Научная статья на тему 'Профессиональная мобильность инженера нового поколения'

Профессиональная мобильность инженера нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MOBILITY / КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ИНЖЕНЕР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / NEW-GENERATION ENGINEER / ИНЕРТНОСТЬ / ПРОКРАСТИНАЦИЯ / PROCRASTINATION / CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL MOBILITY / PASSIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузюкова Анна Викторовна, Цыгулева Маргарита Викторовна

Проблема формирование профессиональной мобильности студентов инженерных направлений подготовки технических вузов. Цель выявление сущностных характеристик профессиональной мобильности. Методология. В исследовании используются следующие методы: контент-анализ, опрос, метод количественной и качественной обработки результатов. Результаты. На основании проведённого в статье контент-анализа понятия «профессиональная мобильность», представленного в современных педагогических исследованиях, сформулировано его рабочее определение как готовности и способности перемещаться в рамках одной или нескольких профессий для достижения личностно значимых целей. Подчёркивается связь между студенческой и профессиональной мобильностью. По данным проведённого опроса 47 бакалавров механических и строительных направлений подготовки 2 курса СибАДИ делается вывод об инертности большинства будущих инженеров. Проведённый анализ качеств профессиональной мобильности выявил, что для ряда учёных адаптивность и различные самости являются наиболее важными. Выводы. Авторы приходят к выводу, что на способность инженеров нового поколения к профессиональной мобильности может влиять уровень прокрастинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOBILITY OF A NEW-GENERATION ENGINEER

Introduction. The article actualizes the problem of developing professional mobility of the students who are pursuing a bachelor’s degree in engineering at technical universities. The aim of the article is to reveal the essential features of “professional mobility”. Materials and methods. Content analysis, questionnaire, and qualitative and quantitative interpretation of the results are the methods that were used in the research. Results. The authors analyze the phenomenon of mobility. They note that a man has been interested in mobility for a long time and different scientists pay attention to it. The authors believe that one of the purposes of higher engineering education should be development of professional mobility. They are conducting a content analysis of the term “professional mobility” found in up-to-date researches. According the results, almost all the definitions represent the features of vertical upward mobility and/or horizontal mobility. The definition given by V.O. Sycheva seems to be the most similar to the authors’ concept. Thus, “professional mobility” is considered as readiness and ability to move within one or several occupations to achieve personal significant goals. It is evident to the authors that there exists a relationship between student mobility and professional mobility. That is why the researchers carried out a survey in order to reveal the tendency to mobility among future engineers. 47 second-year bachelors of the Siberian State Automobile and Highway University (SibADI) were the participants. They were offered 12 questions to answer. Interpretation of the results made the authors to establish the fact that the majority of technical students tend to be passive in their study. Moreover, 79 % of students do not take part in contests of any kinds, 83% never exchange information at conferences and 66 % prefer not to participate in competitions. As for the additional education, only 23 % of the respondents are getting it. Different scientists associate the term “professional mobility” with success in professional activity. The most common characteristics that the scientists assign to professional mobility include adaptability, self-dependence, self-knowledge, self-development, self-education capabilities. All of them have only positive, “upward” connotation. This statement was proved by 52 students and 19 teachers of “SibADI”. It may explain abundance of papers where teachers are trying to provide conditions to develop the characteristics mentioned above. Conclusions. It has been noticed that there is no such ability as lack of procrastination among the professional mobility characteristics. The suggestion to include it into the list of the essential characteristics is substantiated by the following. First, lack of procrastination implies overcoming obstacles that you may come across. Secondly, adaptable, self-dependent, self-developing, self-studying, creative, communicative, and open-minded people can be immobile and their immobility does not affect the quality of their professional activity. Thirdly, a lot of students (68%) do not systematically cope with their learning tasks; pass their tests and examinations with great delay. All this suggests that there is dependence between ability to professional mobility and the level of procrastination of future engineers.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мобильность инженера нового поколения»

УДК 378 DOI 10.17238/issn1998-5320.2018.32.105

А. В. Кузюкова, М. В. Цыгулева, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Проблема - формирование профессиональной мобильности студентов инженерных направлений подготовки технических вузов.

