Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность будущих менеджеров социально-культурной сферы'

Профессиональная компетентность будущих менеджеров социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котельникова О. Ю.

Объективные процессы развития социокультурного пространства в ХХI веке сопряжены с участием кадрового ресурса сферы культуры и искусства. Современная цивилизация требует от человека способности к быстрой адаптации в социальной сфере, знаний и умений, соответствующих профессиональным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность будущих менеджеров социально-культурной сферы»

2 2 "Культурная жизнь Юга России" ,\Ь б (25), 2007

Педагогика и психология

0. Ю. КОТЕЛЬНИКОВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Объективные процессы развития социокультурного пространства в XXI веке сопряжены с участием кадрового ресурса сферы культуры и искусства. Современная цивилизация требует от человека способности к быстрой адаптации в социальной сфере, знаний и умений, соответствующих профессиональным требованиям.

Именно поэтому компетентностная модель образования привлекает внимание ученых, практиков, руководителей учреждений образования различного уровня. Сегодня, когда реформа образования вступила в новую фазу, разработка идей ком-петентностного подхода становится императивом, а реализация основных направлений Боло некого процесса только усиливает ее необходимость.

Следует отметить, что, несмотря на очевидный интерес исследователей к проблеме компетентности, до сих пор не существует единого мнения в определении сущности понятия «компетентность», ее компонентов и критериев. Различные стороны подготовки кадров со-циально-культурной сферы освещены в работах Н. К. Баклановой, Т. Г. Васильевой,

A. А. Майера, Л. С. Новиковой, В. С. Садовской и др. Вопросы развития коммуникативных способностей специалистов сферы культуры, а также роли профилированных дисциплин в процессе обучения разрабатывались Ю. П. Азаровым, Е. Г. Астапович, Л. С. Жарковой, В К. Клюевым, С. П. Петрикиной, И. М. Сусловой, А. М. Чука-евой, Т. В. Христидис. Множественность точек зрения на компетентностный подход в образовании (В. А. Болотов, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, А. И. Субетто,

B. Д. Шадриков, А. В. Хуторской и др.) позволяет сделать вывод о том, что понятие «компетентность» можно рассматривать как личностное достижение человека, вид опыта, сформировавшийся в результате образования и личностного саморазвития. Вместе с тем для практического применения профессионально-компетентност-ного подхода в обучении будущих менеджеров социокультурной деятельности уточним, что любая компетенция есть результат усилий, с одной стороны, самого обучаемого, а с другой - эффективной деятельности образовательного учреждения по организации учебного процесса.

Широкий диапазон информационного поля, причастность населения к решению проблем в различных областях социальной деятельности предъявляют повышенные требования к специалистам, создающим социально-культурные продукты и выступающим носителями и трансляторами культурных ценностей. Уровень про-

фессиональной компетентности студентов пока еще далек от качественного состояния, о чем свидетельствует многолетний опыт работы автора в вузе культуры и искусств. Данный факт подтверждается анализом профессиональной адаптации выпускников в социокультурной сфере. Это сопряжено с определенными причинами: отсутствием в обучающем процессе специальных прак-тико-ориентированных дисциплин, отсталостью дидактических методик и т. д. Все эти причины дают общий результат - низкую профессиональную компетентность студента, будущего менеджера социокультурной сферы.

Когда говорят о компетентном специалисте, имеют в виду человека опытного, квалифицированного, владеющего секретами профессионального мастерства, необходимыми умениями и навыками и возможностью их реализации в практической деятельности. Сформированная за годы обучения компетентность дает возможность решения возникших сложностей и проблемных ситуаций в профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональная компетентность представляет собой готовность личности к эффективной профессиональной деятельности (которая трактуется нами как совокупность моти-вационных, ценностных и исполнительских компетенций), основанной на имеющихся у данной личности знаниях и опыте, практических умениях. Существенной характеристикой специалиста социально-культурной сферы становится то, что он в совершенстве овладел профессиональными навыками и знаниями и стремится к их дальнейшему развитию и обновлению. Следовательно, когда говорят о профессиональной компетентности, то имеют в виду глубокую осведомленность в данной сфере трудовой деятельности.

