Научная статья УДК: 008.009
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-1-69-75
Исторические науки
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЭКСКУРСОВОДОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Яна Николаевна Николюк
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, ynnagovitsina@mail.ru
Аннотация. При современных процессах интеграции обществу нужны специалисты, компетентные в разнообразной деятельности: профессиональной, общественной, социальной и культурной. Настоящее исследование посвящено научной проблеме - роли профессиональной культуры в формировании профессиональных качеств экскурсовода. На основе анализа зарубежной и отечественной научной литературы по вопросам культуры рассмотрены подходы к определению понятия «профессиональная культура», выявлены присущие ей свойства. Основной акцент исследования сделан на определении влияния профессиональной культуры в формировании профессиональных компетенций экскурсовода.
Ключевые слова: культура, профессиональная культура, профессиональные качества, экскурсовод, Республика Татарстан
Для цитирования: Николюк Я.Н. Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств экскурсоводов (на примере Республики Татарстан) // Наследие и современность. 2023. Т. 6. № 1. С. 69-75. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-1-69-75
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Николюк Я.Н., 2023 © Наследие и современность, 2023
ISSN 2619-0214 (Print)
69
Original article Historical Sciences
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-1-69-75
PROFESSIONAL CULTURE AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF GUIDES (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
Yana N. Nikolyuk
Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia, ynnagovitsina@mail.ru
Abstract. In modern integration processes, society needs specialists competent in a variety of activities: professional, social, social and cultural. This study is devoted to the scientific problem - the role of professional culture in the formation of the guides' professional skills. Based on the analysis of foreign and domestic scientific literature on cultural issues, approaches to the definition of the concept of "professional culture" were considered, its inherent properties were identified. The main emphasis of the study is on determining the influence of professional culture in the formation of professional competencies of the guide.
Keywords: culture, professional culture, professional skills, guide, Republic of Tatarstan
For citation: Nikolyuk Ya.N. Professional culture and its role in the formation of professional skills of guides (on the example of the Republic of Tatarstan). Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(1):69-75. (In Russ.). https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-1-69-75
Результативность профессиональной деятельности во многом зависит от того, в какой степени специалист оценивает морально-нравственные стандарты определенной профессиональной среды. Это влияет как на роль профессиональной культуры, так и на ее ценность. В данном контексте профессиональная культура рассматривается как основной фактор становления и развития профессиональных качеств специалиста.
В зарубежных и отечественных исследованиях, посвященных различным сторонам культуры, представлены сходные определения термина «профессиональная культура». По мнению Э. Фрейдса, профессиональная культура - совокупность ценностей и убеждений, разделяемых одной группой людей [1]. По определению Э. Хойле и М. Уоллес, профессиональная культура - индикатор группы людей с одинаковой точкой зрения на взгляды в сфере деятельности [2]. Профессиональная культура по Н.А. Бердяеву - совокупность норм, правил и моделей поведения людей [3]. А.И. Кравченко полагает, что профессиональная культура - культура, которая содержит в себе совокупность специальных теоретических знаний и умений, связанных с конкретным видом труда [4].
© Nikolyuk Ya.N., 2023 © Heritage and Modern Times, 2023
Исходя из анализа научной литературы по вопросу определения термина «профессиональная культура», можно сделать вывод, что данный термин многоплановый и многосоставной. Во-первых, профессиональная культура - часть общей культуры общества. Во-вторых, профессиональная культура характеризует степень овладения конкретным специалистом профессиональными теоретическими знаниями и практическими умениями. Эти компетенции необходимы специалисту для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, в основе которой сформированная система ценностей и этических ориентиров.
Профессиональную культуру определяют характерные для нее качества.
1. Комплексность. Профессиональная культура - часть общей культуры.
2. Общественность. Профессиональная культура имеет общественное значение.
3. Активность. Профессиональная культура формирует и развивает личностные качества специалиста.
4. Постоянность. Профессиональная культура способствует постоянному самосовершенствованию специалиста в своей профессиональной деятельности.
5. Индивидуальный характер. Полученные в процессе профессионального обучения компетенции удовлетворяют индивидуальные потребности конкретного специалиста в выполнении профессиональной деятельности и осуществлении профессионального роста.
В основе профессиональной культуры экскурсовода - компоненты ее деятельности. При ее характеристике в первую очередь нужно принимать во внимание отношение экскурсовода к своей деятельности. Отношение к деятельности определяют цели, которые экскурсовод ставит перед собой, а также способность решать профессиональные задачи, и в целом уровень владения своей профессией.
Рассматривая основные компоненты деятельности экскурсовода, нами выделены три главных группы профессиональных качеств: интеллектуальные, ориентированные на профессиональный рост, реферативные.
Первая группа качеств определяет уровень профессионального мастерства, в первую очередь, способность доступно и интересно доносить до экскурсантов содержание экскурсии. Результат определяют такие свойства личности экскурсовода как: профессиональная и общая эрудированность, хорошая память, грамотная и чистая речь, приятный голос.
