ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ аспекты ПРОФЕССНОНМЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УДК 159.923.2+316.454.2
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
А. А. Диденко, И. В. Диденко
В статье рассматривается профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск МВД России в ее взаимосвязи с профессионализмом, анализируются уровни профессиональной идентичности и проблемы ее формирования, выявленные эмпирическим путем.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессионализм, военно-профессиональные ценности, корпоративизм, военное образование, внутренние войска МВД России, мотивы военной службы.
Начавшийся в первом десятилетии XXI в. процесс «придания нового облика вооруженным силам страны», нацеленный на построение «профессиональной» армии, затронул многие аспекты военно-профессиональной деятельности внутренних войск МВД России, от принципа комплектования военнослужащих, внедрения новой военной техники и информационных технологий управления войсками до организационных и структурных изменений на всех уровнях функционирования данного социального института. При этом на фоне концентрации организационных, финансовых, военно-технических ресурсов наблюдалась явная недооценка фактора профессионализма самих военнослужащих, вне которого реформирование перестает быть процессом обновления.
В таких условиях проблема профессионализма военнослужащих становится первоочередной задачей. Будучи сложным социально-психологическим феноменом, вызывающим пристальный интерес ряда социогуманитарных наук (психологии, социологии, педагогики), профессионализм немыслим без своей основной составляющей — профессиональной идентичности. По отношению к выполняемой деятельности сформированная профессиональная идентичность проявляется не только
в принятии избранной профессии в качестве средства самореализации и развития, но и в принятии ценностей, в становлении профессиональной адаптации ', в значимости членства в профессиональной группе 2, в отсутствии противоречий между социальнопрофессиональными требованиями к человеку и его желаниями (возможностями 3), в доминировании внутренней мотивации к профессиональной деятельности над внешней 4, в субъектно-социальнодеятельностном соответствии 5.
В научной литературе существует много определений понятия «профессиональная идентичность», поэтому представим ее обобщенное понимание как отождествление себя с конкретной профессией и профессиональным сообществом. Если рассматривать военнослужащих как социальнопрофессиональную группу, выполняющую социально значимые функции по защите Отечества, то можно отметить, что результатом сформированной профессиональной идентичности на микроуровне (индивидном) будет осознание общественно значимых ценностей, истинное служение Отечеству; на мезо-уровне (социальных групп) — сохранение кадрового ядра, преемственность формальных социальных практик, на макроуровне (социальных институтов) — эффективное выполнение одной из основных задач, стоящих перед внутренними войсками МВД России — обеспечение национальной безопасности (борьба с терроризмом, экстремизмом).
Обратимся к результатам авторского эмпирического исследования 6, проведенного среди военнослужащих внутренних войск МВД России в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах в 2011 — 2012 гг. (объем выборки составил 1060 военнослужащих). На основе психологической теории идентичности, согласно которой показателями развития идентичности являются профессиональная самооценка, удовлетворенность трудом и отношение человека к системе ценностей, традициям и ритуалам, характерным для данной профессиональной группы 7, были определены уровни сформированной профес-
сиональнои идентичности военнослужащих внутренних войск МВД России (рис. 1).
□ Позитивная □ Условно позитивная
□ Неопределенная □ Кризис идентичности
Рис. 1. Уровни профессиональной идентичности военнослужащих
Позитивная профессиональная идентичность — профессиональные планы определены, профессиональные ценности интериоризированы, выстроены профессиональные убеждения (высокая и выше среднего профессиональная самооценка, высокая удовлетворенность трудом, положительное отношение к системе профессиональных ценностей).
Неопределенная (диффузная) профессиональная идентичность — военнослужащие не уверены, будут ли они служить дальше, не видят профессиональной карьеры или не желают ее продолжать, служба предстает как временное занятие (сочетание средней и выше среднего профессиональной самооценки, средней или низкой удовлетворенности трудом, безразличное или слабо заинтересованное отношение к системе профессиональных ценностей).
Условно позитивная идентичность основана на меркантильных интересах, удовлетворение которых позволяет поддерживать ритуалы, но не приводит к ин-териоризации ценностей (проявляется в сочетании средней и выше среднего профессиональной самооценки, средней и низкой удовлетворенности трудом, низкой значимости профессиональных ценностей).
