6. Simon Shaw. Development of Core Skills
training in the Partner Countries. Final Report for the ETF Advisory Forum SubGroup D, European Training Foundation, June 1998.
7. Оценка качества профессионального об-
разования / Под ред. В.И. Байденко, Дж. ван Занворта. - М., 2001. - С. 51-52.
8. Bader R. Entwicklung beruflicher Hand-
lungs-Kompetenz in der Berufsschule. Dortmund. 1990. S. 3.
9. Управление школой // Учительская газе-
та. - 2001. - № 32.
10. Шишов С. Е. Понятие компетенции в
контексте качества образования// Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. - № 2.
11. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжа-кова. - М., 2002. - С. 63.
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
13. Завалишина Д.Н. Психологическая структура деятельности // Развитие и диагностика способностей. - М., 1991.
А. ДОРОФЕЕВ, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана
Моральные основы деятельности современного человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, экономические и экологические обоснования. Именно поэтому представляется необходимым дополнить обучение как характеристику содержания образовательной услуги ее не менее важной компонентой - воспитанием и результатом образования - развитием, совершенствованием самоценной и социализированной личности, становлением интеллигентной личности.
Цель образования носит, таким образом, трехкомпонентный характер: в профессиональной области - профессиональная компетентность, в общественной жизни - успешная социализация личности, в личностной сфере -осознание собственной самоценности, проявление рефлексии и активности в целеполагании и в деятельности в целом, самоидентификация.
Профессиональная компетентность как показатель качества образования
Заказчиком и непосредственным потребителем образования является личность, тогда как общество формирует основные социально значимые требования к качеству образования в виде федеральной и региональной составляющих учебных планов, выступая корпоративным заказчиком и потенциальным потребителем, получающим профессионально-компетентного социализированного члена общества. Высшее учебное заведение - исполнитель образовательной услуги - ведет учебный процесс согласно учебным планам, реализуя разработанные его специалистами учебные программы, выполнение которых обеспечивает удовлетворение требований потребителей.
Думается, в этом отношении представляет интерес опыт одного из факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, объединяющего специальности по отраслевому признаку и ведущего целевую подготовку при тесном взаимодей-
ствии с передовыми предприятиями ракетно-космической отрасли.
В диаде показателей качества выпускника технического вуза - уровень развития личности [1] и инженерная профессиональная компетентность [2] ; последняя характеристика, включая и профессионально значимые качества личности, во многом обусловлена учебным планом и реализующими его образовательными технологиями и может быть выражена в виде совокупности требований, документирована, а следовательно, более или менее объективно контролируема в целом или по этапам.
В основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста. При этом учебный процесс должен моделировать соответствующие стороны будущей профессиональной деятельности (иногда именно из-за рассогласования востребованных качеств личности в учебном процессе и в профессиональной деятельности бывший студент-отличник отстает в профессиональном и карьерном росте от учившегося посредственно).
Из ряда сторон профессиональной компетентности, упоминаемых во множестве работ, можно выделить следующие.
1. Актуальная квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области, способности продуктивного владения современными компьютерными информационными технологиями, необходимые и достаточные для осуществления профессиональной деятельности).
2. Когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, новый инструментарий, новые информационные и компьютерные технологии, выявлять информаци-
онную недостаточность, способность к успешному поиску и освоению, использованию необходимой и достаточной научной информации, умение учиться и учить других).
3. Коммуникативная подготовленность: владение родным и иностранными языками, в том числе способность применять понятийный аппарат и лексику базовых и смежных наук и отраслей, владение коммуникативной техникой и технологией, знание основ патентоведения, авторского права, правовой сферы трудовых отношений, деловой этики профессионального общения и управления коллективом, умение их применять при оптимальном сочетании демократичности и авторитаризма, вести дискуссию, мотивировать и защищать свои решения на основе умения артикуляции - вербального, образного или иного выражения сущностного содержания в форме или виде, адекватно воспринимаемом в профессиональной среде референтной группой.
4. Владение методами технико-экономического, экологически-ориенти-рованного анализа производства с целью его рационализации и гуманизации.
5. Креативная подготовленность, т.е. способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановка и решение принципиально новых задач как в профессиональной сфере, так и в смежных областях.
6. Понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области и техносферы в целом в сочетании с духовными, политическими, социальными и экономическими процессами.
7. Осознанное позитивное отношение к инженерной деятельности как роду занятий, в частности, в рамках конкретной инженерной специальности, потребность, стремление и готов-
ность к профессиональному совершенствованию, корпоративная самоидентификация и позиционирование.
8. Устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества, такие, как ответственность, целеустремленность, решительность, толерантность, требовательность и самокритичность при достаточно высокой самооценке.
Востребованность того или иного качества профессиональной компетентности определяется местом специалиста в должностной иерархии, которое, в свою очередь, связано со стажем работы по специальности и общим трудовым стажем, соответствием отрасли и типа трудовой деятельности направлению обучения и полученной специальности и квалификации.
Элитарный (противоположный эгалитарному) характер получаемого образования придает ряду аспектов профессиональной компетентности приоритетный характер, т.е. они из желательных становятся обязательными и первостепенными:
• обладание додеятельностной потенциальной креативностью, актуализируемой в освоенной профессиональной деятельности в виде социально значимой творческой активности как необходимым субъективным условием творчества;
• владение на достаточном уровне творческими процедурами порождения принципиально нового знания, неформальными умениями проектирования (в том числе конструирования) новых устройств и систем, где доля внелогических (интуитивных) знаний и умений может превосходить логические;
• владение умениями принимать ответственные решения - как технические в проектно-конструкторской деятельности, так и организационно-административные; способность корректировать и определять (формулировать,
ставить) цель и приемлемые пути (способ, метод, технологию) ее достижения с учетом нравственных критериев;
• самоидентификация и высокая самооценка личной профессиональной компетентности, осознаваемая как подготовленность и субъектная потенциальная готовность (претенциозность) к внутрипрофессиональной поступательной (формальной и неформальной) и межпрофессиональной мобильности;
• способность к критической и инновационной рефлексии по отношению к собственной деятельности: эмоционально-нравственная, нравственноэстетическая оценка и самооценка, прогнозирование технических и социальных результатов деятельности и взаимоотношений в социуме, регулирование и корректировка собственного поведения, осознание потребности самосовершенствования.
Отметим единство и целостность необходимо дополняющих друг друга представлений о собственно профессиональной компетентности и профессионально значимых качеств личности, что отражается и термином «субъектная профессиональная компетентность».
Особенно явно отмеченное двуедин-ство прослеживается в характеристиках элитарной компоненты субъектной профессиональной компетентности, поскольку избирательность элитарной подготовки необходимо предусматривает обязательное применение педагогических технологий, разработанных по методологии субъектно-деятельностного подхода, в том числе с ориентацией на конкретную личность и индивидуальный учебный план и программы.
Подчеркнем взаимозависимость показателей приобретаемой профессиональной компетентности и конкретных профессионально-ориентированных аспектов воспитательной рабо-
ты, способствующей достижению необходимых качеств личности молодого специалиста:
■ формирование устойчивой мотивации повышения образования как необходимой предпосылки к занятию достойного положения в демократическом обществе и способа самореализации, раскрытия собственных творческих возможностей и через это - самоидентификации, осознание собственной самоценности как личности;
■ содействие воспитанию патриотизма, осознанию собственной принадлежности к России и её социокультурной целостности, к её народам и культуре (социокультурное позиционирование), к научно-инженерной школе (корпоративная идентичность, т.е. самоотождествление как активной части корпорации);
■ содействие формированию ценностей свободы и демократии; воспитанию толерантности как нормы социального сосуществования; гуманистического представления о глобальном характере инженерной деятельности при персонификации частных инженерных решений;
■ формирование основных представлений об этике и эстетике инженерной деятельности, уважения авторства и права интеллектуальной собственности, воспитание чувства ответственности за методы и результаты инженерной деятельности, должного соотношения личных, корпоративных, государственных и глобальных интересов и ценностей, вклада и ответственности.
Собственно предметное наполнение (предметная ориентация) воспитательной деятельности, направленной на студента - объекта и субъекта воспитания, как правило, не является определяющим и выступает в качестве уточняющих, конкретизирующих условий.
Педагогическое двуединство обучения и воспитания как равнозначных сфер образования определяет их роль в учебных процессах конкретной научно-педагогической школы, например школы МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Представленные здесь суждения отражают научную позицию и взгляды автора на профессиональную компетентность как основной показатель качества обучения (с учетом опубликованных материалов о роли воспитанников научно-педагогических школ МГТУ им. Н.Э. Баумана [3]), что придает настоящей публикации проблемный характер, приглашая коллег к обсуждению.
Литература
1. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения.- М., 1998.
2. Дорофеев А.А. Дидактические основы
проектирования литературы по дисциплинам специальности технического университета.- М., 2002.
3. Научные школы Московского государ-
ственного технического университета им. Н.Э. Баумана. История развития / Под ред. И.Б. Федорова и К.С. Колесникова. - М., 1996.