Ко второй группе качеств относится мотивация в получении высоких результатов в профессиональной деятельности. Результат определяют следующие личностные свойства: стремление к саморазвитию и приобретению новой информации, коммуникабельность, высокая стрес-соустойчивостью, самоконтроль.
Третья группа качеств - характерная для каждого конкретного экскурсовода техника проведения экскурсии. Техника проведения экскурсии определяется представлениями экскурсовода, кто для него экскурсанты:
безучастные созерцатели и слушатели, личности со своими интересами и взглядами, нуждающиеся в побуждении к действию, равные участники экскурсии. Среди коммуникативных качеств в профессиональной деятельности экскурсовода важны социальная компетентность и способность к кооперации.
Формирование всех групп профессиональных качеств экскурсовода происходит в процессе получения профессионального образования. Как подчеркивал основоположник теории экскурсионной деятельности в России Б.В. Емельянов: «Формирование кадров туристско-экскурсионной организации - процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов» [5].
Становление системы подготовки специалистов для проведения экскурсий по Республике Татарстан началось в 1964 году. Выполняя постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС, касающиеся развития туристской и экскурсионной деятельности в СССР, при Казанском экскурсионном бюро (с 1970 года Казанское бюро путешествий и экскурсий) начали работать курсы по подготовки экскурсоводов [6].
На курсы принимались лица с высшим и неполным высшим образованием, студенты старших курсов университетов и институтов, а также учащиеся техникумов и училищ. Учебный процесс организовывался без отрыва от работы и учебы, в вечернее время суток. Учебный план курсов включал в себя: лекции по темам, освещаемым на экскурсиях (решения ЦК КПСС, история, архитектура), методические и практические занятия.
Значительную роль в формировании профессиональных качеств специалистов экскурсионной сферы Татарской АССР играла регулярная и систематическая работа экскурсоводов в специальных объединениях -методических секциях. В работах секций практикующими экскурсоводами осваивался новый материал экскурсий, обсуждались и разрабатывались новые экскурсионные маршруты, происходил обмен опытом [7]. Формированию профессиональных качеств экскурсоводов Татарской АССР также способствовали выезды сотрудников Казанского экскурсионного бюро в регионы СССР. Выезды преследовали собой цель познакомиться с организацией экскурсионного дела в других городах и обменяться опытом с коллегами [8]. Контролируемая со стороны государства система подготовки и переподготовки специалистов в экскурсионной деятельности привела к тому, что школа экскурсоводов Татарской АССР считалась одной из лучших в СССР. С распадом СССР система перестала существовать.
Возрождению системы подготовки экскурсоводов в Республике Татарстан способствовало 1000-летие Казани. Планировалось, что в дни праздничных мероприятий Казань посетит более 7000 официально при-
глашенных гостей. В связи с этим актуальным стал вопрос подготовки высококвалифицированных экскурсоводов.
В мае 2004 года решением Ученого Совета Казанского государственного университета с целью разработки и реализации учебных программ дополнительного образования был создан Учебный центр дополнительных образовательных услуг исторического факультета [9]. Одним из направлений деятельности центра стали курсы по подготовке экскурсоводов.
При составлении учебного плана дополнительной образовательной программы «Курсы экскурсоводов "1000-летие Казани"» был учтен опыт советской системы подготовки экскурсоводов. Лекционный материал состоял из занятий по истории Татарстана и Казани, культуре, архитектуре, методики экскурсионной деятельности. Программа также предусматривала практические занятия и учебно-методические экскурсии. Новым в системе обучения экскурсоводов стало включение лекций по основам религий и презентации религиозных объектов экскурсантам.
Деятельность Учебного центра Казанского государственного университета в 2022 продолжает Центр развития компетенций «ипгуегеит+» Казанского (Приволжского) федерального университета. Обучение слушателей осуществляется по дополнительной образовательной программе повышения квалификации «Экскурсовод» объемом 170 часов [10]. Программа состоит из лекционных и практических занятий. Лекции включают в себя материал экскурсионных тематик: исторический, искусствоведческий, конфессиональный. Практические занятия предусматривают закрепление теоретического материла в музее-заповеднике «Казанский Кремль», Богородицком монастыре, Татарской слободе.
Отличительной особенностью подготовки экскурсоводов в Татарстане на современном этапе, как и в России в целом, является отсутствие централизованной системы. Законодательные и нормативно правовые акты республики не определяют, какие учреждения могут заниматься подготовкой экскурсоводов. Также юридически не регламентировано содержание учебных программ, количество часов, формы контроля знаний и итоговой аттестации.
Помимо Центра развития компетенций «ипгуегеит+» Казанского (Приволжского) федерального университета, подготовкой экскурсоводов занимается частное учреждение дополнительного профессионального образования «ФестКом». Программа «Гид-экскурсовод» в количестве 120 часов, за исключением раздела по истории, археологии и архитектуре Казанского Кремля, содержательно совпадет с программой «Экскурсовод» Центра развития компетенций «ипгуегеит+» [11].
