Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация инвалидов в Российской столице'

Профессиональная ориентация инвалидов в Российской столице Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3153
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ИНВАЛИД / DISABLED PERSON / УЧАЩИЙСЯ / STUDENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / VOCATIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Токсанбаева Майраш Сейтказыевна

Корректному выбору профессии для лиц с ограниченными возможностями здоровья должна способствовать профессиональная ориентация. В статье на материалах выборочного опроса учащихся инвалидов в городе Москве исследованы масштабы ее оказания и причины, ограничивающие эти масштабы. Выявлено, что, хотя в значительной мере выявленные причины носят субъективный характер, за ними стоят объективные ограничения. В результате большая часть инвалидов проходит профориентацию на стадии не выбора профессии, а поиска работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Токсанбаева Майраш Сейтказыевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional orientation of the disabled in the Russian capital

Correct vocational choice of persons with disabilities should be facilitated by professional orientation. On the basis of a sample survey of disabled students aged 16-25 years held in Moscow the author examined the extent of professional orientation coverage and the causes limiting this extent. The survey findings show that although these causes are of a subjective character, they have some objective limitations behind them. As a result, most of the disabled go on professional orientation not at the stage of vocational choice but at the stage of job search.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация инвалидов в Российской столице»

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Токсанбаева М.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ СТОЛИЦЕ

Выбор профессии — одно самых важных решений на жизненном пути человека. От этого выбора зависит качество трудовой жизни, в которой реализуются и развиваются созидательные потенции людей, выстраивается профессиональная карьера, зарабатывается материальное благополучие.

Как правило, профессию выбирают в молодом возрасте, когда из-за дефицита жизненного и практического опыта, нередко неясных представлений о собственных возможностях и склонностях принятие корректного решения дается нелегко. Не удивительно, что молодежь зачастую ориентируется на внешние факторы, в числе которых семейные традиции, советы родителей и друзей, престижность и выгодность профессий. При этом факторы внутреннего порядка, связанные с индивидуальными особенностями человека, в расчет принимаются далеко не всегда.

Между тем неправильные решения, то есть выбор «не своего дела», ведут к неблагоприятным последствиям как для самого человека, так и для общества из-за «холостых» расходов на обучение, дополнительных затрат на переобучение, перерывов в

трудовой деятельности, проблем самореализации и карьерного продвижения. Среди них скромные результаты профессиональной деятельности, работа вне полученного образования, высокая степень неудовлетворенности трудом. По нашим исследованиям, связь с недовольством профессией (специальностью) теснее, чем с неудовлетворенностью оплатой труда, и непривлекательная профессия — одна из самых значимых причин текучести кадров.

Этим определяется важность профессиональной ориентации, которая призвана помогать учащимся школ, учреждений профессионального образования и взрослым гражданам выявить их способности и склонности, определить профессии, которые наилучшим образом отвечают чертам личности, перспективам трудоустройства, карьерного роста и материальным запросам.

Особую значимость имеет профориентация для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)1, что обусловлено следующими основными обстоятельствами.

1 Термины «лица с ОВЗ» и «инвалиды» в данной статье используются как синонимы.

Во-первых, выбор профессии и места работы у них объективно уже, чем у здоровых людей.

Во-вторых, эта группа населения, и так относящаяся к слабо конкурентным на рынке труда категориям, не всегда достаточно информирована о профессиях, профессиональной подготовке, спросе на труд и требованиях работодателей.

В-третьих, инвалиды чаще плохо адаптированы к социальной среде, имеют ограниченный круг социальных контактов, нередко страдают инфантилизмом, неадекватными представлениями о своих способностях и возможностях, а также пассивными трудовыми диспозициями.

В-четвертых, значительной их части не под силу второе образование и переобучение другой профессии.

Все это говорит о том, что цена ошибок в ее выборе у лиц с ОВЗ неизмеримо выше, чем у здоровой части населения, а потому требования к профориентационной работе с ними должны быть особенно серьезными.

Профессиональная ориентация инвалидов, как и других групп населения, представляет собой систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учетом физиологических и социальных особенностей личности, с социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Эта система должна способствовать, с одной стороны, оптимизации распределения трудовых ресурсов в экономике и ее территориальных сегментах, а, с другой - правильному выбору профессиональной деятельности и адаптации к ней.

