ритории Дагестана, женский костюм прекрасно сохранил свои архаические черты и локальные особенности.
На это указывает в своем монументальном исследовании С.Ш. Гаджиева: «По способу ношения платья, платка, а иногда по их форме и расцветке, по видам обуви, головным уборам и украшениям нередко можно безошибочно определить не только этническую принадлежность женщины, но и сказать, из какого она общества или аула» [2, с. 5].
Дагестанская народная одежда необычайно разнообразна по форме, используемому материалу художественной композиции и декору. В каждом костюме - свой художественный образ, своя индивидуальная выразительность.
Традиционная одежда народов Дагестана, как одно из уникальных явлений материальной и духовной культуры, возникшая как рукотворный предмет утилитарного назначения, обладает в то же время идейно-образным содержанием, что объясняется многообразием ее функций.
В течение столетий народный костюм отшлифовывался, согласовывались элементы, отметалось все случайное и сохранялось только самое понятное, доступное, самое дорогое людям, внесенное в тот или иной костюм, свои понятия о красоте.
Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Костюм как объект национальной культуры, теснейшим образом связан с историей своего народа, традициями и является ценным источником для изучения духовных и эстетических возможностей его создателей. Народный костюм - это уникальное явление материальной и духовной культуры, богатейший источник развития, обновления и обогащения ассортимента современной одежды. Для решения проблемы развития народных традиций в современном костюме, особо важным является знание первоисточника.
Исследованию народного костюма посвящено немало трудов. Но наиболее полные сведения по дагестанскому народному костюму представлены в труде этнографа Гаджиевой С.Ш. Одежда народов Дагестана [2]. «Народный костюм в целом, а дагестанский в частности, это глубочайший пласт традиционной национальной культуры, который для исследователя современного костюма является многогранным научным и творческим источником» [2].
По мнению Е.В. Соколовой, традиционный народный костюм всех населений является социокультурным маркером народа, дающим возможность
Библиографический список
определить историю, культурные традиции и отношение к окружающему миру.
Сведения об одежде народов Дагестана, зафиксированные в письменных источниках, её изображение на рисунках, древней скульптуре, а также устная традиция позволяют заключить, что традиционные черты народной одежды формировались в течение многих веков. «Некоторые сведения об одежде древних народов Дагестана представляют бронзовые статуэтки, найденные при раскопках археологических памятников IV века» [3].
Каждый народ получает в наследство от предыдущих поколений материальные и духовные ценности. Велико значение и художественного наследия Дагестана для дальнейшего развития его культуры, в частности народного костюма.
В последние годы заметно возрос интерес к многовековой традиционной культуре республики, в частности, к отдельным элементам одежды.
Так, в современном костюме народностей Республики Дагестан используются мотивы традиционной горской одежды, чаще в виде отделки, украшения, вышивки. Значительным фактором обновления народной женской одежды Дагестана явилось расширение художественно-эстетического пространства культуры, рост эстетических потребностей населения.
Современная эпоха диктует новые «правила» и традиционный костюм все больше уходит в прошлое, в музейные фонды и экспозиции. Однако, сегодня традиционная одежда становится интересна не только ученым, дизайнерам, модельерам, но и педагогам. Знакомство с народным костюмом проходит на уроках изобразительного искусства и технологии, начиная с начальных классов обучения. Первоначально учащимся на уроках изобразительного искусства предлагают освоить технику рисования различных видов народного костюма - мужского и женского, а в более старшем возрасте учащиеся привлекаются к пошиву народного костюма на уроках технологии. Данные темы предусмотрены в рамках регионального компонента в программах данных учебных дисциплин [6; 7].
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что педагогический потенциал народных художественных традиций свидетельствует о возможности использования дагестанского народного костюма как эффективного средства художественного образования, эстетического воспитания и формирования эстетической культуры школьников. Данное направление является крайне актуальным в процессе приобщения подрастающего поколения к истокам национальной культуры.
1. Гамзатова П.Р Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (к проблеме культурного архетипа). Москва, 2004.
2. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. Москва 1981.
3. Гаджиханова Р Дагестанский костюм. Махачкала, 2010.
4. Джетере А. Что необидно знать ... Дагпрессинфо. 1997; 27.
5. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. Москва, 1988.
6. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения дошкольников и младших школьников к изобразительной деятельности. Махачкала, 2014.
7. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Изобразительная деятельность детей 6-7 лет в развитии эмоционально-ценностных отношений. Международный журнал экспериментального образования. 2010; 11: 115 - 118.
References
1. Gamzatova P.R. Arhaicheskie tradicii v narodnom dekorativno-prikladnom iskusstve (kprobleme kul'tumogo arhetipa). Moskva, 2004.
2. Gadzhieva S.Sh. Odezhda narodov Dagestana. Moskva 1981.
3. Gadzhihanova R. Dagestanskij kostyum. Mahachkala, 2010.
4. Dzhetere A. Chto neobidno znat' ... Dagpressinfo. 1997; 27.
5. Mercalova M.N. Po'eziya narodnogo kostyuma. Moskva, 1988.
6. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov k izobrazitel'noj deyatel'nosti. Mahachkala, 2014.
7. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Izobrazitel'naya deyatel'nost' detej 6-7 let v razvitii 'emocional'no-cennostnyh otnoshenij. Mezhdunarodnyjzhurnal'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; 11: 115 - 118.
Статья проступила в редакцию 06.05.19
УДК 372.800.4
Smolyakova L.L., senior teacher, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Piyanzin A.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Polovikova O.N., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL DIRECTION OF BACHELOR PROGRAMMING COURSE WITH DUE CONSIDERATION OF STATE PRIORITIES FOR DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMY. The article deals with problems of professional direction of university programming course for bachelors specializing in the field of designing, developing and accompanying of modern digital technology. This demand for forming of market-oriented training of specialists are getting especially actual regarding the state priorities for the development of digital economy. Besides, this sphere is getting increasingly attractive for university graduates and is rather competitive in career guidance. The presented educational methods, selection of teaching and course materials, choice of basic teaching techniques in this training course during lectures and practical activities is directed to tackle the problem.
Key words: university education, professional training, digital economy, programming course.
Л.Л. Смолякова, ст. преп., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] А.И. Пиянзин, канд. мед. наук. доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] О.Н. Половикова, канд. ф.-м. наук доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ С УЧЁТОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрены проблемы профессиональной направленности вузовского курса программирования для бакалавров, которые специализируются в области проектирования, разработки и сопровождения современных информационных технологий. Данное требование к формированию рыночно ориентированной подготовки специалистов становятся особенно актуальным в связи с государственными приоритетами развития цифровой экономики. Кроме того, данная область деятельности становится привлекательной для выпускников высшей школы и выступает сферой конкурентных отношений в профориентационной деятельности. Представленная в статье методика организации учебного процесса, подбор учебного материала, выбора базовых образовательных технологий в конкретном учебном процессе на лекциях и практических занятиях направлена на решение рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка, цифровая экономика, учебный курс по программированию.
Проблемы повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов рассмотрены, например, в работах [1; 2]. Данное требование становится особенно актуальным в настоящее время для специалистов в области проектирования, разработки и сопровождения современных информационных технологий. Так в ходе последнего Петербургского международного экономического форума В.В. Путин много говорил о цифровой экономике. На пленарном заседании президент выразил уверенность в том, что российские 1Т-компании, безусловно, глобально конкурентны. «Отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни», - сказал президент Говорилось о том, что необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни. На форуме обсуждались шаги, которые будет предпринимать государство для решения этой задачи. В частности, президент призывает кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого призывает серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. У нас очень хорошая математическая школа, программирование развивается очень активно, много хороших технологических заделов. Надо только обеспечить рынок для наших программистов. «Повторю, цифровая экономика - это не отдельная отрасль. По сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а, следовательно, задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества». В связи с этим остро встает вопрос подготовки кадров по информационным технологиям и как следствие этого совершенствование педагогических методик преподавания информатики и основ программирования, как важнейшего элемента в подготовке 1Т [3].
