Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация будущих специалистов как один из ключевых факторов успешной педагогической деятельности'

Профессиональная мотивация будущих специалистов как один из ключевых факторов успешной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / профессиональная мотивация / мотив аффилиации / мотив власти.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Йўлдашева Саодат Манофовна

в статье рассмотрены вопросы мотивации у специалистов педагогической сферы. Выделены главные и основные мотивы, влияющие на выбор данной профессии. Один из главных мотивов у педагогов, который рассматривается в работе, это мотив власти. Стремление и реализация потребности власти в педагогической сфере — это неотъемлемая часть этой профессии. В работе рассматриваются теории Г. Мюррея и Д. Веррофа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация будущих специалистов как один из ключевых факторов успешной педагогической деятельности»

References

1. Law of the Kyrgyz Republic "On Education". 30.04.2003. № 92.

2. Constitution of the Kyrgyz Republic, 07.06.2010.

3. The concept of multicultural and multilingual education in the Kyrgyz Republic. B., 2009. 119 p.

4. The concept of education development in the Kyrgyz Republic until 2020. Strategy of education development in the Kyrgyz Republic for 2012-2020. B., 2012.

5. The concept of unity strengthening of the people and inter-ethnic relations in the Kyrgyz Republic. B., 2013

6. The national program of the state language development and the improvement of language policy in the Kyrgyz Republic for 2014-2020. Decree of the President of the Kyrgyz Republic from 2.06.2014.

7. Education in a multilingual world: UNESCO Instruction Document. Paris, 2003.

8. Resolution of Jogorku Kenesh. The program for the introduction of multilingual education in the Kyrgyz Republic for 2017-2030.

9. Teaching and Learning: Towards the Learning Society // European Commission's White Paper, 1995 Brussels: The European Union, 1995.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Йулдашева С.М.

Йулдашева Саодат Манофовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы мотивации у специалистов педагогической сферы. Выделены главные и основные мотивы, влияющие на выбор данной профессии. Один из главных мотивов у педагогов, который рассматривается в работе, - это мотив власти. Стремление и реализация потребности власти в педагогической сфере — это неотъемлемая часть этой профессии. В работе рассматриваются теории Г. Мюррея и Д. Веррофа.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, мотив аффилиации, мотив власти.

Из мировой истории известно, что будущее любого государства тесно связано с состоянием развития образования [1]. Исходя из данной истины, можно сказать: мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации.

Проблемы профессиональной подготовки специалистов педагогической сферы рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных исследователей (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, М.В. Кондратьева, С.Г. Максимова, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, Г. Бернер, Х. Сведнер, Р. Томлиссон и др.).

Мотивация - один из важнейших факторов эффективности деятельности педагога. Профессиональная мотивация педагогов, прежде всего, должна характеризоваться отсутствием компенсаторного характера и быть высокой по шкалам аффилиации. Однако с повышением длительности стажа специалиста данной сферы может снижаться удовлетворенность работой и

изменяться характер профессиональной мотивации. Это обстоятельство объясняется трудными психологическими и эмоциональными условиями работы.

Следовательно, большое внимание необходимо уделять и особенностям личностной мотивации педагога, обуславливающим, как и эффективность, и успешность выполняемой им деятельности, так и его личностную и эмоциональную психическую гармоничность и адекватность.

Таким образом, профессиональная деятельность педагога, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе своей трудовой деятельности, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на психическое и физическое здоровье педагога. В ряде исследований педагогическая работа отнесена к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. В свою очередь, это обстоятельство накладывает значительный отпечаток на формирование профессиональной мотивации специалистов данной сферы [2].

Один из главных мотивов, который заставляет выбирать данную профессию - это мотив аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей.

Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне - в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Партнеры по общению, обладающие такими мотивами, не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных потребностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равноправное сотрудничество. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.

Другим весьма значимым мотивом педагогической деятельности личности является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г. Мюррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.

Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, сотрудничества, доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия.

Другой исследователь мотивации власти, Д. Верофф, попытался определить психологическое содержание мотива власти. Он считает, что под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. По его мнению, признаками наличия у человека мотива, или мотивации, власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другим признаком наличия у человека мотива власти является удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи, а также нежелание подчиняться другим [3].

Принято считать, что люди, стремящиеся к власти над другими людьми, обладают особо выраженным мотивом власти. По своему происхождению он, вероятно, связан со стремлением человека к превосходству над другими людьми. Первыми, кто обратил внимание на данный мотив, были неофрейдисты. Мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения.

Психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами. Во-первых, возможностью награждать и наказывать людей. Во-вторых, способностью принуждать их к совершению определенных действий, в том числе с помощью системы правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющим в обязанность подчиняться.

Список литературы

1. Musurmanova A. Issues of strengthening the family institutions in Uzbekistan: Theory and practice //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 2018. Т. 8. № 10. С. 4-11.

2. Кондратьева М.В. Влияние длительности трудового стажа на выраженность мотивации достижения специалистов социально-психологического профиля // Вестник СевероКавказского государственного технического университета: научно-исследовательский журнал. Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. № 3 (28). С. 170-174.

3. Максимова С.Г. Особенности мотивации профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания (социально-психологический аспект). // Научный журнал «Известия АГУ», 2003. № 2 (28). Раздел Социология. С. 75-80.

ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИЕМОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Н. ПАЛАГИНОЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ВУЗЕ) Омуралиева Э.К.

Омуралиева Эркина Карыбаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии дошкольного образования, факультет педагогики, Кыргызский государственный университет им. Ишенаалы Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья посвящена исследованию Н.Н. Палагиной по формированию механизмов воображения у ребенка раннего возраста на основе приемов народной педагогики: в повседневном общении со взрослыми, в предметных действиях и игре. Изложены психолого-педагогические условия развития воображения в раннем возрасте на основе анализа народной педагогики. Даны методические разработки проведения лекционных, практических занятий со студентами педагогического вуза. Ключевые слова: ранний возраст, мнимая ситуация, механизмы воображения, народная педагогика, повседневное общение, игра, условные действия, предметные действия, активность.

Палагина Нина Николаевна - первая женщина доктор психологических наук, профессор в Кыргызстане, академик Академии педагогических и социальных наук (г. Москва) и Академии педагогических наук (г. Нью-Йорк). Ведущий специалист по проблемам раннего развития детей. Автор фундаментального исследования «Воображение у самого истока ».

Данная работа Н.Н. Палагиной посвящена проблеме обогащения игры и общения со взрослыми как главных факторов психического развития детей раннего возраста. Показаны приемы народной педагогики в повседневном общении с взрослыми в предметных действиях и игре, регуляции поведения ребенка в реальном и воображаемом плане.

В соответствии с госстандартом курса детской психологии в вузе, мы попытались изложить проблему развития воображения ребенка раннего возраста на основе приемов народной педагогики предложенных в исследованиях Н.Н. Палагиной. Исследования закономерности развития воображения у ребенка на ранней стадии, требует серьезного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.