Кризис идентичности может наблюдаться в двух случаях:
— отсутствии (потере) позитивного смысла выполнения профессиональной деятельности, при сохранности форм достижения, пересмотре своего отношения к профессии (сочетание низкой и ниже среднего профессиональной самооценки, низкой удовлетворенности трудом, незначимости системы профессиональных ценностей);
— пересмотре своей позиции в профессии при достижении предельного возраста службы, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или при проведении организационно-штатных мероприятий (сочетание высокой и выше среднего
профессиональной оценки, высокая удовлетворенность трудом, положительное отношение к системе профессиональных ценностей).
В целом профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск предстает вполне сформированной по выборке, но при условии рассмотрения условно позитивной идентичности с положительной точки зрения (не принимая во внимание наличие только внешнего принятия профессиональных ценностей и ритуалов). Данная ситуация, по нашему мнению, может быть обусловлена многими причинами. Во-первых, мотивами, приведшими человека на военную службу (табл. 1). Они вызывают озабоченность, поскольку традиции, воинские духовные ценности, гордость профессией, передаваемые от отца к сыну в семьях кадровых военнослужащих, подкрепленные соответствующим образованием и опытом, оказывали большое влияние на формирование личности профессионального военнослужащего, его профессиональной идентичности и, как итог, профессионализма в воинской сфере 8. Являясь по сути, внутренними мотивами, они способствовали достижению вершин мастерства, становясь одним из основных ак-меологических ресурсов военного профессионализма.
Во-вторых, гендерный состав опрошенных: 19,2% составляют военнослужащие женского пола, мотивы профессионального выбора и отношение к военной службе которых отличны от мужских (полученные результаты соответствуют данным в исследовании Ж. В. Гербач 9). Женщины чаще руководствуются социальным мотивом выбора военной службы как профессии (гарантированная заработная плата, пенсия, социальные льготы, государственная поддержка приобретение жилья, медицинское лечение и т. д.); при этом карьера для них субъективно и объективно ограничена, что не способствует их профессиональному росту и развитию. Налицо некая «вынужденность» включения женщин в военнопрофессиональное сообщество, что, безусловно, сказывается на формировании профессиональной идентичности военнослужащих данной категории.
В-третьих, значение имеет и должностной состав респондентов, среди которых 28,6% к офицерскому составу не относятся. Для них менее выражена карьерная составляющая службы и отношение к воинским ценностям и ритуалам, что обусловлено спецификой должностей и требованиями к профессиональному образованию. Здесь возникает другой вопрос, касающийся взаимосвязи профессионального военного образования и профессиональной идентичности. Для военнослужащего получение военного образования — это не просто констатация уровня его профессиональных знаний или квалификационное требование для замещения должностей, а этап в развитии профессиональной
Таблица 1. Мотивы поступления на военную службу во внутренние войска МВД России
различных групп респондентов, %
Респонденты Призвание Романтика Династия Социальные Материальные Бесплатное образование Самоутверждение Иные
Офицеры Мужчины 28,54 3,45 13,74 30,69 18,32 16,34 12,50 6,87
Женщины 33,33 - 10,78 55,88 - - - -
Сержанты Мужчины 14,35 - 7,42 50,00 14,35 - - 14,35
Женщины 8,77 8,91 21,78 43,56 17,82 - - -
Примечание. Сумма ответов может быть не равна 100%, так как вопрос предусматривал множественность выбора.
идентичности, поскольку обучение в военном вузе обеспечивает профессиональную социализацию через ритуализацию профессионального поведения. Профессиональные ритуалы способствуют усвоению индивидом профессиональных норм и ценностей, выработанных в профессиональном сообществе, способствуют поддержанию социальных практик взаимоотношений. На момент исследования среди респондентов-офицеров соотношение окончивших военный и гражданский вуз составляло 3:1. Мы не подвергаем сомнению способ комплектования военных кадров, поскольку подобная тенденция (набор лиц с гражданским образованием в Вооруженные силы страны) присуща многим армиям (национальной гвардии) ведущих стран мира. Это связано с привлечением высококвалифицированных специалистов в узких областях научно-технического знания, однако командовать (управлять) людскими ресурсами и техникой сможет только офицер с военным образованием (как специалист по «управлению насилием» — в терминологии С. Хантингтона), обладающий необходимыми интеллектуальными знаниями, морально-психологической подготовкой, чувством профессиональной ответственности и профессиональной идентичностью 10.