Анализ реальной востребованности кадров на примере Алтайского края показывает, что востребованность экономистов, юристов в последние годы значительно сократилась, сократилось и число бюджетных мест в вузы по этим специальностям. При этом конкурсы там остались самые высокие. Свои профо-риентационные беседы со школьниками и их родителями, мы начинаем с предложения будущим абитуриентам - зайти в интернет на сайты работодателей и посмотреть, какие специалисты и в каких областях требуются. Какая заработная плата им предлагается и что для этого, надо знать и какими навыками владеть. По результатам сайта barnaul.hh.ru работа программиста оценивается значительно выше средней заработной платой. Для нашего региона - достаточно высокая заработная плата. Это говорит о том, что в настоящее время специальности, связанные с информационными технологиями востребованы в стране и за её пределами. По данным barnaul.hh.ru, требуются программисты начинающие и «продвинутые», с определённой квалификацией и знанием разных языков программирования, готовые учиться и развиваться. Вот и предлагается абитуриентам определиться, кем и в каких областях они бы хотели трудиться. А затем посмотреть рабочие программы специальностей и направлений: найти необходимые для трудоустройства учебные курсы и определиться с вузом и факультетом, чтобы в дальнейшем заниматься той профессией, которая бы приносила моральное и финансовое удовлетворения. Следует отметить, что количество бюджетных мест в вузах края по ^-направлениям год от года растёт. С одной стороны, растет и проходной балл для поступления на эти профильные факультеты. С другой стороны, в последнее время наблюдается ярко выраженная дифференциация подготовки абитуриентов в области информационных технологий. Тому есть как объективные (существенное техническое и методическое различие в оснащении средних учебных заведений, разный уровень подготовки преподавателей, малое количество часов), так и субъективные (нежелание учителей готовить школьников к ЕГЭ по предмету, из-за возможных «низких» баллов, не придерживаются стандартов в преподавании дисциплины) причины. В результате на одном полюсе - школьники, порой одарённые, но не аттестованные по предмету, на другом - имеющие подготовку на уровне первого курса, а где-то посередине - лишь косвенно знакомые с офисными приложениями [4]. Барьером обучения бакалавров в этих условиях выступают единый стандарт и единая программа подготовки, которая исторически сформировалась с учётом особенностей направления
подготовки. В этих условиях мы наблюдаем большой отсев способных, но неподготовленных студентов. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Основы программирования» предусматривает изучение объектно-ориентированного подхода к программированию, что оказывается практически невозможным без предварительной базовой подготовки обучаемых. Поэтому как правило, обучение программированию, приходится начинать с азов. И здесь немаловажную роль играет, какой язык программирования изучать в курсе «основы программирования». На факультете математики и информационных технологий (ФМиИТ) в качестве «первого» языка, который изучается в данном курсе, последнее десятилетие изучается язык Си. Почему Си? Актуален ли данный язык в настоящее время? Решает ли он все методические аспекты необходимые для обучения алгоритмическим языкам программирования.
С одной стороны, язык программирования Си - универсальный язык программирования, который завоевал особую популярность у программистов, благодаря сочетанию возможностей языков программирования высокого и низкого уровней. Большинство программистов предпочитают использовать язык Си для серьезных разработок потому, что их привлекают такие особенности языка, как свобода выражения мыслей, мобильность и чрезвычайная доступность. Язык Си даёт возможность программисту осуществлять непосредственный доступ к ячейкам памяти и регистрам компьютера, требуя при этом знания особенностей функционирования ЭВМ. В этом Си схож с языком низкого уровня - ассемблером, хотя на самом деле он представляет собой гораздо более мощное средство решения трудных задач и создания сложных программных систем. Программы, написанные на языке Си, как правило, можно перенести в любую другую операционную систему или на другой компьютер, либо с минимальными изменениями, либо вовсе без них. Спрос на специалистов по языку C не слишком велик, но достаточно стабилен, но при этом, в связи со спецификой разрабатываемых на Си программ, требования к таким программистам очень высокие. При этом учить Си можно и нужно, ведь большинство современных языков «выросли» именно из него.
Язык Си оказал существенное влияние на развитие индустрии программного обеспечения, а его синтаксис стал основой для таких языков программирования как С++, С#, Java, PHP и др., которые изучаются на факультете на старших курсах, вследствие этого, осуществляется преемственность курсов, что повышает качество усвоения материала. По данным TIOBE (TIOBE programming community index - индекса, оценивающего популярность языков программирования, на основе подсчёта результатов поисковых запросов), язык Си уступает только языку Java.
Для работы с Си существует большое количество сред разработки: Visual Studio, Microsoft Visual Studio Code, Dev-C++ , NetBeans , Code::Blocks. Среди них есть среды с открытым исходным кодом, а также бесплатные on-line оболочки в сети, что играет немаловажную роль в процессе выполнения домашних заданий и самостоятельной работы студентов.
