Научная статья на тему 'Педагогические особенности формирования объектного мышления и стиля программирования'

Педагогические особенности формирования объектного мышления и стиля программирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
420
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / OBJECT-ORIENTED PROGRAMMING / ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА / OBJECT-ORIENTED PARADIGM / ОО-КОНЦЕПЦИИ / OBJECT-ORIENTED CONCEPTS / ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ / PROGRAMMING LANGUAGES / КОМПОНЕНТЫ МЕТОДОЛОГИИ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ / COMPONENTS OF OBJECT-ORIENTED DEVELOPMENT METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сейдаметова Зарема Сейдалиевна, Абдураманов Зиннур Шевкетович, Асанова Усние Бахтияровна

В статье рассматриваются вопросы обучения методологии объектно-ориентированного проектирования. Выделены два вида проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе преподавания объектно-ориентированного программирования (понимание базовых понятий, выбор языка программирования). Представлена возможная разбивка учебного материала, связанного с изучением методологий объектно-ориентированной разработки, на модули. Первый модуль содержит тематику, связанную с введением в объектно-ориентированный подход. Второй предполагает знакомство с универсальным языком моделирования UML. Третий изучение объектно-ориентированных систем анализа и проектирования. Четвертый модуль ориентирован на студентов, владеющих одним из языков программирования, и включает вопросы объектно-ориентированной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сейдаметова Зарема Сейдалиевна, Абдураманов Зиннур Шевкетович, Асанова Усние Бахтияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF OBJECT-ORIENTED THOUGHT AND PROGRAMMING PROCESS DEVELOPING

We discuss the methodology of teaching object-oriented design and programming. We highlight two types of problems encountered in the teaching and learning of the object-oriented programming (understanding of basic concepts, choice of the programming language). We show a possible split of the educational material, connected with the study of methodologies for object-oriented development, on modules. The first module includes the introduction of object-oriented design and programming. Second module helps to learn universal modeling language UML. The third one shows how to study object-oriented systems analysis and design. The fourth module, created for students familiar with one of the programming languages, helps to learn object-oriented design and implementation.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности формирования объектного мышления и стиля программирования»

УДК 378.147:004.75

Сейдаметова Зарема Сейдалиевна

Доктор педагогических наук, Профессор, Крымский инженерно-педагогический университет,

г. Симферополь

Абдураманов Зиннур Шевкетович

Старший преподаватель Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Асанова Усние Бахтияровна

Аспирант

Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И СТИЛЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы обучения методологии объектно-ориентированного проектирования. Выделены два вида проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе преподавания объектно-ориентированного программирования (понимание базовых понятий, выбор языка программирования).

Представлена возможная разбивка учебного материала, связанного с изучением методологий объектно-ориентированной разработки, на модули. Первый модуль содержит тематику, связанную с введением в объектно-ориентированный подход. Второй - предполагает знакомство с универсальным языком моделирования ЦМЬ. Третий - изучение объектно-ориентированных систем анализа и проектирования. Четвертый модуль ориентирован на студентов, владеющих одним из языков программирования, и включает вопросы объектно-ориентированной реализации.

Ключевые слова: объектно-ориентированное программирование, объектно-ориентированная парадигма, ОО-концепции, языки программирования, компоненты методологии объектно-ориентированной разработки.

Seidametova Zarema

Doctor of science (in pedagogy) Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol

Abduramanov Zinnur

Lecturer, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol

Asanova Usnie

Post-graduate student, Crimean Engineering and Pedagogical University,

Simferopol

PEDAGOGICAL ASPECTS OF OBJECT-ORIENTED THOUGHT AND PROGRAMMING PROCESS DEVELOPING

We discuss the methodology of teaching object-oriented design and programming. We highlight two types of problems encountered in the teaching and learning of the object-oriented programming (understanding of basic concepts, choice of the programming language). We show a possible split of the educational material, connected with the study of methodologies for object-oriented development, on modules. The first module includes the introduction of object-oriented design and programming. Second module helps to learn universal modeling language UML. The third one shows how to study object-oriented systems analysis and design. The fourth module, created for students familiar with one of the programming languages, helps to learn object-oriented design and implementation.

Keywords: object-oriented programming, object-oriented paradigm, object-oriented concepts, programming languages, components of object-oriented development methodology.