Цель - выявление сущностных характеристик профессиональной мобильности. Методология. В исследовании используются следующие методы: контент-анализ, опрос, метод количественной и качественной обработки результатов.

Результаты. На основании проведённого в статье контент-анализа понятия «профессиональная мобильность», представленного в современных педагогических исследованиях, сформулировано его рабочее определение как готовности и способности перемещаться в рамках одной или нескольких профессий для достижения личностно значимых целей. Подчёркивается связь между студенческой и профессиональной мобильностью. По данным проведённого опроса 47 бакалавров механических и строительных направлений подготовки 2 курса СибАДИ делается вывод об инертности большинства будущих инженеров. Проведённый анализ качеств профессиональной мобильности выявил, что для ряда учёных адаптивность и различные самости являются наиболее важными.

Выводы. Авторы приходят к выводу, что на способность инженеров нового поколения к профессиональной мобильности может влиять уровень прокрастинации.

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, качества профессиональной мобильности, инженер нового поколения, инертность, прокрастинация.

Проблема и цель. В стремительно меняющемся мире, насыщенном прорывными технологиями, 3D-принтерами, нанотехнологиями и робототехникой, современному молодому человеку всё сложнее становится конкурировать на рынке труда, наполненном такими профессиями, о которых ещё 5 лет назад люди не могли и подумать. Сегодня необходимо быть максимально готовым к вызовам общества и в связи с этим вырабатывать самые полезные качества, позволяющие осваивать как смежные, так и новые профессии. Важным становится умение опережать технологии, смотреть в будущее, что заставляет современных профессионалов быть профессионально мобильными.

Ещё несколько лет назад высокоуважаемое сообщество футурологов заявляло, что к 2020-му году мы будем жить в виртуальном мире. И вот уже сегодня, в 2018 году, в научных кругах серьёзно обсуждается внедрение виртуальных технологий в процесс подготовки профессионалов. По мнению учёных (Р. Курцвейл, Д. Хелбинг, Э. Тоффлер и др. [1]), виртуальная реальность наибольшее применение и пользу может принести в подготовке как раз инженеров нового прогрессивного образца. Система образования располагает необходимыми инструментами для создания условий развития способности к профессиональной мобильности.

Интерес к перемещению, к мобильности человек проявлял уже давно (изобретение транспортных средств, разработка perpetuum mobile). Изучением феномена мобильности занимались и занимаются разные науки. Экономистов интересуют вопросы возвратной миграции, они исследуют причины и трудности, связанные с этим процессом [2]. Социологи вносят большой вклад в изучение мобильности. Так, Дж. Урри, рассматривая социальную мобильность, вводит понятие «систем мобильности» как «комплекса социальных отношений и материальной инфраструктуры, который делает определённый вид перемещения не просто возможным «в принципе», но повторяемым, предсказуемым, доступным широкому кругу людей и объектов» [3, с. 24]. По мнению учёного, любой сбой в системе, выход из строя одного компонента, затрудняет или делает мобильность невозможной. Не обходят стороной изучение мобильности и педагоги. Например, актуализируется проблема обеспечения социокультурной мобильности переводчиков в процессе их профессиональной подготовки [4].

Таким образом, проблема развития способности у будущих инженеров к профессиональной мобильности в процессе их профессиональной подготовки является актуальной. В этой связи целью исследования становится рассмотрение сущностных характеристик «профессиональной мобильности».

Методология. Всё вышесказанное позволяет обозначить развитие способности у будущих инженеров к профессиональной мобильности одной из задач высшего инженерного образования.

Решение проблемы исследования предполагает использование ряда методов исследования. На основе анализа педагогической литературы проведём контент-анализ понятия «профессиональная мобильность», выявим качества, входящие, по мнению современных учёных, в структуру профессиональной мобильности, и соотнесём теоретические данные с эмпирическими.