В настоящее время профориента-ционные услуги населению оказыва-

ют как государственные, так и негосударственные институты.

Среди государственных организаций следует назвать учебные заведения общего и профессионального образования, органы здравоохранения, государственные центры профориентации, службу занятости.

К негосударственным организациям, оказывающим эти услуги, относятся преимущественно некоммерческие организации (НКО) социально ориентированного профиля.

В последнее время к профориен-тационной работе активно подключены Интернет-ресурсы, с помощью которых любой желающий на основе системы тестов может сам подбирать подходящую профессию.

В этих организациях лиц с ОВЗ обслуживают либо на общих основаниях, либо предоставляют специфические услуги. Если для здорового человека профориентация должна быть направлена на достижение максимальной эффективности труда и на успешность профессиональной карьеры, то для инвалидов следует делать акцент на адаптацию к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма.

Поэтому профориентация инвалидов требует комплексного клини-ко-физиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля [1].

Профориентацию, предназначенную для инвалидов, можно пройти в специализированных учебных заведениях (а также классах, группах, факультетах при обычных школах, вузах и пр.), в учреждениях медико-социальной экспертизы, в Центрах занятости, в деятельности которых содействие трудоустройству инвалидов выделено в специальный вид помо-

щи, а также в НКО, поддерживающих данную категорию населения.

В числе НКО прежде всего следует назвать унаследованные еще с советских времен и хорошо организованные общества инвалидов, включая специализированные объединения инвалидов по слуху и зрению, которые имеют подразделения в регионах и многих муниципальных образованиях. Они проводят профориентацию граждан с ограниченными возможностями, обеспечивают профессиональную подготовку и частично последующее трудоустройство, в том числе на собственных производственных базах. Определенную поддержку лицам с ОВЗ оказывают другие некоммерческие организации, объединяющие как граждан, готовых прийти на помощь инвалидам, так и состоящие из самих инвалидов и членов их семей.

Значение специализированной помощи лицам с ОВЗ объясняется тем, что предоставление услуг по профориентации требует особых знаний об их психофизических возможностях, а также о реальных сферах применения этих возможностей.

Следует также учитывать специфику личности инвалидов. Как никому другому, лицам с ОВЗ необходим индивидуальный подход, позволяющий повысить самооценку, раскрыть заложенные в них потенции, а порой и отсечь не всегда обоснованные медицинские «запреты на профессию».

Поэтому наиболее доступный для многих инвалидов способ получения профориентационных услуг через Интернет нельзя признать удачным. Даже для лиц без ограничений по здоровью достоверность результатов тестов, публикуемых в сети, оценивается в 40-50%, тогда как консульта-

ции с профессионалами доводят данное значение до 90-95% [2].

Серьезной проблемой для получения инвалидами услуг по профориентации является возможность добраться до места, где проводятся консультации. Это касается главным образом граждан, ограниченных в передвижении (например, инвалидов-колясочников). Ни профессиональные учебные заведения, ни служба занятости, ни большинство НКО эти услуги на дому не предоставляют, что лишает людей, пусть в определенных пределах, но трудоспособных, лучше разобраться в выборе жизненного пути, и так осложненного состоянием здоровья.

Еще одной проблемой можно назвать небольшой круг учебных заведений, где инвалиды, нуждающиеся в особом содействии, могут получить профессиональное образование. Данная проблема отчасти обесценивает результаты работы даже самых компетентных консультантов по профориентации, так как обучение корректно подобранной профессии подчас негде пройти. Если школьное образование для инвалидов, которые не могут учиться на общих основаниях, доступно через сеть специализированных школ и учебных классов, то подготовка по профессии может представлять значительную трудность. Специализированные подразделения для студентов с ОВЗ в вузах и колледжах только начали создаваться (например, для слабослышащих категорий в МВТУ им. Н.Э. Баумана), но их крайне мало.

Большим недостатком профори-ентационной работы с инвалидами можно назвать недостаточную координацию институтов, которые оказывают соответствующие услуги. Каждый из них в основном сосредо-

точен на своих ведомственных интересах, а потому пока не сложились даже представления о комплексной системе профориентации данной категории населения, не говоря уже о самой системе.