Несмотря на отсутствие централизованной системы подготовки экскурсоводов, в ведении правительства Татарстана находятся вопросы повышения квалификации работников экскурсионной индустрии. С 2015 года Государственный комитет Республики Татарстан по туризму организует
учебно-методические семинары. Семинары включают в себя лекции по расширению и углублению фактического материала знаний, а также компетентное освещение актуальных вопросов сферы туризма в Татарстане.
Каждая профессия требует от специалиста определенных знаний, умений и навыков. Формируемая в процессе обучения на курсах по подготовке экскурсоводов профессиональная культура влияет на становление профессиональных качеств работников экскурсионной деятельности. В свою очередь, профессиональные качества экскурсоводов проявляются в трудолюбии, компетенции, чистой и грамотной речи, непринужденном общении с экскурсантами и любви к своей работе.
Литература
1. Friedson E. Professionalism: the third logic. London: Polity Press, 2001. P. 13.
2. Hoyle E., Wallace M. Educational leadership: ambiguity, professionals and manageri-alism. London: Sage, 2005. P. 21.
3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т. 1. М.: Искусство, 1994. 525 с.
4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов - 4-е изд. М.: Акад. проект, 2003. 30 с.
5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007. 189 с.
6. НА РТ, Ф. 1110, Оп. 3, д. 6, Л. 3.
7. НА РТ, Ф. 1110, Оп. 3, Д. 7, Л. 1.
8. НА РТ, Ф. 1110, Оп. 3, Д. 40, Л. 5, 7.
9. Учебный центр Института истории: сайт Казанского федерального университета [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/ino/struktura/strukturnye-podrazdeleniya/uchebnyj-centr-instituta-istorii-
6288.html#:~:text=В%20мае%202004%20Г0да%20Ученый,избранных%20учащимися%20 в%20качестве%20основных (дата обращения 13.11.2022).
10. Об открытии дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Экскурсовод» в 2022/2023 учебном году [Текст]. Приказ от 19 октября 2022 г. № 01-03/1420. 2022. 1 с.
11. Программа курса «Гид-экскурсовод»: сайт Учебного центра «ФестКом» [Электронный ресурс]. URL: https://festcom.pro/course/21/113/ (дата обращения 13.11.2022).
References
1. Friedson E. Professionalism: the third logic. London: Polity Press, 2001. P. 13.
2. Hoyle E., Wallace M. Educational leadership: ambiguity, professionals and manageri-alism. London: Sage, 2005. P. 21.
3. Berdyaev N.A. Filosofiya tvorchestva, kul'tury i iskusstva. V 2-kh tomakh. T. 1. M.: Is-kusstvo, 1994. 525 s.
4. Kravchenko A.I. Kul'turologiya: ucheb. posobie dlya vuzov - 4-e izd. M.: Akad. proekt, 2003. 30 c.
5. Emel'yanov B.V. Ekskursovedenie. M.: Sovetskii sport, 2007. 189 c. 6. NA RT, F. 1110, Op. 3, d. 6, L. 3.
7. NA RT, F. 1110, Op. 3, D. 7, L. 1.
8. NA RT, F. 1110, Op. 3, D. 40, L. 5, 7.
9. Uchebnyi tsentr Instituta istorii: sait Kazanskogo federal'nogo universiteta [El-ektronnyi resurs]. URL: https://kpfu.ru/ino/struktura/strukturnye-podrazdeleniya/uchebnyj-
œntr-instituta-istorii-6288.html#:~:text=V%20mae%202004%20goda%20Uchenyi, izbran-nykh % 20uchashchimisya%20v%20kachestve%20osnovnykh (data obrashcheniya 13.11.2022).
10. Ob otkrytii dopolnitel'noi obrazovatel'noi programmy povysheniya kvalifikatsii «Ek-skursovod» v 2022/2023 uchebnom godu [Tekst]. Prikaz ot 19 oktyabrya 2022 g. № 0103/1420. 2022. 1 s.
11. Programma kursa «Gid-ekskursovod»: sait Uchebnogo tsentra «FestKom» [El-ektronnyi resurs]. URL: https://festcom.pro/course/21/113/ (data obrashcheniya 13.11.2022).
Сведения об авторе Николюк Яна Николаевна, преподаватель кафедры Всемирного культурного наследия Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Россия. E-mail: ynnagovitsina@mail.ru
Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 10.02.2023. Одобрена после рецензирования: 20.02.2023.
Принята к публикации: 01.03.2023. Опубликована: 15.04.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Yana N. Nikolyuk, lecturer at the Department of World Cultural Heritage of the Institute of International Relations of Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia. E-mail: ynnagovitsina@mail.ru
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: 10.02.2023. Approved after peer reviewing: 20.02.2023. Accepted for publication: 01.03.2023. Published: 15.04.2023.
The author has read and approved the final manuscript.