Результаты. Контент-анализ понятия «профессиональной мобильности» (табл. 1) показал, что современные исследователи, в основном, рассматривают его как готовность и способность или качество личности, отмечают важность освоения нового, необходимость расширения сферы своей профессиональной деятельности. Тем самым они указывают на признаки горизонтальной мобильности, причём восходящей. Это можно объяснить тем, что сегодня стало модным готовить различные проекты. Успех проектной деятельности во многом зависит от слаженности команды, состоящей из нескольких десятков человек. Соответственно, на первый план выходит групповая горизонтальная работа, где важны такие качества, как умение работать в команде, отвечать не только за себя, но и за всю команду.

Таблица 1

Контент-анализ понятия «профессиональная мобильность»

№ Определение понятия Источник Основные элементы понятия

1 2 3 4

1 Система, представленная в виде группы психофизических и социально-психологических качеств личности [5, ^ 90] Панкова Т. Н., Зенина Н. Э. Эмерджентность как свойство профессиональной мобильности современного специалиста // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 3. С. 89-93. система психофизических и социально-психологических качеств

2 Любое перемещение индивидуального или социального объекта... из одного положения в другое [6, ^ 119] Сорокин П. А. Социальная мобильность. М.: Academia: LVS, 2005. 608 с. перемещение объекта из одного положения в другое

3 Возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. Предполагает владение системой обобщённых профессиональных способов и умений эффективно их применять, высокий уровень обобщённых профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии. Выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста [7, ^ 482] Рапацевич Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2010. 702 с. возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность, владение системой обобщённых профессиональных способов, умений, знаний

4 Характеристика личности, предполагающая гибкую ориентацию человека в изменяющихся профессиональных условиях. Способность отбирать необходимую информацию, применять адекватные методы её обработки позволяют специалисту находить оптимальный способ разрешения ситуации, и, как следствие, возможность принимать оптимальные управленческие решения в сфере своей деятельности [8, ^ 31] Широбакина Е. А., Стецен-ко Н. В., Хованская Т. В., Коренева В. В. Деятельностный подход в формировании мобильности студентов вузов // Грани познания. 2017. № 1 (49). С. 31-36. характеристика личности, гибкая ориентация в изменяющихся профессиональных условиях, способность отбирать, обрабатывать информацию, находить оптимальный способ разрешения ситуации, принимать оптимальные управленческие решения

Окончание таблицы 1

1 2 3 4

5 Способность человека к расширению сфер активности в рамках основной (своей) профессии [9, с. 327] Лебедева И. В., Фомина Н. В. Система e-leaming как средство повышения мобильности врачей - педагогов в условиях профессиональной переподготовки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 327-331. способность к расширению сфер активности в профессии

6 Переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую [10, с. 63] Чернякова Н. В. Регулирование статусных барьеров в системе профессиональной мобильности государственных гражданских служащих // Экономика. Социология. Право. 2017. № 1 (5). С. 62-77. переход в другую профессиональную позицию

7 Интегративное качество личности, выражающееся в наличии внутренней установки на самоанализ и саморазвитие [11, с. 93] Палёхина С. В. Профессиональная мобильность курсанта военного вуза // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2017. Т. 2. С. 93-96. интегративное качество, внутренняя установка на самоанализ и саморазвитие

8 Совокупное, интегративное качество личности, сформированное самостоятельно и в рамках образовательных учреждений, объединяющее знания, умения, навыки, профессиональный опыт, позволяющий отвечать профессиональным требованиям рынка труда и развивать карьеру в направлении одной или нескольких профессий [12, с. 171] Сычева В. О. Проблемы формирования профессиональной мобильности бакалавров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17. № 2. С. 170-173. совокупное, интегративное качество, знания, умения, навыки, профессиональный опыт, отвечать требованиям рынка труда, развивать карьеру в направлении одной или нескольких профессий

9 Совокупность динамичных изменений индивида или социальной группы, связанных с перемещением работников в системе общественного разделения труда, в сфере реализации способностей человека [13, с. 458] Гильдингерш М. Г. Мотивация профессиональной мобильности рабочей силы // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1-2. С. 456-460. совокупность динамичных изменений, перемещение в системе труда, в сфере реализации способностей

