Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность спортивного судьи (на примере судьи по баскетболу)'

Профессиональная компетентность спортивного судьи (на примере судьи по баскетболу) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / СПОРТИВНЫЙ СУДЬЯ ПО БАСКЕТБОЛУ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE MODEL / THE COMPETENCE / SPORTS REFEREE BASKETBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махлин Антон Павлович

This article discusses the composition and content of professional competence of sports judges, particularly judges in basketball. Given the author’s competence model sports a judge of basketball.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence of judges sport (for example, the judge’s Basketball)

This article discusses the composition and content of professional competence of sports judges, particularly judges in basketball. Given the author’s competence model sports a judge of basketball.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность спортивного судьи (на примере судьи по баскетболу)»

А. П. Махлин. Профессиональная компетентность спортивного судьи (на примере судьи по баскетболу)

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 796.323

А. П. Махлин

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПОРТИВНОГО СУДЬИ (НА ПРИМЕРЕ СУДЬИ ПО БАСКЕТБОЛУ)

В статье рассматривается состав и содержание профессиональной компетентности спортивного судьи, в частности судьи по баскетболу. Приведена разработанная автором компетентностная модель спортивного судьи по баскетболу.

This article discusses the composition and content of professional competence of sports judges, particularly judges in basketball. Given the author's competence model sports a judge of basketball.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностная модель, компетенции, спортивный судья по баскетболу.

Keywords: professional competence, competence model, the competence, sports referee basketball.

Компетентностный подход широко обсуждается на страницах педагогической печати. В частности говорится о наборе так называемых ключевых компетенций (познавательных, информационных, общественных и др.) как основы для построения учебных планов и программ общего и профессионального образования. Задачей нашего исследования является изучение профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, в частности спортивных судей по баскетболу.

В целом профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту включает систему общих и специальных знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности; экономико-управленческую и правовую подготовку, сформированное целостное профессиональное мышление и сознание, обусловливающие успешность творческой профессиональной деятельности.

Несмотря на большое разнообразие трактовок понятия «профессиональная компетентность», общепризнанными являются следующие ее сущностные характеристики:

© Махлин А. П., 2011

- эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность;

- владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами;

- интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.

Компетентность специалиста проявляется в профессиональной деятельности и профессиональном общении и, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности и общения в процессе этой деятельности. Конкретный выбор указанных показателей определяется сущностью профессиональной деятельности, ее содержанием [Бондарь А. А. Особенности подготовки баскетболистов к соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011. № 3(73). С. 14-16; Ерофеев С. Д. Критерии отбора и функциональной подготовки баскетбольного арбитра / Полиев-ский С. А., Костикова Л. В., Ерофеев С. Д., Давыдов М. А. // Теория и практика физ. культуры. 2001. № 11. С. 53-55]. Для формирования профессиональной компетентности спортивных судей в процессе подготовки и повышения квалификации судейского состава по баскетболу нами разработана компетентностная модель профессиональной деятельности спортивного судьи (на примере баскетбола) на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация «магистр»), Положения о спортивных судьях, квалификационных требований к спортивным судьям по баскетболу, результатов анкетирования специалистов и включает в себя:

- информационные компетенции, которые предполагают поиск, отбор и структурирование предметной информации с использованием информационных и коммуникационных технологий;

- коммуникативные компетенции, которые включают установление конструктивных взаимоотношений и организацию взаимодействия между участниками соревновательного процесса: способность понимать особенности личности человека, его эмоциональный настрой, способность вербального общения (привлечение внимания,

Теория и методика физической культуры

установление психологического контакта, управление общением, установление эмоциональных обратных связей);

- организационно-управленческие компетенции, которые связаны с анализом, планированием и прогнозированием профессиональной деятельности, относятся к сфере разработки и принятия разнообразных управленческих решений, выполнения конкретных профессиональных действий;

- научно-исследовательские компетенции, которые связаны с решением познавательных задач в сфере профессиональной деятельности, поиском нестандартных решений - они обеспечивают способность человека к творческой деятельности;

- профессиональные компетенции, которые связаны со способностью осуществлять все виды профессиональной деятельности.

Для формирования профессиональной компетентности спортивных судей и реализации ком-петентностной модели нами разработан учебный

курс для подготовки и повышения квалификации судейского состава по баскетболу. В рамках данного учебного курса выделены пять модульных блоков:

- модульный блок аналитико-прогностичес-кий, формирующий знания нормативных методов и основ организации проведения спортивных мероприятий, умения формулировать проблемы и использовать творческие пути их решения;

- модульный блок организационно-управленческий, формирующий знания и умения в области организации физкультурно-спортивных мероприятий, знания и умения принятия управленческих решений в ходе соревновательного процесса;

- модульный блок коммуникативный, формирующий знания в области психологии личности и группы и умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с участниками соревновательного процесса;

- модульный блок информационный, формирующий знания и умения использовать инфор-

_Информационные компетенции_

- знание и использование информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности_

- знание нормативных методов организации и проведения спортивных мероприятий и умение применять их на практике_