С другой стороны, являясь членами экспертной комиссии края по ЕГЭ (по информатике и ИКТ), мы видим, что, в основном, школьники ориентированы на язык Pascal. Хотя в последнее время встречаются единичные работы на других языках (С, Python). Python - ещё один достаточно универсальный и относительно несложный для изучения язык. Python прочно утвердился в очень перспективной области, которую называют data mining (название, используемое для обозначения совокупности методов обнаружения в данных, ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности). Язык, активно используется для написания Web-сервисов, серверной части многопользовательских игр и многих других задач. Язык получил в последнее время распространение среди школьников, участвующих в различных проектах (Сириус, Яндекс-лицей т. д.). Но в основном в школах по-прежнему, основам программированию учат с помощью Delphi и Pascal.
Чтобы решить проблему разноуровневой подготовки в школе, мы применяем дифференцированный подход в обучении. Студенты зачисляются в группы по направлениям, и в результате с более высокими баллами попадают на направление «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Затем -студенты по «Прикладной информатике», и с самыми низкими баллами - на на-
Aug 2013 Aug 2017 Change Programming Language Ratings Change
1 1 Java 16.881% +3.92%
2 2 C 14.966% +8.49%
3 3 C++ 7.471% +1.92%
4 5a P/thon 6.992% +3.30%
5 6a Visual Basic .MET 4.762% +2.19%
6 4 v C# 3.541% -0.65%
7 7 PHP 2.925% +0.63% 3 8 JavaScript 2.411% +0.31%
9 - a SQL 2.316% +2.32%
10 14 & Assembly language 1.409% -0.40%
Pmc! TIOBEProgrammingCommunityIndexforAugust2018
правлении «Математика и компьютерные науки». Все студенты изучают данный курс, но для каждой группы обучаемых существует своя специфика. Такой дидактический подход известен как метод «внешней дифференциации». «Внутренняя» дифференциация предполагает личностный индивидуальный подход к развитию творческих способностей студентов с учетом их психологических особенностей с направленностьюна научно-исследовательскую и творческуюдеятельность. Так как изначально, студенты положительно мотивированы на обучение 1Т-техноло-гияо, зарача преиодаватеея состоит в поддержанинэтого иниесеса к ярееяесу. Работая с такими студентами индивидуально, преподаватель предлагает для них задачивсснентн.с нетривиальвыннтодхндамивнешянею.фли сдуденту прец-лагается самому выбрать интересующий его проект. В этом случае преподаватель выступает в качестве консультанта.
Пенезультотрмнеятаррвания, большинство студентов считают курс «Основы программирования» одним из наиболее сложных в освоении вузовской программы. Всё вымепнреч
является специфическим видом человеческой деятельности, для успешной реа-липридеденне пниебдетеннах в пноцнссе обучения знаний и умений, но требуется и наличие определенного стиля мышления, прежде всего, абстрактного, но связанного с решением конкретной задачи. Зидсеа преподнватдля - нетолнконарчияь
на языке программирования, а обучить его самостоятельно конструировать сам прорессцелиния задачи.Лри правямм нс^^С^о— yнeВныипaрвчoт бнлем ре стых к более сложным, появится понимание единства принципов написании и функцимницотанид идформчциобнаксилтим.
Следует отметить, что методика обучения на данном курсе представляет собай ицдранпоинай арицеис. Ралимлиривая итпцанпю кекптшеговуе пуиТцижя-ние к определённой цели, можно применить метод итерации, как при изложении лекционного материала, прохождения тестов, так и в процессе выполнения ла-бораторнпх рмЖот п-надноН дисциплине.Ттм волае,ято ^г^яиФ^^язарнЫ, предназначенных для выполнения на лабораторном практикуме, вполне соответ-ствднзо^т^г^^т^^г^ыоу нтарациеннемуирпшенсе который внрежаетсян г^еотно-ении ряда алгоритмов и программ решения задачи, причем каждый следующий алгоритфепюетсяяточннниемиои pвешинeяиeуяpeтымyвозр.Tияим о^ц^ы^лт, построение итоговой программы с применением одной из парадигм программирования представляет собой итерационный процесс, на каждом шаге которого просыхеджт нснты е иявененвя- что над приваннтннтмpтцивннпй
метод обучения. Все эти аспекты отражены в электронном учебно-методическом комплексу диецнплины (ЭУМнД)'Фа стрыяице ннвcы«OcноввlпpoгуемвзсPвaп ния» можно найти материалы разного рода. Однако следует помнить, что воз-можновтптмиспомьзовон и я^пнофсерпо к и я коем снумао н е заменяет жсгого общения с преподавателем. Курс содержит:
1. Слайды к лекциям.
