Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность как показатель качества образования'

Профессиональная компетентность как показатель качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность как показатель качества образования»

6. Simon Shaw. Development of Core Skills

training in the Partner Countries. Final Report for the ETF Advisory Forum SubGroup D, European Training Foundation, June 1998.

7. Оценка качества профессионального об-

разования / Под ред. В.И. Байденко, Дж. ван Занворта. - М., 2001. - С. 51-52.

8. Bader R. Entwicklung beruflicher Hand-

lungs-Kompetenz in der Berufsschule. Dortmund. 1990. S. 3.

9. Управление школой // Учительская газе-

та. - 2001. - № 32.

10. Шишов С. Е. Понятие компетенции в

контексте качества образования// Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. - № 2.

11. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжа-кова. - М., 2002. - С. 63.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

13. Завалишина Д.Н. Психологическая структура деятельности // Развитие и диагностика способностей. - М., 1991.

А. ДОРОФЕЕВ, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана

Моральные основы деятельности современного человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, экономические и экологические обоснования. Именно поэтому представляется необходимым дополнить обучение как характеристику содержания образовательной услуги ее не менее важной компонентой - воспитанием и результатом образования - развитием, совершенствованием самоценной и социализированной личности, становлением интеллигентной личности.

Цель образования носит, таким образом, трехкомпонентный характер: в профессиональной области - профессиональная компетентность, в общественной жизни - успешная социализация личности, в личностной сфере -осознание собственной самоценности, проявление рефлексии и активности в целеполагании и в деятельности в целом, самоидентификация.

Профессиональная компетентность как показатель качества образования

Заказчиком и непосредственным потребителем образования является личность, тогда как общество формирует основные социально значимые требования к качеству образования в виде федеральной и региональной составляющих учебных планов, выступая корпоративным заказчиком и потенциальным потребителем, получающим профессионально-компетентного социализированного члена общества. Высшее учебное заведение - исполнитель образовательной услуги - ведет учебный процесс согласно учебным планам, реализуя разработанные его специалистами учебные программы, выполнение которых обеспечивает удовлетворение требований потребителей.

Думается, в этом отношении представляет интерес опыт одного из факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, объединяющего специальности по отраслевому признаку и ведущего целевую подготовку при тесном взаимодей-

ствии с передовыми предприятиями ракетно-космической отрасли.

В диаде показателей качества выпускника технического вуза - уровень развития личности [1] и инженерная профессиональная компетентность [2] ; последняя характеристика, включая и профессионально значимые качества личности, во многом обусловлена учебным планом и реализующими его образовательными технологиями и может быть выражена в виде совокупности требований, документирована, а следовательно, более или менее объективно контролируема в целом или по этапам.

В основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста. При этом учебный процесс должен моделировать соответствующие стороны будущей профессиональной деятельности (иногда именно из-за рассогласования востребованных качеств личности в учебном процессе и в профессиональной деятельности бывший студент-отличник отстает в профессиональном и карьерном росте от учившегося посредственно).

Из ряда сторон профессиональной компетентности, упоминаемых во множестве работ, можно выделить следующие.

1. Актуальная квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области, способности продуктивного владения современными компьютерными информационными технологиями, необходимые и достаточные для осуществления профессиональной деятельности).

2. Когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, новый инструментарий, новые информационные и компьютерные технологии, выявлять информаци-

онную недостаточность, способность к успешному поиску и освоению, использованию необходимой и достаточной научной информации, умение учиться и учить других).

3. Коммуникативная подготовленность: владение родным и иностранными языками, в том числе способность применять понятийный аппарат и лексику базовых и смежных наук и отраслей, владение коммуникативной техникой и технологией, знание основ патентоведения, авторского права, правовой сферы трудовых отношений, деловой этики профессионального общения и управления коллективом, умение их применять при оптимальном сочетании демократичности и авторитаризма, вести дискуссию, мотивировать и защищать свои решения на основе умения артикуляции - вербального, образного или иного выражения сущностного содержания в форме или виде, адекватно воспринимаемом в профессиональной среде референтной группой.

4. Владение методами технико-экономического, экологически-ориенти-рованного анализа производства с целью его рационализации и гуманизации.

5. Креативная подготовленность, т.е. способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановка и решение принципиально новых задач как в профессиональной сфере, так и в смежных областях.

6. Понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области и техносферы в целом в сочетании с духовными, политическими, социальными и экономическими процессами.

7. Осознанное позитивное отношение к инженерной деятельности как роду занятий, в частности, в рамках конкретной инженерной специальности, потребность, стремление и готов-

ность к профессиональному совершенствованию, корпоративная самоидентификация и позиционирование.

8. Устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества, такие, как ответственность, целеустремленность, решительность, толерантность, требовательность и самокритичность при достаточно высокой самооценке.

Востребованность того или иного качества профессиональной компетентности определяется местом специалиста в должностной иерархии, которое, в свою очередь, связано со стажем работы по специальности и общим трудовым стажем, соответствием отрасли и типа трудовой деятельности направлению обучения и полученной специальности и квалификации.

Элитарный (противоположный эгалитарному) характер получаемого образования придает ряду аспектов профессиональной компетентности приоритетный характер, т.е. они из желательных становятся обязательными и первостепенными:

• обладание додеятельностной потенциальной креативностью, актуализируемой в освоенной профессиональной деятельности в виде социально значимой творческой активности как необходимым субъективным условием творчества;

• владение на достаточном уровне творческими процедурами порождения принципиально нового знания, неформальными умениями проектирования (в том числе конструирования) новых устройств и систем, где доля внелогических (интуитивных) знаний и умений может превосходить логические;

• владение умениями принимать ответственные решения - как технические в проектно-конструкторской деятельности, так и организационно-административные; способность корректировать и определять (формулировать,

ставить) цель и приемлемые пути (способ, метод, технологию) ее достижения с учетом нравственных критериев;

• самоидентификация и высокая самооценка личной профессиональной компетентности, осознаваемая как подготовленность и субъектная потенциальная готовность (претенциозность) к внутрипрофессиональной поступательной (формальной и неформальной) и межпрофессиональной мобильности;

• способность к критической и инновационной рефлексии по отношению к собственной деятельности: эмоционально-нравственная, нравственноэстетическая оценка и самооценка, прогнозирование технических и социальных результатов деятельности и взаимоотношений в социуме, регулирование и корректировка собственного поведения, осознание потребности самосовершенствования.

Отметим единство и целостность необходимо дополняющих друг друга представлений о собственно профессиональной компетентности и профессионально значимых качеств личности, что отражается и термином «субъектная профессиональная компетентность».

Особенно явно отмеченное двуедин-ство прослеживается в характеристиках элитарной компоненты субъектной профессиональной компетентности, поскольку избирательность элитарной подготовки необходимо предусматривает обязательное применение педагогических технологий, разработанных по методологии субъектно-деятельностного подхода, в том числе с ориентацией на конкретную личность и индивидуальный учебный план и программы.

Подчеркнем взаимозависимость показателей приобретаемой профессиональной компетентности и конкретных профессионально-ориентированных аспектов воспитательной рабо-

ты, способствующей достижению необходимых качеств личности молодого специалиста:

■ формирование устойчивой мотивации повышения образования как необходимой предпосылки к занятию достойного положения в демократическом обществе и способа самореализации, раскрытия собственных творческих возможностей и через это - самоидентификации, осознание собственной самоценности как личности;

■ содействие воспитанию патриотизма, осознанию собственной принадлежности к России и её социокультурной целостности, к её народам и культуре (социокультурное позиционирование), к научно-инженерной школе (корпоративная идентичность, т.е. самоотождествление как активной части корпорации);

■ содействие формированию ценностей свободы и демократии; воспитанию толерантности как нормы социального сосуществования; гуманистического представления о глобальном характере инженерной деятельности при персонификации частных инженерных решений;

■ формирование основных представлений об этике и эстетике инженерной деятельности, уважения авторства и права интеллектуальной собственности, воспитание чувства ответственности за методы и результаты инженерной деятельности, должного соотношения личных, корпоративных, государственных и глобальных интересов и ценностей, вклада и ответственности.

Собственно предметное наполнение (предметная ориентация) воспитательной деятельности, направленной на студента - объекта и субъекта воспитания, как правило, не является определяющим и выступает в качестве уточняющих, конкретизирующих условий.

Педагогическое двуединство обучения и воспитания как равнозначных сфер образования определяет их роль в учебных процессах конкретной научно-педагогической школы, например школы МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Представленные здесь суждения отражают научную позицию и взгляды автора на профессиональную компетентность как основной показатель качества обучения (с учетом опубликованных материалов о роли воспитанников научно-педагогических школ МГТУ им. Н.Э. Баумана [3]), что придает настоящей публикации проблемный характер, приглашая коллег к обсуждению.

Литература

1. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения.- М., 1998.

2. Дорофеев А.А. Дидактические основы

проектирования литературы по дисциплинам специальности технического университета.- М., 2002.

3. Научные школы Московского государ-

ственного технического университета им. Н.Э. Баумана. История развития / Под ред. И.Б. Федорова и К.С. Колесникова. - М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.