- умение работать с программными средствами профессионального назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка программных средств_

- умение воспринимать новую информацию и использовать ее в своей профессиональной деятельности _Коммуникативные компетенции_

- знания в области психологии личности и группы, конфликтологии, социологии_

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с участниками соревновательного процесса_

- умение выбрать и реализовать стиль общения, понятный участникам соревновательного процесса_

- умение целенаправленно поддерживать эмоциональный настрой участников соревновательного процесса

- умение предвосхищать, констатировать и регулировать межличностные конфликты_

_Организационно-управленческие компетенции_

- знания в области логики и закономерностей развития коллективной деятельности, теории целеполагания, основ организации физкультурно-спортивных мероприятий_

- владение технологией (алгоритмом) принятия управленческих решений_

- умение анализировать ситуации и применять имеющиеся знания для принятия необходимых решений

- умения планировать систему соревнований_

- умение мгновенно принять решение в сложной ситуации_

- умение работать в группе и принимать коллективное решение_

_Научно-исследовательские компетенции_

- обладание высоким уровнем знаний о выполняемых научных исследованиях в области физической культуры и спорта (новейшими теориями, методами и технологиями)_

- умение формулировать проблемы и использовать творческие пути их решения_

- умение работать с литературными источниками, проводить практическое экспериментальное исследование,

внедрять полученные результаты в практику соревновательного процесса_

_Профессиональные компетенции_

- знание правил соревнований по баскетболу_

- знание общих требований для судей международной категории по баскетболу_

- умение организовывать, проводить и судить соревнования по баскетболу_

- умение одновременно следить за многими объектами и моментами на игровой площадке во время спортивного соревнования по баскетболу_

Г. В. Ковязина. Методические подходы к совершенствованию физической реабилитации.

мационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности;

- модульный блок профессиональный, формирующий знание общих требований для судей международной категории по баскетболу и умение организовывать, проводить и судить соревнования по баскетболу.

При проектировании прогностической модели процесса повышения квалификации судейского состава по баскетболу в качестве стратегической ориентации была избрана рассмотренная выше компетентностная модель судьи по баскетболу. Целевую основу составило создание моти-вационного пространства, инициирующего индивидуальную деятельность слушателей курсов повышения квалификации, и оказание им помощи в выработке индивидуальной траектории самообразования как условия совершенствования их профессиональной компетентности.

В рамках разработанного курса слушатели выполняют следующие задачи:

1. Правильное определение и формулировка цели и особенностей решения задач судейства.

2. Составление вероятностной программы действий в предполагаемых условиях соревнования.

3. Специальная подготовка к встрече с соревновательно-судейскими препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнения в их преодолении.

4. Предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний.

5. Отбор и использование способов и средств сохранения психологического равновесия к началу соревнования и его восстановление в ходе соревновательного процесса.

Разработанный нами учебный курс учитывает задачи модернизации профессионального образования на основе компетентностного подхода, мнения экспертов о составе профессиональной компетентности спортивного судьи, в частности судьи по баскетболу, квалификационные требования к спортивным судьям по баскетболу.

УДК 615.825:616

Г. В. Ковязина

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ ПАЦИЕНТОВ

Статья посвящена актуальной проблеме анализа причин низкой эффективности физической реабилитации постинсультных пациентов в поздних периодах заболевания и обоснованию педагогических подходов к ее совершенствованию.

The article is devoted to the actual problem of pedagogical approaches to development of methods of post-stroke patients' physical rehabilitation, to the analysis of the causes of inefficient physical rehabilitation process in the late periods of disease.

Ключевые слова: инсульт, физическая реабилитация, поздний период физической реабилитации, причины низкой эффективности физической реабилитации.

Keywords: insult, physical rehabilitation, methods of physical rehabilitation, periods of physical rehabilitation.

Высокая распространенность сосудистых поражений головного мозга, из которых острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт) занимает особое место, делает их наиболее актуальными проблемами современной неврологии. Летальность исхода при инсульте в Российской Федерации составляет 21,4%, а инвалидизация после перенесенного инсульта достигает в среднем 3 человека на 10 000 населения [1]. Частота развития инсультов в молодом возрасте в настоящее время колеблется от 3 до 23 случаев на 10 000 населения, и тенденция к увеличению количества таких заболеваний продолжает иметь место [2]. Данное заболевание и его профилактика являются на сегодня наиболее актуальными медицинскими, социальными и психолого-педагогическими проблемами, а реабилитация пациентов после перенесенного инсульта имеет государственное и социально-экономическое значение.

По данным Л. И. Анисимовой [3] и О. В. Панина [4], трудоспособность и социальная активность восстанавливается у 15-20% постинсультных пациентов, у 30% сохраняются стойкие ре-зидуальные изменения, а 50% таких больных нуждаются в организации особой системы реабилитации до конца жизни, причем высокий процент инвалидизации постинсультных пациентов обусловлен прежде всего полной или частичной утратой двигательной активности [5].

© Ковязина Г. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.