Сяаадт1 я дем^явжагртнлп>жпъ квaнкиыпoвcвeктоывнкпит.Иипoлйзнют их как план освоения прочих материалов: видеолекций, текстов и пр. В начале каждой презеннацид содерыетст зрта ниндлнга^с^яжжф к и, поторые мегрт натя представление о наиболее сложных вопросах в тестах.
Н.Видыолыкриш
Видеолекции смонтированы на основе звукозаписей «живых» лекций и до некоторой степени способны их заменить. Пока они не покрывают полный курс,
но их коллекция неуклонно пополняется. Используются для восстановления в памяти рассмотренного материала. К сожалению, при просмотре видеолекций пеоп текпоцурдчако егоесжносадать а)елтчном сообщении преподавателю, б) в группе в Контакте (vk.com), в) на очной консультации.
3. ЛаУоьааоВнь|е рсЛоеы.
Выполнение лабораторных работ - основа практических занятий. Основ-пре ндвыки пиoгpaммвpoвеннявнpдбaтывнются иренто н ртн мемавтп,
Как правило, на выполнение лабораторной работы отводится 3 недели, при раНоо вотрантпетт уеелинениeпвoнeсPвaДoиытоpтатнееoты
4. Тесты.
Тесты предназначены для контроля усвоения теоретического материала, а также умения читать и понимать код программ. Количество попыток на каждый тест ограничено тремя. Зачётные попытки выполнения теста осуществляются тслсно япр^у^с™ и чнтода^^^^^я (на чвашч еснвн за нятии ил и янннул ьта-ции). Оценка за тест определяется как максимальная из оценок, полученных в натенввк п оескж.
5. Рекомендации «Что почитать?»
Данный элемент имеется в большинстве разделов курса и содержит ссылки ны фрагменны тдксыов ^.ннкрр, вдрмпивое почтение ^(^цдькяояятся з ало-гом успешного выполнения как тестовых заданий, так и лабораторных работ.
На страницах с данным разделом содержатся ссылки на видео-материал ы, едцжащие уиЫезвуeячыуннлмюEееaцняммкlсaиeттaпрн0ртвeтcтюиющег0 раздела курса, либо излагающие дополнительные сведения, необходимые для пыиммд нашт впныыадтщие оа рнмкч жуса-
7. Примеры программ.
В папках с таким названием содержатся исходные коды программ, которые вттрдмо те.<нвBифрепнeятерне прнднтмФФтына слиНдах к лекциям соответствующих разделов. Используются эти исходные коды для само-этoятольнoУкoмнилятити[иешяговoгo] выпалнения прегрптм.нтобыдеоально разобраться в их устройстве и принципах работы. Кроме того, исходные коды чолн^|^1в рош^уотм^ижы^^мя, нешающтхзудачи,таттащ1 енные в лабораторных работах.
Каждый следующий учебный материал содержит вопросы из предыдущих ттм,чнаоснеиеэтит вoвpаcввтoннaннlммтeтиолы эинмена по дтдричлине. Результат экзамена зависит от трех составляющих: среднего балла за лабора-торныы работы,ннедвегШч^^ зттеттибнллов ма эпзоуeвмциeрвyи оаботу [5].
Тркин яИяазам.нрепeданaзиeвaвтeвel<ypсж с гатн^^пнтем энегтрон-ного ресурса даёт возможность студентом доступ к материалам курса в любое время. Позволяет самим строить свой вектор обучения, в зависимости от ско-ронтнвонприятия инфврмацие, свободчегос.емени и интереса. Данный курс был выбран для (межвузовского) обучения. Курс «Основы программирования» иелновни н рсждеху^^^1^жорня^|^^ета.
Он получил высокую оценку среди студентов и преподавателей данного вуза. Пворудении ппепедовмтдлей всздв на курсаемнудьногоневтра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ЦППКП) при АлтГУ.