10 Профессионально-личностное качество, выражающее способность магистранта решать профессиональные задачи в педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой и культурно-просветительской деятельности и его готовность быстро и качественно осваивать смежные виды профессиональной деятельности, адаптируясь в меняющихся условиях образовательного пространства [14, с. 23] Галагузова Ю. Н., Князева О. И. Концептуальные основы формирования профессиональной мобильности магистранта в процессе прохождения практики // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 20-26. профессионально-личностное качество, способность решать профессиональные задачи, готовность быстро и качественно осваивать смежные виды профессиональной деятельности, адаптируясь в меняющихся условиях

11 Способность самостоятельно осваивать новую технику и технологии при сохранении прежнего места работы, изменять профиль работы при сохранении отрасли промышленности или отрасль промышленности при сохранении профиля [15, с. 87] Карелина Н. А. Педагогическая модель формирования профессиональной мобильности студентов техникума как следствие влияния интегративной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 86-90. способность самостоятельно осваивать новую технику и технологии при сохранении места работы, изменять профиль при сохранении отрасли или отрасль при сохранении профиля

12 Готовность и способность работника быстро и эффективно осваивать новую технику и технологии, выполнять новые профессиональные задачи, добывать недостающие знания и умения, обеспечивающие успешность новой профессиональной деятельности [16, с. 3] Стародубцева Л. В. Формирование готовности к социально-профессиональной мобильности у студентов педагогического вуза // Naukarastudent.ru. 2016. No. 12 (036) / [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-rastudent.ru/36/3770/ готовность и способность быстро и эффективно осваивать новую технику, технологии, выполнять новые профессиональные задачи, добывать знания и умения, обеспечивающие успешность новой профессиональной деятельности

Тем не менее, мы считаем, что нельзя преуменьшать важность и профессионального роста. Поэтому нашей исследовательской позиции более близка точка зрения В. О. Сычевой, в которой отражается как горизонтальная, так и вертикальная профессиональная мобильность. С другой стороны, нельзя игнорировать и тот факт, что профессиональная мобильность может быть как восходящей, так и нисходящей (П. А. Сорокин [3]). В этой связи вспоминается философия дауншифтинга, согласно которой человек, который может быть конструктивным, способным к саморазвитию осознанно спускается по социальной лестнице (Ю. А. Клейберг [17]). Таким образом, у нас сложилось своё понимание профессиональной мобильности как готовности и способности перемещаться в рамках одной [вертикальная мобильность] или нескольких профессий [горизонтальная мобильность] для достижения личностно значимых целей [восхождение и нисхождение].

Вполне вероятно, что студенческая и профессиональная мобильность связаны между собой. Чем мобильнее студент, тем восприимчивее и открытее к изменениям будет профессионал. С целью выяснения того, насколько склонны и стремятся к мобильности современные студенты инженерных направлений подготовки, был проведён опрос 47 студентов-бакалавров механических и строительных направлений подготовки 2 курса СибАДИ (табл. 2).

Таблица 2

Результаты опроса студентов СибАДИ инженерных направлений подготовки по выявлению их склонности к мобильности

Вопрос Ответ

Да Нет

1. Сколько раз Вы меняли вуз? 2 % (1 раз), 4 % (3 раза) 94 %

2. Было ли у Вас желание перейти в другой вуз? 30 % 70 %

3. Есть ли у Вас среднее профессиональное образование (колледж, техникум)? 15 % 85 %

4. Сколько раз Вы меняли группу? 9 % (1 раз), 2 % (4 раза) 89 %

5. Было ли у Вас желание перейти в другую группу? 23 % 77 %

6. Принимали ли Вы участие в межвузовских олимпиадах, конференциях, конкурсах? 21 % 17 % 34 % 79 % 83 % 66 %

7. Получаете ли Вы дополнительное образование? 13 % 87 %

8. Если бы у Вас была финансовая возможность, получали ли Вы дополнительное образование? 66 % 34 %