Так, учреждения медико-социальной экспертизы делают акцент на состоянии здоровья, перечне показаний и противопоказаний, тогда как грамотное составление профессио-грамм на основе характеристик профессий и их перспектив, профессиональных задач, производственных процессов и условий труда не относится к их сильным сторонам. В центрах занятости профессиограммы инвалидов подстраивают к спросу на труд на регистрируемом рынке, в структуре которого доминирует спрос на профессии (прежде всего рабочие), которые подходят далеко не для всех лиц с ОВЗ.

Перечисленные проблемы характерны и для профориентации инвалидов в Москве, несмотря на то, что российская столица располагает большой сетью институтов, оказывающих данные услуги. Так, в Москве действует Городской центр профессиональной ориентации, координирующий деятельность школ, колледжей, центров занятости, работодателей. Однако профильной работы с инвалидами Центр не проводит. Такую работу помимо традиционных обществ инвалидов по зрению и слуху осуществляет довольно крупная Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», созданная в 1997 г., но ее специалисты, как правило, не обслуживают клиентов на дому, тогда как не всем лицам с ОВЗ под силу добраться до места консультаций.

В Москве также работает группа сравнительно новых НКО, помогаю-

щих инвалидам («Созидание», «Расправь крылья», «Дорога в мир» и др.), но не все из них занимаются профориентацией и имеют возможности ее проводить. Этим организациям нередко не хватает финансовых и материальных ресурсов, а также компетентных специалистов, которых для обслуживания лиц с ОВЗ в принципе недостаточно. Требуется особая компетенция, в том числе медицинского плана, чтобы не завышать, но и не занижать профессиональные ресурсы и перспективы инвалидов.

Следует отметить, что в этом отношении ряд НКО проводит полезную и подчас уникальную работу инновационного характера по реабилитации лиц с ограниченными возможностями, чтобы обеспечить и расширить их пригодность к трудовой деятельности, невзирая на «приговор» официальной медицины [3]. Но пока эти организации тоже не образуют систему.

Для формирования комплексной системы институтов, помогающих инвалидам в выборе профессии, следует изучать достоинства и недостатки существующих механизмов профориентации и разрабатывать на этой основе направления и способы их улучшения. Данная задача (наряду с другими задачами) ставилась в исследовании «Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», проведенном в 2011 г. по заданию городского Уполномоченного по правам человека. В рамках этого исследования в российской столице проведен выборочный опрос учащихся инвалидов в возрасте 16-25 лет (объем выборки — 452 человека).

Как показали материалы исследования, подавляющая часть опро-

шенных инвалидов учится в системе профессионального образования (92,8%), то есть получает профессию, которая из-за ограниченных состоянием здоровья возможностей переобучения для многих из них может оказаться единственной приобретенной профессией. Однако их выбор крайне слабо связан с профориентацией, которую прошли только 19,3% респондентов.

При этом большинство учащихся инвалидов настроено на трудовую карьеру, так как 12% из них уже работают, а две трети в принципе желают работать. Тем не менее, по масштабам охвата профориентацией желающие трудиться, а в ней должны быть заинтересованы в первую очередь они, не очень заметно отличаются от тех, кто работать не стремится или с этим вопросом еще не определился. Так, среди ориентированных на работу респондентов профориен-тационными услугами воспользовались 20,8%, среди не желающих работать — 17,4%, а в числе затруднившихся с ответом — 15,8%. Возникает вопрос, чем обусловлены такие скромные масштабы получения инвалидами вроде бы насущных для них услуг.

В связи с этим, прежде всего, рассмотрено, как распределились их получатели по организациям, оказывающим эти услуги, что дает представление о том, где реально инвалиды могут пройти профориентацию. Большинство профориентированных респондентов прошли ее в учебном заведении (37,2%), так как соответствующая работа проводится в общеобразовательной школе и в ряде организаций профессионального образования.

Второй по значимости предоставления этих услуг институт —

служба занятости (32,6%), в которой содействуют трудоустройству не только ищущих основную работу, но и обратившихся туда (обычно за временной занятостью) школьников и студентов.