В-четвертых, причиной может быть и степень доверия к «абстрактной системе», лежавшего в основе любого типа идентичности 11. Проведенное нами исследование косвенно выявило проблему доверия военнослужащих к военной службе как социальному институту. На уровне индивидуума это заключается в том, что корпоративизм слабо выражен, хотя
он должен проявляться в защите чести и достоинства мундира (вне зависимости от звания и должности), отстаивании интересов акторов военной службы, в принятии корпоративных ценностей, определяющих нравственные устои и стиль поведения, отраженные в таких понятиях, как воинская честь и достоинство, повышенная ответственность за судьбу России и ее безопасность, войсковое товарищество, воинские ритуалы и традиции, военная форма одежды 12. Тем более удивительно, что внутренние войска МВД России (как социальный институт) имеют такие внешние (структурные) корпоративные характеристики, как вертикальная интеграция, управление из общего центра; сплоченность организации, когда каждое подразделение или звено функционирует не само по себе, а как часть целого 13. Возникает закономерный вопрос о том, почему не развиты внутренние (содержательные) характеристики, традиционно приписываемые корпоративным институтам 14. Речь идет уже не столько о доверии, сколько о стабильной ориентации на служение Отечеству, соблюдение профессионального этического кода, т. е. всего, что традиционно присуще военной службе. Пока мы наблюдаем лишь одностороннее взаимодействие между военной службой как социальным институтом и ее акторами — военнослужащими. Другими словами, указанные характеристики требуются к исполнению, но не обеспечены процессуально.
К чему все это может привести? Социология традиционно относила военнослужащих к профессиональным группам, которые характеризуются такими атрибутами, как сформированная ком-
петентность, основанная на практических умениях и теоретических знаниях, наличие определенного кодекса поведения, исполнение служебных обязанностей на благо общества 15. В условиях потери значимости указанных военно-корпоративных ценностей возникает опасность формирования военного корпоративизма «наизнанку», характеризуемого круговой порукой, стремлением присоединиться к корпоративно настроенному большинству с целью получить индивидуальные привилегии, реализовать личные интересы. При этом военная бюрократия будет характеризоваться тем, что назначение на должность основывается не на компетентности, а на личных взаимосвязях и(или) политических предпочтениях. Одновременно возможен рост профессионального маргинализма или псевдопрофессионализма (в терминологии Е. П. Ермолаевой 16) среди молодых военнослужащих: в профессию придут лица, не обладающие должной степенью компетентности, стремящиеся использовать профессию для достижения максимальной личной выгоды. Безусловно, это не способствует развитию внутренних войск и противоречит усилиям государства по формированию профессиональной армии.
Обратимся к рассмотрению ценностного компонента профессиональной идентичности. Как справедливо отмечает С. С. Соловьев, военнослужащие образуют социально-профессиональную группу, для которой ценности военной службы — не отвлеченные понятия, а постоянно действующие мотиваторы их повседневной жизни, усвоенные через призму жизненных ценностей более высокого уровня, где военные выступают как обычные граждане, для которых значимы базовые понятия: общение, семья, работа (служба), благополучие 17.