В последние десятилетия в разработке программных приложений наиболее используемой является технология объектно-ориентированного программирования (ООП). В классической книге Энтони Элиенса [1] представлено описание преимуществ и недостатков использования объектно-ориентированной парадигмы (ОО-парадигмы) в программной инженерии. Кроме того, в [1] последовательно рассмотрено использование ОО-парадигмы на

каждой стадии жизненного цикла разработки программного продукта: от анализа требований до сопровождения и обновления версий продукта. В [1], [2], [3] на примерах показано, как можно увязать соответствующие принципы ООП с разработкой продукта с помощью различных языков программирования, например, Java и C++. Также в [1], [2], [3] обсуждаются особенности реализации объектно-ориентированного подхода в объектно-ориентированных языках Smalltalk, Eiffel, C++, Java, а также языке проектирования UML и ОО-технологии CORBA. Энтони Элиенс в [2], [3] предлагает следующую формулу ОО-подхода: ОО-подход = Объекты + Наследование + Пересылка

сообщения

Дэвид Вест в книге [4] описывает объектное мышление, необходимое разработчику программного приложения, и которое, как считается, присуще разработчикам из компании Microsoft. Дэвид Вест полагает, что именно объектное мышление делает программиста хорошим профессионалом, а не методы и инструментарий. На примерах он показывает, что лучшие программисты опираются на анализ и концептуальность в мышлении больше, чем на формальные процессы и методы.

В монографии [5] рассматриваются вопросы подготовки инженеров-программистов; представлен базисный корпус знаний BOK [5, 31-40], который необходимо учитывать при составлении соответствующих программ подготовки. По нашему мнению, одной из важнейших составляющих подготовки инженеров-программистов является формирование у студентов объектного мышления, объектного стиля программирования, а также формирование навыков применения методологий объектно-ориентированной разработки.

В современном программировании широко используется объектно-

ориентированный подход, который позволяет повышать качество программ,

производительность работы программиста, эффективность командной работы.

Кроме того, профессиональные среды программирования содержат средства для

поддержки объектно-ориентированного программирования. Поэтому при

12

подготовке программистов в университете важно включение в учебные планы дисциплин, связанных с объектно-ориентированным программированием и проектированием. Однако в процессе преподавания объектно-ориентированного программирования (ООП) приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, перечисленными ниже:

1. Понимание базовых понятий.

У студентов вызывают затруднения понимание базовых понятий ООП, таких как класс, объект, интерфейс, абстракция, инкапсуляция, наследование и полиморфизм.

Для решения этой проблемы в классической монографии [6], названной «Процесс объектно-ориентированной мысли», представлены, в понятной для студентов форме, основы объектно-ориентированных концепций и объяснено, как можно использовать различные объектные технологии в практическом программировании. Автор монографии [6] М. Вейсфелд знакомит читателя с объектно-ориентированными концепциями, абстракциями, классами (public и private), повторными кодами и средами разработки. Учитывая современное состояние и развитие информационных технологий в [6] уделено большое внимание вопросам, связанным с построением объектов, работающих с XML, базами данных и распределенными системами (включая EJBs, .NET, Web -сервисы и т.п.). Для иллюстраций и построения соответствующих диаграмм используется UML, стандартный язык моделирования объектов, представлены иллюстрации и примеры каждой концепции.

В статье [7] авторы полагают, что для формирования понимания, как исполняется объектно-ориентированная программа, студентам в качестве заданий можно предложить нарисовать диаграмму состояния программы в определенный момент времени. Преподаватель проводит инструктаж, а также дает студентам минимальные указания относительно того, что должны содержать их диаграммы, как на них должны быть изображены центральные концепции и взаимосвязи, появляющиеся при выполнении программы. Такой подход позволяет студентам легко осваивать ОО-понятия и формирует

понимание, как выполняются программы.

2. Выбор языка программирования.

Сложно выбрать язык программирования, наиболее подходящий для преподавания ООП. Чаще всего используется один из следующих языков программирования - C++, C#, Java, Object Pascal, Python, Objective-C. Возможно, в некоторых случаях разумнее использовать псевдокод. В статье [8] приведен рейтинг TIOBE языков программирования, а также даны рекомендации о том, какие из них и почему можно использовать в учебном процессе при подготовке инженеров-программистов.

