Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность конкурентоспособного специалиста: сущность, содержание, направления развития'

Профессиональная компетентность конкурентоспособного специалиста: сущность, содержание, направления развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БИЛИНГВАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION''S COMMUNICATION COMPETENCE / FUTURE SPECIALIST / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETITIVENESS / VOCATIONAL TRAINING / MULTILINGUAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич

Актуализируется проблема развития профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях высшей школы в России с позиций его конкурентоспособности в общеевропейском и в мировом образовательном пространстве. Намечены перспективные направления исследований в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A COMPETITIVE SPECIALIST: ESSENCE, CONTENT AND TRENDS OF DEVELOPMENT

This article analyzses the problem in the development of the professional competence of future specialists in Russian secondary schools from the position of thier competitiveness in a global world. Also noted are perspective directions of research in this the field.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность конкурентоспособного специалиста: сущность, содержание, направления развития»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

TRAINING AND EDUCATION PROBLEMS IN SCHOOL AND INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

УДК 37+374+152

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Гагарин А.В.

Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте РФ, Москва

THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A COMPETITIVE SPECIALIST: ESSENCE, CONTENT AND TRENDS OF DEVELOPMENT

Gagarin А.

International Institute of Public Service and Administration of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the

Russian Federation, Moscow

Актуализируется проблема развития профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях высшей школы в России с позиций его конкурентоспособности в общеевропейском и в мировом образовательном пространстве. Намечены перспективные направления исследований в указанной сфере.

Ключевые слова: будущий специалист, профессиональные компетенции,

конкурентоспособность, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, билингвальная компетентность, мультилингвальная компетентность.

This article analyzses the problem in the development of the professional competence of future specialists in Russian secondary schools from the position of thier competitiveness in a global world. Also noted are perspective directions of research in this the field.

Key words: future specialist, professional competence, competitiveness, vocational training, professional competence, information's communication competence, multilingual competence.

Компетентный = конкурентоспособный специалист с высшим профессиональным образованием есть неотъемлемая составляющая социального капитала страны, ее стратегический ресурс и ключевой субъект успешного развития экономической отрасли. Вступление России в Болонский процесс, направленное на повышение конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, обусловило необходимость коренной модернизации («ломки») системы высшего профессионального образования, прежде всего, в

направлении подготовки такого рода специалиста. Большую значимость при этом приобретает необходимость развития профессиональных компетенций будущего конкурентоспособного специалиста как процесса, направленного на реализацию «новых» (компетентностно-ориентированных) научных подходов, концептуальных идей в соответствии с актуальными и перспективными запросами общества, вузов, самих обучающихся. В этой связи в предлагаемой работе актуализируются проблемы развития профессиональных компетенций будущего специалиста в условиях высшей школы в России с позиций его конкурентоспособности в общеевропейском и в мировом образовательном пространстве. Намечены перспективные направления исследований в указанной сфере.

В плане сказанного необходимо, прежде всего, отметить, что произошедшие и происходящие изменения в период образовательных реформ обострили ряд проблем, связанных с внедрением трех поколений ФГОС ВПО, с переходом на трехуровневую систему высшего образования (бакалавриат-магистратура-аспирантура), с изменением условий функционирования вузов, когда ключевыми критериями их эффективности стали не только уровень доходов, количество иностранных студентов, цитируемость научных трудов в международных информационных системах, но и «конвертируемость» полученных выпускниками профессиональных компетенций в мире.

С учетом сказанного, в проблемном поле эффективного развития личности конкурентоспособного специалиста следует выделить, на наш взгляд, следующие актуальные для дальнейшей научно-прикладной разработки направления[1, 2].

1. Выявление основных тенденций становления и развития системы подготовки конкурентоспособных в мировом пространстве глобализации (в целом, и в частности в пространстве СНГ и ЕС) = «компетентных» специалистов в отечественной и зарубежной научной теории и практике; сравнительноконструктивный анализ, систематизация и интеграция различных научных подходов к проблеме развития системы высшего профессионального образования. И в данном случае акцентировать внимание, во-первых, на различные периоды в развитии системы профессиональной в высшей школе. Во-вторых, на особенности подготовки такого рода кадров за рубежом (прикрепление к преподавателям-менторам, докторантуры; специальные образовательные программы «Европейский Докторант» и др.).

2. Изучение внешних и внутренних детерминант, обусловливающих

направления развития системы подготовки специалистов в период «новой волны» образовательных реформ. И в данном случае следует обратить внимание, во-первых, на внешнюю детерминацию (требования к подготовке со стороны мировой образовательной практики; государства; психологической,

педагогической и акмеологической науки; вузов) и внутреннюю детерминацию (потребность преподавателя обладать системой компетенций, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность); во-вторых, на

обоснование соответствующих требований к системе профессиональной подготовки на современном этапе: эволюционность и/или революционность, инновационность, интегративность, информационность, наблюдаемость и др.