9. Меняли ли Вы форму обучения: очная ^ заочная? 4 % 96 %

10. Было ли у Вас желание сменить форму обучения? 30 % 70 %

11. Брали ли Вы академический отпуск в связи с неспособностью вовремя и успешно сдать экзамены и зачеты? 2 % 98 %

12. Выполняете ли Вы всегда и вовремя домашние задания? 68 % 32 %

Как видно из таблицы 2, подавляющее большинство опрошенных не меняли (94 %) и не испытывали (70 %) желания сменить вуз, равно как и форму обучения. 77 % студентов устраивает их группа, хотя некоторым и приходилось (вынужденно) её менять. Если для развития мобильности постоянно перемещать студентов из группы в группу, с факультета на факультет, то это было бы не только нереальным, но и нецелесообразным. Организация олимпиад, конференций и конкурсов, позволяющих выходить из зоны комфорта и двигаться в поисках нового общения, новых контактов, также для большинства студентов (79, 83, 66 % соответственно) технического вуза на сегодняшний день не является привлекательной. Кроме того, показательным является получение дополнительного образования как одного из видов горизонтальной мобильности, а точнее неполучение его 87 % респондентов, хотя треть (34 %) указывает на недостаток финансовых средств, которые препятствуют реализации этой возможности (что, по-нашему мнению, не является истинной причиной, если учесть низкую стоимость обучения).

Данные опроса, таким образом, подтверждают тот факт, что большая часть будущих инженеров, пройдя половину обучения в вузе, остаётся достаточно инертной, а внеаудиторные мероприятия не мотивируют их к расширению сферы активности.

Анализ качеств, выделенных современными учёными (Т. Н. Панкова, Н. Э. Зенина [5], И. В. Лебедева, Н. В. Фомина [9], С. В. Палёхина [11], М. Г. Гильдингерш [13], Л. В. Стародубцева [16], И. Ю. Кокаева, Ю. С. Ерина, Ю. В. Саханский [18]), необходимых для профессиональной мобильности, показал, что в большинстве перечней присутствуют адаптивность и различные самости.

Несмотря на наличие работ, в которых наряду с восходящей рассматривается и нисходящая вертикальная мобильность, при определении содержания понятия «профессиональная мобильность» учёные закладывают в это понятие успешность профессиональной деятельности. Все указанные исследователями качества, необходимые для этого профессионального перемещения, ассоциируются с «ростом». Это подтверждают данные проведённого нами ассоциативного эксперимента с 52 студентами и 19 преподавателями ФГБОУ ВО «СибАДИ». Согласно полученным данным, ни у одного участника эксперимента ни одно качество профессиональной мобильности (например, адаптивность, социальная подвижность, коммуникативность, способность принимать решения, оптимальные для конкретной ситуации, открытость новому, креативность, склонность к нетрадиционным решениям проблем, потребность в саморазвитии), которые мы выбрали из [5; 9; 11; 13; 16; 18], не вызвало ассоциации «движения вниз». Возможно поэтому, в рассмотренных нами педагогических исследованиях речь идёт о создании условий для развития этих «восходящих» качеств. Например, предлагается усилить профессионально-мобильную направленность [11], проводить конкурсы, курсы повышения квалификации [10], развивать аналитические умения посредством конспектирования [8], развивать самостоятельность и субъектную позицию обучающегося, используя электронное обучение [9] и т. п. Формирование готовности будущих профессионалов к возможной нисходящей профессиональной мобильности, вооружение способами её преодоления упускается из вида.