При выборе языка программирования для преподавания ООП необходимо учитывать кроссплатформенность, наличие множества свободно распространяемых, а также коммерческих сред разработки, возможность решения широкого круга задач. Например, Java используется для создания настольных, серверных, мобильных приложений, JavaScript - при разработке приложения в web-дизайне. Язык программирования Java во всех этих случаях один, различие в том, что используются разные библиотеки классов. Отметим, что в каждом языке программирования имеются свои особенности и возможности, которые не являются прихотью разработчиков, а являются осознанной необходимостью, позволяющей решать те или иные задачи проще и эффективнее. Например, в С++ при работе с объектами имеется функционал, которого нет в других языках программирования.

Модуль 4 Объектно-ориентированная реализация

Модуль 2 Универсальный язык моделирования UML

Рис. 1.

Компоненты методологии объектно-ориентированной разработки Для преодоления трудностей и проблем в обучении студентов объектно -ориентированному проектированию и программированию мы предлагаем разбить учебный материал, связанный с изучением методологий объектно-ориентированной разработки, на четыре составляющие (см. рис. 1): - Модуль 1 - Введение в объектно-ориентированный подход. Целями модуля являются ознакомление студентов с основами объектно-ориентированной парадигмы; с различными объектно-ориентированными языками программирования; с типичным жизненным циклом объектно-ориентированной разработки; а также разъяснение различий между этими языками; формирование у студентов понимания различий между парадигмами программирования; понимания преимущества объектно -ориентированной парадигмы.

Модуль 1 - Введение в объектно-ориентированный подход Цели:

- Знакомство с основами объектно-ориентированной парадигмы;

- Понимание разницы между различными парадигмами программирования;

- Понимание преимущества объектно-ориентированной парадигмы;

- Знакомство с различными объектно-ориентированными языками программирования, а также разъяснение различия между этими языками;

- Знакомство с типичным жизненным циклом объектно-ориентированной разработки._

Содержание:

- Базовая философия объектно-ориентированной парадигмы;

- Основные компоненты объектно-ориентированного моделирования;

- Обзор основных концепций объектно-ориентированного программирования;

- Объектно-ориентированные языки программирования;

- Диаграммы классов;

- Моделирование взаимосвязей;

- Известные классы взаимосвязей;

- Абстракция;

- Инкапсуляция / сокрытие информации;

- Наследование;

- Полиморфизм;

- Обзор класса идентификации и спецификации;

Модель объектно-

ориентированного процесса.

Результаты:

После окончания модуля 1

студенты должны будут

- Определять ключевые концепции объектно-ориентированной парадигмы;

- Различать объектно-ориентированную и другие парадигмы программирования;

- Понимать преимущества и ограничения объектно-ориентированной парадигмы;

- Анализировать проблему и выявлять ее объекты и их взаимоотношения;

- Уметь объяснять типичный процесс объектно-ориентированной разработки;

- Сравнивать и сопоставлять различные объектно-ориентированные языки программирования.

- Модуль 2 - Универсальный язык моделирования ЦМЬ. Целью модуля является знакомство с концепциями моделирования программного обеспечения; с универсальным языком моделирования ЦМЦ различными артефактами ЦМЦ условными обозначениями (нотациями), семантикой и типичным использованием; а также понимание выгод и ограничений ЦМЬ.

Модуль 2 - Универсальный язык моделирования 1МЬ Цели:

- Знакомство с концепциями моделирования программного обеспечения;

- Знакомство с универсальным языком моделирования ЦМЦ

- Понимание выгод и ограничений УМЬ;_

- Знакомство с различными артефактами ЦМЬ, условными обозначениями (нотациями), семантикой и типичным использованием.

Содержание: - Обзор основных объектно-ориентированных концепций; - Концепции модели, моделирования и языка моделирования; - Введение в универсальный язык моделирования ЦМЬ; - ЦМЬ диаграммы; - Диаграмма классов; - Объектная диаграмма; - Диаграмма вариантов использования; - Диаграмма последовательности; - Диаграмма взаимодействия; - Диаграмма состояния; - Диаграмма деятельности; - Диаграмма компонентов; - Диаграмма развертывания; - ЦМЬ отношения; - Моделирование динамических представлений. Результаты: После окончания модуля 2 студенты должны будут - Разрабатывать модели с использованием ЦМЬ; - Разрабатывать диаграммы классов, модели объектов и диаграммы последовательности для небольших и средних проблем разработки программного обеспечения; - Понимать отличия между различными моделями ЦМЪ, а также понимать в каких случаях эти модели необходимо использовать при разработке программных продуктов; - Понимать отличия статистических и динамических представлений программного обеспечения.