На третьем месте оказались учреждения медико-социальной экспертизы (20,9%), а на четвертом — другие организации (9,3%).

В этих цифрах настораживает то, что треть получателей услуг прошла профориентацию в Центрах занятости, то есть на стадии обращения за трудоустройством, тогда как целесообразнее ее проводить в рамках системы школьного и профессионального образования.

О крайне скромных масштабах профориентационной работы среди инвалидов свидетельствуют следующие цифры. В учебных заведениях прошли профориентацию только 7,2% опрошенных, что немногим больше тех, кто получил ее в службе занятости (6,3%) и в учреждениях медико-социальной экспертизы (4%). Из этого следует, что значимая про-фориентационная работа, предшествующая обучению профессии, с инвалидами почти не проводится.

В связи с этим рассматривались факторы, которые ограничивают профориентацию инвалидов. Чтобы выяснить, влияет ли на оказание профориентационных услуг их частичная платность, респондентам был задан вопрос, на какой основе -платной или бесплатной - они их получили (в Москве цена данных услуг не меньше, а то и больше суммы многих видов месячных социальных пособий). Для инвалидов этот вопрос далеко не праздный: их семьи чаще, чем домохозяйства без лиц с ограниченными возможностями, испытывают материальные трудности. Так,

например, уровень бедности в московских семьях с детьми-инвалидами примерно такой же, как в традиционно уязвимых по благосостоянию многодетных (с 3-4 детьми) и неполных семьях [4].

Абсолютное большинство профо-риентированных респондентов (91%) получили данные услуги бесплатно. Платную профориентацию реализуют в основном негосударственные организации, прежде всего образовательные учреждения, где за обучение нужно платить. Но в целом в учебных заведениях бесплатно воспользовались профориентацией 87,5% получателей, то есть доминирующая часть. В остальных организациях респондентам были оказаны только бесплатные услуги. Таким образом, частичная платность не является серьезным барьером их доступности.

Еще один возможный ограничитель доступа к профориентации — отказ в ее предоставлении. Респондентам задавался вопрос только о государственных услугах, а они не только доминируют, но в основном

бесплатные, поэтому отказов можно было ожидать именно в государственных организациях. Но всего лишь 0,5% опрошенных сообщили, что обращались за профориентаци-онными услугами и не смогли их получить. Еще 0,5% респондентов отметили, что их документы находятся в стадии оформления. То есть, как показал опрос, отказы хотя и случаются, но на масштабы профориентации почти не влияют.

Поскольку респонденты опроса — лица с ограниченными возможностями, то выяснялось также воздействие этих возможностей на охват профориентацией. Они далеко не одинаковы, под категорию лиц с ОВЗ попадают граждане с самыми различными характеристиками нездоровья. Поэтому опрошенные рассмотрены в аспекте такого ранжирующего потери трудоспособности индикатора, как группа инвалидности, которая может обусловливать как объективные сложности в прохождении профориентации, так и повышенные запросы к ней (табл. 1).

Таблица 1

Респонденты с разной группой инвалидности, пользующиеся услугами профориентации, предоставляемыми разными организациями, %

Группа инвалидности Пользовались услугами Не пользовались услугами по профориентации

службы занятости учреждений медико-социальной экспертизы учебного заведения других организаций

Вторая 7,3 9,1 7,3 3,6 72,7

Третья 5,1 3,4 5,1 1,7 84,7

Ребенок-инвалид 3,1 0,0 15,6 0,0 81,3

Другая * 15,8 0,0 5,3 0,0 78,9

* Другая — первая группа инвалидности, группа в стадии оформления и не названная группа (отказ от ответа).

Влияние группы инвалидности на уровень профориентационного обслуживания можно оценить, сопоставляя только инвалидов второй и третьей групп. Статус ребенка-инвалида по характеристикам нездоровья

не ранжируется, а другая — объединенная — группа включает респондентов с разной степенью потери трудоспособности (она агрегирована из-за небольшой численности в выборке).

Сравнение охвата профориента-ционными услугами инвалидов второй и третьей групп показывает, что состояние здоровья влияет на получение профориентационных услуг в сторону их увеличения. Инвалиды второй группы, у которых проблемы со здоровьем серьезнее, пользуются ими в большей степени.