Выводы. Осмысление проблемы развития профессиональной мобильности у будущих инженеров в ходе теоретического анализа литературы, а также практический опыт работы в инженерном вузе позволили сделать вывод о том, что наряду с развитием вышеуказанных качеств восходящей профессиональной мобильности добавление такого качества, как отсутствие прокрастинации, позволит зафиксировать возможность нисходящей профессиональной мобильности, к которой также, по нашему мнению, должен быть готов выпускник инженерного вуза. Во-первых, потому, что это качество указывает не только на наличие перемен, но и на возможность возникновения препятствий, которые нужно уметь преодолевать. Во-вторых, часть опрошенных систематически не выполняют учебные задачи, с большим опозданием закрывают сессии (таблица 2, вопрос 12), что заставляет нас предположить наличие у них прокрастинации, являющейся препятствием как для студенческой мобильности, так и в формировании у будущих инженеров профессиональной мобильности. В-третьих, открытость к новому, самостоятельность, саморазвитие, способность приспосабливаться к изменениям, креативность, коммуникативность - этими качествами могут обладать люди, для которых иммобильность - это норма. Например, О. Ю. Горелова выяснила, что иммобильные российские преподаватели, которые не меняли своего места работы на протяжении всей трудовой деятельности, склонны к сугубо преподавательской деятельности, их иммобильность не влияет на качество профессиональной деятельности [19, с. 250]. Поэтому развитие этих качеств не всегда способствует профессиональной мобильности.

Справедливости ради следует отметить, что проблемам развития самостоятельности, креативности, коммуникативности, способности приспосабливаться к изменениям и т. п. в процессе обучения в школе и вузе уделяется большое внимание. По данным elibrary.ru, только за последние 10 лет по этому поводу написано десятки тысяч статей. Тем не менее, вопросы, связанные с тем, как подготовить будущих инженеров, автомобилистов, дорожников, мостостроителей к профессиональной мобильности, остаются нерешёнными. Более подробное изучение зависимости между способностью к профессиональной мобильности и уровнем прокрастинации будущих инженеров, и выявление условий его регулирования, на наш взгляд, является перспективным.

Библиографический список

1. Материалы портала «Научная Россия» // Электронное периодическое издание «Научная Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://scientificrussia.ru (дата обращения 28.03.2018).

2. César Enrique VÁSQUEZ VÁSQUEZ Returning Migrants, Assessment Of First Financing Public Policies In Ecuador // Astra Salvensis. 2017. Т. 5. № 10 S1. С. 369-377.

3. Урри Дж. Мобильности ; пер. с англ. А. В. Лазарева, вступ. статья Н. А. Харламова. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012. 576 с.

4. Рябова М. Э. Интегративные процессы как основа повышения качества подготовки переводчиков // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 2 (75). С. 130-135.

5. Панкова Т. Н., Зенина Н. Э. Эмерджентность как свойство профессиональной мобильности современного специалиста // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 3. С. 89-93.

6. Сорокин, П.А. Социальная мобильность ; пер. с англ. М. В. Соколовой ; под общ. ред. В. В. Сапова. М.: Academia: LVS, 2005. 608 с.

7. Педагогика. Современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2010. 702 с.

8. Широбакина Е. А. [и др.] Деятельностный подход в формировании мобильности студентов вузов // Грани познания. 2017. № 1 (49). С. 31-36.

9. Лебедева И. В., Фомина Н. В. Система e-leaming как средство повышения мобильности врачей - педагогов в условиях профессиональной переподготовки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 327-331.

10. Чернякова Н. В. Регулирование статусных барьеров в системе профессиональной мобильности государственных гражданских служащих // Экономика. Социология. Право. 2017. № 1 (5). С. 62-77.

11. Палёхина С. В. Профессиональная мобильность курсанта военного вуза // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2017. Т. 2. С. 93-96.

12. Сычева В. О. Проблемы формирования профессиональной мобильности бакалавров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17. № 2. С. 170-173.

13. Гильдингерш М. Г. Мотивация профессиональной мобильности рабочей силы // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1-2. С. 456-460.

14. Галагузова Ю. Н., Князева О. И. Концептуальные основы формирования профессиональной мобильности магистранта в процессе прохождения практики // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 20-26.

15. Карелина Н. А. Педагогическая модель формирования профессиональной мобильности студентов техникума как следствие влияния интегративной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 86-90.