Структура военно-профессиональных ценностей респондентов изучалась путем анализа ответов на вопрос: «Что в военно-профессиональной деятельности для Вас является ценностью? Определите значимость для Вас профессиональных ценностей». Для оценки важности ценностей использовалась 4-балльная шкала: 1 — очень значимо; 2 — малозначимо; 3 — незначимо; 4 — совершенно безразлично. По шкале рассчитывался индекс, который является средней арифметической. В настоящий момент ценностный компонент профессиональной идентичности военнослужащих внутренних войск МВД России представлен следующими категория-
Таблица 2. Военно-профессиональные ценности военнослужащих внутренних войск МВД России (индексы)
Группа ценностей Категория ценности Офицерский состав Не офицеры
муж. (N=655) жен. (N=102) муж. (N=202) жен. (N=101)
Военно-корпоративные Воинские ритуалы, традиции 1,37 2,23 2,13 3,03
Воинская честь, достоинство 1,00 1,73 1,95 2,91
Причастность к защите Отечества 1,37 2,49 2,20 3,00
Военная форма одежды как принадлежность к силовым структурам 1,68 2,11 1,80 2,13
Военно-профессиональные Руководить (командовать) людьми 2,47 2,81 1,57 3,00
Стать настоящим профессионалом (профессиональное самосовершенствование) 1,26 1,10 1,95 3,10
Специально- меркантильные Овладеть востребованной в гражданских условиях специальностью 2,52 2,90 2,60 3,10
Получить специальные льготы и преимущества 1,79 1,40 1,06 1,00
Достичь положения в обществе за счет военной карьеры 2,47 1,57 1,70 2,34
Материально-бытовые Избежать безработицы, переждать трудные времена 2,21 1,23 1,20 1,20
Возможность решить жилищные проблемы 1,42 1,10 1,06 1,20
ми военно-профессиональных ценностей (табл. 2). Для кадровых офицеров доминирует ориентация на военно-корпоративные ценности, что подтверждает мнение С. С. Соловьева об особом менталитете офицерства 18 в отличие от сержантского состава, где преобладают материально-бытовые и специальномеркантильные ценности. Вместе с тем мы видим увеличение доли материально-бытовых и специальномеркантильных ценностей (в части льгот и преимуществ) офицерства (по сравнению с данными С. С. Соловьева 19). Причина — изменения общественной ситуации и общественного сознания в конце XX в., сопровождавшиеся падением престижа военной профессии, академического военного образования, нестабильностью экономического положения офицерских семей, отсутствием заботы государства о «служивых».
Ценностная сфера военнослужащих внутренних войск МВД России в настоящий момент представлена в большей степени индивидуальными, нежели коллективными, ценностями (некоторое исключение составляют кадровые офицеры), что отражается на степени профессиональной идентичности, корпоративизме и их реализации в поведении и деятельности. Вместе с тем диагностируется структурный резерв в виде роста ценностей военнослужащих, что связано с ценностью профессионализма, оптимально содержащего возможность синтеза терминальных и инструментальных ценностей, ценности успеха и саморазвития: индивидуалистические ориентации в такой ситуации становятся зависимыми от коллективных практик, связанных с пониманием профессиональной деятельности как сферы самореализации. Это способствует поддержанию стабильности профессиональной структуры внутренних войск, воспроизводству адекватных военно-профессиональных отношений и традиций, т. е. повышению эффективности военно-профессиональной деятельности.
Рассмотрение проблемы профессиональной идентичности военнослужащих и учет ее когнитивномотивационного и ценностного компонентов при формировании личности военного профессионала могут стать ключом к пониманию многих проблем воинского коллектива и залогом высокого профессионализма внутренних войск МВД России.
1 Караваев А. Ф., Антилогова Л. Н., Скиданов Е. А., Зверев В. О. Профессиональная адаптация выпускников вузов МВД как фактор становления сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2(49). С. 53-57.
2 Хащенко В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 5. С. 32-49.
3 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 12.
4 Емельянова О. Я. Формирование профессиональной идентичности с целью адаптации работника к деятельности по специальности // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. Экономика и управление. 2005. № 2. С. 153-156.
5 Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М., 2008. С. 110.
6 Диденко А. А. Динамика профессиональной структуры внутренних войск МВД России : дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2013. 190 с.
7 Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 53-58.
8 Попов А. В. Военная интеллигенция России: генезис, формирование и развитие ее духовно-нравственных ценностей. Иваново, 2007. С. 167.
9 Гербач Ж. В. Динамика гендерной структуры российской армии : дис. . д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2010. 317 с.
10 Huntington S. P The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations. Cambridge : Harvard University Press, 1957. P. 112.
11 Giddens А. Modernity and selfidenlity. Stanford, 1991.
С. 64.
12 Соловьев С. С. Трансформация ценностей военной службы // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 17-25.
13 Перегудов С. П. Крупная российская корпорация в системе власти // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 2001. С. 193-194.
14 Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998.
270 с.
15 Millerson G. The Qualifying Associations: a Study in Professionalization. London: Routledge & Kegan Paul, 1964. 320 p. ; Pavalko R.M. Sociology of Occupations and Professions. 2nd ed. Itasca, IL: F.E. Peacock Publishers, 1988. 355 p.
16 Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. № 4. С. 51-59.
17 Соловьев С. С. Указ. соч. С. 17-25.
18 Соловьев С. С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 50-62.
19 Соловьев С. С. Трансформация ценностей военной службы. С. 17-25.