Это говорит о том, что у них потребность в данных услугах, связанная с более строгими физиологическими ограничениями при выборе профессии, настоятельнее. Кроме того, меньшие ресурсы трудоспособности, а потому большая уязвимость на рынке труда вынуждает инвалидов

второй группы чаще прибегать к помощи службы занятости, что также повышает уровень их профориента-ционного обслуживания.

Но это не отрицает того факта, что профориентация актуальнее на стадиях, предшествующих поиску работы.

О важности профориентации на этих стадиях свидетельствуют цифры о ее прохождении профориентиро-ванными респондентами, которые ранжированы по наличию или отсутствию профессионального образования (в состав имеющих его включены также обладатели неполного высшего образования) (табл. 2).

Таблица 2

Респонденты, имеющие и не имеющие профессионального образования и получившие услуги профориентации, предоставляемыми разными организациями,

% к итогу

Организация Профессиональное образование

имеют не имеют

Служба занятости 50,1 22,3

Учреждение медико-социальной экспертизы 18,9 21,9

Учебное заведение 18,6 48,2

Другая организация 12,4 7,6

Среди нынешних и будущих обладателей дипломов вузов, колледжей и училищ данные услуги получили только 14,3%, а среди тех, кто не имеет профессионального образования, — 24,3%.

Частично этот феномен обусловлен расширением в последние годы профориентационных услуг в общеобразовательной школе, когда многие нынешние «дипломники» уже получили аттестаты.

Вместе с тем распределение про-фориентированных респондентов по организациям, где им эти услуги предоставили, показывает, что их недополучение на стадиях обучения ведет к компенсациям, причем не

всегда своевременным, на последующих стадиях

Половина профориентированных респондентов с профессиональным образованием получила эти услуги в Центрах занятости, то есть на стадии поиска подходящей работы, а не выбора профессии и соответствующего учебного заведения. Поскольку прошло профориентацию абсолютное меньшинство «дипломников», то профессиональные предпочтения инвалидов в основном сформированы без участия специалистов.

Более полную картину об оказании профориентационных услуг лицам с ОВЗ по уровням образования отражают данные табл. 3.

Таблица 3

Респонденты с общим и профессиональным образованием, пользующееся услугами профориентации, предоставляемыми разными организациями, %

Уровень образования Пользовались услугами Не пользовались услугами по профориентации

службы занятости учреждений медико-социальной экспертизы учебного заведения других организаций

Профессиональное: 7,1 2,7 2,7 1,8 85,7

высшее и неполное высшее 6,2 1,2 3,7 1,2 87,7

среднее и начальное 9,7 6,4 0,0 3,2 80,7

Общее: 5,4 5,4 11,7 1,8 75,7

среднее 7,5 3,0 9,0 3,0 77,5

основное и ниже основного 2,3 9,1 15,8 0,0 72,8

Основные различия по охвату профориентацией между теми, кто обладает и не обладает профессиональным образованием, связаны с нынешними возможностями ее получения в общеобразовательной школе, благодаря чему профориентирована четверть респондентов без профессиональной подготовки. Эти же данные косвенно подтверждают зависимость доступности услуг по профориентации от состояния здоровья. Оно в основном лучше у тех, кто имеет высшее или неполное высшее образование (отклоняющиеся психофизические характеристики - одна из причин его недоступности для лиц с ОВЗ). Обладателями такого образования консультационная помощь востребована в наименьшей степени.

Еще один косвенный индикатор состояния здоровья — отсутствие среднего и даже основного школьного образования, что, учитывая возраст респондентов (не моложе 16 лет), говорит о «нездоровых» проблемах адаптации к учебному процессу.

Острее эти проблемы у тех, кто не получил даже среднего образования. У этой группы самый высокий показатель пользования профориентаци-онными услугами, так как помощь

при выборе профессии для ее представителей особенно насущна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подтверждается и связь масштабов профориентационной работы с позициями на рынке труда, которые отражены через обращение в службу занятости. Они лучше у тех, кто имеет высшее и неполное высшее образование, что обусловлено не только состоянием здоровья, но и уровнем профессиональной подготовки, позволяющей трудоустраиваться без посредства Центров занятости.