3. Разработка концептуальных оснований развития системы подготовки специалистов в системе высшей школы (в теоретико-методологическом, технологическом и методическом аспектах), практическая реализация которых позволит подготовить личность к эффективной деятельности в современных условиях. В данном случае следует, во-первых, определить и раскрыть актуальные цели и задачи системы профессиональной подготовки; разработать и предложить технологии, обеспечивающие совершенствование данной системы. Во-вторых, расширить интегративный аспект сущности, содержания и структуры процесса профессиональной подготовки. Соответственно разработать категориальные и сущностные аспекты подготовки специалиста на всех ступенях высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и критерии и показатели оценки ее эффективности; совокупность ее видов (психолого-акмеологическая, психолого-педагогическая, социально-экономическая, информационно-технологическая, лингвистическая (языковая)),

соответствующую ее детализированной структуре. В-третьих, разработать системообразующие принципы организации профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов («опережающего обучения»), направленной на подготовку их априори к работе в новых условиях развития экономики и народного хозяйства; компетентностного представления результата высшего образования на основе «индивидуального образовательного маршрута», разработанного с учетом «интернациональной конвертируемости» полученного результата; интеграции потенциала науки, образования и экономики. В-пятых, определить совокупность соответствующих условий и факторов эффективности рассматриваемого процесса.

5. Определение сущности, структуры и содержания профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста как основного образовательного результата его профессиональной подготовки. В этой связи следует акцентировать внимание, прежде всего, на дальнейшей комплексной, системной научной проработке и расширении содержания дефиниции «профессиональная компетентность личности» с учетом современных требований, которая рассматривается сегодня, как правило:

— в «формате» результата профессиональной подготовки как «набор» общекультурных и профессиональных компетенций;

— в «личностном формате» как интегральная характеристика личности, основанная на единстве мотивационно-ценностных; индивидуальнопсихологических (способности и профессионально-значимые качества); когнитивных (знания), аффективных (эмоциональное отношение), конативных (поведение, проявляющееся в виде стиля деятельности; педагогических умений и навыков, педагогической техники) компонентов, проявляющихся в уровне освоения преподавателем соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.

В плане расширения содержания данного понятия можно предложить в качестве перспективы дальнейшую разработку и рассмотрение данного феномена:

— как акмеологического, развитие и саморазвитие которого определяется не столько содержанием того или иного вида профессиональной деятельности, сколько личностным потенциалом развития качественного изменения личности в плане повышения собственной эффективности как конкурентоспособного специалиста (а рассматриваемый процесс профессиональной подготовки как непрерывное совершенствование у преподавателей соответствующих способностей и качеств (ф компетенций?), позволяющих эффективно решать профессиональные задачи);

— как системно-функционального, представленного соответствующими личностными функциями: общими — мировоззренческой, методологической, ценностной, прогностической, социальной, культурной/межкультурной, образовательно-развивающей, профессиональной; специальными -информационной, коммуникационной, организационной, конструктивной и др.;

— как «межпрофессионального», содержательно отражающего, прежде всего, результат овладения будущим специалистом в процессе его подготовки актуальными составляющими профессиональной компетентности:

• обще- и межкультурного, обеспечивающего осмысление и принятие собственной роли и места в глобальном международном информационном, образовательном, экономическом пространстве как личности и как профессионала;

• ключевого (в плане конкурентоспособности): информационно-

коммуникационного, дающего возможность специалисту осуществлять деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий; билингвального, дающего возможность осуществлять деятельность в рамках широко используемого в мировой практике высшей школы билингвального подхода к подготовке специалистов (ее компоненты — знаниевый, или языковая подготовка, и коммуникативный, или межкультурный — умение и навык устно и письменно излагать мысли, аргументировать, анализировать, организовывать и поддерживать диалог с коллегами и обучающимися на двух языках);

• специального (определяется предметной спецификой).

6. Выявление и эмпирическое подтверждение основных путей дальнейшего оптимального развития системы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе. В этом случае следует обратить внимание на такие моменты, как организация образовательного процесса в условиях активного взаимодействия с компонентами постоянно усложняющейся образовательной среды вуза, встроенной в международное образовательное пространство; дальнейшая разработка идеи и конкретных вопросов педагогического (психологического, акмеологического) сопровождения (^поддержки?, ^фассилитации?) личностнопрофессионального развития студентов, магистрантов, аспирантов; разработка

особенностей и содержания процесса проектирования индивидуальных «образовательных маршрутов» обучающихся; развитие информационнокоммуникационных технологий и билингвального подхода в организации учебной и внеучебной деятельности в вузе; формирование и развитие актуальных компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста - компетентного, адаптированного, мобильного, и, следовательно -конкурентоспособного в мировом и общеевропейском пространстве глобализации - социальной, культурной, экономической, экологической и т.д.

Библиографический список

1. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании: Монография. - М.: МГОУ, 2011.

2. Гагарин А.В., Смирнова З.М. Теоретические аспекты билингвального обучения иностранных студентов в России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2011. №4.

Bibliograficheskij spisok

1. Raitskaya L.K. Didakticheskie i psikhologicheskie osnovy primeneniya tekhnologij Veb 2.0. v vysshem professionalnom obrazovanii: Monografiya. - M.: MGOU, 2011.

2. Gagarin A.V., Smirnova Z.M. Teoreticheskie aspekty bilingvalnogo obucheniya inostrannykh studentov v Rossii // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". 2011. №4.

Гагарин Александр Валерьевич - профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, начальник по науке Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Email: av.gagarin@migsu.ru

Gagarin Alexander - Professor, Department of Occupational and Psychology Profession, Director of Science at the International Institute of Public Service and Administration of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation in Moscow, E-mail: av.gagarin@migsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.