16. Стародубцева Л. В. Формирование готовности к социально-профессиональной мобильности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Naukarastudent.ru. 2016. No. 12 (036). URL: http://nauka-rastudent.ru/36/3770/.

17. Клейберг Ю. А. Дауншифтинг как мейнстрим девиантного поведения // Пензенский психологический вестник. 2015. № 2 (5). С. 93-103.

18. Кокаева И. Ю., Ерина Ю. С., Саханский Ю. В. Формирование профессиональной мобильности студентов - будущих педагогов в региональной поликультурной образовательной среде // Наука, образование, общество. 2016. № 1 (7). С. 98-105.

19. Горелова О. Ю. Межвузовская мобильность преподавателей российских вузов // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 229-258.

A. V. Kuzyukova,

senior lecturer of the Department of foreign languages, Siberian State Automobile and Highway University, 5 Prospect Mira, Omsk, 644080, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4911-6499 e-mail: kuzyukovaanna@gmail.com M. V. Tsyguleva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of foreign languages Department,

Siberian State Automobile and Highway University, 5 Prospect Mira, Omsk, 644080, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6957-4438 e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com

PROFESSIONAL MOBILITY OF A NEW-GENERATION ENGINEER

Introduction. The article actualizes the problem of developing professional mobility of the students who are pursuing a bachelor's degree in engineering at technical universities. The aim of the article is to reveal the essential features of "professional mobility".

Materials and methods. Content analysis, questionnaire, and qualitative and quantitative interpretation of the results are the methods that were used in the research.

Results. The authors analyze the phenomenon of mobility. They note that a man has been interested in mobility for a long time and different scientists pay attention to it. The authors believe that one of the purposes of higher engineering education should be development of professional mobility. They are conducting a content analysis of the term "professional mobility" found in up-to-date researches. According the results, almost all the definitions represent the features of vertical upward mobility and/or horizontal mobility. The definition given by V.O. Sycheva seems to be the most similar to the authors' concept. Thus, "professional mobility" is considered as readiness and ability to move within one or several occupations to achieve personal significant goals. It is evident to the authors that there exists a relationship between student mobility and professional mobility. That is why the researchers carried out a survey in order to reveal the tendency to mobility among future engineers. 47 second-year bachelors of the Siberian State Automobile and Highway University (SibADI) were the participants. They were offered 12 questions to answer. Interpretation of the results made the authors to establish the fact that the majority of technical students tend to be passive in their study. Moreover, 79 % of students do not take part in contests of any kinds, 83% never exchange information at conferences and 66 % prefer not to participate in competitions. As for the additional education, only 23 % of the respondents are getting it. Different scientists associate the term "professional mobility" with success in professional activity. The most common characteristics that the scientists assign to professional mobility include adaptability, self-dependence, self-knowledge, self-development, self-education capabilities. All of them have only positive, "upward" connotation. This statement was proved by 52 students and 19 teachers of "SibADI". It may explain abundance of papers where teachers are trying to provide conditions to develop the characteristics mentioned above.

Conclusions. It has been noticed that there is no such ability as lack of procrastination among the professional mobility characteristics. The suggestion to include it into the list of the essential characteristics is substantiated by the following. First, lack of procrastination implies overcoming obstacles that you may come across. Secondly, adaptable, self-dependent, self-developing, self-studying, creative, communicative, and open-minded people can be immobile and their immobility does not affect the quality of their professional activity. Thirdly, a lot of students (68%) do not systematically cope with their learning tasks; pass their tests and examinations with great delay. All this suggests that there is dependence between ability to professional mobility and the level of procrastination of future engineers.

Keywords: mobility, professional mobility, characteristics of professional mobility, new-generation engineer, passivity, procrastination.

References

1. Materialy portala «Nauchnaja Rossija» [Scientific Russia website materials. Electronic periodical "Scientific Rissia".] Available at: http://scientificrussia.ru (Accessed 28.03.2018).

2. César Enrique VÁSQUEZ VÁSQUEZ Returning Migrants, Assessment Of First Financing Public Policies In Ecuador. Astra Salvensis, 2017, t. 5, no 10 S1, pp. 369 - 377.