Зависимость охвата профориентацией от состояния здоровья лиц с ОВЗ может быть подкреплена данными о получении этих услуг респондентами, которые учатся на общих основаниях (обычное обучение — в обычном учебном заведении со всеми вместе), и теми, кто проходит специальное обучение, адаптированное к психофизическим особенностям инвалидов. Оно необходимо прежде всего тем из них, кто не может получать стандартные образовательные услуги (инвалиды по слуху, зрению и др.). Под ними подразумевается обучение:

• в обычном учебном заведении на специальном факультете или в специальной группе;

• в специальном учебном заведении.

Между учащимися этих учебных заведений разница в прохождении профориентации наиболее существенна. Так, среди респондентов с обычным обучением ее прошли

11,4%, а со специальным обучением — 60%. Как они распределились по организациям, предоставившим про-фориентационные услуги, показано в табл. 4.

Таблица4

Респонденты, проходящие обычное и специальное обучение, пользующиеся услугами профориентации, предоставляемыми разными организациями, % к итогу

Организация Обычное обучение Специальное обучение

Проходили профориентацию: 11,4 59,9

в службе занятости 2,1 4,9

в учреждении медико-социальной экспертизы 2,0 24,9

в учебном заведении 5,7 25,1

в другой организации 1,6 5,0

Не проходили профориентацию 88,6 40,1

Большинство профориентиро-ванных респондентов со специальным обучением получили эти услуги до выхода на рынок труда, что связано с особыми проблемами нездоровья, которые осложняют не только нахождение работы, но в первую очередь участие в образовательном процессе. Высокий процент охвата их профориентацией четко показывает, что она остро необходима для последующего трудоустройства. Около 85% из тех, кто ее прошел, воспользовались профориентационными услугами в учебном заведении и учреждениях медико-социальной экспертизы, где лучше всего учитываются проблемы их нездоровья.

Таким образом, как и следовало ожидать, влияние фактора нездоровья на прохождение профориентации является наиболее серьезным. Однако оно затрагивает сравнительно небольшую часть учащихся с ОВЗ. Так, получатели специального обучения составили менее 10% респондентов, а имеющие в совокупности первую и вторую группу инвалидности — око-

ло 30%, причем профориентирована среди них только четверть и каждый третий из нее прошел профориентацию в службе занятости.

Вместе с тем, вне зависимости от состояния здоровья проведение консультаций по выбору профессии до выхода на рынок труда представляется наиболее оптимальным, так как многие инвалиды (и не только они), освоив профессию без учета ее перспектив на рынке труда и отношения работодателей, сталкиваются с серьезными трудностями при поиске работы. А при прохождении профориентации в службе занятости их нацеливают на спрос на регистрируемом рынке, который, как уже говорилось, не всегда отвечает их физиологическим характеристикам (даже при создании специально оборудованных рабочих мест в соответствии с региональными программами содействия занятости населения).

Так как помимо фактора нездоровья значимые объективные причины ограничения профориентаци-онной работы не выявляются, то в

исследовании выяснялись субъективные обстоятельства, а именно насколько сами респонденты осознают важность профориентации. В связи с этим им был задан вопрос,

нуждаются ли они в этих услугах сегодня. Распределение ответов, в том числе в зависимости от уже полученных или не полученных услуг, отражено в табл. 5.

Таблица 5

Потребность респондентов, в том числе прошедших и не прошедших профориентацию, в ее прохождении в настоящий момент, %

Респонденты Нуждаются ли в услугах по профориентации

да нет затруднились ответить

Прошедшие профориентацию 14,7 76,4 8,9

Не прошедшие профориентацию 14,9 82,2 2,9

Все 14,9 81,2 3,9

По осознанию необходимости прохождения профориентации респонденты, получившие и не получившие соответствующие услуги, распределились практически идентично и составили меньшинство опрошенных. Подавляющее же большинство и тех, и других не ощущает в ней потребности, то есть субъективный фактор оказывается самым «влиятельным».

Разумеется, это обусловлено не только личными характеристиками инвалидов, но и институциональной средой, которая в той или иной мере сдерживает интерес к прохождению профориентации (например, из-за качества услуг).