- Модуль 3 - Объектно-ориентированные системы анализа и проектирования.

Цель - формирование понимания необходимости получения максимальных

выгод из объектной технологии; необходимости, места и целей систем

анализа и проектирования; способов использования универсального языка

моделирования ЦМЬ в анализе и проектировании; моделей и формализмов,

которые должны быть развернуты; моделей, необходимых для

проектирования и представления процесса. Кроме того, в рамках этого

модуля необходимо научить студентов применять объектно-

ориентированные методы для определения спецификаций, проектирования,

реализации проекта.

Модуль 3 - Объектно-ориентированные системы анализа и

проектирования_

Цели:_

- Понимание необходимости получения максимальных выгод из объектной технологии;

- Понимание необходимости, места и целей систем анализа и проектирования;

- Понимание способов использования универсального языка моделирования ЦМЬ в анализе и проектировании;

- Понимание моделей и формализмов, которые должны быть развернуты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Понимание какими моделями процесс проектируется и представляется;

- Научить применять объектно-ориентированные методы должным образом для производства спецификаций и проектов._

Содержание:

- Введение

- Объектно-ориентированный процесс и проект

- Сопоставление объектно-ориентированного анализа и объектно-ориентированного проектирования;

- Требования инжиниринга;

- Требования выявления и анализа;

- Анализ модели с использованием ЦЫЦ

- Моделирование вариантов использования

- Система диаграммы последовательности (SSD)

- Доменные (концептуальные) модели

- Добавление ассоциаций

- Добавление атрибутов

- Операция контрактов

- Примеры моделей анализа и моделирования анализа.

- Пример Интернет-покупок.

- Моделирование деятельности

- Моделирование диаграмм состояния

- Архитектура программного обеспечения

- Объектно-ориентированное проектирование

- Обзор_

Результаты:

После окончания модуля 3

студенты должны будут

- Определять место и цели моделирования и проектирования проекта;

- Применять объектно-ориентированные методы для определения спецификаций, проектирования, реализации проекта;

- Анализировать модели с использованием ЦМЦ

- Проводить анализ требований, выявлять риски;

- Моделировать диаграммы вариантов использования для анализа требования, диаграммы деятельности, состояния;

- Выявлять архитектуру программного продукта;

- Использовать шаблонное проектирование;

- Создавать диаграммы взаимодействия, диаграммы классов.

- Диаграмма взаимодействия

- RDD (Responsibility-driven

design) с шаблонами GRASP

- Создание диаграммы классов

проектирования.

- Модуль 4 - Объектно-ориентированная реализация. Модуль рассчитан на студентов, которые знакомы, по крайней мере, с одним из объектно -ориентированных языков программирования. В модуле используется C++ или Java, поскольку это наиболее популярные среди программистов языки. Главная цель модуля заключается в демонстрации того, каким образом объектно-ориентированные модели превращаются в конструкции C++ или Java с использованием OO-парадигмы.

Модуль 4 - Объектно-ориентированная реализация_

Данный курс представляет методики и способы преобразования объектно-ориентированного проектирования артефактов в программный код. Модуль рассчитан на студентов, которые знакомы, по крайней мере, с одним из объектно-ориентированных языков программирования, а также желающих приобрести опыт кодирования для объектно-ориентированного проекта. В модуле используется C++ или Java, поскольку это наиболее популярные среди программистов языки. В модуле будет продемонстрировано, каким образом объектно-ориентированные модели превращаются в конструкции C++ с использованием OO парадигмы. Использование C++ или Java не подразумевает специального разрешения.

C #, Smalltalk, Python и многие другие объектно-ориентированные языки допускают принципы объектного проектирования и отображения представленного в этом модуле кода.

Цели:

- Ознакомить с методиками и способами преобразования объектно-ориентированного проектирования артефактов в программный код;

- Программная реализация объектно-ориентированного проекта._

Содержание:

Введение - Реализация классов Реализация статического поведения Реализация

динамического поведения

Результаты:

После изучения этого модуля студент сможет:

Выявлять требования реализации в языке объектно-ориентированного программирования в целом.

- Создание экземпляров и удаление объектов

- Наследование

- Реализация агрегации

- Реализация нескольких связей

- Примеры

- Основы тестирования программного обеспечения.

Выявлять информацию в UML моделях проектирования, необходимых для реализации.

Реализовывать основные строительные блоки класса.

