственный университет с 10 факультетами, 12 средних специальных учебных заведений и профтехучилищ. В составе Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР было семь НИИ, в том числе Институт космофизических исследований и аэрономии, Институт физико-технических проблем Севера, Институт мерзлотоведения и др. Инженерных работников, выпущенных ЯГУ, промышленные предприятия принимали неохотно. За время существования горного отделения было выпущено 1,4 тыс. инженеров. Из них в 1991 г. в золотопромышленности работало 160 чел., алмазной — 27, угольной — 38, в «Якут-золототрансе» — 10 чел., т.е. по специальности трудилось всего 235 выпускников. Из общего числа студентов ИТФ ЯГУ лица коренной национальности составляли всего 40%, в Алданском промышленно-коммунальном техникуме, выпускавшем горных техников, электромехаников, техников-строителей, в 1960 г. из 576 студентов обучалось 97 якутов. Промышленные предприятия Совнархоза в 1957—1959 гг. затратили на завоз 8452 рабочих по оргнабору более 5 млн. руб. без учёта расходов на вывоз работников, отработавших сроки по трудовому договору [9, с. 41—42; 2, с. 49].

В 1970—1980-е гг. возник новый центр индустриального развития — Южная Якутия, где формировался Южно-Якутский территориально-производственный комплекс, началось строительство железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск. Однакос 1930-хгг. идо 1991 г. республиканские партийно-советские органы были фактически отстранены от руководства деятельностью промышленных и строительных предприятий, подчинённых союзным министерствам. К концу 1970-х гг. в Якутской АССР насчитывалось свыше 2 тыс. промышленных предприятий, из них 369 союзного, 1480 союзно-республиканского и только 178 местного подчинения. Эта политика привела к обособлению жизнедеятельности двух групп населения — пришлого и коренного. Так, на территории Мирнинского горсовета представители коренных жителей составляли всего 4%, в Нерюнгринском — менее 1%.В 1986 г. якуты представляли среди занятых в отраслях промышленности только 18%, в строительстве — 12% и на транспорте — 5,5% [1, с. 66—67].

За последние 15 лет политика Республики Саха (Якутия) по подготовке квалифицированных технических кадров дала положительные результаты. К примеру, в 1997 г. якуты составляли 66,3% в алмазообрабатывающей промышленности, 26% — в производстве стройматериалов, 63,4% — деревообрабатывающей, 38,8% — полиграфической, 43,6% — в швейной, 35% — в строительной отраслях.

Как видно, значительно возрос уровень участия коренных жителей в новых видах труда [10, с. 120]. В.А. Штыров в рамках реализации «Схемы комплексного развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 г.» предлагал мобилизовать безработных из сельской местности, а дополнительную рабочую силу привлекать из-за пределов республики. В 2007 г. на нефтяном месторождении Талакан работали 3 тыс.чел., из которых 1,5 тыс. были вахтовиками из Сургута, 1,5 тыс. — местными специалистами и рабочими [11].

Перед Республикой Саха сегодня стоит задача изменить профессиональную структуру состава населения. В связи с этим намного увеличилась подготовка инженерно-технических специалистов высшей квалификации в учебных заведениях Якутска, Мирного, Нерюнгри и других городов. В 2007—2009 гг. в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования Якутии добавилось 42 специальности технического профиля. В 2009 г. на первых курсах приступили к обучению техническим специальностям более 4 тыс. молодых людей [12].

Исторический опыт свидетельствует, что в 1920— 1930-е гг. инженеры и рабочие из числа коренных жителей сыграли позитивную роль в индустриализации Якутии. На втором этапе (конец 1930-х до 1991 г.) в силу объективных и субъективных причин развитие промышленности происходило за счёт приезжих кадров, которые внесли огромный вклад в горнодобывающую отрасль и местные отрасли индустрии. С 1991 г. начался третий этап, связанный с новой политикой по вовлечению местных жителей в развитие промышленности. Таким образом, в Якутии в XX — начале XXI в. произошли кардинальные изменения в интеллектуальном потенциале, связанные с возникновением в структуре народонаселения новой категории технической интеллигенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Аргунов И. А. Социальная сфера образа жизни в Якутской АССР: История формирования и современные проблемы. Якутск, 1988.

2. Егоров Е.Г. О национальных кадрах в промышленности Якутии // Вопросы экономики промышленности Якутии. Якутск, 1962. С. 47, 48, 66—67, 119, 222, 246.

3. Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа: Ист.-социол. исследование образа жизни. Новосибирск, 1985.

4. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966.

5. НАРС(Я) (Национальный архив Якутии). Ф. 52. Оп. 17. Д. 252. Л. 36; Ф. 68. Оп. 1. Д. 4438. Л. 6.

6.Хатылаев М.М. Золото Восточной Сибири в стратегии форсированной индустриализации (1926—1937 гг.). Якутск, 1997.

7.Якутия за 70 лет: стат. сб. Якутск, 1987.

8. Статистический сборник № 109/3025. Показатели социального развития РС (Я). Якутск, 1992.

9. Дьяконов Х.Н. Региональные особенности занятости населения и её регулирование на примере РС (Я). Якутск, 1994; Егоров Е.Г. О национальных кадрах в промышленности Якутии // Вопросы экономики промышленности Якутии. Якутск, 1962.

10. Общество открытых классов: Очерки о моделях социальной структуры. Новосибирск, 1999.

11. О социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия): Заседание Правительства РФ от 8 февр. 2007 г. // Якутия. 2007. 14 февр.

12. Басыгысов В.Н. Государственность РС (Я) будет укрепляться и развиваться // Якутия. 2009. 28 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.