В то же время инвалиды, уже воспользовавшиеся профориентацион-ными услугами, реже дают отрицательные и чаще неоднозначные ответы (затруднились ответить), что свидетельствует о более вдумчивом отношении к данным услугам.

Кроме того, несмотря на предыдущее консультирование, часть из них считает нужным пройти профориентацию еще раз.

Даже если проведенные консультации респондентов не удовлетвори-

ли, такой подход к ним говорит, с одной стороны, о понимании их целесообразности, а с другой — о позитивном влиянии профориентационной работы на формирование более ответственного отношения к выбору сферы профессиональной деятельности.

Так как большинство респондентов не прошло профориентацию и не видит в ней необходимости, то важно понять, какими мотивами они руководствовались при выборе профессии, по которой проходят обучение. Распределение по этим мотивам тех, кто учится в системе профессионального образования, в том числе в зависимости от получения или не получения профориентационных услуг, показано в табл. 6.

В данных таблицы наибольшее внимание привлекает не само ранжирование мотивов, так как высоко оцененная респондентами роль интереса к профессии как таковой, а также рекомендаций родителей и знакомых хар актерна не только для инвалидов [5; 6]. Важнее, на наш взгляд, сопоставить структуру мотивов тех, кто прошел и не прошел профориентацию.

Таблица 6

Респонденты, пользовавшиеся или не пользовавшиеся услугами профориентации, по мотивам выбора профессии, % *

Мотив выбора профессии Услугами по профориентации Все

пользовались не пользовались

Посоветовали родители, знакомые 24,3 33,9 32,3

Посоветовали учителя 13,5 6,1 7,4

Порекомендовали при профориентации 18,9 0,0 4,1

Учатся многие, имеющие те же проблемы со здоровьем 18,9 5,0 7,4

Легче будет устроиться на работу 16,2 11,6 12,4

Мне это интересно 35,1 68,3 62,7

Другое 16,2 8,9 9,2

* Итог больше 100%, так как респонденты могли дать до трех ответов.

Среди получивших профориента-ционные услуги отношение к советам родных и близких и к содержанию профессии гораздо сдержаннее, чем у не воспользовавшихся этими услугами. Зато выше роль более взвешенных прагматичных соображений, связанных с реальными возможностями трудоустройства и с учетом опыта «товарищей» по нездоровью. В этом же контексте следует оценить и большую значимость советов учителей, которые в силу профессиональной компетенции нередко лучше, чем родители, знают о том, каковы объективные ограничения в выборе профессии у их подопечных.

Более трезвое отношение к выбору профессии респондентами, прошедшими профориентацию, не может не быть связанным с получением этих услуг. Хотя непосредственно рекомендациями консультантов воспользовалась только пятая часть профориентированных инвалидов, значение выполненных консультаций не следует преуменьшать. Они расширяют знания лиц с ОВЗ об их реальных возможностях, о состоянии и перспективах современного рынка

труда, помогают лучше ориентироваться в социальной среде и тем самым вносят свою лепту в осознание трудностей, с которыми они могут столкнуться при некорректном выборе профессии.

* * *

Подытоживая изложенное, следует сказать, что масштабы оказания профориентационных услуг учащимся инвалидам остаются недопустимо низкими для категорий населения, нуждающихся в содействии как при выборе профессии, так и при последующем трудоустройстве.

Массовая поддержка оказывается только тем, кто по состоянию здоровья не может участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Кроме того, значительная часть профориентированных инвалидов получили эти услуги на стадии поиска работы, тогда как их целесообразно предоставлять до начала учебы в системе профессионального образования.

Это актуально не только для лиц с ОВЗ, но у инвалидов, во-первых, осознанная или не осознанная потребность в консультационной помощи

весомее, что показало и сравнение самих инвалидов, ранжированных по состоянию здоровья: чем оно хуже, тем больше эта потребность.

Во-вторых, у них себестоимость ошибок в выборе профессии гораздо, а нередко и несопоставимо выше.

Из-за дефицита помощи специалистов лица с ОВЗ при выборе профессии руководствуются не самыми прагматичными соображениями. Большинство просто следуют советам родных и близких, а также ориентируются на интерес к профессиональной деятельности. Однако следует иметь в виду, что наряду с неуверенностью в своих силах инвалидам свойственна и их переоценка вкупе с излишней самоуверенностью [2].