Реализовывать спецификации

поведения, разработанные в ходе объектно-ориентированного проектирования.

- Реализовать динамические характеристики, разработанные в ходе объектно-ориентированного проектирования.

- Реализовывать обобщения/специализации, агрегации и другие сложные отношения.

- Выполнять отображение процесса объектно-ориентированного проектирования, разработанного с использованием UML для реализации через практические примеры (case study), который соединяют все части в одно целое.

Предложенная выше разбивка на модули не обязательно предполагает изучение ОО-методологий в пределах одной учебной дисциплины. В рамках концепции «Базисного корпуса знаний» возможно включение разных модулей в учебные программы разных дисциплин, например, «Программирование», «Программирование для начинающих», «Объектно-ориентированное программирование», «Объектно-ориентированный анализ и проектирование», «Технологии проектирования». Принципиально - сохранение последовательности изучения модулей. Освоение каждого модуля является пререквизитом допуска к изучению последующих модулей.

Литература

1. Элиенс А. Принципы объектно-ориентированной разработки программ. 2-е издание. - М.: Вильямс, 2002. - 496 с.

2. Eliens A. Principles of Object-Oriented Software Development. 2nd edition [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cs.vu.nl/~eliens/online/oo/

3. Eliens A. Principles of Object-Oriented Software Development. New version [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cs.vu.nl/~eliens/poosd/index.html

4. West D. Microsoft Object Thinking - Redmond (Washington): Microsoft Press, 2004. - 368 p.

5. Сейдаметова З.С. Подготовка инженеров-программистов по специальности «Информатика» : [монография] / Зарема Сейдалиевна Сейдаметова. -Симферополь: Крымучпедгиз, 2007. - 480, [1] с.

6. Weisfeld M. Object-Oriented Thought Process / Matt Weisfeld. - Sams Publishing, 2003. - 304 p. - ISBN 0-672-32611-6.

7. Sajaniemi J. A Study of the Development of Students' Visualizations of Program State during an Elementary Object-Oriented Programming Course / Jorma Sajaniemi, Marja Kuittinen, Taina Tikansalo // The Third International Computing Education Research Workshop (ICER'07). - September 15-16, 2007. - Atlanta, Georgia, USA - p. 1-15.

8. Манжос Л. О. Мови програмування в навчанш майбутшх програмюпв / Л. О. Манжос, З.С. Сейдаметова // Науковий часопис НПУ iм. М.П.Драгоманова. Серiя №2. Комп'ютерно-орieнтованi системи навчання. Зб. наукових праць / Редрада. - К.: НПУ iм. Драгоманова, 2010. - № 8 (15). - С. 35-41.

References

1. Jeliens A. Principy ob#ektno-orientirovannoj razrabotki programm. 2-e izdanie. -M.: Vil'jams, 2002. - 496 s. (In Russian)

2. Eliens A. Principles of Object-Oriented Software Development. 2nd edition [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.cs.vu.nl/~eliens/online/oo/

3. Eliens A. Principles of Object-Oriented Software Development. New version [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.cs.vu.nl/~eliens/poosd/index.html

4. West D. Microsoft Object Thinking - Redmond (Washington): Microsoft Press, 2004. - 368 p.

5. Sejdametova Z.S. Podgotovka inzhenerov-programmistov po special'nosti «Informatika» : [monografija] / Zarema Sejdalievna Sejdametova. - Simferopol': Krymuchpedgiz, 2007. - 480, [1] s. (In Russian)

6. Weisfeld M. Object-Oriented Thought Process / Matt Weisfeld. - Sams Publishing, 2003. - 304 p. - ISBN 0-672-32611-6.

7. Sajaniemi J. A Study of the Development of Students' Visualizations of Program State during an Elementary Object-Oriented Programming Course / Jorma Sajaniemi, Marja Kuittinen, Taina Tikansalo // The Third International Computing Education Research Workshop (ICER'07). - September 15-16, 2007. - Atlanta, Georgia, USA - p. 1-15.

8. Manzhos L.O. Movi programuvannja v navchanni majbutnih programistiv / L.O. Manzhos, Z.S. Sejdametova // Naukovij chasopis NPU im. M.P.Dragomanova. Serija №2. Komp'juterno-orientovani sistemi navchannja. Zb. naukovih prac' / Redrada. - K.: NPU im. Dragomanova, 2010. - №№ 8 (15). - S. 35-41. (In Ukrainian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.