Структура профессиональной компетентности имеет множество трактовок (И. Зимняя, Ю. Варданян, Т. Савинова, А. Яшкова, Э. Зеер, Э. Сыманюк, В. Соколов, Ю. Корнаухова и др.) и, как правило, включает следующие компоненты: когнитивный; мотивационный и ценност-но-смысловой: поведенческий и операционально-технологический; эмоционально-волевой. В то же время в разработке концепции компетент-ностного подхода к обучению будущих менедже-

№ б (25), 2007

' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^

ров социокультурной сферы следует учитывать, что компетентность не гарантируется обучением, хотя и является его итогом, так как она становится результатом личностного саморазвития, основана на целеустремленности, постижении основ профессионального мастерства.

При формировании профессиональной компетентности будущего менеджера социокультурной сферы особое внимание следует уделять развитию ключевых или базовых компетентностей, которые включают универсальные знания, умения и навыки. К числу важнейших в документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001) отнесены: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, компетентность в сфере гражданско-обще-ственной деятельности, компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, компетентность в бытовой сфере, компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

К числу ключевых компетентностей И. А. Зимняя относит ряд характеристик, а именно: 1) готовность к проявлению компетентности (мотиваци-онный аспект); 2) владение знаниями компетентности (когнитивный аспект); 3) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); 4) отношение к содержанию компетентности в объеме ее приложения (ценностно-смысловой аспект); 5) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (1). Приведенные характеристики рассматриваются автором в качестве общих ориентировочных критериев, позволяющих оценить содержание компе-

тентности менеджеров социокультурной сферы в процессе обучения в вузе. Сами же ключевые компетентности в контексте данной проблемы являются одним из компонентов содержания образования, ибо имеют процессуальную и целевую характеристики, а также отражают результат образования в его целостности и взаимосвязи.

Для оценки степени достижения профессиональной компетентности менеджера социокультурной деятельности важны личностные компетенции, или компетенции межличностного общения. Назовем те из них, которые способны обеспечить совокупность качеств, свойств, умений, необходимых для успешного выполнения трудовых функций и их постоянного совершенствования. Это - творческое отношение к труду, креативность, стремление к совершенствованию в профессиональной деятельности, поиск путей нестандартного решения задач, высокие результаты деятельности, ее продуктивность.

Таким образом, значение формирования перечисленных компетентностей у будущих менеджеров социокультурной сферы на основе государственных образовательных стандартов нового поколения позволят существенно продвинуться вперед в реализации одной из стратегических задач, вытекающих из Национального проекта «Образование», т. е. приблизиться к потребностям общества в специалистах высокого профессионального уровня.

Литература

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 37-39.

А. В. СКРИПКИНА

КОРПОРАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Рыночные отношения, сложившиеся в России в 90-х годах прошлого столетия, оказывают значительное влияние на все сферы жизни, в том числе и на образовательную деятельность вузов.

Высшие учебные заведения, являясь элементом социальной системы, претерпевают все характерные для этого этапа коллизии: обострение конкуренции за распределение бюджетных средств, недостаток финансирования для обновления материально-технической базы, нехватка квалифицированных кадров, обострение противоречия между целями, стоящими перед современной высшей школой, и предоставленными ей возможностями. Поиск путей преодоления сложившихся трудностей поставил вузы перед необходимостью освоения маркетинговых технологий управления и разработки механизмов формирования положительного имиджа учебного заведения

Существенными в данном контексте являются целенаправленные действия вуза по формированию своего имиджа как в регионе, так и в России в целом. Сегодня вузы культуры и искусств вынуждены заниматься созданием собственного уникального имиджа, который в значительной мере определяет их привлекательность для поступающих, вызывает доверие со стороны работодателей и заказчиков образовательных, научных, творческих услуг, т. е. делает их конкурентоспособными.

Прежде чем рассмотреть механизм формирования имиджа любого учреждения, уточним дефиниции «индивидуальность» и «идентичность». Индивидуальность как личности, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.