В дальнейшем это может приводить к серьезным проблемам трудоустройства и профессиональной реализации. В то же время получение услуг по профориентации, даже если советы консультантов не принимаются в расчет, способствует более ответственному отношению к выбору профессии.

Необходимо существенно расширить охват инвалидов профориентацией и перенести центр тяжести по ее оказанию на стадии, предшествующие обучению в системе профессионального образования.

Важно подчеркнуть, что материалы нашего опроса дали возможность проследить насущность профориентации в количественном аспекте.

Безусловно масштабы охвата лиц с ОВЗ являются важным критерием ее эффективности, но улучшение помощи данной категории населения не должно сводиться к повышению процента этого охвата.

Иначе будут упущены серьезные качественные моменты, относящиеся к грамотной диагностике и воспитанию, формированию убежденности в выборе профессии, отвечающей и личным склонностям, и реальным возможностям. А без них расширение масштабов предоставления профори-ентационных услуг не будет сопровождаться доверием к ним и даже, наоборот, могут способствовать их обесценению.

Кроме того, при нацеленности на количественные результаты нередко не принимается во внимание, что расширенная подготовка грамотных специалистов по профориентации требует времени.

Без учета этого обстоятельства к профориентационной работе привлекаются недостаточно компетентные консультанты, что негативным образом отражается на ее качестве и общем к ней отношении.

Крайне желательно и создание единой системы профориентации инвалидов на основе общих методик для лиц с разными характеристиками инвалидности и ограничениями трудовой деятельности.

Институты, проводящие профо-риентационное консультирование, в том числе некоммерческие организации должны быть скоординированы между собой для реализации единых подходов, обобщения накопленного опыта, лучшей подготовки специалистов и проведения консультаций в наиболее подходящих для конкретных лиц организациях.

Важно также предусмотреть выездное консультирование для инвалидов, ограниченных в передвижениях и не имеющих возможности посещать консультационные центры.

Литература

1. Станевский А.Г., Храпылина Л.П. Концепция профессиональной реабилитации инвалидов по слуху // Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана: Сб. научных трудов. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. — С. 42-49.

2. Как выбрать профессию? Способы профориентации (выбора профессии) / Сайт Центра карьерного роста. — М., 2014. — Режим доступа: http://www.educonsulting.ru/ Statya_methods_of_proforientation.html

3. Токсанбаева М.С. Некоммерческие организации: помощь детям в трудной жизненной ситуации // Народонаселение. — 2013. — № 2. — С. 27-38.

4. Проблемы бедности семей с детьми в городе Москве. — М.: Партнер, 2009. — 340 с.

5. Егупов Е.А. Исследование мотивов выбора профессии экономиста студентами. / Сайт «III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15-20 февраля 2011 года». — Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/10/1437

6. Мотивы выбора профессии. Отчет по результатам социологического исследования «Мотивы выбора профессии». 2008 г. / Сайт МУ по работе с молодежью Администрации г. Химки. — Режим доступа: http://www.centor.ru/

Bibliography

1. Stanevsky A.G., Khrapylina L.P. The concept of vocational rehabilitation for the Hearing Impaired. Integrated vocational education for the Hearing Impaired in Bauman MSTU: Collection of scientific papers. Moscow. Publishing House of Bauman MSTU. 2000. P. 42-49.

2. How to choose a profession? Career counseling methods (choice of profession). 2014. Available at: http://www.educonsulting.ru/Statya_methods_of_proforientation.html

3. Toksanbaeva M.S. Non-profit organizations: help to children in difficult life situation. Population. 2013. No 2. P. 27-38.

4. Problems of poverty in families with children in Moscow. Moscow. Partner. 2009. 340 p.

6. Egupov E.A. Study motives for choosing the profession of economist students. Student All-Russian Scientific Conference Student Science Forum 15-20 February 2011. Available at: http://www.rae.ru/forum2011/10/1437

7. Motives of choice of profession. Report on the results of sociological research Motives of choice of profession. 2008. Available at: http://www.centor.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.