XVМеждународная научно-практическая конференция УДК 372.881.111.1
Гребенникова Юлия Константиновна Grebennikova Juliya Konstantinovna, Ассовская Елена Ивановна Assovskaya Elena Ivanovna
старший преподаватель senior lecturer
Санкт-Петербургский Университет Гражданской Авиации Saint-Petersburg University of Civil Aviation
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ГРАЖДАНСКОЙ авиации
CIVIL AVIATION UNIVERSITY GRADUATES' FOREIGN LANGUAGE PROFICIENCY
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов профессиональной иноязычной подготовки выпускников ВУЗов гражданской авиации. Сформулирована актуальность проблемы обучения английскому языку для специальных целей, а также представлены выводы, основанные на результатах пробного обучения, проведённого в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации.
Abstract: The article is dedicated to the issue of civil aviation university graduates' foreign language proficiency. The crucial issues of teaching English for specific purposes are considered. In addition to this, conclusions based on experimental teaching at University of Civil Aviation are reached.
Ключевые слова: транспортная и авиационная безопасность, иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция, лексическая компетенция, английский язык для специальных целей, лексические навыки.
Keywords: transport and aviation safety, foreign, professional and communicative competence, lexical competence, English for specific purposes, lexical skills.
Изменение социально-политической обстановки в Российской Федерации, наличие постоянно видоизменяющейся террористической угрозы заставляет общество и Правительство Российской Федерации обращаться к вопросам авиационной и транспортной безопасности
«Инновационные аспекты развития науки и техники» нашей страны. В Воздушном кодексе Российской Федерации под
авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации понимается как противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий [4].
В Федеральном законе Российской Федерации под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [7].
Как отмечает Ю. М. Волынский-Басманов, академик Российской и Международной академий транспорта, профессор, эффективное противостояние терроризму на транспорте непосредственно связано с наличием высококвалифицированных кадров в системе служб авиационной и транспортной безопасности, способных выявить потенциально опасного пассажира, предметы, запрещенные к перевозке [3].
Основой высокого уровня профессионализма, необходимого для обеспечения авиационной и транспортной безопасности в современных условиях, является качественная система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области обеспечения транспортной и авиационной безопасности в ВУЗах гражданской авиации. Иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция является важной составляющей профессиональной деятельности специалистов в области обеспечения транспортной и авиационной безопасности. Иноязычная лексическая компетенция является языковой основой профессионально-коммуникативной компетенции. Под профессиональной лексической компетенцией О. Г. Стародубцева
XVМеждународная научно-практическая конференция понимает «способность применять соответствующую лексику, сформированные на её основе навыки и умения, когнитивно-речевой опыт в различных ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов» [9, с. 127-128].Основой лексической компетенции являются лексические навыки, обеспечивающие выбор лексических единиц и их правильное с точки зрения норм языка, сочетание друг с другом, таким образом, одним из условий практического овладения английским языком для специальных целей является формирование у студентов профессионально-ориентированной лексической компетенции.
Вопросам профессиональной иноязычной подготовки выпускников ВУЗов посвящены работы многих авторов (Н. И. Алмазова, М. Л. Хруненкова, М. В. Ларионова, О. В. Бабчук, И. А. Скачинская, Л. В. Покушалова, Л. Т. Серебрякова, О. В. Фурер, Л. А. Егорова и другие) [1, 6, 2, 8, 5, 10]. Однако проблема обучения английскому языку для специальных целей остаётся актуальной.
С нашей точки зрения, актуальность проблемы обучения английскому языку для специальных целей определяется на трех уровнях: социальном, научно-теоретическом и научно-методическом. На социальном уровне актуальность обусловлена проблемой обеспечения транспортной и авиационной безопасности в связи с изменением социально-политической обстановки в Российской Федерации, и наличием постоянной террористической угрозы, таким образом, возникает необходимость подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, включающим владение английским языком, в области обеспечения транспортной и авиационной безопасности в ВУЗах гражданской авиации. На научно-теоретическом уровне, актуальность обусловлена недостаточной изученностью в отечественной методике обучения иностранным языкам, вопроса использования стратегий обучения в качестве эффективного «инструмента», повышающего эффективность
«Инновационные аспекты развития науки и техники» формирования лексических навыков. На научно-методическом уровне
актуальность обусловлена отсутствием учебных пособий, разработанных для студентов, обучающихся по специальности «Организация и обеспечение транспортной безопасности», необходимостью поиска способов повышения эффективности формирования лексических навыков у курсантов ВУЗов гражданской авиации.
В Санкт-Петербургском университете гражданской авиации мы провели пробное обучение для проверки эффективности освоения профессионально-ориентированной лексике по разработанному нами учебно-методическому пособию, для студентов, обучающихся по специальности «Организация и обеспечение транспортной безопасности».
На основе результатов пробного обучения были сделаны следующие выводы. Повышение уровня сформированности лексических навыков у слушателей ВУЗов гражданской авиации можно достичь при:
1. использовании разработанных учебно-методических пособий, ориентированных на обучение английскому языку для специальных целей, включающее комплексы лексико-грамматических упражнений, разработанных на базе аутентичных профессионально направленных текстов;
2. выделении в составе содержания обучения английскому языку для специальных целей стратегического аспекта, в состав которого входят учебные стратегии и формировании у студентов умений пользоваться этими стратегиями в процессе формирования лексических навыков.
Библиографический список:
1. Алмазова Н. И. Специфика обучения профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов технического ВУЗа // XL Неделя науки СПбГПУ : материалы междунар. науч.-практ.
XVМеждународная научно-практическая конференция конф.. Ч. ХХ. / Н. И. Алмазова, М. Л. Хруненкова. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - С. 136-138.
2. Бабчук О. В. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых вузах // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам : материалы IX междунар. науч.- практ. конф., Минск, 12 - 14 Мая 2016 г. -Минск, 2016. - С. 19-21.
3. Волынский-Басманов Ю. М. Актуальные проблемы обучения по авиационной безопасности // Транспорт Российской Федерации. -2005. - № 1. - С. 66-68.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/10705 (20.09.21).
5. Егорова Л. А. Английский язык для специальных целей: лингвистические, прагматические и дидактические аспекты // Современная лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - Т. 1. - С. 6-20.
6. Ларионова М. В. О проблеме профильно-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Филологи-ческие науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 9 (27), ч. 1. - С. 94-96.
7. О транспортной безопасности [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24993 (20.09.21).
8. Покушалова Л. В. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе / Л. В. Покушалова, Л. Т. Серебрякова // Молодой учёный. - 2012. - № 5 (40). - С. 305-307.
9. Стародубцева О. Г. Лексическая компетенция как языковая основа профессионально-коммуникативной подготовки студентов неязыкового вуза // Бюллетень сибирской медицины. - 2013. - Т. 12, № 3. -С. 127-131.
«Инновационные аспекты развития науки и техники» 10. Фурер О. В. К вопросу обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе // Научный альманах. - 2017. - №2 3-2 (29). - С. 214-216.