3. Urri Dzh. Mobil'nosti ; per. s angl. A.V. Lazareva, vstup. stat'ya N.A. Harlamova [The mobility]. Moscow, Praksis Publ. and consulting group, 2012. 576 p. (In Russ.).

4. Ryabova M. E. Integrative processes as a basis for improving quality training among translators. Integracija obrazovanija. 2014, t. 18, no. 2 (75), pp. 130-135. (In Russ.).

5. Pankova T. N., Zenina N. E. Emergence as a quality of a contemporary specialist's professional mobility. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija, 2017. Vol. 3. pp. 8993. (In Russ.).

6. Sorokin P. A. Social'naja mobil'nost' [The social mobility]. Moscow, Academia: LVS, 2005. 608 p. (In Russ.).

7. Pedagogika. Sovremennaya ehnciklopedija [Pedagogics. Modern encyclopedia]. Minsk: Sovremennoe slovo, 2010. 702 p. (In Russ.).

8. Shirobakina E. A., Stecenko N. V., Hovanskaya T. V., Koreneva V. V. Activity approach in formation of professional mobility of university students. Grani poznanija. 2017. Vol. 1 (49). pp. 31-36. (In Russ.).

9. Lebedeva I. V., Fomina N. V. E-learning system as a means of increasing the mobility of doctors-teachers in the midst of retraining. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017. Vol. 1-2. pp. 327331. (In Russ.).

10. Chernyakova N. V. Regulation of the status barriers in the professional mobility of public civil servants. Ekonomika. Sociologija. Pravo. 2017. Vol. 1 (5). pp. 62-77. (In Russ.).

11. Palyohina S. V. Professional mobility of the higher military educational institution cadet. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. 2017. Vol. 2. pp. 93-96. (In Russ.).

12. Sycheva V. O. Problems of formation of bachelors' professional mobility. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology. 2017. Vol. 17. no 2. pp. 170-173. (In Russ.).

13. Gil'dingersh M.G. Motivation of professional labor mobility. Vestnikfakul'teta upravleniya SPbGEU. 2017. Vol. 1-2. pp. 456-460. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Galaguzova Yu. N., Knyazeva O. I. Conceptual bases of professional mobility of master's degree students during internship. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017. Vol. 8. pp. 20-26. (In Russ.).

15. Karelina N. A. Pedagogical model of formation of professional mobility of college students as a result of the influence of the integrated educational environment. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017. Vol. 5 (66). pp. 86-90. (In Russ.).

16. Starodubceva L.V. Formirovanie gotovnosti k social'no- professional'noj mobil'nosti u studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of social and professional mobility of students of pedagogical university. Naukarastudent.ru.] Available at http://nauka-rastudent.ru/36/3770/ (Accessed 28.03.2018).

17. Klejberg Yu. A. Downshifting as a mainstream deviant behavior. Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Penzenskij psihologicheskij vestnik. 2015. Vol. 2 (5). pp. 93-103. (In Russ.).

18. Kokaeva I. Yu., Erina Yu. S., Sahanskij Yu. V. Formation of professional mobility of students - future teachers in the regional multicultural educational environment. Nauka, obrazovanie, obshchestvo. 2016. Vol. 1 (7). pp. 98105. (In Russ.).

19. Gorelova O. Yu. Cross-university mobility of university teaching staff in Russia. Voprosy obrazovanija. 2016. Vol. 2. pp. 229-258. (In Russ.).

Поступила в редакцию 4.04.2018 © А. В. Кузюкова, М. В. Цыгулева, 2018

Авторы статьи:

Анна Викторовна Кузюкова, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 644080, Омск, пр. Мира, 5, e-mail: kuzyukovaanna@gmail.com Маргарита Викторовна Цыгулева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 644080, Омск, пр. Мира, 5, e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com Рецензенты:

И. А. Дегтярева, кандидат педагогических наук, зам. директора, Омский областной колледж культуры и искусства. Е. М. Щеглова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Омская академия МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.